8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 78

Надписание: Псалом Асафу. Перевод: Псалом Асафа. Псалом написан Давидом и передан для исполнения регенту Асафу. Еп. Ириней назвал 78 Пс. «жалобной молитвой над развалинами Иерусалима» (ИО). Пророк говорит от лица верного Израиля: он не имеет на себе вины богоотступничества, ибо не изменял Богу Своему, не ставил идолов, не творил себе кумиров из злата, власти и мирского благополучия. И Зигабен пишет о псалме: «Произнесен же он от лица благочестивейших из иудеев» (ЕЗ). Тот кроткий голос не спрашивает «за что?», но вздыхает «доколе?». Он молит о помощи, избавлении, очищении Израиля. Это Израиль будущего. Пророк ясно видит грядущую скорбь, разрушение Града благочестивых и ревнует о Божественной славе (1-4 стт.). Он молит Бога о скором явлении Его правды: осквернители Храма и мучители народа пусть получат воздаяние за зло, а страдающий народ да возрадуется обретенным миром (6-13 стт.). Псалом, во-первых, пророчествует и, во-вторых, дает пример молитвы – она есть главное оружие против безбожных врагов.

Какие события и времена предвидит пророк? Гонения Антиоха Епифана, гонения на христиан от 1 в. до антихриста и гонения Церкви антихристом. Ближайшие события проецируются на последующие и прообразуют их. 1. Псалом пророчествует о гонении сирийского царя Антиоха IV Епифана (175-164 гг. до Р.Х.), который решил сломать теократический строй в Иудее и поменять духовные ценности народа. Давид молится от лица Маккавеев – благочестивых защитников веры и Завета. Свт. Афанасий: «Пророк воспевает этот псалом над истребленными горькою смертью во времена Антиоховы, и в молитве своей просит Бога отомстить за избиение народа и обратить бедствия на тех, кем причинены они израильтянам» (АВ). Такое мнение разделяют большинство отцов, причем некоторые (блаж. Феодорит, блаж. Иероним, Евсевий, Андрей Кессарийский и т.д.) видят в Антиохе прообраз антихриста и предтечу гонителей христиан.

Во времена Антиоха произошло то, чего ранее не случалось: завоеватель потребовал от побежденных не труды, не злато, а души. Они теперь должны принадлежать империи, а не Богу. Царь вознамерился не только оторвать народ от Бога, но и Бога - от народа Своего. Каким образом? Если сделать из народа отступника, то Бог отвернется от него и не станет ему помогать. «Народ Божий является таковым только в рамках Завета: “Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя” (Быт. 17: 7). Антиох ясно осознавал, что если разорвать Завет, то и народа Божия не будет. А распавшийся, разложившийся народ можно будет эллинизировать, привести к единому имперскому стандарту. «Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом и чтобы каждый оставил свой закон» (1Макк.1:41,42)» (http://www.donskoi.org/170). «Воспитанный в Риме, пропитанный римской культурой, Антиох IV не считал, что в мире может существовать что-то более серьезное, нежели Рим. Все нестроения, непорядки в других странах существуют потому, что их народы по глупости и упрямству не хотят принять устройства и обычаев Римской Империи. Не только Антиох IV, но и некоторые евреи разделяли такую позицию: «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия» (1Макк.1:11)» (http://www.donskoi.org/170). Подлинная беда – потеря союза и мира с Богом, а не с «цивилизованными» соседями. То, что царю удавалось в других народах, встретило решительный протест иудейского мира: он оставался единым, а предатели были в меньшинстве. Не для стяжания ли венцов дал Бог народу-мученику такие бедствия?

Лопухин пишет: «Осенью 168 года Антиох велел прекратить службу в иерусалимском Храме и разослал по городам чиновников с указом, который гласил: все живущие во владениях царских отныне считаются одним народом и должны "оставить свой закон." Евреям строго воспрещалось читать Писание, блюсти субботу, совершать обрезание младенцев и даже просто называться иудеями. Ослушников ждала смертная казнь (1 Макк 1:41-53). Первосвященник Менелай и кучка грекофилов подчинились эдикту. Большинство же жителей Иерусалима предпочли, бросив свои дома, покинуть город. Правительственные эмиссары стали ездить по стране, убеждая, грозя и чиня расправы. (…) В декабре, в 15 день месяца кислева 167 года во дворе Храма был сооружен алтарь Зевсу Олимпийскому. На восточный манер его велено было называть Владыкой неба — Ваал шамем. Но народ переиначил этот титул в "шикуц мешамем," то есть отвратительная гнусность, или мерзость запустения (1 Макк 1:54; см. ниже § 28). А через десять дней вышел новый приказ: собраться к Храму для участия в языческом богослужении. В жертву были принесены свиньи, чтобы лишний раз показать, что с иудейскими обычаями покончено» (Лопухин).

Не Антиох автор новой методики обращения с побежденным народом, но вечный дух злобы, который будет и в последующие времена внушать безбожным мирским владыкам ту же пагубу. ««Достижения» Антиоха Епифана стали образцом для всех последующих гонителей вплоть до наших дней. Неважно, знали последующие гонители об антиоховских технологиях или нет. Путеводитель гонителей церкви, которого Господь Иисус Христос назвал «человекоубийцей от начала» и «отцом лжи» (Ин.8:44), всегда подсказывал им эти технологии. На протяжении всей истории человечества мы вновь и вновь видим следы этого «технолога»»» (http://www.donskoi.org/170). Прот. Григорий полагает, что в 78 Пс. один из потомков Асафа повествует о состоявшемся «опустошении Иерусалима и вообще страны Иудейской халдеями при Навуходоносоре» (ГР), но видит также намеки на гонения против христиан. Однако Вавилонскому плену предшествовало отступничество народа, тогда как здесь скорбь молящегося не отягчена сознанием такого греха.

2. Гонения Епифана - прообраз гонений на Церковь Христову, подвиг Маккавеев – предтеча мученичества христиан. Наше время распознает в тексте пророчество о страдании Русской Церкви в 20 веке, когда безбожные власти превращали храмы в «овощное хранилище», а тысячи расстрелянных и замученных не находили погребения. Кровь новомучеников и исповедников Российских, как вода, лилась «окрест Иерусалима», - т.е. вокруг Церкви, из-за верности их Церкви. Мерзость запустения, о которой предупреждал пророк Даниил (Дан. 9:27), явится и при Антиохе, и в дни гибели Второго Храма (70 г. по Р.Х.) и Храма Христа Спасителя в 20 в., и при антихристе. Гонения Антиоха проецируются на последующие христианские времена: от Нерона до антихриста.

Пред пророком проходят образы грядущих бедствий, и скорбь о них он возносит к Богу: он пересказывает Ему увиденное: Ст. 1. Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой. Перевод: Боже, пришли язычники во владения Твои, осквернили храм Твой святой. 1. Давид говорит от лица Маккавеев. Язычники, не знающие Единого и Истинного Бога, вошли в достояние Твое и осквернили Твой храм. Твоя Святая земля, Твой Иерусалим, Твой Храм, и мы – Твои. Нас Ты привел сюда для жительства - язычники пришли сами по злой воле своей, заняли город, храм – Твое достояние. Они осквернили храм уже тем, что вошли в него: сделали место священное – общим. А затем довели осквернение до «мерзости запустения»: «Осквернили, говорит, вступая в него нечистыми ногами, принося там в жертву свиней, поставляя идолов и другими мерзостями» (ЕЗ). Прот. Григорий подчеркивает: достояние Божие не только Храм и земля, но – прежде всего - «народ, живущий в ней».

2. Давид молится и от лица гонимых христиан всех времен. В 20 в. в России новые крещеные варвары войдут в монастыри и храмы, в жизни верных рабов Божиих, и будут осквернять и разрушать, покушаясь на Церковь, души и Истину.

Ст. 2-3. Положиша Иерусалим яко овощное хранилище, положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным. Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй. Перевод: Сделали Иерусалим подобным хранилищу овощей; бросали трупы рабов Твоих на съедение птицам небесным, тела праведников Твоих – на растерзание зверям земным; пролили кровь их, как воду, у стен Иерусалима, и некому было их погребать. «Положиша Иерусалим яко овощное хранилище». Иерусалим – образ Церкви Христовой (здесь - воинствующей на земле), она есть преддверие Небесного Иерусалима. Безбожники 20 в. вознамерятся («положиша = решили) поставить это преддверие Неба на службу своей плоти - сделать из храмов овощные хранилища по всей России. И что пророчество 2 ст. более относится к 20 в., чем к любому другому, говорят, в частности, не очень убедительные толкования предшествующих времен. Вот что писал об «овощном хранилище» прот. Григория (он работал над «Объяснением священной книги псалмов» с 1896 по 1914): «Овощное хранилище означает или палатку, из которой садовники и вообще сторожа наблюдают за садом, плодами, овощами и т.д., охраняя их от похищения или истребления, или же - такой шалаш, в котором складываются и сберегаются недавно собранные плоды и овощи» (ГР). И далее: язычники «разорили город сей до такой степени, что он стал похож на пустой шалаш, оставшийся после хранения в нем огородных овощей» (ГР). Ср.: у Зигабена: «Сделали из самого Иepyсалима как бы какую развалину или кучу камней, только по внешнему виду похожим на город, как шалаш имеет только вид человеческого жилища». Двадцатый век открыл в этих стихах тот смысл, который будет однозначно прочитываться всеми его современниками: власти превратят церкви в овощные хранилища.

«Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным». «Положиша» - так решили безбожные власти, чтобы Твой Дом служил не Тебе, а хозяйственным потребностям принявших эту власть, чтобы плоть Твоих рабов, преподобных, перестала быть жилищем их духа, но послужила зверям и птицам. Ибо сатана желает, чтобы высшее служило низшему, чтобы падшее творение восстало на Бога, а плоть на дух, - и чтобы слово оправдывало плоть. Твои рабы, верующие из мира, и Твои преподобные, служители Церкви, монахи, святители, - гибли тысячами, и часто – в безвестных могилах или вовсе без могил, о чем пророчествуют слова этих стихов. Так было и при Епифане: «Ибо не преподобны ли пролившие кровь свою за сохранение Закона, каковы были Маккавеи?» (АВ). Зигабен соглашается со святителем: «преподобными могут также быть названы Маккавеи и другие благочестивые, убитые вместе с ними» (ЕЗ). Они преподобны (подобны Грядущему Христу) в силу своей жертвенности и верности Богу. Главные их ценности – не мирские, не политические, а духовные: они поднялись на борьбу с завоевателями только тогда, когда те лишили их возможности оставаться Божиим народом и исполнять Закон.

«Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй». Иерусалим – образ христианской Церкви, а здесь еще и города, где есть храм: «Храм Христов есть каждая поместная церковь. Иepyсалим есть каждый город христианский» (ЕЗ). Везде, где была церковь и верующие люди, лилась рекой их кровь. «Окрест Иерусалима» умирают его главные защитники, мученики Церкви: епископы, священники, монахи. И среди них и вместе с ними проливают кровь те, кто связан с Церковью благочестием веры, через служащих там близких, через нательный крестик, через исполнение заповедей, через сочувствие. Они все были «окрест» и пострадали: «окрест Иерусалима» = ради Церкви. «И не бе погребаяй», так как и родственники, и друзья были также мертвы или в заключении, так как в древних тюрьмах и советских лагерях не было гробов и достойного погребения. Или: «По чрезмерности бесчеловечия враги не позволяли сродникам погребать мертвых» (АВ).

Ст. 4. Быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас. Перевод: Стали нас поносить соседи наши, предали нас позору и поруганию живущие окрест нас. Соседи благочестивого народа видели его чистую строгую жизнь и имели добрый опыт общения: торговали, имели совместные дела. Кажется, прежде не было в них ненависти, но она вдруг явилась, излилась в злословии, поставив их на сторону врага. Эти «соседи» не убивают, но клевещут и издеваются, усиливая моральные страдания народа. Наше время классифицирует подобное злословие как участие в информационной войне.

Кто эти соседи, которые поносили мучеников и издевались над неповинными даже при виде страданий их? 1. Для древних евреев – это язычники: «моавитяне, аммонитяне, сирияне, особенно же идумеяне (Авд. 1:11-12) и другие, которые всегда были враждебны иудеям и которые теперь злорадно смотрели на постигшие их бедствия, оскорбляли их насмешками, радовались злополучию их и ругались над ними, как над беспомощными и достойными всякого презрения» (ГР). 2. Для христианских земель, которые терпели от безбожных завоевателей, такими соседями были другие (в том числе «христианские») страны, которые презрели дух Христова Закона и Правду Его ради политических, мирских выгод. 3. Наконец, «соседи наши» – это конкретные люди, живущие бок о бок с преданными учениками Господа. Одни из тех «соседей» потеряли веру, другие были всегда равнодушны к ней, третьи - ненавидели ее.

Итак, Церковь – в поругании, ее защитники проливают кровь. Безбожные люди издеваются над живыми праведниками и над мертвыми телами людей Церкви. Верные воспринимают это как действие Божественного гнева и не оспаривают его праведности, только тихо вопрошают: «доколе?» Молитва (5-19 стт) начинается с воздыханий: ст. 5. Доколе, Господи, прогневаешися до конца? Разжжется яко огнь рвение Твое? Перевод: Доколе, Господи, гневаться будешь на нас? Доколе палить будет нас, словно огонь, кара Твоя? Доколе, Господи, продлятся скорби? Неужели Ты «прогневаешися до конца», и тогда погибнет народ? Как огонь разожглась ревность Твоя («рвение Твое»)! Ревностью Давид «называет праведный гнев Божий, почему и Бог, давая закон, сказал: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель…» (Исх.20:5)» (ЕЗ). Кроткий народ всегда считает себя достойным Божественного гнева.

Далее следует просительная молитва. Она принадлежит ветхозаветному человеку, и плачет он об уничижении ветхого Иакова: однако, Церковь святых христиан взяла эту молитву себе, и в годы гонений именно так она молилась о помощи и заступлении: стт. 6-7. Пролий гнев Твой на языки незнающия Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша, яко поядоша Иакова, и место его опустошиша. Перевод: Излей гнев Твой на народы, не знающие Тебя, и на царства, где имени Твоего не призывают; ибо терзали они Иакова и земли его опустошали. Давид молит Бога от лица страдающего праведного народа и старается убедить Его перенести Свой гнев на достойных гнева. От своего человеческого разума он обращается к Разуму Божественному, но делает это смиренно. Он не дерзает советовать Богу, как Ему справедливо поступать, но просит о милости. Народ кротко приглашает Бога к сравнению: смотри, Господи, мы Тебя знаем, т.е. устами и делами исполняем Твою волю, Твой Закон, хвалим Благость, Которую видим, уповаем на Тебя и молимся Тебе. Победители наши, кланяющиеся идолам, не имеют общения с Тобой, не творят милости и правды и не знают Тебя как Милость и Правду. Пролей гнев на тех, кто съел Твой народ и опустошил данною Тобой землю, ибо «они пожрали нас устами меча» (ЕЗ). Жестокость победителей – аргумент для милости и к согрешившему народу, поэтому пророк Иеремия, обличив народ за нечестие, молит затем Бога «излить гнев на язычников, которые не знают Его и не призывают имени Его. Ибо они съели Иакова (т.е. израильский народ), пожрали его (как звери) и истребили его, и жилище его (город Иерусалим и святой храм) опустошили» (ГР).

Ст. 8-9. Не помяни наших беззаконий первых: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело. Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имене Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи наша имене ради Твоего. Перевод: Не помяни наших былых беззаконий! Поспеши явить нам щедроты Твои, Господи, ибо мы вконец обнищали. Помоги нам, Боже, Спаситель наш, во славу имени Твоего! Господи! Избавь нас от грехов наших и очисти нас во имя Твое! «Не помяни наших беззаконий первых». 1. Ущедри: не помяни наших прежних беззаконий. Праведник всегда помнит о слабостях и грехах – вследствие праведности, а не по причине тяжести их. Он склонен в себе искать причину несчастий, а не обвинять Бога, Который Свят.

2. Не поминай первых беззаконий иудеев Исхода! По мысли свт. Афанасия: псалмопевец «разумеет древние грехи в Египте» (АВ). Молящийся соединяет себя со всем народом своим, берет на себя его беззакония (говорит: «наших беззаконий»), хотя сам лично в них не виноват. И Бог не обвиняет детей за грехи отцов. Но, опасаясь гибели народа, пророк видит его весь как некий монолит, от начала (евреев Исхода) - до тех, которым сострадает. И молится: «Мы виновны пред Тобою, Господи, как бы так говорит он, не своими только беззакониями, но и грехами наших предков; посему молим Тебя: не помяни нам грехов наших предков, т.е. не накажи нас за прежние беззакония наши» (ГР).

«Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело». К Богу нищих и убогих обращаются свои, когда предельно обнищали, - и более ни в ком и ни в чем не ищут спасения: «Никита говорит: Хорошо сказано: да предупредят, потому что совершенно близ погибели находятся и не могут подняться, если не предупредит милость» (ЕЗ). Мы нищи – Ты Щедр и Мудр: Ты знаешь, что нам на пользу – жизнь или смерть, бедность или богатство. Предвари нас Своей щедростью: сотвори полезное прежде, чем мы поймем, что нам полезно и попросим. Смерть может прийти так неожиданно, что и вздохнуть не успеем: предвари ее и защити нас – она в Твоих руках. Так молятся во все времена при нападении врагов видимых. Помимо этого общего духовного смысла, здесь можно различить смысл мессианский: свою нищету осознает падшая человеческая природа. Ущедри ее, соединив в Божеством Слова: приди, соверши дело Спасения, победи вечных врагов Крестом и Воскресением, вознеси ее к Престолу Отца. Как хорошо, если бы это случилось вскоре, потому что падение продолжается и нищета возрастает!

«Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имене Твоего: Господи, избави ны и очисти грехи наша имене ради Твоего». 1. Иудеи устами Давида молят Единого: «помози», «избави» и «очисти грехи» - помоги в скорби, избавь от врагов, очисть от грехов. Пошли в мир Помощника, Избавителя и Спасителя. Благочестивый ищет во всем славы Божией, а не своей: спаси нас, ибо этим прославится Твое имя. 2. Устами Давида молятся христиане: Имя Твое - Иисус, Спаситель. Подлинное спасение, избавление от вечных врагов и настоящее очищение принесет Крест Христов, поэтому молитва адресована Воплотившемуся, о Котором пророк знал. «Ты - Спаситель наш: избавь же нас и ныне от нашедших на нас бедствий и очисти нас, прости грехи наши, не ради заслуг наших, которых не имеем, но ради имене Твоего» (ГР). «Слова Исихия: И ради чего? ради, говорит, имени Божия, т. е. Христа, Который и очищением назван: Он доставил гpехам иудеев очищение, когда, будучи распинаем, взывал к Отцу: Отче! отпусти им, ибо не знают, что делают» (в ЕЗ). Крест сделал покаяние Таинством, в котором Силой Своей действует Бог: Он действительно очищает грех и дает силы для восхождения.

«…Ты, Господи, избавь нас ради славы имени Твоего, т. е. чтобы не показалось язычникам имя Твое бесславным и бесчестным» (ЕЗ). Ст. 10. Да не когда рекут языцы, где есть Бог их? И да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб Твоих пролитыя. Перевод: Да не скажут язычники: «Где их Бог?» И да совершится пред очами нашими отмщение народом за пролитую кровь рабов Твоих! Не давай язычникам (или безбожникам, ненавистникам христиан) повода говорить: где же их Бог, на Которого они так уповали? «Феодорита: Это, говорит, меня оскорбляет, это меня пронзает острее копья, что язычники дерзко злословят Тебя и с ругательством говорят: где Бог ваш, о котором вы говорите, что Он казнил за вас египтян, разделил море, а вам дал переход и все другое многое и преславное сделал?» (в ЕЗ). Да увидим мы Твою Правду = Твое возмездие «за пролитую ими кровь верных рабов Твоих; и да откроется оно еще при жизни нашей, что выражено словами: пред очами нашими» (ЕЗ). Пусть мы увидим и народы познают Твою Правду, Твой суд над теми, кто проливал кровь рабов Твоих. Давид молится не о вечном возмездии врагам Господа, а о вразумлении их на земле, которое полезно и спасительно для всех.

Правда – в наказании виноватых и слышании угнетенных ими: Ст. 11-12. Да внидет пред Тя воздыхание окованных, по величию мышцы Твоея снабди сыны умерщвленных. Воздаждь соседом нашим седмерицею в недро их поношение их, имже поносиша Тя, Господи. Перевод: Да вознесутся к Тебе стенания узников! Поддержи могучей десницей Твоею сыновей отцов умерщвленных! Отплати соседям нашим семикратно за поношения, какими поносили они Тебя, Господи. «Да внидет пред Тя воздыхание окованных». И не только кровь рабов Твоих вопиет к Тебе, но и всякий вздох «окованного» болезнями, нищетой, железом, которые тот терпит ради Тебя. Этот вздох восходит на Небо и встает перед Тобой, без слов свидетельствуя о подвиге веры. Сатана сковывает праведного болезнями, немощью, обстоятельствами, нищетой, враждой мира, одиночеством, чтобы унывали, забывая о Боге. Но те, у кого отнят храм или силы, чтобы туда дойти, одним своим вздохом достигают Бога. Здесь можно услышать и молитву о воплощении, ибо человек во Христе обретет свободу. Единый избавлял праведника от врагов и темницы, а Христос и поражаемых мучеников делал блаженными, и окованных болезнями – свободными. Последние слова умирающего от тифа сщмч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского: «Теперь я свободен, никто меня не возьмет».…Свободен тот, чья любовь ко Христу совершенна.

«А затем он (*пророк) молит Бога о сохранении и спасении молодого поколения» (ГР): «Снабди сыны умерщвленных». «Сохрани, говорит, Господи, детей убитых Иудеев, которые спаслись бегством, или и тех, которые пленены; а как велика сила Твоя, которую здесь называет мышцею, так велика да будет и помощь Твоя к ним» (ЕЗ). Здесь присутствует еще и такой очень важный для христианской Церкви смысл: кровью страдающих за веру приходят к Богу и спасаются во Христе следующие поколения христиан – «сыны умерщвленных». Бог снабжает их благодатью веры и всем полезным для спасения. Отраден и смысл буквальный: история сохранила в памяти, как Бог хранил детей новомучеников и исповедников от чрезмерных скорбей и нищеты – тому множество примеров.

Давид молится о явлении Правды – о справедливом воздаянии: «Воздаждь соседом нашим седмерицею в недро их поношение их, имже поносиша Тя, Господи». «Седмерицею». «Древнее писание обыкновенно называет седмикратным то, что многократно, а равно употребляет семь раз вместо: много раз» (ЕЗ). «Недро» - это образ сокровищницы человека, «лоно, пазуха, карман» (ГР). 1 Язычники, соседи наши, любили носить за пазухой ценности земные, и не только в кошельке, но и в сердце: от своих богов они просили богатства и благ мирских. Так и воздай им семикратно за их поношение, которым они поносили Тебя, сообразно с их нечестием, и пусть носят они это поношение постоянно с собой, как носили прежде сокровища свои: «За то поношение (или уничижение), говорит пророк, которым они поносили Тебя, Господи, воздай им седмерицею, или многократно, чтобы имели это воздаяние в недре своем, т.е. чтобы носили его постоянно с собою» (ГР). Давид не пожелал плохого: если согрешивший и наказанный будет носить свое наказание у сердца, как некое сокровище от Бога, которым он надеется смягчить Его гнев и искупить вину, то такой спасется. Или более гневно: пусть всегда хранят поношение за пазухой как драгоценность, потому что иного дара от Тебя у них не будет.

2. Давид просит Христа о воздаянии невидимым противникам: «Исихий: И теперь не людей назвал соседями, но говорит о демонах. Они-то справедливо получают седмикратное воздаяние за то, что, быв лучше нас по природе, но будучи свержены с неба и не вразумившись тем, но смущая землю своими ухищрениями, чтоб не одни они были грешны, но и нас ввести в гpеxи, и сверх того поносят Бога за то, что пал образ Его» (ЕЗ), т.е. человек, созданные по образу Божию.

А что «в недре» нашем, в сокровищнице нашего сердца? Мы – Твои, и Христос – наш Пастырь Добрый - водит нас на пажити и к источникам воды Духа Святого. Так будет на земле - так будет и в вечности. Так будет и для святых Израиля, для Маккавеев, выведенных Христом на просторы рая в Великую Субботу, и, тем более, так будет и для христиан, достойно соединившихся с Пастырем в Таинстве Святой Евхаристии: ст. 13. Мы же людие Твои и овцы пажити Твоея исповемыся Тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу Твою. Перевод: А мы народ Твой и овцы пастбища Твоего; восхвалим Тебя, Боже, вовеки, из рода в род возвестим славу Твою. Они (язычники, еретики, безбожники) поносили Тебя, а мы хвалим: «исповемыся Тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу Твою». Мы «людие Твои», кроткие и следующие за Тобой, как овцы за пастухом. Мы «овцы пажити Твоея»: питаемся Твоим словом и Тебя, Истинного Бога, исповедуем Богом своим. Мы Твои: Тебя ищем, Тебя слушаем, Тебя любим и славим, - и это будет вечно. «Феодор говорит: В род и род, или означает многие преемства людей, или в смысле более таинственном – настоящую и будущую жизнь, или народ обрезанный и языческий» (в ЕЗ). Здесь «исповемыся Тебе» = «возвестим хвалу Твою». Устам грешным уместно раскаяние, а не похвала, поэтому хвалит Бога благочестивый Израиль и верный народ христианский.

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Гонения Антиоха Епифана: Историко-экзегетический анализ Книг Маккавейских. - http://www.liveinternet.ru/users/isolophey/post104880148/

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Куклев Ю.М. Гонения Антиоха IV Епифана. Маккавеи.- (http://www.donskoi.org/170)

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt78.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Лопухин – А. П. Лопухин.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).