8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда
Главная Статьи Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы (†1227)

Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы (†1227)

08.07.2016

Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы (†1227)

Записал повествование о благоверных Петре и Февронии в XVI в. священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой — тело князя покрылось струпьями и язвами. «Повесть» говорит, что Петр получил эту страшную болезнь, когда вступил в бой с силами зла - змием, который являлся жене его брата Павла в облике ее мужа и искушал княгиню. Женщина выведала, что погибель супостату "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Князь Петр был молитвенником, причем любил молитву уединенную. Во время такой молитвы в видении ему явился отрок, который дал Петру тот самый Агриков меч. Благоверный князь выследил и поразил змия, но перед смертью тот обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело Петра покрылось струпьями.
Он послал по окрестностям своих людей, чтобы нашли целителя. Один из княжеских слуг проезжал через деревню Ласково и зашел в дом, где застал за тихим деланием – ткачеством - девушку, у ног которой прыгал заяц. Феврония поразила слугу своими мудрыми речами, и тот поведал ей о болезни князя и тщетных попытках его лечения. В ответ он услышал: «Если князь приедет сюда и явит смирение, то излечится». Князя привезли к Февронии: он думал, что та знает врача, который бы мог его вылечить. Однако девушка сама пообещала вылечить князя. От подарков отказалась, но назвала условие исцеления: князь должен будет на ней жениться. И князь пообещал, решив после исцеления откупиться подарками, так как его брак с крестьянкой был невозможен.
Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного. Он так и сделал. Но так как Петр не исполнил условия исцеления, не женился на Февронии, то вскоре от этого струпа болезнь возобновилась, и князь вернулся в Ласково. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию. Не желая иметь правительницей над собой крестьянку, они подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня сказала, что ей нужен только ее супруг. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий человек, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", - отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" Тот смутился и покаялся в душе.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония ласково утешала его: "Не скорби, княже, Милостивый Бог не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти колышки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, ведь если "для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.
Не успели они утром проснуться, как приехали послы из Мурома и стали умолять Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блаженные Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и разумно, творя милостыню с молитвой в сердце. В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды. И назван был в иноческом чине князь Петр Давидом, а Феврония - Ефросинией.
Когда приспело время благочестивого преставления их, умолили они Бога, чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: "О, сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу". Она же ответила: "Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь". Он во второй раз послал сказать: "Недолго могу ждать тебя". И в третий раз прислал сказать: "Уже умираю и не могу больше ждать!" Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила. И остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня (8 июля по новому стилю).
После их преставления решили тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Решили так, говоря, что, так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви Пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались Святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, как повелели они сами - в едином гробе, который Бог даровал на просвещение и на спасение города Мурома. В настоящее время мощи Святых находятся в Муромском Свято-Троицком женском монастыре. Кто приходит с верой, тот щедро получают просимое.
«Повесть о Петре и Февронии» не может считаться житием в строгом смысле, поскольку в ней нашли отражение различные фольклорные предания и сказания. Однако это древнерусское произведение содержит сокровище духовное, вечное, потому что рассказывает о совершенной супружеской и христианской любви.
На Руси издревле существовало почитание благоверных Петра и Февронии. В середине XVI века они были канонизированы в Русской Православной Церкви и с тех пор считаются покровителями христианской семьи и брака. К ним часто обращаются молодые супруги, прося о сохранении любви и счастья в их семье.


С 2008 года в день памяти святых Петра и Февронии в России отмечается праздник семьи, любви и верности. Символом праздника стала ромашка, которая своим белым цветом напоминает о чистоте и святости брака. День памяти Петра и Февронии всегда попадает на Петровский пост. Во время постов венчание не совершается, потому священный Синод принял решение установить еще один день памяти в честь святых, который связан с перенесением их мощей и совершается в воскресенье, предшествующее 6 сентября.

Рака с мощами святых Петра и Февронии в Свято-Троицком Муромском монастыре

Тропарь, глас 8:

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Молитва

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.