8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 23

Надписание: Псалом Давиду, единыя от суббот. Перевод: Псалом Давида, в первый день недели. «Кроме обычного надписания «псалом Давиду» здесь есть добавление, состоящее из слов: «единыя от суббот». По свидетельству всех ученых толковников Псалтири, этой последней прибавки в надписи псалма нет ни в еврейском подлиннике, ни в древних списках LXX переводчиков псалмов. А потому общее мнение св. отцов касательно этой надписи то, что она сделана одним из позднейших переписчиков» (ГР). Какой смысл имеет это добавление, сохраненное Святым Духом? Во-первых, «единыя от суббот» имеет смысл не «одна из суббот», а первый день недели. Как известно, субботой в Писании назывался не только день недели, следующий за пятницей, но и вся неделя. Для христианина первый день недели – это воскресение. Зигабен предположил, что псалом «написан пророчески о Господском дне, в который воскрес Господь» (ЕЗ), о Его Победе, о плодах этого дня.

Псалом имеет мессианский подтекст и пророчествует о домостроительстве спасения нашего, которое совершено Христом: Его вознесением на Крест, воскресением, вознесением на Небо, седением одесную, посланием с проповедью тех, кто примет Духа Святого. Его Человечество сподобилось Божественной славы, было прославлено Отцом. Иисус взошел на Небо не только для того, чтобы по Человечеству занять там Свое место, но и чтобы всех привлечь к Себе. Он говорил: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какой смертью Он умрет» (Ин. 32-33). Он привлечет всех и Своим вознесением на Крест, и вознесением на Небо. «Всех привлечь к Себе» - это Его воля. Для исполнения ее к язычникам будут посланы апостолы. Посему свт. Афанасий связывает эти события - вознесение Господа и обращение язычников: «Настоящий псалом проповедует о вознесении Господнем, о преподаянии учения язычникам, и о том, как они соделаются достойными небесных селений» (АВ). Образы псалма требуют духовно-символического истолкования.

Ст. 1. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Перевод: Подвластна Господу земля и все, что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней. Земля и то, что ее наполняет, вселенная и то, что в ней живет (в особенном смысле: что в ней живо Богом) – Господни. Вселенная – это не космос, а известная населенная часть земли. В духовном смысле вселенная – это верующие, которые живут Богом и в которых вселяется Господь (Пс. 9,9). Вселенная – от глагола вселить, а вселить имеет значение не только «поместить для жительства», но и «отдохнуть после завершения пути» (СК). Такой вечный отдых от безумия мира будет в Царстве, в которое вселяет Сам Бог. Поэтому верен и такой смысл: земля людей и Небо – Господни. Свт. Афанасий за образами земли и вселенной видел принятое Христом от Отца Царство Божие, в которое войдут бывшие язычники: «В настоящих словах проповедуется Царство, какое восприяло над язычниками пришедшее Единородное Божие Слово» (АВ). Это Царство начинается на земле – в Церкви воинствующей.

О власти Господа. Весь мир сотворен Богом и принадлежит своему Творцу, Промыслителю и Хранителю. Однако Бог добровольно ограничил Свою власть волей творения: Он попускает нам ошибаться и согрешать. Однако Он не хочет, чтобы мы ошибались и согрешали. Он посылает Сына и в Нем являет наш путь на Небо, Истину и Жизнь. Им, Иисусом, Он побеждает власть сатаны, греха и смерти. Только после Креста и воскресения Иисус мог сказать ученикам: «Мне дана всякая власть на небе и на земле (Матф.28, 18). «Ему дадеся власть отверзать ад и изводить древле осужденных, отверзать Небо и вводить помилованных. В каких разнообразных видах является всякая власть Его на Небеси, это недоступно нашему созерцанию. Помыслим о ближайшей власти к нам, всякой власти Его на земли. Если Он имеет всякую власть, то нет здесь никакой власти и силы, которая не была бы подчинена Его власти. Простирая власть благодати на каждую душу верующую и на созданную Им Церковь, Он также простирает власть Своей премудрости, благости и правды и на видимую жизнь человека, и на все царство природы….» (свт. Филарет Моск., цит. по «Троицким листкам»). Но! «Под властью оскорбленной благости и правды Его невнимательный к сей власти человек лишается света и блуждает, семейство расстраивается, народ смущается, царство колеблется. Кроткую для кротких, а для людей, поучающихся тщетным, грозную власть дал Отец Небесный единородному Сыну Своему, Царю Христу, Своим предопределением: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое; упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. Теперь, когда Христос воскресе и когда Ему, яко Богочеловеку, дадеся всяка власть на небеси и на земли, не только небо сделалось досягаемым, но даже соединилось с землей так, что трудно найти между ними предел и различие, ибо и на земли является Божество, и на небеси человечество» (он же).

По Зигабену: Давид этими словами возражает еретикам, например, тем, кто полагает, что у земли и вселенной не один Творец, но один злой, а другой добрый. Он словно предвидит манихейскую ересь и гностиков. Псалмопевец рассеивает заблуждения еллинов, которые думали, что животные и растения были созданы разными богами. Он опровергает гордость ума человеческого, когда «люди, не властные сами в себе, по великой суетности думают, что они господствуют над землею, хотя и слышат, что Господня земля» (ЕЗ). Он говорит и иудеям: не об одной Иудее печется Господь, милость Его простирается на весь мир: «вся земля и все, что наполняет землю, все сотворено Господом и все принадлежит Ему» (ГР).

Итак, все творение принадлежит Господу, и Его власть распространяется и на тех, кто противится Ему. Но в особенном смысле Он усваивает Себе тех, кто ищет Его, любит Его и уповает на Него. Во времена Благодати богоизранным, особенным для Бога, мог стать вчерашний язычник.

Землю и вселенную Царства Бог основал на морях и реках: Ст. 2. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Перевод: Он на морях воздвиг ее, и на реках утвердил ее. 1. Святые толкователи и во 2 ст. видели аллегорию. Он основал самое твердое (землю – в буквальном смысле, Церковь, Царство – в духовном) на самом изменчивом – на водах (землю - среди морей, а Царство Божия – в душах человеческих, переменчивых, постоянно изменяющихся, подобным рекам). Свт.. Афанасий увидел здесь аллегорию о вере и Церкви: «Ибо и Церковь тогда приемлет крепость, когда среди треволнений пребывает незыблемою в вере» (АВ). Церковь (земля обетованная, Царство Небесное) будет утверждена и приготовлена среди народов (моря) и в душах (реки), и основана она будет на вере человека. «Божеств. Кирилл иносказательно под реками разумел Апостолов, которые умственными реками наполняют подсолнечную и высокое небесное слово разносят по земле. А иные иносказательно также изъясняют сии слова так: под вселенною разумеют Церковь, под морями, или купели крещения, или по свойству их горькому—искушения, ибо чрез искушение Господь составил Церковь, а под реками—сладкие дары Святого Духа. Ибо Он приготовил и украсил ее к принятию Святого Духа, от которого, как из источника, текут разнообразные дарования (у Никиты)» (ЕЗ).

2. Буквальный смысл тоже глубок: Промыслитель приготовил для человека удобное жительство на реках и берегах морей. Свт. Василий подчеркивает: основанием сотворенного мира является Слово и повеление Божие. То же у прот. Григория: «Сотворив землю, Он окружил ее морями, так что она представляется как бы основанною на морях, хотя основанием для земли служит собственно всемогущее Слово или повеление Божие, а не какое-либо вещественное основание. Кроме моря, Господь снабдил землю и другими источниками и вместилищами воды, каковы многочисленные реки, протекающие по земле. Так Он устроил земной шар, чтобы он удобен был для обитания людей» (ГР).

Итак, земля (и вселенная) принадлежит Богу, так как Он ее создал и обустроил, и самая высокая, ближайшая к Богу точка на земле (не по метрам, а по ценности для Бога), – это гора Господня, гора Сион. Далее Давид (или Некто) вопрошает: Ст. 3. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Перевод: Кто взойдет на гору Господню? И кто станет на месте святом Его? Гора Сион и скиния на ней – место особого Божественного присутствия, место святое. И гора, и храм символизируют и проображают собой Небесное Царство, которое начинается в Церкви Христовой. «Гору пророк именует здесь, конечно, не земную – Сионскую или какую иную, а ту небесную гору, о которой апостол Павел пишет в Послании к Евреям: "Приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному" (Евр. 12:22)» (ГР вслед за блаж. Феодоритом и Зигабеном). Бог пребывает в храме на горе, Бог пребывает на Небе, а на видимом небе возвышаются белоснежные горы облаков. Облако – еще один образ Небесного Царства. Ни один человек, имеющий плоть, не может взойти на эту гору Господню и стоять на высоте. Все согрешили, и никто не может войти в Царство Славы: этот так же невозможно, как ходить по облакам. Для ветхозаветного человека рай был затворен, но Крест его откроет, и Спаситель соберет в Своем Царстве Своих, дав им силы ходить по той высоте. Кого Он возьмет?

«Кто взыдет на гору Господню?» Кто из священников достоин войти для служения в скинию Бога на горе Сион? Кто из народа не в осуждение себе поднимется туда для молитвы? Кто достоин обетований Божиих в Церкви ветхозаветной, так что не только войдет, но станет на святом месте и не будет изгнан Богом? Кто взойдет на несравненную высоту Истины новозаветной? Кто взойдет по смерти в Небесное Царство, кто сможет стоять на Небесной Тверди его? «Итак, кто же из людей взойдет на ту гору, путь на которую открыл людям Сам Господь Иисус Христос, и кто достоин пребывать в небесном Сионе?» (ГР). Кто, какой человек достоин Богообщения, кто сможет стоять на Небе – утвердиться в Царстве?

И далее (стт.4-6) Давид принимает от Святого Духа и передает нам ответ на вопрошение 3 ст. (там или пророк вопрошал, или пред нами - беседа Лиц Святой Троицы). Ст. 4. Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Перевод: Тот, кто не повинен руками и чист сердцем, кто не принял суеты в душу свою и не клялся лукаво ближнему своему. «Неповинен рукама и чист сердцем». «То есть тот взойдет на небесную гору Господню и удостоится пребывать во граде Бога Живаго, кто, во-первых, живет так, что не делает ничего худого – неповинен рукама, и вместе с тем (во-вторых), не оскверняет сердца своего скверными помыслами и дурными желаниями, кто чист сердцем» (ГР). «Слова Кирилла: Слово сие возводит на гору Божию только того, кто по всему чист, кто ни по разуму, ни по мысли, ни по делам, нисколько не оскверняет пребыванием во зле душу свою» (в ЕЗ). Свт. Афанасий справедливо отсылает нас к 14 Пс, потому что там говорится о том же подробно. Там Святой Дух отвечает на вопрос Давида: «Кто вселится во святую гору Твою» (Пс.14,1). Он говорит человеку: «Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем. Иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя» (Пс 14, 2-3). Господь спасет того, кто чист пред людьми и пред Богом.

И кто перед собой не виноват: «Иже не прият всуе душу свою». Чья душа не прилепляется к вещам суетным, мирским, но устремлена к Богу и вечному: «Тот, говорит, взойдет на гору Господа, кто не принял от Бога душу свою на пустое дело, т. е. чтобы любить суетные предметы мира сего. Или можно понимать и так: кто не употребил душу свою на злые дела» (ЕЗ), не растратил жизнь на пустое, преходящее, значимое только для человеческой славы, для удовольствия плоти.

Особенно Давид выделяет грех слова: Христос спасет того, кто не утверждается во лжи: «И не клятся лестию искреннему своему». «Еще: тот достоин будет жить со Христом в небесном Иерусалиме, кто… честно и добросовестно относится к ближним, не употребляя ложной клятвы и злонамеренной или хитросплетенной речи, – кто не напрасно заботится о душе своей и не клялся лукаво ближнему своему» (ГР).

Ст. 5. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Перевод: Он примет благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. «Вот этот человек, который непорочностью дел и чистотою мыслей и желаний своих уготовал душу свою к достойному сожительству на небесах с Самим Господом и святыми ангелами Его, получит благословение и всякую милость от Господа Бога, Спаса своего» (ГР). Зигабен называет слова благословения Божия праведнику: «Приидите благословенные Отца моего. Он приимет и милостыню от Бога. Ибо и все исполнившие и имеющие добрую coвесть спасаются по милости и благодати». Он же: «Ибо и самый праведник, как человек, имеет нужду в милости Божией, потому что если Бог не снизойдет к людям Своею милостью и сострадательностью, то не оправдается пред Ним ни один живой человек, как говорит тот же Давид: не оправдается пред Ним всяк живой (Пс.142,2)» (ЕЗ).

Ст. 6. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Перевод: Таков род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева. «Сей род ищущих Господа». «Сей рода нашего», - скажет Пресвятая Дева тяжело болящему преп. Серафиму Саровскому. Это род любящих Бога, потому что «кто любит, тот и ищет» (ЕЗ). Искать Бога может только дух, который трезв и бодр, который родствен Христу и скучает о Нем, имеет потребность искать Его, стремиться к Нему. Такая душа для Бога драгоценна. «То духовное состояние, по которому человек удостаивается сожительства с Господом и святыми Его на небесах, и о котором выше была речь, и может служить признаком людей, стремящихся к Богу, на святую гору Его, чтобы там узреть Господа лицом к лицу: сей род ищущих Его, ищущих лице Бога Иаковля; как и наоборот, род сынов века сего, людей, преданных суетной и мятежной жизни ничего так мало не ищет, как Бога, и ничего больше не страшится, как смерти, и если бы им предоставлено было на выбор, то пожелали бы лучше навсегда остаться в веке сем, нежели "разрешится и со Христом быти" (Флп. 1:23). Они не знают Бога и не ищут Его, а если и знают и ищут, то кого-либо иного, а не Бога Иаковля» (ГР).

«Ищущих лице Бога Иаковля» - ищущих Христа. «Богом Иакова почитаем был у евреев Отец, а лицем Отца—Сын: видевший, говорит, Меня видел Отца (Иоан.14, 9). Часто Давид в псалмах своих упоминает о Иакове. Это потому, что он был отец 12-ти колен иудейских. Или иначе можно понимать это так: род таковых-то ищет видеть Бога в будущем веке, когда лицем к лицу, как говорит Павел, увидят Бога достойные (1Кор. 13, 12)»(ЕЗ).

Ищущие Бога и любящие Его войдут в Его Царство и найдут там Того, Кого ищут так упорно. Он, Царь Славы, прежде них войдет в Царство Свое. И Давид слышит таинственный разговор, который произошел при вознесении Господа: некто (Некто) велит князьям поднять врата. И Некто, и князья, и врата их – не от сего мира. Некто велит: Ст. 7. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Перевод: Поднимите выше, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдет Царь Славы. Царь – Господь Иисус Христос. «Царем славы и Господом славы называется Христос, как преславный и податель славы и как царствующий и господствующей над всеми славными» (ЕЗ). «Восхождением на Божественную гору, или, что то же, на небо, предупредит всех смертных Сам бессмертный Царь славы, как более всех достойный того, Сам Он внидет во врата вечная» (ГР). Он войдет на Небо «с пречистою Своею плотию и в прославленном естестве человеческом» (ГР).

Некто, повелевающий князьям. Те Ангелы, которые служили Господу на земле, а теперь сопровождают Его, Царя, вступающего в Свое Царство, велят другим Ангелам, стерегущим врата, чтобы отверзли их. Они повелевают князьям, т.е. высшим чинам Сил Небесных, и самим вратам, чтобы отверзлись. Иное толкование – свт. Кирилла Иерусалимского в пересказе Зигабена: «Слова: «возмите врата, князи ваши», говорит Дух Святый, повелевающий ангелам отворить врата неба» (ЕЗ).

Врата в Царство. «А под вратами надобно разуметь Ангельские стражи и смотрения» (ЕЗ). Врата были не деревянными, не кованными; их образовывали Небесные Силы, не позволяющие естеству человеческому подняться на Небо. Врата были «доселе были заключены грехами людей» (ГР), и до сих пор через них никто не проходил.

Возмите. «Не сказал «отворите», но «возьмите», иначе — совершенно примите их, каковым словом изображает невместимую славу Христа, имеющего войти» (ЕЗ). Врата были названы вечными потому, что «никогда от века не отворялись: они затворены были и тогда, когда Господь, утаившись от всех сил небесных, снизшел долу» (ЕЗ). Он воплотился уже на земле от Девы и Духа Святого. «Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а— как бы на небо» (ЕЗ).

Низшие Ангелы спрашивают высших, или, что вернее, Ангелы вопрошают Бога, Дух Святой, о достоинстве Царя Славы, потому что только Лицо Божие знает Единосущного. Ангелы вопрошают и получают ответ Святого Духа и повторное повеление дать дорогу Кроткому Царю: ст. 8-10. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы. Перевод: Кто сей Царь Славы? Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в бранях. Поднимите выше, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдет Царь Славы! Кто сей Царь Славы? Господь сил, Он – Царь Славы! «Небесные силы (князи), как бы изумленные таким необычайным событием, что видели истинного человека во плоти, восходящего на небо, превыше духов небесных, превыше ангелов и архангелов, и притом такого, которого называют Царем славы, решаются вопросить: кто есть сей Царь славы? – и на вопрос свой получают ответ, что это – Господь Крепкий, Всемогущий, Которому "покорены всяческия, яже на небеси и на земли" (1 Кор. 15:27), Который силен в брани и есть Победитель смерти и ада и самого князя тьмы. После такого ответа, услышав повторение прежнего повеления: возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная, они снова вопрошают: кто есть сей Царь славы? – и получают в ответ как бы еще более убедительное слово, что восходящий вечными вратами в небесный Иерусалим есть не только Сильный в брани и Победитель князя тьмы, но и Сам Господь воинств небесных, Господь сил (евр. "Саваоф"), Той есть Царь славы» (ГР). То есть Ангелы у врат спрашивают дважды, потому что потрясены, подобно тому, как переспрашивает изумленный чем-то человек, или потому, что ответ сопровождавших Сил их не вполне убедил. Только когда те сказали, что пред ними – Господь Сил Небесных, их Господин, они подчинились.

Иное объяснение повтора: Святой Дух (или Ангелы низшего Неба, пропустившие Господа) обращается со сходным повелением к хранителям второго Неба, чтобы дали дорогу Царю славы. Причем первые Ангелы-стражи пропустили Победителя сил зла, вторые – Своего Господина – Царя Небесных Сил: «Услышав повелительные слова ангелов снизу, начальствовавшие над дверями второго неба, или тверди, были в недоумении, как знавшие доселе только одного Царя славы Триипостасного Бога, Которого они почитали обитавшим на вышенебесном месте. Притом и одежда плоти Христовой заставила их ужаснуться; почему и вопрошают повелевавших: кто этот Царь славы, о котором говорите?» (ЕЗ).

Могут ли Ангелы чего-то не знать? Могут: «Феодорит также: слыша слова невидимых сил, никто не удивляйся незнанию их. Они не все предузнают, или знают. Одна только Божия природа имеет такое знание; Ангелы же и Архангелы и другие сообщества невидимых сил знают по мере изучения. Посему ничего нет неприличного в том, что высшие силы не знают тайны вознесения Христова, и что они, видя природу человеческую, не видят в ней сокрытого Божества. Если же кто не допускает сего, (что Ангелы не знали тайны вознесения), то, пусть думает так, что вопрошающие не потому вопрошают, что не знают, но потому что сею состоящею из вопросов и ответов проповедью желают научить всех людей касательно принадлежащего Восходящему владычества» (в ЕЗ).

Свт. Григорий Нисский объясняет иначе, почему на двойной вопрос дается двойной ответ: «Восходящий есть Тот, Который прежде снисшел. Посему первое повеление о принятии врат показывает снисхождение Единородного (*при воплощении). А по исполнении домостроительства, чтобы показать и восхождение Его, опять употребляет те же слова, повелевая ускорить принятие врат, чтобы Снисшедший без плоти взошел с плотью» (в ЕЗ). Он восходит. И за Ним - на гору Господню, в Церковь Торжествующую, в Царство Божие - войдут спасенные.

Как мы видим, весь 23 Пс. (как и 22 Пс.) обращен к новозаветной благодати. Он освещает дорогу в Небесное Царство. Он прямо соотносится с одним из Евангельских эпизодов. За год до страданий Господь не пошел в Иерусалим на Пасху, что для иудея считалось нарушением Закона. Почему не пошел? Блаж. Феофилакт отвечает: злоба Иудеев возрастала, а сила Закона уменьшалась. Образ проходил – наступала истина. «Он не подлежал уже постановлениям закона, чтобы выполнять законные праздники» (Феофилакт). Этот праздник не будет праздником Господним - на нем не будет Самого Господа. Он не был с народом, так как Иудеи хотели убить Его. Мы читаем: «После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады» (Ин. 6, 1).И далее: «Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. (Ин.6, 3-5). Приближалась Пасха, а Господь не в Иерусалиме; Он восходит не на гору Сион, не во дворы храма, а на одну из гор в окрестностях озера Галилейского. Гора, на которую теперь взошел Господь и на которой беседует с избранными Своими, и есть – Господня. Это место Его молитвы и возвышенной беседы, а также образ Царства Божия, где Господь пребывает с Церковью Своей. Прошло время, когда место особого присутствия Божия связывали с Сионом.

В некоторых толкованиях подъем Иисуса на эту гору сравнивают с восхождением на Крест и на Небо. На высоту этой горы - на высоту Боговедения, на высоту Своей жертвенной любви - возводит Он Своих учеников.

И вот видим мы образ-икону – возвышенный символ. Сам Господь являет этот символ и ученикам, и тому множеству народа, которое последовало за Ним. Представим: ищущие Христа пока не достигли вершины горы, они где-то внизу, но видят и гору, и Учителя с учениками Его на вершине. Теперь не Сион – гора Господня, а та гора, на которой пребывает Иисус Христос, Сын Божий – со святыми учениками, Своей будущей Церковью. Он знаменует Церковь Свою и являет то, что там происходит, а происходит в ней Богообщение. И любящий Бога не может не вспомнить: «Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клястся лестию искреннему своему. Сей примет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля» (Пс.23,3-6). Кто сможет последовать за Христом? Кто может стать учеником Его? Кто сможет взойти на высоту Богомыслия, на которую вошли Апостолы Христовы, те, кто уподобился Учителю своему? Кому Господь сообщит откровение Свое и кого посетит? Тот, кто не делал и не мыслил зла, прежде заботился о своей душе и не относился к ней в своих делах как к вещи пустой. Его благословит Бог силами и дарами на путь спасительный, подаст милость любви и радость истины о вечной жизни. Он из рода ищущих Бога. Таким был и есть преп. Серафим. Со Христом те, кто ищет Его на самом деле. Ищет Его Самого, Лице Его, Существо Его, Которое есть Любовь, ищет по любви, а не потому, что ждет помощи. Он, Господь, и есть Тот Царь славы, Господь сил, Господь, имеющий крепость и силу. Пред Ним Ангелы, небесные князья, поднимут врата вечные. А с высоты горы хорошо были видны лучезарные, светлые дали: весенняя, цветущая земля и то, что на ней – «исполнение ея» (Пс. 23,1). А вселенная, как мы помним, это те, в кого вселяется Господь, а вселяется Он в ищущих Его. Они образуют Церковь Его.

Народ видел сидящих на высоте и сам должен был подняться на высоту, чтобы быть с ними. Народ приближается к Богу, а Он заботится о том, чтобы напитать его пищей духовной и пищей для тела, дать ему хлеб вечной жизни и хлеб для плоти, чтобы сообщить благодать тем, кто приближается к Нему, кто ищет Его.

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блаж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).