8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 79

Надписание: В конец, о изменшихся, свидение Асафу, псалом. Перевод: В конец, об имеющихся измениться, откровение Асафа. Пред нами «свидение» - свидетельство, откровение о Спасителе и Церкви Его, данное Духом Святым пророку Давиду как составителю псалма и регенту Асафу как его исполнителю. Так полагает Зигабен, и мы разделяем это мнение, однако, чаще автором псалма называют Асафа. «В переводе с еврейского слова «свидения» совсем нет в надписании, а в переводе с греческого оно поставлено в связи не с словом "Асафу", а с предыдущими: о том, что будет изменено, свидетельство – и, таким образом, слово "Асафу" присоединено к слову "псалом" и означает указание на принадлежность псалма Асафу как составителю его» (ГР).

«В конец» указывает на пророческий план. Пророческие смыслы являются доминирующими: молитва о спасении народа («прииди во еже спасти нас») – это молитва о пришествии в мир СпасителяБога, Сидящего на Херувимах («седяй на херувимех»), и Человека – Учителя и Пастыря («пасый Израиля»). Пророк трижды (в 4, 8 и 20 стт.) молит Божественного Сына о спасении, чтобы Тот, придя, обратил народ к Отцу и вернул ему Милость, просветив его Святым Духом Божиим. Обращение, просвещение и спасение будут происходить в Церкви Христовой: она – Новый Святой Израиль, кроткий народ, которого пасет Господь (2-3 стт.), и прекрасный виноградник, насажденный Богом (9-17 стт.) и распространенный Им до пределов земли - «до моря». Чтобы соответствовать Божественному замыслу, Израиль должен обратится ко Пришедшему Христу - «Мужу десницы» Отчей, Сыну Человеческому (16,18 стт.), иначе он обречен. Такова дальняя новозаветная перспектива псалма, но существует и ближайшая: виноградник – это Ветхий Израиль, у которого за нечестие Бог скоро отнимет ограду Свою, и тот погибнет (13-14, 17 стт.), если не покается. Еп. Ириней, как и прот. Григорий, предполагает, что псалом живет предчувствием падения царства Израильского от ассирийцев, потому что в тексте названы три колена этого царства. К тому же: «В переводе с греческого имеется еще прибавление: "об ассирийцы", оно сохранилось в древних латинских изданиях и сделано LXX переводчиками псалмов (ГР). Наказанный за отступничество Израиль (Северное царство) в 721 г. до Р.Х. будет повержен ассирийцами и затем растворится среди пленившего его народа. Свт. Афанасий премудро сочетает ближнюю и дальнюю перспективы псалма: «В прямом буквальном смысле Псалмопевец просит Бога умилосердиться над порабощенными ассириянином. Но в смысле высшем молит о тех, которые, по распятии Господнем, остаются в духовном плену у мысленных ассириян и князя их, разумею сатану» (АВ). Кажется, народ тот погиб безвозвратно, но пророк молит, чтобы воскресший Господь явился пред коленами Израильского царства: «пред Ефремом и Вениамином и Манассием», - и не только молит, но и пророчествует об этом. Комментируя 77 Пс., мы говорили: Израиль превратился в отступника Ефрема, и Ефрем погиб. Но воскресший Христос может взыскать и спасти погибшее, преобразить человеческую природу, воскресить ее к вечной жизни. Израиль в 79 Пс. становится символом воскресшего от смерти народа. И псалом радостно пророчествует об «изменшихся» в купели Крещения, о тех, кого очистит Покаяние и соединят с Богом Святые Дары. Надписание «о изменшихся» прикровенно указывает на Церковь Христову и происходящее в ней.

Толкователи по-разному комментируют ближайшую ветхозаветную перспективу псалма. Зигабен находит в тексте свидетельство о «конце благоденствия иудеев. В нем есть пророчество об осаждении и порабощении их вавилонянами, которые, по сказанию Феодорита, составляют конец и печать прежнего их благоденствия» (ЕЗ). Другие толкователи видят здесь весть «о войне Иосафата с аммонитянами и моавитянами (2Цар.20:1 и д.)» или относят исторический подтекст псалма «к маккавейским войнам» (ИО). Псалмопевец уводит нас от какой-либо исторической определенности: в тексте отсутствует образ и какая-либо деталь, которые бы однозначно связали скорбь народа с тем или иным историческим событием. Псалмопевец поднимает нас над историей, но не для того, чтобы мы забыли о ней, а чтобы лучше обозрели с высоты многие родственные события и пришли к некоему обобщению: Бог ведет народ, умножает его за святость и попускает скорби для вразумления, но от погибели и смерти вечной верных спасет пришедший Сын Человеческий. Пророк возводит нас к откровению о Божественном Промысле, Христе и Церкви.

Псалом не только пророческий, но и учительный. Он учит упованию и молитве. Пророк дает нам некий святой образец: как должен мыслить народ, страдающий от врагов, с какими словами и с каким умонастроением он должен обратиться к Богу. Композиционный стержень псалма образует молитва о спасении, в нее вплетены пророчества, аллегории, которые своей жизнью и яркостью напоминают образы Христовых притч. Ближайший смысл молитвы: спаси-защити Твой виноградник от ужасов войны, от издевательств врагов. Молится Ветхий Израиль, но молитва эта «совершенно относится и к нам, христианам, храмы и города которых сожгли неверные правители и гонители из царей попущением Божиим за грехи наши» (ЕЗ). Над этим «земным» смыслом возвышается до неба молитва о вечном спасении в Царстве Бога, преддверием которого является Церковь, а Спасителем – Христос. Акцент этой молитвы – на Пришествии Мессии. К Богу взывает святой пророк, который страдает с верным народом и живет упованием на Грядущего. Такова вертикаль смыслов, а далее скажем о горизонтали - последовательности расположения этих смыслов в псалме.

Две первые молитвенные строфы (2-4 стт. и 5-8 стт.) завершаются одним и тем же рефреном – молением о помощи и спасении (4 ст. и 8 ст.). В центре псалма - аллегория о Божием винограднике (9-17 стт.) – о народе, который утвержден Богом и наказан Им, и о Церкви, которая укореняется на земле Царства скорбями, крестоношением, а в конце этой притчи находится великая молитва о Божественном посещении и спасении от погибели винограда Божия (15-16 стт.). Псалом завершает третья молитвенная строфа (18-20 стт.) с уже известным рефреном (20 ст.). В ней явно доминируют мессианские смыслы: пророк молится о пришествии в мир Сына Человеческого и приготовлении к этой встрече народа.

Первая строфа (2-4 стт.). Пророк (Давид или Асаф) обращается одновременно и к Единому Богу (явно), и ко Христу Грядущему (таинственно). Он простирает мысли одновременно и назад, к прежним случаям Божественной милости, и вперед – к явлению в мир Сына Божия: ст. 2-3. Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися, пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас. Перевод: Пастырь Израиля, внемли нам! Ты, что ведешь Иосифа, точно овцу, и летишь на Херувимах, явись! Пред Ефремом, и Вениамином, и Манассией яви силу Твою и приди спасти нас! Ветхозаветный план. Бог водил народ по пустыне, как пастух своих овец. Кротких Своих Он наставлял словом Закона, покрывал милостью и спасал от врагов. Ты поднимался над шатрами Израиля в столпе облачном и огненном, а служители Твои поднимали Кивот Завета: Ты воздвигал силу Свою, - и после этого вставал народ, и Ты вел его к Обетованной Земле. Так и сейчас - будь с нами! Вчитываясь в ветхозаветные смыслы, мы поймем, что «Седяй на херувимех» - это не только символ Божественной славы, но указание на Кивот Завета с его золотыми Херувимами и очистилищем между ними, «где являлся иногда Бог первосвященникам» (ГР). «…На златых Херувимах вверху ковчега была слава Божия, и она предваряла их в шествии. Поэтому Ты, сидящий на Херувимах и предшествующий ковчегу, а потому сущий пред Ефремом, Вениамином и Манассием, даруй спасение всемогущей силою Твоею» (АВ). Кроме того: «Так как Херувим служит символом быстроты, то молитва «яви Себя» означает - поспеши придти со Своею помощью» (Лопухин).

Мессианские смыслы. «Вонми» молитве нашей: «явися» = «воздвигни силу Твою» +. «прииди во еже спасти нас». Пророк молит Пастыря Бога и Грядущего Христа внять молитве Своего народа («вонми»), явить Себя («явися») в Божественной славе Своейседяй на херувимех») и силе («воздвигни силу Твою»). Через дела Свои Ты явишь Себя – и народ познает Тебя. Греческий перевод поясняет: «явись» – это значит «яви силу Твою и приди спасти нас». Начиная с Крещения Господа на Иордане, Единый будет являть Себя в Трех Лицах: Пришедший Сын покажет ученикам Отца и пошлет на землю Дух Святой. Христос придет в ответ на мольбы верныхприиди во еже спасти нас») и явит Израилю Свою Божественную Силу. Пророк видит в Грядущем Христе Бога, сидящего на Херувимах («седяй на херувимех»), и Сына ЧеловеческогоПастыряпасый Израиля») и Учителянаставляяй яко овча Иосифа»). Здесь молитва о сегодняшней помощи и грядущем Пришествии во плоти. Не: явись пред Ефремом и т.д., а: «воздвигни силу Твою» пред народом (его представляют колена Ефрема, Вениамина и Манассии). И далее – главный акцент молитвы и цель ее: «прииди во еже спасти нас». Приди во плоти и спаси нас Крестом! Мы («нас») - богоизбранный народ (верный Израиль), страдающий от непреодолимых врагов (греха, диавола и смерти) и нуждающийся во спасении от них. С этим народом объединяет себя пророк, и говорит он от его имени. Молитва о защите от врагов-язычников также прочитывается, но акцент псалма – на спасении вечном.

Пророк торжественно напоминает Израилю о его предназначении народа-боговидца. Христос пасет такой народ, который знает своего Пастыря (Израиль – ум, видящий Бога), послушен Ему («яко овча»), - иначе как может Пастырь пасти, наставлять («пасый», «наставляй») своих овец? «Исихий в высшем значении сказал, что пасущий Израиля есть не кто иной, как Христос, который сказал: Я есмь Пастырь Добрый, который пасет Израиля, т. е. имеющих ум, зрящий Бога» (в ЕЗ). Христос наставляет Церковь, народ Свой, как кроткого Иосифа, который не только с достоинством претерпел скорби рабства и темничного заточения, но совершенно утвердился в вере и уповании на Божественный Промысел: «Ты, который водил, как овцу, Иосифа, попавшегося братьям, как волкам, и, освободив его от рук их, ввел в Египет и поставил выше враждовавших против него» (ЕЗ). Христос наставляет и нас через промыслительные испытания, несправедливости, исходящие от ближних и дальних. Тем, кто по-христиански относится к ним, Он ниспосылает Свои высокие дары и помощь. Прп. Исихий видит в Иосифе образ боящихся Бога из языческого мира, «так как Иосиф по переводу значит «приложение Господне», а к иудеям приложились язычники» (в ЕЗ).

Почему из числа патриархов и одноименных им колен были выбраны именно Ефрем, Вениамин и Манассия? «Пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу Твою». 1. Иосиф и Вениамин, сыновья любимой Рахили, были особенно близки Иакову-Израилю и любимы им. Ефрем и Манассия – сыновья Иосифа, которые представляют своего отца. Пред возлюбленными из народа «воздвигни силу Твою», а возлюбленные – это святые: они более других становятся очевидцами Божественных знамений. Или иначе: «А в именах всех трех колен пророк разумеет весь народ израильский, за который ходатайствует пред Богом, чтобы ради Иосифа Господь преклонился на милость к роду потомков его, происшедших от сынов, и брата его» (ГР).

2. «Названные три колена народа во время странствования по пустыне располагались станом всегда друг подле друга, непосредственно за кивотом (Числ. гл. 1, 2 и 10)» (ГР, то же у АВ). И Всевышний, когда поднимал Израиль в путь, прежде восходил в столпе облачном или огненном и воздвигал Кивот – силу Свою - прямо пред шатрами этих колен.

3. Святой Израиль во времена Судей и особенно при царе Иеровоаме и после него превратится в отступника Ефрема (Ефрем – главное колено в Израиле). Он обратится к идолам, утвердится в нечестии и погибнет как народ в 8 в. до Р.Х. Но пророк молит о нем и пророчествует, что Господь придет и ради Ефрема. Народ погиб, но воскресший Христос «воздвигнет силу» Свою и пред ним; Он может взыскать и спасти погибшее, преобразить человеческую природу, воскресить ее к вечной жизни.

4. Эти три колена означают «народ христианский, называя его Ефремом за плодоприношение добродетелей, и Вениамином за правоту в вере, ибо Вениамин значит сын правой руки. Можем назвать его и Манассием, как получившим забвение прежнего заблуждения в идолопоклонстве, ибо «Манассий» значит «забвение»» (ЕЗ). Лик святых молит Сидящего на Херувимах, «чтоб явился и был впереди тех, которые приносят плод добродетели, подобно Ефрему, так как «Ефрем» в переводе значит «плодоносие», и чтобы находился впереди тех, которые чрез правые дела сделались правою рукою Божиею по образу Вениамина, так как «Вениамин» значит «сын десницы», и также чтоб находился впереди забывших образы зол, а равно и действия их, подобно Манассии, так как «Манассия» значит «забвение»» (Никита в ЕЗ).

Итак, Давид молит: «прииди во еже спасти нас» (3 ст). Каков источник нашего спасения? Божественное действие, о котором пророк молит в псалме трижды (4, 8, 20 стт.): ст.4. Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся. Перевод: Боже, возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся! «Господь говорит устами Захарии пророка: "Обратитесь ко Мне... и Я обращусь к вам" (Зах. 1:3)» (ГР). Обратитесь ко Мне делами милости и правды, и Я обращусь к вам спасением: защитой от врагов видимых (для ветхозаветных) и Фаворским светом, обожением (для христиан). Но как стяжать обращающую нас к Богу правду, если не хватает собственных сил безоглядно оставить грех. Для обращения нужна Благодать – от Него же. И Давид молит: обрати нас к Себе, пусть не моя, а Твоя воля живет и действует во мне! Обрати нас от несовершенств – к святой праведности, от смерти к жизни, от скорби к радости. Крест Христов Своей Любовью и животворящей Силой обратит кротких к Вознесенному на нем и к слову Его. Давид молит одновременно и Единого в Трех Лицах Бога, и Христа: «Боже, обрати ны». Сын совершит дело спасения, но послан Он Отцом. Сын низведет на Церковь Дух Святой, Просвещающий, но исходит Тот от Отца. Отец приводит к Сыну, а Христос возводит на Небо, к Отцу, обращая верующих и кающихся к Его милости: покаяние (метано́йя (греч. Μετάνοια)) = изменение, а псалом этот «о изменшихся», о тех, которые изменятся действием просвещающий Благодати.

И пророк молит: «просвети лице Твое, и спасемся»! 1. Помилуй: «Бог просвещает лице Свое тогда, когда являет кому милость Свою, и, напротив, покрывает лице Свое мраком, когда проявляет гнев Свой» (ГР). Виды милости многообразны: защита от врагов, прощение согрешений, помощь в добрых делах и т.д.

2. Помилуй = пошли Сына, Который вознесется на Крест, а затем вознесется во славе и сядет одесную Отца - тогда просветится Лице Твое – завершится дело спасения. Христос пошлет в мир Свет Духа Святого, и достойно принявшие Его сподобятся обожения = спасения.

3. Сын являет Отца: Он Десница и Лик Отчий. Святой обращен к этому Лику так, что дивно отражает в себе и своей жизни Свет Божества и Свет Христов. Пророк молится об утверждении в благочестии: поверни нашу волю и очи сердца к Себе, чтобы мы увидели и познали Твою Милость и Истину – Свет Твой.

Молитва 4 стиха повторяется в псалме трижды, и каждый раз предшествующий текст накладывает на нее отсвет своего смысла. В первой строфе он следующий: мы исповедуем Тебя (Единого Бога и Христа) Владыкой ограждающих нас Сил Небесных, Пастырем и Учителем и веруем, что спасемся, когда Ты, явившись, обратишь нас к Себе и просветишь Благодатью.

Вторая строфа (5-8 стт.). Давид - от лица страдающего, верного народа – возносит к Богу его скорбь и боль, причину которых люди видят в Божественном попущении, и называют его гневом. Строфу начинает «доколе», столь же горестное, как и в предшествующем псалме: ср.: «Доколе, Господи, прогневаешися до конца?» (Пс. 78, 5.). К Богу взывает тот же кроткий, уставший от бед голос: ст. 5-6. Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих? Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру. Перевод: Господи Боже сил, доколе в гневе отвергать будешь молитву рабов Твоих? Напитаешь Ты нас, точно хлебом, слезами, напоишь слезами нас вдоволь. Ты питаешь овец бессловесных, а на молитву словесных гневаешься, т.е. не исполняешь прошений, медлишь избавлять от бед, хотя Ты – Бог сил. Слезы – наша пища и питие, ими напитаны и напоены наши души. Доколе рабы Твои будут принимать из рук Твоих «хлеб слезный»?

Однако скорбь всегда дается по силам – «в меру». Эту меру устанавливает Милостивый и Всеведущий: Он не желает гибели, но спасает, предлагая урок терпения, как когда-то Иосифу. Или: «А выражение: в меру, значит: по мере грехов наших» (ЕЗ) – для покрытия их. «Кающийся ест и пьет слезы мерою, а не всегда; ибо за оными следует приятное успокоение» (ЕЗ). Скорби необходимы и особенно понятны людям новозаветным: без них как следовать за Христом, стяжать терпение с кротостью, как примириться с Богом? Может быть, слезы от этих скорбей и есть хлеб спасения? Слезы праведного – не от грехов, а от глубины покаяния, а глубина покаяния – тем более не от грехов, а от духовных трудов и чистоты сердца. Христос возведет народ Свой к истине: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5,4).

Враги действуют не только огнем и мечом (17 ст.), но и оружием слова: они уничижают народ Божий: ст. 7. Положил еси нас в пререкание соседом нашим, и врази наши подражниша ны. Перевод: Из-за нас пререкаются соседи наши, и враги наши позорят нас. Ср.: «Быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас» (Пс. 78, 4). Пророк подчеркивает: и это от Тебя было: «Господь Бог предал их в пререкание соседом, т.е. в смех и поношение окрестным народам, которые были враждебны иудеям и всегда ругались и издевались над ними» (ГР). Ругательства врагов – это не абсолютное несчастье, а добрый знак для терпеливых: они следуют за поруганным Господом, который обещал ученикам: «Если Меня гнали, будут гнать и вас». (Ин. 15,20). Как иудеи ругались над Христом, так иные враги Божии издевались и будут издеваться над верным Богу народом. Но: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 10-12).

Рефреном звучит уже известная (4 ст.) молитва; ее акцент: народ Твой страдает – спаси его: ст. 8. Господи Боже сил! обрати ны и просвети лице Твое, и спасемся. Перевод: Господи Боже сил, возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся! Ты есть Бог Силы и Сил Небесных, поэтому можешь обратить нас к миру с Тобой и вернуть прежнее благополучие, просветить Свой Лик милостью и спасти нас от клеветы видимых и невидимых врагов. Поскольку предшествующая молитва (5-7 стт.) сосредоточена на настоящем, то и прошение 8 ст. логично истолковать в «земном» смысле: прости, помилуй, спаси от язычников. Зигабен, прот. Григорий считают, что молитвы 4 ст. и 8 ст. пророк произносит от лика святых Ветхого Израиля, в отличие от последнего его повтора в 20 ст., который пророк возносит от лица христиан. Однако обращение, просвещение и спасение, о котором молят ветхозаветные праведники, они могут понимать и как миссию Господа: приди, чтобы обратить нас к Отцу и просветить Духом Святым, и спасемся.

Где будет происходить это обращение, просвещение и спасение? В Христовой Церкви. Там полно и совершенно явит Свои Силы Дух Святой. Поэтому далее следует прекрасная аллегория-притча о Боге и народе Его – о Церкви воинствующей (9-17 стт.).

Аллегория о Церкви (9-17 стт.). Ст. 9-10. Виноград из Египта принесл еси, изгнал еси языки, и насадил еси и. Путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю. Перевод: Виноград Ты перенес из Египта; изгнал язычников и насадил его; путь расчистил пред ним, и посадил корни его, и заполнил он землю. «Виноград из Египта принесл еси». 1. Ветхозаветный план. Господь – Виноградарь, народ – виноград. Когда-то Он привел Израиль из Египта в землю Палестины, и тот укоренился и распространился, потому что Бог ограждал его: «Здесь псалмопевец называет народ иудейский виноградником, который Господь, по особому благоволению к нему, перенес из Египта для того, чтобы насадить, или поселить его в особой, предназначенной для него земле Ханаанской… Священное Писание нередко изображает еврейский народ как вино винограда, далеко и широко разросшегося в земле Обетованной (см. Ис. 5:1; Иер. 2:21; Ос. 10:1; Мф. 20:2, 21:33 и в других местах)» (ГР).

2. Новозаветный план. Обетованная земля – прообраз Царства Божия; шествие через Чермное море – прообраз Крещения и перехода от смерти в жизнь вечную, виноград Палестины – образ Церкви Христовой. И Зигабен пишет: «…Под виноградом можешь разуметь народ христианский, как перенесенный из тьмы заблуждения и неведения (ибо это значит Египет) в благую землю благочестия». Египет – образ нечестия и греха. Христос - Лоза винограда и Виноградарь: «Ибо так именует Себя и Господь, говоря: «Аз есмь лоза истинная, вы же рождие, и Отец Мой делатель есть» (Ин.15:1). Ибо Он, как Человек – виноградная лоза; а как Бог – Делатель, сеющий «доброе семя на селе Своем» (Мф.13:24). Поелику произрос от сего винограда, который соделался ни к чему годным и Делателю приносил вместо гроздов терния, то Сам стал истинною виноградною Лозою и произрастил великия розги – множество уверовавших в Него» (ФК).

«Изгнал еси языки, и насадил еси и». 1. План ветхозаветный. Изгнав язычников, Бог насадил на холмах и равнинах Палестины виноград Свой – Святой Израиль. Прот. Григорий писал об этом в комментариях 77 Пс.: «Не сами израильтяне, т.е. не своею силою или храбростью завоевали эту землю и эту священную впоследствии гору, а Сам Господь приобрел ее для них (юже стяжа десница Его). Изгнав из этой земли языческие племена (хананеев и хеттеев, евеев, ферезеев и гергесеев, амморреев и иевусеев (Нав. 3:10)), Господь чрез Иисуса Навина разделил ее по жребию» (ГР).

2. Новозаветный план. «Народы изверженные суть демоны, идолы и погибшие мучители и гонители христиан» (ЕЗ). Крест Христов лишил полки демонов их силы. Господь изгоняет из Церкви всякое нечестие, искореняет всякую ложь и ересь, чтобы не мешали расти Его винограду. Промысел, который находится в Божественных руках, отсеивает несовершенное, неполезное, сомнительное иногда сразу, иногда постепенно.

«Путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю». Во времена Исхода Бог таинственно шел с народом в столпе облачном и огненном, освещая и указывая путь, покрывая от смертельного зноя. «Изводя из Египта народ Свой, Ты, говорит пророк Богу, путесотворил пред ним, т.е. открыл и уготовил ему удобный путь для перехода через пустыню и для вступления его в землю Обетованную» (ГР). Главное препятствие на пути в пустыне создавали не враждебные народы (они были легко побеждены Божественной силой), а неверие и ропот шедших, их собственная злая воля: из-за действия многообразных грехов многие погибли в пустыне, не дойдя до Обетованной Земли. Чтобы спасти кротких, Бог в начале пути дал «Закон, из которого он (* народ) мог видеть, где ему ходить» (ЕЗ), и Закон стал светом стопам Израиля. Законом народ был укоренен в Боге и укреплен Им на обещанной земле, а благочестивые награждены многочадием.

Во времена Благодати Иисус – Путь и Истина – указал христианам стези праведности, возводящие на Небо. Иисус прошел путь человеческой жизни, дав народу Своему образец безгрешного хождения, абсолютной святости и послушания: «Путесотворил еси пред ним». Учитель показал духовные законы, способы преодоления искушений, осветил препятствия и дал силы преодолеть их. Бог Слово дал Евангелие, послал с Неба Дух Святой, а по лицу земли – Апостолов. И Сам шел с ними, словно в столпе облачном и огненном, распространяя Церкви по всей земле, укореняя христианский народ Таинствами: «и насадил еси корения его, и исполни землю». И стала земля преддверием Неба. И вокруг святых его спасались тысячи. Душа входит в Церковь Святым Крещением, укореняется и преображается Таинствами, питается она ими же и словом Божиим – по Благодати. «Корни благочестия суть истины учения о Христе. И сие благочестие наполнило всю землю, как сказано, по всей земле разнесся голос Апостолов, проповедавших оное» (ЕЗ).

Ст. 11-12. Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия; простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его. Перевод: Легла на горы тень его, и ветви его выше кедров Божьих; Ты простер побеги его до моря, и до рек – отрасли его. «Покры горы сень его». Тень от виноградника Божия («сень его») прохладна и благоуханна, о ней мечтает странник, когда идет по пустыне. Эта святая сень покрыла холмы и горы Палестины, а отростки винограда добрались до вершин кедров Ливана, до моря и великих рек. 1. Ветхозаветный виноград. Его тень, покрывшая горы, - это «законное служение, потому что закон имеет тень будущих благ» (свт. Афанасий в ЕЗ). Эта тень укрывала от беззаконий языческого мира как Израиль, так и боящихся Бога из других народов. «Ветви винограда сего суть пророки из народа, возвысившиеся на высоту и почивавшие как бы на некиих кедрах – горних, разумных и небесных сил» (там же). В то же время эти стихи «поэтически изображают границы земли, которую населял Израиль: на юге - горы Иудейские, на севере - Ливан (его кедры), на западе - Средиземное море, на востоке - Евфрат» (ИО). Ветхозаветные смыслы прекрасно обобщил свт. Григорий Богослов: «Итак, Давид оплакивает народ иудейский, называя его неким виноградом, переселенным из Египта – мрачного нечестия и возрастшим до красоты и величия веры, так что покрыл всю землю, и малая сия отрасль сделалась благолозным виноградом, и столь обширным, что доходит до рек, простирается до моря, расширяется далее и далее за пределы, покрывает горы величием славы, превышает кедры, и даже горы и кедры Божии, какие бы горы и кедры ни надлежало здесь разуметь» (в ЕЗ).

2. Виноград Христов. Только ли о ветхом Израиле говорит Давид? Сначала мы видим именно его, но за ним и над ним возвышается образ Церкви Христовой. Она молится обо всех и печется о всех. Благодатная тень Церкви, покрывающая землю и ее народы до пределов вселенной, «до моря», защищает их от зноя – от страстей и огня гнева Божия. Прохладная сень – образ Благодати. Господь – Лоза, а народы – побеги на ней: они живы Его жизнью, питаются от корня Его Божества, он уходит не в землю, а в Небо. Виноградник прекрасен, потому что возделан Богом и огражден Им.

Но вот Бог отнимает у виноградника Свою спасительную ограду. Пророк вопрошает и молится: ст. 13-14. Вскую низложил еси оплот его, и обымают и вси мимоходящии путем? Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и. Перевод: Для чего поверг Ты на землю ограду его, и вот обрывает его всяк мимо идущий? Истребляет его вепрь лесной, зверь пустынный поедает его. Здесь в равной мере можно видеть 1) молитву о согрешившем Израиле и 2) молитву о Христовой Церкви в период гонений. «Вскую низложил еси оплот его». «Оплот» - «ограда, изгородь, стена из одних камней, без извести, такие изгороди употребительны на Востоке» (ГР). 1. Ограда Израиля. «Для чего, говорит, Господи, Ты разрушил теперь ограду Израиля, т. е. Божественный надзор Твой, охранявший его, и безопасность, по словам Феодорита, и промышление?» (ЕЗ). Когда народ низлагает Бога в сердце своем и делами отступает от Закона, то Бог перестает быть оградой и Заступником Израиля. Бог действует в народах через Ангелов: «Оплотом ему было хранение Ангелов, которое отнял у них Бог» (АВ) – за нечестие. Если душа ненавидит заповеди (Божественное ограждение), то Бог оставляет ее ходить по своей воле, удалив от нее помощь Святых Сил. Бог говорил через пророка Исайю о таком отступившем народе: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль» (Ис. 5,4-7 стт.).

2. Божественное ограждение Церкви. Как наставлял Бог кроткого Иосифа, так наставляет Он и Церковь воинствующую – скорбями и испытаниями – ради венцов Царства. Тогда народу кажется, что Бог отнимает у Церкви ограду Свою, хотя именно терпение скорбей открывает ему врата Царства. Свт. Василий Великий видит здесь прикровенную молитву о Церкви: да не отнимет Господь от нас, имеющих святого Ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, эту святую ограду, да не лишит нас за грехи «охранения от Святых Сил, которые, во все время своего пребывания при охраняемых ими, сберегают их в целости» (в ЕЗ).

Если виноградник не имеет ограды, то его, естественно, обрывают все проходящие по пути: «И обымают и вси мимоходящии путем». «Обымают» - обрывают, обирают, похищают. «Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и». Перевод: «Озоба» - подрывал; «вепрь от дубравы» - лесной кабан; «дивий» - полевой вепрь (ГР). «По Твоему попущению и лесной кабан подрывает его, и полевой вепрь поедает его» (ГР). 1. Без благодатного ограждения душа становится похожа на проходной двор, на дорогу для нечистых духов, - и те растащат все доброе, что найдут. Когда Бог отнимает благоволение, то «от бесплодной души отступает Дух Святый, падают ограды – Ангельские пособия, - входят странники», т.е. бесы (свт. Василий в ЕЗ). Они «пожирают души их, лишая духовных плодов» (АВ).

2. Когда народ отступает от Бога, Бог попускает завоевателям опустошать его города и поля. Народ разоряли, «поедали», отбирая богатство, и уводили в плен. Не столь важно, кого именно из врагов-царей можно назвать вепрем и дивием. Важно, если Бог отнимет спасительный Промысел и ограду Ангелов, то видимым и невидимым врагам не будет числа.

3. Когда народ становится равнодушен к вере и Церкви, то разнообразные враги спасения (раскольники, еретики, безбожные власти) пытаются разрушить Церковь, но Господь обещал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18). Свт. Василий видит здесь аллегорию: «Вепрь есть диавол, находящий удовольствие в нечистоте. Лес и роща суть души, заглушенные страстями и бесплодные, в которых обитает диавол. Тот же диавол собственно и преимущественно есть одинокий, как имеющий особенное и отдельное зло, и дикий, как жестокий и бесчеловечный; и, следовательно, и всякий жестокий правитель, который ведет брань и погубляет виноград Христов» (в ЕЗ). Согрешивший народ страдает ради вразумления, святой народ – ради венца.

Твой виноградник «стоит уже пожженный и обсеченный, с разрушенною оградою, обрываемый всеми проходящими по пути, подрываемый лесным вепрем и полевым зверем объедаемый (ст. 9-14)» (ГР), - спаси труд десницы Твоей: ст. 15-16. Боже сил, обратися убо, и призри с Небесе и виждь, и посети виноград сей, и соверши и, егоже насади десница Твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе. Перевод: Боже сил, обрати к нам взор, воззри с Небес, взгляни и посети виноградник Твой! И восстанови насажденное десницей Твоей, и воззри на сына человеческого, которому даровал Ты силу Твою! «Боже сил, обратися убо, и призри с Небесе и виждь, и посети виноград сей, и соверши и, егоже насади десница Твоя». 1. Пророк молится Единому о Ветхом Израиле. Боже сил, обратись к прежней милости: восстанови ограду Промысла и Ангельской защиты, возроди Завет с рабами Твоими: «…Обрати, т. е. исправь, или обрати виноград Израиля от скорби к радости и из рабства в свободу, …посети виноград сей, вместо: уврачуй его, как изнемогший и сокрушенный» (ЕЗ). «Соверши» народ Свой: «Соверши его в прежнем благополучии; ибо сей виноград насадила и утвердила десница Твоя, т. е. сила Твоя» (ЕЗ). Пророк видит желаемое благо в прошлом и молит о возвращении потерянного попечения.

2. В таинственном смысле, здесь молитва Сыну о Его Первом Пришествии в мир. Боже, посмотри с высоты Неба, как Всеведущий и Всемилостивый Бог, и, воплотившись, посети народ Свой: «Посети виноград сей». Вторая часть этой же молитвы – «соверши и» - неотделима от первой: «и посети виноград сей». Чтобы посещение Твое было народу во спасение, приготовь его пророчествами, чтобы он узнал и принял Сына и поверил в Него: «соделай готовым ко спасению, - предуготовь же к сему чрез Сына человеческого» (АВ). Или пророк молит о совершенстве Нового Закона и совершенном устройстве Христовой Церкви, преддверие которой на земле, но приводит она на Небеса. Твоя рука принесла виноград и посадила его здесь, на холмах Палестины, и это было началом спасительного дела, которое будет совершено Сыном Человеческим – в Нем Истина и Завет обретут полноту и совершенство. Тогда и о Христовой Церкви можно будет утверждать: «Поистине сей виноград распростер ветви свои до моря и отрасли свои до рек, ибо нет места, нет под всем небом, где бы ни были утверждены для сего винограда Божественные точила (тиски)» (в ЕЗ). Во время Литургии Архиерей молится вслух о стоящих в храме и обо всей Церкви именно словами 15 ст.: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя». Посети их миром и Благодатью, утверди народ в вере и единомыслии. Приведи народ Твой к совершенству.

Призри с Небесе»)…«и на сына человеческоаго, егоже укрепил еси Себе». 1. Призри на каждого человека, которого Ты укрепил для Царства. 2. Призри на человеческую природу, укрепив ее соединением с Божеством в Богочеловеческой Ипостаси Христа. «А мы, христиане, Сыном Человеческим называем восприятого Богом-Словом человека, т. е. по словам Феодорита, Владыку Христа. Ибо Бог-Слово укрепил в Самом Себе, т. е. в Божественной Ипостаси, человеческую природу, и, сообщив ей Божескую Свою крепость, сделал ее сильною против диавола» (ЕЗ). Бог воплотится, чтобы обожился человек.

Ст. 17. Пожжен огнем и раскопан: от запрещения лица Твоего погибнут. Перевод: Сожжен огнем и весь разрыт виноградник. Наказанные Тобою, погибнут люди. Твой возлюбленный виноградник «пожжен огнем и раскопан», - это сделали враги Твои и враги народа Твоего. Виноградник – Ветхий Израиль или Церковь Христова во времена гонений.

Подлежащее второй предикативной части восстановить сложнее. Кто те, кому пророк предвозвещает погибель? 1. Погибнут поджигатели и копатели, враги виноградника; их зло определило Твой суд: «от запрещения лица Твоего погибнут». «Запрещение - то же, что прещение, т.е. выражение сильного гнева Божия» (ГР); или: угроза, возмездие, наказание (СС). «Ибо по Твоему, говорит, мановению обратятся в бегство и погибнут; ибо когда Ты намерен наказать их, Тебе не нужно трудиться, но довольно одной только угрозы, чтоб истребить всех» (безымянный толкователь в ЕЗ). А благословляющая рука Твоя будет на Сыне Человеческом, Которого Ты укрепил Себе, и на каждом праведнике.

2. Однако большинство толкователей относят эту угрозу к винограднику, Ветхому Израилю, наказанному за нечестие: он пожжен, раскопан врагами, поэтому может погибнуть, если не ослабнет гнев Твой. Так будет при нашествии Вавилона: пророк «предызображает близкое разрушение Иерусалима Навуходоносором, царем Вавилонским, по распоряжению которого не только храм Господень, но и дворец царский, и все здания в Иерусалиме были сожжены и все стены города были разрушены (4 Цар. 25:9-10)» (ГР). «…Вавилоняне не только сожгли Иерусалим огнем, но и разрыли его, как повествует о том четвертая книга Царств» (ЕЗ). Возможно, Давид пророчествует о падении Иудейского мира после распятия Спасителя. Он видит разрушение Святого Града при Тите и предупреждает, что гнев Божий («запрещение») не ослабеет, если погибающий от фарисейства народ не припадет в покаянии к Распятому им Спасителю и не примет слово Евангелия. Возможно, словами: «от запрещения лица Твоего погибнут» псалмопевец говорит о погибели сил сопротивных после Победы на Голгофе: бессмертные остались, но перестали быть силами. Пророк предвидит времена скорби от врагов и более не конкретизирует историю, чтобы псалом призывал к духовному бодрствованию во все времена. Только Христова Церковь погибнуть не может – могут погибнуть отступившие от Христа и Церкви.

Заключительная строфа (18-20). Она построена подобно двум первым молитвенным строфам, и молится здесь пророк о Спасителе человечества - Мессии: ст. 18- 20. Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея, и на сына человеческаго, его же укрепил еси Себе, и не отступим от Тебе; оживиши ны, и имя Твое призовем. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся. Перевод: Да будет простерта рука Твоя над мужем, хранимым десницей Твоей, над сыном человеческим, которому даровал Ты силу Твою! И не отступим мы от Тебя; верни нам жизнь, и мы призовем имя Твое! Господи Боже сил. возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся! Дело спасения будет возложено на Христа: Он – Муж десницы Твоей и Сын Человеческий: «Дело же это, то есть спасение народа, которое означается словом «рука», да будет на Мужа десницы Твоея, то есть чрез Того Мужа, Который есть Десница Твоя. Кто же это, как не Сын человеческий, Который есть Отчая Десница, хотя и соделался человеком?» (АВ). «Его же укрепил еси Себе». Как же укрепил Отец Иисуса (Бог Слово не нуждался в укреплении)? Тем, что сочетал Человека с Богом в Единой Ипостаси: «сей святой плод составился чрез наитие Святого Духа на Деву и силу Всевышнего, Который и приготовил виноградную лозу к приношению плода» (Дидим в ЕЗ)».

Твоя благословляющая рука будет на Христе и деле Его (или: на Христе и святом Его), на Церкви Его, поэтому распространится Она и будет совершать дело спасения мира. Христос неотделим от Невесты-Церкви, поэтому и верующий народ, и святого можно назвать сыном, принимающим благословение Небесного Отца-Бога. Верующий подойдет так близко к Богу, что уже не отступит от Него, и Церковь обещает и пророчествует устами Давида: «и не отступим от Тебе». Не отступим от Единого, потому что уже «соединились с Ним» (ЕЗ) в Таинствах, запечатлены Духом Святым, познали Благость Сына и не принадлежим миру, хотя и живем в мире. Невеста-Церковь, сочетавшаяся со Христом, Который говорил: «Я есмь жизнь» (Ин.14,6), принимает от Него жизнь вечную и подлинную и верует: Ты «оживиши ны». «Ты, говорит, Господи, оживотворишь Иудеев вторым построением города их, а нас христиан оживотворишь обновлением достоинства души, производимым чрез святое крещение» (ЕЗ). Ты оживишь нас, сочетав с Собой, поэтому не отступим от Источника Жизни, «не отступим от Тебе, как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем, т. е. христианами» (АВ). Обретем жизнь, над которой временная смерть не властна, и станем свидетелями Божественных сил, так что и скорби не заставят нас отступить от Тебя. Тогда призовем имя Твое, славословя и благодаря Тебя: «и имя Твое призовем».

«Господи Боже сил». Пророк обращается и к Единому, и ко Христу: «Господи, говорит, Боже ангельских сил, или Податель сил, или… Сильный...» (ЕЗ). Приди и «обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся». Третий раз псалмопевец повторяет молитву, известную нам по 4 и 8 стт., потому что сильно желает прихода Мессии и Его спасительного дела и указывает этой троекратностью на Три Лица Святой Троицы: обрати нас к Сыну, являющему Лик Отца, и мы примем Свет (Святой Дух) и спасемся. Мессианский подтекст в 4,8, 20 стт. – один и тот же, но здесь 18-19 стт. возводят нас к нему наиболее отчетливо. Ветхий Израиль молится Единому о пришествии в мир Спасителя: «Непрестанно повторяет прошение о скорейшем пришествии Единородного, Который спасет их» (АВ). Еще народ молится об очищении и стяжании праведности, так как без них невозможно узнать и принять Пришедшего: «Господи, Боже сил небесных! Обрати нас от пути заблуждения и яви нам Сына Твоего, Который есть собственное лице Твое. Ибо "кто", говорит Иисус Христос, "видел Меня, тот видел Отца" (Ин. 14:9), и мы, увидев Тебя в лице Сына Твоего, уверуем в Него и спасемся» (ГР). Христиане молятся Пришедшему Спасителю: обрати к Себе нашу волю: да удалимся от греха, тленности и несовершенства и приблизимся к Твоей святости и нетлению! А когда жизнь и вера наша будут свидетельствовать о состоявшемся обращении, просвети Твой Лик Фаворским Светом. Он отразится на нас, обращенных к Тебе, и тогда наша природа изменится, преобразится, обожится. Пребывание на том Фаворе и есть спасение.

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt79.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Лопухин – А. П. Лопухин.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).