8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 46

В конец, о сынех Кореовых, псалом. Перевод: В конец, сынов Кореевых, псалом. Псалом обращен к новозаветным времена, поэтому надписание имеет указание «в конец». Он дан для исполнения тем же вдохновенным сынам Кореевым, как то было в предшествующем псалме.

Большинство толкователей заметили общность пророческих и духовные смыслов 45 и 46 Псс. В обоих псалмах живет апостольская радость, радость благовествующего. В обоих Давид говорит от лица Апостолов: через них приходит от Бога в мир спасительная и радостная Благая Весть: «Давид пророчествует в сем псалме (*46 Пс.) от лица Апостолов, по изъяснению Афанасия, Кирилла и Феодорита, которые …от преизбытка своей радости повелевают и народам, к которым они посланы от Спасителя Христа, радоваться о том, что и они сделались наследием Божиим» (ЕЗ). Однако каждый святой нес своей жизнью апостольское послание, поэтому не ошибемся, если скажем, что псалмы эти произносятся от лица всех новозаветных святых, т.е. всех пришедших в Царство Бога, а не только Апостолов.

К кому они обращаются? Кажется, адресат указан в первых словах псалма – «вси языцы». И свт. Афанасий говорит, что устами Давида Апостолы призывают язычников, увидевших плоды победы над ненавистными демонами, радоваться и восторгаться, ходя в добрых делах. «Языцы» можно понимать широко, т.е. не ограничивать их язычниками апостольских времен: «Пророк говорит не об арабах и других соседних народах (ср.: «псалмопевец обращается особенно к побежденным и другим соседним народам с приглашением прославлять Господа радостными восклицаниями» (ГР)), но призывает «все народы»» (Злат.). Речь обращена к тем, кто еще не вошел в Царство Божие, верующим и неверующим: мы, пришедшие и созерцающие Бога в Царстве Его, призываем вас, живущих на земле, войти в наше созерцание, в наше блаженство, и указываем вам путь. Ликование святых, утвердившихся в радости: мы с Богом, и Он с нами! – главное настроение двух псалмов. Святой Дух призывает нас к радости и подает откровение о Боге и Промысле Его.

В 45 Пс. Бог устами пророка призывал верных: «придите» ко Мне благочестием и «упразднитеся» от суеты и вражды, приняв Святой Дух, тогда увидите через созерцание и уразумеете опытом веры, «яко Аз есмь Бог» (Пс. 45,11). Человек Церкви увидит во Христе, вознесенном на Крест и на Небо, - Бога, творящего чудо мира и чудо апостольской проповеди. И проповедь эта распространится по всему миру. И тогда Я «вознесуся во языцех» (Пс. 45,11): буду прославлен в народах как Бог. Получив пророчество о вознесении Спасителя, Церковь восклицает: «Господь сил с нами» (12 ст.). Христос возносится, чтобы низвести Дух, создать Церковь и привлечь спасенных на Небо, дать славу Свою видящим Его любовью и познавшим Его в скорбях, о которых говорилось в 45 Пс. Он возносится, чтобы радость Богообщения святых была вечной. Вознесение Христово (Пс. 45, 11) – точка отсчета для благовестия и славословия 46 Пс.

Обетование о вознесении произносит в 45 Пс. Сам Спаситель. Оно имеет такую силу, что свет его падает и на следующий 46 Пс. В начале псалма образ вознесения словесно никак не обозначен, но мы словно видим его отраженным на лицах ликующих Апостолов. Святой Дух через посланников своих призывает народы всего мира и всех времен, живущих на земле: ст. 2-3. Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли. Перевод: Все народы, восплещите руками, возгласите Богу в радости! Ибо Господь Всевышний грозен, Он Царь великий на всей земле. Апостолы, эти Ангелы Церкви, призывают все человечество возрадоваться так чисто, как Давид, скакавший перед ковчегом, и бить в ладоши, как дети. Они призывают человечество к ангельскому занятию, занятию тех, кто видел Бога: петь Ему разумно – духом, устами и жизнью (7-8 стт.). Святой Дух призывает к радости Богообщения, полнота которой ожидает спасенных по привлечении их на Небо: там они увидят Господа и «восплещут руками». Здесь к небесному ликованию призываются живущие на земле. И Бог не требует невозможного: эта радость легко предощущается в Церкви, потому что в Церкви «Господь сил с нами» (Пс. 45, 12). Вознесение к Богу начинается на земле с восхождения к Нему: на земле начало того ликования, которое станет неотъемлемым и совершенным в вечности. На земле должна произойти победа над грехом. Бог возносится в нас, когда побеждает в нас, когда мы даем Ему побеждать, когда мы творим Его волю. Когда Он победит в нас, тогда и мы будем вознесены. И для нас, как и для Иисуса Христа, вознесение в Царство последует за достойным вознесением на наш личный крест. В 45 Пс. Бог был открыт нам как «Прибежище и Сила, Помощник в скорбех» (2 ст.) - в борьбе со страстями. Им победим: «А так как "победе прилично рукоплескание, и восклицание есть знак побеждающих, – говорит блж. Феодорит, – поэтому и мысль, заключающаяся в этом псалме состоит в связи с мыслью псалма предыдущего. Тот псалом предвещает после бури и мятежей победу, а сей одержавшим победу повелевает возглашать песнь Подателю победы» (ГР).

2 ст. 46 Пс. поется на утрени Вознесения Христова. И каждый пришедший на Богослужение мистически переживает это событие – поет духом, славя Сидящего одесную Отца Христа.

Итак, песнь воспевают Апостолы и все новозаветные святые, а обращена она ко всему миру, но исполнить ее призывы, подхватить эту песнь, возрадоваться ее радостью, могут только христиане. «Воспели некогда и иудеи победную песнь, когда потонуло войско египтян: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся» (Исх.15:1); но наша песнь гораздо торжественнее, потому что ныне погибли не египтяне, а бесы, побежден не фараон, а диавол, отнято не чувственное оружие, а умерщвлен грех - не в Чермном море, а в купели возрождения, и мы идем не в Землю Обетованную, а стремимся на Небо, вкушаем не манну, а принимаем Тело Господне, пием не воду от камня, а Кровь от ребра Христова. Поэтому пророк и взывает: «Восплещите руками, вы освободились от камней и дерев (ветхозаветных), и взошли на Небо и на Небо небес, и стали пред Престолом Царя. Итак, воскликните Богу», т. е. принесите благодарность Ему, приписывайте победу Ему, трофей Ему. Это – не человеческая война, не чувственная борьба, подвиг не для чего-нибудь житейского, но для самого Неба и благ небесных. Он Сам руководил этою войной и даровал нам победу» (Злат.).

Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли. «Ибо Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле». Такой вариант перевода кажется нам предпочтительным по сравнению с приведенным выше (ибо Господь Всевышний грозен). Бог страшен в том смысле, что вызывает в благочестивой душе, прикоснувшейся к Его величию, святой благоговейный страх Божий, страх-любовь. Грозен Бог только для грешников, но здесь речь не о них, а о чистых сердцем, которые узрят Бога.

Союз «яко» (здесь яко – ибо, потому что) указывает на причину нашего ликования. Она – в Боге и свойствах Его (1), а также в победе Его, т.е. в деле Его (2): радуйтесь, как дети, потому что велик Господь. 1. Как совершенный Бог, Христос есть Вышний, к Которому люди должны испытывать святой сыновний страх Божий. «Вышним называется здесь Господь относительно Божества, выше Которого ничего не может быть во всем мире, Страшным – относительно силы Его, с которой также никакая сила не может идти в сравнение, и Он может Своею силой сокрушить и умягчить жестокость и силы всего мира. Называется также Царем великим, потому что не только вся земля, но и вся вселенная Им управляется и состоит под Его властью (Пс. 23:1)» (ГР). По Богочеловечеству Своему Он – Великий Царь для всей земли. «Он и прежде был великим Царем, но не был познан: «В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин.1:10); а теперь Он сделал и это, стал великим Царем и для нас, которых усвоил Себе» (Злат). Радуйтесь, народы, потому что высока и безгранична радость, которая придет вместе с победой Царя всей земли и Всевышнего Бога – Иисуса Христа.

2. Христианин радуется Самому Богу и делу Его: тому чуду евангельской проповеди и последовавшему духовному преображению – примирению людей с Богом, - которые Святой Дух призывал увидеть ранее: «Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли» (Пс.45, 9). «Где только светит солнце, везде распространилось евангельское учение, на всю вселенную простерлось спасение, и те, которые прежде были преданы заблуждению, явили любомудрие выше иудейского служения. «Все народы, восплещите руками». Руками, которые прежде были нечисты, отвратительны, ежедневно оскверняемы кровью от нечистых жертв, которыми вы убивали детей, совершали гнусные дела и действовали вопреки самой природе, - этими руками восплещите ныне. «Воскликните Богу гласом радости». Языком, которым вы вкушали нечистое, которым произносили слова богохульные, - этим языком возгласите победную песнь» (Злат.). Чудо состояло в том, что и руки, и уста тех, кто принял Христа, перестали быть нечистыми, - и это сотворил Царь и Господь. «Все это было делом Христа. Он сам прекратил жестокую войну, связал крепкого и расхитил сосуды его (Мф.12:29)» (Злат.), сломал его оружие (Пс. 45, 10). Это Его победа, но по любви Его верующие получают плоды этой победы, «потому все мы восклицаем не тихим, но громким голосом: «смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55)» (Злат.).

Иисус Христос остался «Вышний» и «Велий» даже по смерти: «Когда ты видишь Его мертвым, то представь камень отваленный, ангелов, со страхом сидящих при гробе, ад расторгаемый, смерть попираемую, узников разрешаемых, - и тогда уразумеешь, как Он страшен. Если же Он во время Своего уничижения явил такую силу на Небе, на земле, во аде, то какой не явит во время будущего Своего пришествия? … Или, лучше, кто достойно выразит все, повествуя о том дне, когда Он пошлет ангелов по всей вселенной, когда все сотрясется, земля поколеблется, возвращая залог умерших, бесчисленные тела восстанут, небо совьется, как свиваемое полотно; когда поставится страшный престол (Дан.7:9), потекут огненные реки, отверзутся книги, совершенное каждым во мраке сделается явным…?» (Злат.)

Победа за Христом: Он побеждает в нас. И победа эта осуществляется в Церкви – через Апостолов, святителей, священников: ст. 4- 5. Покори люди нам и языки под ноги наша: избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби. Перевод: Он покорил народы нам и племена под ноги наши: даровал нам достояние Свое, доброту Иаковлеву, возлюбленную Им. «Покори» нам и «избра» нам. Кому – нам? Апостолам и святым Церкви, чтобы они крестили, просвещали Таинствами, учили тех, кого привел к ним Бог. Чем покорил Бог под апостольскую и священническую власть народы? Словом Божественного спасительного учения и делами, Таинствами, явлением Силы, за которыми всегда виден Крест. Не мы, а Ты через нас очищал, прощал грехи, даровал живую воду Духа Святого, преображал человека. Этим и покорил непокорных людей (иудеев) и «языки» (язычников) нам, Апостолам. Златоуст восхищается точностью пророчества: сначала Давид говорит «покори люди», т.е. иудеев, а потом «языки»: «И действительно, наперед обратились иудеи, сначала в числе трех тысяч, потом пяти, а после них - язычники. И сам Господь сказал: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16)» (Злат). Под ноги наша. Народы склонятся в послушании пред апостольским, святительским, священническим словом (оно же слово Божие), пред их памятью, и к их мощам они припадут: «Феодорита: Можно даже глазами видеть истину сего пророчества, ибо можно видеть уверовавших из всех народов, поклоняющихся пред апостольскими ранами и с великою любовью почитающих малость праха» (в ЕЗ).

«Покори» и «избра» можно соотнести как два сопряженных друг с другом действия (Бог кого избрал, того и покорил игу Христову), а можно и противопоставить: Бог покорил всех (и иудеев (люди), и язычников), но избрал только «доброту Иаковлю». В 5 ст. речь идет не о кровных потомках патриарха Иакова, а о тех, кто имел в себе его «доброту» - драгоценные для Бога свойства: жажду Богообщения, благочестие, милосердие, кротость.

Бог возлюбил - избрал Любовью Своей - Свое достояние – «доброту Иаковлю», т.е. лучших среди духовных сынов Иакова. И передал Своих возлюбленных чад – нам, Апостолам. Он избрал верующих, кротких, которые склонятся пред Истиной Бога и словом Апостольским: «Далее, чтобы кто-нибудь, услышав слова: «Избра нам достояние Свое», не стал недоумевать, сомневаться и говорить: «Почему же иудеи не веруют ныне», – пророк дополнительными словами разрешил недоумение. Бог со Своей стороны избрал и их и, сколько от Него зависело, не оставил никого. Если хочешь знать и причину, то выслушай следующее: «Доброту Иаковлю, юже возлюби», - присовокупляет пророк. Мне кажется, что он здесь разумеет верующих, как Павел объяснил, сказав: «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Рим.9:6–8). Верующих справедливо можно назвать «добротою» народа, так как что прекраснее тогдашних верующих?» (Злат.).

У Зигабена - не нам, а нами: «Избра нам (нами) достояние Свое. Посредством, говорит, нас—строителей Церкви Своей — Христос избрал в наследие Свое оказавшихся достойными сего…». И пояснил: «Ибо это (*избирать) было не дело Апостолов, но Того, Кто пролагал им путь и двигал их души» (ЕЗ). Избирал Бог, а святители, преподобные, апостолы становились помощниками, посредниками, «инструментами» избрания. Здесь таинственно говорится о том, что Бог собирает Свое достояние, кротких Своих, в Церкви. Там - святители, священники, там - Таинства. И Златоуст рассуждает о величии дел Христа: «Видишь ли везде Его власть? Видишь ли Его силу? Он так привлек к Себе покорившихся Ему, что они готовы скорее положить душу свою, нежели нарушить Его заповеди. Обыкновенный царь принимает честь от своих подданных; а Он сам дарует честь Своим подчиненным. (…) Он – великий Царь, сделавший всю вселенную Небом, научивший варваров любомудрствовать и подражать ангелам».

Почему Владыка Христос передал часть Своей власти Апостолам, святителям, преподобным, покорив им Свое достояние? Потому что Его место после Креста – на Небе, одесную Отца; Он вознесется во славе: Ст. 6. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Перевод: Вознесся Бог при кликах радостных, Господь при звуках трубных. Взыде Бог. Святые отцы видели здесь явное пророчество о вознесении Христовом: «Этим означается восхождение Господне на небеса» (АВ). Златоуст заметил: «Не сказал: вознесен, но: «взыде», выражая, что Христос вознесся не при помощи кого-нибудь, ведшего Его, но Сам шел этим путем. Илия и не таким путем восшел, каким Христос, и вознесен был посторонней силою, потому что человеческое естество не может идти несвойственным ему путем, а Единородный «взыде» собственной властью. Потому и Лука сказал: «Когда они смотрели на небо, во время восхождения Его» (Деян.1:10)» (Злат.).

Тот же Бог, Который был назван Великим (3 ст.), Который покорил апостольской проповеди народы (4 ст.), Который избрал Любовью Своей «доброту Иаковлю», т.е. близких Себе, преподобных (5 ст.), - теперь Он возносится, но уже не на Крест, а во славе. «Господь во гласе трубне. Хвалы совосходящих с Ним наименовал гласом трубным» (АВ). Кто же совосходил вместе с Ним? Если рассуждать в отвлечении от времени, то с Ним (точнее – за Ним) будут восходить святые, праведные души, угодившие Богу в самые разные времена. Или: Господь возносится в воскликновениях Церкви, которая мистически переживает событие вознесения Христова: в прокимне утрени Она восклицает словами именно этого стиха.

По мысли Зигабена, совосходящими были Ангелы: «Восклицанием и голосом трубы он (*Давид) называет здесь голоса предшествовавших Христу с восклицанием Ангелов». Что же они восклицали? Исповедание: Тот, Кого они сопровождают, есть «Господь крепок и силен, Господь силен в брани, о чем написано в 23-м псалме. Сии слова Ангелов суть победная песнь Христу, так как восклицание есть победная песнь» (ЕЗ). Как мы помним, это исповедание сопровождающие возглашают в ответ на вопрос «князей» сил Небесных, охраняющих Небесные врата: «Кто есть Сей Царь славы?» (Пс. 23,8). Словно глас трубы, звучало повеление сопровождавших: «Голосом трубы называет слова: «Возьмите врата, князья, ваши» и прочие, говоренные Ангелами, предшествовавшими при вознесении и извещавшими высших, чтобы отворили двери для входа Царя, как написано в прежде сказанном псалме» (ЕЗ). Именно звук трубы возвещал народу о приближении царя-победителя, возвращающегося с брани (ЕЗ). Зигабен сопоставляет «взыде Бог в воскликновении» с «возшел еси на высоту» (Пс. 67, 19), в котором Апостол Павел видел скрытое указание на предшествующее нисхождение Господа во ад: «Ап. Павел говорит: «А что значит: восшел, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Низшедший есть Тот же, Который и восшел превыше всех небес, дабы исполнить все» (Еф.4, 9, 10)» (ЕЗ).

Златоуст толкует «воскликновение» и «глас трубный» как метафоры победы: «Где же «воскликновение»? Кто восклицал, когда Он восходил? Тогда было молчание, и только одиннадцать учеников присутствовали при этом» (Злат.). И далее, он же: «Христос восшел с победой, поправ смерть, разрушив грех, прогнав бесов, истребив заблуждение, переменив все на лучшее, возведши наше естество в прежнее или гораздо лучшее отечество. И когда Он восходил, то ничто не противостало Ему: ни власть греха, ни могущество смерти, ни сила клятвы, ни владычество тления и нечестия – ничто подобное, но, расторгнув все это, как паутину, ниспровергнув сонмища бесов и силы диавола и все прочее, Он восшел, совершив то, что благоволил» (Злат).

Далее святитель дает еще одно толкование, столь же убедительное, как и первое. Да, событие вознесения происходило тихо, но ни одна труба не могла бы созвать ко Христу народы столь властно и отчетливо, как то осуществил «глас дел» Его, который возвестил о нем «сильнее всякого грома. Не так мог бы гром огласить вселенную, как ясно дела огласили людей и тогдашних и будущих. Гром слышен только для присутствующих, а эти дела возвестили о событии всем поколениям яснее трубы и слышнее грома» (Злат). И не только дела Господа, но и «Апостолы возвещали, как трубы, не на войну призывая, но благовествуя победу» (Злат).

Они взывали: ст. 7- 8. Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно. Перевод: Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте! Ибо Царь всей земли Бог; пойте, разумея это. Тот, Кто вознесся, наш Бог и Царь. Кто видит Его, тот не может ограничиваться словами от разума: дух больше разума, и он поет, пытаясь выразить неизреченное. К тому же призываются и те, кто на земле, кто видит верой. Видящие Бога и поющие призывают нас: «Что значит: «пойте разумно»? Познав случившееся, говорит, уразумев величие событий. И еще нечто другое, мне кажется, выражает он словом «разумно» - именно петь не голосом только, но и делами, не устами только, но и жизнью» (Злат). Или: «Будем петь Ему разумно – не одним языком, но и умом, помышляя, Кому и Какому Владыке поем и за какие великие и дивные дела Его прославляем, чтобы пение наше являлось пред Ним как приятная Ему жертва хваления» (ГР).

За призывом следует новое откровение святых: в нем говорился о цели вознесения: ст. 9. Воцарися Бог над языки, Бог седит на Престоле святем Своем. Перевод: Воцарился Бог над народами; Бог восседает на Престоле святом Своем. «Престол есть знак царства; а сидение на престоле выражает твердость и непоколебимость. Итак, Давид говорит, что Христово Царство твердо и непоколебимо, как говорит и Павел: воссел одесную Престола величия на Небесех» (*Евр. 8, 1) (ЕЗ). «Бог воцарился над народами, – когда это было? Разве Царь всея земли Бог (ст. 8), сотворивший мир, не был когда-нибудь Небесным Царем всех народов? Как Бог вечный Христос царствовал всегда и над всеми людьми, хотя бы и не признававшими Его власти над собою, царствовал как бы против воли их, ныне же, по вочеловечении Своем, Он царствует над всеми народами, добровольно покорившимися власти Его, чрез веру в Него (Дан. 7:13-14; Мф. 28:18). Этот вечный Царь царей и всех народов как Судия, имеющий судить весь мир (Пс. 95:13; Мф. 25:31-32), сидит на Престоле святем Своем, и Престол Его так же свят, как Свят Сам Судия, сидящий на нем, и как праведен суд Его, свободный от всякого лицеприятия и непогрешительный в производимых им решениях» (ГР). Господь сейчас уже царствует; Он сидит на Престоле, для Него предназначенном, Ему уже дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), но в Его Второе Пришествие она станет полной. Поэтому и свт. Афанасий говорил, что этими словами Давид «указует на будущее Его пришествие, в которое воссядет судить вселенную» (АВ). Он царствует свято, чисто: «Его судилище не изменяется и не искажается ни обольщением, ни чем-нибудь подобным, но всегда чисто, праведно, сияет светлее всякой чистоты, блистает неизреченной славой» (Злат).

Господь, сидящий на Престоле Своем, ожидает Своих, и те, ходя по земле, живут ожиданием вечной встречи: ст.10. Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божий державнии земли зело вознесошася. Перевод: Князья народов собрались к Богу Авраамову; ибо могучие избранники Божии на земле высоко превознесены. Образы «князи людстии» и «державнии земли» часто истолковываются в прямом мирском смысле: «Князи людстии – то же значит, что цари народов» (ГР), а «под державными земли нужно разуметь тех же властителей и царей земных, которые, оставя ложных богов своих, обратились к вере во Христа, истинного Бога Авраамова, и весь народ обратили к Тому же Богу, чрез что и сами прославились, зело вознесошася» (он же). Однако древние отцы видели здесь метафору о князьях Церкви и ее святых из мира. Тогда «князи людстии» - это апостолы, святители, преподобные. «Державнии земли» - это благоверные князья, праведные, блаженные, мученики. С их светом будет сравниваться мрак наших грехов на Суде: «Это подобно сказанному: сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Мф. 19, 28)» (АВ). И Златоуст восклицал: "Кто эти «державнии Божии», как не апостолы и все верующие»? Так как сила их настолько просияла, то и пророк говорит, что они вознеслись над всеми. (…) В самом деле, не державны ли те, которые противостали всей вселенной, бесам, диаволу, народам, городам, язычникам, тиранам, наказаниям, мучениям на сковородах и в печах, обычаям, силе природы; преодолев все, стали выше всего и ничем не были побеждаемы? Не державны ли те, которые и по смерти явили такую силу?» (Злат). Апостолы, «быв укреплены силою Святаго Духа, победили и демонов, и жестоких правителей. Посему они вознеслись над землею, то есть, стали выше всех земных предметов и не уловлялись ни мирскими удовольствиями, ни болезнями и скорбями» (ЕЗ). Земля, которая принадлежит державным, т.е. лучшим сынам ее, не всегда воспринималась толкователями как образ мира и теперешнего бытия. Земля - образ Горнего Иерусалима: это и есть, по мысли свт. Афанасия, земля кротких, которая дана будет святым, в ней превознесутся и прославятся «державнии Божии».

О попытках исторического толкования 46 Пс.

Прот. Григорий и еп. Ириней объясняют ликование 46 Пс (равно как и 45 Пс.) военной победой богоизбранного народа - конкретным событием Священной истории. В связи с этим возникает общий вопрос: имеем ли мы право рассматривать историю как повод к написанию псалма или, тем более, делать ее смысловым центром, если сам автор, пророк Давид, исключил всякий намек на связь призывов и истин текста с каким-то определенным историческим событием? Рассмотрим проблему, рассуждая над комментариями еп. Иринея и прот. Григория. Цитата: «Почти одни и те же мысли и чувства составляют содержание обоих этих псалмов, равным образом и по характеру изложения оба псалма имеют большое сходство между собою. Можно думать, что одно и то же историческое событие послужило и поводом к составлению того и другого псалма. Именно, торжествующие победители воспели сей псалом, как победную песнь (равно как и предыдущий 45 псалом), после чудесной победы царя Иосафата над аммонитянами, моавитянами и обитателями Сеира в так называемой долине благословения» (ГР, то же у еп. Иринея). Очевидно, благочестивые иудеи времен Закона так этот псалом и понимали. И еп. Ириней рассматривает образы 46 Пс. в ветхозаветном ключе: Давид «представляет Его (*Господа) сшедшим с неба, присутствующим в войске Израиля и шедшим впереди его. После одержанной победы войско возвращается в Иерусалим, а Бог (по представлению псалмопевца) снова восходит на небо». Однако Псалтири не свойственно понимать вознесение как метафору завершения Божественной помощи, скорее, наоборот, - как начало нового и наиболее напряженного этапа в деле спасения человечества. На это указывает 45 Пс.: вознесуся во языцех, вознесуся на земли. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль (Пс 45, 11-12). Господь возносится, чтобы более тесно соединиться со Своим народом, чтобы создать Церковь и спасать в ней возлюбленных Своих. Таким образом, главными оказываются не исторические, а мессианские смыслы. Последние епископ Ириней ограничивает заключительным стихом, причем предметом пророчества у него также является событие истории (язычники войдут в Церковь), а не откровение о вознесении Христа и вознесении Церкви, т.е. не устроение спасения. Воздаяние небесной славы заменяется благодарением за конкретную помощью в делах земных.

Доминанта исторического подхода предполагает, что в центр исследования псалма помещается земное, видимое - историческое событие, локализованное, конечно, в ветхозаветном времени. Пред нами уже не откровение, а поэтическое повествование. Сразу из псалма исчезает его новозаветный подтекст, мелеют глубины, пропадают метафоры, которые простирали свои смыслы до Небесного Иерусалима. Получается, что от лица пророка говорят ветхозаветные Иудеи: они благодарят Бога за то, что Он избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби, т. е. отдал им то, что у них тогда и так было, отдал Иудеям (нам) Иудею (достояние Свой=страну с ее богатствами). Еще одна несообразность: Давид не мог сказать о ближайшей истории: Воцарися Бог над языки. Он мог сказать так только о плодах апостольской проповеди.

Спасение народов – вот предмет высшей радости. Там, в долине благословения,– враги-язычники были убиты, здесь, в пророческих озарениях 46 Пс., – языческий мир обращен и спасен, и теперь ликует. Историческое толкование ограничивает частным случаем безграничную радость победы Христовой и глобальное значение этой победы. Пророческий и мессианский смысл здесь – главный и единственный. Об этом писал Златоуст, он советовал «разуметь этот псалом более в переносном смысле, возвышаясь над историческими событиями» (Злат). Память о победах над видимыми врагами может присутствовать в подобного рода псалмах как историческая ассоциация, но не как главный предмет истолкования.

Победа Христа и Евангелия, устроенная Крестом, явит себя в обращении языков (4 ст.) и самого Израиля (5 ст.). Среди обращенных будут замечательные личности - князи народов (10 ст.) и державные земли (10 ст.). Псалом устремлен к новозаветной благодати и уже пребывает в ней, а насильственное заключение смыслов в ветхозаветной истории, постоянное обращение назад лишают псалом новозаветной радости и светлой перспективы, словно помощь в войне с видимыми врагами вещь более значимая и ценная, чем победа над врагами вечными.

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блаж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).