8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 66

Надписание: В конец, в песнех, псалом песни Давиду. Перевод: В конец, псалом, песнь Давиду. Слово в конец «указывает на конец закона, который есть Христос Господь, Которому принадлежит вечное прославление Его в песнех, или песнопениях» (ГР). Пение в «псалме песни» чередуется с инструментальной музыкой.

Свт. Афанасий заметил, что «псалом этот сходен с предыдущим» (АВ). В обоих живет одна пасхальная радость и молитва обо всех народах. Кажется, что им обоим предшествовало одно откровение о спасении человечества через Крест, Воскресение и Апостольскую проповедь. Душа пророка сначала ответила ликованием, славословием, Давид призывал народы войти в эту радость (65 Пс.), а потом он сосредоточился на просительной молитве (66 Пс.). В 65 Пс. Давид от лица Апостолов призывает народы: «приидите», «воскликните Господеви», рассмотрите дела Его, благословите Его. Дела Его – спасение и милость. Однако для спасения человека нужна не только Жертва Христова, но и жертва самого человека – духовная жертва, за которой последует воскресение духовное. И Давид учит на своем примере, какого рода должны быть эта жертва: надо любить Правду Божию более себя (17-18 стт.). Если есть во мне грех, неправда, да не услышит меня Господь! Но молитва Давида услышана (19 ст.), и пророк благословляет Бога (20 ст.), однако, Давид так и не поясняет, о чем была его святая просьба. И мы только по «апостольскому» обращению к язычникам и пасхальному ликованию стихов можем предположить, что предметом его молитвы было спасение всего мира. В откровении, из которого и родился 65 псалом, пророк, видимо, и получил удостоверение Духа о просвещении Апостолами язычников и о принятии миром Благой Вести. Грядущее для пророка настолько реально и видимо, что он благословляет Бога за будущее спасение как за спасение состоявшееся.

66 Пс. словно восполняет недосказанное в предыдущем псалме или даже продолжает его: он представляет собой просительную молитву, радостную от предвкушения спасительного дара: «Этот псалом песни Давиду внушен Духом Святым: в нем псалмопевец молит Бога о благословениях, которые должны излиться на землю с пришествием Мессии–Христа, и потом - о распространении истинного богопознания и между язычниками» (ГР). Дух пророка молится, но спокоен, потому что опирается на верное Божественное откровение. Молитва его дышит миром, потому что молящийся жив упованием. Давид в этом псалме (как и в предшествующем) говорит от лица Апостолов: «И здесь опять вводится лице Апостолов, которые преподают учение язычникам и молятся об избавлении от прекословящих учению их» (АВ). Молитва пророка обращена к Богу, однако, народы земли могут найти в ней учительное слово.

Давид словно стоит пред Богом на просторах Царства. Он молит о просвещении, спасении новых христианских народов (в 65 Пс. он призывал от этих же просторов тот же новый народ, чтобы он прославил обретенного ими Бога). Он, говоря «мы», «нас», «ны», объединяет себя с Апостолами и народами: ст. 2. Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Перевод: Боже, смилуйся над нами и благослови нас, яви нам сияние лица Твоего и помилуй нас! «Боже, ущедри ны и благослови ны». Бог – Святая Троица и Христос 1. Давид молит Единого Бога: «ущедри» нас, т.е. пошли на землю Сына, Он - Свет от Света Лица Твоего и Спасение языков. «Предузнав чрез Духа таинство вочеловечения Христова, Давид сими словами просит о исполнении его, и, во-первых, молится о помиловании человеческого естества, которое жестоко было мучимо злым диаволом; во-вторых,—о благословении, то есть, освящении оного» (ЕЗ). Давид молит Христа: «ущедри» нас (Апостолов, народы, пришедшие ко Христу) Благодатью Церкви и блаженством Царства, куда в Великую Субботу будут введены Христом и ветхозаветные праведные.

«Благослови ны». «Евсевий говорит, что священникам иудейским был дан закон благословлять народ, как написано в книге: «И сказал Бог Моисею следующее: «Скажи Аарону и сынам его, говоря: так благословите сынов израильских сими словами: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да явит Господь Лице Свое на тебе и благословит тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! И положат имя Мое на сынах израилевых; и Я—Господь благословлю их» (Числ.6,22)» (ЕЗ). Христос по Человечеству – «Иерей во век, по чину Мелхиседекову» (Пс.109, 4), Который благословлял Своих учеников и верных, и Господь Благословляющий. Об этом благословении и молит Давид.

«Просвети Лице Твое на ны и помилуй ны». 1. Посмотри на нас без гнева, с Любовью. 2. Пошли в мир Сына, и Он явит нам Свет Твоего Лица: «Лице Отца— Сын: ибо кто видел, говорит, Меня, тот видел Отца (Иоан. 14, 9» (ЕЗ). Он – «Свет от Света», так как Единосущен Отцу. «Ущедри», «благослови», «просвети Лице» – Давид перечисляет в прошении дела Божественной милости, явленной Христом.

В подтексте: что же вы хотите? – как бы спрашивает Господь. В чем должна явить себя щедрость? Какое дело ваше требует Моего благословения? Будущая Церковь отвечает, обращаясь ко Христу – Богу и Человеку: ст. 3. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Перевод: Дай нам познать на земле путь Твой, путь спасения, явленный Тобой всем народам! Может ли человек познать пути Бога? Нет, Твою Божественную мудрость, пути мыслей Твоих нам не понять, ибо они – бездна, подобная морской, и она не оставляет следов Идущего: «В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, и следы Твоя не познаются» (Пс.76, 20). Но мы можем через Евангелие увидеть дела Человека Иисуса, путь Его жизни, услышать слово Его, и тогда познаем, еще будучи на земле, пути Божественные: «Познати на земли путь Твой». Через слово Иисуса мы примем слово Бога, Премудрость Божественную. Церковь Христова желает познать не только Твою Премудрость и Твой Промысел («путь Твой»), но и свое спасение. Оно - от Тебя, поэтому названо Твоим: «во всех языцех спасение Твое».

2-3 стт. содержат молитву о Боговоплощении, Кресте, Благой Вести и апостольской проповеди, которая пройдет через всю землю. Яви Бога через Человека, действия Божественные – в действиях Иисуса, и мы познаем путь Твой – путь мыслей Твоих и волю Твою о нас, следовательно, и наш путь, а также то, что его венчает Крест. Познаем, чтобы идти по нему. 1. Приди, «чтобы познали живущие на земли люди путь жизни своей, который Ты, первый пройдя, покажешь и другим, чтобы проходили его, и, сверх того, чтобы знали все языческие народы вочеловечение Твое для нас. Его-то называет спасением, как и Симеон назвал словами: ибо видели очи мои спасение Твое (Лук. 2, 30); так как посредством оного мы спасаемся» (ЕЗ). По мысли Исихия, Давид обращается к Отцу, но Путем, который ведет к Отцу, и Спасением называет Сына: «Слова Исихия: Когда Ты явишь Лице, тогда будет познан путь, ведущий к Тебе—Отцу—Тот, Который сказал: Я путь; и никто не приходит к Отцу, как только Мною. Он же будет и спасение для всех народов, и тогда исполнятся следующие слова: узрит всякая плоть спасение Бога нашего (*Лк. 3, 6)» (в ЕЗ).

2. Апостолы этими словами молят Христа об успехе проповеди. Ты с нами до скончания века; Ты в нас идешь по пространствам земли. Куда и как идти, чтобы Твое спасение познали все народы, чтобы и к ним Ты пришел? Апостолы молят, чтобы им видеть добрые плоды своих трудов: «во всех языцех спасение Твое». Или: «Испрашиваем щедрот Твоих, Владыко, и явления лица Твоего, чтобы прийти нам в состояние проповедать всем народам явственный путь святого Евангелия Твоего, потому что спасением везде называет пришествие Его» (АВ). Апостол должен быть свидетелем земной жизни Господа и \ или свидетелем Его спасительного дела на земле: «Познати на земли путь Твой». «Познати» Духом Святым. Это начало, а конец проповеди, ее цель: познать «во всех языцех спасение Твое», обрести спасенных во всех народах. Давид «молит, чтобы все языцы познали путь Господень, т.е. все домостроительство спасения рода человеческого, уготованное чрез Сына Божия, Спасителя миру…» (ГР). Возможно скрытое противопоставление: даруй познать путь Христа на земле и увидеть в вечности спасение (конечное блаженство) во всех народах.

Молитва к Богу содержит скрытое обращение к народу спасаемому: Он ущедрит, благословит, явит нам Спасителя, но и вы должны достойно принять это благословение, жизнью и сердцем познать путь Христа, Самого Спасителя мира и замысел о нашем спасении.

Все смыслы хорошо обобщил прот. Григорий: «Изречениями этих стихов псалмопевец испрашивает у Бога милости для всех народов земных – того благословения Божия, которое низойдет с пришествием Мессии-Спасителя на землю, выражая моление свое теми словами, какими заповедано было Самим Богом, чрез Моисея, священникам благословлять народ (Числ. 6:24-26). Боже, будь милостив к нам и благослови нас; просвети лице Твое, т.е. воззри милостиво, озари светом Твоим; или: пошли нам Сына Твоего, Спасителя мира. Познати на земли путь Твой, т.е. чтобы населяющие землю научены были пути, который ведет к Тебе, и чтобы во всех языцех проповедано было спасение Твое. Ты Сам "путь и истина и живот" (Ин. 14:6), а потому познать путь Твой значит то же, что познать Тебя и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3), иметь веру в Тебя и чрез то получить вечное спасение (Мк. 16:16)» (ГР). Народы через Евангелие познают Твой путь, ведущий к Небесному Отцу на Небо. Он проходит через Крест. Нельзя говорить о пути и не думать о Кресте. Христос предлагает народам Свой путь и крестоношение. Чем завершится он? Кто достойно пронесет свой крест, идя за Спасителем, тот этим прославит Бога. Давид ничего не говорит о кресте, но пророчествует о последующей за ним великой радости.

Народы прославят Бога. Давид предвидит это и молится об этом: ст. 4-5. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Да возвеселятся и да возрадуются языцы, яко судиши людем правотою и языки на земли наставиши. Перевод: Да прославят Тебя народы, Боже, да прославят Тебя народы все! Да возвеселятся и возрадуются племена, ибо судишь Ты народы праведно и наставляешь племена на земле! «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси». Да прославят Тебя народы, ибо возрадуются о правде Промысла Твоего и о просвещении Истинной Твоей: «да возрадуются языцы, яко судиши людем правотою и языки на земли наставиши».

«Языцы» – «людие» - «людие вси».1. Иногда толкования противопоставляют: иудеи («людие») \ язычники («языцы»). Язычники языцы») будут иметь более поводов для радости, чем иудеи (это те «людие», которым Ты «судиши правотою» = осудишь, накажешь): «иудеев, которые были некогда Твоими людьми, за то, что они не приняли Тебя, во плоти к ним пришедшего (Ин. 1:11), Ты осудишь, а народам, живущим по всей земле, укажешь путь к богопознанию, научишь истинной вере: языки на земли наставиши» (ГР). Но тогда кто эти «людие вси»? Иудеи? Но именно им Давид заповедует славословить Бога и радоваться. Представляется, что текст не разделяет язычников и иудеев, а соединяет их: они и есть «людие вси».

2. Все призваны к святому исповеданию Творца и Зиждителя. Давид молит Господа, чтобы Его прославили все люди земли, чтобы все стали Его людьми, Его чадами: молит, потому что Господь – причина всякого блага. Ты придешь не для Суда и осуждения: Ты рассудишь о нас (о язычниках, иудеях – обо всех людях) Твоею Правдою («судиши людем правотою») и устроишь наш путь ко спасению: через Крест, Воскресение и промышление о каждой душе. Ты будешь наставлять пришедшие к Тебе народы – через слово Св. Евангелия, слово Церкви и таинственно: «языки на земли наставиши». И они перестанут быть язычниками, но станут чадами Церкви Христовой – по суду, по Промыслу Твоему. Да возвеселятся они о суде и Промысле Твоем, о Правде и учении. Возвеселятся, «ибо узнали, что между существами ничто не оставлено без попечения и промышления; но Ты Судия всех, производящий праведные суды и заблудшим указываешь путь к истине, а не хотящих покоряться наказываешь» (Феодорит в ЕЗ).

Давид не устает повторять свое святое желание: ст. 6. Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Перевод: Да прославят Тебя народы, Боже, да прославят Тебя народы все! А потом пророчествует о плодах этого исповедания и молит о них: ст 7-8 Земля даде плод свой, благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли. Перевод: Земля принесла плод свой. Благослови нас, Боже, Боже наш! Благослови нас, Боже! И да убоятся Тебя все пределы земли! Каков смысл повтора: да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси? 1. «Пророчественный Дух, веселясь о спасении вселенной, неоднократно повторяет одно и тоже, почерпая себе радость в этом повторении» (АВ). Давид любит Божественную славу и желает, чтобы ее любили все, и чтобы все, славящие Бога, спаслись.

2. Благословенно и радостно время цветения (5 ст.) и время плодоношения (7-8 стт.), поэтому народ дважды призывается к прославлению Бога. В 4-5 стт.: да прославят Тебя народы, ибо примут Благую Вестьязыки на земли наставиши»). Это время цветения, и Церковь поет: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в ней же утвердися мое сердце» (Ирмос Воскресного канона, песнь 3). В 6-7 стт.: да прославят Тебя народы земли, ибо эта земля, преображенная Евангелием, даст небесный плод: «Земля даде плод свой».

Только благослови нас, Апостолов, на проповедь и служение, и Твое благословение преобразит народы: «благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли». «Вси концы земли» = «земля» = народы. Они были землей, но станут гражданами Царства. Они были пустыней, но она процвела от слова Апостолов: их коснулось Твое благословение, и от него родился «плод»страх Божий, начало премудрости и спасения. Народы процветут, приняв Твое благословение, и принесут Тебе плод свой – «преспеяние в благочестии» (АВ). Или возможна обратная зависимость: страх Божий привлекает Божественное благословение: «Далее показывает, как можно получить Божие благословение: и да убоятся Его все концы земли. Ибо имеющий благоговение к Божественным законам и боящийся будущего суда, угождает Богу хранением их; а угождение Богу низводит благословение» (Феодорит в ЕЗ). Благочестие святых более всего славит Бога, поэтому святое исповедание, к которому призывает Давид («Да исповедятся Тебе людие, Боже»), также есть тот «плод», о котором пророчествует псалмопевец. В жизни земной, видимой, материальной время цветение и плодоношения отстоят друг от друга. Но Церковь всегда имеет на ветвях своих одновременно и цветы, и плоды. Начало исполнения пророчества о Церкви Христовой - на земле: «земля даде плод свой». Бесконечный конец – в Царстве Бога.

Опять Давид творит сугубую молитву: «Благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже». Почему? «Как двукратно возбуждает народы к песнопению, так двукратно испрашивает им благословение» (АВ). Человек будет петь Богу сначала подвигом жизни, а потом воспоет Ему в блаженной вечности. Первое благословение Божие - для пришедшего в Церковь земную, второе - для чада Церкви торжествующей. Двукратносугубо, усиленно. Сугубой молитвы требует грядущая вера народов и вся жизнь их. Или иное: когда человечество (земля, плод ее) предстанет пред Судией, тогда Церковь святых (Давид говорит от их лика) вознесет пред Ним сугубую (усиленную) молитву о благословении народов. Тогда убоятся концы земли, ибо страшен тот Суд, и будут молить о благословении Отца и о благословении Сына: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25,34).

Псалом кончается словом «земля»: люди всей земли и самые концы ее призываются ко Христу и спасению. Всемирной будет апостольская проповедь, Всемирной – Церковь, Всемирным – Суд. «Земля» 66 Пс. - это те же люди, та же «земля», которую Давид призывал в начале 65 Пс.: «Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале его». Так Давид замыкает круг из двух псалмов.

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).