8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 71

О Соломоне, псалом Давиду. Перевод: О Соломоне, псалом Давиду. Высшие смыслы этой псаломской песни посвящены не Соломону - таково общее мнение толкователей: «Только о Мессии, а не обыкновенном земном царе, могло быть сказано, что царство Его распространится по всей земле (ст. 8), что Он будет владычествовать над всеми царями и народами (ст. 9-11) и что Он Сам будет вечно жить (ст. 5,7,17)» (ГР). В качестве эпиграфа к толкованию можно взять слова Господа: «...И вот, здесь больше Соломона» (Лк. 11, 31). Тогда какую роль возлагали на Соломона комментаторы Святой Псалтири? Еп. Ириней подытожил их мнения: «Псалом этот всегда считался мессианским, но так, что одни первее всего относили его к Соломону, созерцая в нем прообраз Мессии; другие же исключительно ко Христу, и под Соломоном в надписи разумели Мессию, Царя мира; иные же одни слова псалма относили к Соломону, а другие - ко Христу» (ИО). Итак, рассмотрим эти три позиции.

1. Соломон присутствует в псалме не как сложная живая личность, а как прообраз. В прообразовании участвует высшее и лучшее, что есть в Соломоне: мудрый царь Соломон – строитель Храма, а Христос – Воплощенная Божественная Премудрость - Создатель и Глава Церкви, Царь Неба и земли. О прообразовательно-мессианском характере псалма говорили, например, прот. Григорий и А. П. Лопухин. Первый из них пишет: «Нельзя сомневаться, что первым и ближайшим предметом молитвы был царь Соломон. На этом основании псалом этот считается в числе прообразовательно-мессианских, как изрекающий пророчество о Мессии, вечном Царе славы, прообраз Которого изображен здесь в лице знаменитого царя израильского Соломона» (ГР).

2. Свт. Афанасий, блаж. Феофилакт, еп. Ириней полагают, что Давид говорит только о Мессии, и это заставляет «признать псалом исключительно мессианским» (ИО). «Что настоящий псалом ни мало не приличествует Соломону, это, думаю, признают иудеи, желающие сказать правду, тем паче питомцы веры. Ибо, во-первых, Соломон не обладал пределами земли, не собирал дани с западных и восточных народов; притом, как человек, пожив соразмерное естеству время, приял конец жизни, и даже не славный. А псалом показывает, что Тот, о Ком он пророчествует, древнее солнца и луны» (ФК). Соломон – не прообраз Христа, а только имя. Имя «Соломон» переводится как «мир, умиротворение»: «Бог через Нафана говорит Давиду: «Соломон имя ему и дам во дни его мир» (1Пар.22:9). Сие же наименование имеет и Владыка Христос. Великий проповедник истины Павел взывает: «Он есть мир наш, соделавших из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф.2:14)» (ФК). Христос разрушил преграду между язычниками и иудеями, соединив их в Своей Церкви, так что они обрели доступ к Отцу. Он превратил в ничто великое средостение - между Богом и человеком: Христос соединил их в Себе Самом, чтобы обожение стало доступно для чад Церкви. Взойдя на Крест, Господь примирил с Богом согрешившее человечество. Давид поет только Христа, Которого по воплощении будут называть Сыном Давида. И Тот скажет о Себе: «…И вот, здесь больше Соломона» (Лк. 11, 31).

3. Зигабен предлагает не совершать насилия над текстом, подтягивая каждый образ к высоте мессианских смыслов, «возводя насильно к созерцанию того, что сказано чисто – исторически, но обоим (*истории и тому, что созерцается пророчески) давая прилично – соответствующий смысл» (в ЕЗ). Одни слова следует отнести к Соломону, а другие - ко Христу. Однако все образы псалма легко и естественно возводятся ко Христу и новозаветным смыслам - непреодолимые трудности начинаются тогда, когда комментатор пытается объяснить текст чисто исторически.

Прот. Григорий заметил, что «некоторые из новейших исследователей и толкователей Псалтири (как-то: свящ. Н. Вишняков, свящ. Н. Каменский, Андрей Пархомович и др.)… находят возможным, что псалом этот составлен самим Соломоном». А. П. Лопухин продолжает их мысль: Соломон пророчествует о самом себе – в третьем лице. Однако это невозможно, поскольку псалмопевец говорит о вечности и безначалии Царя. Древние толкователи и большинство современных считают автором псалма царя Давида. И мы, следуя за ними, полагаем, что псалом представляет собой молитву и пророчество Давида о Его Божественном Сыне Господе Иисусе Христе. На этом пророчестве строятся богословие и славословие псалма. Главные смыслы – мессианские.

Ст. 1-2. Боже, суд Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву: судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде. Перевод: Боже, суд Твой даруй Царю, и правду Твою - Сыну Царя, да судит Он народ Твой по правде и убогих Твоих по закону! «Боже, суд Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву». «Царь» и «Сын Царев» - одно Лицо. 1. Прот. Григорий полагает, что Давид молится и о Соломоне (план истории), и о Христе (пророческий план). В плане истории: «царем, равно как и сыном царевым, он называет Соломона» (ГР). 2. Только «Христос есть и Царь, и Сын Царев» (АВ).

Разве Бог нуждается в молитве? В молитве о Нем нуждаемся мы, но здесь пророк молит не о Слове, а о Человеке Иисусе. Давид «просит Бога, чтобы даны были Христу, как человеку, те преимущества, которые он имел по Божеству. Так и Христос говорил об Отце, что всякий суд Он отдал Сыну (Ин.5,22); также: дана Мне всякая власть на небеси и на земли (Мф. 28,19)» (ЕЗ). И Отец даст Иисусу суд и власть. Зачем Давид просит о предрешенном? Молитвой он сослагает свою волю с волей Бога и пророчествует: Единый Бог даст Иисусу Божественный суд и Божественную правду. «Сын, Который есть Отчая правда, именуется приемлющим правду по человечеству» (АВ).

«Суд Твой». 1. «Суд Твой» = «правда Твоя». Слово «суд» в славянском языке может иметь значение: «правосудие», «правда». Суд Божий – это явление Божией правды, Божественное рассуждение о душе человека. Мы постоянно находимся под судом Божиим, по этому суду устраивается Промысел Божий о спасении каждого. Приговор правды следует за каждой мыслью и поступком человека и прочитывается иногда в последующих событиях его жизни. За чертой земного бытия человек получает вечное определение Последнего Суда: одесную или ошуюю. Давид просит, чтобы весь суд (и промыслительный, и Последний) был отдан Сыну Человеческому.

2. Судом правды может быть названо решение Предвечного Совета о Боговоплощении и Кресте: «Определено Тобою, Отче, чтобы единородный Сын Твой воссиял сущим на земле. Посему, да будет приведено к концу древле определенное судом Твоим» (АВ). Дай исполниться предрешенному Тобой, Отче. Решение принимала Святая Троица, но Отец – Источник всего, поэтому: «даждь», Отче, Царю Христу воплотиться, чтобы спасти Крестом мир и воскреснуть. Судом правды является не только решение Предвечного совета, но и исполнение Его Христом. Совершая Свое главное дело, восходя на Крест, Спаситель говорил: «ныне суд есть миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12, 31). Суд предполагает разделение: отделение правды от неправды, зерен от плевел, добрых от злых. Ср.: Вавилон – смешение добра и зла, а суд Божий – разделение. Спаситель судит не только и не столько людей, сколько виновника их падения. Что же отсекает пришедшая с Небес Правда? - «Преобладание над нами сатаны. Потому, исходя на распятие, Христос сказал: ныне суд есть миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12, 31)» (АВ). Кто следует за изгнанным, сам превращается в изгнанника из Царства.

3. В ПЦСД: судом «псалмопевец здесь (*Пс. 71, 1) называет самую способность судить». Христос способен судить человека, потому что соединяет в Себе Божественное Всеведение, Премудрость с человеческой природой. Св. Максим Исповедник говорит: «Как Бог ни Отец, ни Сын никого не судят, ибо и человек не становится судьей неразумных животных, но людей. А то, что Отец дал Суд Сыну, то это не потому, что Сын Бог, но по причине того, что Он стал человеком. Сын судит всех через сравнение их жизни со Своей жизнью среди нас как человека. И опять же: Его слово судит, т.е. учение, которое Он явил Своими делами». И св. Максим вспоминает в этой связи: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12,47-48). Итак, Отец отдает суд Сыну, а Сын – Своему слову. Все необходимое и спасительное открыто в Евангелиях и проникает в сердце человека силой Духа Святого. Законодатель и Учитель установил духовные законы, открыл их человеку и учит им. Он истинный Судия и Суд, т.е. мера вещей для верующих. Христос – воплощенная Правда. Сравнивая с Ним себя, мы познаем наш мрак и наши грехи, и Он показывает Собой путь выхода из нашего мрака. Сравнивая свою жизнь с Его словом, мы можем производить суд над собой: совесть наша будет опираться на это слово. Через Евангелие человек узнает волю Божию вполне определенно, ясно, нелукаво. Евангельское слово и будет судить нас, оно, т.е. отношение к нему, поставит человека одесную или ошуюю – по приговору Суда – в вечности. А на земле: тот, кто отвергает свет Евангелия, помрачается еще более, и сам добровольно уходит в свой мрак. Бог же не губит, а спасает.

4. Жизнь есть непрерывная тяжба (суд) человека с противниками его: диаволом, смертью и адом, и Христос (Суд и Правда) пришел, чтобы: «Судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде». Христос = Правда придет рассудить людей с врагами их (диаволом, смертью, адом) и произвести среди самих людей разделение – по их отношению к Богу, Его слову и Его правде. Христос словом Своим («придите» (ко Мне) или «идите от Меня» (Мф. 25, 31-46)) совершит последнее разделение. Христос «есть мир наш» (Еф.2:14), но принес меч разделения: одни устремятся к Нему, а другие – от Него. Утвердившиеся в неправде будут гнать последователей Правды.

Люди Твои = нищие Твои. 1. Это кроткие, уповающие на Бога люди, живущие Его словом, а не собой. Это «нищие духом», которым принадлежит Небесное Царство. Даже восседая на царском престоле, они считают, что ничего сами по себе не имеют, поэтому и обращены молитвой к Всемогущему. Своей собственностью они считают свой грех и борются с ним. 2. «Под именем нищих разумеет все бедствующее, угнетенное грехом человечество…» (ГР). 3.«Некоторые говорят, что людьми называет народ иудейский, как бывший некогда Божиим, а нищими называет новый народ из язычников, как нищенствовавший богопознанием и добродетелью» (ЕЗ).

Твоим людям дай ТвоеТвой суд = Твою правду: пошли в мир Царя Христа. Суд над миром и князем его произойдет на Кресте («в суде» = на Голгофе). Благодаря крестной Жертве зло потеряет силу, смерть – жало, ад – победу, демоны – власть над душами, тогда исполнятся молитвы царя Давида.

Следующий стих помогает еще раз убедиться, что Давид под судом понимает не вынесение последнего приговора, а устроение спасения. Он молит, чтобы мир и правда Божия – Христос - поселились в мире, и чтобы человек воспринял этот мир и примирился с Богом. Акцент на принятии правды и мира: ст. 3. Да восприимут горы мир людем, и холми правду. Перевод: Да осенит горы мир, посланный людям, и холмы да осенит правда!

Горы и холмы. 1. Горы и холмы Палестины, словно одушевленные, должны принять от странствующего по ним Спасителя мир и правду. «Это – олицетворение, показывающее перемену во всех» (ФК). Давид говорит о людях: «мир людем». Мир Христов предназначен человеку. Однако все творение, которое Бог подчинил любимому созданию, когда-то перестанет стенать и мучиться от падения своего господина (Рим. 8, 22), оно возвысится вслед за человеком – преподобным и святым, который уподобляется горе. Здесь образ спасаемого мира, в который вошел Христос: «…Везде, по всей земле да явятся мир и правда как плоды благодатного Царства Мессии (ср. Рим. 14:17)» (ГР).

Правда только что шла об руку с судом (2 ст.), а теперь идет с благодатным миром, исходящем от Примирителя. Христос есть Правда (Суд), поэтому слово Его стало тем мечом, который отсекает смерть от жизни, зло от добра. Оно же «проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Суд Правды отделяет нас от зла, чтобы примирить с Богом. Христос есть мир, поэтому примирит человека с Богом, и лучшие из людей («горы») примут Его мир еще на земле: «Давид повелевает здесь горам получить от Христа мир, и холмам получить правду, чтобы горы служили жилищем мирным, отвергнув любящих брань демонов, которых обоготворяли на горах, а холмы - чтобы праведно подчинялись христианам, как рабам Создателя своего» (ЕЗ). Итак, кто последует за Христом, будет отделен от власти сопротивных и обретет подлинный мир и правду.

2. На горах и холмах, на высотах земли бесам служили идолопоклонники. И Давид молится, чтобы место прежнего языческого нечестия стало святым местом, чтобы языческий мир обратился ко Христу: «Впрочем, видим перемену в самых горах и холмах. Ибо, вместо вселявшегося на них древле нечестия, возлюбившие ангельскую жизнь пожинают на них евангельскую правду и, предстательствуя о людях, стараются исходатайствовать им Божественное примирение» (ФК).

3. Евсевий толкует: горы - Архангелы, а холмы – Ангелы Божии: «Сих-то архангелов и ангелов он (*Давид) понуждает на будущее время жить в мире с народом Христовым и относиться к нему праведно, как к наследию Владыки Христа» (ЕЗ). Ангелы «древле, по причине разлившегося всюду нечестия, не обитали на земле», а теперь им «повелено восприять мир со всеми людьми» (АВ).

Когда мир и правда Христовы могут быть восприняты миром? Когда Судия рассудит человека с клеветником его: ст. 4. Судит нищим людским, и спасет сыны убогих и смирит клеветника. Перевод: Судить будет Он людей бедных, и спасет сынов людей убогих, и смирит клеветника. Здесь и далее (5, 6 и 8 стт.) опущено подлежащее, которое легко восполняется: псалом говорит о Царе = Сыне Цареве (1 ст.), т.е. о Христе. «Царь» = «Сын Царев» (т.е. Христос) – субъект действия. Суд показан как тяжба человека с его вечным противником и как разделение: Судия Христос спасает одних и смиряет других. Суд Божий имеет следствием 1) спасение нищих и убогих, которых гонит и презирает мир («спасет сыны убогих»), 2) смирение скорбями тех, кто привык действовать в нем клеветой и нечестием («смирит клеветника»), и победу над диаволом. Христос спасает Крестом, Воскресением и Благодатью Таинств. Так поступает Божественная правда. Нищие и убогие. К ним причислял себя стоявший пред Богом славный царь Давид. Нищие не имеют и молятся, прося Божественных благ, а убогие (небогатые) трудятся, смиряясь пред Богом и исповедуя свою нищету. Христос производит суд ради них, праведников, обнищавших ради Христа: «судит нищим людским». Они противопоставляются «клеветнику»: «Клеветником назван древний враг рода человеческого - диавол, который еще в начале клеветал на Самого Бога, когда говорил Еве, что Бог запретил людям вкушать плода от древа познания добра и зла по зависти. Он и каждого человека старается погубить ложью и клеветой, почему и называется диаволом, что (с греч.) и значит клеветник» (ГР, то же у ЕЗ). Тогда: «смирит» = победит. Клеветником может быть человек, уподобившийся отцу лжи. Таких Господь смиряет скорбями – ради их покаяния, т.е. во благо для них. Итак, Давид показал, что Царь и Господь по Суду Своему спасает одних и смиряет других. Судить (хотя несравнимо по власти, силе и совершенству) может и премудрый, благочестивый царь, например, Соломон. Однако многие последующие стихи 71 Пс. не могут быть отнесены к царю Соломону - при всей славе его.

Так, 5 ст. пророчествует о вечном бытии Царя: ст. 5. И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Перевод: И пребудет Он с солнцем и прежде луны из рода в род. «И пребудет с солнцем». Тот Царь и Сын Царев неизменен и вечен, как солнце, и пребывал прежде сотворения луны, ибо является Творцом их. «Сей, воцарившийся в пришествие Свое над сущими на земле, есть и предвечный Зиждитель всяческих» (АВ). А также: «…Все изречения этих стихов нужно понимать в пророческом смысле о Мессии, грядущем Спасителе нашем Господе Иисусе Христе» (ГР). Нельзя требовать от поэтического текста буквальной точности: солнце не вечно, но не нашлось более значительного и неизменного предмета, сопутствующего Божественному бытию. К тому же евреи считали светила навеки утвержденными (ГР). Поэтому с постоянством солнца Давид сравнивает бытие Того, Кто вечен в абсолютном смысле и несравненно.

Царь пребывал «и прежде луны рода родов». 1. Бог Слово безначален: Он существовал прежде сотворения светил и бесконечного рода родов всех творений земных. «Рода родов» - бесконечно. Если «родом называет пространство времени, в продолжении которого может жить один род человека, или человек» (ЕЗ), то «родом родов» Давид назвал неограниченное множество этих временных отрезков. 2. Солнце – вечный Бог, луна – Церковь: «…Под луною можешь разуметь Церковь христианскую, впереди и пред лицем которой стоит Христос в роды родов, то есть, всегда. А как луна заимствует свет свой от солнца, так, по словам того же, и церковь получает умственный свет свой от Солнца правды – Христа и, просвещая находящихся во тьме неведения, показывает заблуждающим путь» (Дидим в ЕЗ).

Далее Давид говорит уже не о Вечном и Безначальном Слове, а об Иисусе, пришедшем в мир – с Небес, о Таинстве Боговоплощения: ст. 6. Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю. Перевод: Низойдет Он, как дождь на руно, словно капли, падающие на землю. Давид пророчествует о зачатии и рождестве Спасителя мира.

Зачатие Богомладенца было таинственно для мира и незаметно для Девы: «Как руно, принимая на себя дождь, не издает никакого шума, и капли росы, падая на землю, не производят никакого ощущения в слухе; так совершилось Владычнее зачатие, неощутимо для жившего с Мариею обручника» (ФК). Ни св. Иосиф, ни мир не подозревали о случившемся. Зигабен делает акцент: это Таинство было неощутимо и для Самой Девы: «Сими словами изображается тайна воплощения Бога Слова, сошедшего во чрево Девы без всякого ощущения, подобно тому, как снисходит дождь на руно из шерсти…» (ЕЗ). Зигабен пишет в примечании: «Дева названа руном, как происшедшая от Адама, которого Евангельская притча называет овцою, заблудившеюся от сотни. На ней открылось то, что совершено по желанию Гедеона, что означала земля и руно, попеременно то орошаемые, то оставшиеся не орошенными...» (в ЕЗ). Когда-то Бог призвал Гедеона через Ангела: «Спаси Израиля от рук мадианитян; Я посылаю Тебя» (Суд. 6,14). Гедеон не был тогда судьей Израиля, но только младшим сыном в доме отца, и принадлежал он к самому бедному колену - Манассиину. «И Дух Господень объял Гедеона», и он собрал воинов из своего и прочих колен, а затем просил о вполне определенном знамении и получил его: сначала покрылось росой руно (стриженная шерсть), которое Гедеон расстелил на гумне (земля вокруг оставалась сухой), потом роса покрыла всю землю вокруг руна, оставив последнее сухим (Суд. 6, 34-40). И новый судия спас народ от врагов его – исполнил назначение судии: судить = защищать, спасать силой Божией. «В соответствии с этим объяснением отцов, и Святая Церковь в богослужебных песнопениях именует Пресвятую Деву Богородицу "руном одушевленным, Гедеоном предусмотренным" (см. в каноне Субботы акафиста Пресвятой Богородице, песнь 6, тропарь 2)» (ГР).

Знамение росы сошло от Богас Небес сошло Божественное Слово: «Когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла середины, сошло с небес от царственных престолов на середину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин. Оно несло острый меч – неизменное Твое повеление» (Прем. 18,14-16). 6 ст. пророчествует и о зачатии, и о рождении Христа, пришедшего к нам в тишине Вифлеемской ночи. Златоуст подчеркивает смирение и кроткий мир Родившегося: «Он пришел не с шумом, не производя смятения, не колебля земли, не метая молний, не потрясая неба, не посылая множества ангелов, не расторгая тверди и не сходя на облаках, но мирно носимый во чреве Девы в течение девятимесячного времени, рождается как сын плотника, полагается в яслях и бедных пеленах, терпит гонение и бежит с матерью в Египет» (Злат. Беседы на Пс 49). Учитель - Странник, Который «не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9,58). Он устает, жаждет, терпит жару и холод. Тишина кроткого духа, безмолвие страстей, смирение нужны как для снисхождения на землю, так и для восхождения на Крест: только идущий путем смирения может быть вознесен к Отцу.

В 7 ст. Давид развивает образ предшествующего 6 ст., прилагая его к свойствам Воплотившегося: дождь тихо сойдет с неба и воссияет в каплях на солнце: ст. 7. Возсияет во днех Его правда и множество мира, дондеже отымется луна. Перевод: Воссияет во дни Его правда и великий мир, доколе навек не будет отнята луна. Вот плод Первого Пришествия: Царь тихо придет на землю, и на ней воссияет обетованная правда («возсияет во днех Его правда»), и явится мир («множество мира») – в Его Лице. «Во днех Его» - 1) в дни Его проповеди, когда Он ходил с учениками по Палестине, 2) во дни от Первого до Второго Пришествия (от Рождества до Страшного Суда). Божественная Правда сопряжена с миром, а не с враждою; она воссияет в словах учения и делах милости Спасителя. Господь принесет мир душам, воюющим против собственного зла, а не против ближнего. Праведников этих Он простит, очистит грехи, примирит с Отцом. Господь примирит труждающихся и обремененных с бременем креста, так как разделит с ними его тяжесть. Иисус примирит скорбящих с бедой, сделав ее ступенькой в Царство. Он примирит умирающих со смертью, так как Сам встретит их души за порогом. Мир Господа воссияет в душе святого человека, отражая в ее чистоте ослепительный свет Божества. От этого мира спасутся тысячи и станут едины во Христе. Митр. Антоний Сурожский говорил: «Достаточно увидеть на лице человека сияние вечной жизни, чтобы все могло измениться». Во святых Его воссияют правда и мир, которые могут быть восприняты людьми.

Царь вечен («И пребудет с солнцем» (5 ст.)), безначален («и прежде луны рода родов» (5 ст.)) по Божеству, и Его Царство воссияет и «во дни Его», «дондеже отымется луна». 1. Может ли Голгофа положить конец (предел) сиянию правды и мира? Нет, там место их победы. Предел действия Божественной правды и мира на этой земле положит не Голгофа, а труба Архангела и Страшный Суд. Дни, когда Господь ходил по дорогам Палестины, – только начало воцарения, заря Правды и мира Христова, а Царство Его будет пребывать на этой земле в Церкви воинствующей «до скончания мира, когда "солнце померкнет, и луна не даст света своего" (Мф. 24:29)» (ГР, вслед за Феодоритом, Евсевием, Зигабеном). От времени Его пришествия и проповеди, которое было столь кратким, что названо днями, до последнего дня мира человек может познать и принять правду и мир Христов в Его Церкви на земле. Словами «во днех Его» Давид намекает, что речь идет не о Церкви торжествующей, которая принадлежит вечности (поэтому на нее никакие временные рамки не распространяются), а о Церкви воинствующей, которая «во днех». Дондеже при такой трактовке контекста приобретает значение предела, а в следующем толковании оно исключается.

2. Давид противопоставил действия противоположных сил: в дни проповеди Господа воссияют Его правда и мир, и тем временемдондеже») будет отнята власть у сопротивных, зло станет терять силу: «…Луна, то есть, сопротивная сила, отнимется, с постепенным окончанием и истощением славы ее. Ибо, по Божеств. Кириллу, ночный князь – диавол был прославляем по всей вселенной» (в ЕЗ) среди язычников. Его символизировала луна, хозяйка ночи с ее несобственным «поддельным» светом, который означает мудрость мирa сего. Божеств. Кирилл продолжает: «Но его (*диавола) славу разрушил Князь, берущий грех мира сего. Во дни Его воссияли правда чрез веру и множество мира - чрез обращение к Богу. Хорошо сказано: отнимется. Ибо, как доселе диавол отнимал человека; теперь отнимется сам» (в ЕЗ).

3. Правда и мир воссияют особенно благодатно «во днех Его», когда Спаситель будет ходить по земле, и человек сможет увидеть своего Бога. Эти дни Его завершатся в Пятницу накануне Пасхи иудейской, а дата Пасхи связана с убыванием луны. И Пасху христианскую должно праздновать в первое воскресенье после полнолуния, когда убывает, «отнимается» луна. Крест кладет предел только тем исключительным дням. Однако Голгофа не отнимает правду и мир, а утверждает их, поражая сатану - отца лжи и противника Бога.

Сказав о времени - времени бытия Церкви, воинствующей на земле, - Давид переходит к обозрению ее пространственных пределов. Христос будет обладать не отдельными странами, а всей землей: ст. 8. И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Перевод: И властвовать будет Он от моря до моря, и от рек до пределов вселенной. Власть Царя Христа распространится «до конец вселенныя», - т.е. обитаемой части земли, в которую вселился человек. «Это и значит, что Царство Христово, или Святая Церковь Его, распространится по всей земле» (ГР). Царство Соломона не простиралось так далеко.

Далее пророк продолжает песнь о славе Царя Христа. До 9 ст. Давид делал акцент на свойствах Божественной и Человеческой природы Спасителя и Его миссии: Он Царь вселенной, Судия, Правда и Мир; Вечный, Безначальный Бог, принявший плоть. Теперь пророк раскрывает, как ответит языческий мир на пришествие Господа, кто и какие дары Ему принесет - какой плод возрастит Церковь. Ст. 9. Пред Ним припадут ефиопляне, и врази Его персть полижут. Перевод: Пред Ним приклонятся эфиопы, и враги Его прах земли полижут. «У восточных народов (ассириян, египтян и индусов) был обычай в знак особенного почтения целовать на земле следы ног правителя. Пусть враги будут оказывать царю знаки самого глубокого почтения» (Лопухин). Ко Христу припадут и поклонятся предельно низко, усердно, с благоговением - как Богу – ефиопляне. 1. Это «жители Эфиопии - страны африканских пустынь (с еврейского слово "ефиопляне" так и переводится; "жители пустынь"), где ныне Нубия и Абиссиния. Эти полудикие и непокорные народы, которые враждебно (врази его) относятся ко всякой гражданственности и мирной жизни, - даже и они подчинятся…» (ГР). Давид пророчествует о просвещении язычников.

2. «Ефиоплянами» Давид называет людей, живущих нечестиво: они одичали, живя без Бога, подобно далеким племенам. Так вот и они предназначены для спасения, и они склонятся пред Правдой и Милостью Царя Славы. И припадут к Нему так искренне, с таким усердием, что и лицо их уткнется в придорожную пыль. Таким будет их покаяние. «Или, согласно с Кириллом, можно понимать, что враги Евангельской проповеди, изменясь, будут лобызать землю святых храмов» (в ЕЗ). «До того покорятся Ему враги, что и не подумают о брани с Ним, почему, в переносном смысле изображены падающими на землю и чрез это выражающими свою покорность» (АВ). Давид пророчествует о покаянии грешников.

3. «Можно под Ефиоплянами разуметь и демонов. Ибо демоны большею частью являются в виде ефиопов по причине темноты и мрачности их» (ЕЗ). Они «низринутся, смирятся и скончаются» (ЕЗ). Святые будут попирать их, и «от невозможности подняться они будут казаться лижущими землю» (ЕЗ). Давид пророчествует о победе над демонами.

И народы, и цари поклонятся Христу как Царю и Богу, желая служить Ему: ст. 10-11. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии, вси языцы поработают ему. Перевод: Цари Фарсийские и острова дары Ему принесут, цари Аравийские и Савские дары Ему доставят. И поклонятся Ему все цари земные, все народы послужат Ему.

«Царие Фарсийстии - то же, что цари Фарсиса, которые были правителями отдельных городов и областей в Испании, где находились финикийские торговые колонии. Впрочем, именем Фарсиса евреи называли вообще приморские отдаленные страны. (…) Сава (или Савея) - так называлась страна, лежащая к юго-востоку от Палестины, у Персидского залива, где обитало племя савеев» (ГР). Фарсис и острова «принесут», а цари Аравии и Сава «приведут» = доставят на караванах свои дары – в знак почитания и покорности Царю. Здесь Давид говорит не о дани в казну Соломона, а о плодах любви, поклонения и работы христианских правителей и народов Небесному Царю – на земле и в вечности. Давид только отталкивается от Соломона, но говорит о Христе, «к Которому "приидут" (см. Мф. 8:11) "и поклонятся все цари земные и все народы (еси языцы)" будут служить Ему, некоторые, по словам блж. Феодорита, - добровольно в настоящей жизни, а все - по воскресении, … тогда "поклонится Ему всяко колено небесных и земных и преисподних" (Флп. 2:10)» (ГР).

Церковь Христова покрывает сейчас всю землю, молится о всем мире, хотя не все приняли Христа. Давид пророчествует о полноте и совершенстве поклонения, которое придет в блаженной вечности, однако, он говорит также и о начале поклонения, о первенцах Церкви Христовой – от языческого мира. Ими станут волхвы с востока, которые принесут золото, ладан и смирну Родившемуся Царю и станут благовестниками Иерусалиму и миру. Они поклонятся Младенцу от лица всех народов земли. А потом эти народы, прежде не знавшие Бога, принесут Владыке свои сердца и труды. История говорит, что народы «с верою истинно покорились Христу, поклонились Ему, как Богу, и принесли дары чрез волхвов, как царю» (ЕЗ). По мнению некоторых толкователей, волхвы исполняли древнее пророчество, записанное в словах 11 ст. 71 Пс.

Почему язычники, любящие «свободу», и грешники, привязанные к своему греху, добровольно и радостно поклонятся Христу, пожелают служить Ему, а не плоти, не собственному нечестию? Они найдут в Нем Победителя их сильного противника и своего Спасителя: ст. 12-14. Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и души убогих спасет: от лихвы и от неправды избавит души их, и честно имя Его пред ними. Перевод: Ибо избавит Он нищего от сильного, избавит убогого, лишенного помощи. Помилует Он нищего и убогого, и души убогих спасет. От корысти и от неправды избавит души их, и в почете будет имя Его у них. Нищие и убогие. Нищим пророк назвал «естество человеческое, как бывшее тогда без Бога» (ЕЗ). Давид говорит о тех, кто осознает свою нищету и трудится для стяжания праведности. Человек не может преобразить свою природу, и мир, враждебный Богу, ему в этом не помощник: «емуже не бе помощника». Мир силен на зло, но с еще большим правом «сильным он (*Давид) называет здесь диавола, как всегда делавшего насилие людям» (ГР). «От крайних, говорит, и до крайних пределов вселенной поклонятся Ему народы и цари, благодаря за то, что избавил их от преобладания сатаны» (АВ), «от жестокого диавольскаго мучительства» (ЕЗ), - «яко избави нища от сильна».

Давид пророчествует: Христос «пощадит нища и убога, и души убогих спасет». Бог щадит и спасает смиренных, стремящихся к праведности. А далее псалмопевец открывает некоторую частность: Бог избавляет от самых обычных, укоренившихся и поэтому опасных грехов: «от лихвы и от неправды». «Лихвою называется рост, приращение денежных процентов, в переносном смысле - любостяжательность, сребролюбие, которое, по словам Апостола, есть "корень всех зол" (1 Тим. 6:10). Под именем неправды здесь нужно разуметь всякий грех, потому что кто грешит, тот делает неправду или в отношении к себе, или в отношении к ближнему» (ГР). Силой Господа человек ненавидит грех, сопротивляется ему и становится праведным. Таинства Церкви обладают такой силой, что преображают человека: они очищают и от самых обычных грехов: сребролюбия и самообмана. Или: «Некто говорит, что неправдою он называет грех в мысли, а лихвою – грех в действии. Ибо, согрешая делом, мы платим рост диаволу, а поступаем неправедно с самими собою в мысли. Посему-то, во-первых, отнимает лихву, а потом и самую неправду. Ибо, в 1-х, надобно удержаться от грехa в действии, а потом и от производимого нами в мысли» (в ЕЗ). Итак, Христос спасает людей Своих от грехов их.

«И честно имя Его пред ними». «Какое это имя? Имя Христос, по которому мы называемся христианами. Это имя столь высоко и досточестно, что вместо всякого другого достоинства его одного достаточно для засвидетельствования нашего благородства, в том, впрочем, случае, если с преславным именем христианина мы соединяем и жизнь, достойную сего имени» (ГР). Воздать честь Христу – чтить Его как Совершенного Бога и Совершенного Человека. К Нему будут относить слова: «Жив Господь

Ст. 15. И жив будет, и дастся Ему от злата аравийска, и помолятся о Нем выну, весь день благословят Его. Перевод: И жить будет, и принесут Ему в дар золото Аравийское; и молиться будут о Нем непрестанно, всяк день благословят Его. «И жив будет». Младенец Иисус был обречен на смерть приказом нечестивого Ирода, но Промыслом Божиим «жив будет»: Он не будет убит вместе с младенцами, но исполнит все (АВ). Как было в начале жизни, так будет и в конце ее: Иисус, Царь славы, почиет на Кресте, но воскреснет и жив будет вечно в воскресшей плоти, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 33) (ГР и в ЕЗ).

«И дастся Ему от злата аравийска». 1. Эти слова «ясно означают дары, принесенные волхвами» (АВ). Дары, принесенные волхвами Младенцу-Христу, проображают дары Царю-Христу благоговейных всех последующих времен. «Можно думать, что именем Аравии пророк обозначил и все другие страны, из которых будут приноситься дары и жертвы Христу аравийским золотом и другими драгоценностями в Его храмы или вообще в пользу Церкви Его, от всех царей и народов, приобщившихся через веру к духовному Царству Его» (ГР). 2. Однако здесь говорится не о драгоценном металле: преподобные принесут Царю подвиги любви и молитвы, а мученики – еще и жизни свои. Вот подлинное духовное золото. Почему золото названо аравийским? «В древности Аравия имела много прекрасного золота; и потому она называлась у других счастливою, а у греков золотою» (ЕЗ). Но Зигабен видит в 15 ст. пророчество о проповеди Апостола Павла: получив от Господа благословение идти к язычникам, он пошел в Аравию. Он пишет: «Не пошел в Иерусалим к бывшим прежде меня Апостолам; а пошел в Аравию (Гал.1, 17)» (ЕЗ). И там проповедовал Христа жителям тех мест, и они приняли веру, став тем самым «златом аравийским».

«И помолятся о Нем выну, весь день благословят Его». Кто помолится? Церковь = злато аравийское. В молитве «Отче наш» мы молимся о Боге: о том, что принадлежит Богу, - о Его имени, о Его Царстве и Его воле. Мы исповедуем пред Ним свое желание: чтобы люди благоговели пред именем Божиим, чтобы Царство Божие стало и Царством праведных, чтобы исполнилась вся святая воля Божия, даже если это принесет молящемуся страдание. Человек искренне молится о Боге и благословляет Его, когда знает Его и дела Его, когда относится к Нему как к Личности для себя драгоценной. Просвещенные народы будут постоянно возносить Царю-Христу благодарственные молитвы и славословия «о всеобщем распространении Его Царства, о благостоянии Святых Божиих Церквей и о вечном спасении своем через Христа Спасителя всех. Всегда совершая такую молитву, они весь день благословят Его, т.е. будут всякий день, ежедневно благодарить и прославлять Царя Христа за освобождение их от рабства диаволу и за все Его великие милости» (ГР).

Ст. 16. Будет утверждение на земли на версех гор, превознесется паче Ливана плод Его: и процветут от града яко трава земная. Перевод: Будут твердыни Его на земле, на вершинах гор; вознесется выше хребтов Ливана творение Его, и процветут жители града, как трава земная. «Будет утверждение на земли на версех гор». Что такое «утверждение»? Что утвердит Господь? 1. Церковь – «на земли», Апостолов и Пророков – на вершинах гор этой земли (АВ), т.е. среди святых Церкви и преподобных Богу. «Господь Иисус Христос утвердит и подкрепит уверовавших в Него, соделает их высокими и превознесенными, как бы стоящими на самых вершинах гор» (блж. Феодорит в ГР). Церковь будет основана на Камне, который есть Христос, и утверждена Им же. «Утверждение» можно воспринимать как объект (как нечто подлежащее утверждению: утверждается Церковь) и как субъект («Утверждение» = Утверждающий: Господь утверждает). Утверждением всех христиан, малых и высоких, мирян («на земли») и монахов («на версех гор»), будет Христос: «Христос, говорит, будет утверждение на земле, или для населяющих землю, утверждая колеблемых диаволом. А – на верхах гор – означает то, что Христос будет утверждение до самых верхов гор, что приложено о подвижниках и аскетах, обитающих на верхах гор, которых также утверждает Христос» (ЕЗ). 2. Опираясь на еврейский текст, прот. Григорий полагает, что речь идет об утверждении хлебном, о плодах колосьев: на благословенной земле роскошная пшеница будет расти и на голых сухих вершинах. И те вершины, и лес золотых колосьев на них будут выше, ближе к Богу, чем вершины Ливана с их кедрами. Хотя не о колосьях говорит Давид: пшеница эта - Божия, зерна ее - души человеческие, которые Господь соберет в житницу Свою.

«Превознесется паче Ливана плод Его». «Ливан – Иерусалим, а плод Спасителя – Церковь» (Евсевий в ЕЗ). Плод, который возрастит Господь, – Церковь и спасение ее, а отборная пшеница среди других плодов – святые Церкви. Их превознесет Бог превыше всего, о чем мог помыслить ветхозаветный праведник, - до Неба Богообщения. Или: «Ливан есть Иерусалим, а плод Его - евангельское слово. Посему говорит, что евангельская проповедь будет выше служения подзаконного» (АВ). И несравнимо выше «мудрости» языческой.

«И процветут от града Его яко трава земная». Те, кто должен стать добрым плодом, процветут: процветут люди, пришедшие в Царство от града Его = от Его Церкви: «…Из всякого города процвели и произросли христиане, как трава – по причине великого множества их» (ЕЗ). «И этим опять означает Церковь, о которой написано: преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86, 3)» (АВ, то же у Евсевия в ЕЗ). Они процветут так великолепно, как те полевые лилии, которые превосходили красотой одеяние славного Соломона. Мы вспоминаем слова Господа: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6, 28-29). Святые Церкви Христовой больше Соломона. И они, в отличие от травы полевой, жить будут вечно - в Царстве Славы.

Своей жизнью и устами святые будут достойно благословлять и славить имя Спасителя: ст. 17. Будет имя Его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его. Перевод: Будет имя Его благословенно вовеки; прежде солнца пребывает имя Его; и благословятся Им все племена земные, все народы восхвалят Его. «Будет имя Его благословено во веки». Давид простирает взгляд от своего времени до конца времен и молитвенно пророчествует: имя Господа Иисуса Христа (Богочеловека) и Слова (Бога), Царя и Сына Царева (1 ст.), будет благословенно вовеки, и задача человека – благословлять Благословенного.

Потом Давид обращает взгляд назад и утверждает, что Слово (Божественное имя Второго Лица Святой Троицы) было прежде солнца. И пребывает вечно, всегда: «прежде солнца пребывает имя Его». Некоторые толкователи (ЕЗ, ГР) называют это благословенное и вечно пребывающее имя Божие: Сый, Сущий: «"Аз есмь Сый, - сказал Господь Моисею. - Сие Мое есть имя вечное" (Исх 3:14,15). Сие-то имя Господне, существующее прежде создания мира, пребывает прежде солнца и будет благословено от всех родов во веки. Чрез Него получат благословение Божие все народы земные, которым и сказано будет: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25:34). Сие благословение, значит, есть не что иное, как оправдание и усыновление Богу о Христе. В свою очередь, получившие благословение будут взаимно прославлять и ублажать Господа Иисуса, Который "Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу" (песнь "Единородный Сыне и Слове Божий" на литургии): вси языцы ублажат Его» (ГР). Или иначе: прежде творения мира, «прежде солнца» состоялось решение Предвечного Совета о спасении мира и о Спасителе, Богочеловеке, имя которого Иисус, т.е. Спаситель.

В этом имени Иисуса Христа: «И благословятся в Нем вся колена земная, вcu язы́цы ублажат Его». «Благословятся – означает – освятятся, исполнятся благодати. Потому что мы – верующие, называемые христианами, сим именем прославляемся. Это Бог обещал и Аврааму, что благословятся в семени его все народы: и благословятся в семени твоем все народы земные (Быт.26:4). А Павел говорит, что сие семя Авраама есть Христос (Гал.3:16). Почему и все народы будут, говорит, прославлять Его» (ЕЗ).

Следующее славословие, «по мнению новейших ученых истолкователей псалмов (свящ. X. Орда, свящ. Н. Вишняков, А. Пархомович и др.), не относится к этому псалму, но прибавлено к нему собирателем псалмов в одну книгу» (ГР). Давид только что пророчествовал: «Будет имя Его благословено во веки». И тут же он или неизвестный собиратель псалмов благословляет Господа Бога Израилева, принося Ему этим дар. Тем самым он исполняет это пророчество 17 ст.: ст. 18-19. Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един, и благословено имя славы Его во век и в век века, и исполнится славы Его вся земля: буди, буди. Перевод: Благословен Господь Бог Израилев, Единый, творящий чудеса, и благословенно славное имя Его вовеки! И исполнится славой Его вся земля. Да будет, да будет так. Псалмопевец благословляет 1) Единого в Трех Лицах Бога и имя славы Его – Иисуса Христа, 2) или же он имеет в виду только Христа, которому посвящена эта псаломская песнь: «Не иной какой Бог, как тот же Мессия, Христос Бог наш, о Котором пророчествует весь псалом и Который Един творит чудеса как в Ветхом, так и в Новом Завете, - Един не в различении трех лиц Святой Троицы, но в различении других, лживых богов – языческих» (ГР).

«Имя славы Его». 1. Имя славы (Сын) Его (Отца или Единого в Трех Лицах). «Кирилл именем называет Сына» (в ЕЗ). «Слава Его должна распространиться по всей земле, как свидетельствует и пророк Исайя, который видел престол Господа славы, окруженный небесными серафимами, и слышал, как они друг к другу взывали: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! полна вся земля славы Его" (Ис 6:1,3)» (ГР). «Господь Саваоф» относится ко всем Лицам Святой Троицы, и к Сыну Божию, поэтому принадлежит и к Воплотившемуся Христу.

2. Имя славы Его - Богочеловека – это имя страдания: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19, 19) было написано над Распятым как вина Его, как причина казни и бесчестия. В бесчестии Креста – причина славы Спасителя: «Слава Христова есть вочеловечение Его и страдания по человечеству. Ибо сим-то и прославился Он у верующих, что, будучи Богом, подвергнулся сему за нас. А имя в вочеловечении Его есть – Христос. Ибо Христос означает Бога и человека, который и в сем веке благословляется и прославляется, как сказал выше, и в будущем гораздо более, когда никто не будет злословить Его и, следовательно, когда все, и люди и демоны, покорятся Христу. Мы можем сказать, что имя славы Его сказано описательно вместо – Его, или имя славы – вместо – славно» (ЕЗ).

«И исполнится славы Его вся земля». «Слава Его» – слава Христа (ЕЗ). «Буди, буди» - это значит то же, что - "да будет", а по переводу с еврейского: "аминь и аминь!"» (ГР). Благодать сойдет на Церковь, воинствующую на земле, но полнота славы будет доступна только для Церкви Торжествующей: «И Исихий: для чего повторяет – да будет? желая скорейшего приближения нашей свободы и надежды праведных. Ибо когда земля исполнится славы Христовой, тогда настоящий мир окончится и явится Царство Небесное» (ЕЗ).

Общее содержание 71 Пс. Царь Соломон, на которого указывает надписание, - прообраз Христа или только имя: Соломон = «мир», «мирный». Господь – «мир наш» (Еф, 2, 14); Он придет примирить в Церкви Своей бывших язычников и иудеев - друг с другом и с Богом. Давид молится о Царе правды и мира, о Судии и Промыслителе (1-4 стт.). Он придет не для суда-приговора, а для суда-спасения. Суд – 1) правда, непрерывное Божественное правосудие, за которым следует устроение спасительного Промысла; 2) решение Предвечного совета о деле Господа на земле и исполнение его Христом: «ныне суд миру сему» (Ин. 12, 31), - скажет Он перед Крестом о скором поражении сатаны; 3) тяжба человечества с противником его (диаволом, смертью и адом); 4) суд – разделение, меч, которым отсекается зло. Этот Царь-Судия вечен и безначален по Божеству (5 ст.), но кротко родится – как Человек - в тишине Вифлеемской ночи. Его приход – Боговоплощение - Давид сравнивает с тихим, живительным дождем (ст. 6). В Его Церкви, воинствующей на земле, воссияют (ст. 7) мир и правда; они будут пребывать, пока светят солнце и луна («дондеже отнимется луна») (ст. 8). «Они составляют оружие, которым Мессия-Царь покорит Себе весь мир» (ИО): пространство земли, народы и времена - от Рождества до Судного дня. Через Христа к Единому Богу обратится языческий мир: «Самые дикие (Ефиопляне) и враждебнейшие народы (ст. 9) преклонятся пред Ним; западные (царие Фарсийстии) и южные (царие Аравстии) цари, цари со всего света принесут Ему дары, поклонятся Ему и подчинятся (ст.10-11)» (ИО). Это дары – духовные: сердца и жизни, покаяние и послушание слову Его (ст. 15). Он Избавитель от вечных врагов и Спаситель от грехов; Он Судия праведный и нелицеприятный, надежда нищего и убогого (стт. 12-14). Царь Этот не подлежит смерти: войдет в нее, чтобы победить, и воскреснет, и «жив будет» (15 ст.). Ему будут славословить святые, утвержденные Им (ст. 16), и вся Церковь Его. Они – пшеница Божия, плод подвига Его. Они превознесутся и процветут в Царстве: будут выше ветхозаветных праведников и будут поставлены на высоты в Царстве славы (ст. 16-17). Церковь святых будет благословлять имя Бога и Спасителя своего Господа Иисуса Христа. И теперь она поет: «Благословен Господь Бог Израилев» (Единый в Троице) и «благословено имя славы Его» - имя Господа Славы Иисуса Христа (18 ст.). Он Царь Неба и земли, поэтому «исполнится славы Его вся земля» (ст. 18).

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Лопухин Александр Павлович. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Книга пророка Иеремии. - http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lopuhin/lopuhin12/483.html. - Лопухин.

Преподобный Максим Исповедник. Вопросы и затруднения. — Москва: Паломник, 2008.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).