8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 28

Надписание: Псалом Давиду, исхода скинии. Перевод: Псалом Давида, на перенесение скинии. «Последних слов исхода скинии нет в древних списках еврейской Библии. В первый раз они появились в переводе LXX…» (ГР). Однако это надписание не без воли Святого Духа было оставлено. «Исхода скинии» объясняли и как исхождение скинии (ее перенос на новое место) (ЕЗ), и как исхождение из скинии священников (ГР). В переносном пророческом смысле надписание говорит об исходе из скинии Божией иудеев, распявших Христа. В Новый Завет с Богом войдут вместе с небольшим числом вчерашних иудеев бывшие язычники. Так, свт. Афанасий говорит: «Настоящий псалом поется по отвержении израильтян и по введении на место их язычников». Храм будет разрушен, а его Святыня – Бог - оставит храм еще ранее, когда предадут распятию Сына. Скиния изойдет и покроет весь мир: по всей земле процветут храмы христианские. Давид пророчествует о Новозаветной Церкви, скиния - ее прообраз, а «под именем гласа Господня, которое повторяет (*Давид) в псалме до семи раз, он пророчествует о гласе евангельской проповеди» (ГР). Свт. Василий трактует образ - исход скинии - в духовном смысле, который приложим ко всем временам. Он говорит, что «исход из скинии есть отшествие из сей жизни», и «здешнее делание служит напутствием к будущей жизни» (ВВ). Человек должен услышать глас Господень, волю Его, принять ее и исполнить.

Прежде чем передать высокое откровение (3-11 стт.) Давид передает священникам Божественное повеление о жертве и служении: ст. 1-2. Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви, сыны овни, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени Его, поклонитеся Господеви во дворе святем Его. Перевод: Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу в жертву агнцев! Воздайте Господу славу и часть! Воздайте Господу славу имени Его! Поклонитесь Господу во дворе святом Его! Согласно конкретно-историческому прочтению, Господь повелевает устами царя Давида, чтобы священники, сыны Божии, во дворах храма приносили в жертву Богу молодых агнцев, сыновей овнов, славили имя Божие и являли пред Господом честь свою «благочинностью и благоговением», а также «страхом и хранением заповедей» (ЕЗ). Рассмотрим смыслы духовные и пророческие.

«Принесите Господеви, сынове Божии». Свтт. Афанасий и Василий "сынами Божиими" называли Апостолов. Действительно, Апостолы приведут ко Христу языческие народы, принесут Ему агнцев из этих народов. В более широком смысле речь идет вообще о пастырях Церкви. Это главная задача пастырей – приведение к Богу кротких, прославление Его и поклонение Ему. Сыны Божии – пастыри, сыны овни – пасомые. По мысли Зигабена, сынами Божиими названы совершенные, сынами овнов – менее совершенные. Так как к Богосыновству призван каждый, то «под "сынами Божиими" разумеются, по мнению блж. Феодорита, все уверовавшие в евангельскую проповедь и нареченные чадами Божиими» (ГР). То же у свт. Василия: «Посему псалом требует, чтобы мы (*все мы), прежде всего, стали сынами Божиими, и тогда уже приступали приносить дары Богу, и дары, не какие случилось, но какие Он Сам повелел» (ВВ). В таком случае агнец становится символом святого дара, какой человек приносит Богу, заповедавшему этот дар.

«Принесите Господеви, сыны овни, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени Его». Сыны овни. Апостолы и вообще все пастыри Церкви (сыны Божии) должны уловить, как рыбари, и принести Богу, как пастухи приносят агнцев, души человеческие – это и есть «сыны овни». Какими должны быть эти души? По силе жертвенной любви они должны быть подобны Агнцу Божию, поэтому Давид и называет их агнцами. Их освятит Бог, и тогда их можно поставить рядом с другим приношением Ему – славой и честью. Более того, в них самих – сынах овних (как и в сынах Божиих) – должно славиться имя Божие. Их души, их жизни, их добрые дела славят Бога. «Принесите, говорит, Богу славу исповеданием устным, честь - страхом и хранением заповедей Божиих» (ЕЗ). «…Давид в пророческом духе обращается к апостолам и призывает их, вместе со всеми уверовавшими их проповеди, принести жертвы хвалы и благодарения Господу и прославить всемогущество Божие – поклониться Господу во дворе святом Его, т.е. в Церкви» (ГР).

«Поклонитеся Господеви во дворе святем Его». Двор святой Его - образ церкви Новозаветной: «Так как по пришествии Христовом и предании Христа иудеями на крестную смерть "двор" их опустел, то "двором святым" с того времени сделалась христианская Церковь, на поклонение в которой и призывает Давид сынов Божиих, т.е. святых апостолов и с ними всех христиан» (ГР). Новозаветная Церковь вводит человека в Небесную скинию, поэтому «двор святой Его» – это Небо, и свт. Афанасий говорит: «Под именем двора можно еще разуметь восшедших в небесное жительство» (АВ). Двор – это те, кто во дворе.

Далее до конца псалма Давид пророчествует о Новозаветной церкви и говорит о том, как - в ветхозаветных прообразах и новозаветной реальности - являет себя Бог. Следует семикратное пророчество о гласе Господнем. Как связан этот образ с заповедью служения 1-2 стт.? Явите Богу вашу любовь и жертвенное служение, воздадите Ему славу, – и Он явит вам Себя: вот Его глас, Его величие, Его всемогущество, Его спасительное дело. «От сего стиха и до конца псалма пророк излагает причину, почему он призывает сынов Божиих к прославлению всемогущества Божия. Причина этого та, что глас Господень творит дивные дела, проявляющие славу и величие Бога как в видимом мире, так и в устроении невидимого Царства благодати, т.е. Церкви христианской» (ГР). И человек призван услышать этот глас.

Первое пророчество о гласе Господнем. Ст. 3. Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Перевод: Глас Господень на водах: Бог славы возгремел, Господь на водах многих. Глас Господеньэто глас Творца и Промыслителя. Этот глас являет Его волю и творит ее. Он действует в Церкви, в истории, в бытии мира и ясно глаголет в Евангелии. «Этот творческий глас Господа в Священном Писании нередко уподобляется грому… Первое действие всемогущества Божия он (*Давид) усматривает на водах, и это действие творческой силы Божией над водами описано на первой странице бытописания в таких выражениях: "Дух Божий ношашеся верху воды... И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако... И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша" (Быт. 1:2, 6, 9)» (ГР). Глас Господень - на всем творении Его: от стихий неодушевленных - до моря человеческого.

Воды. Воды можно понимать буквально – как творение Божие, и в переносном смысле - как образ народов земли и (пророчески) как образ святых новозаветных, принявших Благодать Святого Духа: «Водами называет множество спасаемых водами. Воды суть святые, потому что реки истекут из чрева их (Ин. 7, 38), т. е. духовное учение, которым напояют они слушающих. На таких-то водах Господь» (АВ). Глас Господень глаголет - особенно явно и благодатно - во святых Своих «на водах многих». Святые, принявшие Святой Дух, сами становятся источниками живой воды и «водами многими».

Давид видит и те воды, которые Христос освятит на Иордане: «Господь, говорит, явился на водах Иордана, а чрез сии воды явился и на всех водах, которые и освятил освящением вод Иорданских» (ЕЗ). Над Иорданом был слышан глас Отца: «Разумеет же и глас Бога и Отца на Иордане вещающий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный (Мф. 3, 17), и сей-то глас уподобляет грому» (АВ). «Этот же глас Господень положил начало гласу евангельской проповеди о Сыне Божием» (ГР).

Глас Господень - вся воля Его о человеке - совершенно и полно звучит в Евангелии, и действие этого гласа подобно грому: «А что Евангелие есть гром, это доказывают ученики, переименованные Господом и названные Сынами Громовыми. Посему не во всяком раздается глас такового грома, но разве кто достоин именоваться колесом, ибо сказано: Глас грома твоего в колеси (Пс. 76, 19); разве кто простирается вперед, как колесо, малою частью касается земли и совершенно таков, каково было колесо, о котором сказал Иезекииль… (Иез. 1, 15-16)» (ВВ). А животные, которых видел пророк Иезекииль, проображали Евангелистов.

Как слышит человек глас Божий? Глас Господень – это не наш глас: «Наш голос есть сотрясенный воздух. А голос Господень напечатлевает образ во владычественной части души для представления чего-либо неизвестного ей без сотрясения воздуха» (ВВ в ЕЗ). Голос Божий таинственно принимает не слух, но дух человека.

Второе и третье пророчество о гласе Господнем. Глас Отца являет Силу и Красоту Существа Божия: его человек должен воспринимать духовным оком (глас – оком!): ст. 4. Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии. Перевод: Глас Господа в силе, глас Господа в великолепии. Крепость и великолепие, какими восхищается дух человека, созерцающего творение, - Божии, не творению, не природе принадлежат, а Богу. В чем бы ни проявлялись крепость и великолепие, в них слышен глас Господень: «Глас Господа везде, где только он не проявлялся, при творении ли, или промышлении о мире, всегда был исполнен силы, величества и славы и сопровождался непременно соответствующим ему действием: рече и бысть тако» (ГР). Этот глас Господень может слышать честный исследователь тварного мира и святой исследователь судеб Божиих.

В высшей степени совершенно и внятно глас Господень звучит в крепости и великолепии Евангелия: «Так и глас евангельской проповеди, от Самого Бога Отца восприявший начало и чрез Христа и апостолов распространившийся по всему миру, не был гласом тщетным и бездейственным, как глас языческих философов и ораторов, но был исполнен духа и силы…» (ГР). Евангельское слово, принятое с верой, благоговением и рассуждением способно попалять страсти, просвещать глубины духа, недоступные человеческому разуму, изменять, преображать человека. Евангельское слово – это творческое, благодатное Божие слово, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4,12).

Глас Господень говорит в крепости и великолепии святого человека: «Глас, говорит, Господа бывает в том муже, который крепок против страстей. Сей голос укрепляет его и подает советы, что делать ему» (ЕЗ). А кто великолепен? Кто «презирает все телесное, признавая оное не имеющим никакой цены в сравнении с невидимым. Того, кто великолепен, никакое обстоятельство не оскорбит, вообще никакое страдание его не возмутит, проступки людей негодных и презренных не приведут его в движение, нечистота плоти не унизит его, он недоступен унизительным страстям, которые не могут возвести на него очей по причине высоты его мыслей» (ВВ). Глас Господень в том, кто не слушает мудрование плоти, но хранит данные от Бога величие и достоинство (мысль ВВ).

Четвертое пророчество о гласе Господнем. Глас Господень не только созидает доброе, но и разрушает дела гордых: ст. 5. Глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры ливанския. Перевод: Глас Господа сокрушает кедры; и низвергнет Господь кедры ливанские. Буквальный смысл, в каком его обычно и понимали ветхозаветные люди, следующий: глас Господа сокрушал несокрушимое, крепкое. Но почему гнев Божий падает на доброе творение Его? Чем провинились кедры? Ничем: провинились те, с кем Давид сравнивает их. 1. Глас Господень действует в воздухе (ГР), а воздух – место обитания демонов: «А здесь Давид кедрами называет демонов, по причине высоты и гордости (их), так как гордость низринула их с неба» (ЕЗ).

2. «Под кедрами здесь разумеются люди гордые, превозносящиеся своим богатством или своим выдающимся положением в обществе, возвышающим их пред другими (Исх. 30:31; Иез. 31:2-4; Пс. 36:35). Таковых евангельская проповедь, как глас Господень, сокрушает, т.е. укрощает дух гордости, приводит к смирению и покаянию и научает их "творить плоды достойные покаяния" (Лк. 3:8). Примеров сего бесчисленное множество представляют повествования священной и церковной истории» (ГР). Как кедр ливанский, превозносится нечестивый (Ср.: «Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския» (Пс. 36,35)).

3. Сокрушение кедров Ливанских – это образ разрушения языческого нечестия: на горе Ливан было множество идольских капищ, поэтому Давид здесь «загадочно открывает и сокрушение находившихся на ней идольских жертвенников» (ЕЗ). Да и только ли эта гора его беспокоит? Всякий нечестивый служит не Богу, а идолу (своей страсти, воле, кумиру-человеку, бесам): «Но не все кедры сокрушает Господь, а только кедры Ливанские, потому что Ливан есть место идолослужения. И души, взимающияся на разум Божий (ср.: 2 Кор. 10, 5), называются кедрами Ливанскими и осуждаются на сокрушение» (ВВ).

С кедром иногда сравнивается праведник («Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится» (Пс. 91,13)), иногда - гордый, превозносящийся: он как кедр, растущий на горе. Первого возвеличивает Бог, второй возвеличивает себя сам. Кедр ни в чем не виноват, но свойства его дают повод для метафоры. Это дерево отличается «высотой и толщиной своей, обширностью ветвей или многоветвистостью и вообще своей крепостью и громадностью в сравнении с другими древесными породами» (ГР). Древесина кедра не гниет и благовонна, однако дерево не дает плода.

С кедрами ливанскими будет то же, что и с тельцом ливанским, – это еще один образ, символизирующий языческое нечестие: ст. 6. И истнит я яко тельца ливанска: и возлюбленный яко сын единорожь. Перевод: И сотрет их в прах, как тельца ливанского, а возлюбленный Израиль силен, как молодой единорог.

«И истнит я яко тельца ливанска». «Как, говорит, Бог чрез Моисея стер и рассыпал поставленного евреями у Хорива тельца, так Он сотрет и кедры Ливана и находящиеся на нем жертвенники, как говорят Василий и Кирилл» (ЕЗ). «Истнит – значит то же, что "сокрушит" или "сотрет" – истончит, сделает тонким, мелким. В горах Ливанских много паслось быков (тельцов), которые славились особенной силой, а потому вместе с кедрами они в Священном Писании служат символами сильных и гордых людей (Пс. 21:1З). По переводу с еврейского выражение истнит я яко тельца значит: "заставляет их скакать подобно тельцу", и потому смысл этого изречения будет таков: глас Господа не только сокрушает или ломает кедры, но и с корнем исторгает их и бурным ветром заставляет их прыгать по горам и скакать подобно тельцу ливанскому» (ГР).

Гордые будут вырваны с корнем и падут с шумом, их кумиров Бог обратит в пыль. Им, кедрам ливанским и тельцам ливанским, противопоставляется Возлюбленный, Единородный Господь Иисус Христос (не случайно созвучны эти слова: «единорожь» и «единородный»). А вместе с Господом - неотделимый от Него Новозаветный Израиль - народ сынов Божиих (по Благодати), которые уподобились Ему: «И возлюбленный яко сын единорожь». «Возлюбленный сонм Апостолов сделался сыном единорогов. Единороги суть святые пророки и патриархи, а сыны их — святые Апостолы: потому что в едином Боге имели рог и силу» (АВ). «Если иметь в виду перевод с греческого, то под словом возлюбленный нужно разуметь "возлюбленный Израиль", т.е. народ Божий, который в Едином Боге своем видел силу и рог спасения (Иез. 29:21; Пс. 131:17), и потому был непобедим до тех пор, пока оставался верным Богу, – и затем Господа Иисуса Христа, возлюбленного Сына Божия, Который, по пророчеству Захарии, отца Предтечева, есть воздвигнутой из дому Давидова "рог спасения" (Лк. 1:69), и Сам Себя в первом откровении Павлу апостолу сравнивает с рожном (то же, что единорожь), против которого трудно идти (Деян. 9:5)» (ГР).

Глубоко и всесторонне рассмотрел таинственный образ единорога свт. Василий: «Единородный Сын, дающий жизнь миру, когда приносит Себя в жертву и приношение Богу за грехи наши (ср.: Еф. 5, 2), тогда именуется и агнцем Божиим и овчатем (се, говорится, агнец Божий - Ин. 1, 29; и еще: яко овча на заколение ведеся - Деян. 8, 32). А когда нужно Ему отмстить и низложить владычество, превозмогшее над родом человеческим, какую-то зверонравную и ожесточенную силу, тогда называется сыном единорога. Ибо единорог, как знаем из Иова, есть животное, по силе неодолимое, людям не покоряющееся; о нем сказано: не привяжеши его ремением, и не поспит при яслех (ср.: Иов. 39, 10, 9). В том же месте пророчества говорится многое другое о любви сего животного к свободе и о неповиновении его человеку. Замечательно и то, что Писание двояко употребляет подобие единорога, и в похвалу, и в охуждение. Ибо сказано: избави от оружия душу мою и от рог единорожь смирение мое (Пс. 21, 21-22). И сие говорится в укоризну браннолюбивому народу, который восстал на Него во время страдания. В другом месте сказано: вознесется яко единорога рог мой (Пс. 91, 11). Посему кажется, что, по мстительности сего животного, часто берется оно для уподобления в худую сторону, а по высоте рога и по любви к свободе, употребляется вместо подобия и в хорошую сторону. И вообще, поскольку в Писании можно находить, что слово рог многократно употреблено в значении славы, как то: вознесет рог людей Своих (Пс. 148, 14), и: рог его вознесется в славе (Пс. 111, 9); или, поскольку слово рог часто берется в значении силы, как то: защититель мой, и рог спасения моего (Пс. 17, 3), а Христос есть Божия сила (см.: 1 Кор. 1, 24), то Он, как имеющий один рог, то есть одну силу, силу Отца, называется Единорогом» (ВВ).

Пятое пророчество о гласе Господнем. Ст. 7. Глас Господа, пресецающаго пламень огня. Перевод: Глас Господа, пресекающего пламень огня. Сотворенная Богом стихия огня жжет и светит, - и никто из людей не может разделить эти свойства огня, но глас Божий, воля Божия, способна разделить, рассечь надвое пламень. И один огонь будет светить, но не жечь, а другой - жечь, но не будет в нем света. Примеры этого разделения известны из Священной истории. «Подобное сему действие силы Божией в рассечении, или разделении, огня случилось в купине, явленной Богом Моисею. Отделив силу огня жгущую, Бог показал Моисею силу его светящую. Подобное же сему действие гласа Господня видим и слышим в грозных явлениях громов и молний, когда блеск молнии, разбрасываемой в разные стороны, отделяется от пламени огня, сокрытого в облаках небесных, а иногда низвергающегося на землю и производящего опустошительные действия» (ГР). По мнению отцов Церкви, здесь Давид пророчествует также «о пещи трех отроков в Вавилоне, когда действие сей пещи, седмерицею разжженной, Божиим велением было так разделено, что халдеев опаляло, верных же орошало или защищало от огня ниспосланною чрез ангела росою Духа Божия. То же изречение пророчествует о разделенной силе огня в будущей жизни, где он будет одних (грешников) сожигать, другим же (праведникам) светить» (ГР). «Посему наказание беззаконных называется и тьмою, так как действие света для них прекратится» (Феодорит в ЕЗ). То же и у свт. Василия Великого.

Огонь Пятидесятницы, почивший на главах Апостолов, - пример того, как огонь пресекается и разделяется гласом Божиим: лик св. Апостолов получил «в виде огненном дар Всесвятого Духа, который светил для них, но не жег»» (Феодорит в ЕЗ).

Глас Господа пресецает и наше внутреннее пламя: от горения подвига этот глас отсекает жжение честолюбивого гордого помысла, сохраняя свет действующей и творящей благо любви, и от самой любви отсекает страстный нечистый темный помысел, эгоизм, сохраняя и просвещая Своим Светом ее жертвенный светлый огонь.

Каждый год на Пасху человечество наблюдает разделение, рассечение свойств огненной стихии в Иерусалиме в Храме Гроба Господня. Его производит Господень глас.

Шестое пророчество о гласе Господнем. Ст. 8. Глас Господа, стрясающаго пустыню, и стрясет Господь пустыню Каддийскую. Перевод: Глас Господа, сотрясающего пустыню; и стрясет Господь пустыню Каддийскую. «Каддийская от слова "Кадис", так назывался город на южной границе Иудеи, к Идумее: он лежал среди пустыни в виде оазиса, почему и получил название – Кадис, по-русски "зеленеющий луг"» (ГР). В примечаниях у Зигабена читаем: «Кадис с одним «д» означает в священном Писании многие так называемые места (Быт.14, 7; Числ.13, 27; Втор. 32, 53; 1 Макк.11, 63, и в других), - а Каддис с двумя «д» означает—святую» (в ЕЗ) пустыню. Удвоение буквы указывает, что означенный словом предмет принадлежит Богу, Бог усваивает его Себе. «Потрясет, говорит, Господь, не всю пустыню, но каддийскую, Каддис, (святую) — посвященную Ему и достойную Его» (ЕЗ).

Пустыней, лишенной воды Духа, были души язычников, но и они были предназначены не к смерти, а к святости. Души язычников напоминали пустыню еще и потому, что в них, как в безводных и пустынных местах, обитали демоны (ср.: Господь же обитает на водах многих (3 ст.)). Чтобы пустыня стала плодоносить, нужно творческое действие Божие, которое названо в псалме сотрясением: «В пророческом смысле под сотрясением пустыни разумеется здесь обращение язычников чрез проповедь Евангелия в Церковь Христову. Разные языческие народы, которые прежде, до обращения ко Христу, не имели ни возделания духовного, ни напоения от росы Божией благодати, могли по справедливости быть названы пустынею, как и называются в песнопениях нашего православного богослужения: "Процвела есть пустыня яко крин, Господи, языческая неплодящая Церковь пришествием Твоим" (Октоих. Глас 2. Неделя, утро. Канон. Песнь 3, ирмос)» (ГР). Не все осознают себя пустыней, не все возжаждут воды Духа, не все смогут достойно принять Его и сотрясение от Бога, поэтому глас Божий сотрясет не всех.

Седьмое пророчество о гласе Господнем. Далее, если воспринимать образы буквально, «пророк переносит действие всемогущей силы Божией от разных стихий природы (*воды – 3 ст.; воздуха – 5 ст.; огня – 7 ст.; земли – 8 ст.) на животных и растения» (ГР): ст. 9. Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы, и в храме Его всякий глаголет славу. Перевод: Глас Господень разрешает от бремени ланей и обнажает дубравы; и в храме Его всяк возгласит Ему славу.

«Глас Господень, свершающий елени». Елени. В буквальном смысле: «По гласу Господию совершенными рождаются олени» (ГР). Т.е. новорожденные олени более приспособлены к жизни, чем другие животные, и вскоре после рождения бегут на пастбища с матерью. Так устроил Господь. В духовном смысле: «елени означают людей совершенных, святых, которых Сам Господь приуготовляет, усовершает Своею благодатью» (ГР). «Свершающий, от слова "свершати", значит – приуготовляющий, соделывающий, совершающий» (ГР). Сравним это со сказанным выше: глас Господа перерождает, преображает, сотрясает человека, который до этого жил без Бога, но осознал себя пустыней, нищим, - а избранного своего Господь приводит к совершенству. И уподобляется он оленю: «Олень имеет такое устройство, что ему не могут вредить пресмыкающиеся, но, как говорят естествонаблюдатели, съеденная им ехидна служит для него очищением. А все ядовитые животные берутся в изображение злых и противных сил, как говорит Господь: Даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лк. 10, 19), и как еще псалом обещает Пророку: На аспида и василиска наступиши (Пс. 90, 13). Посему, когда слышишь в Писании имя оленя, необходимо искать в слове изображения чего-то лучшего. Ибо горы высокия еленем (Пс. 103, 18), и: желает елень на источники водныя (Пс. 41, 2)… Посему святой, как именуется орлом за свою превыспренность и большею частью отделенность от земли, овцою - за кротость и готовность делиться всем, что имеет, овном - за то, что предводит других, голубицею - за незлобие, так и оленем - за противодействие злу… Где есть олень, оттуда прогоняется всякая пресмыкающаяся злоба, потому что ядовитые гады не терпят запаха сего животного, бегут даже оттуда, где есть запах оленьих рогов» (ВВ).

«И открыет дубравы». Дубравы. «Сперва глас Господень свершает елени, а потом открывает дубравы - места, заросшие деревьями, покрытые чащами диких и бесплодных растений, куда преимущественно привыкли убегать ядовитые гады» (ВВ). В буквальном смысле: Бог делает доступными, открывает непроходимые леса. В духовном, образном, пророческом смыслах: «Дубравами Давид называет здесь лесоподобные и бесплодные души язычников, в которых гнездились, наподобие зверей, различные жестокие страсти. Сии-то, говорит, души откроет и очистит голос или глагол Господа, изгоняя из них густую тьму. Ибо, по словам Павла, слово Господа острее всякого меча обоюдуострого (Евр.4,12), чтобы чрез очищение леса открылись звери, скрывавшиеся в нем и были легко уловлены ланями, то есть, учениками Господа. По словам Феодорита: Дубравами назвал капища идолов, как совершенно бесплодные, каковы и дубравы, или рощи» (ЕЗ).

Чем завершится действие гласа Божия? Глас Божий соберет всех услышавших Его в Церкви Своей: «И в храме Его всякий глаголет славу». «Господь гласом евангельской проповеди очистит и просветит темные души язычников и приведет их в познание Божественной истины, и тогда, уверовав во Христа и в Его святое учение, они везде, по всей вселенной, – в храме Его, – будут возвещать Его славу» (ГР). Каким образом? «У тебя есть псалом, есть пророчество, евангельские заповеди, апостольские проповеди. Пусть поет язык, пусть ум изыскивает смысл сказанного, чтобы воспеть тебе духом, воспеть же и умом. Бог не требует славы, но хочет, чтобы ты стал достоин прославления. Посему еже сеет человек, тожде и пожнет (ср.: Гал. 6, 7). Посей славословие, чтобы пожать себе венцы, и почести, и похвалы в Царстве Небесном» (ВВ).

Тот, Кто населил людьми землю после древнего потопа, Тот населит сынами Благодати Своей Небесное Царство: Ст. 10. Господь потоп населяет, и сядет Господь Царь в век. Перевод: Господь после потопа населяет землю. И воссядет Господь как Царь навеки. Потоп. Слово «потоп» подчеркивает, что новая жизнь – жизнь во Христе - явилась на месте гибели, поражения, наказания. Потоп смыл беззаконие – Господь населяет Новую землю и Новое Небо. Это начинается на земле: ветхий человек в Крещении умирает – рождается новый. «…Потопом Пророк называет благодать Крещения, чтобы душа, омытая от грехов и очищенная от ветхого человека, соделалась, наконец, способною стать Божиею обителью в Духе» (ВВ). Также «Потопом называет множество уверовавших, по сказанному: наполнится вся земля ведения Господня, якоже вода многа в мори покрыет (Авв. 2, 14)» (АВ), - это синоним к образу: «Господь на водах многих» (3 ст.).

«И сядет Господь царь во век». 1. Над водами Крещения, над потопом спасительных вод – Господь: «Господь, владычествующий во всем мире, и "над потопом восседает" (царствует), как читается по переводу с еврейского» (ГР). Акцент греческого перевода: «Господь потопленное населит» (ГР)…

2. Нечестие людей будет смыто потопом вод живых, благодатных, водами Святого Духа. «И сядет Господь Царь в век. Бог, утвердившись в душе, просветленной потопом, делает ее как бы Престолом Своим» (ВВ).

3. «Изречение сего стиха имеет указание и на второе пришествие Христово, когда приидет Господь, Который осветит сокрытое во мраке, откроет все тайны сердечные (1 Кор. 4:5) и воздаст каждому по заслугам, – когда одни пойдут в муку вечную, а другие – в жизнь вечную (Мф. 25:46), и тогда, победив всех врагов Своих, Господь Един сядет, как "Царь Царем и Господь Господем" (Апок. 17:14)» (ГР).

Ст. 11. Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром. Перевод: Господь крепость народу своему дарует, Господь благословит народ Свой миром. Христос даст крепость и дары духовные, но не всем, а людям Своим, святым Своим и верным, и они скажут, подобно апостолу Павлу: «Вся могу о укрепляющем мя Христе (Флп. 4, 13). Господь благословит люди Своя миром. А это подобно сказанному: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин. 14, 27)» (АВ). «От народа грешного Господь отымет крепкаго и крепкую (ср.: Ис. 3, 1), а народу, творящему правду, даст крепость. Посему имущему бо везде дано будет (Мф. 25, 29). А кто приобрел силы к совершению добрых дел, тот делается достойным Божия благословения. Но мир, как благоустройство владычественного в человеке, кажется мне, есть совершеннейшее из благословений… Сего-то мира и Апостол испрашивает Церквам, говоря: Благодать вам и мир да умножится (1 Пет. 1, 2)» (ВВ). Стяжать этот мир завещал преп. Серафим: «Стяжите дух мирен, и тысячи вокруг вас спасутся». Давид говорит о крепости и глубоком духовном мире святых и о несравненной крепости и мире воскресших в Царстве Божием.

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. – В кн. «Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийския». Ч.1. Репринт. – М.: Издателский отдел Московского Патриархата, 1991 - ВВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блаж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).