8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 58

Надписание: В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стереже дом его, еже умертвити его. Перевод: В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, когда послал Саул воинов подстерегать у дома его, дабы умертвить его. Мысль Давида обращена «в конец» - во времена Господа, а также к воскресению и жизни вечной, где не будет места клеветникам: они исчезнут «во гневе кончины, и не будут». «Да не растлиши» - это молитва Богу: не позволяй смертоносному злу злодействовать, окружая праведника. Однако здесь прочитывается и заповедь праведнику: это «не погуби» «учит, что мы не должны изнемогать и малодушествовать в искушениях, но смотреть на конец оных и не терять терпения» (ЕЗ). «В столпописание» - потому что псалом «сочинен Давидом в неизгладимую память о случившемся тогда с ним» (ЕЗ). На случившееся указывает «историческая» часть надписания: «Внегда посла Саул, и стереже дом его, еже умертвити его». Эти слова обращают нас к 1 Цар.19. Саул заметил храбрость, великодушие, благочестие и благоразумие Давида. Военные победы и любовь к нему народа позволяли видеть в тысяченачальнике будущего царя. Саул позавидовал славе Давида и испугался за свою власть. Зависть стала страстью и привлекла бесов, которые мучили царя приступами подозрительности и ярости против Давида. Саул не сопротивлялся им, но принимал внушения и поступал так, как нашептывали бесы. Однажды в минуту ярости он бросает копье в играющего на струнах Давида, бросает рукой твердой, рукой воина - она не знала промаха. Давид был обречен, но уклонился: Бог был с ним. Саул понял это и стал еще больше бояться Давида. Давид нанес очередное поражение филистимлянам, и эта победа вызвала новый приступ гнева и страха царя: он вновь бросает в Давида копье, и того снова спасает Бог. Давид бежит домой и замечает преследование. Его жена Мелхола (дочь Саула) помогает ему незаметно спуститься из окна и хитростью задерживает пришедших за Давидом людей Саула. Бог вразумил ее в силу ее любви, и спасение состоялось.

Эта история имеет свое прообразовательно-мессианское измерение. Бог – Заступник праведного на земле, и Он же приведет человека к вечному спасению, но прежде Спаситель победит его исконных врагов – грех, диавола, ад и смерть. По мысли свт. Григория Нисского, Давид предызображает Христа, Саулиудеев, в безумии желающих убить Царя и Бога. Гусли, на которых играл Саулу Давид, - тело Спасителя. Пение его, голос, умиротворяющий Саула, – слово, которым Господь поражал демонов. КопьеКрест и гвозди. Копье принимает стена, «земное строение, через которое познаем тело» (ГН в ЕЗ). Страждет Тело Спасителя, а не Божество – удар принимает стена, а не Давид. Давид входит в дом свой дверью, как все. Дом - образ смерти, тления, гробной пещеры. Из дома Давид уходит уже не как все: не через дверь, но через окно, смотрящее в небо. С Иисусом в момент смерти происходило то же, что и с каждым человеком в то время: душа отходила от тела и нисходила во ад. Но здесь, презрев толпы бесов, Он (как Первенец из мертвых) устремляется вверх, в Небо, к Отцу. Он не связан грехом, смертью и адом: смерть забрала Безгрешного. Он – «в мертвых свободь» (Пс. 87, 6). «Пришедши сюда, он исходит отсюда окном, а окно сие означает обратное исхождение на свет Показавшего Себя во тьме и тени сидящим (то есть Христа). На одре представляются зрению пустые принадлежности гроба Его, ибо искавшие Господа увидали, что гроб, в котором Он был положен, не заключал в себе искомого ими тела, а найдены только одни погребальные пелены. Итак, то, что составляло гроб Давида или одр, мы почитаем изображением воскресения Господа от гроба, чрез которое производится истинное прогнание нашей смерти» (ГН в ЕЗ). Воины Саула нашли пустой кровать Давида, а Иудеи – гробную пещеру. Только одежда напоминала о лежавшем здесь недавно Давиде - только гробные пелены напоминали о Христе. И еп. Ириней пишет: «…Враги Давида подстерегали его в доме его, так иудеи подстерегали Христа в доме смерти, во гробе» (ИО). История, на которую указывает надписание, таинственно возводит нас к событию воскресения Христова, когда попрана будет смерть: «Знаем, что Бог смерти не произвел, но отцем смерти сделался царь зла, лишивши самого себя жизни, поелику смерть вошла по зависти диавола, и царствовала от Адама до закона чрез грех, который, по совету Апостола, не должен более над нами царствовать в смертном нашем теле» (ГН в ЕЗ). Давид просит защиты не только от Сауловой злобы, но и от злобы начальника зла, стоящего за царем.

Молитвы, пророчества и размышления о врагах – своих и Господа, видимых и невидимых - составляют основу текста 58 Пс. Однако на врагов, как и вообще на все, Давид смотрит через призму своей веры в Единого Крепкого и Безгрешного.

Бог – центр его устремлений, к Нему он и обращает свою молитву: ст. 2-4. Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Перевод: Спаси меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня избавь меня! Избавь меня от творящих беззаконие и от мужей, проливающих кровь, спаси меня! Ибо хотят уловить душу мою, напали на меня сильные. Но не творил я, Господи, ни беззакония, ни греха. 1. План истории: Давид просит защиты от людей Саула. «В нашем псалме он (*Давид) высказывает свои чувства, какие наполняли его сердце … в то время, когда он еще находился в своем доме, окруженном со всех сторон слугами Саула» (ИО). Это было время смертельной опасности: дом Давида мог стать его гробом, а постель - превратиться в одр смерти. Давид обращается с молитвой к Богу, и в качестве аргументов для своей надежды он называет свою невинность перед Саулом (4 ст.) и силу беззаконных (3-4 стт.). Меня окружили плотным кольцом враги мои, «мужи кровей», – «изми мя», вырви из их смертельного круга. Они, крепкие, уловили жизнь мою – не за беззаконие, не за грех мой, ибо нет их: «ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи».

2. Духовные смыслы. «Молится об избавлении от врагов чувственных и мысленных» (АВ), так как бесы мучают не только тех, кто их слушает: на преподобных еще в большей мере нападают. Однако преподобные имеют великую защиту и постоянно молят о ней, поэтому демоны не имеют успеха. Полный перечень врагов мы находим в примечаниях Зигабена: «Грех уловляет душу, ловит сетьми удовольствия и обманывает на смерть. Строят ловлю и демоны, которые, когда будут иметь в ней удачу, тогда делаются крепкими, то есть сильнее и уже наступательно нападают на нее. Хорошо это идет и к сынам Иудеев, ибо крепкие их, то есть священники и князья, клеветою уловили на страдание душу Господа».

Ст. 5. Без беззакония текох и исправих: востани в сретение мое и виждь. Перевод: Не совершая беззаконий, шел я путем правым. Восстань навстречу мне и воззри! 1. Исповедание и молитву произносит Давид. «Исправих = шел прямо» (ИО). Я шел по жизни (текох) без преступлений и совершал путь праведно (исправих): «востани», выйди мне навстречу, как отец выходит встречать сына, и Ты увидишь мое сердце и мой путь. Увидишь и поможешь: «Прииди же, Господи, чтобы встретить (в сретение мое) и укрепить меня в бегстве, востани на защиту мою и посмотри, какие бедствия я претерпеваю от них» (ГР). Строго говоря, на исповедь 5 ст. имеет право только Безгрешный, но Давид уподобился Христу в незлобии. Давид исповедует свою правоту и в доказательство ее «призывает Самого Бога во свидетели и предает себя суду Божию» (ГР).

Он призывает Бога: «востани в сретение мое и виждь». Чтобы Бог увидел правду и помог человеку, «пошел ему навстречу», для этого Ему не надо вставать, всматриваться в идущего к Нему или слышать его слова: «Ибо Бог и без хотения все видит и не имеет нужды ни в движении, ни в побуждении прошением, чтобы видеть их» (ЕЗ). У человека есть потребность понимать Бога, а понимать Его он может только в свою меру, сообщая Невидимому Духу нечто от видимого и осязаемого. Слова и образы молитвы нужны не Богу, а человеку, чтобы понимать себя и свои желания.

2. Славянский текст позволяет воспринимать 5 ст. как диалог Давида и Господа. Сначала Давид исповедует, что путь его прям и не уклонялся в беззакония («Без беззакония текох и исправих»). Затем Господь велит праведному пророку: «Востани в сретение Мое и виждь». Встань, бодрствуй в пророческом служении, чтобы встретить Меня, и смотри, что Святой Дух откроет тебе. Низший должен вставать и идти навстречу Высшему, а не наоборот. Или вообще весь 5 ст. произносит от Своего Лица Господь. Ты говоришь, что «мужи кровей» восстали на тебя, а ты безгрешен? Иди и смотри, какие беззакония застану Я, Который «без беззакония текох и исправих». Тогда ответное: «И Ты» (посети) становится понятней. Я, откликнувшись на Твой призыв, пойду навстречу Тебе, а Ты – навстречу народам, языкам.

Давид молит Христа (возможно, в ответ на Его призыв): ст. 6. И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающия беззаконие. Перевод: Ты, Господи Боже сил, Боже Израиля, благоволи посетить все народы! Да не помилуешь Ты беззаконных! И Ты, Господь Сил, Бог Израиля, благоволи посетить все народы, но не награждай Своим обычным долготерпение тех, кто творит беззакония (6 ст.). А далее (7-16 стт.) Дух Святой покажет пророку духовный облик его народа, восставшего на Христа, и образ будущей отверженности иудеев.

Почему мы решили, что Давид словами «Господи Боже сил» обращается именно ко Христу? Давид не в первый раз называет Христа Господом Сил Небесных. В 23 Пс. Дух Святой отвечал Ангелам, стражам высот, которые были изумлены при виде Иисуса, в Теле восходящего на Небеса: это ваш Господь, Бог Сил Небесных и Царь Славы: Господь сил, Той есть Царь славы» (Пс. 23, 10). «Силами Давид называет здесь чины Ангелов, которых Творец есть Бог. Или Богом сил называется несколько пространнее вместо: Сильный, или Подателе силы» (ЕЗ). Христос – Бог Ангелов и Бог людей, всего человечества, но в особенном смысле тех, кто взыскует Его благословения и милости, Бог избранного народа Израиля, - Боже Израилев. До Креста – Израиля ветхозаветного, после Креста – Израиля Нового, т.е. Христовой Церкви.

О каком посещении молит Давид: «Вонми посетити вся языцы»? 1. Толкователи Святой Псалтири единодушно говорят, что Давид молит Слово о Вочеловечении, т.е. о первом пришествии. Господь придет не для суда, а чтобы спасать народы. Он посетит «вся языки» через Апостолов Своих, и не ущедрит тех, кто продолжает творить беззакония: «вся делающия беззаконие». «Итак, Давид сими словами молит Бога о посещении всех народов чрез вочеловечение Сына Его; ибо предузнал о сей тайне посредством пророческого дара Святого Духа» (ЕЗ). Давид просит не распространять присущую Богу (как Отцу, так и Сыну) щедрость на злодеев, в частности, на губителей Господа: «Давид видит в этих словах распятие Христово и, гнушаясь чрезмерностью нечестия, умоляет о том, чтобы христораспинателям не было прощения» (Феодорит в ГР). Даруй Новый Завет ищущим Тебя язычникам, не имеющим Божественного закона, а поправшие свой Закон и распявшие Христа иудеи да будут наказаны: «Молится, чтобы идолослужители обратились к вере во Христа, а израильтяне за беззаконие их были отвержены» (АВ). Таким образом, Давид молится и одновременно пророчествует о трех вещах: о Боговоплощении, о судьбе нераскаянных иудеев и о просвещении язычников.

2. По мысли прот. Григория, Давид молит Бога, чтобы Он посетил языки гневом Своим, чтобы перестал миловать терпением Своим творящих беззаконие. В широком смысле язычниками могут быть названы также иудеи, например, Саул и его люди, которые беззакониями своими попрали заповедь Божию.

Кто же эти беззаконные, которые встретят пришедшего в мир Господа? Неверующие иудеи. С 7 ст. по 16 ст. Давид будет пророчествовать преимущественно о них. Это пророчество он заключает в некую рамку: начинает и кончает его одним и тем же аллегорическим образом – образом голодного пса, который ищет себе еды (7-8 стт. и 15-16 стт). Ветхозаветная традиция относила собаку к нечистым животным. Через этот образ Давид показал духовное устроение и судьбу людей беззакония, прежде всего, гонителей Господа и вообще всех ненавистников Божественной правды. Пророк (в 56, 57 Псс.) уже сравнивал их со смертоносным змием, глухим аспидом, нападающим львом и, прикровенно, с сатаной. Такое сравнение – не суд Давида, а слово Божия Суда: ст. 7. Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град. Перевод: Возвратятся они к вечеру и, как голодные псы, будут бродить вокруг города. «Возвратятся на вечер». Иудеи после разрушения Святого града будут стремиться вернуться в Иерусалим и восстановить храм, но им это не удастся – отойдут алчущими. «На вечер (к вечеру) означает все последующее (*после Креста или 70 г.) время» (ЕЗ).

«И взалчут яко пес». Есть алчущие и жаждущие правды, а есть алчущие «яко пес». Первые блаженны, потому что насытит их Божественное слово и правда, судьба вторых описана здесь. Свт. Афанасий видит в 7 ст. пророчество о иудеях-распинателях. Они были Божии – стали ничьи, как бродячие собаки, о которых некому позаботиться. И что бы они ни нашли на мусорках за городом, они не насытятся. Потому что они не собаки, а чада Божии, которых может насытить только Божественный хлеб: «Взалчут, потому что не прияли животворящего хлеба. Псами же называет их за душевное бесстыдство» (АВ). То же у Феодорита: «Как собаки обыкновенно ночью бегают везде по городским торжищам, к чему побуждает их голодное чрево; так и иудеи, лишившись всякой помощи, не будут уже пользоваться пророческим даром и вовсе будут лишены священноначальнического попечения и ходить наподобие собак, не удостаиваясь, по гласу Евангельскому, даже собирания крошек, падающих с трапезы господ своих» (в ЕЗ).

Это пророчество свт. Григорий Нисский распространяет на всех нечестивых: «Так алкал и богач в аде, потому что не имел божественной росы и, не заготовив такого блага, сгорал от пламени» (ГН в ЕЗ). Они алчут, потому что не имеют; не имеют потому, что не делились своими имением: они никого не накормили, их лампады пусты, как у дев юродивых, они не сотворили милости. Им также не следует давать святыню, ибо она их приведет в такую ярость, что они могут броситься на дающего.

Еп. Ириней считает, что Давид сравнивает с псами язычников, с которыми воевал, прот. Григорий полагает, что Давид говорит не только о них, но о Сауле и людях его: «Так изображает Давид беззаконных врагов своих, которые, как голодные псы, повсюду рыщут, чтобы уловить его» (ГР).

«И обыдут град». 1. Иудеи после потери страны в 70-х гг. 1 в. не войдут в Иерусалим, потому что местный закон запретит им это.

2. Свт. Григорий Нисский увидел следующий образ. Псы – те, кто кружит за чертой Закона, порядка, добродетели, Божественного установления, а город – символ такого порядка. Нечестивые не любят следовать закону, но любят делать то, что закон отвергает и запрещает, что вне града. И пищу находят на свалках вокруг него.

3. Град – Церковь (любящие нечестие обходят ее и лают на нее), а также Царство Божие, куда ничто нечистое не войдет.

Ст. 8. Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их: яко кто слыша? Перевод: Вот говорят они устами своими, и меч в устах у них: «Кто услышит нас?». Отвещают усты. Когда нечестивые (Саул, враги Господа, вообще грешники) открывают уста свои, то изрыгают убийственные, лукавые, злобные речи. Так они отвечают Богу и человеку. Слова их смертоносны, в устах их меч: клеветой и неправедным приговором убивают других, губя этим и себя. И самыми разящими, по мысли свт. Афанасия, станут слова: «возьми, возьми, распни Его» (Ин. 19, 15). При этом они уверены, что Бог их не слышит: «яко кто слыша?» Если никто не слышит, то никто и не воздаст. Думают так, потому что не знают Силы Божией, потому что не имеют веры. Сами слова «яко кто слыша?» являются мечом, направленным против произносящих их, ибо неверие, гордыня и ложь привлекают гнев Божий.

Пророчество продолжается, но теперь без аллегорий: Ст. 9. И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки. Перевод: Но Ты, Господи, посмеешься над ними, смиришь все народы.1. Ты, Господи, уничижающий язычников (вся языки), посмеешься и над ними, иудеями, которые ведут себя хуже язычников: «Ты, говорит, Господи, посмеешься так мыслящим о Тебе иудеям» (ЕЗ). Уничижение не истребление, а вразумление гордых.

2. «Уничижиши вся языки, то есть мысленные силы, которые и израильтян восставили на брань против Господа» (АВ). «В высшем смысле народами называет множества и собрания демонов, которых, по словам Златоуста, Христос уничижил» (ЕЗ). Ты, Господь, посмеешься и над этими звероподобными.

Давид пророчествует о себе и своем царстве: Ст. 10-11. Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси. Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит мне на вразех моих. Перевод: С помощью Твоей сохраню силу мою, ибо Ты, Боже, Заступник мой! Бог мой, милость Его посетит меня прежде мольбы моей; Бог мой явит милость мне, когда сразит врагов моих. «Державу мою к Тебе сохраню». В переводе П. Юнгерова: «Крѣпость мою чрезъ Тебя я сохраню». «Я силен Тобою, в союзе с Тобою» (ИО). «Держава значит: сила, крепость, могущество. Упомянув в предыдущем стихе о всемогуществе Божием, пред которым все народы вменяются в ничто, псалмопевец и сам смиряется под крепкую руку Божию, исповедуя свою всецелую зависимость от воли Божией и крепкую уверенность в непрестающей к нему милости Божией» (ГР). Давид не о надеждах своих рассуждает, а пророчествует о крепости его царства: «…Но я пророк, который говорю cиe Духом, удержу крепость мою и царство мое, охраняемые Тобою…» (АВ). Или: не я силой меча буду добывать себе царство, борясь с Саулом, но предоставлю Тебе действовать, потому что уповаю на Тебя, потому что Ты Помощник мой (по слова свт. Никиты в примечаниях ЕЗ).

«Бог мой, милость Его предварит мя». Его Милость устроит все спасительное прежде, чем я обращусь к Нему с просьбами своими. «Бог мой явит мне на вразех моих». Что явит? Милость ко мне в суде над врагами моими и заступление, о которых сказал только что. Явит «все, чего хочу, или что им понести прилично и должно» (ЕЗ).

Тут же Давид, принимающий милость, от своего лица молит о милости к врагам: Ст. 12. Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи. Перевод: Не убивай их, да не забудут закон Твой: рассей их силою Твоею и низложи их, Защитник мой, Господи. Не смерть врагов – цель Давида и цель Господа, но: «да не когда забудут закон Твой». Давид не желал смерти врагов, и Господь на Кресте молил Отца о прощении каждого из них. Не убивай их, но смири, чтобы увидели правду Твою и действие закона Твоего: «Оставшись въ живыхъ и перенося наказанія за свои грѣхи, они могутъ покаяться и другихъ предотвратить отъ подобныхъ грѣховъ, и сами познать законъ Божій, а по смерти ихъ сего уже не будетъ. Ѳеодоритъ, Аѳанасій, Зигабенъ, Ириней такъ понимаютъ это мѣсто» (П. Юнгеров). Расточи я силою Твоею. Расточи их силу Своей силой, низведи их гордыню. Пусть увидят, что Ты со мной (и с любым притесняемым праведником), и покаются. Это защитит меня и не погубит их. Низведи я, Защитниче мой, Господи. Давид просит, «чтобы, быв низвержены с высоты гордости своей, смирились, ибо сие означает речение: низведи, а чрез смирение образумились бы и исправились» (ЕЗ). Пред нами пример молитвы праведника о врагах своих.

Возможно, здесь молитва не о человеке-враге, а о народе иудейском, каким тот станет во времена Господа: «Молится, чтобы не был совершенно истреблен от людей род восставших на Господа. Просит же, чтобы лучше были они рассеяны и жили в пленении» (АВ). Уничижи гордых, но не убивай их, пусть они явят терпение и смирение пред Судом Твоим: «как низверженные и низведенные с того достоинства, которым почтены были от Бога в древности» (ЕЗ). «Но Бог судил праведно: неисправимых и нераскаянных иудеев Он умертвил ножом римлян, а тех, которые имели исправиться и раскаяться, заставил бежать и таким образом исполнил сию молитву пророка Давида» (ЕЗ). Живя среди христианских народов, многие из иудеев, если не сами, то среди потомков обретут спасенных.

В 13-14 стт. устами Давида глаголет Бог, потому что в них - пророчество и суд: ст. 13-14. Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Во гневе кончины, и не будут и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. Перевод: За грехи уст их, за слова языка их! И да будет им в погибель гордыня их, и за проклятия и ложь да возвестится им кончина, кончина лютая, и не станет их; и узнают люди, что Бог владычествует над Иаковом и пределами земли. Сначала Суд называет преступление: «Грех уст их, слово устен их», а потом - его причины и наказания: «И яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Во гневе кончины, и не будут». Гордость и ложь – причины преступления. Гнев Божий, о котором возвестит образ кончины их, - начнет собой их вечность.

Преступление. Какое слово приводит во ад? Кто произносил его? Те, чье слово вынесло или одобрило приговор суда синедриона: «повинен смерти» (Мф. 26, 66), кто кричал «распни Его!», - в этих словах действует сатанинская ненависть. И она безумна: иудеи возненавидели не только Христа, но и себя, и детей своих, потому что сами возложили на себя и на них проклятие (клятву): «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27,25). «Давид опять возвращается к слову христоубийственных иудеев, сказанному ими против Господа, то есть: да распят будет!» (ЕЗ). Иудеи, предавшие Иисуса языческой римской власти, своим лукавым словом заставили Понтия Пилата против его воли предать на казнь Невинного, распять Богочеловека. Они испугали его словами: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю» (Ин. 19,12). Иудеи произнесли отречение от Царя-Мессии, Которого ждали их отцы: «Нет у нас царя кроме кесаря» (Ин. 19, 15). За всеми этими словами следуют смерть и ад. В них, как и в каждом злословии и клевете, есть ложь – восстание на Божественную и человеческую правду. По мысли Зигабена, злоречие мы слышим в словах: «силою Веельзевула, князя бесовского Он изгоняет бесов» (Лук.11,15), «а ложью именует ложное свидетельство, сказанное ими против Него: мы нашли, что Он развращает народ и запрещает кесарю дань давать, называя Себя Христом царем (Лук. 23, 2). Несмотря на то, что Он сказал им явно: отдавайте кесарево кесарю и Божие Богу (Матф.22,21)» (ЕЗ). Зигабен «клятвой» также называет злоречие. Страшному преступлению Христовых распинателей – судей и толпы – подобны лжесвидетельства, доносы, клевета всех, убивающих словом.

Причина преступления - гордыня. От нее жестокосердие, самолюбие, лживость сердца, жесткость действия власти сопротивных сил, прельщение и безумие. Каков предмет гордости иудеев? «Они дети Авраама и хранители древнего закона» (Феодорит в ЕЗ). Но это прельщение: дети Авраама – это те, кто поступает, как Авраам. Они полагали, что Бог обязан их спасти не за благочестие, а за хранение традиций и буквы закона (они не заметили, как букву закона они нарушили также).

Наказание: «И яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине». Нераскаянные будут взяты в гордыне своей: они до конца не откажутся от ненависти ко Христу и от слов проклятия. И образ их кончины возвестит им о гневе Божием: проклятия, которыми проклинали праведного, клятвы, которыми удостоверяли праведность своей лжи, вернутся к ним наказанием кончины. Не мирной смертью умрут, но смерть их явит на себе гнев Божий. Словами 13-14 стт. Бог дает ответ на молитву Давида: «Не убий их». В отношении нераскаянных он отрицательный.

«Во гневе кончины, и не будут». 1. Лютость кончины нераскаянных судей и распинателей Господа (а также Саула и др. злодеев и клеветников) возвестит им самим и народу о мере их греха - злоречия и ложного свидетельства против Господа (или праведных). Слово их смертоносно и для них самих: их ждет не просто смерть, но такая, которая явит на себе весь гнев Божий: он не оставит их души и по смерти. Они (каждый из злодеев) идут к своему концу: Бог не предусматривает для них будущности на земле

2. Если речь идет об иудейском народе: «Кончиною же называет не конечную гибель народа, но падение славы его. А слава его — подзаконные службы, Божий храм, пророки, первосвященники, учители Закона, явление Ангелов, все это кончилось вдруг по умерщвлении Господа» (АВ). То же у Феодорита: ««не будут» значит то же, что (не будут) народом; не будут, говорит, жить отдельно в одной Палестине и именоваться народом Божиим. А гневом в кончине называет всякого рода наказания, понесенные ими при Каие, при Нероне и, наконец, при Веспасиане и Тите, взявшем их город» (в ЕЗ).

3.У свт. Григория Нисского акцент такой: истребления людей не будет, иначе с ними перейдет в небытие, истребится дело Божие, «но вместо людей погибнет грех и обратится в ничто» (ГН в ЕЗ), т.к. будет испепелен. «Гордость, и проклятие, и ложь по причине гнева при кончине существовать не будут; а по уничтожении бытия их, познают, говорит, что Бог владычествует над Иаковом и над концами земли; ибо когда нигде не останется зло, тогда, без сомнения, царствующий во многих грех изгнан будет вон» (ГН в ЕЗ).

Нераскаянные грешники на Страшном Суде, а наиболее внимательные из погибающей Иудеи и при жизни «уведят, яко Бог владычествует Иаковом, и концы земли». «Лишенные всей славы самым делом познают, что Ты — Владыка Иаковлев, и распростер Церковь Твою до концов земли» (АВ). Еп. Ириней: «Бог (а не они) есть Владыка над народом завета (Иаковом) и над всею землею». Они увидят победу Христа и Церкви Его. Бог все Тот же: Он спасает, защищает, вразумляет Свой народ. А народ Его после Креста - духовный Израиль, Церковь Христова - распространится до концов земли.

Давид пророчествует Духом Святым, возвращаясь к уже известной аллегории: ст. 15-16. Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град. Тии разыдутся ясти, Аще ли же не насытятся, и поропщут. Перевод: Возвратятся они к вечеру, и, как голодные псы, будут бродить вокруг города. Разбредутся они в поисках пищи; если же не насытятся, станут роптать. 1. Историческое толкование образа. Злость Саула, подобная голоду пса, будет гнать его по Иудее в поисках Давида. Вернувшись в город, Саул будет искать его и там. Будет питаться клеветой и злословием, но не успокоится и поропщет.

2. Смысл пророческий. Текст описывает состояние иудеев времен новозаветных. «Они в великой скорби принуждены были ходить около города (обыдут град) и искать утешения около стен Иерусалима» (ГР). Закон запретит им входить в Иерусалим, но они будут чувствовать потребность, подобную голоду, служить Богу, слышать Его слово. «Будут всюду ходить, ища слова Господня, и не найдут. А если когда, взяв какое-либо изречение божественного Писания, подумают насладиться в сытость, то и в сем случай поропщут, как всегдашние ропотники и оглагольники Божии» (АВ). Прот. Григорий обратил внимание, что «аще ли же не насытятся» - условная конструкция. Она «дает понять, что от них зависело – насытиться или остаться голодными; с развалин Иерусалима видимого они могли усмотреть Иерусалим невидимый, таинственный, т.е. святую Церковь Христову, и если бы уверовали, что Христос, Которого они распяли, есть Бог, они утолили бы свой духовный голод. В противном случае, они останутся в неутешной скорби и предадутся несправедливому ропоту и хуле на Господа (и поропщут)» (ГР). «…Они ропотом своим будут подражать предкам своим, которые, находясь в пустыни, желали чесноку, луку и свиных мяс египетских, и что не отстанут от ропота своего и по рассеянии между язычниками, ибо и тогда будут роптать на Бога, если не найдут пищи для насыщения своего чрева» (ЕЗ).

3. Рассуждая о смысле повтора ранее предложенной аллегории, «Нисский говорит: Для того повторил одно и то же слово дважды, чтобы показать, что те, которые не живут в настоящей жизни во граде добродетели, в будущей жизни будут изгнаны из вышнего града Иерусалима. Так он говорит: кто ныне, живя в сладострастии, ходит в окрестностях, а не живет во граде (добродетели) и не сохраняет в отношении к своей жизни человеческого образа, но произвольно делается зверским и псом; тот и тогда, потеряв вышний город, будет мучиться гладом благ» (ЕЗ).

Аллегория о псах стала своеобразной рамкой, которая ограничивает с двух сторон создаваемый на полотне образ-пророчество. Следующий 17 ст. соотносится по смыслу не с 16 ст, а с 6 ст., последним перед «рамкой» и пророчеством. В начале псалма Давид молит, чтобы Бог спас его от «муж кровей» (3 ст.), и просит о пришествии в мир Спасителя: «вонми посетити вся языки» (6 ст.). Ты приди, а я воспою Силу Пришедшего: ст. 17. Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и прибежище мое в день скорби моея. Перевод: А я воспою силу Твою и скоро возрадуюсь о милости Твоей, ибо Ты был Заступником моим и прибежищем моим в день скорби. Давид видит свое грядущее спасение. «Заутра» = рано, утром (ПЦД). Смысл мессианский. Солнце того утра сойдет за Давидом во ад и возведет его в обители райские – место радости и благодарственной молитвы. Здесь завершится заступление от врагов, явятся милость и сила Господа, кончится всякая скорбь, обозначится вечное Прибежище. Утром, где явит себя вся обетованная вечная радость, станет день общего воскресения. Или Давид говорит от лица спасенного Богом народа: «Так будет с ними, а я, то есть народ из язычников, как познавший силу Твою, возрадуюсь о милости Твоей, явленной во свете, и о дне Твоего воскресения, потому что чрез воскресение соделался Ты нашим Заступником и Прибежищем в скорби» (АВ).

Смысл исторический. Воспою Твою помощь в будущем, потому что столько раз наблюдал милость Твою в прошедшие дни. Благодарит он не судьбу, не удачу, не случай, не Мелхолу, а Того, Кто вразумил Мелхолу, Кто помог исполнить добрый замысел. Мелхола же услышала это вразумление в силу любви. «Хотя он избавлен был от рук злодеев благоразумием жены его Мелхолы, тем не менее, он ясно усматривал в этом обстоятельстве действие Промысла Божия, благовременно явившего ему милость Божию, и, воздавая искреннюю благодарность Богу, называет Его заступником своим и единственным прибежищем во время скорби» (ГР).

Последний стих Давид поет как бы от себя сегодняшнего, которого еще теснят враги, который нуждается в помощи и видит помощь: Ст. 18. Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя. Перевод: Ты подаешь мне помощь, Тебе пою, ибо Ты Бог Заступник мой, Боже мой, милостивый ко мне. Давид так благодарен Богу, так тепла его молитва, что не думает о красоте слога и повторяет один и тот же смысл: Заступник мой, Прибежище мое, Помощник мой, Заступник мой, Боже мой. Благодарность 17-18 стт. обнимает все времена. «Воспою» и «возрадуюся заутра» о Тебе - будущее. Как пророк, он обозревает всю свою жизнь и заключает об увиденном: Ты всегда «был еси» (прошедшее) мне Заступником. И теперь Ты «Помощник мой еси, Тебе пою» (настоящее). И я исповедую Тебя и Богом своим, и Заступником, и Милостью.

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

ПСАЛТИРЬ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ СЪ ГРЕЧЕСКАГО ТЕКСТА LXX, СЪ ВВЕДЕНІЕМЪ И ПРИМѢЧАНІЯМИ. П. Юнгеровъ. Казань. Центральная Типографія. 1915. http://www.odinblago.ru/psaltir

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).