8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 53

Надписание: ст. 1-2. В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас? Перевод: В конец, песнь Давида, в научение; Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Не Давид ли это скрывается у нас?» В надписании Давид указывает на событие, о котором повествует 1 Цар., 23. «Преследуемый Саулом, Давид укрылся однажды со своим небольшим отрядом в городе Кеиле, который незадолго пред тем был защищен им от разграбления филистимлянами. Узнав об этом, Саул собрал войско и отправился к Кеилю с намерением захватить в нем Давида. Скоро и Давид узнал о намерении Саула и, хотя надеялся, что жители Кеиля в благодарность ему за их защиту от филистимлян не выдадут его Саулу, однако же он решился вопросить Господа Бога о том, оставаться ли ему в этом городе или искать другого убежища. Получив чрез первосвященника Авиафара определенный ответ, что граждане выдадут его Саулу, если он не уйдет из их города, Давид удалился оттуда со своим отрядом в пустыню Зиф. Но и здесь положение его было не безопасно. Обитатели пустыни, опасаясь, вероятно, мщения со стороны Саула за укрывательство врага его, пришли к нему и сказали, что Давид скрывается в их местности» (ГР). Причем они не утверждали, что Давид у них, а как бы спрашивали Саула об этом, чтобы, если Давид станет царем, им можно было бы сказать: мы ничего не утверждали, а только спрашивали, беседуя с Саулом о тебе. Видимо, такими же словами они надеялись и пред Богом оправдаться. Лукавые зифеи, служащие Саулу, символизируют невидимые лукавые силы, служащие сатане. Их вопрос выразил лукавый дух так полно, что Давид взял его в надписание, чтобы обозначить врага.

«Саул поблагодарил их за это известие и приказал им тщательнее наблюдать за всеми движениями Давида и выследить точнее все те места, в которых он бывает. Получив об этом новые сведения от зифеев, Саул сам отправился вслед за ними. Давид между тем двинулся далее на юг, в пустыню Маон, а Саул, по указаниям зифеев, хорошо знакомых с местностью, быстро преследовал его. И шел Саул по одной стороне горы, а Давид со своими людьми был на другой стороне той же горы. И когда Саул со своим отрядом шел в обход Давиду, и последний, по-видимому, находился в неизбежной опасности быть захваченным, в это время вдруг является к Саулу вестник с известием, что в пределы царства Израильского вторгаются филистимляне. Тогда Саул принужден был оставить преследование Давида и возвратиться со своим войском для защиты своего царства от нападения филистимлян. Таким образом, спасение Давиду, уготованное промыслом Божиим, было очевидно, и он по этому случаю воспел благодарственную песнь Богу, составив настоящий псалом» (ГР).

Слово «разума» указывает, что псалом учительный и обращен к разуму (духу) человека. История о зифеях, Сауле и Давиде учит нас спасительному навыку: противопоставлять злобе мира святое упование на Бога - и не только в дни покоя, но и в минуты смертельной опасности. В этом мудрость: «Только разумному мужу свойственно во время таковых бедствий воспевать и благодарить Бога и призывать Его, как Судию и Защитника призывающих Его» (ЕЗ). Такое упование мир считает юродством, но именно оно достойно песни. Надписание «в песнех» указывает, что стихи поются голосом без сопровождения псалтири.

Псалом не только учительный, но благодарственный: Давид благодарит Бога за спасение от смерти временной, которое уже состоялось, и от смерти вечной – он предвидит и это спасение.

В некотором смысле, псалом пророческий, так как воспевает то бесконечное благо, которое пророк видит в конце пути («в конец») – в Царстве Бога. Он проецирует сегодняшнюю помощь Бога на вечность. Бог всегда Тот же и всегда желает более всего спасти нас. Об этом «конце» надо помнить всегда, ему подчинять решения духа и не терять упования, когда лукавые зифеи донесут своему владыке о нашей душе, и тот поднимет свое войско. Псалом не пророчествует прямо о новозаветных событиях, но радуется апостольской радостью, когда сегодняшняя скорбь не важна: христианин смотрит сквозь нее на вечную радость и благодарит Бога. И здесь хвала Господу слышна уже с первых слов, когда Давид еще в опасности и молит о спасении. Свт Афанасий видел в молитве пророка молитвы Апостолов («Но сказанное в псалме можно относить и к лику апостольскому» (АВ)), а в победе Давида - победу Церкви над врагами ее.

Свт. Григорий Нисский воспринимал псалом как аллегорию о тесном пути в Царство Божие и караулящих этот путь зифеях-демонах – это они «чуждии». Известно, что когда человек преуспевает в благочестии, тогда сопротивные силы нападают на него с особым ожесточением. Они не имеют сил заградить праведной душе этот путь, поэтому доносят об успехах ее своему князю, подобно тому, как лукавые зифеи, не имеющие сил самим восстать на Давида, доносили Саулу о месте его пребывания. Свт. Григорий комментирует вопрос зифеев и видит в нем символы (вообще реальность ветхозаветной истории символична): «Священная история говорит о сем так: вот Давид не скрылся ли у нас в Мессаре в узких проходах в Кени на холме (1Цар. 23, 19)? Ибо, действительно, в сей тесноте скрываются живущие в Боге. Новый Завет показывает нам сей путь, по которому возможно взойти на самую вершину горы, которую Св. история называет холмом. Итак, когда сей холм мы проходим беспрепятственно, зифеяне доносят о нашем спасении гонителю: а мы возлагаем силу веры в добро на имя Спасителя, говоря: Боже, ради имени Твоего спаси меня и проч.» (Свт. Григорий в ЕЗ). Когда преуспевающий страдает от нападений, нужна особая молитва к Богу. Пример ее показывает 53 Пс.

Итак, ст. 3. Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. Перевод: Боже, спаси меня именем Твоим и суди меня силой Твоей! Давид обращается к Богу как к Спасителю и Промыслителю: Ты спаси меня и рассуди о жизни моей. «Ибо суетно всякое спасение со стороны человека: одно только имя Твое, говорит, страшное и всесильное, я призывал во спасение свое» (ЕЗ). Давид молит: «спаси мя»! – от смерти временной, от меча Саула, но всегда за этой молитвой прячется: спаси от смерти вечной.

Во имя Твое спаси мя. «Во имя Твое» значит: сообразно с именем Твоим, ради имени Твоего, именем Твоим – спаси меня! 1. Под «именем» можно понимать имя Бог. Свойства Бога – Всеведение, Милость, Всемогущество, Истина, Правда, Любовь. Ради торжества их, во имя их – спаси меня. Ты – Правда, поэтому встань на сторону праведного; Ты – Любовь, поэтому в Твоей воле спасти меня; Ты – Всесильный, поэтому можешь спаси! 2. Имя Воплотившегося Бога - Иисус, т.е. Спаситель, и пророк молит Господа поступить с ним сообразно с именем Своим. 3. Имя Его – Сын Небесного Отца: «Слова святого Кирилла: Сказал: ради имени Твоего, то есть, ради Сына. Ибо сила Отца есть Сын» (ЕЗ). Отец действует через Сына Спасителя. Или: именем Твоим спаси меня! Имя Твое действует как меч духовный. Им вооружается делатель Иисусовой молитвы. Как по ступеням, преподобные восходят по ней на Небо: «И Господь Иисус Христос апостолам и всем верующим обещал, что призыванием имени Его они будут побеждать врагов не только видимых, но и невидимых (*«именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17))» (ГР). Дивные силы и чудеса сопровождали эти победы: о них свидетельствуют жития святых.

И в силе Твоей суди ми. Рассмотрим смысловые грани этой фразы. 1. Свт. Григорий Нисский говорил, что здесь к Богу взывает подвижник, «вступивший на знойный, тесный путь и прогнавший полчище зифеев (демонов)» (в ЕЗ). Он исповедует: «именем Твоим поставлено нам спасение и силою Твоею произведен суд, который в добре имеет силу…» (ЕЗ). Добро побеждает в нас по суду Твоему и Твоей силой, - и спасается благочестивый.

2. Давид молит не о добром ответе на Страшной суде: тогда бы он просил о милости, а не о силе. Акцент иной: по Твоему суду, т.е. Божественному рассуждению, устрой спасение мое. И суд, и спасение будут «во имя Твое» и «в силе Твоей». Суди = устрой спасение праведнику по суду Твоему, по Правде Твоей (суд = правда). Акцент в этом «суди ми» делается на устроении Промысла. Первая и вторая фраза стиха имеют общие смыслы, которые взаимно уточняются и углубляются: спасение связывается с судом, устроением Промысла, а имя Божие – с силой. И все это благодаря параллелизму, который помогает синтаксическими средствами связать важнейшие понятия. Обе предикативные части построены одинаково. Сначала обстоятельство с признаками дополнения в предложно-падежной форме (во имя – в силе) с тем же определением (Твое – Твоей), затем – простое глагольное сказуемое (спаси – суди) и дополнение (мя – ми).

3. Если делать логическое ударение на «Твое» (а все Твое, принадлежащее Тебе и имени Твоему, (сила, спасение, Царство и т.д.) принадлежит вечности и не кончается), то акцент такой: суди мне воспринять это вечное (Царство, спасение), суди мне пребывать в силе Твоей. Или проще: Пусть победит не сила царя или войска его, но Твоя сила и премудрость.

4. Силой Отца называют Сына, и спасение явится Давиду в Сыне, сошедшем в ад и воскресшем, – «в Силе Твоей». Даруй мне это спасение по суду Твоему. «И в силе Твоей, то есть, в Сыне Твоем, суди мя. Не другим судиям, но Силе Твоей предай на исследование. И рассудив суд их, одних Он отдал на погибель, а других спас от врагов» (АВ).

5. Рассуди меня и врагов моих по Правде Твоей, т.е. устрой по Премудрости Твоей наши с ними пути, - и в этом явится сила Твоя. Бог устроит и путь Давида, и путь Саула: царь должен будет погибнуть в бою, защищая народ свой. Бог даст ему такую возможность – умереть достойно, но тот опять скажет «нет», испугавшись возможного пленения и бесчестия, поэтому покончит с собой. Он опять поступит по воле страстей, опять не поверит Богу.

Ст. 4-5. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Перевод: Боже, услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужеземцы восстали на меня, и сильные ищут смерти моей, и не имеют Бога пред собою. Давид молит: Боже, исполни молитву мою, - ту, которая только что прозвучала в 3 ст. Именно такое значение («исполни») приобретают в тексте синонимы «услыши» и «внуши». «Слова Исихия: Мы не имеем никакого оружия против врагов, которое было бы сильнее молитвы, если только молимся о том, что достойно Бога» (ЕЗ). К этому оружию и прибегает Давид. Он дважды говорит об одном и том же, слегка варьируя, уточняя смысл: параллелизм здесь усиливается синонимией: («услыши» = «внуши», «молитва» = «глаголы уст»). Для чего повтор? «…Для выражения усиленно-напряженной молитвы его, или же первым выражает вообще молитву, разумея и непрестанную умную молитву, а вторым говорит о молитве устной» (ГР).

А далее Давид объясняет причину своего молитвенного обращения: против него восстали «чуждии» и «крепцыи». В плане истории. «Под именем чуждих разумеет зифеев, которые были хотя и не иноплеменники, но по своему внутреннему расположению были чужды и враждебны Давиду» (ГР). Для зифеев Давид был чужой и в том смысле, что они считали, что ничем ему не обязаны (ср: жители Кеиля, которых Давид защитил, были обязаны, но проявили неблагодарность). Праведники так никогда не поступали, но принимали чужих в свои шатры, миловали их, и те становились своими. Подлинное отношение человека к человеку проверяется на отношении его к «чужим», и зифеи с чужим позволяли себе поступать коварно и лукаво. Не они были «крепцыи»: пророк «крепкими называет Саула и его единомышленников, которые были гораздо сильнее Давида и численностью войска, и его вооружением, и которые старались погубить Давида, – искали души его, и, действуя так, они не имели страха Божия, не думали о том, согласны ли их действия с волею Божией, – не предложиша Бога пред собою, а действовали исключительно по внушению своих страстей» (ГР).

В плане духовном, «чуждими» названы те, «кто сделал себя чужим для Бога» (Исихий в ЕЗ). «Чуждии» - это и сопротивные силы, клевещущие на праведных («А наши враги и чужие—суть демоны, злоумышляющие на самую душу» (АВ в ЕЗ)), и подвластные им люди. Им чужды милость, правда, слово совести и слово Закона, поэтому ради земной выгоды и страха человеческого люди лукавят и доносят, тем и восстают на праведника. Они слушают диавола и сильны его силой - на силу этих чуждых и жалуется Давид. Его душу ищут не слабые, а «крепцыи» во зле: «А крепкими называет сильных во зле, которые приобрели столь сильную и упорную порочность, что злоумышляют и на самую душу, устрояя нам не только чувственную, но и умственную смерть» (ЕЗ). Итак, в плане духовном оба эпитета («чуждии» и «крепции») относятся к одним и тем же, в плане истории – к разным людям (зифеям и людям Саула).

С бесами ясно, но почему люди принимали волю сопротивных, поэтому предавали и убивали? Потому что не предложиша Бога пред собою. Не ходили пред Ним, не обращались к Нему с молитвой, не размышляли о Его воле, не хотели знать Его правды, не видели впереди Суда. Если не ставили себя пред Богом, то пред ними на месте Бога оказывался Его противник, поэтому они злодействовали, следуя его воле и мирской выгоде. Поэтому так часто безбожники покушаются на вечную жизнь праведника, даже без выгоды для себя, но по непонятной страсти.

Итак, Давид находился в большой опасности. Но как только он воззвал к Богу, вознес к Нему молитву упования (3-5 стт.), – тут же пришла помощь. Естественный ход событий, который должен был закончиться торжеством Саула, претерпел перемену из-за Божественного вмешательства. Здесь диапсалма. Диапсалма – это перемена, вызванная святым посещением: Бог посещает помощью или вестью. Прерывается рассуждение, молитва, мысль… Текст не говорит прямо, но мы знаем, что случилось, имея указание в надписании: филистимляне напали на земли Саула именно тогда, когда этого требовало спасение Давида – ни минутой позже. Давид, отделенный от врага скалой, услышал топот удаляющегося Саулова войска. Он спасен. Словесно диапсалма не выражена, но распознается по перемене: была скорбь и ожидание смерти – пришло ликование; просительная молитва сменилась благодарственной: ст. 6-7. Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Перевод: Но Бог помогает мне, Господь Заступник души моей; обратит Он зло на врагов моих. Силой истины Твоей истреби их! Давид восклицает: Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. 1. Помощь пришла, и Давид делает нас как бы свидетелями, участниками событий: вот (се бо), смотрите, с той стороны скалы что-то изменилось: прискакал вестник, что-то сказал Саулу – это Бог помогает мне! Господь Заступник души моей! 2. Или Утешитель до прибытия вестника обрадовал Давида: «…Давид показывает, что он получил удостоверение от Святого Духа в том, что Бог поможет ему, почему и открывает Божественную сию помощь и заступление. Речение се значит, что сия помощь и сие заступление будут даны … теперь же» (ЕЗ).

Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Что произойдет? Бог отвратит злобу врагов от меня и повернет ее (их злобу, а не Свой гнев) против них самих. Не Бог сотворит им зло – их собственная злоба вернется к ним, по закону Божию, поэтому действие приписывается Самому Богу. Давид рассуждает о действии Божественного закона: «А мне помогает Бог, обращающий зло на изобретателей зла; и истиною истребляется все враждебное и чуждое истине» (ЕЗ). Зло вернется к злодеям – это истина Божественного закона, и она раздавит подпавших под него. Не меч поразит их, а истина Твоя – слово закона Твоего. У Бога нет зла, но есть Истина, и эта Истина такого рода, что побеждает зло, уничтожает его. Если душа сочеталась со злом неразрывно, то она будет сожжена огнем Божества, если отдалится от него покаянием – потреблен будет один грех. Истина потребит врагов, и они станут друзьями, но возможно и другое: Святой Дух поразит согрешивших против Него, как Анания и Сапфиру (Деян. 5 гл.). «Феодорит думает, что Давид истиною называет здесь Святого Духа, как и Бога некто назвал выше Отцем, а Господа - Сыном, так что сими словами Давид загадочно указывает на святую Троицу» (ЕЗ).

Важно понять: «Это не зложелательство, а предсказание о том, что должно случиться и что действительно сбылось на Сауле и других врагах Давида. Саул, гнавший Давида и жаждавший его погибели, сам подвергся гонению и опасности жизни со стороны иноплеменников, от которых он и погиб со всем войском своим на горах Гелвуйских (1Цар. 31:8)» (ГР). Давид не желает зла, а пророчествует – о своих врагах и врагах Божиих.

Ст. 8. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо. Перевод: По доброй воле я принесу жертву Тебе, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо. Для меня радость - благодарить и славить имя Твое, поэтому не по принуждению, не по требованию закона, а по воле души моей, радостно - «волею пожру Тебе», т.е. принесу благодарение – «жертву хвалы», а не жертвенных животных. «Пожру» = «исповемся» (имени Твоему). Жертву Давид понимает духовно. «Исповедовать же Бога, или, что то же, имя Его, значит открыто и безбоязненно признавать Его своим Богом и прославлять Его Божественные свойства, и притом с такою искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в Него (Пространный православный катехизис. Сост. митрополитом Филаретом)» (ГР). В минуту опасности Давид просил «во имя Твое спаси мя» (3 ст.), а теперь он благодарит, прославляет имя Божие.

Почему человек хвалит Бога? Причина – в самом Боге: «яко благо» имя Его, и Сам Он благ. У человека есть обязанность – видеть эту благость. Вторая причина: Бог избавляет человека от скорби и врагов: Ст. 9. Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое. Перевод: Ибо от всякой печали избавлял Ты меня, и на погибель врагов взирало око мое. «За что же буду благодарить Тебя? За рассеяние и уничтожение брани, которую теперь имел учинить против меня Саул» (ЕЗ). За уничтожение вражды. Вражда не оставила сердца Саула, но перестала действовать, как бы умерла на время. Так и сопротивные силы: если Бог защищает душу, то они становятся бессильными навредить ей, хотя существуют.

Давид говорит о уже пришедшей помощи, но за ней видится будущее спасение. Префект (избавил еси) представляет это будущее как совершившееся, реальное, познанное. Давид видит мир, где будет избавлен «от всякия печали», и благодарит Бога. На земле полнота блаженства невозможна, но совершится в Царстве.

И на враги моя воззре око мое. В этих словах – метафора победы, во-первых, над врагами видимыми: прежде Давид невольно опускал взор пред Саулом - как изгнанник и преследуемый перед сильным преследователем. Теперь он может прямо и без опасения – как победитель - смотреть в лицо своим видимым врагам, потому что Бог на стороне пророка. Метафора обозначает победу праведных, но не погибель врагов-людей, поэтому включение в 9 ст. русского перевода слова «погибель» весьма спорно - оно отсутствует в славянском и, судя по переводу, в греческом текстах. Как мы помним, Давид всегда искренне скорбел о смерти противников, тем более он не желал их вечной смерти. И здесь он радуется не их погибели, а своей духовной победе. Еще более радостно думать о победе над врагами невидимыми: двери ада (они отделяли ветхозаветных людей от богообщения) - не навсегда, но будут разрушены Сошедшим Христом, и невидимые враги постыдятся. Господь введет принявших Его в Свое Царство. Никакие силы не смогут этому воспрепятствовать. Поэтому сейчас Давид может смело смотреть в лицо врагов видимых и невидимых.

Давид действует совершено иначе, чем иудеи исхода: те не помнили вчерашних благодеяний Божиих, не замечали столпа облачного, но предполагали худшее и роптали беспрестанно, а для праведного каждая помощь Божия - это залог вечного спасения: «…После того как я получил от Тебя, Господи, помощь и заступление, говорит псалмопевец, для меня не страшны враги мои; надежда на Твою помощь, которой я не лишусь и впредь, даст мне смелость без страха взирать на всякую опасность, угрожающую со стороны врагов моих» (ГР).

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).