8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 5

Надписание: О наследствующем, псалом Давиду. Перевод: О наследстующей, псалом Давида. «О наследствующем». Человек, входящий в Церковь, усыновляется Богу через Таинство Крещения. Как сын наследует отцу, так Церковь наследует Богу: «Наследствующий есть боголюбивая душа, или Церковь. Что же она наследует? — "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку" (1Кор. 2:9)» (АВ). Церковь наследует Царство, но не все люди ее войдут в него: «Господь оставил нам наследство не просто, но под некоторым условием. Под каким же именно? "Кто любит Меня", говорит Он, "заповеди Мои соблюдает" (Ин.14:21,23); и еще: "и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф.10:38) – и многое другое, что написано в завете» (Злат). Условия получения наследства не сложны, и Златоуст напоминает слова Спасителя: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7,12). И поясняет: «Как ты хочешь, говорит Он, чтобы поступали с тобою ближние, так и сам поступай. Хочешь, чтобы хвалили тебя? Хвали сам. Хочешь, чтобы у тебя не похищали? Не похищай сам. Хочешь быть в чести? Почитай других сам. Хочешь получить милость? Оказывай милосердие сам. Хочешь быть любимым? Люби сам. Хочешь не слышать о себе худого? Не говори ничего такого сам» (Злат.). Но не все ответят на Божественный призыв и заповедь Евангелия доброй жизнью. На земле начало того разделения, которое завершится на Суде.

Когда человек получит наследство? Злат. отвечает: «Это время не настоящее, а будущее, или лучше, и настоящее и будущее». И объясняет почему: «Так как настоящая жизнь скоропреходяща, и мы здесь находимся еще в состоянии несовершенном, то подобно мирским законодателям, которые вручают отцовское имущество уже совершеннолетним наследникам, поступает и Бог с нами. Когда мы достигнем зрелости мужа и в меру полного возраста и переселимся в жизнь нетленную, тогда Он и вручит нам это наследство» (Злат.). Сейчас мы не сможем принять его и обратиться с ним достойно: пока мы не готовы. Что приготовит нас к достойному принятию наследства? Победы в искушениях, уроки скорби, постоянный поиск воли Божией и ревность в исполнении ее, богообщение в Таинствах. Наследие – это Царство Божие: «Хотя это не может быть выражено словом, но, сколько мы способны слышать, Он изображает будущее состояние, называя его то царством, как я сказал, то браком, то владычеством…, то вечною славою, бессмертным блаженством, жизнью с Христом, с которою ничто не может сравниться» (Злат.).

Псалом учительный. И учит он о спасении (каким должен быть человек, чтобы наследовать Царство), о воли Божией, которая для нас оружие и венец, открывает перспективы Царства, дает пример молитвы. Церковь молится, возносит Богу свою правоту и обличает врагов (АВ). Псалом не содержит надписания «в конец». Возможно, оно было в греческом тексте, потому что толкователи комментируют его. Такое надписание вполне соответствует эсхатологической обращенности данного псалма и его мессианскому подтексту.

Главное и постоянное дело Церкви – ее молитвенное общение с Богом. И Давид, говорящий от лица Церкви, молится и нас научает молитве. Ст. 2-3. Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи. Перевод: Слова мои услышь, Господи, прими зов мой! Внемли молению моему, Царь мой и Бог мой; Тебе помолюсь я, Господи! Пророк трижды повторяет, варьируя, одну мысль-молитву – услышь меня, Господи! «Глаголы моя внуши, Господи»: услышь слова (глаголы) разума моего. «Разумей звание мое»: уразумей то, что нельзя выразить словом и о чем вопиет без слов душа моя, – мой зов, «звание мое». Златоуст поясняет: звание - это расположение души: «Так и Моисею, хотя он молчал, Господь сказал: "что ты вопиешь ко Мне?" (Исх.14:15) Не сказал: о чем молишься Мне, но: что взываешь ко мне, – потому что Моисей приступал к Нему с сильным расположением души. А дабы ты видел, что и здесь Он говорит не о вопле, но о расположении души и напряженном обращении к Богу, он не сказал: услышь вопль мой, но что? "Уразумей", т.е. познай» (Злат.). «Вонми гласу моления моего»: приими с участием мое моление. «Слово «глас» прибавлено для обозначения того, что напряженная молитва пророка изливается в выражениях ясных и удобопонятных, тогда как «званиe» (вопль) вообще есть неясный и бессвязный крик человека» (ЕЗ).

Разум («глаголы»), воля («звание») и высшие чувства («глас моления») молятся Тебе – услыши! Услышь, пойми, восприми изреченное и неизреченное. Так и будет, потому что я молюсь к моему Царю, моему Богу Царю мой и Боже мой») и Господу: «яко к Тебе помолюся, Господи». В «гласе моления» Давида – удивительная теплота и любовь, которая бывает при искреннем постоянном общении сына с Отцом.

Давид молит от лица Церкви: «услыши» = исполни молитву, но не сейчас, когда ночь, а утром: ст.4. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя. Перевод: Поутру услышь голос мой; поутру предстану пред Тобою, и Ты узришь меня. «Заутра услыши глас мой». Главные смыслы – мессианские. «Услыши», когда взойдет солнце, – 1) когда придет в мир Христос; 2) когда будет явлена Его победа над смертью, диаволом и грехом – в утро Воскресения Христова и в общее воскресение. Давид не только молится, но и пророчествует: «В то утро, говорю я, т.е. (Церковь), когда взойдет для человечества Солнце правды—Христос, услышь меня» (ЕЗ). Давид предвидит утро воскресения Христова. Воскресению будет предшествовать Его схождение во ад и изведение оттуда всех возлюбивших Бога, начиная с Адама. В то утро Христос услышит глас Давида; Давид предстанет пред Христом, и Тот увидит его, облеченного в правду: «Заутра предстану Ти, и узриши мя». Увидит Давида, который пойдет в вечность. Это не тот Давид, который заблуждался, падал и скрывал грех. Душа праведника будут воспринята Богом. Произойдет встреча, от мысли о которой трепещет теперь душа Пророка. Давид проображает Церковь спасенных. У них один глас: Давид говорит от Святого Духа, и Апостольская Церковь примет Святой Дух. В общее воскресение Церковь торжествующая, преображенная предстанет пред Женихом и Богом Своим. И Он увидит Ее.

Историческое и духовное толкование. Как сейчас, так и завтра утром я, Давид, - пред Тобой. Я открыт, и нет во мне лукавства и беззакония, и Ты увидишь это. «Заутра, конечно, нужно понимать в смысле утреннего времени. Ибо, как бы так говорит он: прежде чем возьмусь я рано утром за какое либо дело, я стану призывать Тебя на помощь, Боже, и проч.,— что делаем и мы сами, как только успеем подняться с ночного нашего ложа. Впрочем, я отнюдь не то хочу сказать этим, будто в другое время (кроме одного утра) молиться не должно. Благословлю, говорит пророк, Господа на всякое время (Псал.33, 2)» (ЕЗ). Псалом учит: первое по значимости и по порядку дело – богообщение, первая мысль дня – о Боге. И Златоуст видит повод для научения: «Пусть выслушают это те, которые приступают к молитве после бесчисленного множества дел. Не так поступает она (Церковь), но в начале дня начатки его отдает Богу» (Злат.). И делается это не по ритуалу, а по премудрости: «Или ты не знаешь, что как тело очищается водою, так душа молитвою? Итак, омой прежде тела душу свою. К ней пристало много пятен порока: смоем их молитвою. Если мы, таким образом, оградим уста свои, то положим доброе основание дневной деятельности. "Рано предстану пред Тобою" (έπόψομαι). Предстану тебе, говорит, не переменою места, но делами. Такой человек может быть близко к Богу; а быть близко, или далеко от Него – зависит от самого человека, – потому что Бог везде» (Злат.).

Человек придет к Богу молитвой, и Бог увидит Давида и Церковь (увидит – это значит познает как нечто родственное, усвоит себе), так как они имеют нечто единое с Ним: Пророк и Святая Церковь не любят беззакония, не желают дел его, но живут Божественной волей. И Церковь в силу святости знает: ст. 5. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты ecu. Перевод: Ибо Тебе, Боже, не угодно беззаконие. Иногда беззаконие трактуется как демоны и служение им, а иногда как грех вообще.

Человек должен жить с этой простой мыслью: Бог ненавидит беззаконие, поэтому лукавый человек не может быть допущен к богообщению, к жительству в Его Царстве: ст. 5-6. Не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоими: возненавидел ecu вся делающыя беззаконие. Перевод: Не водворится у Тебя муж лукавый, и не устоят беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззакония. Общим для всех грехов является лукавство: чтобы утвердиться в любом грехе, надо обманывать себя, свою совесть. Кто честен пред собой и Богом, тот, как бы ни согрешал по слабости, увидит грех и ужаснется. Он умолит Бога о прощении и очищении. Беззаконный и лукавый не может переселиться к Тебе, в Царство Славы: «Не приселится к Тебе лукавнуяй». Он не продержится ни мгновения перед взглядом Бога: «ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоими». Потому что Бог ненавидит то, с чем враги Его так и не пожелали расстаться, - беззаконие: «возненавидел ecu вся делающыя беззаконие». Что значит это «возненавидел еси»? 1. Возненавидел = наказал. Бог сурово наказывает, вразумляет согрешивших ради их спасения. Бог «гневается» на человека, как Отец на сына, когда тот грехами губит себя. Гневается на грех, а не на грешника. За Его гневом – Любовь. 2. Возненавидел = осудил на Суде. Со злыми Бог поступит справедливо, а с добрыми – по милости, которая выше справедливости. Злые, если не примут вразумления, окажутся в той области, в какую стремились при жизни, где и пребывали духовно. 3. Словом «возненавидел еси» Давид отражает не сущность отношения Бога к грешнику (сущность эта - любовь), а оценку действий Божиих устами плотского человека. Грешник, видя на себе наказующую руку Божию, обычно говорит, что Бог его ненавидит. Христос, когда будет призывать учеников, чтобы «возненавидели» родителей, братьев, детей ради Царства, - не к ненависти призывает, а к жертве и любви. Он, используя слово из мира, напомнил ученикам его суетные мысли: мир воспринимал жертву апостолов как проявление нелюбви к близким. И по-другому люди не могли мыслить.

В этом же несобственном смысле следует понимать «погубиши»: ст. 7. Погубиши вся глаголющие лжу. Перевод: Погубишь Ты всех, говорящих ложь. Беззаконные («беззаконницы»), лукавые («лукавнуяй») (6 ст.), говорящие ложь («глаголющие лжу») – это одни и те же люди: беззаконие требует лжи, вдохновляется отцом лжи и обманывает заповедь. «Под "говорящими ложь" пророк здесь разумеет живущих порочно, совершающих дела неправды, преданных удовольствиям, невоздержанию, любостяжанию; все это он обыкновенно называет неправдою» (Злат.). Иное мнение: «Делающими беззаконие наименовал тех, которые погрешают в образе жизни; и они ненавистны Богу. А отпадших от истины и иномыслящих назвал глаголющими лжу; и их погубит Бог» (АВ). Люди думают, что Бог «губит» грешников, но на самом деле они губят себя сами: Неправда, ложь, к которым прилепилась душа, - они губительны. Только ли в несобственном смысле Давид назвал Бога ненавидящим (6 ст.) и губящим? Он установил духовные законы. Он – Причина и конечная Цель наша. Он произнесет слово отвержения на Суде, и погибель состоится. Пока человек жив, Бог спасает грешника. Возможно, Давид говорит так жестко из педагогических соображений: «Но так как многие из людей грубых считают ни во что быть в ненависти у Бога, то послушай, как он присовокупляет и страх наказания: "погубишь", говорит, "говорящих ложь", – обращая речь к более грубым грешникам» (Злат.).

Мужа кровей и льсти гнушается Господь. Перевод: Мужа лукавого, проливающего кровь, гнушается Господь. Пролитие невинной крови всегда сопровождается большой ложью, а утверждение лжи требует крови. Всех причастных к этому греху гнушается Господь: «Здесь говорит о человеке, склонном к убийству, хитром, лукавом, имеющем на языке одно, а в душе другое, показывающем снаружи вид скромности, а на самом деле свойства волчьи...» (Злат.). Пастырь не введет волка в Царство кротких.

А кого введет? Подобного Давиду: ст. 8. Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем Перевод: А я, по великой милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в страхе пред Тобою. По мысли свт. Афанасия, «дом (*храм) Твой» – это Небесный Иерусалим и святое состояние души: через второе входим в первое: «Вниду в дом Твой — в небесный Иерусалим и матерь первородных. Поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем. Храм Божий есть доблестное и святое состояние души, которого достигшие с дерзновением говорят: Христос же, якоже Сын упокоевается в дому Своем, Егоже дом есмы мы (Евр. 3, 6)» (АВ). «Дом же Божий, по мнению некоторых толкователей, есть ничто иное, как добродетельная жизнь; ибо действительно Господь почиет и обитает у тех, которые стараются следовать жизни добродетельной, как сказал Сам Спаситель в Евангелии, что Он и Отец Его придут и устроят себе жилище у такого человека (Ин. 14, 23)» (ЕЗ).

Давид был воином, царем, ведущим войны, но не был «мужем кровей и льсти», любил правду и милосердие к врагам. Свой грех он возненавидел и не лукавил пред Богом. Однако Давид войдет в Небесный дом Царства не своими заслугами, а «множеством милости Твоея». Он воспринимает себя «не как оправданного, но как помилованного» (ЕЗ). «Милость Твоя» - причина того, что некогда согрешивший входит в дом Бога, - в храм на земле и Небесное Царство в вечности, и поклоняется там Богу. И благодать высокого страха Божия не оставляет его, но руководит всяким действием и мыслью (ср.: «Начало премудрости страх Господень» Пс. 110, 10). Особенным образом страх-любовь живет в благоговейном поклонении при богослужении: «поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем». Четыре словоформы «Твой» в одном предложении подчеркивают: все спасительное - от Тебя. Милость - Твоя, дом - Твой, храм святой - Твой, страх - Твой: страх Божий есть один из бесценных спасительных даров Твоей милости.

Со страхом войду в дом Твой, поклонюсь Тебе и попрошу Тебя – о чем? Ст. 9. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Перевод: Господи, наставь меня правдою Твоею, пред лицом врагов моих направь к Тебе путь жизни моей! «Господи, настави мя правдою Твоею». Первая просьба о научении, чтобы Господь Сам научил Церковь и человека Своей Божественной, а не человеческой правде: «…Есть и человеческая правда, правда по законам внешним, но правда малозначащая, не имеющая совершенства и полноты и основывающаяся на человеческих соображениях. А я, говорит, прошу Твоей правды, которая нисходит от Тебя и которая возводит на небо; прошу и помощи, чтобы приобрести эту правду» (Злат.).

«Враг моих ради исправи пред Тобою путь мой». Вторая просьба - об устроении спасительного Промысла. Мой духовный путь проходит «пред Тобою», и жизнь моя - пред Твоими очами. «Исправи» - направь, укрепи в правде, сделай прямым путь мой. Так молится Давид – так молится Церковь. Златоуст толкует «исправи» как «путеводи»: «Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих». И говорит о Церкви: «Хорошо также она сказала: "путеводи", потому что настоящая жизнь есть путь, имеющий нужду в высшем наставлении. Если мы, намереваясь войти в город, нуждаемся в человеке, который указал бы нам путь, то тем более, намереваясь войти на Небо, имеем нужду в высшей помощи, которая бы и показывала путь, и утверждала, и руководила, потому что есть много распутий, которые отклоняют от пути. Поэтому мы должны держаться десницы Божией» (Злат.).

Церковь имеют «право» просить о Божественной помощи - «враг моих ради». Множество видимых и невидимых врагов ее окружает, и только Бог может лишить их силы. «Враги, говорит, мои, видимые и невидимые, повсюду расставляют на стези моей преткновения и соблазны; посему, умоляю Тебя, Боже, выровняй (так именно переводит Симмах выражение исправь путь мой к Тебе). Или же: исправи (т.е. меня) так, чтобы мне не уклоняться ни направо и ни налево, дабы избежать мне тайных козней врагов моих. Приведенные выше слова псалма, хотя относятся собственно к Церкви, но приличествуют и самому Давиду» (ЕЗ). Ради того, чтобы не победили враги мои – они же и Твои – руководи и устрой путь мой. Помоги мне, потому, что их зло велико: ст. 10. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно. Перевод: Ибо в устах их нет истины, сердце их суетно. Уста их не произносят истины, потому что ее нет в сердце: там нет ничего от Тебя: ни правды, ни любви, ни упования. Оно живет не вечным, а пустым, земным, преходящим, греховным, обреченным на смерть.

Язык их лжет на Истину и смертоносен, поэтому: Гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Перевод: Гроб отверстый гортань их, языком своим лукавствуют. Лукавое, злое, богохульное, еретическое слово несет смерть для души – во все времена: «Это сказано—или по причине мертвых догматов и зловонного богохульства еретиков, или же по причине вообще быстро разрушающихся, подобно мертвому трупу, их безрассудных изречений, или же, наконец, (скажем на основании истории) по причине гнусной надменности, какою исполнены были речи врагов Давида» (ЕЗ). Не только клеветники, еретики и лжеучителя обличаются здесь: «Впрочем, не погрешит и тот, кто гробом отверстым назовет уста, произносящие срамные слова, потому что это зловоние, исходящее из гниющей души, гораздо хуже чувственного зловония… И не просто сказала: "гроб", но: "открытый гроб", чтобы лучше выразить их отвратительность. Такие слова следует скрывать; а они произносят их, и таким образом еще больше обнаруживают болезнь свою. С мертвыми телами мы поступаем иначе, предаем их земле; а они поступают с своими словами наоборот, и что следовало бы скрывать в глубине сердца и подавлять, то они произносят, причиняя вред многим и предлагая на всеобщее позорище. Будем же, увещеваю вас, отгонять от себя таких людей» (Злат.).

Как должен относиться к врагам человек? Предоставить суд над ними Богу: ст. 11. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих. Перевод: Суди их, Боже! Да отпадут от замыслов своих! Суди – имеется в виду не вынесение приговора, а устроение их жизни, чтобы исправились: сам рассуди о них и управь их жизнь так, чтобы они сами отошли от чуждых для праведного человека мыслей. Или: «сделай злоухщрения их безуспешными. А молиться, чтобы не преуспевали злые дела их, значит – молиться об их же пользе» (Злат.). Если их нечестие будет так велико, что они останутся при злой воле своей, то тогда изгони их из памяти Твоей и из Царства Твоего: По множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. Перевод: За их великое нечестие низринь их, ибо прогневали они Тебя, Господи! В Твоем Царстве не должно быть ничего скверного, злого, лукавого, что бы огорчало Тебя. Так молится и рассуждает Церковь. «За их нечеcтие говорит, изрини (т.е. прогони от себя, отвергни) их, ибо они Тебя не почитают… Или иначе: чем более исполняются они нечестия, тем скорее отдаляют они себя от Твоего благоволения» (ЕЗ). Преогорчившие Тебя будут огорчены. Им противопоставляются уповающие на Бога – они возвеселятся в Царстве Твоем.

Ст. 12. И да возвеселятся вcu уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Перевод: И да возвеселятся вcе, кто уповает на Тебя! Возрадуются они вовеки, и Ты вселишься в них; и похвалятся Тобою любящие имя Твое. Крепкая надежда на Бога делает душу веселящейся, блаженной, мирной уже на земле - на Небе она возрадуется вовек. В светлую, чистую душу вселяется Господь – и она хвалится не собой, а Тем, Кого приняла. Праведные примут Тело и Кровь Господа в жизнь вечную и обретут Благодать еще на земле. И никакие враги не смогут отнять их радость. О ней писал Златоуст: «Радость по Боге бывает продолжительна и тверда, надежна и постоянна, не нарушается никакими неожиданными обстоятельствами, но еще более возвышается от самих препятствий. Так апостолы подвергались биению, и радовались (Деян.5:40); Павел терпел скорби и ликовал, готовился умереть и призывал других к участию в своей радости» (Злат). Святитель приводит далее слова Ап. Павла: «мне же, говорит, да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иucyca Христа (Галат.6,14), то есть только о самом Христе распеншемся».

Праведники возвеселятся, потому что Ты благословишь их, тех, кого уже при жизни венчал своим благоволением: ст. 13. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал ecu нас. «Яко Ты благословиши праведника, Господи». Главное благословение праведные услышат на Страшном Суде: «Пpиuдume, благословенные Отца Моего» (Мф. 25, 34).

«Яко оружием благоволения венчал ecu нас». Твое благоволение – это и оружие наше, и драгоценный венец. Твоя воля защищает нас и поражает врагов спасения – она же и увенчает нас в свое время: «Твое благоволение служит ему вместо оружия и оружия превосходного; или так: Ты ограждаешь праведника самою лучшею помощью, так что ни доблести его не лишаются безопасности, ни безопасность его не лишается славы» (Злат.)» На земле оружием Твоего благоволения стал для нас Крест Твой: «Ты, говорит, Господи, крепко оградил и верно защитил нас крестом Твоим, этим щитом благоволения, т.е. неизреченного Твоего устроения» (ЕЗ). Твое благоволение венчает жизнь праведника, вводит его в вечность и украшает на земле: «Но похвала от Бога и любовь в Нему – вот украшение, которое лучше всего, – вот отличие, которое превосходит тысячи диадем, хотя бы удостоившийся этого находился в узах. Это украшение не уменьшается ни от болезни, ни от старости, ни от перемены обстоятельств, ни от неблагоприятных времен, ни от самой смерти, но делается тогда еще блистательнее» (Злат.). Такой венец имел блаженный Иов: «Так и блаженный Иов, сидевший на куче нечистот, покрытый гноем ран и бесчисленным множеством червей, терпевший невыносимые страдания, презираемый рабами, оскорбляемый друзьями, врагами и женою, доведенный до бедности, голода и неисцельной болезни, был блаженнее всех. Почему? Потому, что Бог благословил его, говоря: "был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла" (Иов.1:1)» (Злат.). И великий Учитель учит Церковь: «Итак, пока мы в здешней жизни, нам нужно постоянно бороться, и сидя дома, и выходя на торжище, и вкушая пищу, и в болезни, и в здоровье. Даже время болезни бывает особенно временем этой борьбы, когда болезненные чувствования со всех сторон тревожат душу, когда скорби осаждают ее, когда диавол стоит и подстрекает сказать какое-нибудь недоброе слово. Тогда-то особенно и нужно держать себя в безопасности, ограждаться броней, щитом, шлемом и другим оружием, и непрестанно благодарить Бога. Это страшные стрелы для диавола, это смертельный удар для злого духа, за это особенно даруются светлые венцы» (Злат.).

Целесообразно завершить комментарий обобщением, которое подчеркнет логику мыслей 5 Пс. Давид, от лица Церкви спасенных, исповедует Бога своим Царем и Господом и молит услышь его (2-3 стт.). «Заутра услыши глас мой» (4 ст.). «Услыши», когда взойдет Солнце Христа Спасителя, когда настанет утро Воскресения Христова, когда пророк и лучшие люди ветхого мира, выведенные из ада, войдут в Царство. Или: когда торжествующая Невеста-Церковь предстанет пред Богом в день общего воскресения в Царстве Славы. И Бог увидит Церковь-Невесту, и Церковь увидит Бога. Она получит наследство вечное. Кто же будет среди этих наследников? Кого примет Бог? И кем возгнушается? Бог не потерпит возле Себя беззаконного и лукавого: «мужа кровей и льст гнушается Господь» (5-7 стт.). Псалом строится на противопоставлении, какое будет на Суде: беззаконному противопоставляется Святая Церковь (Давид говорит от ее лица). Она сохранила Твою Правду, упование, страх Божий. Люди Церкви не своей силой, но по милости Бога («множеством милости Твоея»), войдут в храм земной и Благодать Небесного Царства, поклонятся и помолятся (8 ст). И Давид, пророк Церкви, молится о наставлении в правде и устроении Промысла – для Церкви и пути человека (9 ст.). 10-11 стт. напоминают о врагах: праведник сам не преодолеет их из-за их бессовестности, умения вести суетные дела и лжи. Церковь предает их в руки Божии: «Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих». Если не покаются, то «изрини» их из числа наследующих Царство. В конце Давид веселится о радости верующих, которая не отнимется, потому что вечный Бог вселится в праведника и благословит его (12 ст.). Бог благословит Невесту-Церковь в вечности, потому что когда она воинствовала на земле, то уже была увенчана благоволением Божиим и не потеряла венца своего. Благая воля Его – главное оружие для праведных всех времен. С нее начнется спасение – «венцом благоволения» оно и увенчается (13 ст.).

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блаж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).