8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 29

Надписание: Псалом песни, обновления дому Давидова. Перевод: Псалом, песнь на обновление дома Давидова. «В переводе с еврейского оно читается так: "Псалом Давида; песнь при обновлении дома"; а в переводе с греческого так: "Псалом Давиду. Песнь освящения". Все эти три разночтения, однако же, понятны и не заключают в себе какого-либо противоречия» (ГР). Псалом воспевает обновляющую и освящающую благодать Божию, которая излилась на дом Давида.

Образ дома Давидова отцы и учителя Церкви объясняли по-разному, находя в нем разные смыслы. Смысл исторический. 1. «Большая же часть толковников надписание это относят к освящению новоустроенной Давидом скинии или к освящению дома Давидова по окончании постройки его или после осквернения его Авессаломом (2 Цар. 16:22)» (ГР).

2. «В историческом, или буквальном, смысле, под именем обновления, или освящения, дома некоторые разумеют освящение жертвенника на гумне Орны Иевусеянина, построенного Давидом по случаю язвы, опустошавшей землю Иудейскую (2 Цар. 24:18-25)». Язвой было наказано гордое желание Давида исчислить свои владения, хотя он должен был считать их Божиими, а не своими. Захотел и исчислил, и не спросил совета у Бога. «Благоденствие, которым псалмопевец, по милости Божией, наслаждался, привело его к высокомерию (исчисление народа; 2Цар.24:2,3) и самоуверенности (не подвижуся, ст.7); тогда Бог разгневался (отвратил лице), послал язву и таким образом привел царя в страх (ст.8). …По прекращении язвы алтарь на гумне Орны Иевусеянина (2Цар.24:25; 1Пар.21:22 и т.д.) освящен был первым жертвоприношением, и жертва - в знак присутствия Божия на этом месте - была пожрана небесным огнем» (ИО).

3. «Другие думают, что Давид, вместе с приготовлением различных материалов для построения храма, приготовил к освящению знаменитого храма Соломонова и этот псалом. Иные же в надписании сего псалма видят указание на торжественное празднество, устроенное царем Езекией, когда он, по воцарении своем, распорядился очистить храм Соломонов от запустения, допущенного при его предшественниках, и совершил праздник обновления храма (2 Пар. 29:3-28; 30:26)» (ГР).

Смысл духовный. Свт. Афанасий говорит, что душа Давида издавна, от первого помазания Самуилом, была обителью Святого Духа, домом Его, но обветшала в грехопадении, однако, Бог обновил ее через покаяние, и она возблагодарила Бога.

Смысл мессианский. Этот смысл следует признать наиважнейшим. Именно он стоит за событиями освещения дома, храма, скинии или алтаря на гумне Орны. Давид пророчествует 1) о Боговоплощении Спасителя, 2) о «новоделании человеческой природы» (Феодорит), которое совершится Крестом и Воскресением, 3) о Новозаветной Церкви, обновляющей души.

1.Дом для Слова – это Человечество Христа: «В смысле духовном он (*дом) означает воплощение Бога Слова, и надписание псалма указывает на обновление Его дома, новым и необыкновенным образом устроенного. Ибо находим, что в псалме сем многое возвещено от лица Господня» (ВВ).

2.Когда воплотился Христос и Бог Слово обрел дом в плоти Иисуса, то в Его Лице обновилась человеческая природа. Обновление дома в таинственном смысле - это «воссоздание человеческого естества смертью и воскресением Сына Божия и благодатью святого крещения» (ГР).

3. К Новозаветной Церкви и Благодати ее простирался духом пророк Давид: «Или, может быть, под домом прилично будет разуметь созданную Христом Церковь…» (ВВ). Церковь – это люди, ее составляющие, поэтому «под обновлением же Церкви должно разуметь обновление ума, совершаемое Духом Святым в каждом из восполняющих Тело Церкви Христовой» (ВВ). Начало этому обновлению кладет святое Крещение.

Псалом начинается как благодарственная песнь. Давид благодарит Бога, вспоминая действие Его спасающей десницы: Господь в минуту опасности поднял пророка Своего и пронес невредимым над головами врагов, которые теснили Давида со всех сторон и уже предвкушали скорую победу: ст. 2. Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне. Перевод: Превознесу Тебя, Господи, ибо поднял Ты меня и не дал торжествовать врагам моим надо мной. «Вознесу Тя, Господи». Вознесу Вознесшего меня! Свт. Василий спрашивает: «Ежели Бог на небеси - горе, а ты на земле - долу, то как вознесешь Бога?» И отвечает, что возносит Бога тот, кто имеет о Нем «великие и достойные понятия», «посему разумно поспешающий к блаженству возносит Бога, а идущий противоположным путем (невозможно и выразить, в какой степени) унижает Бога» (ВВ). Возносит Бога тот, кто возносится к Нему, идет к Нему. Вера, любовь и упование человека, сосредоточенные на Боге, - они возносят Бога. Кто ищет Его воли, молитвой устремляет взгляд к Нему, кто следует Его заповедям, - тот возносит Бога.

«И откуда во мне сила возносить? Потому имею ее, что Ты предварительно подъял мя еси» (ВВ). Свт. Василий (в пересказе Зигабена): «Ты поднял—означает—Ты возвел меня от стремления вниз, подняв на возвышенность, подобно тому, как поднимает кто-либо рукою и держит на поверхности воды не умеющее плавать дитя» (в ЕЗ). Ты поднял меня и пронес над пучиной бед и над врагами, видимыми и невидимыми. Они более не торжествуют: «и не возвеселил еси врагов моих о мне». Свт. Василий заметил, что враги радуются не скорбям праведника, а унынию его, когда рассудок того изнемогает и приходит в недоумение, душа начинает смущаться и роптать.

Только вознесенный Богом может вознести Господа своего. Первично Божественное действие: вознесу Тебя, потому что Ты меня прежде поднял. Но кого возносит Господь над бедами и в Духе Святом? Того, кто приуготовил себя добрым житием. Свт. Василий предлагает нам глубокое рассуждение о том, как в слове о Боге человек подсознательно отражает качество своего собственного жития: «Да и всякое состояние, соответствующее нашим делам, мы как бы переносим на Самого Бога. Посему, когда мы нерадивы и медленно действуем, говорится, что Бог спит… А другие как бы отвращают от себя очи Божии, потому что делают постыдное и недостойное очей Божиих. Раскаивающиеся же говорят: Вскую лице Твое отвращаеши. И кроме сих есть еще изринутые из памяти Божией и как бы производящие в Боге забвение о них. Таковые говорят: Забываеши нищету нашу и скорбь нашу (Пс. 43, 25). И вообще, что говорится о Боге человекообразно, то производят люди, делая для себя Бога таким, каким каждый сам себя предуготовил» (ВВ). Бог возносит Давида и проносит над бедами, когда Давид превозносит Бога добрым, благоговейным житием.

Давид возносит Бога, когда благодарит Его – за спасение: стт. 3-4. Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси. Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров. Перевод: Господи Боже мой, воззвал я к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи, извел Ты из ада душу мою, удалил меня от нисходящих в гроб. «Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси». Я воззвал - Ты пришел на помощь, спас: Бог исцелил пророка и возвел от ада, от смерти (т.е. от смертельной опасности при жизни, а также от духовной опасности, от духовной смерти; после Креста Господь в буквальном смысле спасет пророка от ада). Возвел еси - Ты определил мое движение вверх, к Тебе, спас от тех, кто идет вниз, к вечной смерти.

«Исцелил мя еси». Я воззвал в болезни, мучаясь от язвы, соделанной грехом, и Ты исцелил меня: теперь мой дух слышит Тебя и подчиняет Тебе душу и тело. Исцелил – это значит: вернул потерянную целостность, и теперь плоть и душа находятся в подчинении у духа, а дух – у Бога. Таким образом восстанавливается мир с Богом и мир внутренних сил. От человека требуется, чтобы воззвал к Богу с упованием и любовью, а Спаситель – Он. «Блажен, кто знает внутреннюю язву свою, может прийти ко Врачу и сказать: Исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя (Пс. 6, 3), и аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти (Пс. 40, 2). Но здесь Пророк приносит благодарение за поданное ему исцеление. Не было промежутка между моим воззванием и Твоею благодатию; едва воззвал я, как и пришло исцеление…» (ВВ). «Ибо как только Давид сказал: согрешил пред Господом моим, тотчас услышал от Нафана слова: Господь простил согрешение твое. Также и Церковь, призывая Бога во время святого Крещения, тотчас очищается от ран греховных. Равным образом и Езекия, по возложении на себя вретища, как только призвал Бога, вдруг получил исцеление от язвы—осады Ассириан, или и от смертоносной болезни своей» (ЕЗ).

«Господи, возвел еси от ада душу мою». 1. «Адом он называет здесь опасность близкой смерти, после которой души всех ветхозаветных праведников нисходили во ад, т.е. в такое темное место, в котором они содержались до самой смерти Господа Иисуса Христа, изведшего их из пропасти ада» (ГР).

2. Свт. Василий возводит нас к духовному пониманию образов: ад – это потеря богообщения, победа греха. Он пишет: «…Всякий поступок или низводит нас долу, отягчая грехом, или возносит горе, окрыляя нас к Богу». Поэтому Давид благодарит Бога: Ты прекратил мое падение, удержал, вернул устремление вверх, «отделив от нисходящих в место потемненное и холодное» (ВВ), и тем самым освободил от дна рва и не дал порадоваться врагам моим о моем поражении. Причем: прежде исцелил, и затем - тем самым, что исцелил, - возвел от ада.

3. Или пророк Давид видит будущее спасение от Сошедшего во ад Христа: «За такое исцеление благодарит Бога нисшедший от изнеможения во ад, но возведенный из ада силою Того, Кто за нас низложил имущаго державу смерти (ср.: Евр. 2, 14)» (ВВ). Зигабен: «Или это говорит о разрушении и сокрушении ада, также об освобождении душ из ада, которое даровал им Христос, как говорит Кирилл».

Возведя меня от ада, тем самым Ты «спасл мя ecu от нисходящих в ров». «Рвом называет ад» (АВ) или «бедствие, от которого нельзя избавиться» (ЕЗ). Ты спас меня от судьбы нисходящих в ров. Нисходящие – грешники, которые сами определили свое движение вниз – в противоположную от Бога сторону. Враг Божий и враг праведника нисходят: их духовное движение направлено вниз, к земле, к плоти, к аду, ко рву. Их зло активно и вдохновлено действием сопротивных сил, человек нуждается в спасении от них. Движение Давида имеет противоположную направленность – вверх, и поднимает праведника Господь. Этим и спасает. Но здесь акцент: от нисходящих в ров. Бог спасает от их нападений, клеветы, от искушений, с ними связанных и толкающих на грех. Спасает, отделяя от них.

Чем человек может помочь себе и Господу, поднимающему его? - Пением духа и исповеданием святости и величия Божия. Давид не только сам поет Богу (1-4 стт.), но и призывает всех достойных хвалить Бога: стт. 5-6. Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его. Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость. Перевод: Пойте Господу, праведные Его, помните и прославляйте святыню Его! Ибо карает ярость Его, и дарует жизнь воля Его: с вечера водворится плач, а наутро радость. Хвалите, помня, содержа в разуме, что не в гневе, а в даровании вечной жизни воля Его, за слезами от наказаний последует радость вечного утра.

«Пойте Господеви, преподобнии Его». Поет Богу тот, кто поет от чистого сердца, кто хранит правду пред Богом, кто преподобен, - «все таковые могут петь Богу, верно соблюдая духовные размеры» (ВВ). И далее, он же: «Не может древо зло плоды добры творити (Мф. 7, 18) и порочное сердце износить из себя слова жизни. Посему сотворите древо добро, и плод его добр (Мф. 12, 33). Очистите сердца, чтобы плодоносить Духу и, став преподобными, прийти в состояние разумно петь Господу».

«И исповедайте память святыни Его». «То есть благодарите» (ВВ), помня те моменты жизни, когда Святыня Его (Он Сам) вас касалась. Святитель Василий: благодарите, что помните святыню и не согрешаете, хотя раньше словно забывали о святыне Божией в грехах своих.

Исповедание это будет радостным, потому что Его милость побеждает Его гнев: «Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его». «Ярость» свт. Василий определяет как решение Божие о наказании (ср.: Зигабен - как негодование), а «гнев»исполнение наказания. «Гнев в ярости Его» – наказание по решению Его, т.е. «наказание по праведному суду Божию» (ВВ). Суд (решение Бога о наказании, т.е. о спасительном научении) зависит от преступления и личности человека. Бог являет волю Свою как Промысел, которым исправляет неровности и кривизны пути человека, следовательно Промысел зависит не только от Бога, но и от человека, от того, что с ним надо сделать, чтобы пришел к Спасителю. Но не в наказаниях истинная благословляющая воля Божия, собственно Его воля, которая зависит только от Него. Его воля - жизнь вечная каждой души. «Бог хочет, чтобы все были причастными жизни Его. Бедствия же не волею Его производятся, но навлекаются достоинством согрешивших. Посему Бог каждому дарует жизнь по собственному хотению, но каждый сам себе собирает гнев в день гнева и откровения и праведного суда Божия (Рим. 2, 5)» (ВВ). То же у свт. Афанасия: «Яко гнев в ярости Его; не потому что хочет гневаться, но потому что всякий грехом своим навлекает на себя гнев; ибо воля Его есть жизнь».

Вечер водворится плач, и заутра радость. Буквальный смысл: «Поражу, и Аз исцелю (Втор. 32, 39). Сам причиняет скорбь, и Сам опять восстановляет; Он поразил, и Его же руки исцелили. Огорчающее предшествует, чтобы прочнее были для нас благодеяния, ибо в таком случае более заботимся о сохранении дарованного» (ВВ). Смысл пророческий, мессианский: Давид пророчествует о скорби Креста и радости утра Воскресения: «Вспомни время страдания Господня, и найдешь значение сих слов. Вечером водворялся плач у учеников Господних, когда видели Его висящим на Кресте, а заутра радость, когда по Воскресении бежали, с радостью друг другу благовествуя, что видели Господа» (ВВ). Смысл духовный, распространяющийся на все времена: «Или, может быть, и вообще вечером называется век сей, в котором вечно плачущие утешатся при наступлении утра. Блажени плачущии: яко тии утешатся (Мф. 5, 4). Блажени плачущии ныне: яко возсмеетеся (Лк. 6, 21). Посему кто дни века сего, уже скончавшегося к своему западу, проводит в оплакивании своих грехов, тот возрадуется при наступлении истинного оного утра, ибо сеющии слезами ныне радостию пожнут (Пс. 125, 5), очевидно, в будущем веке» (ВВ). Или: «Вечер водворится плачь. Этими словами означается благоуспешность покаяния. Ибо нет такого множества грехов, которого бы покаяние не пременило скоро в радость» (АВ).

Развивая мысль о грехе, наказании и любви Божией, Давид вспоминает свой грех: или преступление против Урии, или проведенную им без благословения Божия перепись царства. Однако вспоминает не само событие греха, а греховное состояние превозношения и самодостаточности, из которого выросли те события: Стт. 7-8. Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век. Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен. Перевод: А я сказал в благоденствии моем: «Не поколеблюсь вовеки!» Господи, по воле Твоей дай силу душе моей! Но отвратил Ты лицо Свое, и впал я в смятенье. «Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век». ««Во обилии» – значит: в состоянии избытка или довольства, в цветущем состоянии, в благоденствии. «Не подвижуся» – значит: не поколеблюсь, не потерплю перемены» (ГР). Было время, когда царь Давид жил в достатке и покое, Бог был с пророком. Возможно, он сознавал себя праведным, сильным, достойным того, чтобы исполнялись все его желания. Гордость и самолюбие незаметно завладели им. И тогда он решает, что, как царь, имеет право послать Урию на смерть, что может переписывать святой Израиль как свою землю, хотя она – Божия.

Являются ли греховными надежда «не подвижуся» и молитва о славе (о славе в Боге)? «Надежда не постыжает» (Рим. 5,5), а молитва, прозвучавшая далее, полностью исполнится для Давида в Царстве Славы. Исполнится по воле Божией, поэтому сами по себе ни надежда, ни молитва не являются греховными. Греховны: ощущение самодостаточности, забвение Бога, потеря страха Божия и скрытый гордый помысел, - все это – в тайне, которую видит только Бог. Если таков дух молитвы, то Бог видит его и отвращает Лик Свой: «отвратил же еси лице Твое».

«Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу». 1. Обычно эти слова трактуются в положительном смысле, например: «соделай, чтобы исполнять мне волю Твою и чтобы снова воссияла лепота души моей» (АВ), - я более не вижу ее! Эта молитва вырывается из души, которая ужаснулась гордыней прежнего утверждения: «не подвижуся во век». Нет, сила моей доброты только от Тебя и воли Твоей, даруй ее мне, если Тебе угодно! Эта молитва разрывает повествование о былом гордом состоянии и принадлежит времени написания псалма. Не от этих слов отвратил Свое Лицо Господь, а от ушедшего: «не подвижуся во век».

2. А если эта молитва была произнесена раньше, во время ослепления своей самодостаточностью? Есть ли в ней нечто такое, что мог бы отвергнуть Господь? Давид просит, чтобы все доброе, что имеет, его собственное благолепие, - обрело подлинную силу, т.е. славу. Есть ли в этом грех? Нет. Однако сравним молитву Давида с молитвой Господа Отцу. Господь молился: «Отче, прославь имя Твое (Ин.12. 28). Возможно, грех был не в словах, а в состоянии довольства и самодостаточности: доброта - моя, только сила ее от Тебя. Давид уже не нищий и не убогий – у него есть доброта! Однако эту молитву Господь исполняет: Бог Своей волей даст силу доброте пророка Своего. Он сотрет грех Давида, вернет благоволение и возведет его в свое время из ада. Тогда его душа обретет истинную нетленную красоту и крепость, а весь человек примет их в день общего воскресения.

3. В еврейском тексте здесь, по замечанию прот. Григория, прошедшее время, а не повелительное наклонение, поэтому здесь не молитва, а воспоминание Давида и его рассуждение: «Когда я, говорит, безрассудно счастье мое приписывал собственным заслугам, не рассудив того, что Ты, Господи, волею Своею подал доброте моей силу, тогда Ты отвратил лицо Свое от меня» (ГР). Не сам по себе его внутренний и внешний человек прекрасен, а воля Божия, которая желает для человека спасения, подавала силу и жизнь духу и плоти Давида. Источник его доброты – Господь.

«Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен». Итак, Бог не сейчас отвратил Лик от молитвы Давида, а прежде, когда тот самоуверенно твердил: «не подвижуся во век». Хотя не Бог отвратился от человека, а Давид отвратился от Бога гордым помыслом, а потом и преступлением, но проецирует свое человеческое на Бога, говоря: «отвратил же еси лице Твое». Отвращает лицо – т.е. не слышит, не отвечает, не меняет тяжелых обстоятельств: «Говорится же о Боге, что Он отвращает лицо Свое, когда подвергшегося искушениям оставляет во время тесных обстоятельств, (*например) чтобы сделалась известною крепость подвизающегося» (ВВ), или для вразумления о грехе. А когда Ты отвратил лицо Свое, Твоя Благодать отошла, и я был «предан искусителю» (ВВ), и ничего не мог ему противопоставить, поэтому пришел в смущение, т.е. в состояние падения и смуты. Свт. Василий дает такое определение слову «смущение»: «Итак, поскольку воле Божией противополагается отвращение, а красоте, изяществу и силе - смущение, то значит, что смущение есть безобразие и бессилие души вследствие отчуждения от Бога» (ВВ). Во что же вылилось это безобразие, бессилие и отчуждение? Когда Благодать отошла, Давид перестал различать добро и зло, и согрешил, и не обратился в покаянии к Богу. «Пока лучи Твоего посещения, говорит Пророк, осиявали меня, я проводил жизнь в непоколебимом и безмятежном состоянии. Но когда отвратил еси лице Твое, тогда обличилось страстное и смущенное положение души» (ВВ). В состоянии гордыни (даже до совершения греха делом) Давид уже отвернулся от Бога, поэтому не видел смертоносности, ужаса в прелюбодеянии и убийстве преданного человека: царь уже не был с Богом, но не чувствовал этого, как умерший не чувствует боли. Только по обличении Нафана открылись его духовные очи, и Давид был потрясен, смущен от сознания безобразия своего, нищеты своей. И в переписи народа он также не видел греха, - потому что уже не был с Богом, просвещающим Его.

Тогда Давид не мог найти в себе ничего, что могло бы восстановить мир с Богом, покой совести, исцелить болезнь греха. И сейчас он видит только грех свой. Покаяние и сознание нищеты есть верная дорога к Богу. Поэтому к Нему взывает и молится: стт. 9. К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся. Прежнее «бых смущен» (т.е. отпал от Бога) преодолевается всецелым обращением к Господу. «Оба эти слова: воззову и помолюся – в переводе с еврейского читаются в прошедшем времени (призывал, умолял), как и предыдущее им бых смущен» (ГР).

Взывает и молится дух, его работа таинственна и неизъяснима, а разум рассуждает о понятиях, которые можно в определенной мере изъяснить, и Давид представляет, возносит это рассуждение к Богу: ст. 10. Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою? Перевод: К Тебе, Господи, воззову и Богу моему помолюсь. Что даст мне кровь моя, когда подвергнусь я тлению? Разве прославит Тебя прах мой, или возвестит он истину Твою? Давид уже не рассуждает о «доброте» своей, но видит впереди смерть и прах. Какая польза в красоте, здравии и благополучии, когда промелькнет время, и прах его не будет славить Бога и размышлять об Истине Его? За смертной чертой доброты не будет: красота, созданная по образу Божию, предстанет безобразной, бесславной, не имеющей вида. Она не несет на себе образа Божия и не славит Бога, а душа ветхозаветного праведника пойдет в ад. И только Крест Господа откроет рай для добрых душ, а в конце времен общее воскресение восстановит славу человека, перешедшего в жизнь вечную в плоти своей.

Существуют два образа толкования рассуждений 10 ст. 1. Какая польза, если Ты накажешь меня и прольется моя кровь (пролитая кровь – образ смерти), а тело мое истлеет? «В том, чтобы сойти мне во истлениe, нет никакой пользы ни мне, ни другим. И меня лишаешь Ты жизни, и другие нимало не приобретут от меня спасения. А если услышишь глас мой, обратишь плач в радость, препояшешь меня веселием: то мне немалая будет в этом польза; ибо, восприяв прежнюю славу мою, во славе, а не с порочною совестью, возглаголю к Тебе. Это-то означает слово: (13) не умилюся» (АВ). Ближайший смысл молитвы и рассуждения понятен и естественен: прости грехи, спаси от смерти временной, очисти храм сердца, верни посещения Святого Духа и славу благочестивого царя.

2. «Что мне пользы в благосостоянии плоти и во множестве крови (*кровь – символ жизненной силы), когда она, если еще не повредилась, будет предана общему разрушению тела? (…) Для чего заботишься о том, что вскоре сотлеет? (…) Как перстный и плотский человек исповестся Тебе, Богу? Как возвестит истину, кто не посвящал своего времени учению, у кого ум погребен под таким бременем плоти? Посему-то иссушаю плоть свою и не щажу крови, … чтобы не было у меня препятствия к исповеданию или уразумению истины» (ВВ). Это рассуждение святого преподобного пустынника новозаветной эпохи: отдам кровь и приму дух, который и будет славить Тебя. Можно делать иной смысловой акцент: какая польза жить ради здравия тела, если оно обречено на истление? Или это оно, ставшее прахом, будет славить Твое величие и возвещать Твою истину? Нет, только дух мой. Спаси его, который молится к Тебе, взывает и рассуждает об Истине Твоей! Спаси, т.е. дай ему вечно видеть Тебя. Спаси не тело, а дух, который исповедуется Тебе и возвещает истину Твою. То есть открой Крестом рай для духа моего. И далее: если нет пользы от тленной плоти, то дай ей нетление в день общего воскресения Твоего. Сначала дух, в конце - воскресшая человеческая плоть будут прославлены в Боге. В 10 ст. Давид (или Христос в лице Давида) взывает к Богу от лица всего человечества и молится об избавлении от тления.

Далее диапсалма: ход мыслей прервался – Бог вошел в жизнь пророка, посетил его помощью и откровением. Он услышал Давида и помиловал его. За вестью о милости последовало ликование и благодарение: стт. 11-13. Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой. Обратил еси плач мой в радость мне: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием. Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе. Перевод: Услышал Господь и помиловал меня; Господь даровал мне помощь. Обратил Ты плач мой в радость, разодрал рубище мое и препоясал меня веселием. Да воспою Тебя в славе моей, и не буду скорбен. Господи Боже мой, вовеки прославлю Тебя! Мы не знаем, как именно помиловал Давида Бог, но предполагаем по высоте радости, что пророк не только был спасен от врагов, но получил откровение о будущем вечном спасении.

Бог принял молитву и рассуждение Давида: «Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой». Как помиловал и чем помог? «Обратил еси плач мой в радость мне: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием». Исторический смысл. Господь помиловал: простил грех Давида совершенно, и душа его возликовала, потому что могла видеть чистым сердцем Бога своего. Бог спасает, милует, обращает плач в радость. Он Сам разрывает вретище и одевает веселием. «Вретищем наименовал плач, потому что во время плача обычно облекаться во вретище» (АВ). В буквальном смысле: «Вретищем называлась у древних грубая одежда, сделанная из толстого холста, или из козьего волоса, в форме мешка, она же – власяница; она надевалась во время скорби и злострадания как знак смирения, покаяния и сердечного сокрушения. Растерзал вретище – значит; разорвал, снял вретище, избавил от скорби» (ГР).

Мессианский смысл: вретище – это наша тленность, которую преодолеют, победят (растерзают, сорвут с человеческой природы) сначала Крест и Воскресение Христово, а в конце - общее воскресение. Давид видит себя, спасенного общим воскресением, и будущее вечное помилование, будущее вечное веселие, каким препоясывает Сам Бог. В этой радости нет ничего преходящего, суетного и плотского. Человек будет прославлен. Или он говорит от лица человека Новой Благодати: Таинства разорвут тленные ризы ветхого человека, и он будет облечен в нетление. Или: Бог явил пред взором пророка милость возведения из ада на просторы рая в Великую Субботу и возвестил об общем воскресении: прославлен будет весь человек, не только дух, - прославлен в преображенной плоти. Преображенная плоть – это дом для кроткого духа, и этот дом будет освящен, обновлен, на что указывает надписание псалма.

В 5 ст. Давид призывал преподобных петь Богу, а теперь восклицает: «Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся». Да воспоет Тебе, да прославит Тебя слава моя - та сила доброты, о которой молил Давид Бога: «Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу»(8 ст.). «Слава моя» – это слава Благодати, воспринятая от Бога и усвоенная преподобным. Она сияет в его святости и благочестии: она принадлежит человеку, но совершается Божественным содействием и в Нем имеет себе источник. Она поет делами и молчанием страстей. Поет на земле, но в особенном и наивысшем смысле – в Царстве Славы. «Слава праведного - дух, который в нем. Посему кто поет духом, тот говорит: Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся. Не буду уже делать ничего такого, говорит Пророк, за что бы сердце мое утомлялось и уязвлялось воспоминанием греха моего» (ВВ). Или: «Давид называет славою ум, которым мы (люди) почтены и прославлены, так как и он есть по образу Божию»; «другой говорит: слава поющая есть добрая жизнь и ясное знание» (ЕЗ).

«И не умилюся». 1. И не буду скорбеть, сокрушаться, испытывать боль сожаления и стыда от вида грехов моих: «Василий Великий: Так изъяснил—чтобы мне не скорбеть—то есть, чтобы мне не сделать чего-либо достойного печали и пронзения сердца воспоминанием греха моего» (ЕЗ).

2. И буду неизменным в вечной радости, нетлении и славе.

3. «Симмах перевел: чтобы мне не умолчать» (ЕЗ); ср: «не промолчу (см. прибавл. в учеб. слав. Псалтири, на поле против сего слова)» (ГР).

«Господи Боже мой, во век исповемся Тебе». Впереди человека - вечность, и всю вечность я буду славить Тебя. «Всегда, говорит, Господи, буду благодарить Тебя за удостоение меня столь славного и великого спасения. Можно разуметь и иначе, что Давид будет благодарить Бога в продолжении всего настоящего века; ибо он как свои уста употребляет наши уста, коими мы поем настоящий псалом его» (ЕЗ).

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блаж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).