8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 70

В еврейской Псалтири 70 Пс. не надписан, поэтому некоторые толковники воспринимают его как продолжения 69 Пс. (ИО), как лист, развернувшийся из его почки. 69 Пс. – молитва Давида. Он молится от своего лица и от лица человечества: 1) да постыдятся мои враги, 2) да возвеселятся праведники, ищущие славы Твоей, 3) и мне, нищему и убогому, помоги. Давид не причисляет себя к святым. Он объединяет себя с нищими, не имеющими подлинной праведности и просящими о ней Бога. В 70 Пс. Давид говорит именно от лика праведных, не отделяет себя от них, не молится отдельно о себе и отдельно – о них. Исповедь к Богу он возносит от их лица. 69 Пс. не содержит образов, которые пророчествовали бы о новозаветных событиях, хотя и обращен ко времени Благодати: тогда будут побеждены враги невидимые, а многие из видимых обратятся ко Христу и перестанут быть врагами праведника. Чистые сердцем узрят явленную Славу Божию в Христе Пришедшем, и Сын Божий спасет людей Своих от грехов их; падшая природа человека получит преображение в Церкви и Царстве. Человек воскреснет. Обо всем этом пророчествует 70 Пс., отвечая на моления, бывшие в кратком и емком 69 Пс. Упование праведника, его духовно-нравственные проблемы (они формируют смыслы 69 Пс.) разрешатся мессианскими смыслами 70 Пс. Однако пред нами разные псалмы.

В славянской Псалтири псалом имеет такое надписание: Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленшихся, не надписан у еврей. Перевод: Псалом Давида, сынов Ионадавова и первых пленников, не надписан у евреев. «Откуда же произошло надписание в нашей Псалтири? Отцы Церкви и многие из ученых истолкователей псалмов говорят, что это надписание сделано LXX толковниками, которые на основании предания, а также и самого содержания псалма, засвидетельствовали, что он написан Давидом от лица сынов Ионадавовых, или так называемых Рихавитов, т.е. потомков Рихава, которые отличались благочестием и поставлялись в пример послушания прочим израильтянам» (ГР). Рехавиты происходили от кенеев, мадиамского племени, к которому принадлежал тесть Моисея Иофор (Суд 1,16; 4,11). Они пришли в Палестину вместе с евреями, которых вел Моисей и Иисус Навин, и были приняты в колено Иудино (1Пар 2,55), но не оставили кочевого образа жизни. Кто же тогда «сыны Ионадавовы»? Ионадав, сын Рехава, будет жить примерно через полтора века после смерти Давида (10 в. до Р.Х.), во времена царя Ииуя и пророка Елисея (9 в. до Р.Х.). Ионадав заповедал своим потомкам жизнь в шатрах и запретил им пить вино, строить дома, сеять хлеб, разводить виноградники и ухаживать за ними. И те были послушны заповеди отца. Прошли века. Бог повелел пророку Иеремии (6 в. до Р.Х) привести некоторых из дома Рехавитов в одну из комнат храма и дать им пить вина. Те пить отказались, объяснив это послушанием заповеди. Господь поставил чтущих слово отца в пример тем, кто не слушает слово Бога, и обещал Рехавитам Свою защиту в дни гибели Иудеи. Господь сказал: «Не отнимется у Ионадава, сына Рихавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни» (Иер. 35, 19), - за хранение благочестивых заповедей отцов. Давид говорит от лица того мужа. Почему не от своего лица? Потому что помнит грех свой, т.е. свое непослушание Богу, потому что почитает путь отказа от роскоши и цепей собственности как лучший, но сам в силу положения царя не может отказаться от пиров, богатства, домов, полей, виноградников. Давид написал псалом по внушению Духа Святого («Давиду псалом»), и по тому же внушению святые переводчики Септуагинты (3-2 вв. до Р.Х.) подчеркнули в надписании 70 Пс.: Давид говорит от лица лучших людей Израиля, которые сохранили послушание Богу до конца.

К ним же в надписании причисляются и люди первого пленения, послушно принявшие наказание, каким Бог желал вразумить свой народ, обратившийся к нечестию: псалом поется Давидом и от лица «первых пленшихся». Кто они, эти люди первого пленения? 1. За 11 лет до разрушения Иерусалима в 597 г. до Р.Х Вавилонский царь Навуходоносор отвел в плен первых плененных (4 Цар. 24,14). Он забрал только лучших людей Иудеи – царя, князей, воинов, мастеров. «Сыны Ионадавовы, или Рихавиты, были в особом уважении у означенных пленников, с которыми вместе они и пели сей псалом как молитву к Богу об избавлении от власти врагов их и даровании спасения» (ГР). Или такой акцент: сыны Ионадава и люди первого плена являют образ праведников ветхого Израиля, и пленены они смертью и адом, но Христос выведет их из этого плена в Великую Субботу.

2. Свт. Афанасий, не отрицая исторического толкования, все же видит здесь более не ветхозаветную историю, а пророчество об Апостолах и святых христианах: «Могут же они (*сыны Ионадавовы) представлять собою лице Апостольского лика, вполне соблюдшего заповеди Отца небесного и сподобившегося похвал в изреченных Апостолам блаженствах. По крайней мере, и при них, то есть при Апостолах, было также первое пленение Иерусалима римлянами. Посему боголюбцы эти, т.е. Апостольский лик, в настоящем псалме представлены приносящими о себе Богу молитву и благодарение за то, что Он, когда утесняли их гонители за евангельскую проповедь, спас их от демонов, сих мысленных наветников, злоумышлявших против души их. При этом дают они обещание, освободившись от служения подзаконного, приносить Богу только жертвы хвалы» (АВ).

Псалом пророческий, мессианский. Пророчества вплетены в молитвы и слова исповедания, возносимые к Богу. Давид молится от лица праведника. Иногда мы видим в нем черты ветхозаветных «сынов Ионадава», иногда проступает Апостольский лик, а в 21 ст. Давид стоит уже в Небесном Иерусалиме и видит свою воскресшую плоть.

Давид в 70 Пс. часто будет говорить о старости. Иногда это слово будет обозначать только возраст, иногда - немощь духовную (грех), но будут случаи, когда слово приобретет исключительно положительный смысл и укажет на духовную зрелость, готовность души к встрече с Богом. Давид говорит и о признаке этой зрелости: имеющий ее праведник становится свидетелем и исповедником Божественной Силы и Божественной Правды. Он видит их в событиях жизни и принимает в откровениях. И Давид, праведник Израиля (Израиль - ум, видящий Бога), обещает и тут же исполняет обещание: «Возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия» (18-19 стт.). Так поет праведный ветхий Израиль, возведенный «от бездн земли» в Великую Субботу. Так восклицает новый христианский Израиль, оживотворенный Святым Духом («оживотворил мя еси») и ожидающий воскресения плоти. В 70 Пс. Давид воспевает, как уже совершившееся, общее воскресение: Ты меня «от бездн земли паки возвел еси», - потому что я (Церковь, Святой Израиль) при жизни слушался Тебя, радовался Тебе, пел Тебе, и язык мой не лукавил, но поучался правде. В день общего воскресения, когда придет время предельной «старости» Адама, то «старость» эта (т.е. зрелость, готовность к богообщению) лишится своего последнего несовершенства – тленности. Праведная душа обретет нетленное тело, нестареющее и бессмертное, вечно юное и совершенное, и не постыдится былой немощи, но весь человек будет прославлен в Царстве.

Первые стихи указывают на начало пути к Царству славы: этим началом является упование на Бога: ст. 1-3. На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею избави мя и изми мя, приклони ко мне ухо Твое и спаси мя. Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя, яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты. Перевод: На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовеки! Силою правды Твоей избавь меня и исторгни меня! Приклони ко мне ухо Твое и спаси меня! Будь мне Богом Защитником и оплотом спасения моего, ибо Ты твердыня моя и прибежище мое! Так же начинается 30 Пс. В 30 Пс. и в 70 Пс. Давид называет святое упование на Бога основой для своего прощения и спасения. Упование соединяет в себе силу любви, на которой стоит, и силу веры ума, видящего Бога, = Израиля, который и говорит в псалме устами Давида. Упование всегда являет себя в поступках уповающего человека, в строе его жизни, и составляет (вмести с иными добродетелями) его духовный стержень («кости»).

«На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век». Упование – начало пути, слава Царства – конец. Во 2 ст. Давид показывает весь путь праведного. Я уповал только на Тебя, Господи, и поступал по упованию своему, поэтому не постыжусь от поражения ни во времени, ни в вечности. Толкуя эти же стихи в 30 Пс., Зигабен вспоминает событие, которое записал св. Амвросий: умирал грешник; он взял в руки свои крест Христов и, обращая сердце свое к Богу и Отцу, молил Его о прощении словами сего псалма, молил так пламенно, что удостоился услышать голос с неба, который обещал спасение. Прощенный умер со словами: «на Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век!» Такова цена упования. Давид исповедует свое упование и молит об избавлении от бед, о спасении, защите.

Путь упования (приводит к Богу) противопоставлен пути стыда (уводит от Бога). Стыд происходит от греха, а согрешили все: «Как и всякий праведник, Давид, прежде всего, выражает в них крепкое упование на Бога, чрез которое он надеется избавиться от вечного стыда, которому подверглось все человечество в лице праотца Адама; выразив такую надежду, он укрепляется в ней молитвою, чтобы Господь Бог избавил его от того стыда и соединенных с ним других бедствий правдою Своею, которая есть Сам Христос (1Кор. 1:30), Сын Божий, Правда вечная, которою мы избавлены, по словам св. Афанасия Александрийского, от греха, содержавшего нас в пленении» (ГР). Точнее: «содержавшего нас в тлении» (АВ).

Христом, «Правдою Твоею избави мя и изми мя, приклони ко мне ухо Твое и спаси мя». Праведник молит: 1. Сыном избавь меня, ибо Он – Правда и Спаситель. 2. По правде Твоей избавь служителя правды. Даже уповающий грешник имеет дерзновение к правде Божией, потому что своим упованием он творит правду: смиряется, кается, ищет Спасителя. Тем более это можно отнести к праведникам, от лица которых говорит здесь Давид. Не только по милости, но по правде «избави мя и изми мя» от плена сопротивных на земле, от плена ада, услышь мое сердце = меня, прими благосклонно, когда предстану пред Тобой в Царстве («приклони ко мне ухо Твое»), и «спаси мя»: преобрази для вечного богообщения.

На Твоей воле утверждаюсь, к Тебе прибегаю упованием, поэтому будь мне Защитником и крепким спасением: «Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя, яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты». В подтексте: от вечного стыда и вечных врагов (греха, диавола, ада, смерти) – избави, изми, спаси, защити. Избавление принесет Крест Христов («место крепко»). И ветхозаветный праведник молит о грядущем спасении. Ему вторит Церковь Христианская: «Апостольский лик, зная, что Бог дал обетование для верующих в Него быть огненною окрест стеною, умоляет исполнить для него самым делом таковое обетование… Ибо Он (*Единый Бог и Воплотившийся Христос) есть камень, на котором созданные имеем твердое основание, и Он есть стена, за которою не терпим вреда от нападения злых. Избавь меня, говорит Апостольский лик, от сих преобладающих мужей, как бы рукою какою влекущих в рабство, исполненных греха, беззаконных и обидящих» (АВ). Для всякого ли Бог «Защититель»? Для твердого в заповеди и уповающего: спаси, «яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты». Жизнь и вера исповедующего это - основание для его надежды, но спасает Господь.

Далее пророк развивает первую молитву: «избави мя и изми мя». Он говорит: кто враг и от кого следует избавить его и Церковь, а также продолжает рассуждать о спасительном уповании. Давид молит Бога и исповедуется пред Ним: ст. 4-6. Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго, яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну. Перевод: Боже мой, избавь меня от руки грешника, от руки беззаконника и обидчика. Ибо Ты надежда моя, Господи, Господи, упование мое от юности моей! Ты опора моя от рождения, еще от чрева матери моей Ты мой Покровитель; Тебя воспеваю непрестанно. «Эти три стиха с небольшими изменениями находятся и в псалме 21-м, и относятся там ко Христу» (ЕЗ), а здесь – к спасаемой душе и Церкви, Израилю ветхому и новому, а также к самому Давиду.

«Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго». Ср: «Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою» (Пс. 21, 21). Израиль в лице своих праведников взывает: избавь меня от руки грешника, который нарушает Твой закон, т.е. идет против Тебя, и обижает меня. Или: Апостолы молят, чтобы защитил Бог дело Свое и делателей от неверующих иудеев, «т.е. народа иудейского, потому что он был и законопреступный и обидящий; — законопреступный, как осудивший неповинных, — обидящий, как не имевший никакого основательного предлога к их осуждению» (АВ). Давид просит и от своего лица: «Под именем законопреступнаго и обидящаго разумеет как Саула, так и вообще всех гонителей и злоумышляющих на жизнь и честь его» (ГР). В скорбях я предавал себя в Твои руки, поэтому избавь меня «из руки грешнаго». Так говорит человек, так говорит и Церковь.

Избавь, потому что в этом явится правда Твоя (Ты избавишь праведного «от законопреступнаго и обидящаго»), потому что терплю скорби за Твою заповедь, потому что истинно мое упование, потому что не только в минуту опасности, но всегда с юных лет я надеялся на Тебя – не на меч, не на коня, не на мирское: «Яко Ты ecu терпение мое Господи, Господи, упование мое от юности моея». Избавь, «потому что терплю это за Тебя и по упованию моему на Тебя, которое возымел со времени первого и начального рождения моего от Тебя, по сказанному: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1, 12)» (АВ). Зигабен справедливо заметил гиперболу: ясно, что Давид явил упование не от момента рождения, а с тех пор, как мог делать нравственный выбор. В этом терпеливом уповании я утвердился от юности - Ты же укреплял меня от самой утробы: «В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой Покровитель». Ср.: «Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты» (Пс. 21, 10-11). Так могли говорить «сыны Ионадавовы» - ветхозаветные праведники. От утробы матери, с начала жизни, я утверждался в благочестии, был воспитан в нем: «Отсюда ясно, что имел и благочестивых родителей» (ЕЗ). Ты утверждал меня с рождения, с момента зачатия был мне Покровителем, и я принимал Твою волю и Твои уроки - утвердился в Тебе. С самого начала жизни привык надеяться на Тебя: «Не что иное, говорит, как надежда на Твою помощь побуждает меня к терпению, Твоею благодатию я приобрел твердую почву, именно в уповании на Тебя я так утвердился, что стал непоколебим в терпении, и это не теперь только, но от самого матернего чрева (от утробы), т.е. от самого рождения своего в Тебе я нахожу опору и укрепление» (ГР). Твоя благодать покрывала меня в самом начале жизни, поэтому не отнимай Своего покрова до самого ее конца. В Тебе утвердился от утробы, т.е. от Тебя, потому что Ты создал человека. Свт. Афанасий полагает, что Апостольский лик устами Давида исповедует во Христе Творца и Промыслителя: «Показывает, что Христос, ради Которого терпели это, есть Тот Самый, Кто зиждительным Своим промышлением извел их на свет, носимых еще во утробе» (АВ).

Жизнь и покров Твой не кончатся и за гробом, поэтому не кончится мое пение: «О Тебе пение мое выну». «Всегда воспеваю и славословлю Тебя, и Твоим о мне промышлением стал я славен» (АВ). Твоей помощи и моей верности удивлялись многие: ст. 7-8. Яко чудо бых многим, и Ты помощник мой крепок. Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. Перевод: Ибо чуждались меня многие, но Ты Заступник мой крепкий. Да исполнятся уста мои хвалою, и да воспою славу Твою, всяк день великолепие Твое! Твоя слава (Благодать), Твое великолепие (Божество) являют себя чудесно, дивно в жизни Твоих людей: «Яко чудо бых многим». И я (Давид, праведник) для многих был предметом удивления, потрясения. И не в силу собственных достоинств, а так как «Ты помощник мой крепок». Бог чудесно спасал Давида. «С одной стороны, проявление особой милости Божией к нему, а с другой – его непоколебимая преданность воле Божией заставляли многих удивляться тому. Из пастушеского звания возвышенный до царского престола и в звании царя превознесенный славою доблестей и многих побед над врагами своего царства, но в то же время испытавший страшные гонения и бедствия со стороны злобных врагов и даже подвергшийся коварной измене и вероломному нападению со стороны любимого сына, и во всех таких превратностях судьбы ни на одну минуту не потерявший упования на Бога, – все это разве не могло вселять удивления не только во многих, но и во всех израильянах?» (ГР). Дивно и чудесно являл Господь помощь и силу Свою в жизни ветхозаветных пророков и новозаветных святых.

Многие удивлялись Давиду, а Давид дивился, наблюдая в откровениях Духа и в жизни спасительные дела Божии, в которых сияли слава и великолепие Его. И теперь он восклицает в восхищении: «Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое». «Славою же именует домостроительство, какое совершил Он на земле и которым исполнил землю славы Своей; великолепием же называет Божество, Которым многообразно совершил все cиe» (АВ). Да восхвалю славу и великолепие, явленные на земле. Молитва эта исполнится в новозаветные времена: земля увидит славу Божию и Самого Бога, когда воплотится Господь. Потом носителями Божественной Благодати – по Благодати – станут апостолы. И текст содержит их сокровенную молитву о вразумлении уст: да исполнятся они песней хвалы, причастившись прежде Христу – славе Его Креста и великолепию Его Божества. Или: воспою их в вечном Царстве: «И иной говорит: «всегда» (*весь день), разумея не продолжительность веков, но чувственную жизнь, а другой под речением «всегда» понимает продолжительность веков, так чтобы пределом упования было ведение Святой Троицы» (АВ).

Я буду петь Тебе весь день своей жизни, а Ты не оставляй меня до конца моего дня: ст. 9. Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Перевод: Не отвергни меня в годы старости; когда оскудеют силы мои, не оставь меня! 1. Давид простирает взор в оба конца своего земного времени - от рождения (5-6 стт.) до старости, и просит он одного покрова: никогда не отвергай меня! Таков буквальный смысл.

2. Старость – это не только период жизни, но символ немощи, в толковании свт. Афанасия – немощи духовной: «Старостью именует здесь немощь. Посему говорит так: да не будет, Владыко, такого времени, в которое оказался бы я немощным. А потому молится о том, чтобы никогда не терять ему упования на Христа, потому что Он наша крепость. Внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Если мне, как человеку, и случится когда согрешить, не оставь меня, Господи, за грех, но воззови снова, как Человеколюбец» (АВ). То же у Зигабена: «Известна всем старость тела, старость же души есть грех». Грех Адама – причина тления и смерти, а тление проявляется в немощи, старости, болезнях плоти. Смерть и тление – враги еще более сильные и страшные, чем те, из рук которых Давид молил избавить его прежде: «избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго» (4 ст.). Немощь и болезни «не справедливы» к праведному.

3. Зигабен слышит в 9 ст. молитву старцев народа, состарившихся в вавилонском плену, однако, плен можно понимать и духовно, как плен человеческой природы грехом, диаволом и смертью. Они же и враги человека.

Не оставь меня (Давида, каждого праведника) в моей немощи, потому что враги желают этого и уже представляют свое желание как совершившуюся реальность: ст. 10-11. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй. Перевод: Ибо твердили враги мои мне, и подстерегавшие меня совещались вместе, говоря: «Бог оставил его, преследуйте и схватите его, ибо нет у него избавителя. ««Мне» сказал вместо: обо мне. Говорили же они между собою» (ЕЗ). «Под стрегущими же здесь разумеет злоумышленников, видимых и невидимых врагов» (ЕЗ). Враги видимые радуются, видя физическую немощь царя, насыщенного днями, а невидимые предполагают немощь духа и уже готовы напасть на душу при выходе ее из тела. Они, «стрегущии душу мою», злословят и клевещут, когда представляют немощь человеческую как грех, достойный Божественного отвержения, или как доказательство такого отвержения. Поэтому они призывают друг друга напасть на праведника для последнего удара: они «совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй». Это ложь: Бог не оставляет праведника. Немощи и болезни праведного – ради венца его! И «злое» наше Господь превращает в спасительное. Немощами будет хвалиться Апостол Павел, потому что через них явит Свою силу Бог. Апостол просил Христа удалить от него искушение («жало в плоть»), но Тот отказал: ««Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12,9). В «немощи» Креста явится нам Сила Божия и спасение: «Через Крест, через видимое торжество немощи, смерти и безнадежности – является безмерная сила Божия, победа жизни, откровение смысла и надежды. Слава человеческая – преходящая, венец этой славы – тленный. Слава Христа распятого и воскресшего – непреходящая, и венец этой славы – нетленный (1Кор. 9:25). Смысл Креста – в любви Божией, которая являет себя в жертвенной немощи. Конец такой немощи – Крест и смерть человеческая. Начало же немощи Христовой – Божественная любовь, вечная жизнь и воскресение человеческое» (Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)). В гонениях, тяготах и мучениях от сильных мира воссияет слава Апостолов и святых.

Не о греховной слабости говорит Апостол, а о доверии к Промыслу и о послушании: «Он говорит о той слабости, которая рождается, когда человек отдает себя, как ребенок, в руки Божии, когда он делается гибким, послушным, когда он дает Богу действовать, не напрягая своих сил в надежде, будто человеческими силами он сможет делать дело Божие, а отдается Богу и дает Богу действовать свободно» (Антоний Сурожский). Гордость называет немощью смирение, но в смиренном действует Сила Божия: «Сила Божия совершается в немощи. Не там, где просто есть немощь, ведь мы немощны во всем и всюду, но там, где мы замечаем ее и от этого смиряемся. Когда мы не только умом осознаём свою немощь, но и в сердце наше глубоко проникает это смиренное ощущение, тогда мы даем место Господу и в нас начинает действовать Его сила …Познавший свою глубочайшую немощь приближается к Богу или, правильнее сказать, Бог приближается к нему, приникает к нему и открывается в его душе, делает его Своей обителью, храмом Божиим» (Схиархим. Авраам Рейдман). Смирение Давида пред Богом и послушание Ему одни воспринимали как чудо, другие – как слабость, немощь, повод для последнего удара, но не они победят.

И Давид молит о победе Бога в нем: ст. 12-13. Боже мой, не удалися от мене, Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне. Перевод: Боже мой, не удаляйся от меня! Боже мой, на помощь мне приди! Да посрамятся и исчезнут все, кто клевещет на душу мою; да облекутся стыдом и позором все желающие мне зла! Эта молитва подобна той, что возносилась Давидом в 2-3 стт. 69 Пс. «Боже мой, не удалися от мене». 1. Не удали от меня Свою милость и помощь, победи тех, кого я предоставил отмщению Твоему и вразумлению: «в помощь мою вонми». Тогда клеветники («оклеветающии душу мою»), пристыженные Твоим благорасположением ко мне, исчезнут из моей жизни. А злодеи («ищущии злая мне») будут опозорены: они «облекутся в студ и срам», как в одежду. И это будет полезно для них. Свт. Афанасий видит такой частный смысл: «Когда нападут они на меня в той мысли, что оставлен я Тобою, а Ты поможешь мне, тогда обратятся они вспять со стыдом, нашедши, что напрасны клеветы, какие слагали они на душу мою. Какие же это клеветы, кроме следующей: Бог оставил есть его (11)?» (АВ).

2. Зигабен вспоминает прор. Исайю: «Грехи ваши отделяют вас от Бога» (Ис.59, 2). Тогда: «в помощь мою вонми» - не попусти греху моему совершиться, прости совершенный. Смиренный и плачущий о немощи своей просит Бога не удаляться от него: «Удаляется же Бог не пространством или Своим существом, ибо Он беспределен, но своим Промыслом» (ЕЗ). Устрой жизнь мою во благо и во спасение, чтобы исцелиться от грехов и утвердиться в Твоей крепости. Тогда постыдятся от своего поражения зложелатели-демоны, клевещущие на праведного пред Богом. Исчезнут, как дым. Они постыдятся на Суде вместе с людьми - служителями своими. Только Ты не удаляйся – они пусть исчезнут. Да будет так! Это более молитва, чем пророчество.

Помощь Бога укрепляет упование человека и вдохновляет его благодарственную молитву: ст. 14. Аз же всегда возуповаю на Тя и приложу на всяку похвалу Твою. Перевод: А я буду всегда уповать на Тебя и умножать славу Твою. «Всяка похвала» предполагает благодарение сердца, уст и похвалу Бога делами: «Выражением: ко всякой, он показывает, что похвала его состоит не только в словах, но и в делах, согласно с чем и Спаситель сказал: чтоб они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Матф.5, 16)» (ЕЗ).

Праведник непременно возблагодарит Бога, когда узнает Его правду = Его спасение: ст. 15-16. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. Вниду в силе Господни, Господи, помяну правду Тебе Единаго. Перевод: Уста мои возвестят правду Твою, всяк день – спасение, дарованное Тобой, ибо не тверд я в мудрости книжной. Войду в храм, облеченный силой Господней. Господи, помяну правду Твою, Единый! «Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое». 1. Вот предмет проповеди пророческих уст - правда Божия и спасение Господне. Они неразрывно и совершенно соединяются во Христе. Он есть Воплощенная Правда и Спаситель мира: «Ибо правда Отца — Единородный Его. Он бысть нам правда от Бога, по слову священного Апостола (1 Кор. 1, 30). Весь день спасение Твое. Всегда буду воспоминать домостроительство, которым даровал Ты нам спасение» (АВ). Наше спасение устроено Крестом, на котором Божественная Любовь, усвоившая наш грех, распинается Божественной Правдой, чтобы спасти нас, неправедных. Когда-то правда Божия закрыла двери рая для Адама и Евы, и они умерли вне рая. Но Иисус победит грех и смерть. «Правда Твоя» в Лице Господа станет «Спасением Твоим». Правда Божия воздаст человеку-праведнику справедливым Божественным судом: пред ним откроется рай богообщения. Он будет спасен от тирании греха, клеветы сопротивных и томления ада. Главный смысл и здесь - мессианский.

2. Прот. Григорий полагает, что правда явится в победе над врагами праведника и в спасении Давида: «Уста мои будут возвещать правду Твою, т.е. язык мой будет рассказывать всем, что Ты, Господи, посрамил и осудил врагов моих, а меня избавил и спас от рук их» (ГР).

3. Давид говорит здесь также о непрерывности пророчества, которое займет всю его жизнь. И Церковь обещает его устами, что не устанет возглашать о Воплощенной Правде и Спасителе своем. И каждый из псалмов будет нести – явно или таинственно – Благую Весть («возвестят») о Праведном и Спасающем.

«Яко не познах книжная». «Книжная» - 1) внешняя поверхностная ученость, не просвещенная Духом, суетные знания; 2) описанные в книгах Закона жертвы, отвергнутые Апостолами: «поелику отверг я все сии жертвы, то войду в горние обители, если Господь подаст мне на это силы» (АВ); 3) «из книг». Уста мои возвестят правду Твою и спасение Твое, совершенное на Голгофе, но не из книг почерпнут уста весть о них, а от Тебя Самого. Познание пророк принимает от Самого Бога. Русский перевод вызывает вопросы: как может быть «не тверд в мудрости книжной» тот, кто на протяжении всей жизни составлял и составил одну из главных книг человечества?

Прот. Григорий, опираясь на свт. Афанасия, предлагает расстановку знаков, которая отличается от традиционной. После: «Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое» - следовало бы поставить точку. После: «яко не познах книжная» нужна запятая: «яко не познах книжная, вниду в силе Господни, Господи, помяну правду Тебе Единаго». Так как я познавал Тебя и тайны Спасения не из книг, но лично от Тебя, то и в правду Твою (в Царство) войду не человеческими средствами (умением, знанием, опытом человеческим), а Твоей Силой (Христом, Силой Твоей). Войду в Правду Твою, одевшись Силой Твоей, как ризой. И Тебя Одного помяну как Помощника своего. Или: не в силу внешней поверхностной учености, а в силу благодатного прозрения, которое есть подлинный дар Твой, я войду в область правды Твоей и спасительной истины. И тогда: «Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое». Так могли говорить о себе Апостолы и все святые проповедники. Свт. Афанасий относит упование и проповедь к апостольскому лику, людям «некнижным», а славословия – к спасаемым ими народам.

Как толкуют исследователи Псалтири слова: «Вниду в силе Господни»? Куда «вниду»? 1. Зигабен, пересказывая Евсевия: «…Я войду в храм Божий, побуждаясь к тому не объявлением книжников, но силою Божиею» (в ЕЗ). Или: «Я войду (в двор скинии или храма) в Твоей силе, как перенесенный и спасенный ею, или же с Твоею силою, с Твоими чудными делами, чтобы повествовать о них» (ИО).

2. Свт. Афанасий восполнил сокрытое обстоятельство места, указав на конечный пункт нашего пути: «Твоею силою и при помощи Твоей буду иметь доступ в землю обетования» (АВ), в Небесный Иерусалим. Как войдет человек в духовный мир Царства? В воскресшей плоти. В той Силе (в силе Божества Слова), которая воскресила плоть Иисуса, воскреснет и моя плоть. И я (Давид, праведник) войду в Царство Славы, облекшись в силу Господню, как в ризу. Там человек достигнет совершенства - благословенной старости, венца жизни.

3. В силе Твоей войду в правду Твою, которую должны возвестить мои уста (15 ст.).

В Твоей силе войду – в храм, в Царство, о область Правды Твоей, - Тебя и помяну, как Единого источника Правды и Господина Царства: «Господи, помяну правду Тебе Единаго». 1. «Помяну» кого? «Правду» (вин. п) = «Тебе Единаго» (вин. п). 2. Помяну дела Твои: «Оставив все сказанное, буду поминать единую правду, по которой освободил Ты нас от греха» (АВ).

Ст. 17. Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса Твоя. Перевод: Боже мой, поучал Ты меня от юности моей, и вот ныне я возвещаю о чудесах Твоих. Ради уяснения смысла Зигабен предлагает такую трансформацию текста: «Боже мой, я возвещу чудеса Твои, которым Ты учил меня» (ЕЗ) - от юности и доныне. А следующий 18 стих скажет, что уроки Божии и проповедь Давида завершатся вместе со старостью. «И даже до старости и престарения»: до последнего дня Ты будешь давать мне Твои спасительные наставления, а я – возвещать «чудеса от закона Твоего» (Пс. 118, 18). Праведник исполняет закон, поэтому видит плоды своего послушания, Божественную помощь - «чудеса от закона». Или: меня Ты учишь не мертвой буквой, а живым словом Своего дела, и дело это чудесно.

Прот. Григорий полагает, что Давид говорит о себе: «Св. Давид был, несомненно, очень внимателен ко всему тому, что совершалось в его жизни, и, твердо веруя во вседействующий Промысл Божий, все, что с ним происходило в жизни, все обстоятельства житейские, благоприятные и несчастливые, приписывал сему попечительному о нем Промыслу и из всех этих обстоятельств извлекал поучительные и полезные для него уроки, из всего этого научался от юности своей. Равным образом он поучался и из того, что мог узнать от других о правде и милости Божией, являемых в судьбах народа Божия и всего рода человеческого: ему небезызвестны были те чудеса, которые Бог совершил для спасения народа иудейского и которые описаны в книгах Ветхого Завета, особенно же те, которые совершены были во дни самого Давида. О сих-то чудесах и о сем опытно-житейском научении и говорит он в настоящем стихе: Боже мой! Говоря о правде Твоей, я буду возвещать и о всем том, чему научил Ты меня от дней юности моей и доныне, я не перестану возвещать о чудесах Твоих» (ГР). Давид говорит от лика совершенных, от лица Апостолов, учеников Христовых, которых Господь вел по жизни от незнания (юности) к знанию, и знание это было не от мира и имело печать Силы, способной творить чудеса: «Ибо с первого, так сказать, дня, в который избрал их, предал им, что требовалось знать о Царствии Небесном» (АВ).

Ты был со мной, не оставлял меня: учил о Божестве Своем (Силе и Правде) не столько книгами, сколько откровениями и чудесами дел, которым я становился свидетелем. И я возвещал их и буду возвещать до последних дней (17 ст.), а Ты до последних дней не оставь меня: даруй слово Благовестнику: ст. 18-19. И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе? Перевод: И даже до старости и одряхления, Боже мой, не оставь меня, доколе не возвещу всему роду грядущему о силе деснице Твоей, Могущество Твое и правду Твою, Боже, высокую, как небеса, и все великое, что сотворил Ты мне: Боже, кто подобен Тебе? Не о куске хлеба на старость, не об устроении мирского благополучия просит Давид. В подтексте читаем: не оставь меня без откровений Твоих. Акцент - на благодатном просвещении, потому что далее Давид говорит о проповеди как своей главной цели: не оставь меня без посещения Духа, а я: «возвещу мышцу Твою роду всему грядущему». Божественное просвещение необходимо для стяжания истины, для составления псалмов, для всемирной и даже надмирной проповеди Давида. Но еще более слова 18-19 стт. относятся к лику Апостолов. Давид возвещает «мышцу Твою» (силу и правду) как пророк, Апостолы – как свидетели дел Христовых. Он Сила и Правда. Они наблюдали дела Божии сначала глазами, но затем видели их Духом Святым. Они молят, чтобы до конца дней не оставляла их Благодать сугубого просвещающего воздействия Святого Духа: «И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене».

В Псалтири образ старости имеет следующие значения: 1) время преклонных лет, 2) это время, когда в немощах и смерти тела особенно являет себя наша тленность; тление же и смерть - следствие греха. В 9 ст. старость – символ духовной немощи. 3) Старость для праведника – канун вечного богообщения, когда душа уже созрела для встречи с Богом. Такая старость благословенна и не числом лет обусловлена – о ней и говорится в 18 ст. Здесь старость – это время стяжания премудрости Божией, время совершенного исполнения воли Божией, время плодоношения. За старостью последует встреча с Богом и соединение с Богом. Давид показывает жизнь (время) как духовное пространство, которое простирается до неба богообщения, до времени старости: «от юности моея», «и даже до старости и престарения». Если все это пространство жизни и его времени наполнено сердечной хвалой Господу и упованием, то эти хвала и упование уведут праведника в Божественную вечность, на просторы Царства. В Книге Премудрости Соломона: «А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь - возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия» (Прем. 4, 7-14). Такой будет в мире с Богом.

Слово «старость» не только многозначно (полисемия), но содержит в своей смысловой структуре противоположные значения (внутрисловная антонимия (энантиосемия)): старость – канун смерти и канун вечной жизни. Причина старости, тления – грех, причина духовной зрелости – добродетель.

Юность и старость противопоставляются в псалме не только как начало и конец жизни, но и как начало и конец восхождения к Богу. В пространстве Единой Церкви – Церкви торжествующей – будут слышны голоса и ветхозаветных, и новозаветных святых, пришедших от юности человечества и от последних времен. В старости человечества не будет тления, немощи, ожидания предсмертного страдания и смерти. Человечество в последние времена (их начинает пришествие Спасителя) примет совершенные догматы, совершенные силы, максимально доступную человеку Благодать: в Церкви земной – отчасти (преимущественно в жизни святых), а в Небесном Иерусалиме – совершенно и всеми вошедшими. Давид открывает в перспективе прекрасную старость преображенного человечества. Эту старость завершит не смерть, а общее воскресение.

Давид молит: «Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних». «Не остави мене», чтобы я успел сказать все, что должен. Это молитва о благодатной помощи на земле. Не оставь меня, а я буду возвещать силу и правду Твою «роду всему грядущему» - всем поколениям людей, читающих Псалтирь, до последнего дня мира. Или Давид говорит о людях исключительно новозаветного времени: род грядущий «есть род, наставший по вочеловечении Единородного Сына Божия, после Которого составилась Церковь из язычников, прияв от иудеев проповедниками священных апостолов» (блаж. Феодорит в ГР). «Дондеже (возвещу)» не имеет значение предела: псалмы пророка будут проповедовать спасение и возвещать о Спасителе (Грядущем или Пришедшем) также и после окончания земной жизни Давида - до конца бытия земли, до старости и престарения человечества.

Святой Псалтирью пророк прославит в веках силу и правду Бога, а также величие Христа – Воплощенную Силу и Правду: «Называет силою, потому что (*Христос) связал крепкого и расхитил сосуды его, и правдою, потому что искупил нас, неправедно содержимых в плену» (АВ). И далее, он же: «Поелику сам Христос, по воскресении из мертвых, дал им (*Апостолам) обетование, говоря: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), то и просит, чтобы на нем (*Апостольском лике) исполнилось cиe обетование: Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою» (АВ). Давид - от Апостольского лика (АВ) - исповедует Христа Богом.

Пророк готов к Встрече: он познал Христа как Силу и Правду – через откровения Духа и личный опыт богообщения - и возвестил о Нем. Он обещает: возвещу «силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних». Пророчества Давида и всемирная проповедь Апостолов будут просвещать и невидимый ангельский мир: и ангелы узнают нечто от святых: «Высочайшими называются Небеса. Ибо до Небес достигла правда Твоя, так как и Небесные Силы узнали о ней и сорадуются, по мнению Дидима» (в ЕЗ). Или: Небеса удивятся тому, как Бог защищал и хранил помазанника Своего Давида: «…Великолепия и благодеяния, которые Ты, Господи, сотворил мне, взошли своею удивительностью даже до небесных сил. Ибо Ты почтил меня Своим образом, поставил меня царем над земным, питаешь, покрываешь, хранишь, освобождаешь от бедствий и столько другого подобного делаешь» (ЕЗ). Давид не спрашивает, а восклицает: «Боже, кто подобен Тебе!». Кто из этих вышних и тем более из людей подобен Тебе? Кто подобен Тебе в силе и правде, спасающей от греха, изводящей из ада, из плена смерти и тирании сопротивных? Давид, Апостол и каждый спасенный «благодарит за то, что, древле за грех справедливо осужденный на смерть, не пребыл в смерти, но по Божию человеколюбию избавлен Христом от истления» (АВ).

Давид обозревает свою жизнь из Царства Славы как пророк и \ или передает Апостольское свидетельство: ст. 20-21. Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси. Перевод: Сколь многие и лютые скорби посылал Ты мне! Но, обратившись ко мне, возвращал жизнь и из пропасти земной выводил меня вновь. Много раз являл Ты мне величие Твое и, обратившись ко мне, утешал меня и из пропасти земной выводил меня вновь. Стоя во вратах Небесного Иерусалима, обозревая весь путь, проделанный человечеством и собой, Давид (праведник, Апостол, просвещаемый Духом) бросает взгляд на этот прошедший путь (поэтому глаголы имеют форму прошедшего времени) и невольно восклицает в изумлении: как много злых скорбей Ты показал мне: «Елики явил ми еси скорби многи и злы». Это скорби жизни земной и скорби пленников ада, ждущих Спасителя своего. Это мои скорби, а также скорби врагов и близких… Одни из них случились, а другие могли бы случиться со мной, но Ты избавил. Наказания и испытания обычны для земли, и все они нужны для спасения, и все они – от Тебя. И Давид терпел их «не только по допущению, но и по особому изволению Божию» (ГР).

Но они не навсегда: вот, Ты и обратился от них к присущей Тебе милости: «и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси». «Во времена страданий Бог по-видимому отвращает лице Свое; когда же Он снова обращает Свое лице, то, значит, показывает милость, оживотворяет, освобождает от опасности смерти, возводит от бездн ада. Прошедшие ст. 20 нужно принимать за настоящие уверенности» (ИО). Давид и святые ветхозаветные сказали бы так: смерть и ад – бездны земли – поглотили нас. Но Ты оживотворил нас Крестом и Воскресением и возвел от бездн ада в Великую Субботу. Ты дал жизнь, которой до Креста не было. И жизнь эта – вечная и подлинная, потому что она будет проходить в блаженном соединении с Богом. Ее даст Сын Божий Церкви Своей. Феодорит предполагает, «что это сказано и от лица человеческой природы. Ибо из бездн земли извел ее снизшедший в дальнейшие страны земли, то есть, Бог от Бога, возжелавший для нее сделаться человеком» (в ЕЗ). Свт. Григорий Нисский: «Ибо чрез что вошла в мир смерть, чрез то и изгнана; чрез человека вошла, чрез Человека и изгнана. Первый человек отворил вход смерти; чрез Второго вводится жизнь, которой вход производит уничтожение смерти» (в ЕЗ). Человек последних времен скажет: грех, диавол, скорби низводили мой дух к земле, к тлению, но Ты оживотворил меня Духом, низведенным в Сионской горнице Крестом Твоим. Благодать через Таинства возводит принявшего ее от бездн греха, от власти плоти и тирании сопротивных к чистоте и миру с Богом: «от бездн земли возвел мя еси».

Зигабен справедливо видит в 20-21 стт. пророчество о первом и втором пришествии Спасителя в мир: «Блуждавших в неведении и идолопоклонстве Христос обратил к Богопознанию и побудил их к вечному спасению. Он и утешал их, когда говорил: прииидите ко Мне, вси труждающиеся и обременные, и Я упокою вас (Матф.11,28), и когда умирали они по естеству плоти, Христос опять извел их из гробов, ибо, оживотворив умерщвленные тела их и воскресив и сделав их бессмертными силою Своего воскресения, таким образом, отныне Он даровал чрез веру таковое воскресение всем достойным. И это видно из явного удвоения и повторения, употребленного здесь Давидом, которое не написано излишне и без цели, но с тою целью, чтобы показать таковую именно мысль» (ЕЗ). Крестом и воскресением Христос создаст Церковь воскресших духом и предопределит общее воскресение в конце времен. В этом смысле Господь Своим воскресением уже воскресил человечество.

Первым пришествием Господь сотворил величие человеку (об этом величии, которое сотворил Ей Сильный, будет славословить Пресвятая Дева), вторым пришествием Он умножит его. Потом Ты, Боже, сделал нечто такое, что во много раз по значимости превзойдет Твои прежние дивные дела: «Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси». Ты утешил меня (Давида, человеческую природу, каждого спасенного) общим воскресением: «и от бездн земли паки возвел мя еси». Созданного из материальной персти и в землю отошедшего, Ты снова («паки») возвел меня «от бездн земли» общим воскресением. Вошедшие в воскресение жизни примут невиданную прежде Благодать: на Небо богообщения взойдет весь человек с его нетленным, совершенным, светоносным телом и очищенным богоподобным духом. Второе пришествие Спасителя утешит человека полнотой Богообщения. В славянском переводе св. равноап. Кирилла 20 ст. говорит о первом пришествии, 21 ст. – о втором. В греческом тексте, судя по русскому переводу, пророчество о втором пришествии не столь явно: в стихах дважды повторяется мысль о многократной Божественной помощи, и только слова «снова возвел» (Псалтирь под ред. Вероцкого) намекают на общее воскресение.

Как мы видим, преобладают мессианские и эсхатологические смыслы, но текст не исключает духовно-нравственного истолкования. Давид говорит и о духовной жизни - на земле: «Писание обыкновенно бездною земли, адом, рвом, гробом и подобными выражениями называет глубины искушений» (ЕЗ). Или: «Ты, говорит, Господи, обратясь ко мне, от которого прежде отвращался, или обратив меня к Себе чрез покаяние, Ты, Господи, оживотворил меня, освободив меня от явной смерти. Смертью же Священное Пиcaние, по обыкновению, называет великие скорби, а жизнью—свободу от скорбей» (ЕЗ).

Вся история человечества прошла пред взором пророка, и далее следует славословие: ст. 22. Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже, воспою тебе в гуслех, Святый Израилев. Перевод: И я прославлю Тебя среди народов, Господи, на струнах псалтири истину Твою, Боже; воспою Тебя на гуслях, Святой Израилев! Давид обещает: «исповемся Тебе в людех» - т. е. я буду всенародно объявлять, прославлять истину Божию (ГР), воспевать (АВ), славословить, благодарить Бога (ЕЗ), петь Ему псалмы, играя на псалтири. Причем «Давид говорит, что он будет благодарить не среди одного какого либо народа, но среди многих народов» (ЕЗ), которые придут ко Христу. Их устами пророк будет петь на службах церковных. Или: я буду прославлять Тебя «в людях» = «в сосудах псаломских». «Сосуды псаломские» – это не музыкальные инструменты, а существа духовные и прекрасные – души и жизни человеческие. Они издают возвышенные звуки, когда их касается слово Божие, изреченное пророком. При церковном псалмопении душа принимает Божественный ритм и входит в гармонию с Духом, Который вдохновлял пророческое слово. И Дух соединяет народ Церкви с Богом и друг со другом: «В высшем смысле сосуды псалма суть Христиане, которых души настроив, по мнению Евсевия, и соединив, Давид чрез них всегда поет Богу» (в ЕЗ).

«Воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев». Почему в гуслях? Гусли символизируют мир и красоту духа: «разумеет душевную гармонию, ибо когда душа не делает и не терпит ничего противного себе ни по жизни, ни в отношении к догматам, тогда, и именно тогда, справедливо может быть названа духовными гуслями» (АВ). Или: «Чрез гусли Давид показал и другие музыкальные орудия» (ЕЗ).

Плод благочестивой жизни - радость и правда: они придут к праведнику еще на земле и воссияют в вечности: ст. 23-24. Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне. Перевод: Возрадуются уста мои, когда воспоют Тебя, и душа моя, избавленная Тобою; и язык мой весь день поучаться будет правде Твоей: и тогда постыдятся и посрамятся желающие мне зла. «Устне мои» – «душа моя» – «язык мой». 1. «Под устами Давида иносказательно можно разуметь христиан, которых употребляя, как свои уста, он поет Богу посредством их. Будет, говорит, петь Тебе также и душа моя, то есть, я, которого Ты избавил от видимых и невидимых врагов» (ЕЗ), от плена ада в Великую Субботу. И теперь уста христиан радуются, когда в храмах и дома они поют псалмы Давида. Под «языком» можно понимать премудрость и наставления отцов Церкви: их святость посрамит врагов спасения. Так будет в Церкви воинствующей после крестной Победы Господа.

2. В день общего воскресения душа моя возрадуется, обретя свое тело нетленным, прекрасным и вечным. Воскресшие уста воспоют Тебе, а язык не будет более говорить от плоти, но будет поучаться правде Твоей, Божественной и совершенной. Это будет, когда Ты полностью избавишь меня от врагов сильных: «от греховного растления, от рабства сатане, от самой смерти» (АВ). Когда эти злодеи умолкнут, Твоя Божественная правда не сойдет с моего языка. «Когда истреблены будут мысленные мои враги, и облекутся стыдом населяющие бездну, тогда, поелику не будет уже препятствующего, буду хвалить Тебя, Владыко, неумолкающими песнопениями» (АВ).

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Авраам (Рейдман), схиархимандрит. О том, чем хвалился апостол Павел. - http://bible.predanie.ru/groups/info/i/226005/.

Антоний, митрополит Сурожский. Сила Божия в немощи совершается. - http://bible.predanie.ru/groups/info/i/226005/.

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит. Проповедь 19-я Неделя по Пятидесятнице. - http://bible.predanie.ru/groups/info/i/226005/

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Лопухин Александр Павлович. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Книга пророка Иеремии. - http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lopuhin/lopuhin12/483.html.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).