8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 30

В конец, псалом Давиду, изступления. Перевод: В конец, псалом Давида, в исступлении. «По свидетельству отцев Церкви, сего прибавления нет в еврейской Библии, а имеется оно только в некоторых списках перевода LXX толковников и внесено или самими переводчиками, или кем-либо из переписчиков. Можно думать, что оно заимствовано из 23-го стиха сего псалма, где составитель его говорит: Аз же рех во изступлении моем. В изданиях Псалтири на русском языке это слово (исступления) переведено с еврейского словами "во время смятения" а с греческого: "при исступлении". Исступление (греч., лат. ecstasis) значит ужас, смятение. Давид написал сей псалом, когда был в ужасе, в смятенном состоянии по причине восстания против него сына его Авессалома, а с ним вместе и всего израильского народа, о чем повествуется в 15-й главе 2-й книги Царств» (ГР). Еп. Ириней: «Исступление - εκστασις здесь значит "состояние вне себя от горести"». Причиной ужаса, смятения царя и восстания его сына был его собственный грех: «Давид воспевает предложенный псалом, как бы находясь еще в покаянии за грех и желая освободиться от него; впрочем, и как бы уже услышанный, воссылает благодарение и описывает, что было с ним во время покаяния. Слово же «исступления» означает не иное что, но самый грех, от которого душа как бы исступила от здравомыслия; почему и не надеялась уже, что будет снова принята, но ясно говорила: (23) аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею» (АВ). То же у Зигабена: «Этот псалом имеет в надписи—в конец—потому что содержит пророчество, относящееся к концу, а—исступления, потому что упоминает об исступлении, то есть, совращении Давида, когда он учинил любодеяние с Вирсавией и убил мужа ее Урию. Ибо— исступление некоторые перевели уклонением от правого и здравого смысла. А изречен этот псалом Давидом в то время, когда он гоним был сыном своим Авессаломом, как свидетельствует Феодорит». Таким образом, исступление – это грех прелюбодеяния и убийства, а также потеря надежды, упования на милость Божию. И то и другое – это воспоминания, они более не принадлежат настоящему, они преодолены: покаяние уже произошло, и Давид белее, чем когда-либо живет упованием на Бога.

«Различные изречения сего псалма могут быть применимы в равной мере и вообще к Церкви Божией, претерпевающей гонения и нападения со стороны врагов, и к каждому христианину в отдельности, у которого всегда есть враги, видимые и невидимые. А потому псалом сей весьма прилично введен в состав церковного богослужения и слышится нами во дни Великого поста наряду с другими молитвословиями великого повечерия, возбуждающими в сердцах христиан чувства сокрушения о грехах и надежду на милосердие Божие» (ГР).

«Этот псалом дышит детскою доверчивостью человека, находящегося среди величайшей опасности» (ИО), главная из которых – новое исступление из правды Божией. Эта детская доверчивость вместе со зрелой спокойной верой только что вывела Давида из исступления – из состояния смятения и греха, вернула к здравомыслию, теперь она сосредотачивает всю мысль его на Спасителе Боге: ст. 2. На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя. Перевод: На Тебя, Господи, уповал, да не посрамлюсь вовеки. Правдою Твоей избавь меня от бед и спаси меня! Св. Кирилл называет блаженным того, кто «удалил себя от всякой надежды на мир сей и имеет упование единственно на Бога» (в ЕЗ). Зигабен вспоминает событие, которое записал св. Амвросий: умирал грешник; он взял в руки свои крест Христов и, обращая сердце свое к Богу и Отцу, молил Его о прощении словами сего псалма, молил так пламенно, что удостоился услышать голос с неба, который обещал спасение. Прощенный умер со словами: на Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век! Такова цена упования. Уповающий грешник имеет дерзновение к правде Божией, потому что своим упованием он творит свою правду. В моем грехе не было правды, но я живу упованием на Тебя, поэтому Твоей Божественной правдой избавь меня от нападения отцеубийцы, изми меня с высоты от зла мира: «Хотя, говорит, я и не достоин помощи; но Ты, Господи, Твоею собственною правдою освободи меня от смерти и уловления от врагов моих. Ибо Твоя собственная правда осуждает тех сынов, которые восстают против отца своего и всех вообще обидчиков» (ЕЗ).

Особый акцент Давид делает на молитве: «изми мя», в следующем стихе он скажет: «ускори изъятии мя»: стт. 3-4. Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя, буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя. Яко держава моя и прибежище мое еси Ты, и имене Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя. Перевод: Приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня; будь мне Защитником, прибежищем моим, соверши спасение мое! Ибо Ты держава моя и оплот мой! Наставь меня и напитай благами во имя Твое! «Поелику вопль наш не достигает в высоту, то, по снисхождению ко мне, приклони ухо Твое» (АВ). Приклони, – так как Ты на высоте, - и с высоты Своей «ускори изъятии мя» рукой Своей, подними на высоту Твою и Сам будь мне домом прибежища и спасения. Возьми меня к Себе, в Себя. Давид повторяет и усиливает молитву об изъятии его от зла мира. Давид молит о большем, чем о защите и спасении жизни: это молитва о спасении в Царстве Божием, вдали от ужаса мира, где любимый сын ищет смерти отца. Исступление злое – в грех – кончилось, началось исступление пророческого духа в тайны, который открывает ему Бог.

Толкователи обычно объясняют это место в псалме исторически: Давид узнает, что Авессалом с войском спешит в столицу, и уходит в пустыню, где нет для него приюта, и просит: «Будь мне, говорит, Господи, вместо твердейшей крепости, вместо укрепленного дома, в котором я мог бы безопасно укрыться, чтобы спастись от вражеских нападений» (ГР). Он уходил, чтобы не искушать сына, чтобы не стать причиной кровопролития и его смерти, - поэтому Бог был с ним – Держава и Прибежище. С Давидом был Тот, Кто питает и наставляет во спасение.

«Уходя поспешно из Иерусалима чрез гору Елеонскую, Давид не знал, в какую сторону ему идти» (ГР), и не взял еды. «И он не обманулся в уповании на Бога, надежда его оказалась непостыдной: Промысл Божий устроил так, что некто Сива, слуга Мемфивосфея, встретил его на пути с двумястами хлебов, с таким же количеством фиников и смокв и с двумя мехами вина и предложил все это для продовольствия Давида и бывшего с ним народа (2 Цар. 16:1-2)» (ГР). В следующей главе читаем, что Сови, Махир и Верзеллий принесли изголодавшимся в пустыне пшеницу, ячмень, муку, бобы, мед, масло, овец и коровий сыр (2Цар.17, 28).История создает образы для мессианского прочтения текста. Не еда и не приют в пустыне являются подлинным предметом молитвы пророка. За земным прочитывается небесное, вечное: за хлебами – насыщающие в жизнь вечную Тело и Кровь Господа, а также Сам Господь – Хлеб, сошедший с Небес, Хлеб жизни вечной (Ин.6,32-51), а дом прибежища – это Небесное Царство, начинающееся на земле, в Церкви Христовой.

Бог не только наставляет и дает пищу мученикам правды Своей, но спасает от сетей, устроенных врагами спасения: стт. 5-6. Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми, яко Ты еси Защититель мой, Господи. Перевод: Изведи меня из сети, что расставлены мне, ибо Ты Защитник мой, Господи! Давид уповает: Бог Сам изведет его из сети, которую враги разостлали на пути (в мире, на земле), изведет, изъяв (ср.: изми, ускорив изъятии мя – 2-3 стт.) его от зла мира, потому что Он Защитник праведного. «Сетью называет здесь Давид тот тайный заговор, который составил против него Авессалом со своими приверженцами, а также – тот совет Ахитофела, который дан был последним Авессалому для наиудобнейшего и скорейшего поражения Давида. Совет этот был сетью для уловления Давида, но он разрушен был чрез некоего Хусия, друга Давидова (2 Цар. 17:14)» (ГР). В духовном смысле сеть - «новое нападение и коварство злых духов, которыми уловляют души неожиданно» (ЕЗ). Только недавно для Давида такими сетями было уныние и отчаяние: «отвержен есмь от лица очию Твоею» (23 ст.)

В руце Твои предложу дух мой. Перевод: В руки Твои предаю дух мой. Этими словами Давид предает дух в руки Бога своего, это уже не молитва, а духовное действие, и совершителями этого действия являются любовь и упование человека: «Предложу дух мой значит то же, что "предаю душу мою", или "жизнь мою". В таком смысле, как известно нам из Святого Евангелия, эти слова произнесены были Господом Иисусом Христом, умирающим на кресте (Лк. 23:46)» (ГР). За 1-5 стт. таинственно прочитывается молитва Иисуса о переходе к Отцу от зла мира дольнего и, конечно, те слова, которыми Сын предал Себя в руки Отца. А далее – за смертью Иисуса следует Его воскресение, т.е. избавление человечества от смерти вечной. И Давид восклицает: избавил мя еси, Господи Боже истины. Перевод: Избавил Ты меня, Господи Боже истины! Ты обещал спасение – и слово Твое истинно, оно исполнилось. Перед этим восклицанием - диапсалма: это значит, что происходит таинственное событие, которое остается за пределами повествования. Какое событие? При буквальном, историческом прочтении: Давид получает от своих людей весть, что разрушен совет Ахитофела, и Давид восклицает: «избавил мя еси», потому что Ты Бог Истины – правда победила! Или же это удостоверение об избавлении исходит от Святого Духа. Мессианский аспект предлагает иную трактовку: Давид проображает Христа на Кресте и произносит Его последние слова, являя предел любви и упования (с исповедания упования и начался псалом); за этим святым преданием следует смерть, а за смертью – воскресение, которое для всей человеческой природы есть избавление от сетей греха, диавола, смерти. Словами: избавил мя ecu, Господи, Боже истины пророк таинственно говорит об этом избавлении. Давид видит воскресение Христово и свое избавление из ада.

Далее Давид противопоставляет: Ты избавил уповающего на Тебя и заключил в скорби любящего свою суету. Ст. 7. Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах. Перевод: Возненавидел Ты преданных напрасной суете; я же на Господа уповал. У Бога нет ненависти, а есть только любовь, и ради спасения суетных Бог связывает их различной горестной несвободой, болезнями, скорбями, вернее, попускает им самим связывать себя, потому что никто не может связать себя несвободой крепче, чем сам суетный. Плотский ум воспринимает скорби как ненависть Бога, и Давид здесь цитирует отчасти мысли такого ума. Бог ненавидит не суетных, а суету. Чтобы понять, почему Богу ненавистна именно суета, хотя, кажется, мы все ей согрешаем, и нет греха более обычного, - надо посмотреть, чему она противопоставлена. Суета противопоставлена упованию на Бога: в уповании совершенно нет суеты, оно не тщетно. Суета – это надежда на мир, власть, деньги, ложных богов, человека – на то, что человек ставит вместо Бога, и не только надежда, но и устроение жизни по этой надежде. В основе всех преступлений и жестокостей, в том числе Авессалома, лежит эта суета, надежда на преходящее, стремление обрести земное. Если человек «хранит суету» последовательно, то становится злодеем. Хранить (греч.- διαφυλάσσειν) - «с доверчивостью и преданностью внимать чему-либо, внутренне склоняться к чему. (ИО). То, что душа должна совершать по отношению к Богу, человек отдает Его врагу: хранит не заповеди, а бесполезное для спасения.

Несуетно упование - несуетна и радость о Боге. Святое упование приводит к вечной радости: стт. 8-9. Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою, и неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои. Перевод: Возрадуюсь и возвеселюсь о милости Твоей, ибо воззрел Ты на смирение мое, избавил от бед душу мою, и не отдал меня в руки врагов моих, вывел меня на простор. Радость - плод упования и смирения человека и дар милости Бога. Возвеселится и возрадуется о спасении своем смиренный: он обретет свободу – свободу от – от врагов спасения, от греха, диавола и смерти - и свободу в Боге. Бог беспределен – и свобода в Нем для праведника создает ощущение, что широкий и свободный шаг обретает душа. «На просторе, говорит, то есть, на широте свободы Ты, Господи, поставил меня после той тесноты, в которой я находился прежде, когда окружили меня враги мои» (ЕЗ), а в духовном смысле тесноту создавали собственные грехи, страсти, привычки, демонические силы. Ты попустил нападения врагов, но не затворил меня в руках их: «затворить в руках - совершенно отдать во власть врагов, чтобы никогда не вырваться от них» (ИО). Ты не лишил меня свободы, а, напротив, дал ногам моим простор. Смиренный, уповающий на Бога не связан, а свободен в Боге: у него нет связывающих его нужд, нет связывающих его врагов, но есть пространство духа, пространство молитвы. И все это пространство заполняет Бог. Он даже не заботится о насущном хлебе, полагаясь на помощь Божию, и оказывается не причастным суете.

«Смирение иногда означает отсутствие, неимение гордости, изгоняемой из сердца самим человеком; иногда же под словом смирение разумеется злострадание, униженное или бедственное, угнетенное состояние, в которое человек поставляется обстоятельствами или другими людьми по допущению Божию. Здесь, в выражении: яко призрел ecu на смирение, – это слово имеет и то, и другое значение, особенно же последнее, т.е. "злострадание" (2 Цар. 16:5-10), которому подвергся Давид вследствие заговора от Авессалома» (ГР). Давид страдал и от злословия Семея, который бросал в царя и людей его камни и пыль и кричал: «Уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, …и вот, ты в беде, ибо ты кровопийца» (2 Цар. 16, 7-8). Давид не велел Авессе трогать его, так как видел в проклятиях Семея слова суда Божия о нем, принял этот суд со смирением и покаянным чувством: «Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: «Зачем ты так делаешь?». …Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостию за теперешнее его злословие» (2 Цар. 16,10-12). И в 8-9 стт. Давид радуется о милости Божией, ибо «призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою, и неси мене затворил в руках вражиих». Теперешняя радость, уводившая Давида в радость вечную, имела в основе его глубокое покаяние и подлинное смирение, которое он явил не только пред лицом Божиим, но пред лицом ничтожного человека, смирившись пред его злым словом.

Мессианское толкование: Давид говорит от Лица Христа, сам радуясь Его радостью. Отец призрел на безмерное смирение Сына на Кресте, спас Его Церковь от многообразных нужд, так что не одолеют ее врата адовы. Затворенные (они затворяли души в руках вражиих), они открылись и пропустили Владыку, Который пришел вывести души на просторы рая. Возможно, Давид радуется о веселии вечной жизни, которую видит во Святом Духе, и поет свободу Небесного Царства.

Это высшая точка духовного веселия, а затем - падение в скорбь: «яко скорблю» (10 ст.). Откуда она? Святое посещение кончилось, и Давид возвращается в настоящее. Он получил удостоверение в спасении вечном и защите от Авессалома, но мир с его суетой и тщетой не отпускает. Не властвует над праведником, но гнетет. Особенно это гнет чувствуется после духовного полета к Богу и прикосновения той свободы. Итак, Давид перевел мысль от мира вышнего - в мир дольний, от себя возле Бога – к судьбе своей в мире: стт. 10-11. Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя. Яко исчезе в болезни живот мой и лета моя в воздыханиих, изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. Перевод: Помилуй меня, Господи, ибо я скорблю; от горестей помутилось око мое, душа моя и утроба моя. Ибо в недугах тает жизнь моя, и годы мои проходят в воздыханиях. Изнемогли в лишениях силы мои, и кости мои содрогнулись. Давид видел милость и теперь молит, чтобы она исполнилась. Помилуй, потому что скоблю. Причины скорби обычны: 1) грех, 2) перспектива смерти, 3) враги спасения (мир).

1.Скорбь- это последствие греха. От скорби пришел в смятение весь внутренний человек: «Как оком называет ум в душе, так утробою память в душе, в которую, как в утробу, влагаем разумную пищу» (АВ). «А утроба означает душевную способность, память или хранилище мыслей — по Феодориту, в котором, как во чреве, помещается разумная пища, то есть, понятия собираемые чрез чувства» (в ЕЗ). Весь внутренний человек пришел в смятение от ярости – не своей, а Божией: Его ярость на грех человека праведна. Ярость же есть решение Божие о наказании (мысль свт. Василия), суд Его ежеминутный. Гнев – исполнение наказания. Давид наказан за свой грех, и теперь страдает и внутренний, и внешний человек: «В слове яростию выражен гнев Божий за грехи, от которого пострадали и глаза (око мое) Давида от слез, и душа его (душевные силы: разум, воля и совесть), и утроба его (память как вместилище не вещественной, а духовной пищи – понятий и разных сведений)» (ГР).

2. Другая причина смятения является общей для святых и грешных – это предвкушение последней болезни и смерти (смерть есть последствие первородного греха). Жизнь человека исчезает, растворяется в болезнях, а времена – в воздыханиях. Крепость превращается в изнеможение, самое прочное в человеке – кости - сокрушаются. Здесь «костями называет душевные силы» (АВ). Чем ближе к смерти, тем стремительнее это сокрушение душевных сил происходит, и для каждого настанет время, когда улучшения уже не будет: все будет только хуже. Но причина скорби, истления, смерти – грех, за которым следуют ярость Божия и смерть. Скудость, опасности, изнеможение от голода, от пути только обострили страх ветхого человека, т.е. страх ада и разлуки с Богом.

Скорбь Давида и здесь прообразует крестную скорбь Христа, но причиной той стал взятый Им грех человечества, а также последствия нашего грехопадения – неукоризненные страсти.

3. Возвратившись мыслью в мир, Давид сосредотачивает взгляд на настоящем, на истории отношений с врагами, знакомыми, соседями: стт. 12-13. От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящий мя вон бежаша от мене. Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен. Перевод: От врагов моих терпел я поношения, а всего более – от соседей моих; внушал страх всем, кто знал меня; завидев меня, бежали они прочь. Забыт я был и словно умер в сердце их; был как сосуд разбитый. «Соседние евреям народы, которые прежде завидовали счастью и воинским успехам моим, теперь, узнав о моем изгнании и бегстве, нашли случай безжалостно (зело) смеяться надо мной. Даже самые близкие знакомые и друзья мои, и те боятся встретиться со мной… Завидя меня и опасаясь встречи со мной, вон бежаша от мене. Многими из таковых я совсем забыт был и изгнан из сердца (забвен бых яко мертв от сердца), лишился места в их сердце, как умерший, о котором забывают, и стал для них подобен разбитому сосуду: бых яко сосуд погублен» (ГР).

Давид проображает оставленного учениками Спасителя: «По другому истолкователю это могло быть говорено и от лица Спасителя во время страдания Его, когда враги иудеи поносили Его, а знакомые и ученики Его бежали от страха их, и когда верховный Петр отрекся, а другой предал Его» (ЕЗ).

Богочеловек слышал не только слова, но и мысли, и не кого-то, а всех врагов Своих: ст. 14. Яко слышах гаждение многих, живущих окрест, внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Перевод: Ибо слышал я злословие многих, живущих окрест, когда собирались они и совещались, как исторгнуть душу мою. Гаждение – «злоречие, порицание, хула» (ГР), «злоумышление» (АВ), «укоризна» (ЕЗ); они слышались со всех сторон. «Здесь, конечно, припоминает поступок того Семея, который не только злословил Давида прямо в лицо, но даже дерзнул бросать в него камнями и грязью (2 Цар. 16:5-10). Хотя библейская история рассказывает один этот случай публичного порицания Давида, но самому ему, без сомнения, известны были и многие другие подобные случаи, почему он и говорит: слышах гаждение многих» (ГР). Все, кто были окрест, собрались вкупе (вместе) вокруг одной цели «прияти душу мою», отнять жизнь Давида. Вспомним совет Ахитофела. Также вспоминаются советы Синедриона против Господа.

Обозрев опасности от врагов вечных – смерти, диавола и греха – и от противников-людей (10-14 ст.), Давид вменил их ни во что, потому что не в их руках его судьба, но в руках Бога: стт. 15-16. Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя. Перевод: А я, уповая на Тебя, Господи, сказал: «Ты Бог мой! В руке Твоей жребий мой. Избавь меня от руки врагов моих и гонителей моих». Ты мой Бог и Господь, Творец и Помощник в каждую минуту жизни. Бог и Господь совпадают. Упование на Бога Давид противопоставляет всем страхам (в том числе пред смертью и адом) и искушениям от врагов: «Ты Один умертвляешь и оживляешь, низводишь во ад и возвышаешь, делаешь нищим и обогащаешь, унижаешь и возвышаешь (1 Цар. 2:6-7); умереть ли мне, или продолжится моя жизнь, все это зависит единственно от Твоей всеблагой воли и всемогущей власти, а не от произвола людей или какого-нибудь случая» (ГР). Если все зависит от Бога, то к Нему и следует обращаться – Всесильному и Премудрому. Он спасет от нападений людей. Сейчас спасет, но смерть рано или поздно явится, а за ней – ад, место не светлое даже для праведников. Главный страх остается, главная проблема не решена – ее решит Крест Христов. Поэтому свои «уповах» и «избави» Давид относит ко Христу. А Спаситель скажет Пилату слова, которые перекликаются с верой Давида («В руку Твоею жребии мои»). Пилат полагал, что власть над жизнью и смертью Иисуса Христа принадлежит ему, на это Господь возразит: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19,11).

На протяжении всей жизни Давида Бог избавлял его из рук врагов, но вот Иисуса Он не избавил, и Тот умер на Кресте ради спасения людей. Все это так, однако, Бог избавляет также и Иисуса Человека из рук врагов и гонителей (а в Его Лице всякого мученика), - проведя Его через врата смерти временной - в вечную жизнь Небесного Царства. Это и есть подлинное и вечное избавление. Войдя во врата смерти временной, Христос разрушает ад и выводит из него наряду с другими пророка Давида, а затем вводит в рай. Прежде Иисус спасает – затем Давид спасается, последовательность возможна только такая.

И Давид молит Бога о заповеданном Им благословении и спасении: стт. 17-18. Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии и снидут во ад. Перевод: «Яви сияние лица Твоего рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею!» Господи, да не постыжусь, что призывал я Тебя! Да постыдятся нечестивые и сойдут во ад! «В Ветхом Завете заповедано было чрез Моисея пророка, чтобы священники передавали благословение Господне, а с ним вместе и милость Божию людям, чрез возложение на них имени Божия, с произнесением слов: "Да благословит тя Господь и сохранит тя: да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя..." (Числ. 6:24-27; Сир. 50:22)» (ГР). Благослови и помилуй призывающего Тебя, даже если он и согрешил. «Феодорит рассуждает: И из этого видим, сколь великое различие имеет грех от нечестия. Ибо грех есть какой бы то ни был грех, беззаконие, любодеяние, воровство и другие. А нечестие есть безбожие и многобожие» (в ЕЗ). К кому обратится нечестивый, если не знает Бога? Нечестивый не имеет упования, сосредоточен на суете, которая тщетна: на суде он постыдится и сойдет в ад. Нечестивым может быть знающий имя Божие, но поправший Его закон: «Под нечестивыми разумеет псалмопевец злых советников Авессаломовых, особенно же Ахитофела, который подал злодейский совет об умерщвлении Давида… А когда, по устроению воли Божией, его злому совету предпочтен был совет другого (Хусия), он, не стерпев стыда и унижения от сильной злобы и гордости, пришел в отчаяние, уединился в доме своем и чрез повешение лишил себя жизни (2 Цар. 17:23). Не менее печальная участь постигла и самого Авессалома (2 Цар. 18:9, 15, 17). Таким образом, эти нечестивые были постыжены перед Богом и людьми и сами себе открыли дорогу во ад» (ГР).

«Последние слова Давида имеют значение не зложелательства или клятвы, а пророчества: они предсказывают злосчастную судьбу Ахитофела» (ГР). Уповающий на Тебя не постыдится своего упования, а нечестивый, неверующий постыдится за свой выбор, за свои ценности, потому что они не спасут его от ада, даже если он кончит земной путь внешне благополучнее, чем Ахитофел.

Уста, призывающие Бога, противопоставляются устам суетным, нечестивым, которые лукавят пред Богом и клевещут на праведного. Благо для нечестивых – молчание. И Давид молит об этом благе: ст. 19. Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением. Перевод: Да онемеют уста лукавые, что с гордыней и презрением обвиняют праведника в беззаконии! Как заметил прот. Григорий, сочетав последнее слово 18 ст. и первое 19 ст.: «во аде… немы» (ГР). Такова участь нечестивых. «А праведным Давид называет самого себя, как не обидевшего ни Авессалома, ни Ахитофела… Беззаконием—называет совет против Давида, данный Авессалому Ахитофелом: он был беззаконный, поелику подстрекал сына к умерщвлению отца его. Гордынею, так как Ахитофел с надменностью говорил, что он может пойти на целую ночь и, напавши на войско Давида, умертвить его; уничижением—поелику Ахитофел поносил и уничижал Давида» (ЕЗ).

Избави, благослови, спаси – так молился Давид Тому, на Кого действительно уповал. Следует вторая в 30 Пс. диапсалма. О ней мы догадываемся по восторженному восклицанию Давида: его поразило нечто, открытое Духом Святым. Он увидел в созерцании дивные дары, какие благость Божия приготовила человеку-праведнику: стт. 20-21. Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими. Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрывши их в крове от пререкания язык. Перевод: Как много благости хранишь Ты, Господи, для тех, кто боится Тебя, кто уповает на Тебя пред лицом сынов человеческих! Скроешь Ты их под сенью лица Твоего от мятежа человеческого, укроешь их в обители Твоей от распрей людских. «Во время молитвы псалмопевец внутренно получил уверение, что он будет услышан; ввиду этого он высказывает свою радость о благости Божией; ему теперь представляется, что Бог сокрыл у Себя, в Своем небесном святилище, как бы в некоем хранилище, множество благодати для Своих верных, чтобы во время нужды открывать эту сокровищницу, награждать богобоящихся и посрамлять нечестивцев» (ИО). Давид увидел и сокрытое, и явленное.

Взгляд Давида простирается к Новозаветной благодати, и поэтому он особенно светел. Пророк потрясен благостью Бога, явленной во множестве сокрытых (скрыл еси) до времени даров, приготовленных для уповающих на Него, боящихся Его и любящих Его. Существуют дары сокрытые, но есть и явленные. Зигабен, вслед за Феодоритом, читает «соделал еси уповающим на Тя» так: «Ты сделал ее (*благость) явною уповающим на Тебя» (в ЕЗ). Он же: «по непостижным причинам домостроительства своей благости, Бог одно собирает и скрывает, чтобы в надлежащее время воздать, а некоторую часть и воздает и открывает для ободрения подвижников. …Ориген: тайное в лице Божием есть то, что не постигается познанием, но что откроется тогда, когда увидим Его как Он есть. А Павел тайному сему противоположил то, что может быть явно касательно Бога, то есть, дело творения, открытое людям и дело промышления. Быть может, и Спаситель имеет лице сокрытое—во всем, относящемся до Божества, а открытое в отношении домостроительству. Можно также называть лицем явные дела промысла Его, в которых мы видим Бога, а тем, что сокрыто в Нем—недоведомые причины, по которым что либо бывает, которые мы узнаем в конце текущих дел (в Катенах)».

Преимущественно Давид говорит о сокрытых вечных дарах Бога, открытых Воскресением. Какая молитва Давида услышана? О земных победах? Нет, его скорбь была о грехе и аде. Он молил, чтобы были побеждены тление и грех (10-11 стт.). Их преодолеют Крест и Воскресение Христово. Давид будет выведен своим Потомком на просторы рая, приведен в место вечного богообщения: «По мнению св. отцов, в этих словах заключается пророчество о тех неизреченных благах, которые уготованы в воздаяние любящим Бога в будущей жизни (1 Кор. 2:9)» (ГР). Они сокрыты до времени и предназначены боящимся Тебя и уповающим на Тебя. Ты скрыл их в тайне Лица Твоего, в Самом Себе – и в Тебе Самом человек их и обретет.

Скрыл = отложил: «Нисский говорит: Множество благости Божией имеет сокровенную пользу и сия благость еще не видима явно, но ожидает будущих веков, в которые должна открыться. Григорий Богос. сказав, что мы не могли перенести скрываемой для близких к Богу благости, тем самым намекнул, что под сокрытием он разумел откладывание. Также, сказав и в другом месте, что Христос одними чтится, а другими бесчестится, прибавил: и отлагает— одним благость, а другим—наказание» (в ЕЗ). Есть дары, которые Бог отложил на времена Новозаветной Благодати: их примет человек в Церкви Христовой при жизни. От кого скрыл Господь множество благости Своей, словно сокровище под кровом дома? От мятежа человеческого – от тех, кто восстает на Тебя, от суетных, нечестивых, для которых бог не Ты, Господи. Они вечно восстают на Тебя Самого (мятеж), а также на правду, истину, слово Твое (пререкание).

Соделал еси (явно- ЕЗ) уповающим на Тя пред сыны человеческими – можно понимать: соделал множество благости явным для надеющихся («сделал ее явною для тех, которые надеются на Тебя» (ЕЗ)) и явным для всех («благость Божия, которою наслаждаются люди, уповающие на Бога в настоящей жизни, бывает явна и для самих нечестивых» (ГР)).

До сих пор мы говорили: Ты приготовил (сокрыл и явил) благодатные дары. Можно понимать и так: скрыл не только дары, но и самих благочестивых – от мятежей, суеты, тщеты, споров, пререканий соблазнительных и губительных учений. Тут содержится таинственное указание на святые монастырские стены или кров Церкви. Там являешь Ты Лице Твое в Таинствах новозаветных, через звучащее там слово, в Благодати. «И хотя сынове человечестии, т.е. люди плотские, и понятия не имеют о благах духовных и принять их не могут по неверию и по испорченности своей духовной природы, однако они не могут не видеть благотворного действия благодатных даров, не без удивления смотря на терпение и кротость, на веселое и спокойное состояние благочестивых Словами: скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа – пророк дает понять, что благочестивые, боящиеся Бога и уповающие на милость Его, таинственно наслаждаются духовными благами, и духовная жизнь их, незримо для людей плотских, проходит под покровом благодати Божией. Суетная, мятежная жизнь человеческая как бы не касается их, они, находясь "в крове Бога Небеснаго" (Пс 90:1), сокрыты от мятежа человеческого, и потому "не приидет (к ним) зло, и рана не приближится телеси" их (Пс. 90:1). Живя под покровом Божиим, они избавлены от всякого зла, причиняемого не только делами со стороны мятежных сынов человеческих, но и словами, происходящими от враждебных, злоречивых языков, – от пререкания язык» (ГР).

Ст. 22. Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения. Перевод: Благословен Господь, ибо Он дивно явил мне милость Свою, уподобив меня граду огражденному. Большинство толкователей (свт. Афанасий, Зигабен, прот. Григорий) относили образ «град ограждения» к самому Давиду: Бог сотворил его огражденным градом, имеющим крепкие стены. «Св. Кирилл: Под градом ограждения разумеет церковь, как непреодолимую для сатаны» (в ЕЗ). Особенная милость – дивная и чудесная – происходит в стенах монастырей. Там иноки воистину сокрыты от мятежа человеческого, от пересудов плотского мудрования, от образа мышления грешников. Там они – в тайне Лица Твоего: они видят Твое Лице духом своим. Мир не знает тайны их богообщения и радости от созерцания Лица Твоего. Они ограждены от мира, как и люди Царствия будут ограждены от зла. И милость Божия благодатно изливается особенно на оставивших мир ради Царства, она воистину дивна. Градом ограждения можно назвать и Новый Иерусалим.

Давид опять переводит взор на самого себя и вспоминает скорбь от грехопадения и от цепи печальных последствий его: ст. 23. Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе. Перевод: Я же сказал в исступлении: «Отвержен я от очей Твоих!» И вот услышал Ты молитву мою, когда взывал я к Тебе. «Изступлением, как мы сказали в начале, называет совращение с прямого пути заповедей Божиих. По учинении, говорит, греха—любодеяния и убийства, раскаиваясь, я сказал: на будущее время я далеко уже отвержен от явления, посещения и попечения Твоего, Господи, которые Ты оказывал мне прежде» (ЕЗ). Но я продолжал взывать к Тебе, потому что ни на кого более не уповаю: Ты мое Упование.

Исступление в грех, уныние побеждены, сейчас Давид глаголет от Духа Святого. Упование и покаяние вывели его из отчаяния: «Ради сего-то, говорит, покаяния и сокрушения сердца моего Ты услышал меня—раба Твоего, Господи, когда я воззвал к Тебе и просил милости Твоей. Ибо я уверен, что Ты даруешь мне помощь» (ЕЗ). Что значит – услышал? Исполнил молитву: явил Себя, явил Себя как Любовь – это воззвало ответную любовь человека, и она зажглась с особой силой. Предметом ее был не только простивший и явивший Свою милость Господь, но и все те, кто живет, приближаясь праведностью, любовью к Богу.

Поэтому далее Давид взывает, или Святой Дух устами Давида обращается к ним: стт. 24-25. Возлюбите Господа, всн преподобнии Его: яко истины взыскает Господь, и воздает излише творящым гордыню. Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающий на Господа. Перевод: Возлюбите Господа, праведники Его, ибо истины требует Господь и грозно карает являющих гордыню! Мужайтесь, и да укрепится сердце ваше, все уповающие на Господа! Преподобный – подобен Богу в общих с Ним свойствах, прежде всего, - в Любви Его. И в Любви этой – Истина, и Бог есть и Любовь, и Истина. Возлюбите Бога, потому что этой Истины ищет от человека Бог. «А Кирилл говорит: Какой же истины требует Господь? Правоты в истинах веры во всей точности, чтоб иметь непорочную и неложную жизнь» (в ЕЗ).

Истине и Любви противопоставляется гордыня, потому что она порождает нечестие и беззаконие. Гордый враждует против Истины и Бога, утверждая свой мятеж в делах беззакония. Итак: «Возлюбите Господа, вcu преподобнии Его, старайтесь свое поведение сообразовать с требованием Господней истины, жить по истине, ибо истины требует Господь. Мужайтеся, т.е. будьте тверды и не ослабевайте в терпении и уповании на Господа. Сердце ваше, проникнутое верою и любовью к Богу, пусть укрепляется и все более и более успокаивается в этих святых чувствах» (ГР).

Обобщение. Как вернуться к Богу, если душа исступила сначала в гордость, потом в преступление и затем в отчаяние? Уповая на Бога. Господь спасает уповающего на Него. Упование противопоставляется суете, тщете, которой живет мир, враждебный Богу и праведнику. В уповании нет суеты, и оно не тщетно. Кто, как Давид, уповает на Бога, для того Господь становится и домом прибежища, и Наставником, и Питателем. Бог не оставит его: Сам придет и станет для человека Хлебом Жизни, Хлебом Небесным и наставит на путь Спасения, потому что есть Путь, Истина и Жизнь. В Нем – в Боге - свобода от греха, диавола и смерти – и от суеты. Бог склоняется к человеку, слышит его молитву, изымает человека из зла этого мира и возводит в Царство Свое, в Дом прибежища, Которым и является.

Для какого человека Бог Защитник? Для того, кто все упование возложил на Него. И Давид предает дух свой в руки Бога, проображая Спасителя на Кресте: В руце Твои предложу дух мой. Это духовное действие совершают любовь и упование человека. А дальше следует избавление: «избавил мя еси, Господи Боже истины» (6 ст.). В историческом прочтении: Давид получает весть, например, о том, что разрушен совет Ахитофела, в мессианском – Давиду Бог открывает, что за смертью Господа, предавшего Себя в руки Отца, последует Его Воскресение, и откроется рай, который примет в себя пророка и царя Давида. Человечество будет избавлено от тирании греха, диавола и смерти. Они – ничто для того, кто дух свой предал Богу. Чтобы предать дух Богу, нужно не только упование и любовь к Богу, но и смирение.

И Давид являет смирение, принимая как заслуженные ярость суда Божия (за свой грех) и ярость обличения негодного человека - Семея. В смирении его отражается глубина его покаяния. Он виноват (не перед сыном), но Бог защитит его от врагов вечных и временных, потому что Давид уповает на Бога. И упование его свято, так как сочетается с покаянием и смирением.

От лица всего человечества Давид приносит молитву Богу: «помилуй мя, Господи, яко скорблю» (10 ст.). И скорбь эта – от соделанного греха, от того, что впереди ад и разлука с Богом, и от врагов, среди которых сын Авессалом, бывшие друзья и ценные люди. Скорбь Давида – прообраз скорби Спасителя. Однако Господь будет страдать не от Своих грехов, а от наших, последствия от которых, боль от которых усвоит Себе. Он станет Жертвой за наш грех, явив беспредельный предел смирения.

Обозрев опасности и скорби, Давид вменил их ни во что, потому что его судьба – в руках Божиих. Он противопоставил этим скорбям свое упование: «Аз же на Тя, Господи, уповах». В руках Всесильного и Всеведущего его судьба, поэтому Давид спокоен и предчувствует милость Божию и спасение. Нечестивые, гордые (т.е. не желающие знать Бога как Истину и противопоставляющие Ей свою волю), а также язычники, не ищущие Бога, - они на Суде постыдятся своего нечестия, своей гордыни и сойдут во ад. Их уста уже не смогут клеветать на праведного, для них молчание – благо.

Господь в откровении показывает Давиду таинственно множество благости для верных Своих, дары, которые Он сокрыл до времени, отложил. Отложил до времен новозаветных – и явятся во граде ограждения: в святом последователе Иисуса Христа, которого будет ограждать Бог, в Церкви и – с особенной силой – в монастырях. Еще более неизреченные и благодатные дары Господь отложил на вечность будущей жизни. Отложил дары и отложил наказания. Что-то отложил, а что-то «соделал еси (явно (ЕЗ)) уповающим на Тя пред сыны человеческими». Господь сокрыл до времени как дары, так и святых Своих – от мятежа человеческого: враги Божии – гордые и нечестивые люди – непременно восстали бы против Его святых, если бы те не были сокрыты разными способами от их глаз.

И самого Давида Господь соделал подобным огражденному граду, и теперь Давид как о навсегда ушедшем вспоминает о своем исступлении в грех – в грех убийства и отчаяния. Но и в исступлении Давид взывал к Богу, – и Бог услышал, потому что в смирении, покаянии и уповании Давида была истина. Бог услышал тоску Давида (тоска была о потере Богообщения) и явил Себя как Любовь.

И теперь Давид, в умилении от чуда любви Божией, обращается ко всем преподобным с призывом ответить на безмерную любовь Бога своей любовью. Требуется великое мужество и терпение, чтобы пронести эту любовь жизнью своей до конца, потому что потребуется духовная борьба и сопротивление «мятежу человеческому».

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блаж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).