8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 59

Надписание псалма весьма пространно. Вот его первая часть: ст. 1. B конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение. Перевод: B конец, об имеющих измениться, для написания на столпе, Давида, в поучение. «B конец, о изменитися хотящих». Псалом посвящен тем, кто изменится благодатным спасительным изменением – сначала на земле, а затем и в вечности. Такое изменение происходит в Таинствах Церкви Христовой. Крещение рождает нового человека, разрывает прежние греховные сети, очищает и освобождает от служения демонам. Каждое из Таинств дает свои дары, и раб Божий обретает духовную силу жить как сын Божий – в доме Божием. Если он верует и прилагает усилия, то сатана убегает, грех не обольщает, смерть не пугает. Изменение это принадлежит будущему новозаветному времени: «…Псалом написан не о тогдашних иудеях, но о нас, изменитися хотящих, о нас, которые многобожие обменивают на благочестие и идольское заблуждение — на познание Сотворившего нас, которые вместо беззаконного сластолюбия избирают законное целомудрие и свирели, лики, пьянство заменяют псалмом, постом и молитвою» (ВВ). К «изменитися хотящим» принадлежат и раскаявшиеся в былом неверии иудеи, если не народ, то отдельные его представители: в разные времена они будут узнавать в Иисусе Мессию и приходить за Крещением - и изменятся, и преобразятся, когда войдут в Церковь Христову. Именно их голос звучит в псалме наиболее отчетливо: в нем мы слышим скорбь глубокого покаянного чувства, кроткое упование на милость Христа и крепкую веру в Единого Бога. От меры прижизненного изменения, т.е. покаяния, зависит наиважнейшее - преображение человека при общем воскресении.

Давид сначала говорит от лица отверженных от Благодати иудеев (3-7 стт.), затем - от Лица Господа, собирающего народы в Церковь Свою (8-10 стт.), в конце – опять от лица иудеев, ищущих дорогу в Церковь Христову (11-14 стт).

«В столпописание Давиду». Свт. Василий учил, чтобы мы не позволяли словам псалма изглаживаться в уме, но хранили их «написанными в душе твоей, как на столпе, то есть неизменными, твердыми, навсегда укорененными в памяти» (ВВ). На этом столпе Господь записал, перечислив, владения Свои: там есть и Израиль, и Иуда, и иноплеменники, т.е. язычники. Человек должен помнить, что он – Христов, и не удивляться, что страдает вдали от Господа. Его задача – измениться, покаяться, преобразиться – во Христе. Этому учит псалом («в научение»). По мысли прп. Максима Исповедника (далее – МИ), на том столпе записаны дела Спасителя, в конце которых - «полное истребление смерти и тления» (МИ). И Сам Христос для нас есть некий Камень, столп, исполненный письменами вечной жизни.

«Историческая» часть надписания (2 ст.) напоминает нам о победах Давида над соседними языческими народами: Внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратитися Иоав, и порази Эдома в дебри Солей 12 тысящ. Перевод: Когда сжег он Междуречье Сирийское и Сирию Цованскую, и возвратился Иоав, поразив в соляной долине 12 тысяч идумеев. Текст Писания очень кратко указывает на эти события: «Давид вел две войны против сириян (2 Цар.8:3 и д., 10:7 и д.); здесь, конечно, разумеется первая. По окончании ее войска Давида, предводительствуемые Иоавом и Авессою, отправились против идумеян, которые вторглись в Иудею, вероятно, во время войны иудеев с сирийцами; они были разбиты в Соляной долине (на юг от Мертвого моря)» (ИО). Победа усваивается Авессе (1Пар.18,12), Иоаву (Пс. 59, 2) и Давиду как царю (2Цар.8,13). Она не единственная: Давид «покорил своей власти сирийцев, моавитян, аммонитян, филистимлян и амаликитян. И поставил он охранные войска в Идумее и в Сирии Дамасской, и стали сирияне и идумеяне рабами Давиду» (ГР). Для псалма важен факт победы (не детали ее) и причины ее: Давид был с Богом, и Бог хранил Давида, и выходил с полками Его.

Не военные победы воспевает Давид и не им радуется, но видит сквозь них иные завоевания, которые будут одержаны Богом через апостолов, когда жители новых и дальних земель будут присоединяться к Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви. Не мечом, а любовью Христовой и словом Его они будут завоеваны. Все, вышедшие из рук Творца, должны к Нему вернуться не чужими и чуждыми, а своими для Него: святыми, верными, творящими волю Его, знающими Отца своего Небесного и служащими Ему. Победы Давида проображают будущую победу Господа. Как Давид покорил своей власти – власти благочестивого праведного царя – все окрестные народы, так и Его Потомок, Царь Неба и земли, покорит Своей кротостью и любовью чад Своих, большинство которых придут к Нему от языческой веры. Давиду ради победы приходилось поражать и жечь врагов своих, и Господь сожжет грех и поразит сатану, а иудеев вразумит гибелью храма и Святого Града, рассеянием и скорбями – чтобы остаток народа спасся. Свт. Афанасий считал прообразовательно-мессианский смысл основным и единственным: «…Лице Давида прилагается к лицу Господа, Который в последние времена дал всему изменение и обновление и попрал иноплеменные народы, то есть духовные силы» (АВ). Отцы церкви читают здесь великое пророчество о Церкви Христовой и победе Главы ее над грехом, диаволом и смертью – в нас.

Первый голос, взывающий к Богу, печален. Давид сетует и скорбит от лица наказанного народа. Он отлучен от Благодати за неверие в Воплотившегося и за Кровь, пролитую на Голгофе. Свт. Василий заметил несоответствие между торжеством победы в надписании и плачем первых стихов. Он объяснил это несоответствие тем, что память о победах и плач принадлежат разным людям: праведники Ветхого Израиля радовались, что были с Богом, - будет ликовать и Новый Израиль – Церковь Христова. Израиль, отверженный Богом за неверие, имеет повод к слезам. Подобная мысль у свт. Афанасия. Однако с самого дня распятия и до последних дней мира среди иудеев существует остаток, способный чистым сердцем слышать волю Божию и мыслить нелукаво. Давид говорит от лица иудеев, которые, рассмотрев историю, осмыслили себя, свое отношение к Богу и отношение Бога к себе: ст. 3-4. Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас. Стрясл еси землю и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся. Перевод: Боже, отринул Ты нас и низложил нас, разгневался, но и помиловал нас. Стряс землю и сокрушил ее. Исцели раны ее, ибо она поколебалась. Здесь скорбят покаявшиеся: «Боже, отринул ны еси». Если Бог отринул, то мы виноваты. Бог нас отринул, но Он – наш Бог. Их души разворачиваются ко Христу – их слезы слышит Бог. Песнь 59 Пс. – не о неверующих. Народ мыслит о себе трезво и не теряет надежды, потому что Бог остается его Богом: Он низлагал, но Он же и являл щедрость. Бог не только наказал кричавших: «Кровь Его на нас и на чадех наших!», но и ущедрил, предложив обращение, исцеление, кров крыл Своих. Но главная щедрость – Спаситель совершил дело спасения на Кресте. Теперь Он ждет их ответа и будет ждать до конца. И наказания Его были для вразумления: Ты «низложил еси скопища нашего лукавства, благодетельствуя нам тем, что приводит нас в немощь; разгневался еси, когда бехом естеством чада гнева (Еф. 2, 3), упования не имуще и безбожни в мире (Еф. 2, 12); ущедрил еси нас, когда Единородного Твоего предположи Ты в жертву умилостивления за грехи наши (см.: Рим. 3, 25), чтобы в крови Его нашли мы избавление (см.: Еф. 1, 7)» (ВВ). В этой щедрости - надежда на прощение и принятие под кров Благодати.

Прп. Максим относит «отринул», «низложил» «разгневался» к времени изгнания Адама из рая, когда тление вошло в жизнь человека. «А ущедрил нас, когда через Единородного Сына Своего, воплотившегося Бога Слова, принявшего на Себя все наши долги, искупил нас от смерти и вновь возвел к славе Своей» (МИ).

«Стрясл ecu землю, и смутил ecu ю». Ты, Христе, «потряс землю и смутил ее, когда как Человек, живя на земле, учил народы Евангелию Царствия: ибо тогда слух о делах и словах Твоих смущал и устрашал всех живущих на земле людей. Посему исцели терзания и раны душ их, потому что они чрезмерны» (ЕЗ). Свт. Афанасий полагает, что речь идет не о потрясении проповедью, а о наказании за распятие Сына и неверие: «Разумеет Иерусалим, потому что он осажден был и храм в нем разрушен. Или разумеет и мысленную их землю, которая поколебалась после того, как отвратился от них Бог» (АВ). Бог поколебал гордыню иудеев и сокрушил вместе с храмом привычный образ жизни, служения, самооценки. С Тобой мы были Небом, которое нельзя сотрясти, а без Тебя стали землей, прахом: ее Ты сотрясаешь скорбями, и она приходит в движение от гнева Твоего. Подвиглись основания: душа не внимает духу, а дух не слушает Бога: Исцели сокрушение ея, яко подвижеся. В подтексте: верни целостность тому, что разделилось внутри меня, враждует и готово к погибели. Исцели Крещением и мою падшую природу. Пусть Царство Твое, Небесная Твердь, сойдут на меня, на прах, на землю, которая в смятении.

Ст. 5. Показал еси людем Твоим жестокая, напоил еси нас вином умиления. Перевод: Ты дал изведать народу Твоему лютые беды; напоил нас вином горести. Сначала псалмопевец говорит обо всех наказанных иудеях: «Показал еси людем Твоим жестокая». Мы Твои люди, и не служили идолам, но за наше жестокосердие Ты показал нам жестокое (жестокие скорби и осознание нашей жестокости ко Христу). Вторая часть стиха («напоил еси нас вином умиления») относится преимущественно к тем, кто принял и осмыслил наказание, испили без ропота вино гнева Божия, и оно превратилось в вино умиления. «Умиление» в слав. языке означает не сентиментальное чувство, а сердечное сокрушение, смирение, горькое сожаление (ПЦСД). Оно – плод покаяния согрешившей и любящей Бога души. Умиление рождается из покаяния и само рождает то трепетное теплое чувство, которое мы обычно и называем умилением. Оно всегда сопряжено с благодарностью Богу за Его долготерпение и милость. Впрочем, образы многозначны и допускают широкую трактовку. Речь может вестись как от лица иудеев, так и от всех тех, кто, принимая Евангельскую проповедь, обращается от нечестия к святости: «Ты показал нам в Евангелии жестокие пути, то есть, тесный и прискорбный путь, напоив нас вином умиления; то есть, проповедью Евангельскою, которая называется вином, как веселящая сердце, а вином умиления, как приводящая пиющих его к покаянию» (ЕЗ).

Как Христос обещал (словом Своим), так и показал иудеям «жестокая»: разрушение храма и Иерусалима, кровь, голод, рассеяние. Да и всем согрешившим слово Писания, слово Божие обещает вразумление. Слово Бога – это и дело Его, иногда жесткое, если такое нужно для пробуждения веры и совести – ради спасения человека. Бог, «человеколюбиво воспитывая нас для нашей пользы посредством многообразного Промысла и Суда, Он показывает жестокое тем, кто не желает добровольно нести Божественное иго закона заповедей [Его]. А напояет Он нас вином умиления, когда дарует нам, в соответствии с духовным созерцанием, ведение, которое следует за очищением посредством делания. Ибо всякое духовное ведение умиляет сердце и вызывает чувство [смирения перед] величием Божественных благодеяний, оказанных нам» (МИ). Умиление – от ведения, ведение – от духовного созерцания, созерцать Бога может только чистое око, и очищает его Бог за терпение, молитвы и другие дела. Задача каждой согрешившей души, чтобы в нас горькое вино гнева Божия превратилось в доброе вино умиления.

Давид пророчествует о знамении для боящихся Бога, т.е. для любящих Бога (и в этом надежда согрешивших): ст. 6-7. Дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею и услыши мя. Перевод: Но послал знамение боящимся Тебя, да избегнут они стрел. Да избегнут гибели возлюбленные Твои! Спаси нас десницею Твоей и услышь меня! «Дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука». «Знамение». Бог дает тем, кого усвоил Себе (это любящие Его, т.е. боящиеся Его, и возлюбленные Им), знамение (знак и знание), чтобы избежать смерти временной и вечной, чтобы убежать от лука убийцы и стрелы врага невидимого. Как толкуют образ знамения св. отцы и комментаторы Св. Псалтири?

1. Бог, распявшись на Кресте, дал нам его как величайшее знамение Победы: «Ибо истинное знамение есть та сила, которая посредством Креста умерщвляет плотское помышление» (МИ), мудрование плоти, которое возбуждается от стрел лукавого. «Ты дал боящимся (Тебя) знамение—печать Крещения и изображение живоносного Креста, чтобы посредством оного избавлялись от различных луков (стрел) демонов» (ЕЗ).

2. Блаж. Феодорит говорит, что здесь таинственно говорится о «"знамении Божественной благодати", т.е. печати дара Духа Святаго» (в ГР). «Знамение есть то просвещение, при котором человек может различать духов, также добро и зло» (АВ). Имеющий в себе Свет Христов увидит стрелы лукавого и будет знать путь бегства и образ спасения. Божественному просвещению и утверждению благодатных даров служат Таинства Церкви, и свт. Василий в связи со знамением упоминает св. Евхаристию: «Моисей на косяках дверей домов израильтян полагал в знамение кровь овчую, а Ты дал нам знамение — самую кровь непорочного Агнца, закланного за грехи мира» (ВВ).

3. Свт. Василий, Зигабен, прот. Григорий вспоминают невидимый знак, который Ангел, имеющий вид человека в льняной одежде, полагал на чело каждого раба Божия, который скорбел о нечестии Иудеи и имел страх Божий. И того Ангелы-губители, шедшие по Иерусалиму, не трогали, все же прочие были убиты. Таково было видение пророка Иезекииля (Иез. 9:4-6).

Говорящий от лица наказанных иудеев не дерзает (хотя желает) получить от Бога знамение, знак для спасения, чтобы убежать от стрелы врага. Это знамение – для боящихся Его, для возлюбленных Его чад, он себя к ним не относит, поэтому не говорит здесь «нам» (ср. с 3-5 стт.) - по смирению своему. Он молит о том, чтобы Бог спас тех, кого Он Сам любит, и не дерзает причислить к ним себя: «Яко да избавятся возлюбленнии Твои». Поэтому достоин и знамения, и спасения, о котором молит: «спаси десницею Твоею и услыши мя», молящегося не о себе. Мы слышим в голосе жертвенную любовь, упование на Бога и смирение. 6-7 стт. Давид мог говорить и от лица покаявшихся в былом неверии иудеев, и от лика смиренных преподобных. У них разные голоса, но они сливаются, и мы их не различаем: они стали едины во Христе! Такое единство будет достигнуто в Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви.

Возлюбленные Господа избавятся от смертоносного действия лукавых сил, и Твоя рука примет чад, спасет их, услышав мою молитву. Как спасет? «Десницею Твоею» - Христом. «Бог спасает десницей Своей, давая во искупление ради спасения мира Единородного Сына Своего, ибо Сын есть Десница Отца. А внимает Он, уделяя праведному, помимо отпущения грехов, еще и духовные дары. Ведь Бог слышит молящего Его и дает ему через покаяние отпущение грехов, а затем внимает, даруя, помимо этого, еще и способность творить чудеса посредством духовной благодати» (МИ).

Как будет действовать спасающая Десница? Размерив и разделив землю Своего Царства, она соединит в нем все доброе. Далее пророк говорит (8-10 ст.) от Лица Бога, Которого Иудеи должны узнать в Христе. Господь, разделяя, соединяет Собой всех и вся: Ст. 8-9. Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю. Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем - крепость главы Моея, Иуда - царь Мой. Перевод: Бог возгласил во святилище Своем: «Возрадуюсь и разделю Сихем, и долину шатров измерю! Мой Галаад и Мой Манассия, Ефрем - защита главы Моей, Иуда – царь, поставленный Мной!» «Бог возглагола во святем Своем». 1. Во "святилище Своем", в храме. 2. «Бог открыл волю Свою мне (Давиду) чрез Святого Духа, во Святем Своем Духе» (ГР). 3. Эти слова напомнили свт. Афанасию: «в последок дней сих глагола нам в Сыне (Евр. 1, 2). Ибо Он есть Святый Бога и Отца» (АВ). 4. Прп. Максим, соглашаясь с свт. Афанасием, добавляет: «Глаголет Он и в каждом святом, хранящем заповеди Его, как бы являя через дела святых живые словеса, которые громче всякого гласа» (МИ).

Бог открыл пророку, что в радости, т.е. по благословляющей воле Своей, Он размерит и разделит Святую землю для возлюбленных Своих: «Возрадуюся и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю». «Сикима» – это древний город Сихем, потом он станет главным в Самарии. «Юдоль жилищ» - долина палаток, скиний, где жили пастухи. Эти два пункта, находящихся на западе и востоке Иорданской страны, обозначают, видимо, всю Святую землю. Свтт. Афанасий и Василий относят это обещание Бога к новозаветным временам, когда «преисполнится она (*земля) Церквами» (АВ). Бог разделит земли между поместными церквями и соединит живущих на этих землях в Своей Святой, Единой, Соборной, Апостольской Церкви. И соединит Он их Собою. Обетованная земля прообразует землю Царства Божия, те обители, которые Учитель обещал ученикам на последней Вечери. Сейчас Господь как бы осматривает Свои земли и пророчествует о них.

Свт. Василий: Сихем прообразует Завет, который когда-то был заключен с одним Израилем, а во времена новозаветные «будет разделен между всеми и польза сделается общею для всех облагодетельствованных Богом… Тогда и далеких между собою приведет в соприкосновение Умиротворяющий, аще земная, аще ли небесная (Кол. 1, 20); и средостение ограды Разоривый сотворит обоя едино (*«соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду»» (ср.: Еф. 2, 14)» (ВВ). Бог разрушает тленные преграды и возводит к единству.

И единство это в Боге: «Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем - крепость главы Моея, Иуда - царь Мой». Везде смысловое ударение падает на местоимение «Мой»: Божий народ только в Боге обретет спасение, мир и единство. «Галаад – это название страны в Заиорданской области, Манассий – наименование одного из 12 колен народа еврейского, которое владело Галаадскою страной» (ГР). Моя земля и те, кто живет на ней. «Ефрем крепость главы Моея»: «от Ефрема произошло Израильское царство» (АВ). «Ефремово колено – самое сильное и многочисленное из всех колен, а потому оно считается во главе всего народа Моего… Из колена Иуды, еще по предсказанию патриарха Иакова (Быт. 49:10), до самого пришествия Мессии должны происходить цари народа Моего, что и исполнилось на Давиде и его потомках: "Иуда царь Мой" (ср. Пс. 67:28)» (ГР). «Колено Ефремово (как сильнейшее) изображается как щит Его (крепость главы); колено Иудино, из коего имел произойти Царь (Быт.49:10), - властительным железом, Его скипетром» (ИО). Из какого бы ты ни был колена – Иудина, Ефремова, Манассиина, – ты Мой, Христов. Только ты должен узнать во Христе Своего Бога. Сначала Господь (в 8-9 стт.) устами Давида с радостью перечислил колена народа, который верит в Единого, имеет Закон, пророчества о Христе, и в силу этого он и во времена пророка уже не чужой Ему. К этому народу – как к Своему - придет Христос. Далее Давид пророчествует о народах, которым только в новозаветные времена предстоит присоединиться к святому достоянию: ст. 10. Моав - коноб упования Моего: на Идумею простру сапог Мой, Мне иноплеменницы покоришася. Перевод: «Моав – надежный сосуд Мой, на Идумею наступлю стопою Моей! Мне иноплеменники покорились». Зигабен полагает, что Давид говорит от себя, Царя Иудеи и Израиля: он перечисляет свои владения, настоящие и будущие. Мы же соглашаемся с комментариями свтт. Василия и Афанасия: Давид Духом Святым пророчествует о новозаветных временах и Христовом достоянии.

«Моав - коноб упования Моего». «Моавом назван здесь моавитский народ, происшедший от Моава, сына старшей дочери Лота, племянника Авраамова» (ГР). Моавитяне, хотя имели общие корни с Израилем, но были язычниками, и часто враждовали с ним. Хотя «каноб» значит: котел, чаша для умывания ног, но Бог усваивает эту «чашу» Себе. Этим сей предмет, т.е. народ, освящается. Не стоит видеть здесь пренебрежения: «Говорит же, что и моавиты, т.е. народ прежде безбожный, возложат надежду на Бога» (АВ). В ветхозаветные времена «Моав был отверженный, имевший запрещение не входить в церковь Господа. Ибо не войдет, говорит, Моавлянин и Аммонянин до третьего и даже до 10-го рода в вечное время (Вт.23, 3)» (ЕЗ). Однако пришествие Господа все изменит. Сейчас Он назвал Моав канобом Своего упования: каноб (чан, большой сосуд) – образ купели Крещения, пройдя через которую и отверженные ранее будут усвоены Богу и «возымеют надежду на Меня» (ВВ в ЕЗ).

«На Идумею простру сапог Мой». «Идумеей называлась лежавшая на юг от Иудеи земля, населенная идумейским народом, происходившим от Исава, прозванного Эдомом, который был брат патриарху Иакову, или Израилю» (ГР). Этот народ также часто враждовал с Израилем. Бог распространит Свой Завет, Свою благую власть на Идумею – таков, на наш взгляд, смысл образа простертого сапога. Он не символизирует ни насилия, ни подавления. Господь Иисус Христос обещает: «пройду и по Идумее» (АВ), чтобы и там собрать чад. «А сапог Божества есть богоносная плоть, через которую Оно снизошло к человекам» (ВВ). Иное мнение: «Унижу, говорит Господь Бог; буду попирать ногами (в сапогах) идумеев, как попирали побежденных» (ГР).

«Мне иноплеменницы покоришася». Богу покорятся все народы, которые прежде были чужими и чуждыми Богу и Израилю, но через Крещение станут своими. Свт. Василий уверен: «Итак, все иноплеменницы покоришася, подклонившись под иго Христово» (ВВ). Апостолы разнесут Благую Весть по всему миру, лик земли покроют храмы Христовы, и Церковь станет надежным градом, вечным и огражденным, и силы зла не одолеют ее. По словам свт. Василия, нераздельность призвания «сводит далеких между собою, созывает дальних, и многих делает единым через веру во Христа» (ВВ). Мы исповедуем: "Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Церковь Едина, но собирает в себе разных людей, объединяет поместные церкви. Она не делится на части, но представляет Одно Тело Христово. Итак, Господь в радости о спасенном народе Своем – Церкви Христовой - разделит ему землю Царства для жизни вечной и блаженной. Разделяющий дары и вечные обители соединит весь Новый Израиль Собой.

И некто спрашивает: ст. 11-12. Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших? Перевод: Кто введет меня (Давида) в град огражденнный? И кто укажет мне путь до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувший нас? Уже не шествуешь Ты, Боже, во главе полков наших! 1. Давид вопрошает Бога «как бы от лица приносящего покаяние и желающего принять веру во Христа народа иудейского» (АВ). Этот голос мы слышали в начале 59 Пс. Раскаявшиеся иудеи спрашивают: «Кто же иной введет нас во град ограждения, кроме Тебя Самого, изринувшего нас из жилища Твоего за беззакония наши?» (АВ). «Град ограждения»: «Градом же ограждения называет Церковь, огражденную Божией силой» (АВ). И еще: «…Град ограждения есть то душевное состояние, пребывая в котором, подлинно благочестивый и боголюбивый муж становится неприступным и неуязвимым для недругов, благодаря стене святых Сил, охраняющей его» (МИ). Через первое можно войти во второе. Называет Церковь «городом - по причине собрания живущих по закону, а огражденным—по причине ограждения ее верою» (Свт. Василий в ЕЗ).

«Кто введет мя во град ограждения?». Кто приведет в Церковь душу, ищущую Бога? «Слова Исихия: Указывать путь Израилю к Церкви есть дело одного Христа» (ЕЗ), но в мире Он будет действовать через Апостолов. Они образуют первое основание на Камне Христа-Спасителя, первыми войдут в Его Церковь, а затем покорят Ему весь мир. Возможно, Давид в 11 ст. и от их лица испрашивает Божественной помощи в преодолении стен страстей и неверия у народов грозных, страстных и сильных.

«Или кто наставит мя до Идумеи?». Идумея для свт. Афанасия – образ всех племен, всех «языков», принявших Благодать. Подтекст: вот уже вся Идумея – потомки нечестивого Исава - в Церкви Христовой. И язычника Спаситель введет в Церковь Свою, так что в Идумее воссияет Свет, – но кто наставит меня, вчерашнего иудея, чтобы я достиг Идумеи? Зачем раскаявшемуся иудею Идумея? Чтобы оказаться в числе принятых Богом – хотя бы вместе с жителями Идумеи.

Кто введет меня в Твой огражденный град? «Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших?». Не Ты ли, Боже? Никто кроме Тебя. Но Ты отринул нас и не выходишь против наших врагов с полками нашими. Вряд ли говорящий сомневается и имеет нужду в вопрошении. В подтексте: раскаявшийся спрашивает о себе, смирившемся и скорбящем, взыскующем благословения и помощи Бога. Отринувший не примет ли его к общению? И не будет ли Он на стороне таких, как он, что пришли через покаяние ко Христу? В подтексте – молитва о принятии, замаскированная от смирения под вопрос. В последних стихах она слышна уже явственно.

2. Исторический аспект. Давид говорит от своего лица: чужие народы станут моими, но кто поможет мне преодолеть высокие стены их укрепленных городов? Кто скажет мне, как безопасно и незаметно подойти к Идумее, стране сильной и воинственной, как Исав? Только Ты, Который недавно отвращался от нас за грехи Авессалома, народа и мои. Вернешь ли нам милость и помощь, выйдешь на стороне нашего войска? Давид вопрошает, но в вопросах слышатся ответы.

3. Давид вопрошает от своего лица, но о далеком будущем, поэтому здесь пророчество: «Далее пророк Давид, пожелав видеть и чувственно то, что видел умственно в Духе, говорит: кто поведет меня в город христиан, то есть, в церковь, управляемую законами Евангелия, и огражденною, как стеною, кровью Христовою, и крещением, и крестом, и осенением Ангелов и учителями, или объемлемую всякого рода добродетелью? Или кто укажет мне путь в землю неверных народов, чтобы увидать их уверовавшими? Кто ж другой, как не Ты, Боже, Который отвергнул нас?» (ЕЗ), отверг иудеев времен Нового Завета.

Давид просит Бога о спасении: ст. 13-14. Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам. Перевод: Даруй нам помощь от скорби, ибо от человека не ждать нам спасения. С помощью Божией мы явим силу, и Он смирит гонителей наших. Давид молит Христа от лица святых и грешных, от лица раскаявшихся в неверии потомков и от лика апостольского, а также от лица вчерашних язычников. Их объединяет одно: они пришли ко Христу, пришли от скорби, пришли с верой, любовью и упованием. Их голоса сливаются в Единой, Святой, Апостольской Церкви.

«Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо». Большинство толкователей понимают первую фразу так: помоги нам избавиться от скорби. Но у свт. Василия: наша скорбь – повод и причина Божественной помощи - в спасении от греха, диавола и вечной смерти. Не скорбь враг, а эти древние, и спастись от них человек сам никак не может: «суетно спасение человеческо». Святитель пишет: «Не множеством денег, не превосходством силы, не высотою славы приобретается победа, напротив того, из преизбытка скорби Господь подаст помощь взыщущим Его. Таков был и Павел, который скорби ставил себе в похвалу, почему мог говорить: егда немощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). Даждь и нам, Господи, помощь от скорби, ибо скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит (Рим. 5, 3–5). Видишь, куда возводит тебя скорбь? К непостыдному упованию! Болен ли ты — благодушествуй, потому что егоже любит Господь, наказует (Евр. 12, 6). Беден ли ты — веселись, потому что ожидают тебя Лазаревы блага. Терпишь ли бесчестие за имя Христово — ты блажен, потому что бесчестие твое обратится в ангельскую славу» (ВВ). Скорбь иудеев, ищущих благословения Божия, одиноких, отверженных, несет в себе надежду на их спасение: с верою обратитесь к Господу всех скорбящих – и вы обретете вечную Обетованную Землю Царства и встретите Мессию, которого ожидали отцы. Так же притягивает помощь Божию скорбь тех, кто сопротивляется грехам и злым внушениям. Трудно быть кротким, чистым, забывать себя, не лукавить с заповедью, но там, где трудно, там является помощь Спасителя: «…Скорбь есть труд для приобретения добродетели, а помощь—последующее за ним, по благодати Христа, бессмертие, в сравнении с которым всякое спасение есть суета и совершенное небытие, что справедливо почитается суетою» (прп. Максим в примеч. Зигабена). «Помощью» может быть названо все дело Спасения (Крест, Воскресение, Послание Духа и т.д.), а также многообразная - явная и тайная, через слово и Таинство даруемая Благодать.

Спаситель – Бог: «О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам». Чтобы в нас победил Бог, уничижив стужающих демонов, необходимо, чтобы человек чистой жизнью и всецелым упованием «сотворил силу» о Бозе. Бог не встанет на сторону тех, «кто надеется [только] на самого себя, кто уповает на лук свой и начертывает на мече спасение свое. Но, разумеется, Бог изыдет на брань против невидимых врагов и [придет на помощь] тем, кто вместе с Самим Богом избодает рогами врагов и во имя Его уничтожает восстающих на них (Пс. 43:6-7)» (МИ). Человек усилиями, трудом, подвигом участвует в явлении спасительной силы, но побеждает Бог. Сила принадлежит одному Богу, и праведник действует не своей, а Его силой. «О Бозе сотворяют силу те, которые не приписывают самим себе преуспеяние в добродетели и не относят за счет собственной мудрости постижение Божественных тайн. В них целиком обитает Сам Единственнейший Бог, Который созидает всякую добродетель и дарует ведение, уничижая злых бесов, противостоящих добродетели и ведению и стремящихся, через порок и неведение, придавить гнетом боящихся Бога. Ибо Он, являясь Творцом всяческих, есть и Спаситель всех. Ему же подобает слава во веки. Аминь» (МИ).

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Максим Исповедник, прп. Толкование на некоторые места книги Псалтырь. - http://mission-center.com/ru/tolkovaniy-sv-pisaniy/339-pr-maksim-ispovednik/7223-tolk-na-knigu-psaltir. - МИ.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦС

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).