8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 57

Псалом этот имеет следующее надписание: В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание. Перевод: В конец, да не погубишь, Давида в столпописание. Давид передает Божественное воззвание: Бог обличает сынов человеческих во лжи и безумии. Они отвернулись от Бога, заткнули уши и не слушают ни пророков, ни совесть, чтобы ничего не мешало им творить беззакония. Это путь лжи и отца лжи - он уводит от блаженства Царства. Самообман свойственен большинству, и многие говорят неправду, но здесь обличаются упорные во лжи и гордые. Они враждуют к Богу и не хотят в себе перемен, поэтому легко принимают волю сопротивных сил. Такими были фарисеи, книжники, первосвященники – враги Господа. Псалом пророчествует о том, «какой был конец восставших на Спасителя» (АВ). Слова «в конец» указывают на этот конец. Они будут поражены Богом каждый в свое время, а как народ – в 70 г. Последние два стиха (11-12 стт) славят Божественный суд и торжествующую на суде Правду. Ими все завершится.

«Да не растлиши» (не погуби). 1. Давид молится: спаси, Господи, от суда неправедного человеческого и рассуди меня (устрой Промысел обо мне) по правде Твоей. 2. Бог дает заповедь человеку: не погуби себя, человек, идя по пути лукавого рассуждения и беззаконий.

Грозные обличения 57 Пс. нисходят с высоты Божества, и принадлежат они не Давиду. Эти обличения и рассуждения должны врезаться в память сердца, как буквы в тело столпа: от принятия или неприятия их зависит спасение или погибель человека. Отсюда - «в столпописание».

Вопрос об исторической основе псалма. Прот. Григорий пишет, что Давид обличает «здесь советников и наперсников Саула, которых царь Саул под видом законного суда призывал к себе для осуждения неповинного Давида (1Цар. 19:1)». Однако ни надписание, ни текст псалма никаких ясных намеков именно на это событие не содержит. Вражда нечестивых и неправедный их суд сопровождали Давида большую часть жизни, и псалом по умолчанию предполагает, что читатель помнит некую совокупность таких примеров. Святой Дух, отвлекаясь от частного, возводит нас к обобщениям и духовным истинам – о грехе и суде.

Вечный Судия обличает со Своей высоты неправедный человеческий суд. Давид - только рупор Святого Духа, через него Бог взывает к сынам человеческим: Ст. 2. Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии. Перевод: Если воистину правду говорите вы, по правде и судите о себе, сыны человеческие! «Сынове человечестии». 1. Бог обращается ко всем лукавым и беззаконным людям. Если вы правдивы («правду глаголете»), как утверждаете, то и судите по правде. Суд – образ мышления и рассуждения, оценки и самооценки. В подтексте прочитывается: но вы не судите по правде, следовательно, вы не правдивы и правды не говорите. Повеление «правая судите» вполне сочетается с Господней заповедью: “Не судите, да не судимы будете” (Матф.7,1). Кто со смирением и по совести рассуждает о себе и людях, тот догадывается о мере своего неведения и субъективности: он не станет осуждать другого «подсудимого», не дерзнет забраться на Божественный Престол для осуждения его, – это не место человека. Поэтому «правая судите» призывает нас не к суду, а к правде: не злословьте, не клевещите, не лгите вольно или не вольно, не выносите приговоров. Еп. Ириней предлагает в переводе вопросительную конструкцию: «"Действительно ли правду вы говорите, право судите, сыны человеческие?" Правду глаголати = быть судьею» (ИО). Главное дело судьи – говорить правду, рассуждать согласно правде Божественной и выносить приговор этой Правды. Такой суд должен постоянно творить над собой каждый сын человеческий. Свой вопрос Бог обращает к совести каждого, но преимущественно к тем, чьи руки сплетают неправду, – к беззаконным.

2. Бог призывает к праведности судей. Им Он передал частицу Своей власти, но судьи земные постоянно отступают от правды, оскверняют дар и тем враждуют против Бога.

3. Свт. Афанасий видит здесь пророчество о беззаконном суде над Христом: Бог обращается к начальникам иудейский и «справедливо повелевает им, если только заботятся о правде, судить право, т.е. справедливо» (АВ). Тот суд будет самым беззаконным из всех судов, и его судьи не имеют оправданий, потому что Господь заблаговременно вразумлял их - в том числе и этим псалмом. Они должны были узнать в обличаемых себя и отказаться от суда над Премудрым, но заткнули уши и хотели слышать Божественные глаголы.

Итак, Бог обращается и к судьям, и к совести каждого.

Вы имели бы право на суд, сыны человеческие, если бы могли судить право и говорить правду, но вы не можете - от испорченности своей природы, от злой воли сердца, которая тут же становится злым делом. «Здесь Давид пропустил или не сказал следующие слова, которые подразумеваются отвне: но вы не можете праведным судом судить. Такового дополнения требует последовательность слов. И почему не можете судить праведным судом?» (ЕЗ). Далее следует ответ: Ст. 3. Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают. Перевод: Ибо задуманное в сердце беззаконие творите вы на земле. Сыны человеческие не могут судить, рассуждать праведно и нелукаво, потому что их привычным делом стало беззаконие: они заботятся не о правде, а о корысти, - поэтому и мысль их извращена. И Бог обличает их, говоря: «в сердце беззаконие делаете на земли». «Заметь, что в тайне произведенный греховный суд назвал делом» (свт. Григорий Нисский в ЕЗ). Вы делаете беззаконие, даже если страсти только в вашем сердце: вы сердце делаете беззаконным. И это мысленное беззаконие ваше актуально для земли, отравляет землю. Это указание «на земли» намекает, что Говорящий не принадлежит земле.

Вы согрешаете и в сердце, и делами рук. «Слова Нисского: …начало греха в сердце, а конец—в делах; напротив того, касательно обращения к Богу, началом его бывает отступление от злых дел, а концом—чистота сердца» (в ЕЗ). Что нарушает закон Божий, то есть неправда пред Богом. Неправда сердца являет себя в действиях, поступках, которые имеют целью, как всякая сеть, уловить и погубить ближнего: «неправду руки ваша сплетают». Злоба тут же становилась делом: «Тотчас, как только составилось зло в мысли, с мыслями посредством рук соединялось и дело» (свт. Григорий Нисский в ЕЗ).

Ваше сердце творит зло, и ваши руки сплетают, словно сеть, неправду. Почему? Потому что сами вы в сети - в той самой, какую плетете, - это сеть греха и неправды. Беззаконные связаны сатаной. Из этой сети освобождает Бог, но для этого надо к Нему обратиться, а вы сделали себя чуждыми Ему: Ст. 4. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Перевод: Отступились от Бога грешники с самого рождения, заблудились еще от чрева матери, говорили ложь. Грешниками суд Божий называет людей нераскаянных, о которых Бог знает, что те до смерти возлюбили грех и не покаются. Грешники «очуждишася» от Самого Бога (ИО). Они «заблудиша» на путях к Нему, т.е. сбились и ушли далеко от правды Его. Созданные Светом, они возлюбили мрак, скрывающий грех: они сами сделали себя чуждыми Создателю.

От ложесн и чрева. 1. Давид называет «ложеснами» и «чревом» «благость Божию, создавшую и породившую нас» (свт. Григорий Нисский в ЕЗ). Злые отлучены от нее своим злом. Святитель Григорий Нисский слышит в этих стихах плач Божественной любви: «плач о том, что они отчуждились от ложесн и заблудились от чрева, предпочитая ложь истине» (в ЕЗ). Значение «с начала», которое тут присутствует, можно понимать не столько в смысле времени, сколько в смысле причины - «от Божественного начала». Нераскаянные заблудились и ушли далеко от Бога как Начала и Причины всему благому. Все рождены по образу и подобию Божию, вышли из Его рук, все в равной степени имеют в любви Божией возможность для спасения. Корень зла в том, что ставшие грешниками всегда следовали своей воле, чуждой Богу, ее искали, поэтому заблудились. Они сами «очуждишася» от Бога и Благодати: они стремительно уходили от Бога.

2. Нераскаянные еще в начале жизни отошли от заповеди любви, от Бога. От чрева матери они показали такую устойчивую склонность ко злу, что и после не захотят изменяться. И Всеведущий знал это: «Таковые неисправимые грешники, еще будучи носимы во чреве матери своей, отлучены от Бога по предвидению Его, как говорит Феодорит» (ЕЗ). «Слова Феодорита: Присовокупил: от ложесн и от чрева, потому что Бог знал дела их прежде создания их. Так Он говорит и к Иеремии: прежде нежели создал Я тебя во чреве, Я знаю тебя, и прежде нежели ты вышел из ложесн, Я освятил тебя. И к Фараону: на сиe-то Я и поставил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою. Но предвидение Божие ни Фараона не сделало злым, ни Иеремию святым, напротив, как Бог, Он только знал, что имело быть» (в ЕЗ).

3. Некоторые толкователи видят здесь указание на первородный грех: «Отчуждишася, говорит он, от ложесн, заблудиша от чрева, т.е. в самом зачатии человек получает такие начала, которые удаляют его от правды» (ГР). Тление свойственно падшему человеку, и только Таинства Церкви, в которых действует Бог, возводят к нетлению.

4. Или такой смысл: порочными являются желания сердца, они словно та утроба, из которой рождаются мысли, намерения, планы, слова, действия.

Словами: «Глаголаша лжу» Бог выносит Свой суд тем, кто думает, что говорит правду и судит праведно и правильно (2 ст). Ложь являли дела их жизни, лукавили уста, были обманчивы порывы сердца, и доброе переплеталось с грехом. Человек жил призрачными ценностями: они обманывали его, а он - себя и всех.

Ложь уводит от покаяния и спасения, а отец лжи – диавол, принимающий образ змия. И тех, кто уподобился этому отцу своему в обмане и жестокосердии (он не только отец лжи, но и человекоубийца искони (Ин. 8, 44)), Святой Дух сравнивает со смертоносной змеей и глухим аспидом: Ст. 5-6. Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваем обавается от премудра. Перевод: Ярость их подобна змеиной, как ярость аспида глухого и затыкающего уши свои, который не слышит звуков заклинаний, заклинаемый заклинаем премудрым. «Ярость их по подобию змиину». «Ярость с евр. "яд" LXX вместо образа употребили означаемое этим образом, злобное, страстное состояние духа (ярость - θυμός - ядовитые люди)» (ИО). Яд, ярость – смертоносное убивающее начало; что яд для тела, то ярость ненависти для души. Для слова «змиину» в греческом избирается такая форма, которая указывает не на известное животное, а «на первообразное зло» (ЕЗ). Псалмопевец приводит нас «к самому коренному началу всех грехов и к самой первой вине (*причине) их, т.е. к змию искусителю, и потому нераскаянность грешников объясняет подобием змий, которые затыкают уши от обавателей» (ГР). Ярость убивает и жертву злодея, и его самого: «Историки говорят, что змей, разгневавшись на кого-либо из людей, не оставляет никогда своей ярости, доколе не причинит зла сему человеку, или сам ускорит себе смерть, как говорит Григорий Нисский» (ЕЗ). Ярость ненависти у сатаны сочетается с лестью и полным подобием благочестивого, дружелюбного поведения: «Ибо древний оный змий, обманувши Еву, притворился имеющим сладкую и дружескую беседу» (ЕЗ), тогда как замыслил убийство. Итак, по ярости, т.е. силе ненависти, и хитрости Господь сравнивает грешных сынов человеческих и со змеей, и древним змием. Вот так они относятся к людям.

По отношению к Богу они – глухие аспиды. Та же их ярость проявляется в упорном сопротивлении Богу, в греховном ожесточении: «(ярость их) яко аспида глуха и затыкающаго уши свои». Аспид тоже змея; он «не глух по природе, но нарочно делается глухим, почему и присовокупил, что он сам заграждает у себя уши» (ЕЗ). «Некоторые присовокупляют и то, каким образом аспид затыкает себе уши. Он, говорят, когда услышит напев и волхвования ловчих, тотчас хвостом своим заграждает себе уши и таким образом отражает волшебное действие напева. Знающие свойства аспида сказывают, что он, пламенея яростью, удерживает дыхание в свое горло и не дышит дотоле, доколе не надуется от воздуха, наподобие меха, и таким образом уничтожает и обращает в бездействие все прелести и ухищрения, изобретенные людьми для укрощения природы зверей (у Никиты)» (в ЕЗ).

Когда аспид затыкает уши? Когда желает избежать воздействия человека, силы для него высшей. Когда боится, что человек поймает его и заберет его сокровище – яд. Не желая подчиняться звукам его голоса или его флейты, аспид и затыкает уши, чтобы не услышать голоса «обавающих»: «Иже не услышит гласа обавающих, обаваем обавается от премудра». Для человека гласом силы, который преображает волю, мысли и чувства, является глас Божий. «Обавающий» - это образ человека, действующего Божественной силой и мудростью, - апостола, преподобного, пророка, за которым – Господь, Премудрый. Человек становится премудрым, когда отказывается от плотского мудрования и принимает Божественную Премудрость. Для этого он не должен затыкать уши, когда слышит обличения и повеления, тяжкие для его привычек. Если он услышит, возлюбит и послушается Премудрого, Обавающего, то, получив от Него благодать, сам станет «обавающим». Цель его – забрать яд аспида, чтобы тот лишился возможности вредить им. Яд будет превращен в лекарство, зло – в добро. Яд – грех, он будет побежден Богом и трудами святых. Они обращали ко Христу народы, и грешники обретали святость. Аспид, приняв слово «обавающего», переставал быть аспидом и становился новой тварью.

Обычный заклинатель воздействует на змей голосом или звуками флейты. Благодатная сила «обавающего» святого живет и действует в слове «обавающего». И говорит он не свое, а Божие, Его силой и действует. Почему люди с раздражением аспида отказываются слышать спасительное слово? Одни боятся потерять свободу, потому что любят только свое и себя, другие ненавидят Любовь, как Иуда, третьи полностью находятся под властью сопротивных сил, так что и голову не могут повернуть в сторону Бога. Все они тоже «обаваются», но не «от Премудра». Поэтому поступают безумно, отдавая в себя в рабство человекоубийце. Кто боится потерять свободу, тот теряет ее, связанный человекоубийцей, тогда как свобода – в Боге. Кто уходит от Бога, потому что любит себя, тот теряет себя, обрекает себя на погибель, поступает как ненавидящий себя.

Таким глухим аспидом был Саул, не слышащий разумных доказательств Давида: «Как первый змий, соблазнивший человека, остается нераскаянным во своем грехе, так и они, враги Давида, до того ожесточились в своих беззакониях и жестоких намерениях, что походят на ехидну, или аспида, которые, чтобы не слышать обаяния, затыкают уши свои и тем сохраняют яд свой» (ГР). Это свойство иудеев, не желающих слышать Христа. «Они затыкают уши свои, как это и сбылось при кончине св. первомученика Стефана (Деян. 7:57), и остаются в своей ярости и ожесточенной нераскаянности» (ГР). Это свойство всех тех, кого призывает Господь и предлагает слова Свои, но они, чтобы ничего не менять в жизни, ведут себя как аспиды, которые глухи не по природе, безумны не от глупости, но добровольно затыкают уши, чтобы не слышать, чтобы не верить, ибо «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).

Тем, кто затыкает уши, Господь сокрушит зубы, испускающие яд: Ст. 7. Бог сокрушит зубы их во устех их, членовныя львов сокрушил есть Господь. Перевод: Бог сокрушит зубы их в устах у них, пасти львов сокрушит Господь. Тот, кто назван змием, назван и рыкающим львом. Участь его разделят бесы и злодеи. Бог сокрушит то, чем бесы или злодеи вредят. «Членовныя – значит: челюсти, или, что то же: коренные зубы. (…) Так как лев считается самым сильным из диких зверей, а зубы его острейшими и крепчайшими, то псалмопевец и берет от них сравнение крепости и злодейской силы врагов своих…» (ГР). «Зубами Давид называет здесь вредящие силы Саула и других врагов своих; а, упомянув о зубах, он прибавляет и об устах» (АВ): «зубы их во устех их». Зубы и уста вместе грешат – вместе и наказаны будут. «Здесь возлюбленный, замечай, что божественный Давид иногда говорит в будущем времени: Бог сокрушит, а иногда в прошедшем: Господь сокрушил. Это особенность пророков, что они произносят слова свои иногда в будущем, а иногда в прошедшем времени» (ЕЗ).

Грешники, когда злодействовали на земле, уподоблялись змию и льву, смертоносным и сильным тварям, но по воле Божией они изменятся и приобретут иные подобия: Ст. 8-9. Уничижатся яко вода мимотекущая, напряжет лук Свой, дондеже изнемогут. Яко воск растаяв отъимутся, паде огнь на них и не видеша солнца. Перевод: Исчезнут они, как вода мимотекущая. Напрягать будет Он лук Свой, доколе не изнемогут они. Растаяв, как воск, пропадут они; пало пламя на них, и они не увидели солнца. Они исчезнут, изнемогут, пропадут, будут попалены огнем Божества и не узрят Его. Сила нечестивых станет подобна воде ручья: ее впитает земля, она стечет по склонам холмов – и нет ее: иссякнет сама собой. Против оставшихся во зле своем Господь напряжет лук, и те изнемогут от грозных посещений: «Бог, говорит, натянет лук свой, то есть, казнящую силу, и накажет злых, доколе совершенно не ослабеют» (ЕЗ). Или: «Луком называет здесь определение, какое дано будет на Божественном судилище» (АВ), слова последнего Суда. Души их отнимутся от среды живущих, и не оставят следа, как исчезнувший прогоревший воск свечи. Если падет на них огнь гнева Божия, то они не увидят света Дня в Царстве Бога: «Вверженные в огнь вечный, не увидели они Солнца правды. Это подобно сказанному: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис. 26, 10)» (АВ).

Этот огонь гнева они увидят еще на земле, он и пожрет их: Ст. 10. Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я. Перевод: Прежде чем разрастутся их грехи, как терновый куст, явит Он гнев Свой, и живыми ввергнет во ад. Рамн – большой терновый куст, символизирующий развившееся и доведенное до конца беззаконие. Терния – это плоды терновника, рамна, или побеги его. Прежде, чем вы увидите плоды на своем терновнике, их сожжет огонь. Прежде, чем созреют плоды вашего нечестия (и вы начнете погубить тех, кого хранит Господь), их (вместе с вами) поест огонь гнева Божия: «…Прежде нежели возрастет, говорит, зло, находящееся в вас, и сделается подобным рамну, то есть, величайшему терну, когда вы будете еще заниматься злыми делами и казаться живыми и движущимися в них, гнев Божии, наподобие огня, постигнет и истребит их» (в ЕЗ). Или: «Прежде, нежели возрастут терния ваши, т.е. грехи, и соделаются рамном, т.е. процветут и принесут плод, постигнет вас Божественный гнев» (АВ).

Давид сказал «яко живы» о нераскаянных: подлинная смерть и гнев Бога пришли к ним при жизни. Поэтому они не живы, а «яко живы». В пределах одного стиха прямое обращение к беззаконным меняется на рассуждение от третьего лица: «речь переходит от образа (терн) к означаемому образом, к нечестивцам, и о них говорится уже в третьем лице (я = их); Он (Бог или огонь ст.9) истребит этих нечестивцев, как живых (т.е. хотя они находятся еще в полноте жизни), как во гневе (т.е. соответственно гневу своему, Он сильно истребит их, в полной свежести жизни)» (ИО). После смерти телесной на них обрушится весь гнев Божий. Все чувствующую душу («яко живы») пожрет адский огонь. «Яко во гневе пожрет я»: «не во гневе (пожрет), но как бы во гневе (ибо Богу гнев не свойствен)» (в ЕЗ). Богу свойственна Правда, по которой совершится разделение последнего Суда: не может быть общей вечности у любящих и ненавидящих. И на земле: не может злодей злодействовать долго. «Так точно и сделалось: Саул немного времени пожил во зле; он умер от раны, причинив сам себе смерть в войне с иноплеменниками» (ЕЗ). Авессалом тоже недолго торжествовал.

Праведник в свое время примет весть, что злодей больше не злодействует и его зло ушло с земли: ст. 11. Возвеселится праведник, егда увидит отмщение, руце свои умыет в крови грешника. Перевод: Возвеселится праведник, когда увидит отмщение, руки свои омоет в крови грешника. «Возвеселится праведник, егда увидит отмщение». Праведник возвеселится не о гибели врага, а о торжестве правды, о том, что совершилось «правосудие Божие, преграждающее нечестивым беззаконные пути их и все способы их злодеяниям» (Зигабен в ГР). Свт. Афанасий читает этот текст духовно: погибель ждет бесов - праведник на Суде увидит и возрадуется, «что изъяты из среды злобные демоны» (АВ). Они и грешники, и враги.

Руце свои умыет в крови грешника. Здесь яркая метафора, которую можно понять неверно. Как это место толковали отцы? 1.Феодорит: «Умывает же руки свои, не кровью обагряя и оскверняя их, но доказывая, что невинен и далек от лукавства. Ибо не кровью умывает, как полагали некоторые, а умывает при виде крови (в греч. над кровью), как не имевший никакого общения с грешником"» (в ГР). Вот прольется кровь Саула, кровь грешника, но не Давид был повинен в этой крови, не он ее пролил. Давид умыл в невинности руки свои как бы над этой кровью, при виде этой крови. Не праведник виноват в ней. «Сказанное же «умыет» должно разуметь о невинном, по сказанному в другом месте: умыю в неповинных руце мои (Пс. 25, 6)» (АВ).

2. Мученик умоет свои руки в собственной крови, пролитой от руки грешника. Ею он не только омоется от имеющихся слабостей и грехов, но обретет венец правды. «Итак, блажен, стократно блажен гонимый за правду. Страдальческая жизнь и конец его служат предначинаниями вечного веселия и покоя, он шествует по земле как герой и как победитель вступает во врата неба, множество гонителей своим тщетным преследованием, своей злосчастной участью довершают его торжество» (ГР). Возвеселится праведник, увидев себя чистым, Правду победившей, а злодея наказанным.

И тогда скажет каждый человек: Ст. 12. И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли. Перевод: И скажет человек: «Воистину, есть награда праведнику, воистину, есть Бог, творящий суд на земле!». «Речение «убо» употреблено вместо речения «подлинно». …Исповедуют, что подлинно праведен произнесенный на них Божий суд» (АВ). «И всякий человек, смотря на это, или видя наказания нечестивых и награды праведным, скажет: да, есть плод от веры и добродетельной жизни и есть Бог, есть и праведный суд Божий не только на небесах, но и на земле, награждающий праведных и воздающий нечестивым за их нечестие и беззакония» (ГР).

Псалом 57.

Аще воистину убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии

Всегда ли правду вы творите,

О судии земных сынов?

Всегда ль виновного вините?

Всегда ли слабому покров?

О нет! Вы сердцем беззаконны,

И злодеянье на весах;

Вы с детства были вероломны

И ложь сплетали на устах!

Как змия яд, ваш яд опасен!

Как аспид, глухи вы!

Над ним Труд заклинателя напрасен:

Закроет слух - и невредим!

Пошли ж, о Боже, день невзгоды

И тигров челюсти разбей!

И да иссякнут, яко воды

Под истощенною землей!

Дмитриев, Михаил Александрович, 1823

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).