8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда
Главная Статьи ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

04.12.2016

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в Назаретском доме своих родителей. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар чудесно родившейся Дочери. Процессия двигалась от Назарета до Иерусалима в течение трех дней, с краткими остановками для отдыха. Лик дев с зажженными свечами шел впереди процессии. За ними следовали Иоаким и Анна и вели за руки Преблагословенную Дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. По словам св. отцов, Богоотроковице незримо сопутствовали бесплотные ангелы и окружали Ее. Об этом свидетельствует св. Георгий, Архиепископ Никомидийский. "Ангелы, и премирные силы, - говорит он, - окружали Деву. Хотя они еще не ведали силу тайны, но как слуги, по Господню повелению служили Ей. Их удивляло ношение Девою знаков вечной чистоты и неприближение к Ее плоти никакой греховной скверны".

Во все продолжение путешествия девицы пели Давидовы псалмы, а праведные Иоаким и Анна многократно вспоминали слова псалма: "Слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он — Господь твой. И ты поклонись Ему"

Наконец, процессия достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники, во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела св. Марию к самому церковному входу и сказала Ей: "Иди, Дочь, к Богу, давшему мне Тебя, — благосердому Владыке. Войди в Господню церковь — радость и веселие мира". Затем, обращаясь к Захарии, своему родственнику, Анна сказала: "Приими, Захария, непорочный ковчег и кадильницу невещественного Угля — мою Богодарованную Дочь. Введи Ее в гору святыни, в уготованное Ей Божие жилище, пока Бог не изволит совершить определенное о Ней".

Входом в Иерусалимский храм была площадка, к которой вели с земли пятнадцать ступеней по числу пятнадцати степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Богоотроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она изошла сама и очень быстро без всякой поддержки стала на верху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие и особенно св. Захария. Как исполненный Св. Духа пророк, он сказал Анне: "Благословен твой плод, жена; преславны твои ложесна и Приведенная тобою".

После того он взял за руку св. Марию и повел Ее во святилище со словами: "Гряди, Свет для лежащих во тьме, новое и Божественнейшее дарование. Войди в радость, - в церковь Господа Твоего: теперь в земную, позже - в горнюю". Богоотроковица же шла по дому Господню с великой радостью. Малая возрастом, Она была уже благодатно совершенна. Из святилища Захария, к удивлению всех, повел Ее за вторую завесу храма, то есть во Святое Святых, и там указал Ей место к молитве. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, где впоследствии Захария и был убит. Только одной Богоотроковице Марии со времени Ее введения было позволено Захарией на всякий час входить для молитвы за вторую завесу, во внутренний алтарь. Захария, по внушению Божию и просвещению благодатию, уразумел, что символическое нахождение кивота Завета во Святом Святых собственно обозначало постоянное стояние там на молитве Живого Кивота Божия - Пресвятой Марии. В силу этого откровения он без всякого сомнения и колебания и вопреки закону ввел сюда Пречистую.

Пресвятая Мария в начале Своей жизни при храме была помещена в здании для девиц. Иерусалимский храм имел много жилых помещений, примыкавших к церковной стене со внешней ее стороны. К Пречистой Отроковице Марии были приставлены старшие Ее по летам девицы, искусные в знании Священного Писания и рукоделии. Они учили Ее читать священные книги, прясть шерсть и лен, вышивать шелками, ткать, шить священные одежды. Иоаким и Анна нередко посещали свою Преблагословенную Дочь. В короткое время Пречистая Отроковица изучила Священное Писание Ветхого Завета и постигла все искусство рукоделия. Поучение в Писании было Ее любимым занятием. Свободное время от молитвы и чтения слова Божия, Она выполняла задания по рукоделию, относящиеся к нуждам храма и священнического служения. Образчиком Ее умения шить и ткать может служить, например, хитон без швов, впоследствии изготовленный Ею для Господа Иисуса Христа.

Пречистой Деве, наравне с прочими девицами, была подаваема от храма пища. Но Она, питавшаяся Небесным Хлебом, раздавала Свою часть церковного продовольствия нищим и убогим. В обители девиц Ей было отведено свое особое место для отдыха. Молилась же Она всегда во Святом Святых, где и принимала от ангела Гавриила странную и нетленную пищу. Очевидцем явления Ей ангела с пищей многократно был сам святитель Захария. Однажды, по обычаю священнического служения, он находился в алтаре и видит: с Девою беседует и подает Ей пищу некто, странный видом. То был явившийся Пречистой ангел. По словам блаж. Иеронима, Архангел Гавриил ежедневно являлся к Пречистой Марии с пищей то один, то с другими ангелами, часто с Ней беседовал и был Ее неотступным хранителем.

По мере возрастания Пресвятая Дева упражнялась более в молитве, чем в рукоделии, и нередко целые ночи и большую часть дневного времени молилась во Святом Святых. Только для рукоделия и кратковременного сна Она приходила в помещение девиц. На этом основании некоторые отцы и учители Церкви говорили, что Богоотроковица Мария до двенадцатилетнего возраста имела пребывание во Святом Святых, откуда на короткое время возвращалась во Свое обычное местожительство. Порядок Ее жизни в храме, между прочим, описал блаженный Иероним Стридонский в послании к Илиодору. Он отмечает, что Блаженная Дева при церкви вела образ жизни строго упорядоченный. От утра до третьего часа дня Она стояла на молитве; от третьего до девятого часа упражнялась в рукоделии и чтении книг; с девятого часа снова начинала молиться и не прекращала молитвы, пока Ей не являлся ангел с пищей. Ее дух Божиею благодатию быстро развивался и укреплялся. По мере усовершения Ее молитвы и умножения подвигов трудолюбия в Ней умножались дары Св. Духа.

Еп. Вениамин (Милов). Сказание о введении во храм Пресвятой Богородицы (конспект).

Тропарь Введению во храм Пресвятой Богородицы

Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание, /в храме Божий ясно Дева является, /и Христа всем предвозвещает. /Той и мы велегласно возопиим: /радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.