8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 75

Надписание: В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко ассирианину. Перевод: В конец, псалом Асафа, песнь об ассирийце. Псалом написан Давидом и передан для исполнения регенту, певцу и пророку Асафу (ЕЗ). Прот. Григорий полагает, что псалом «составлен одним из потомков Асафа (псалом Асафу), в царствование Езекии» (ГР). Однако во времена Езекии Израильское царство (в отличие от Иудейского) так уклонилось в нечестие, что не было в состоянии славить Бога, к нему нельзя было приложить: «во Израили велие имя Его». Во времена же Давида Израиль и Иудея были еще Божиим народом.

«Особенность сего надписания составляют последние слова его: песнь к ассирианину, - которые ясно указывают на отношение сего псалма к бывшему при царе Езекии ассирийскому нашествию на Иудею» (ГР). Псалом пророчествует о событиях, которые изложены «в 4-й книге Царств (18:17 - 37:19), во 2-й книге Паралипоменон (32:1-23) и у пророка Исайи (гл. 36 и 37)» (ГР). «Ассирианин» – это сам Сеннахерим, войско его; это образ врага-язычника или безбожника, насмехающегося над Истинным Богом. Его гордость ставит логику плоти превыше Божественной Премудрости. Ассирианином может быть назван невидимый противник. Песнь-пророчество «ко ассирианину» – это оружие, направленное против гордыни врагов Божиих. Поется же она пред Лицом Божиим как песнь благодарственная и победная, а пред народом святым - как утешительная и учительная. Мы слышим голос самого Давида, который в Духе Святом пророчествует, учит народ и славит Бога.

Псалом – и таких в Псалтири не так много - одержит ясное пророчество о конкретном событии ветхозаветной истории – о поражение Сеннахерима (7 в. до Р.Х). Бог, в ответ на упование верного народа, входит в историю и, по суду Своему, посылает Ангела, умертвившего 185000 всадников Сеннахеримова войска. Отцы видят в историческом пророчестве его эсхатологическую перспективу: как и предыдущий псалом, 75 Пс. говорит о конце истории, «о погублении демонов» (ЕЗ) и «описывает Божественный суд» (АВ). Поэтому надписание указывает: «В конец». Пророчество - это не только слово о будущем: пророк толкует смыслы событий и открывает Божественную волю. Главный Предмет пророчеств 75 Пс. – Бог, Его дело и Его суд. Псалом следует признать не только пророческим, но благодарственным и учительным, ибо он благодарит Бога и учит о Боге, Который являет Себя народу в дивных, чудесных и спасительных делах, поэтому Он «ведом во Иудеи» (2 ст.). Бог сокрушает крепости врагов (4 ст.) и запрещает несокрушимому войску (7 ст.), просвещает с Неба (5 ст.) и творит оттуда Суд (9 ст.), а потом принимает благодарность кротких (11-12 ст.). Псалом представляет собой гимн Ведомому Богу. Его ритмика, его поступь величественна, мысли глубоки и лаконичны, а образы ясны.

Как и сам псалом, так и толкование отцов имеет два плана: исторический ветхозаветный и новозаветный с эсхатологическим или мессианским акцентами. «Святый Дух с историею иудейскою соединил истины учения христианского, чтобы в одно и то же время утешить и еврея, в низшем смысле принимающего слова сии, и доставить радость христианину, высоко понимающему оные» (ЕЗ).

Давид видит впереди последний Суд и спасительными истинами освещает дорогу к нему. Первая из них: Бог славно и премудро являет Себя в истории народа (Вечный – во времени, Невидимый – в видимых событиях), посему: ст. 2. Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его. Перевод: Прославлен в Иудее Бог, и в Израиле возвеличено имя Его. Этими торжественными словами мог отвечать праведный Езекия Сеннахериму, праведник - невидимому врагу или нечестивцу на их клевету против Единого или против Христа. «Ведом»: значит, Бог являет Себя народу в Милости, Силе и Правде. Святой народ умеет видеть руку Божию: он не относит Его дело к случайности или собственной заслуге.

Ветхозаветный план. Иудея и Израиль знают Невидимого по Его делам и Откровению, поэтому: «Ведом во Иудеи Бог». Или другой смысловой акцент: «Некоторые слова во Иудеи принимают в значении чрез Иудею или на Иудее, Бог стал известен язычникам чрез то, что Он сделал во Иудее» (ИО). Язычники могут видеть идолов своих, но Невидимого и Истинного они не ведают. Подлинное «ведение» возможно только при благочестии народа: когда народ творит волю Божию, Его Закон, тогда Бог открывает Себя – Спасающего Отца. Так было при благочестивых царях: «Бог воспитывал народ Свой, как любящий Отец Свое любимое чадо, непосредственно руководил им, посылал к нему пророков, творил для него великие чудеса, - и тогда можно было сказать, что ведом в Иудее Бог, и у Израиля велико имя Его» (ГР). Если народ отходит от Божественного закона, то познает не Бога, а гнев Его. Но Иудея и Израиль знают своего Бога и чтут величие имени Его: хранят память о делах Его, в которых отразилось Его Существо.

Новозаветный план. Свт. Афанасий толкует образы духовно: «Иудеею и Израилем называет здесь душу, познавшую Бога; потому что она есть истинная Иудея и истинный Израиль» (АВ). «А великий философ Максим Иудеею называет деятельное любомудрие, а Израилем – созерцательное: потому что Иудея, по переводу, значит исповедание грехов, которое есть начало деятельности, а Израиль – ум, видящий Бога. Человек, упражняющийся в деятельности, знает Бога, что Он есть Судия дел каждого, и потому очищает себя от страстей. А созерцатель, зрящий умом величия Божия, достойно величает Его» (в ЕЗ). Человек по мере очищения и уподобления Подвигоположнику Христу познает Бога (Святую Троицу) и созерцает сердцем Его Благость, и происходит это в Церкви Христовой, странствующей и воинствующей в мiре. Там он находит мир Христов. Этот стих содержит упрек неверующим иудеям: они не захотели узнать Пришедшего Христа. Они солгали бы, если бы отнесли 2 ст. к себе: для беззаконных Христос остается Неведомым. Распявшие Иисуса не знают Бога, Который есть Любовь. Преподобные же знают Его, и верным Он «ведом»: они не претендуют на полноту познания Его Существа, но им известна жизнь Спасителя и учение о Нем Церкви: «С тех пор так же, и еще более, ведом Бог и велие имя Его, только не в Иудее и не у плотского Израиля, а в Церкви Христовой, составившейся из разных стран и народов» (ГР). Христа видели и слышали современники; Его Телу и Крови причащаются верные; Его слово и жизнь знают все, кто пожелает; каждый верующий таинственно просвещается от Него и получает помощь. Кто знает Сына, тот знает и Отца, и причастие Духа с ним. Боговедение, как и всякое проявление Благодати, для новозаветного человека умножилось (по сравнению с ветхозаветным временем).

«Ведом во Иудеи Бог», и Своим жилищем Он избрал Сион – в Иудее: ст. 3. И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе. Перевод: И было исполнено мира жилище Его, обитель Его на Сионе. Ветхозаветный план. «В мире» - в Салиме, Иерусалиме. Местом особого присутствия Вездесущего был Иерусалим, столица Иудеи, и его сердце - Сионский храм. «Более древнее название Иерусалима было просто: Салим, что значит по-русски, как и по-славянски мир, как о Мелхиседеке, царе Салимском, замечено у апостола (Евр. 7:2). LXX переводчиков священных книг еврейских вместо собственного имени "Салим" поставили в сем месте нарицательное» (ГР) - мир.

Новозаветный план. Ориген и Евсевий усомнились, что речь идет о городе: через Иерусалим много раз проходила война, и он не был мирным местом, поэтому «должно думать, что миром здесь называет того человека, который в мире с людьми, потому что любит их; и (в мире) с страстями, потому что подчиняет их себе. И в сем-то человеке находится место, способное к принятию Бога. Далее Сион в переводе значит высокая стража. Посему и тот, кто издали сторожит и видит нашествие демонов, может быть назван Сионом, по словам Оригена» (в ЕЗ). Или: «…Как Салим означает мир, так Сион знаменует холм высокий. И потому, если кто не будет иметь мира с Богом и с самим собою, тот не может быть способен к богомыслию, а тем паче к единению с Богом» (ГР). До победы Христовой и сошествия Духа, Подателя жизни и света, человеку было невозможно стяжать мир и стать местом Божественного присутствия. Поэтому духовное толкование образов сего стиха принадлежит времени Благодати, а не Закона. Место Божие не только в душе праведника, стяжавшего мир, но в Церкви Христовой и в Небесном Иерусалиме. Свт. Афанасий пишет: «…в мире, то есть в душе, или в Церкви, сокрушатся разжженные стрелы лукавого. А если написано это о горней Иудее и о вышнем Иерусалиме, откуда отбеже болезнь, печаль и воздыхание (Иса. 35, 10), то, очевидно, там будет место мира. И жилище Его в Сионе, - разумеется, в мысленном, то есть в горнем, или в душе Святых» (АВ).

Мессианский акцент того же толкования: Бог ведом в Иудее и Израиле (богоизбранном народе), в Иерусалиме, на Сионе, потому что там Христос будет открывать Отца и Себя как Бога: Он явит высшую Милость, абсолютное Всеведение, Правду, Силу как Свои Божественные свойства. Сын Божий имеет то же жилище, что и Отец – Храм на Сионе. Двенадцатилетний Отрок скажет нашедшей Его Матери: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 49). Там же на Сионе будет Новый Храм – Сионская горница. Христос будет жить и благодатно действовать в святом человеке, в Церкви и Небесном Иерусалиме, поэтому и будет познаваем («ведом») - святым, Церковью и в Небесном Граде. Против Христа будут действовать враги – и против жилища Его: Церкви воинствующей и человека Церкви. Эти нападения кончатся Христовой Победой.

Далее Давид пророчествует о делах Божиих, творимых с Сиона видимого и духовного: «от гор вечных» (5 ст.), «оттоле» (8 ст.), «с небесе» (9 ст.). От Сиона начнется победа Бога над нечестивыми врагами возлюбленного и верного народа - они также и Божии враги. Ст. 4. Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань. Перевод: Там сокрушил Он оружие, крепкие луки, и меч, и врагов. Вот первое явление Божественной силы и правды: «Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань». Ветхозаветный план. «Словом тамо, по связи с предыдущим, указывает на место действия, т.е. под стенами Иерусалима и под святыней Сиона, - Господь чудесным образом сокрушил все смертоносные и уготованные для брани орудия врагов: и мечи, и копия, и стрелы (крепости) луков, - чем прекратил и самую брань» (ГР). Господь не само оружие уничтожил, а его смертоносную силу: Ангел поразил 185 тыс. воинов, поэтому их мечи и колесницы превратились в бесполезное железо.

Новозаветный план. «Тамо»в святой спасенной душе, в Торжествующей Церкви, в Небесном Иерусалиме – прекратится духовная брань, свойственная обитателю земли, демоны перестанут пускать разжженные стрелы помыслов. Там прекратятся нападения, потому что будут окончательно низвержены враги нашего спасения. «В высшем и созерцательном смысле луки суть коварства и ухищрения, посредством которых демоны пускают разжженные стрелы страстей. Охранительное у диавола оружие и власть врага над нами есть попущение Божие; потому что когда он попущением Божиим получит власть наказывать нас, тогда он и не чувствует, и не побеждается, хотя мы сражаемся и поражаем его. Острый меч диавола есть отлучение наше от Бога, которому подвергаемся за грехи наши. Брань есть борьба, производимая против нас диаволом, или и сам диавол. Ибо как Бог есть мир, так противник Его, диавол, есть брань. Все сие, впрочем, уничтожил Бог в человеке мирном и наблюдающем ухищрения врага» (ЕЗ). Итак, Бог – мир наш, и приводит в негодность оружие наших врагов.

Ст. 5. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных. Перевод: Воссиял Ты дивно народам с высот вечных гор. Ветхозаветный план. «В виде Ангела и в блеске света, столь обычном при явлении Ангелов, Господь сошел с небесных высот на горы, и с них - в долину, где находился ассирийский стан. Горы вечные (см. Авв. 3:6), которые стоят неизменно, как бы целую вечность (от начала веков)…» (ГР). На Сионе - скиния Бога с человеком; в Сионском Храме Бог выслушал молитву Езекии и народа, оттуда и помощь, которая не только спасает от врагов, но и просвещает. Чудесным посланием Ангела, истребившего войско ассирийцев, Господь явил Себя, просветив тем самым Израиль. Через чудо, которое сотворил Бог, народ словно прикоснулся к Самому Богу, Страшному и непостижимо Сильному. Поэтому и блж. Феодорит говорит: «Ибо чудом сим просвещаешь неведущих и научаешь, Кто Ты» (в ГР). И то, что осталось от войска Сеннахерима, от его замысла и дела, послужит не царю, а Богу, потому что распространит по миру весть о чуде, которое Истинный Бог сотворил Своему народу.

Новозаветный план. Свт. Афанасий, Зигабен, прот. Григорий в духовном толковании утверждают, что вечными горами псалмопевец называет Небеса. Почему гора стала образом Неба? 1. «Горами называет здесь Давид небеса; горами – по причине высоты, вечными – по продолжительности и многолетии бытия их» (ЕЗ). Горы и небо соединяют их высота и «вечность». Не небе – недоступные для ног человека горы облаков. 2. Небеса и гора Сион – место особого Божественного присутствия и образ Царства Бога: оттуда спасение, утешение и просвещение: «Ты, говорит, Господи, просвещаешь с небес светом радости и утешения праведных, когда они находятся во тьме печали, и утишаешь светом заступления и помощи тех, которые находятся во тьме отчаяния» (ЕЗ).

После Креста и Сошествия Духа Небо Царства, затворенное грехопадением, откроется для Нового Израиля: Святой Дух будет сходить на человека в Таинстве Миропомазания, освящать и просвещать достойно принявшего Его: «Горами вечными именует небеса, просвещает же нас Бог свыше, с небес ниспослав нам Духа» (АВ). Как наше небо украшается горами облаков, так и Божественное Небо имеет свои ослепительные вершины облаков духовных: во святых и среди святых Господь, в них отражается Его Свет: «Дивен Бог во святых своих» (Пс. 67, 35). По мысли Григория Богослова, это Ангелы говорят Богу: Ты просвещаешь дивно от гор вечных (в ЕЗ). Бог просвещает нас с высоты – Сам и через Апостолов, святителей, преподобных, которых можно сравнить с вечными горами: «По изъяснении Кирилла, под горами разумеются и пророки, и Апостолы по причине высоких добродетелей; а вечными потому, что проповеданное ими Бог-Слово пребывает вечно» (в ЕЗ). Святые уподобляются высокому и вечному Богу. От них человек с мудрым сердцем слышит спасительный глас.

Древний Израиль просвещается через пророков. И Давид видит уснувшее вечным сном войско Сеннахерима, событие, которое произойдет века через два. Описывая его, он использует формы аориста: для пророка событие уже состоялось - в высшей реальности: ст. 6-7. Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих. От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони. Перевод: В смятенье пришли неразумные сердцем; уснули сном смерти, и не стало в руках у этих мужей добычи богатой. От угрозы Твоей, Боже Иаковлев, заснули смертным сном всадники на конях.

Ветхозаветный план.

Языческий мир пришел смятение: «Смятошася вси неразумнии сердцем». «Неразумныи сердцем - то же, что ослепленные страстию, - так названы здесь ассирияне за то, что безумно намеревались завоевать город Божий. Мужами богатства названы здесь те же ассирияне, в том смысле, что, надеясь на воинскую добычу, они только и думали об обогащении…» (ГР). Неразумны те, для кого сокровище не вечный Бог, а преходящие ценности; безумен, кто покушается на Божие достояние. Неразумное сердце имеет тот, кто живет без Бога, поэтому не просвещается «от гор вечных», не знает Творца и клевещет на Бога, живет страстями и ценит богатство осязаемое, какое можно взять в руки. Оставшиеся в живых свидетели чуда, а за ними весь языческий мир, принявший весть о чуде, пришли в смятение. Смятение ассирийцев – от поражения, поражение – от Бога. Ангел поразил сном смерти 185 тыс. всадников («уснуша сном своим»), а из рук оставшихся утекло богатство. Ассириане, побеждающие всех, ушли из Иудеи с пустыми руками: «и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих». Или иначе: не ассирийцы, а «осажденные иудеи, видя ассирийцев вокруг Иерусалима и не понимая силы Божией, смутились. Это замечает и история, то есть, 18-я глава 4-й кн. Царств. Потом заснули в ожидании, что ассириане пленят их, но, проснувшись рано, не нашли ничего подобного, ибо в ту ночь из врагов их ассириан умерщвлено Ангелом Божиим 185 тысяч» (ЕЗ).

«От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони». Сели на коней для победы, но Бог запретил им вредить народу Своему. Всадники уснули: они «от строгого суда Божия (от запрещения Твоего) воздремаша, т.е. подверглись такой скоропостижной смерти, которая подобна скорому и легкому сну задремавшего человека. Все те гордые и самонадеянные ассирияне, которые готовы были напасть на Иерусалим, чтобы пленить и разграбить его, при виде Ангела-истребителя, сами пришли в великое смятение (смятошася) и вдруг уснули сном своим, который послан был на них от Бога по праведному суду Его» (ГР). В подтексте поучение: не будьте неразумными, обратите сердца к Единому, Который «ведом в Иудее». Он просветит и вас «от гор вечных». Он Судия Праведный и Царь Сильный, Который в состоянии исполнить приговор Своего Суда. Для Него нет преград и сильных противников.

Новозаветный план.

Как Бог осудил ассирийцев, так осудит всех неразумных, и те на Суде придут в ужас, а потом станут добычей смерти вечной. Давид пророчествует о смятении безбожных на Страшном Суде: «Смятошася вси неразумнии сердцем». При жизни они «не примут просвещения, подаваемого Духом» (АВ), потому что: „В злохудожную душу не входит премудрость и не обитает в теле, повинном греху“ (Прем. 1,4). Неразумное слепое сердце не верит, не уповает, не видит Христа, не знает о Его Милости. Ни света, ни опоры в пути у них не будет, а в конце они будут «в смятении и волнении, когда откроется суд Божий» (АВ). Богатство и власть, на которых они утверждали себя на земле, утечет из их рук: «и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих». Что обретут в вечности «неразумнии сердцем», «мужие богатства»? Вместо духовных сокровищ Царства и полноты ведения – сон, вместо земных сокровищ – «ничтоже», пустоту. Когда «приблизится час смертный, тогда они, эти мужие богатства, ничтоже обрящут в руках своих из тех временных благ, к которым так были привязаны. Тогда познают, но уже поздно, что блага мира сего не суть истинные блага, а только мечта и прелесть, от которых никакой нет пользы или приобретения пристрастившимся к ним, кроме угрызения совести и вечных мук» (ГР). У разумных сокровище – Бог, у неразумных – богатство. Давид призывает к разуму: спасение в Боге, ищите Бога, но разумным должно быть сердце – оно ищет и верует.

«От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони». Кони – невоздержанные тела, которые повелевают всадником, т.е. разумом, и тот спит «сном своим». Говорит «своим», потому что при жизни этот сон духа всадники избрали сами: он не от Бога. Однако этот добровольный сон переходит в вечную смерть – по Суду Твоему, «от запрещения Твоего». На земле они бодрствовали для мира и спали для Бога, и сон духа, похожий на смерть, перешел в вечность, став их неотъемлемой чертой. «Слова Оригена: Если хочешь видеть, что сон души различается от естественного телесного сна, то увидишь, что у многих людей, которые не сохраняют сего наставления: не дай сна очам твоим, также: восстань спящий, – души спят. Они-то не нашли ничего, потому что спящий не находит ничего. Он же говорит, что в созерцательном смысле колесницы и кони душ суть тела» (в ЕЗ).

Бог страшен для нечестивца и злодея: возмездие за грех настигает нераскаянного, и не только за порогом жизни. Многие, подобно ассирианам, глумившимися над Богом, были наказаны Им явно и показательно для народов. Давид восклицает: ст. 8. Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе? Оттоле гнев Твой. Перевод: Ты грозен, кто противостанет Тебе? Узнали с той поры силу гнева Твоего. «Того Самого любвеобильного и благодеющего Бога, Которого во многих других случаях псалмопевец именует долготерпеливым и многомилостивым (Пс. 102:8), здесь он называет страшным. Но и здесь он представляет Бога страшным не в смысле ужасного (terribilis), наводящего страх и ужас, но в смысле дивного (mirabilis) "в делах своих" (Пс. 65:3), возбуждающего страх и благоговение, достойного самого высокого уважения (reverendus)» (ГР).

«Оттоле гнев Твой». 1. От того времени гнев Твой. От дня Страшного Суда доносится до пророка глас Божественного гнева. Тогда явится вся Его сила и к гордым придет возмездие. Под временем суда можно понимать время земного наказания (вразумления), предусмотренного решением Божиим, а не посмертный суд. Гнев Божий являет себя не сразу, как согрешит человек: Бог дает время на покаяние: «По словам Оригена, выражение: С того времени, изъясняется так: не теперь начинается месть Божия, но по учинении греха ожидает до времени, потом начинаем получать воздаяния за грехи спустя некоторые лета, когда суд будет произведен» (в ЕЗ). 2. Твой гнев, Твой Суд «оттоле» с Неба. 9 ст. поясняет: «оттоле», с небес, Ты провозгласишь Суд Свой, «гнев Твой».

Ст. 9-10. С небесе слышан сотворил еси суд: земля убояся, и умолча, внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли. Перевод: Возгласил Ты с Небес приговор; земля убоялась и умолкла, когда Бог совершил суд, спасая всех кротких на земле. Ветхозаветный план. 1. На недоступных человеку Небесах совершается суд Божий, но чудесное поражение войска Ангелом сделало недоступное видимым, явным: суд Божий стал «слышан» для земли, для человечества. Суд – возмездие на земле: «Господь Бог проявил гнев Свой с небесе над ассириянами, и в самый момент проявления этого гнева (оттоле гнев Твой) слышанным сделался для всех суд Божий, и тут же обнаружились благие и счастливые последствия сего суда для иудейского народа: последовал мир, земля убоялась и утихла, и все увидели спасение не только иудеев, но и других народов, от власти угнетателей, - в то самое время, когда восстал Бог судить, дабы спасти всех угнетенных на земле (вся кроткая земли)» (ГР). 2. «Неразумнии сердцем» (6 ст.) не знают Божественного рассуждения, но для пророка Своего Бог «слышан сотворил еси суд». «Суд, говорит, или приговор, сделанный Тобою против ассириан, Ты, Господи, дал мне слышать, то есть внушил мне, как пророку. Так перевел это и Симмах» (ЕЗ).

Общий духовный смысл. 1. Давид говорит о Суде Промысла, который Бог творит постоянно над каждым живущем. Твой Суд о нас (Промысел) – на Небесах, но Ты сделал его известным для чуткой совести, для разумного сердца. Ты открыл Свою волю (в Писании, через события и таинственно), дал заповеди и указал на духовные законы: «слышан сотворил еси суд». Мы знаем, как и за что будет судиться человек на Страшном Суде, от чего будет зависеть его приговор. Об этом пророчествует Псалтирь Давида, об этом будет говорить Сам Воплотившийся прямо и через притчи. Поэтому наказанные по суду Божию «не будут иметь никакого оправдания; потому что предвозвестил им (*Бог) о Божественном суде» (АВ).

2. Давид говорит о явном ответе Бога на наше добро и зло – по Суду. Бог встает, чтобы наказать гордых и спасти кротких: «внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли». Кротким является дух благочестивого человека. Суд Божий становится, во-первых, виден через событие, во-вторых, «слышан», поэтому весть о Божественном суде и наказании сохраняется в веках. Промыслитель заботится, чтобы дела Его суда хранились в памяти народов и Церкви, чтобы люди размышляли о них. Он желает, чтобы человек через дела Его видел Его Самого, чтобы народ его говорил: «Ведом во Иудеи Бог» (2 ст.). Одно из важнейших следствий явного Твоего наказания – страх Божий. Этот спасительный страх попаляет страсти, заставляет молчать плоть с ее мудрованием. И вот: «Земля убояся, и умолча». Земля – 1) образ всего творения Божия и 2) образ торжествующей над духом плоти (или человека, живущего по плоти): «Землею здесь называет каждого человека, которому сказано: земля ты и в землю отойдешь (Быт.3:19). А особенно называет землею человека мудрствующего о земном» (ЕЗ). Нечестивые - «земля», «мужи богатства», сердце которых неразумно. Что должно произойти с ними, когда примут весть о наказании грешных или самое наказание? Сначала приходит добрый страх («убояся»): страх Божий заставит замолчать страсти и гордыню: весть о поражении хуливших Бога поставит и других как бы перед судом Его и отвратит от зла. От страха Божия пропадает страстный помысел («умолча»). Молчание «есть ограничение грехa и восприятие правды, …когда Бог восстал на суд, убоявшись, умолчала земля, т. е. живущие на ней люди. Ибо страхом Господа устраняется всякий от зла (Притч.15:27)» (безымянный толковник в ЕЗ).

Эсхатологический смысл. «С небесе слышан сотворил еси суд». Явным был суд над войском Сеннахерима, явным станет суд 70 г. над иудеями (АВ), явным будет Второе Пришествие Господа и Страшный Суд. Он придет с Небес, и его услышат все. Тогда: «Земля убояся, и умолча». «Землею называет здесь все естество человеческое, которое и придет тогда в боязнь; поскольку в то время, по наступлении дня оного, не будет никого, кто не убоялся бы. Ибо Ты, небесный Бог, изрек и явным соделал суд Свой, предав наказанию врагов Иерусалима» (АВ) – Небесного Иерусалима. Придет великий страх, «внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли». Тогда страх охватит каждую душу, и все тленное замолчит: «Итак, когда, говорит, Бог восстал на означенный всеобщий и последний суд, тогда все люди умолкли, потому что кончилось и прекратилось всякое дело их» (ЕЗ). Что бы ни делали на земле грешники, но побеждает Бог – победит Его Правда и на Страшном Суде. Суд имеет целью спасение кротких: Бог отделит их от злодеев-бесов и последователей их.

Следующий стих говорит о состоянии спасенной души, о радости богообщения в Небесном Иерусалиме, где совсем иначе, чем на земле «ведом Бог» (2 ст.). Там Свет Христов заполняет человека до последнего уголка души: ст. 11. Яко помышление человеческое исповестся Тебе: и останок помышления празднует Ти. Перевод: Посему человек в помышлениях своих прославит Тебя и всяким помыслом восхвалит Тебя. 1. В Царстве каждая мысль, одетая точным благодатным словом («помышление человеческое»), будет славить Бога («исповестся Тебе»), потому что в ней будут жить истина и свет. И не только в слове будет ликовать Дух: Он будет праздновать победу и в том неизреченном (оно и есть самое существенное и драгоценное), что человек ни ангельским, ни человеческим языком изъяснить не может, - в «останке помышления». «И когда все кроткие, т.е. праведники, получат спасение, тогда, помышляя о том, от каких зол они избавлены и каких бесценных благ вечных сподобились, они будут непрестанно прославлять Бога (помышление человеческое исповестся Тебе), так что и самая малейшая часть их помыслов будет посвящена, не иному чему, как торжественному воспоминанию великих благодеяний Божиих: и останок помышления празднует Ти» (ГР). Каждая мысль и слово будут свидетельствовать о победившем Христе, потому что в них будут жить Его Свет и Премудрость.

2. Комментаторы чаще относят 11 ст. к Суду. Ты судишь не только дело, но и намерение. И не только вполне осознанная идея помышление человеческое») придет к Тебе для суда, но и едва мелькнувшая мысль, движение души останок помышления») исповедуются пред Тобой. Ты все обращаешь во благо и торжество Правды, поэтому пришедшая на Суд мысль праведника, как живая, будет славить Тебя. Неосознанное намерение человеческое, будучи осознанным Тобой, будет праздновать, радуясь Премудрости и Правде Твоей. «Давид именем остатка указывает на то, что и малейшая часть мысли будет иметь праздник, то есть, откроется Тебе, потому что праздник есть обнаружение той вещи, для которой бывает праздник, почему выражение: будет праздновать, должно принимать за одно и то же с выражением: обнаружится, выкажется» (ЕЗ). Итак, Бог являет Себя (поэтому: «Ведом во Иудеи Бог») и обнаруживает наше сокровенное.

Бог – Судия и Спаситель, поэтому Давид обращается к народу: ст. 12-13. Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему. Вси, иже окрест Его, принесут дары, страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных. Перевод: Помолитесь и воздайте хвалу Господу Богу нашему! Все, собравшиеся в храме Его, принесут дары грозному и отнимающему жизнь у князей, грозному для царей земных. «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему». Помолитесь и совершите воздаяние! Псалмопевец призывает верных к благодарственной молитве, а та у иудеев непременно предполагает обещание (обет) и воздаяние Богу по обету. Иудеи, когда благодарили Бога, сопровождали эту благодарность добрым делом: они приносили в Храм различные дары и совершали жертвоприношения (по ГР). И христиане должны сопровождать благодарение милостью и добрым рассуждением о Боге. Или: «дайте Богу обещание покаяться и таковое обещание ваше исполните как обязанность» (ЕЗ).

«Вси, иже окрест Его, принесут дары». Воздаяние = дары = добрые дела, хвала Богу. «Вси, иже окрест Его», - это те, кто близок Богу и знает Бога в силу служения и преподобия. 1. Принесите Богу дары чистого и непорочного служения: «Помолитеся, говорит, и воздадите, т.е. молитесь, благодарите и вновь просите милости у Бога, особенно же вы, которые предстоите алтарю Господню, - вси, иже окрест …» (ГР). 2. Давид говорит о святых, кротких: «Вокруг Бога находятся только те, которые любят Бога и с которыми находится Бог, как и обещался быть, сказывая: Я посреди их (Мф.18:20), которые все будут приносить Ему в дар добродетели» (ЕЗ). Чтобы подарить что-то, надо подойти близко. Праведники и на земле всегда близ Бога, и никакой грех не отделяет их от Него, поэтому им удобно приносить Ему свои дары: благодарение, молитвы, подвиги любви (в ЕЗ). Мученик отдает во всесожжение и свое тело.

Итак, кто окрест Бога, тот знает Его («ведом во Иудеи Бог» (2 ст.)). Тот приносит дары Владыке жизни, «страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных». Бог «страшен» = Всемогущ. Он превосходит – несравненно – силу земного правителя, князя. «Князья» - это сильные мира, но Господь легко отнимает их жизнь. В толкованиях приводятся примеры, как Бог забирает жизнь или Дух у нечестивого правителя: Он «потопил царя Фараона; отгнал от людей Навуходоносора, отняв у него ум, так что он стал жить со зверями; отнял Духа у Саула: и Дух Господа отступил, говорит, от Саула; и давил его дух злой от Господа (1Цар.16, 18), то есть посланный от Господа по праведному суду. И не погрешишь, если будешь это разуметь и об учителях Церкви. Ибо Павел сказал в начале к пресвитерам Мелитским: будьте внимательны к себе и ко всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами. И впоследствии говорит, и от вас самих восстанут, которые будут говорить превратно, то есть на Божественного Духа, потому что страшный Судия отнимет Его у них (Деян. 20, 28)» (Дидим в ЕЗ). Бог принимает дары от приемлющих Его дары. Он же отнимает Благодать у недостойных: эта мысль возбуждает страх Божий, начало Премудрости и Богопознания, которое присуще святому народу, ибо «ведом во Иудеи Бог» (2 ст.).

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt75.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Лопухин – А. П. Лопухин.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).