8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 3

Надписание: Псалом Давиду, внегда отбежаше от лица Авессалома, сына своего. Перевод: Псалом Давида, когда бежал он от Авессалома, сына своего. Надписание псалма указывает на событие, от которого будет отталкиваться рассуждение и молитва пророка. Царь Давид бежит из Иерусалима, не желая вступать в смертельную схватку с восставшим на него сыном Авессаломом (2 Цар. 15-17). «Он (Давид) убегал от сына не потому, чтобы боялся, но потому, что опасался убить его…» (Злат.). Царь не хотел ввести того в грех отцеубийства. Это бегство стало последним несчастьем в ряду других скорбных событий, попущенных Богом за двойной грех Давида (убийство праведного Урии и прелюбодеяние). Царь принес искреннее покаяние и теперь кротко терпел наказание за свой грех. Он не мог уже находить утешение в своей праведности - он жил только упованием на Бога. Враги его обрели силу, радуясь, что теперь Бог оставит Давида, как когда-то Саула. Их число растет. Вот Давид уходит с небольшой группой преданных ему людей из города в пустыню. Там он возносит к Богу свою молитву-исповедь и получает утешение – откровение о воскресении. Давид отталкивается от истории, от событий во времени, чтобы научить нас непреходящим спасительным вещам, и затем пророчествует о спасении и Спасителе, о воскресении и Воскресшем. Все дела земной жизни, все события, в том числе и трагические, в этой светлой перспективе получают свой истинный смысл. Человек восстанет в преображенном теле. От света этой грядущей радости меркнут, обращаются в ничто сегодняшние скорби от врагов и их угрозы. Чтобы жить в блаженной перспективе воскресения, надо уповать на Промыслителя Бога. Давид передает нам энергию своего великого упования: Бог – Заступник человека и слава его, только в Нем спасение. Давид исповедует это жизнью и словом, показывая нам путь веры: упование на Бога просвещает, так как привлекает Святой Дух.

Конкретные события, на которые указывает надписание, святоотеческая традиция рассматривает 1) как символы вещей духовных и/или 2) как прообразы будущей новозаветной реальности.

1. Святитель Григорий Нисский видел в порядке следования псалмов отражение порядка восхождения души к Богу: «Так первый псалом удалил человека от сродства со злом, второй, предвозвестив явление Господа во плоти и показав, что блаженство наше — упование на Него, указал, к Кому должны мы прилепиться» (ГН). Третий псалом показывает препятствия на этом пути - искушения. Свт. Григорий обращается к читателю-христианину с предостережением: «Третий псалом предвещает предстоящее тебе от врага искушение, так что тебя, помазанного уже на царство за веру и соцарствующего с истинным Помазанником, намеревается свергнуть с сего достоинства не кто-либо внешний, но тот, кто от тебя самого происходит» (ГН). Ибо враг заимствует силу не со стороны, и достоинство наше повергается не иначе, как нашим злым порождением, «которое угрожает нашему царству и восстает на него» (ГН). Это злое порождение наше оскверняет все доброе, что должно царить в нас. И порождение это – наш грех, который усиливает врагов и умножает число их, и уже семь злейших приходят, чтобы властвовать (Мф.12, 43-45). И мы, подобно Давиду, должны бежать - от греха. Итак, свт. Григорий настраивает нас на то, что должно доминировать духовно-символическое осмысление текста.

И Златоуст видит в бегстве Давида некое духовное знамение: «Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: "не убивай, не прелюбодействуй" (Исх.20:13,14)… А что действительно против Давида восстал сын его за то, что он убил Урию и взял жену его, о том послушай Бога, который сказал Давиду чрез пророка Нафана: "Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула": "и дал тебе дом господина твоего, и дал тебе дом Израилев и Иудин": "и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше. Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену. И так не отступит меч от дома твоего во веки" (2Цар.12: 7-10). Ты рассек мечом чужой дом, а я приготовлю меч на тебя в твоем доме: "вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего", не откуда-нибудь извне, но "из дома твоего" (2Цар.12:11). Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Итак, потому он бежал от сына, что сделался беглецом и изгнанником по отношению к заповеди Божией» (Злат.). И мы должны бежать от греха, чтобы не быть изгнанными из Царства.

Святой Златоуст видит в восстании Авессалома проявление духовного закона: Бог не оставляет согрешившего без вразумления: «Итак, узнав, братия, что войны от домашних, родных и рабов, и болезни телесные большею частью бывают за грехи, будем истреблять источник зол – грех... Давид взял замужнюю жену,.. за то сын собственной жены его восстал на него, как тиран, намереваясь отнять царство у отца. Он взял насилием, и сам подвергся насилию; согрешил тайно и обличен явно; ранил себя втайне и при всех испытал на себе руку врача, по слову Божию: "Ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем" (2Цар.12:12). Впрочем, злоба Авессалома не достигла цели, и справедливо, дабы отцеубийцы не приняли поступка его за правило отцеубийства, но, послужив как исполнитель наказания, он был сам убит как осужденный. …И на высоком дереве повис тот, который превозносился пред отцом. Удержан был растением тот, который восстал против корня; в ветвях запуталась ветвь, которая отломилась от отеческого расположения. Удержан был за голову тот, который домогался овладеть головою родителя. Висел, как плод от растения, тот, который хотел истребить виновника естества своего; поражен был в сердце и убит в то самое место, где замышлял убийство. Тогда можно было видеть удивительное зрелище: едучи на лошаке, он был удержан густыми ветвями дерева за густые волосы, и ветви держали за волосы тирана, причиняя ему самому боль в том самом месте, на котором он хотел носить отеческую диадему. Можно было видеть, как Авессалом висел между небом и землею. Небо не принимало его, – потому что если оно отвергло первого возмутителя – диавола, то как оно могло принять второго возмутителя? Земля отвращалась от него, не терпя осквернения от ног отцеубийцы… Итак, когда Авессалом висел высоко на дереве, подошел к нему военачальник Иоав и вонзил три стрелы в сердце бессердечного…» (Злат.). Жестокосердный умер от руки жестокосердного. Однако и сам Иоав будет пронзен в свое время. Не всегда наказание Божие осуществляет рука праведная. Авессалом, восставший на отца, Иоав, поразивший беспомощного и безоружного Авессалома, не были правы, но через них была явлена правда Божия. Образ смерти Авессалома и Иоава – знак наказания и гнева Божия.

2. Авессалом – образ народа, восставшего на Бога, и прообраз иудеев, восставших на Христа (Ахитофел – прообраз Иуды). Пророк – отец, народ – чадо, сын. Сейчас он восстал против Давида, потом восстанет против Его Божественного Потомка. Причины вражды народа к Давиду и Христу различаются: ненависть народа к Давиду – это одно из наказаний за грех царя, знак гнева Божия, и уже потом: ненависть народа отражает жестокосердие и слепоту самого народа. Ненависть иудеев ко Христу – это знак их нечестия и падения. Абсолютное Благо не содержит причин для ненависти. Противостояние народа царю Давиду и Царю Христу разрешится победой воли Божией. Победителем будет Бог: Христос воскреснет из мертвых, победив смерть, грех, сопротивных и все земные, преходящие скорби.

Главные смыслы 3 Пс. мессианские: пророчество о воскресении подчиняет себе духовное поучение.

Давид всю свою скорбь возносит к Богу, научая и нас выходу из уныния: ст. 2. Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя. Перевод: Господи, что так умножились гонители мои? Многие восстают на меня. Первая мысль праведника о Боге. Богу, Его суду он возносит свою беду. Это первое движение верующего духа – принести себя и дело свое на суд Божий; он не ищет коня во спасение. «…Пророк спрашивает: из-за чего с каждым днем все более и более увеличивается число его врагов (их именно назвал он стужающими), которые целыми толпами присоединяются к отцеубийце Авессалому,—какая тому причина, когда сам он (т.е. пророк) не причинил ни одному из них никакой обиды? Этими словами намекается также и на злоумышления демонов против нас» (ЕЗ). Давид не спрашивает «за что?», но недоумевает о числе врагов своих: он не может понять, почему столько ненавидящих, желающих его смерти, «стужающих» (угнетателей, притеснителей, гонителей). И мудрый Ахитофел не с Давидом, а против него. В вопросе – горечь и кроткая молитва уповающего.

Давид возносит к Богу то, что беспокоит его, в том числе самое горькое: люди отказывают ему в спасении свыше: ст. 3. Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Перевод: Многие говорят душе моей: «Нет спасения ему в Боге его!» Эти многие выносят приговор вместо Бога и говорят за Бога. Это те многие, которые стужают, которые восстают: они сами прельстились лукавыми обещаниями Авессалома, оставили, предали царя, они не молятся – они осуждают. Не праведники, а грешники осуждают Давида. Все праведники ему соболезнуют. Слова осуждающихнесть спасения ему в Бозе его») можно понимать двояко. Во-первых: Давид согрешил, поэтому ему нет спасения. Говорящие так не знают милости Вседержителя и клевещут на Бога, говоря, что Он только праведного спасает. Во-вторых, так могут говорить неверующие, которые привыкли надеяться на мирское. Не в Боге они полагают спасение, а в коварстве, сильных друзьях, деньгах и т.д. Или: Тот, Кого ты так любишь, тебя не спасет.

Как отвечает душа Давида на эти лукавые голоса из мира? Даже накануне возможной смерти Давид не выносит приговоров врагам, не проклинает их. Он думает о Боге, о том, Кто для него Бог. Он отвечает крепким исповеданием, спокойной верой и той любовью, которая видит Бога своего. И свт. Григорий Нисский отмечает здесь перемену тона, диапсалму, вызванную особенным святым Посещением: Дух Утешитель открыл кроткому Давиду грядущую славу Царства и заступление Христа за человечество. «Так в третьем псалме, где Пророк предсказывает замешательство и затруднение, произведенное восстанием врагов, отделив эту часть «диапсалмою», таинственно огласившей его, с упованием изрек спасительное это слово: «Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою» (Пс.3, 4)» (ГН). Итак: ст. 4. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Перевод: Ты же Господи, Заступник мой, слава моя, и возносишь Ты главу мою. Да, я согрешил, но ни к кому кроме Тебя не обращусь за спасением (т.е. Твоим заступлением от врагов видимых и невидимых на земле и славой Твоего Царства в вечности), никто и ничто не займет Твоего места: «Ты же, Господи, Заступник мой еси». Глава моя опущена в покаянии и скорби. И только Ты прощаешь грех, изводишь из скорбных обстоятельств и приводишь к победе: Ты «возносяй главу мою». Давид надеется не на множество народа, как Авессалом, не на собственную славу царя, а на Бога: «Ибо Ты прославишь меня, будучи моим помощником, и поднимешь вверх мою голову, некогда победоносную, и теперь склоненную под тяжестию бедствий» (ЕЗ). Здесь «слова, приличные вере пророка, который непоколебимо переносит столько несчастий, и уповает, что не будет оставлен, напротив же того, обретет себе помощь, вознесется и восприимет царство. Ибо это, по толкованию некоторых, значит: возносяй главу. Посему, слава праведника — Бог, на Которого уповал он; а кому слава — Бог, тот вознесет главу» (АВ), тот победит. В высшем смысле: Бог вернет человеку нетление, царственное богоподобие, когда воскресит его в конце времен. Но прежде Бог заступится за человека, когда взойдет на Крест и воскреснет - во славе. Тогда вечные враги человека - грех, диавол, смерть – будут побеждены, а человек победно вознесет главу – силой и победой Христовой. Уже на земле человек вступает в преддверие Царства – Церковь Христову. В лике святых человеческая природа являет себя преображенной, обоженной: они уже здесь входят во славу Спасителя. И Давид исповедует: «Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя». Свет Твоей славы упадет и на меня. Возможно, именно это грядущее преображение и воскресение увидел Давид, поэтому и воскликнул в восхищении, назвав Господа Заступником и славой своей. Увидел это, потому что Святой Дух дал откровение Свое за крепкую веру, какой ответил Давид на смущения от врагов («несть спасения ему в Бозе его») и страх смерти.

Давид, пораженный откровением, сначала от сердца воскликнул о Боге-Заступнике (4 ст.), Благодать Которого принял, а потом (5 ст.) объяснил и для разума нашего, что произошло: пророк воззвал – Бог услышал и пришел: ст. 5. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Перевод: Воззвал я ко Господу моему, и услышал Он меня с горы святой Своей. «Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя». «Услыша» (услышал) – это значит не только то, что понял, но - пришел на помощь, спас, помог победить. Что необходимо для этой победы? Колесницы, всадники, мечи? От Давида требуется только глас раскаявшейся души, глас, исполненный любви и веры, - и этого достаточно. Далее будет действовать Бог. Свт. Афанасий и блаж. Феодорит считают, что Давид воззвал к Богу в умной молчаливой молитве: «Под гласом разуметь должно мысленное прошение ума к Богу всяческих» (АВ). Когда-то Он говорил молчащему Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне?» (Исх. 14, 15). «Едва только, говорит, я воззвал чувственно, (т.е. устами), или мысленно,— тотчас же и услышал меня Бог; ибо Господь близок ко всем, призывающим Его» (ЕЗ).

«От горы святыя Своея». «Горою святою пророк называет Сион, где, как веровали, обитает Бог и где беседует Он с людьми достойными сего. Но под святою горою можно также разуметь Небо, которое и мы называем жилищем Божиим» (ЕЗ). И облако - гора Божия, образ Его небесного жилища. «Гора святая», равно как Сион и Небо, образ Церкви и Небесного Царства, над которым поставлен Отцом Сын Божий, чтобы возвещать людям повеления Отца. Ср.: «Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне» (Пс. 2, 6-7). «Гора святая» – образ будущего Богоявления и Божественной высоты Воплотившегося: «Гора Божия святая может означать ту гору, с которой внемлет молящимся Бог, Единородный Божий, и о которой сказано: будет в последняя дни явлена гора Господня (Ис. 2, 2); потому что этим изречением означается явление Господа в пришествие Его при скончании веков. Или: от горы святыя, с небеси. И гора Божия святая есть сверхъестественное ведение Бога» (АВ).

Ст. 6. Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Перевод: Я уснул и спал, но встал я, ибо Господь Защитник мой. 1. Смысл буквальный (конкретно-исторический): Царь уснул от усталости и скорби, но Бог пробудил его в надежде. Или: после бегства из Иерусалима царь мог спокойно уснуть в пустыне, так как оставил среди врагов верного Хусия, который вскоре разрушит совет Ахитофела. Бог заступит Давида через раба Своего Хусия, помощь священников и сыновей их. Или: «В прошедшую ночь Господь чудесно уже защитил его; усталый псалмопевец лег (εκοιμήθην) и погрузился в глубокий сон; и если бы Господь не бодрствовал над ним, то враги напали бы на него и умертвили (2Цар.17:2); но Господь расстроил их планы» (ИО).

2. Свт. Афанасий предлагает духовно-символическое толкование: «Аз уснух и спах. Говорит о сне ума, от которого впал и в грех. А сказанное: востах, значить: сподобившись Божия пременения, стал я лучше от постигших меня зол» (АВ). Сначала уснул в грехе и долго не мог пробудиться. Но прозвучало над ним слово пророка Нафана: Бог привел царя к покаянию, «заступил», поднял, и Давид встал от греховного сна. Или: Давид уснул от скорби, но она миновала, благодаря заступлению Божественному. Почему было заступление? Потому что Давид надеялся на Бога: «Блажени вси надеющиися Нань» (Пс. 2,12).

3. Наиважнейший смысл - мессианский и эсхатологический: «Некоторые толковники утверждают, что это сказано пророком (уснух, спах, востах) о его воскресении, вместо того, чтобы употребить выражения: я засну, будучи мертвым, и стану спать долго, причем тело мое будет оставаться в бездействии; но по прошествии известного периода времени я пробужусь, или то есть тогда, когда Христос, сошедши в ад, воскресит содержимых там, или же когда воскресит Он всех умерших в конце времен» (ЕЗ). Давид увидел в Боге не только Спасителя от земных бед, но Подателя вечной жизни. Все смыслы органично соединяются: Давид восстал от греха к святости, так как любил Бога и надеялся на Него, поэтому Христос выведет его из ада, восстановит в нетлении. Поэтому он встанет бодрым и то сна ночного. Над всеми этими смыслами царит высший: Давид проображает Христа, Который уснет в крестной смерти, будет спать три дня во гробе и встанет, чтобы воскресением спасти надеющихся на Него. Так думали свт. Афанасий, блаж. Феодорит, блаж. Августин, свт. Григорий Нисский. Давид «научает, чем решится общая тягота человеческих бедствий, и при внезапном озарении Духом наученный таинству страдания Господня, приемлет на себя самое лице Владыки и говорит: «Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя»» (ГН).

Итак, Бог услышит глас веры и покаяния и даст Давиду безопасный сон в пустыне и пробуждение духа в добром покаянии. И встанет от трехдневного сна Господь. И Давид примет в Его Царстве нетление. В чем проявится это «услыша»? В спасении. Оно есть, оно существует для Давида (ср.: несть спасения ему в Бозе его (3 ст.)). И Давид таинственно сообщает – в чем оно: Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Спасение – воскресение, нетление, восстание в преображенной плоти. Интересно то, что уснух, спах, востах имеют форму прошедшего времени, а заступит – будущего, хотя «заступление» предшествует пробуждению. Скорее всего, форма прошедшего времени – не знак времени, а знак того, что для веры и духа событие уже стало реальностью: Давид видел его в откровении.

Вера живет в восторженном и радостном восклицании: ст. 7. Не убоюся от тем людей окрест нападающих на мя. Перевод: Не убоюсь тысяч людей, отовсюду нападающих на меня. Просвещенная Святым Духом душа обретает особое мужество и бесстрашие. Если древние враги (грех, ад, смерть, диавол) будут побеждены Христом и плоды этой победы получат праведные, если Бог введет меня в Свое Царство, то стоит ли бояться людей, даже если их много и они нападают со всех сторон? Поэтому «не убоюся». «Не убоюся, говорит, именно уповая на Твое заступление. Нападающими называет пророк нападающих на него самого, то есть соучастников Авессалома (смысл исторический), или же демонов (смысл переносный). В отношении к демонам нападение их окрест так и надо понимать: ибо они делают свои нападения и спереди, когда то есть стараются поселить в нас надежду на счастливый исход (наших начинаний), и сзади, когда напоминанием о прежних наших погрешностях стараются осквернять нашу душу; нападают они далее справа, когда содействуя нам в добрых делах, вместе с тем возбуждают в нас тщеславие; нападают слева, когда явно стараются склонить нас ко греху» (ЕЗ).

Вера, не знающая страха, молит: Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Перевод: Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой! Чтобы воссталвостах») от духовного или от вечного сна человек, необходимо, чтобы встал ради его спасения Бог. «Воскресни». Ветхозаветный смысл (встань, чтобы помочь) и новозаветный (воскресни из мертвых) существуют параллельно и не противоречат один другому, но первый прообразует второй. «Представляя долготерпение Божие как бы некоторым сном, пророк говорит: воскресни, вместо того, чтобы сказать: подвигнись на врагов. Или, быть может, пророк предсказывает в этом месте воскресение Спасителя из мертвых, призывая Его ко спасению людей, коих пророк изображает здесь в своем лице (спаси мя)» (ЕЗ). Поднимись, чтобы спасти меня, верующего в Тебя человека!

Спит и встает ото сна человек – встает ото сна (долготерпения к врагам, «бездействия») Бог. Чтобы победил = поднял главу человек, для этого надо, чтобы начало положил Бог (Он «возносяй главу мою» (4 ст.)): 1) чтобы Он начал действовать в человеке, 2) чтобы Спаситель воскрес и тем открыл путь для нашего воскресения и обожения, т.е. спас человека. Спаси меня Своим воскресением («воскресни» = «спаси»). Спасению должна предшествовать молитва человека – ее мы и слышим в 7 ст.

«Воскресни», ведь я уже видел Духом Святым поражение лукавых: ст. 8. Яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе. Перевод: Ибо Ты сразил всех, враждующих со мной неправедно. Давид молится из своего настоящего, но уже видит события будущего как совершившиеся, ставшие реальностью: «Ты поразил еси». Хотя в тот момент победы еще не было. Как и в 6 ст.: предмет своей веры пророк видит как нечто совершившееся, таким и представляет его нам. Таково свойство веры и пророческого видения. «Враждующие ми всуе», напрасно – это грешники с повадками зверей.

Как Бог поражает нечестивых? Он сокрушает то, чем они вредят и людям, и себе: Зубы грешников сокрушил еси. Перевод: Зубы грешников сокрушил. 1. Грешники вредят словами и делами, заключая в них энергию греха, принятую от сопротивных: «Под зубами, очевидно, разумеется сила; выражение это метафорически заимствовано от зверей, у которых сила именно сосредоточивается в зубах. Грешниками же пророк называет всех врагов своих, которые очевидно погрешали, потому что вели войну против него напрасно, по одной только злобе» (ЕЗ). Бог сокрушает не грешников, а «зубы» их, не людей, а грехи их. Или: Бог расстраивает злые дела, являет несостоятельность клеветы, ослабляет единство врагов и т.д.

2. Крестом Господь сокрушит зубы невидимых врагов человека, и те потеряют власть над нами, перестанут быть «силами».

Вера не только молит, пророчествует (7-8 ст.), но и исповедует истину: ст. 9. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Перевод: Ты, Господи, даруешь спасение, и на народе Твоем благословение Твое. «Господне есть спасение». С проблемы спасения (есть ли для Давида в Боге спасение (3 ст.)) начался 3 Пс., молитвой о спасении продолжился («спаси мя, Боже мой» (8 ст.)), и святым исповеданием: «Господне есть спасение» он завершается. Истина в том, что спасение - от Бога и принадлежит Ему. И благословение, какое дается рабам Божиим, также принадлежит Господу: «И на людех Твоих благословение Твое». «Под благословением должно разуметь мир и благодеяния Божии, как следствие благословения Божия» (ЕЗ). Он утверждает: благословение и спасение – от Тебя, они - Твои. Чтобы их стяжать, надо войти в число «людей Твоих». «Люди Твои» – это те, кто живет любовью, верой и святым упованием на Тебя, кто знает Тебя. Они противопоставлены тем «грешникам», чьи зубы сокрушает Господь (8 ст.). Некоторые толкователи относят к «людям Твоим» и тех «многих», которые согрешили против царя: «псалмопевец в заключение (ст.9) испрашивает у Господа благословения своему возмутившемуся народу, и в этом он — прообраз Христа, молящегося на Кресте за своих врагов» (ИО)). Эти «многие» могут стать «людьми Твоими» при условии покаяния, через которое уже прошел пророк Давид: «Должно же знать, что и весь псалом можно относить к человеческому роду, согрешившему и за это самое преданному мысленным врагам, но воззвавшему в скорби и услышанному Богом и спасенному воскресением Его из мертвых и поражением враждующих нам демонов» (АВ).

Почему царь Давид в первом «автобиографическом» псалме напоминает нам о событии для него мучительном и не являющем славы царя? Мало ли славных и великих дел он совершил? Он ищет славы не своей, но Бога. А Бог явил славу Свою в премудром вразумлении Давида, в чудесной помощи ему и в поражении врагов его. Златоуст говорит, что ради сохранения наших душ, ради исправления наших жизней он вспоминает горькое: «…Пусть это гонение на праведника будет ограждением для ума твоего». И далее: «Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешивший не потерпел того же, что потерпел он сам» (Злат.).

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блаж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).