8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 21

Надписание: В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду. Перевод: В конец, о заступлении утреннем, псалом Давида. Заступление утреннее понимается у отцов и учителей Церкви 1) как спасительное мессианское служение Господа в целом, Он – Восток свыше (Лк. 1, 78);

2) заступление утреннее – это Его воскресение, последовавшее «утру глубоку»; заступление утреннее – результат крестных страданий дня накануне, дня, который уподобился ночи;

3) заступление утреннее – это утро новой эпохи, когда Бог призовет к Себе и язычников. Тогда все человечество должно будет стать Его народом.

Свт. Афанасий выразил все эти смыслы: «Предлагаемый псалом поется о заступлении утреннем, то есть, о том, что единородное Божие Слово, по-написанному, Восток свыше (Лк. 1, 78), воссияв, освободило нас от нощи и темноты диавольской. Или, заступлением утренним именует и время воскресения Спасителева; ибо Христос восстал зело рано (Лк. 24, 1), естеству человеческому проложив путь к нетлению)» (АВ).

Псалом этот мессианский и пророческий. «Псалом же этот воспевает сам Христос от лица человечества (*от лица Своей человеческой природы, так как страдал Человек, и от лица всего спасаемого человечества, грех которого Христос взял на Себя), и ясно изображает нам, что пострадал Он от иудеев во время распятия» (АВ). Давид - Духом Святым - принимает воспетую Господом трагическую великую песнь. «Давид никогда, и во время гонений от Саула, не терпел того, что терпело Лице, изображаемое в псалме; да и кроме того как Давид или какой-либо другой ветхозаветный праведник (Езекия, Иеремия, на которых указывают) могли ожидать от своих страданий таких результатов, какие изображаются в нашем псалме? Все православные и католические толковники считают этот псалом исключительно мессианским. В некоторых стихах (напр. 18 и 19) изображение страданий Мессии так исключительно, что объяснение их сначала в так называемом низшем (историческом) и потом уже высшем (таинственном) смысле прямо невозможно» (ИО). Все события, о которых пророчествует псалом, относятся только ко Христу, но не к Давиду. Давид – уста Господа Иисуса Христа; ничего от себя и о себе он здесь не говорит. Его скорби иногда прообразуют скорби Господа, страдающего от преследований иудеев, но не скорби Креста. Крестную Жертву Христа прообразует жертва Исаака, принесенная Авраамом, и закланные на Пасху агнцы, но не Давид. «Толкование Феодора Монсутского (*Мопсуестийскому), относившего этот псалом только к Давиду и утверждавшего, что новозаветные писатели только приспособили оный к Мессии, осуждено Церковию. (ИО).

В 1 части псалма (1-22 стт.) – мы слышим крестное слово Спасителя, а во второй (23-32 стт.) – благодарственную молитву Отцу и святые обетования человечеству.

Псалом глаголет распятый и страдающий на Голгофе Господь. На Нем вся тяжесть наших грехов. Он действительно принимает их последствия: усваивает наше и возносит к Отцу как Свое. С нами Он предстоит перед Отцом Своим. Он держит нас на плечах Своих, как ту заблудшую овцу, и молит о нашем спасении. Зигабен цитирует свт. Григория Богослова: «Но, как я сказал, Он в лице Своем изображал нас. Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне вновь приняты и спасены страданиями Бесстрастного. Подобно сему Он усвояет Себе и наше неразумие и нашу греховность в продолжении псалма…» (в ЕЗ).

Итак, Голгофа и Спаситель на Кресте: «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27,46). Вот эти же слова в Святой Псалтири: ст. 2. Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси? Перевод: Боже, Боже Мой, внемли Мне! Почему Ты оставил Меня? Давид, уста Христовы, Духом Святым донес до людей действительные слова страдающего Господа, а не страдающего Давида. Здесь нет прообразования, но есть пророчество о крестных словах Христа. Иисус не образно, не символически, а вполне реально, действительно, страдает на Кресте и берет на Себя, Безгрешного, все скорбные последствия грехов рода человеческого. Тут, на Кресте, всякое прообразование кончается, а пребывает спасительная реальность: Любовь распинаемого Христа спасает верных всех времен. «Вскую оставил Мя еси?» - это древний зов человечества к Богу, молитва об усыновлении. Она исходит из безгрешных страдающих уст и не может не исполниться.

Слов «вонми ми» (внемли мне) нет ни в еврейском подлиннике, ни у Господа. «Священные толковники думают, что слова: вонми ми внесены LXX переводчиками псалмов на греческий язык для дополнения или пояснения речи» (ГР).

Как следует понимать слова об оставлении Иисуса Отцом? Неверно считать, что Иисус как бы сомневается в помощи Божией, что «Он как бы уже не надеется на помощь Отца Небесного» (ГР). Богочеловек знает свойства Своей природы: Его Божество, которое ипостасно соединено с Его Человечеством, не может оставить Иисуса. Его Божество всегда с Ним. С Ним - навсегда и нераздельно связанные со Словом Отец и Святой Дух.

Господь возлагает на Себя грехи и скорби наши (последствия грехов), в том числе и богооставленность. Но это не Его богооставленность – это наша богооставленность, возложенная на Него и ощущаемая Им. Он реально ощущает боль на Кресте – реально ощущает и богооставленность. Она относится к безукоризненным страстям, сопряжена со смертью и естественным страхом смерти, – считает Зигабен: «Сии слова говорит Господь не потому, чтобы Отец когда-либо отделился от Него после личного соединения Сына и Бога с человечеством; но Он говорит это по причине страха смерти» (ЕЗ). Безукоризненные страсти Господь принял вместе с естеством, Он победил эти страсти, потому что на протяжении всей жизни поступал не по плоти. Последняя победа совершается на Кресте. Он победил и страх смерти, поэтому не страх причина такого воззвания к Отцу (он причина чувства богооставленности). Иисус позволил Себе говорить как бы от естественного страха смерти для того, 1) чтобы явить людям муку Распятого ими Богочеловека (в меру их греха была и скорбь Неповинного), 2) чтобы удостоверить в непризрачности Тела Своего и страданий Своих, 3) чтобы явить, какой ценой искуплен человек, 4) чтобы человек увидел, как он дорог Богу, 5) чтобы быть Учителем будущих мучеников.

Еще раз напомним, что «Я», Тот, Кто говорит устами пророка Давида, - это Господь и человечество, которое Он содержит в Себе. Он говорил от лица бесконечно согрешившего и скорбящего человечества, которое заслужило и муки, и богооставленность. Он, Богочеловек, совершенный и невинный, воззвал от лица нас всех, виноватых, чтобы она, богооставленность, прекратилась, чтобы Бог принял с миром человека, возвел его на небо. Там будет конец заслуженной нами богооставленности. Об этом пишет свт. Афанасий: «Боже Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя ecu? Это говорит Спаситель от лица человечества, и, чтобы положить конец клятве и обратить Отчее лице к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду; потому что мы были отвержены и оставлены за преступление Адама, ныне же восприяты и спасены» (АВ). Для спасенного богооставленность кончается.

Следующие слова Христос возносит к Отцу только от лица спасаемых, которых содержит в Себе. Человечество, пораженное грехом, человечество, которое Богочеловек, словно Крест, держит на Своих плечах, исповедует: Далече от спасения Моего словеса грехопадений Моих. Перевод: Удаляют Меня от спасения грехопадения Мои. Эту исповедь согрешающего человечества принимает Сын (поэтому грехопадения – Мои) и возносит к Отцу. За исповедью всегда стоит молитва: прости и помилуй. Господь усваивает Себе и молитву их; Он молится Отцу как о Себе, на самом деле - о тех, кого содержит в Себе. Пред нами образец исповедания нашего; вот что мы должны содержать в своем сердце - покаяние и смирение: нет во мне доброго, чем я сам мог бы спастись, я вижу ту пропасть, которая существует между моим грехом и моим спасением. К Самому Господу эти слова могут относиться так: скорбь от взятого греха далека от радости того спасения, которое приуготовил Иисусу Бог. Однако на Кресте Иисус не произносит вторую часть второго стиха, потому что спасение близко, а не «далече».

Иудеям времен Христа казалось, что Бог всегда исполняет молитвы праведника, поэтому, если человек страдает, то он не праведник, и Бог не хочет его слышать. Они опирались на слово Божие. И мы в 19 Пс. слышали обетования: Бог исполнит все прошения праведника. А из 20 Пс. мы узнали, какой драгоценный венец будет возложен на главу праведника в Царствии Божием. Пророчества о спасении Езекии и царства его вселяли надежду: и на земле помощь Господа всегда с чадами Его. 21 Псалом должен был научить, что есть святые молитвы, которые Бог до времени как бы не слышит, т.е. не исполняет, и попускает праведнику страдать: ст. 3. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Перевод: Боже мой, взываю днем, и не слышишь, в ночи взываю, но не внемлешь Ты, хотя и не греховен зов мой. «Стих этот в переводе с еврейского языка читается так: "Боже мой! Я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения"» (ГР). Ни днем, ни ночью – никогда Ты меня не слышишь – смысл еврейского текста. И в славянском это «никогда» слышится. Значит, человечество вместе со Спасителем просят Бога не о сиюминутной помощи, а о разрешении проблемы, которая до Креста не был решена, но будет решена теперь.

Какое же моление праведника так и осталось до времен Креста без ответа? Грех, диавол тиранствовали над душой, а после смерти душу ожидал ад. Поэтому человечество, которое принял в Себя Господь, нет, не Его человеческая природа, а те, кого Он пришел спасти, воззвали во Христе к Богу: мы взываем к Тебе день и ночь, а Ты все не освобождаешь нас от власти греха, диавола и смерти. Не ставь нам наши мольбы в безумие, в грех из-за их настойчивости. Во Христе молилось человечество, и Сам Христос молился вместе с ним, чтобы состоялась спасительная победа над грехом, диаволом и смертью. Он знал, что спасение придет при Его последнем слове: «Совершилось!» (Ин. 19,30).

Или по Зигабену: Душа Иисуса, смутившаяся от близких страданий, молилась Отцу днем, когда к Учителю пришли еллины, но дух Его сказал: «Душа моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин.12,27). И Он стал молить Отца о славе имени Отчего, которую Он добудет на Кресте. И был глас: «И прославил и еще прославлю» (Ин. 12, 28). А ночью было моление в Гефсиманском саду. И то и другое моление было не в безумие, а во славу имени Божия.

Свт. Афанасий придает 3 ст. следующий смысл: Я зову во дни, но Ты не слышишь, тогда я усилю молитву, буду молиться в ночи, и это будет премудро.

Вот совсем иной образ прочтения: «В Катенах Никиты замечено, что слова сии должно читать вопросительно так: Боже мой! Я воззову днем, и Ты неужели не услышишь? и ночью, и не в безумие ли Мне?» (в ЕЗ). Не безумие ли сомневаться в Твоей помощи? Не безумно ли думать, что Ты, обитающий во святых людях, не придешь к ним на помощь, хотя они днем и ночью взывают к Тебе? Тем более верно, что придешь на помощь к Своему Сыну.

Безумна гордость – премудро смирение, премудро человеку осознавать: Кто есть Бог, и кто есть он, Его творение. Иисус, предлагая пример такого рассуждения, учит нас, о чем спасительно думать во время наших испытаний. Сначала слово о Боге: ст. 4-6. Ты же во святем живеши, хвало Израилева. На Тя уповаша отцы наши, уповаша и избавил еси я. К Тебе воззваша, и спасошася, на Тя уповаша, и не постыдешася. Перевод: А Ты во святилище живешь, слава Израиля! На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавил их; к Тебе воззвали и спаслись; на Тебя уповали и не потерпели стыда. «Ты, Святейший святых, Ты, окруженный святостью, величием и всемогуществом, "живешь среди славословий Израиля" (пер. с евр.). Тебя по достоинству славословит весь народ израильский, но за то и сам этот народ удостоен от Тебя чести быть избранным Твоим народом, и Ты Сам составляешь славу этого народа (Лк. 2:32)» (ГР). В этом народе родился Господь, Его святые отцы жили упованием на Бога. Особенно это говорится «о тех ближайших потомках патриарха Авраама, которых вера в Бога и надежда на Него была тверда и искренна, детски проста и нелицемерна» (ГР).

Ты, Отец, живешь в Сыне, а Сын – в храме Тела Иисусова. Сын свят, и Тело Его свято: «Святым называет соединенного с Отцем, по существу, Бога—Слово, который опять был соединен лично с восприятым Им человечеством. И сам Он в Евангелии говорил: Я в Отце и Отец во Мне (Иоан. 14, 10)» (ЕЗ) Древнему Израилю тайна Святой Троицы не была явлена так, как христианам, но святые народа жили упованием на Бога и упованием на Мессию, который придет. Заметим, что «уповаша» повторяется трижды, словно упование относится к трем Лицам Святой Троицы. Упование - это не просто та надежда, какую человек иногда ощущает в сердце, а нравственное свойство, добродетель, которая определяет поступки и жизнь человека. Иов выдержал страдания, так как уповал на Бога. Авраам принес в жертву Исаака, так как уповал, что Бог может воскресить Его. Упование сопряжено с верой человека, с его отношением к Богу. Упованием проявляется и проверяется вера. Господь обращает взгляд в историю и видит множество примеров того, как уповали отцы, и Бог избавлял их, спасал, не позволял устыдиться за свое упование.

Богу и славе Его Иисус противопоставляет Себя (по человечеству) со взятыми на Себя грехами. Достояние Иисуса на Кресте – грехи мира; за них Он терпит поругания и боль. И эта боль (как от гвоздей, так и от возложенного греха человеческого) была реальной, а не призрачной. Иудеям кажется: вот предел позора, бесславия: Распятый как бы теряет образ Божий и уподобляется червю – так они видят, и Господь читает их мысли и цитирует их: ст. 7. Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей. Перевод: Я же червь, а не человек, терплю поношения от людей и унижения от народа. 1. По-вашему, Я червь. На самом деле Иисус не червь, а Человек, и не только Человек, но и Бог. Через Крест Иисус возвращает человеку его богоподобие. Крест - для иудеев - место предельного унижения, а для Бога - место беспредельной славы.

2. Господь говорит эти слова и от Себя, Взявшего грехи всего мира, и предлагает человеку, осознавшему свое падение, думать о себе так. И прот. Григорий считает, что уничижает Себя Сам Господь. То же у Феодорита: «По словам Феодорита, сии слова произнес Господь смиряющий и уничижающий Себя. Ибо и Давид, хотя был пророк и царь, называет себя (во второй Царств) псом мертвым...» (в ЕЗ).

3. «Некоторые касательно сего говорят (Божеств. Дионисий Ареопагит и изъяснитель его Богоносный Максим), что Господь назвал Себя червем по причине бессеменного своего рождения: ибо как червь рождается в земле без семени после дождя; так и Христос родился бессеменно после наития на Деву Святаго Духа… Опять: «не человек», по причине сверхъестественного и несвойственного человеческому рождению своего зачатия» (он же).

4. «Или Христос называется червем, потому что носил плоть как приманку для демонов, под которою скрывалась уда Божества. Как для рыб приманка червь, так и Христово человечество было приманкою для уловления великого и умственного кита—диавола, плавающего в море настоящей жизни. Ибо, проглотив сию приманку, иначе умертвив и пожрав Христово человечество, он уловлен удою Божества Его, скрывавшегося под человечеством; и таким образом все пожирающий растерзан и умерщвлен» (ЕЗ).

Фарисеи, народ и один из разбойников поносили, уничижали Его: ст. 8-9. Вси видящии Мя поругаша Ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его. Перевод: Все видевшие Меня глумились надо Мной, говорили устами, кивали головою: «Уповал Он на Господа, так пусть избавит Его и спасет Его, если угоден Ему!». «Все эти слова буквально, во всем их значении исполнились на Иисусе Христе во время распятия и крестных страданий Его, о чем подробно и обстоятельно повествуют все евангелисты» (ГР). «Сии слова ты можешь найти в Евангелии Матфея, где говорит: проходящие же злословили Его, помахивая своими головами, и говоря: разрушающий храм, и в три дня созидающий, спаси Себя... Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если благоволит к Нему (если любит Его) (Матф.27, 39), и в Евангелии от Луки, написавшего cие: стоял и народ и смотрел; насмехались также и начальники с ними сими словами: других спасал, пусть спасет и Себя, если он Христос - избранный Божий (Лук. 23, 35)» (ЕЗ). Поношение фарисеями Господа было свидетельством их крайнего безумия. Они, знавшие пророчества и текст псалмов наизусть, не увидели в Распятом Спасителя, а в себе - тех самых врагов Божиих.

Итак, начальники говорили: уповал на Бога – пусть Он и спасает Его. И Бог (в том числе и Божество Слова) действительно избавляет Человека Иисуса от тления воскресением. Но прежде Сын молит Небесного Отца, исповедуя свое упование: Ст. 10-12. Яко Ты еси исторгий Мя из чрева, упование Мое от сосцу Матери Моея. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева Матере Моея Бог мой еси Ты. Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй Ми. Перевод: Но Ты исторг Меня из чрева Матери Моей, уповал Я на Тебя еще грудным Младенцем. К Тебе привержен Я от рождения, от чрева Матери Моей Ты Бог Мой! Не оставь Меня, ибо скорбь подступила, и некому помочь Мне. «Ты еси исторгий мя из чрева». Иисус при рождении Своем «как бы извлечен был из чрева, а не произошел обыкновенным, естественным способом рождения человеческого» (ГР). «Ибо единого Христа исторг Бог из Марии, прочие же люди не исторгаются, а исходят, как сказано: изыде Исав, яко кожа космат (Быт. 25, 25) (АВ). И зачатие, и рождение были чудесны и преславны: первое – без Отца, а при рождении «сила Божия извлекла младенца на свет неизреченным образом» (ЕЗ).

Иное чудо, о котором говорится здесь: «Упование Мое от сосцу Матери Моея. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева Матере Моея Бог мой еси Ты». «Тотчас от сосцев матерних стал надеяться на Бога и Отца. По словам Исаии: прежде нежели Он узнал, что добро, или зло, избрал добро» (ЕЗ). «Тотчас, говорит, со времени зачатая моего Я познал Тебя Бога моего, будучи научаем… соединенным со Мною Божеством. А слово из чрева означает: когда Я находился еще во чреве, или со времени выхода из чрева, или рождения!» (ЕЗ).

«Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй Ми». 1. Ты – Бог Мой, и Я привязан к Тебе как никто, не оставляй Меня: в той скорби не будет иного помощника. В Гефсимании Его ученики заснули, а на Голгофе стоял один Иоанн. Иисус уповал на Бога, имел несравненную привязанность к Отцу Небесному с самого начала вочеловечения Своего, так как был Сыном Божиим по естеству.

2. Толкование может быть и таким: не отступи от Меня, как Ты отступаешь от человека, оставленного в добычу смерти. Тогда - это молитва о воскресении и о защите от скорби богооставленности. Божество не оставит ни тела, ни души Христа.

3. Это молитва и о уповающем на Бога человечестве, которому на пути к смерти никто помочь не может.

Скорбь исходит от злобы мира и князя его, от людей, которые, забыв Бога, становятся звероподобными: Ст. 13-14. Обыдоша Мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша Мя. Отверзоша на Мя уста своя, яко лев восхнщаяй и рыкаяй. Перевод: Окружили Меня враги, как стадо тельцов, как тучные волы, обступили Меня. Отверзли на Меня пасть свою, подобно льву, что, рыча, хватает добычу. «Здесь от обыкновенной формы речи пророк, по свойственному вообще псалмопевцам поэтическому вдохновению, переходит к образной, метафорической речи и называет врагов и мучителей Христа тельцами и юнцами тучными, а также сравнивает их с хищным и рыкающим львом. По словам блж. Феодорита и других отцов, юнцами тучными (быками васанскими) пророк называет священников, книжников и фарисеев и вообще правителей еврейского народа, которым от последнего воздавались разные почести и знаки особого уважения, а тельцами – народ иудейский, на который книжники и правители возлагали тяжелое иго закона, как ярмо возлагается на быков» (ГР, то же у Зигабена). Начальники иудейские упитаны благами мирскими, в том числе и почетом. В Гефсиманском саду и потом на совете иудеи «обыдоша» (окружили) и «одержаша» (завладели, захватили) Иисуса Христа. Причем «одержаша» относится только к начальникам, юнцам тучным. Словно львы, «иудеи, говорит, разинули на меня пасть и говорили Пилату: возьми, возьми, распни Его (Иоан.19,15)» (ЕЗ).

Отец попустил врагам Своим явить всю власть над Сыном, и они распяли Его. И далее следует удивительная по силе образа метафора умирания человека: то, что есть в нем невидимое и неуловимое (душа), как вода, изливается, твердое рассыпается, то, что приемлет Божественный огонь, - тает: ст. 15-16. Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя, бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси. Перевод: Как вода растекаюсь, рассыпались кости Мои; стало сердце Мое, как воск, тающий в груди Моей. Иссохла, будто глиняный сосуд, сила Моя, язык Мой прилип к гортани Моей, и в прах смерти низвел Ты Меня. «Яко вода излияхся». Это исполнилось со Христом на Голгофе. «Я пролился как вода» - спасительной водой жизни излилась из тела душа Господа, а из раны в боку излилась Кровь и Вода. Агнец Божий был заклан копьем. Следствием этого стали потоки Воды и Крови. Кровь – символ Жертвы и Евхаристии. Вода 21 Пс. – образ, который знаменует не только ту Воду из ребра Господа, но и воду Крещения (в Крещении мы спогребаемся Христу), и благодать Божию, и Святой Дух, и дары Его, - то, что примет Церковь в день Пятидесятницы как следствие Креста, Воскресения и Вознесения Господа. И Крещение, и Евхаристия служат обожению человека, соединению Его с Духом Святым. Кровь и вода знаменуют два главных Таинства, через которые спасется Церковь, через которые та Вода и та Кровь напитает человека в жизнь вечную. Жизнь Иисуса изливается, как вода, но та вода вливается в нас.

«Рассыпались кости Мои». Кости – образ крепости, цельности, в ином контексте – цельности, твердости духа, подчинившего себя всецело Богу, образ духовного стержня человека. Если образ воды мы можем, наряду с метафорой о Таинствах, понимать и буквально, как воду из ребра, то «кости» - это метафора. Буквальное значение исключено: римские солдаты не тронули голеней Иисуса. Богослов объяснил: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится» (Ин.19,36). Закон запрещал ломать кости пасхального агнца, прообраза Агнца Божия, потому что кость Иисусова останется неповрежденной. Здесь, в 21 Пс., Господь говорит, что крепость плоти рассыпалась. Или: «рассыпался» весь состав Человека: душа спустилась во ад к пленникам его, а тело было положено во гроб (однако, Божество не оставляло ни души, ни тела). «В переносном смысле, под костями, по изъяснению блж. Феодорита (*и свт. Афанасия), нужно разуметь св. апостолов, которые служили скреплением духовного тела, т.е. Церкви, как в вещественном теле скреплением служат кости» (ГР). После поражения Пастыря словесные овцы рассеялись.

«Бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего». Сердце, которое принимает огонь Божественный, как свеча – огонь видимый, истаяло от любви к Отцу и человеку, явив предел своей жертвенности, – отдано все. Плоть потеряла жизнь и красоту, как глиняный черепок – влагу: «Изсше яко скудель крепость моя». А язык молчал: «и язык мой прильпе гортани моему». Он высох и как бы прилип к гортани: во-первых, от страданий, во-вторых, все уже было сказано - пришло время Жертвы.

Вода – жизнь, и она излилась вся без остатка (возвращение к образу 15 ст.): «и в персть смерти свел мя еси». И Отец свел Иисуса в прах смерти – во ад, но не оставил там: «Ибо, по благодати Божией, за целый мир вкусил смерть; но не в смерть, а в персть смерти низведен Христос, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления (Деян. 2, 31)» (АВ).

Господь переводит взгляд на врагов, возвращается мыслью к тем, кто «обыдоша» и «одержаша». Мы видим теперь распинателей, римских солдат, исполнителей воли «тельцов» и «львов», но и за ними мы видим стоящий сонм лукавых, т.е. иудеев (к солдатам этот эпитет относиться не может): ст. 17-18. Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои. Изчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша мя. Перевод: Ибо окружило Меня псов множество – сборище лукавых людей обступило Меня; пронзили руки Мои и ноги Мои; изочли кости Мои и смотрели с презрением на Меня. Здесь мы отмечаем параллелизм с 13-14 стт. Там Господа окружили «тельцы мнози», т.е. народ иудейский, здесь место народа занимают «пси мнози», языческие солдаты, окружавшие Крест: «Яко обыдоша мя пси мнози». Обычно псами называли язычников, поэтому нам кажется, что речь идет о римских солдатах, осуществлявших казнь и истязания. Да, и о них говорится, но к совершителям казни Господь вполне справедливо причисляет и сонм лукавых («сонм лукавых одержаша мя»), т.е. иудеев, которые формально не касались тела Господа. Сравним: в 13 ст. Господа схватили, завладели Им («одержаша») «юнцы тучнии», начальники иудейские, и в 17-18 стт. «одержаша» относится к ним, названным «сонмом лукавых». Именно они представляют активное зло. Далее текст не различает, кто конкретно «ископаша» и «изчетоша», потому что одни это исполнили (по неведению), другие это устроили по великой злобе. Иудеи заставили римлян против воли их прокуратора совершить казнь. И те, и те «ископаша руце мои и нозе мои». Поэтому эпитет «псы» можно отнести и к иудеям: «Тех же врагов своих, которых выше (ст. 13) называет тельцами и юнцами тучными, пророк, в лице того же Страждущего Спасителя, именует здесь псами» (ГР). Блаженный Феодорит объясняет – почему: «Однако после страдания прежние псы чрез веру возведены в достоинство сынов: а пользовавшиеся некогда попечительностью, как сыны, получили название псов» (по ЕЗ).

«Изчетоша вся кости Моя»… Римский бич не оставил нетронутой ни одну кость Господа, исчел все, и на Кресте: «измученное и истомленное тело Божественного Страдальца до такой степени было утончено, что все кости в нем обнаружились и представлялась полная возможность сосчитать их» (ГР). На Распятого иудеи смотрели без естественной жалости – с презрением: «тии же смотриша и презреша мя».

Ст. 19. Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий. Перевод: Разделили ризы Мои меж собой и об одежде Моей метали жребий. «Ни на ком другом с буквальною точностью не исполнились эти слова псалмопевца, как только на Иисусе Христе, когда, по распятии Его на кресте, воины взяли одежды Его и разделили между собою на четыре части…» (ГР). «Сии слова ясно истолковал Евангелист Иоанн; он сказал: итак воины, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части и нижнюю одежду, одежда же cия не была сшита, а тканая вся сверху до низу. Итак сказали друг другу: не станем раздирать ее, а кинем жребий, кому она достанется. Так, говорит, сбылось сказанное в Писании (Иоан.19, 23), т. е. сии слова Давида, которые и прибавляет там же. Итак, под ризами Давид разумеет сшитые, которые разделили воины между собою, а под одеждою разумеет несшитый хитон, но весь тканый сверху до низу, о котором и бросили воины жребий» (ЕЗ). «Троицкие листки» предлагают следующее толкование события: четыре части поделенной одежды – это риза, головная повязка, обувь и пояс. Богоносный Максим объяснил разделение риз духовно: «Можно также по другому исчислению под хитоном сверху тканым разуметь душу каждого, вдохновенную свыше. Она не сшита, поелику проста и несложена, не раздирается, поелику бессмертна, а разделяемая одежды означают тело, потому что оно чрез тление разрешается на четыре стихии» (по ЕЗ). Люди могут покушаться только на тело праведника, но не на душу его.

Распявшие Господа помрачили в себе образ Божий и потеряли подобие Божие, уподобившись волам, псам и львам. Господь всю надежду возлагает на Отца и Его просит: помоги, избавь, спаси. Ст. 20-22. Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене, на заступление Мое вонми. Избави от оружия душу Мою, и из руки песии единородную Мою. Спаси Мя от уст львовых и от рог единорожь смирение Мое. Перевод: Но Ты, Господи, не лиши Меня помощи Твоей; на защиту Мою поспеши. Избавь от меча душу Мою, от песьих лап единственную Мою! Спаси Меня от пасти львиной, от рога единорогов – Меня, смиренного! «Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене, на заступление Мое вонми». Не о продлении временной жизни и не об отмене Креста умоляет Сын Отца Своего. Он молит о «заступлении утреннем», т.е. о воскресении Своем (за которым просматривается воскресение наше), о победе над вечными противниками нашими: диаволом и смертью.

Иисус молит об избавлении души от оружия: «Избави от оружия душу Мою, и из руки песии единородную Мою». Что это за оружие? 1. «Оружие, проходящее душу, - фразеологизм еврейского языка, переведенный буквально. И обозначает он сильнейшую скорбь, поражающую человека подобно смертоносному оружию. Такая скорбь постигла Богородицу на Голгофе, и Симеон Богоприимец пророчествовал об этом оружии, об этой скорби (Лк. 2,35). Не только Богородица скорбела о Сыне Своем, но и Господь болел сердцем о Своих чадах, о погибающих душах и молил Отца об обращении их, об устроении их, - иначе нельзя избавиться от скорби. Отец будет таинственно приводить избранных по предвидению к Сыну, а Сын будет возводить уподобившихся Ему к Отцу.

2. Эту молитву вместе со Христом возглашают те, кто в Нем и с Ним: воскресни, Господи, и этим воскресением Своим победи диавола, избавь от его оружия, т.е. от греха, смерти и ада, душу мою. Не дай руке нечестивой причинить душе моей зло, устам гордым и властным говорить злое, не позволяй рогу гордыни поражать мое смирение. Так должен молиться каждый сопротивляющийся злу.

3. Оружие диавола – это еще ложь, прельщение, прелесть. Господь есть Путь, Истина и Жизнь. Сами по себе они не нуждаются в защите, так как всесильны. Во вразумлении, просвещении, освящении нуждается человек, который должен принять Господа как Путь, Истину и Жизнь.

Душа Господа - Единородная, Единственная («единородную Мою») - не должна быть оболгана, попрана псами, людьми с нечистым сердцем, которые пачкают все, к чему прикоснутся. «Душу же Свою называет единородною, потому что она отделена и отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотию всегда имеет ипостасное единение с Богом Словом» (АВ). И далее, он же: «Но может быть, что единородною называет и предстоящую Ему Церковь, потому что она не имеет скверны, или порока (Еф. 5, 27)…» (АВ).

Пусть ничто чуждое и нечистое не помрачит образ Царя Славы. Нечистота псов, жестокость львов, гордость единорога пусть не коснутся чистоты и святости Евангельского учения: «Спаси Мя от уст львовых и от рог единорожь смирение Мое». Избавь Меня - верующих в Меня - от прельщения бесов, лжи еретиков, от нечистых фантазий плотского мудрования, привнесенных миром. Спаси слово Мое от уст, говорящих не от Духа Святого, а от прельщенного, извращенного, неверующего разума, служащего себе. Спаси смирение, кротость, тишину Моих истин от активности, яростной злобы гордых – диавола и человека.

«Рог единорожь» – образ, символизирующий (в данном случае) грубую, активную самость твари, гордыню, противоположную смирению Христову. Лев, пес, единорог – три лица одного и того же врага Божия: дивола и уподобляющегося ему человека. Они олицетворяют жестокость, нечистоту, гордыню. «Василий В: Под рогами единорогов мы понимаем гордостьФеодорит: Львом и псом и единорогом называет, по словам Апостола, имевшего власть смерти диавола, который во время страдания Его напал на Него, наподобие зверя, желая умертвить Его» (ЕЗ). «Этим, т.е. оружием, рукою песиею, устами львовыми и рогами единорожими изображает злобу и безумие иудеев (*или таких, как те иудеи). Оружием можно назвать и диавола, который всегда старается уязвить» (АВ). Молитвой о защите, избавлении человечества от вечных врагов и оружия их кончается первая часть 21 псалма.

Молитвой благодарственной начинается вторая часть. Что значит это благодарение? Значит то, что заступление утреннее совершилось – Христос воскрес. Он исполнил до конца Свою миссию на земле: наступило новое время. Благодарственную песнь поет Господь и те, кто с Ним и в Нем, но в Его устах их молитва очищается и освящается: ст. 23. Повем имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя. Перевод: Поведаю имя Твое братьям моим, посреди церкви воспою Тебя. «С этого стиха, и по содержанию мыслей и чувств и по самому тону речи, псалом изменяется. Прежде говорилось о страданиях Спасителя, а теперь идет речь о воскресении и славе Его, о призвании язычников. Апостол Павел буквально приводит слова сего стиха в Послании к Евреям, относя их к лицу Господа Иисуса Христа, Которому покорено все и Который, совершив спасение людей Своими страданиями и вкусив смерть за всех, как Освящающий имеет одно естество с освящаемыми, и по сей причине Он «не стыдится» называть их «братиями», говоря: "возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя" (Евр. 2,9-12). Под именем, которое Господь имеет поведать, или возвестить, Он разумеет имя Бога Отца, так как евреи признавали Единого Бога, но не разумели Его как Отца, имеющего Сына. Поведать имя Божие значит прославить имя Бога, Его Божественные свойства: премудрость, благость, всемогущество Его и проч. Эти свойства с особенною силою проявились в воскресении Спасителя и по воскресении Его. Когда Я после страданий и смерти воскресну, как бы так говорит здесь Господь устами пророка, тогда Я возвещу, прославлю имя Твое в церкви, братьям Моим, т.е. св. апостолам и верным ученикам и последователям Моим; а что их именно называет Он братьями, это видно из самых слов Господа, приведенных у евангелиста Матфея (*Воскресший скажет мироносицам: пойдите, возвестите братьям Моим (Мф.28, 10)). И не только апостолам и верным последователям Своим, но и в сонмищах иудейских Господь возвещал о делах и величиях Божиих. То же учение Господа Иисуса Христа продолжает возвещаться со времени воскресения Его и доныне в каждой церкви христианской, что и выражено в словах: «посреде церкве воспою Тя»» (ГР).

«Поведаю» и «воспою» – говорит Господь. Подчеркнем два момента: во-первых, Сын говорит Собой, каков Отец, ибо через Сына мы познаем Отца, во-вторых, Сын после вознесения в Церкви Своей воспевает Отца устами верных и делами верных, тех, которые познали Отца через Сына. Сын воспел Отца и тем, что явился Воскресшим среди учеников, которые скоро станут Его Церковью, и поведал этим явлением, что Он воистину Сын Божий.

Итак, люди Церкви названы братьями Сына Божия. Среди них: призванные от язычников – это боящиеся Господа, призванные от иудеев – семя Иаковлево. Призванные не будут названы ни львами, ни тельцами, ни псами, ни единорогами. Они будут участвовать в прославлении Отца вместе с Ангелами Божиими, уподобятся им в служении: стт. 24-25. Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Нeгo все семя Израилево. Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыша Мя. Перевод: Боящиеся Господа, восхвалите Его, потомство Иаковлево! Ибо не презрел и не отверг Он молитвы нищего, и не отвратил лица Своего от Меня, и когда воззвал Я к Нему, услышал Меня. «Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его». Вы узнали Его – так восхвалите, воспойте Его, стяжите совершенный страх Божий! «Здесь псалмопевец, от лица пострадавшего за нас и воскресшего из мертвых Христа, призывает всех к прославлению Господа Бога. Когда Я поведаю имя Божие и воспою Его в Церкви, как бы так говорит Он, тогда и вы, все верующие в Него (боящиеся Господа), восхвалите Его. Первенствующая Церковь Христова составилась из потомков патриарха Иакова, родоначальника двенадцати колен народа еврейского, т.е. из уверовавших в Христа Спасителя иудеев, и из язычников, а потому и здесь в словах все семя Иаковле пророк разумеет первых из христиан, т.е. иудеев, а под именем боящихся Господахристиан из язычников» (ГР). «Так и Павел назвал их в Деяниях, говоря: Израильтяне и боящиеся Бога, послушайте (Деян. 13, 16); и Петр сказал Корнилию: во всяком народе (языческом) боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему (Деян.10, 35)» (ЕЗ).

Верующие христиане независимо от происхождения могут духовно называться семенем Иаковлевым и Израилевым. Называют так «одних по прародителю, а других по добродетели» (АВ), так как они есть семя Того, Кто запинал диавола и видел Бога: «Называется и Христос Иаковом, то есть, запинателем, как положивший препону диаволу и победивший его; также Израилем, как ум, видящий Бога. Ибо никто не знает Отца кроме Сына. А семя Христа сего Иакова и Израиля суть христиане, рожденные от Него по духу» (ЕЗ). «В повторенном же выражении: «да убоится же от Него все семя Израилево» – он разумеет тех и других, т.е. христиан из иудеев и язычников, которые, т.е. язычники, по благодати Божией, за добродетель удостоились быть причтенными к потомству Авраама, Исаака и Иакова (Мф. 8:11)» (ГР).

Господь призывает верующих: «восхвалите», «прославьте», - т.е. зовет их на общее дело, на Свою Литургию (греч. λειτουργία — «служение», «общее дело»), где будет приноситься бескровная жертва благодарения (греч. ευχαριστία — благодарение), где будут возноситься благодарственные молитвы.

Почему благодарственные? «Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыша Мя». Бог услышал (исполнил) молитву Христа и того нищего, смиренного, которого содержал в Себе Христос: ад разрушен, диавол повержен и потерял силу, смерти нет для верующего, а есть переход в жизнь вечную, грех же исцеляется покаянием.

Господь велит: «восхвалите Его» (24 ст.) - Отца. О Себе же говорит: Ст. 26. От Тебе похвала Моя, в церкви велицей исповемся Тебе, молитвы Моя воздам пред боящимися Его. Перевод: Ты вложил в уста Мои хвалу; в церкви великой прославлю Тебя; обеты Мои исполню пред лицом боящихся Его. «От Тебе похвала Моя, в церкви велицей исповемся Тебе». «Похвала Моя» – похвала Мне - от Тебя. Так у блаж. Феодорита: слава Сына – от Отца, а Сын в Церкви Своей хвалит Его: "Как Я, – говорит Христос к Отцу Небесному, – делаю Тебя ведомым для человеков, так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне ту же честь... Церковью великою назвал Церковь, простирающуюся до пределов земли" (Феодорит по ГР). Отец приводит человека к Сыну, а Сын возводит его к Отцу.

«Молитвы Моя воздам пред боящимися Его». «В божественном Писании молитвою называется обетование. Посему, исполнение послушания Отцу, в каком пребыл Сын даже до смерти по плоти, можно также принять за исполнение возданной Им Отцу молитвы» (АВ). Иисус совершенно исполнит волю Отца, как и обещал. И это не укроется от людей: боящиеся Бога на самих себе познают это. Только «сонм лукавых» не увидит спасительного дела, потому что отвернется от Господа, не поймет смирения Его.

Обетование Сына Отцу – это одновременно и обетование человеку. И далее (стт. 27-32) следует эта молитва-обетование пред людьми Церкви, которые уже были названы боящимися Бога, семенем Иаковлевым и Израилевым, нищими, а далее будут названы убогими и взыскающими Бога. По нравственному устроению это люди смиренные, кроткие, нищие духом, которые живут не ради себя и не свой разум почитают превыше всего, а взыскивают волю Божию и живут разумом Христовым, Его Истиной. Они сознают свою несамодостаточность – их жизнь, правда – в Боге. В Нем они находят Истину, Мир, Любовь, Жизнь. Его волю они любят. Ничего своего не имеют, но ищут усиленно Божиего, находят, принимают, насыщаются дарами и восхваляют Бога своего. Это те, кого спасает Господь.

Вот первое обетование Спасителя, в нем Он открывает: кто и как будет спасен: ст. 27. Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века. Перевод: Вкушать будут убогие и насытятся, и восхвалят Господа все, кто ищет Его; живы будут сердца их вовеки. Будут спасены «убозии» и «взыскающии Его»: они обретут полноту Благодати («насытятся») и блаженство вечной жизни со Христом («жива будут сердца их в век века»).

Убогий – этимологически «небогатый»: «богий» – богатый; «у» – отрицательная приставка. 1. Обычно под «убогими» понимают язычников, пришедших в Христову церковь (свт. Афанасий, Феодорит, Зигабен, прот. Григорий). Прежде они не имели сокровища Писания, а языческая вера противодействовала чистой жизни и содержала ложь: дух оставался голоден, а душа пребывала в смятении. Человек искал Бога и Истину, в которых Жизнь, но не находил их в мертвых идолах.

2. У прот. Григория содержится мысль, что убогие и взыскующие – это те «нищие духом», которым принадлежит Царство Небесное. Они же есть те алчущие Правды, Истины, которая есть Христос. Они «по обращении к вере Христовой стали вкушать от трапезы Господней и получили возможность насыщаться (ядят убозии и насытятся) духовной пищи Христовой – Его святого учения, Божественной вечери Причащения, Его благодати и т.п. Блажени алчущий и жаждущий правды, – учит Христос в Святом Евангелии Своем, а это значит то же, что и у псалмопевца взыскающии Господа: вместе с алчбою и жаждою соединено и искание. И как об алчущих и жаждущих правды сказано, что они насытятся, так и об ищущих или взыскающих Господа тоже сказано: "Ищай обретает" (Мф. 5:6; 7:8), т.е. получит искомое блаженство в Господе. …Жива будут сердца их в век века, т.е. души их, бывшие мертвыми до обращения, по обращении к вере Христовой, питаясь небесною духовною пищею, станут жить истинною жизнью в Боге и получат вечную жизнь» (ГР) Каждый приходящий ко Христу должен сознавать, что беден; что сам не спасется, что нуждается в Спасителе и таком действовании Божием, которое его изменит, преобразит. Он должен стать взыскующим Бога (иначе при бедности своей и останется), т.е. должен утвердиться в любви к Нему, потому что искать Его можно только любовью. С верою и любовью он должен прибегать к святым Таинствам Церкви и испытать насыщение – Истиной, Благодатью, Жизнью. А потом - возблагодарить Бога. Все это и происходит в Церкви. О насыщении через Таинства писали блаж. Феодорит и Зигабен: «Или можно понимать и иначе так, что верующие едят тело Христово, с которым вместе принимается и кровь; и что они исполнятся Духа Святаго и будут прославлять Бога вокруг Святой трапезы. Почему слова сии суть пророчество не только о Евангельском учении, но и о таинственной трапезе животворящего хлеба и вина, как говорит Феодорит» (ЕЗ). В Церкви создается человек Царствия. Господь постепенно раскрывает его свойства, здесь же говорит, что он исповедует свою нищету и ищет всего недостающего у Бога и в Боге, насыщается и хвалит Его. Вот первое великое обетование Спасителя, которое обращено к каждой душе, приходящей ко Христу.

Второе обетование – о всемирном распространении Евангелия и веры Христовой, о том, что вечную жизнь смогут обрести, если захотят, все концы земли: стт. 28-29. Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки. Перевод: Помянуты будут Богом и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся Ему все народы и племена. Ибо подвластно Господу царство, и Он обладает народами. Начало обращение народов – в Боге: прежде Он их помянет, а потом те обратятся. В этих стихах акцент делается на глобальном, всеобщем характере призвания людей всего мира ко Христу, на обращении язычников. Бог возвращает Себе Свое достояние, на которое покушался сатана. Или слово «помянутся» имеет значение не «будут помянуты Богом», а «опомнятся и обратятся к Богу» концы земли. Зигабен признает оба значения: «Памятью называется воспоминание чего-либо сделавшегося известным прежде. Итак, из сих слов открывается, что познание Бога насаждено в людях (Посему Иоанн Дамаскин сказал: Познание бытия Бога насаждено Им в естество всех. Кн. 1, гл. 1, о вере). Но у язычников тьма заблуждения покрыла сие познание; а когда пришел Господь—умное солнце правды, тьма заблуждения сего исчезла и язычники вспомнили о Боге, Творце своем, и, таким образом, с верою обратились к Нему. Или сказал: вспомнятся вместо того, чтобы сказать: удостоятся памяти или воспоминания у Бога те язычники, которые доселе были забыты. При сем заметь, читатель, что Давид употребил сии слова по порядку: во-первых, сказал вспомнятся, потом - обратятся; и наконец—поклонятся» (ЕЗ). «…И вот псалмопевец пророчествует, что народы, живущие во всех концах земли, доселе как бы забытые Богом, помянутся Им, призовутся чрез проповедь Евангелия и обратятся ко Господу, войдут в великую Церковь Христову, – тогда, научившись истинному Богопознанию и Богопочтению, поклонятся Господу не одни иудеи, которые себя одних почитали поклонниками истинного Бога, но и вся отечествия язык, т.е. во всех народах и между всеми отдельными племенами будут поклонники Бога истинного, потому что Он есть Бог не иудеев только, но и всех народов, как Творец человеческого естества и Вседержитель мира: яко Господне есть царствие, и Той обладает языки» (ГР)

Третье обетование обращено к благодатным и спасительным результатам миссии Иисуса Христа: стт. 30-32. Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю, и душа моя Тому живет. И семя мое поработает Ему: возвестит Господеви род грядущий. И возвестят правду Его людем рождшимся, яже сотвори Господь. Перевод: Вкушать будут и поклонятся Ему все благоденствующие на земле, к Нему припадут все нисходящие в землю; и для Него живет душа моя. И потомство мое послужит Ему, воздаст хвалу Господу род грядущий. И возвестят правду Его людям, еще не родившимся, которых сотворит Господь. «Ядоша и поклонишася вси тучнии земли». «Тучные земли» – это те бывшие убогие (ст. 27), которые еще при жизни на земле насытились Истиной Божественной и стали тучными от Благодати: «Тучными называет богатых, обогатившихся благочестием и добродетелью, которые прежде были этим бедны» (ЕЗ). Для ветхозаветного человека такое насыщение истиной произойдет в будущем, когда они будут изведены Истиной из ада.

«Ядоша и поклонишася». В еврейском тексте глаголы имеют значение будущего, в греческом и славянском – прошедшего: «Выражение ядоша и поклонишася по переводу с греческого поставлено в прошедшем времени, вместо будущего, и означает по переводу с еврейского и согласно контексту: "будут есть и поклоняться все тучные земли", т.е. богатые и славные, уверовавшие в Господа и обогатившиеся благочестием и добродетелью будут вкушать и насытятся благ от Божественной трапезы, которую уготовал Бог верующим в Него» (ГР). «Ядоша и поклонишася» – это образ Евхаристии, «ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6,55-56). Глагол «поклонишася» также указывает на благодарение, т.е. Евхаристию.

«Пред Ним припадут вси низходящии в землю». Живущие на земле поклонятся Богу, а нисходящие в землю припадут к Нему в сугубом поклонении, так как за порогом смерти увидят Его Самого – Отца через Сына. И это преклонение будет вечным. «Вси низходящии в землю припадут, говорит, и поклонятся пред Ним все умершие и обращающиеся в землю, т.е. все люди, как существа смертные, сходящие во гроб, в могилу, т.к., по словам апостола, "о имени Иисусове" Богу Отцу "поклонится всякое колено небесных и земных и преисподних" (Флп. 2:10; Рим. 14:11), и одни из них припадут и поклонятся добровольно и с любовью, а другие – невольно и по страху, как неверные и демоны» (ГР). Отец в 109 Пс. обещает Сыну: «положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109, 1). Одни припадут в покаянии, перестав быть врагами, другие – падут как побежденные.

«И душа Моя Тому живет», т.е. Иисус исповедовал, что душа Его устремлена к Отцу, Им живет и для Него. Сын – в Отце, а Отец живет в Сыне: «Это сказал по смотрению, чтоб и мы, последуя стопам Его и ведя жизнь беспорочную, могли с дерзновением в молитвах говорить: душа моя живет Ему по сказанному: уже не я живу, но живет во мне Христос (у Никиты)» (ЕЗ).

«И семя Мое поработает Ему». «Это Христос говорит, что семя Его поработает, т.е. будет служить Богу. Семя, или потомство, – дети Его, т.е. все те люди, которые приняли Его верою и которым дано право – "чадом Божиим быти... иже не от крове, ни от похоти плотския... но от Бога родишася" (Ин. 1:12,13), т.е. все христиане, возрожденные благодатью Святого Духа в купели святого крещения» (ГР).

Если христиане честно послужат Господу, то этим служением они возвестят Богу о грядущем преображении, обожении. Тогда «семя Мое» «возвестит Господеви род грядущий». Бог может знать (принять и усвоить Себе) только родственное Своему Свету. «По-русски с греческого перевод читается так "знаемый будет Господу род грядущий", т.е. будет известен Богу весь тот род людей, который будет принадлежать к Церкви Христовой, о котором Христос возвестит Господеви (*Отцу), или, что то же, сделает его известным и любезным Богу» (ГР).

«И возвестят правду Его людем рождшимся, яже сотвори Господь». «Кто возвестит? Кому и что возвестит? Св. апостолы Христовы и их преемники, пастыри и учители Церкви, которым Господь поручил устроение и управление в Церкви, будут возвещать правду Божию, т.е. оправдание чрез веру во Христа людям, имеющим родиться (рождшимся) свыше, чрез таинство святого крещения, а сии последние, возрожденные Духом чрез веру, будут возвещать другим, имеющим после возродиться, ту правду, что Господь праведно низложил дьявола, делавшего неправду людям, которых сотворил Господь» (ГР). Одно поколение должно передать следующему родившемуся поколению («рождшимся») истину о правде Божией и о спасительном деле Его, «яже сотвори Господь», - о Рождестве, проповеди, о Кресте и Воскресении.

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блаж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).