8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 81

Надписание: Псалом Асафу. Перевод: Псалом Асафа. Асаф – исполнитель (ЕЗ), а по другим толкованиям (АВ, ГР, ИО) - составитель данного псалма. Псалом этот есть «увещание и угроза неправедным судиям» Израиля (ИО), а его нравственная проповедь обращена ко всему человечеству. Псалом пророческий и учительный. Первый стих обозначает событие (Бог будет судить судей), а последний (8 ст.) благословляет Воскресшего и прикровенно молит о Первом и Втором Пришествиях Господа. В 1 и 8 стт. пророк говорит от своего лица, в остальных – центральных (2-7 стт.) - от Лица Единственного Судии. Судия вопрошает, повелевает и обличает «богов» – тех, кому поручил часть Своей власти: судей, князей, начальников народа. Он напоминает всему человечеству о его высоком предназначении: человек сотворен по образу Божию для достижения преподобия, для обожения, однако, многие возвышаемые Богом живут ради плоти и творят неправду. Но содрогнутся основания земли: сначала Бог сойдет на землю ради ее спасения, второй раз – ради Суда.

Ст. 1. Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит. Перевод: Бог встал в сонме именуемых богами, да над богами сотворит суд. Кто эти боги? 1. Те, кто поставлен Высшим Судией на особое судейское служение (ИО, ГР), которым Он передал часть Своей власти. ««От Бога происходил как гражданский закон, так и всякая исполнительная власть в теократическом государстве; очень часто мы видим, как Бог непосредственными Своими действиями побуждал к исполнению Своих законов и наказаниями утверждал значение их. Как цари, так и все судии были только видимыми представителями Бога, во имя Его применявшими к частным случаям и осуществлявшими данный Богом закон. Как представители Верховного Судии Бога, в Ветхом Завете обыкновенные судьи неоднократно называются "богами" (Исх.21:6, 22:7,8. ср. Втор.1:17, 19:17)» (ИО). Назвав их богами, Единственный Бог указал им на высоту их положения, на высоту мерила, по которому они должны жить и служить, а вот теперь будут судиться. Боги - это судьи иудейские (ИО), князья иудейские (АВ) и начальники народа (ЕЗ), в том числе синедрион времен Христа. 2. Боги человечество, ибо все призваны к святости и обожению. 3. Боги – это богоизбранный народ, которому Бог дал Закон, открыл Свою волю: к нему было слово Божие. Христос, ссылаясь на текст 81 Пс., скажет: «Он (*Отец) назвал богами тех, к которым было слово Божие» (Ин. 10, 35).

Рассмотрим несколько образов толкования 81 Пс. и его главного события, изложенного в 1 ст. 1. Притча о суде над судьями иудейскими. Такого не может быть, но вы представьте себе, что Истинны Праведный Судия внезапно является в собрании «неправедных судей (в сонме богов), чтобы потребовать от них отчета в злоупотреблении своей властью, произвести суд над ними (рассудить)» (ИО). Судьи превращаются в подсудимых, однако, если они, пока еще есть время, примут Божественное обличение и оставят беззакония, то суд этот им будет во спасение. Некоторые толкователи делают акцент на обличении древних судий (ИО), другие имеют в виду ветхозаветных современников псалмопевца (ГР).

2. Притча о суде над человечеством. Притча отражает суд Божий над всеми нами, ибо все призваны к святости, обожению, в этом смысле все - боги. Человечество пребывает под спасительным крылом Божественного правосудия. И суд этот происходит постоянно в невидимой нами реальности. Сообразно с ним Бог устраивает Промысел о нас, чтобы каждый спасся, но с особой строгостью спрашивает с тех, кого возвел на высоту судейской власти, а еще тех, кто по гордости, осуждая всех и вся, сам взошел туда, кто уверенно выносит людям нравственные приговоры. Вразумление 81 Пс. косвенно относится к тем, кто из материальной корысти или сатанинскому внушению называет явное зло благом и становится на сторону злодеев, кто неправедно рассуждает о спасительных предметах. Для них Бог показывает перспективу Страшного суда.

3. Здесь пророчество о Христовом Суде: псалом открывает две перспективы - ближнюю (обличение Христом фарисеев) и дальнюю (Страшный суд). 3. 1. Он «пророчествует о том обличении, которое делал Владыка Христос книжникам и фарисеям» (ЕЗ): на них была возложена обязанность судить о пророках и указать народу на Мессию, когда Он придет. Чтобы исполнить эту задачу, необходим дух правды, пренебрежение собственным благополучием и верность Божественной воле. Иудеи предали своего Мессию языческой власти, потому что утвердились в корыстолюбии, лукавстве, гордыни и жестокосердии – в этих грехах Господь постоянно обличал их. Заметим, что Судия Бог не над подсудимыми, а среди них («посреде»): в свое Первое Пришествие Христос Бог будет судить, «нисходя к судимым и среди их стоя» (Евсевий в ЕЗ). Это Он встанет в их собрании. «Христос, говорит, стал в собрании книжников, фарисеев и старейшин народа, которых Давид назвал здесь богами по причине начальственного и судебного их достоинства, как и Моисей назвал богами судей: Богов не злословь (Исх.22:28)» (ЕЗ). «Он подобен им по виду, как сделавшийся непреложно человеком» (Евсевий в ЕЗ). Бог станет Человеком, чтобы человек стал богом – по Благодати: такова мысль свт. Афанасия Великого и многих отцов. Зигабен читает: «Посреде же (народа) «боги рассудит». Став, говорит, Христос открыто будет суд производить, то есть, обличать богов – начальствующих и судей народных; так как Христос и обличал их открыто, обвиняя их и говоря: горе вам книжники и фарисеи – лицемеры, что вы делаете то и то, как говорит о том Матфей подробно в 23-й главе» (ЕЗ). Суд «посреде» народа будет не ради неисправимых, а ради правды, которая должна быть возглашена, и ради народа, чтобы он не слушал клевету синедриона и не участвовал в делах судей неправедных.

3. 2. Свтт. Григорий Богослов и Василий Великий относят состоявшийся в 81 Пс. Суд «ко второму явлению Христову, когда праведники воссияют, как солнце; ибо тогда среди спасаемых станет Бог среди богов и царей, распределяя и разделяя достоинства тамошнего блаженства и различая, кто какой чести и обители достоин» (в ЕЗ). И блж. Феодорит писал, что здесь Христос, Праведный Судия, «наперед говорит о будущем праведном Своем Суде» (Феодорит в ЕЗ). Ориген уточняет: «Святым – не суд, а нечто большее – различие, ибо различит их, как царь в радостный день, награждая каждого достойного чести, кто достоин восстать в воскресение в виде солнца, кто в виде луны и кто в виде звезд» (в ЕЗ). При такой трактовке «боги» – это святые, которые живут не по обычаям человеческим, а уподобляются Богу. Кто судья? Кто судит обо всем нелукаво, премудро и праведно. Кто царь? Кто царствует над страстями и плотью. Они будут возведены в Царство, и Иисус Христос придет на Суд окруженный ими: Он будет среди них. Они явится на Суде не как подсудимые, а как мерило праведности, для сравнения. Обличительное слово Свое (2-7 стт.) Господь сейчас обратит не к ним, а к судьям неправедным. Праведный судья = праведник; неправедный судья – каждый, кто знает Закон Божий, волю Бога, но судит себя и других пристрастно, корыстно, лукаво. И Бог устами Давида вразумляет неправедных и, пока они на земле, указывает им на Последний Суд.

От вечного Престола, из дня Страшного Суда к нам во время приходит Бог (Христос). Зачем? Чтобы предупредить, вразумить и спасти. Пока Он приходит в словах пророка, но когда явится во плоти, скажет то же самое. Праведный Судия обращается к лукавым судьям: Он вопрошает (2 ст.), повелевает (3-4 стт.) и обличает (5-7 стт.), и каждое слово Его звучит, словно гром: ст. 2. Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете? Перевод: Доколе судить будете вы неправедно и брать под защиту грешников? «Суд» - это не только судебное дело, тяжба, постановление, но и «покровительство, защита против врагов» (в ПЦСД). «Судить» обычно значит: оценивать действия подсудимого с точки зрения Закона, разбирать споры, выносить приговор. Здесь у глагола «судити» иной смысловой акцент: покровительствовать, судить по Божественной милости. Доколе вы будете миловать неправедных и принимать доводы грешников, доколе мерилом вашего суда будет не правда, а богатство и власть пришедшего на суд? Зигабен: «доколе неправедно оправдывать вам неправедных» (ЕЗ). «Еще Моисей пророк, в Законе своем, от имени Божия говорил евреям: "Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие" (Втор. 1:17)… В такой несправедливости и лицеприятии пророк, от имени Божия, и обличает здесь иудейских судей, говоря: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Доколе будете смотреть на лица, на общественное положение судимых, на подарки или какие-либо свои выгоды, и т.д., а не на самое дело?» (ГР).

Бог не запрещает принимать во внимание личность подсудимого, но советует: смотрите, кого судите: ст. 3-4. Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте. Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его. Перевод: Сотворите правый суд сироте и убогому, смиренному и нищему явите правду! Спасите нищего и убогого, от руки грешника избавьте их! Судите по Божественной милости, защищайте не того, кто укрепился неправедным богатством, властью и связями, а беззащитного, благочестивого, бедного: «Судите сиру и убогу». Судите его особо, с состраданием и мудростью, которая учитывает положение человека, покровительствуйте ему. «Смирена и нища оправдайте». Бог вовсе не заповедует решать дела в пользу виноватого нищего, но требует правды. Оправдайте = судите по правде, сотворите правду. В этом мудрость и милость суда. Оправдать – это значит рассмотреть и учесть относительную «человеческую» правду подсудимого: да, укравший хлеб нарушил закон, но у него есть своя правда: ему 12 лет, и он не имеет других возможностей накормить сестру. Виновен ли он пред Богом и людьми? Воздайте всем должное. Уподобьтесь Богу, Который восполняет недостающее: дайте правду и защиту тем, кто их не видел в жизни: «Итак, вы, которым вверен суд, вступитесь в дело сих обижаемых и лишенных защитников, и восполните от себя то, чего недостает у них по возрасту, чтоб иметь похвалу Иова: я был отцом бессильным» (свт. Василий в ЕЗ).

Суд должен избавлять общество от злодеев; он разделяет и отделяет: для этого тюрьмы, и ад содержит свое зло внутри себя. Поэтому: «Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его». Суд состоит не только в признании правды праведного, но и в защите его от зла нечестивого, которое активно, нагло: «Измите, говорит, нищего и бедного, и избавьте того, которого притесняют руки грешника, т. е. обидчика» (ЕЗ). Тогда судья уподобится Тому Пастырю, Который не только называет волка волком, но и защищает овец Своих, «Который самого Себя предав за нас, избавил нас от мысленных зверей… Слова великого Василия (вместе с Оригеном): и ты, когда увидишь, что обижают бедного, сочти своим делом то, за что он терпит обиду; защити его, дабы Бог и тебя также избавил, когда ты окажешься нищим пред Богом» (ЕЗ).

Поскольку Бог дал судьям часть Своей власти, то у них есть долг быть подобными Ему в милости и правде. Но неправедные судьи не познали высоты своей миссии, не познали Бога как Истину и Свет. Без этого любое знание не спасительно, а мирская мудрость уводит во мрак: ст. 5. Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят: да подвижатся вся основания земли. Перевод: Не познали, не уразумели они истины, во тьме ходят! Да содрогнутся основания земли! «Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят». «Слова безыменного истолкователя: Чего не познали? Гнилости сей жизни и непостоянства человеческого счастья, ибо соединяя поля с полями и домы с домами, они часто приобретают сии богатства для врагов. Чего не уразумели? Того, что, занимаясь малым, они теряют большее» (в ЕЗ). Неправедные судьи служат не Богу, а своему благополучию, руководствуются не правдой, не милостью, не словом Бога, но «пристрастием к дарам, земными выгодами и расчетами, которые их ослепляют, не дают им видеть света истины и правды: действуя в таком направлении, они во тьме ходят» (ГР). Закон Божий – свет благочестивым стопам, а беззаконный боится света попираемой правды. И как он может познать то, что ненавидит? Поэтому: «Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят». За лицеприятием судей прячется их корыстолюбие, за корыстолюбием - идолопоклонство: если судья попирает Божий закон ради денег, то, значит, ставит их выше Бога и служит мамоне, а не Единому. В предыдущем псалме читали: «Не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему» (Пс. 80, 10). Идолопоклонство закрывает дорогу в Царство: отступившему от Бога кто поможет очиститься от его многочисленных грехов? Тьма для возлюбивших тьму становится вечной.

«Да подвижатся вся основания земли». 1. Глаголющий Господь не повелевает основаниям земли подвигнуться, а напоминает Свой закон: «Когда нарушается правосудие, когда бедные и сирые не находят себе у судей защиты, тогда колеблются, подвижатся вся основания земли. …"По причине сей (т.е. судебной) неправды, - говорит блж. Феодорит, - жизнь полна смятения и волнений, и земля (т.е. государство) приводится в колебание непрерывными бедствиями"» (ГР). По мысли прот. Григория, земля – это государства, народы и жизнь их (общественная и частная). Основания земли «составляют: закон, правосудие, законное правительство и на них покоящиеся права, личная свобода и безопасность, частная и общественная» (ГР). Установивший их Господь не может желать их смены. Или: основание жизни людей – это милость Бога к ним. Когда «боги» поступают как звери и демоны, когда имеющие власть (например, сыновья первосвященника Илия) первыми нарушают Божественную правду, то Бог Свою обычную милость изменяет на гнев. Тогда Бог попускает поражение храбрых, и те бегут с поля боя, а враги отбирают у народа его святыню - Ковчег (1 Цар.3-4 глл.). Это значит, что уже подвиглись основания земли: Бог переменил милость на гнев.

2. Словами «да подвижатся вся основания земли» Бог изъясняет Свой гнев, повелевает, грозит, пророчествует, обещает наказание, от которого поколеблются в страхе земля и стихии ее: «По выражению семидесяти толковников, глагол: да подвинутся, дает такую мысль, что Бог повелевает земле колебаться, чтоб устрашились неправедные начальники и беззаконные судии. Или говорит: да потрясутся основания земли, не перенося более беззакония сих неправедных людей» (ЕЗ). «Слова Дидима (Диодора): Потрясу, говорит, и поколебаю все; потому что Я поставил судей в чине богов и сынов Всевышнего; а они обесчестили Мое достоинство, повреждая суд взятками» (в ЕЗ).

3. Господь обещает изменение, которое принесет Крест Христов. Оно подвигнет основы жизни (смерть умертвится, ад опустошится, диавол падет, рай откроется) и ниспровергнет ценности нечестивых судей – ниспровергателей Правды. Это изменение сотворит Сын Божий: в первый раз Он придет в мир со Своим совершенным Заветом, всесильным словом и спасительными Таинствами для Церкви, во второй раз Грядущий явится во славе Последнего Пришествия. Земля - символ всего тленного, преходящего, греховного, обреченного на смерть. Основаниями этой земли свт. Афанасий называет демонов, «миродержателей тьмы века сего» (Еф. 6,12). Они стараются ввести в грех и заразить ум своих последователей лукавством; они погружают души в свой мрак. Поэтому те «не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят». «Основаниями земли называет князей века этого, которые прежде народа иудейского понесли наказание и, лишенные возможности мучительствовать над нами, изгнаны по сказанному нам слову: ныне князь мира этого изгнан будет вон (Ин. 12, 31). И они подвигнулись с места прежнего своего стояния, потому что первые низложены крестом Спасителя» (АВ).

4. Господь обличает нечестивых: они тьмы своей не желают видеть и не покаются, даже если поколеблются основания земли.

Бог устами пророка обращается к судьям, но вразумляет все человечество и особо - Израиль Ветхий и Новый: ст. 6-7. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете. Перевод: Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего! Но вы, как и все люди, умираете, и как любой из князей, можете пасть. Господь, стоя в кругу тех богов (святых), кто стяжал преподобие, обращается к тем богам, кто его не стяжал, хотя был для того предназначен: Я замыслил о вас высокое – вы избрали низкое, Я дал жизнь – вы приняли грех и смерть. Он напоминает человеку о его высоком назначении: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси». «Где Бог сказал сии слова? Некоторые говорят, что Бог, сказывая: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт.1:26), показал, что люди суть боги по сыноположению, как сотворенные по образу Божии. А я нашел еще, что Бог назвал богами начальствующих и судей, сказывая в Книге Судей народу: богам не говори зло и начальнику народа твоего не говори худо (Исх.22:28). Далее сынами Вышнего назвал Израильтян, сказав: сын первенец Мой Израиль (Исх.4:22)» (ЕЗ). Честь и слава дается Богом Ветхому и Новому Израилю (христианам), поскольку к ним обращено было слово Божие. Когда иудеи обвинят Христа в том, что Он делает Себя Богом, и схватятся за камни, Иисус ответит им: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин. 10, 34-36). Кто принимает и достойно исполняет слово Господа, тот принимает Его Самого, Бога Слово, и от Него – преображение, обожение: «Если же и те, к которым было Слово Божие, то есть Я, ибо Я — Слово Божие, и Я, вселившись в них, даровал им сыноположение, если они суть боги, то тем более Я могу без всякой вины называть Себя Богом, Я, Который по Естеству Своему Бог, и прочим дарую обожение» (блж. Феофилакт Болгарский). Христиане - причастники Духа Святого, принявшие обожение по Благодати, - имеют особую честь именоваться богами: «Слова Божественного Кирилла. Поелику мы сделались сынами Божиими, приняв в душе посредством Святого Духа естественного и истинного Сына, рожденного от вечного Отца нераздельно и бесстрастно, то посему мы и почтены сим названием или именем богов, хотя не по природе мы таковы, а по чести и славе» (в ЕЗ). Церковь с ее Таинствами и учением готовит христиан к славе Царства, к преподобию, чтобы мы соответствовали этому: «бози есте». Она же указывает путь богоуподобления: мы должны в жизни и смерти следовать за Христом.

Божие слово, обращенное к ветхозаветным людям, делает и их собеседниками Всевышнего. Бог говорит с теми, кто может Его услышать и понять, хотя слушать слово могут многие. Услышат же Его слово и примут наставление во спасение люди праведные, духовные, чистые, кроткие, родственные Его Святости - «боги», хотя они не единосущны Истинному и несовершенны. И человек не говорит с мухой, но может беседовать с собакой, которая способна его понять, хотя имеет иную сущность. Общаясь с добрым человеком, она обретает нечто от его разума и жертвенности, уподобляется ему. Общаясь с Богом через слово Писания, существо благочестивого человека непременно преображается.

Как мы видим, смысловые акценты 6-7 стт. (по сравнению с 1 ст.) несколько сместились: Господь распространяет проповедь на человечество, не забывая, впрочем, и судей. Итак, боги – это 1) люди (как сотворенные по образу Божию), 2) князья, старейшины и судьи (как принявшие некоторые высшие функции – суда и власти), 3) Израиль Ветхий и Новый (как освященный Богу народ, слышащий слово Божие).

«Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете». Вы не живете как сыны Всевышнего, а умираете как люди. Слово «умираете» здесь использовано в том же смысле, что в начале Книги Бытия, где «смерть» значит отделение от Бога, потерю Благодати Богообщения и рая. И там, и здесь это слово о смерти исходит из Божественных уст. Господь упрекает людей не за физическую смерть, которая уже не в их власти, а за избранное ими духовное падение: выбирая грех, они впускают в жизнь смерть, - и так начиная с Адама и Евы. Если вы, боги (призванные к святости, обожению), не в Боге живете, но руководствуетесь желаниями плоти и прихотями гордыни (отсюда лицеприятие в судебных делах и пристрастность в суждениях), то «яко человецы умираете», падаете, даже если вы князья или судьи. Жизнь по плоти есть смерть: «Глаголом: умираете, Давид выразил злую и неисправимую жизнь таковых неправедных людей до самой смерти их, или открывает, что они так неправедно живут без исправления, доколе не умрут» (ЕЗ). Почему «яко человецы»? Разве к Ангелам обращается Господь? «По изъяснению Василия и Кирилла: Человеками здесь называются обладаемые человеческими страстями, живущие по плоти, имеющие мудрование земное; как, напротив того, жизнь святых есть не человеческая уже, но больше божественная и духовная, потому что они хотя действуют во плоти, но не живут по плоти, как написано. А тот, кто стал уже выше плотских страстей и чрез совершенствование ума достиг состояния Ангелов, тот уже не человек, но сын Всевышнего, усвоившийся Богу чрез добродетель, и не умирает как человек, но как имеющий в себе живущим Бога» (в ЕЗ). Святой живет в Боге и стремится к преподобию – это начало вечной жизни, которая не знает смерти. Праведная душа не падает в ад, а возносится к Богу: христианин сразу восходит в Царство, а ветхозаветный праведник ждет сошествия во ад Спасителя, чтобы Тот ввел его во врата рая.

Вы - по Благодати - сыны Божии, которые предназначены к жизни вечной и блаженной, но выбираете смерть греха, как допотопные сыны человеческие, поэтому умираете и падаете, как князи. Каких князей имеет в виду Господь? 1. «Не тех ли, которых незадолго пред этим наименовал подвигшимися основаниями земли?» (АВ), т.е. князей невидимых. Вы не Богу уподобляетесь, а падшему князю, ибо он есть «един от князей», поэтому не живете, а умираете. «Афанаcий, Дидим и Исихий говорят, что один из начальствующих есть диавол; так как он был некогда начальствующим над чином ангельским. Ему-то, говорит, подражая, и вы – судии - падаете, т. е. извергаетесь из достоинства вашего за мечтательность и гордость вашу, подобно тому как и диавол чрез гордость свою и нехорошее употребление достоинства своего отпал от Божественной чести и из светлого ангела, каковым был прежде, сделался мрачным диаволом» (ЕЗ). Вы падете = отпадаете от Бога, как пали бесы.

2. Вы уподобляетесь не Богу – в правде и милости, а стараетесь быть подобными князьям земным, мирским – в богатстве и славе, следовательно, падете, как всякий из них. «Аз рех, говорит Верховный Судия Бог, Я сказал: вы боги и сыны Всевышняго - все вы, но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей, и ваше падение тем гибельнее, чем более то возвышение, на котором вы поставлены» (ГР).

Давид – пророк, царь и судия - придет на Последний Суд не как подсудимый, а в сонме святых = богов, окружающих Господа. Пророк принял Божественное слово и теперь отвечает не него молитвой - Христу Грядущему: ст. 8. Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. Перевод: Восстань, Боже, сотвори суд над землей, ибо Ты станешь Владыкой всех народов! «Воскресни» = поднимись, приступи к делу; «суди земли» - суди по Божественной милости, учитывая правду человека. Земля = человечество. Или: рассуди о спасении, приди, воплотившись, чтобы собрать в Церкви Своей избранных Твоих, наследие Твое, «яко Ты наследиши во всех языцех». Пророк прикровенно молит Грядущего Христа о Его Воскресении и Последнем Суде: Воскресением завершится Его Первое Пришествие, Страшным Судом – Второе. «Воскресни, Боже», – тогда и мы воскреснем и, воскресшие, придем на Суд. «Псалмопевец, в образе молитвы, предвозвещает пришествие Мессии, Который и землю наследит, обратив все народы (во всех языцех) к Своей Церкви, и будет судить ей судом праведным, вначале чрез апостолов и владык земных, а потом Сам непосредственно, когда придет судити живым и мертвым. По словам блж. Феодорита, сказанное в последнем стихе псалма "прямо дает разуметь суд Владыки Христа, ибо Ему, по человечеству Его, сказал Бог Отец: "Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли" (Пс. 2:8)» (ГР). Тебе дам народы – Ты введешь их в Церковь на земле и в Царство Божие. Христу будет отдан Суд. Суд предполагает защиту невиновных, и Судия защитит землю, «осудив и изгнав из нее начальника миpa – диавола, который имел ее в порабощении заблуждению идолопоклонства и всякому роду зла» (ЕЗ). И на земле, и в вечности Бог «даст приличный жребий всем, один смиренным, другой целомудренным, иной милостивым, другой гордым, и иной любостяжательным. Ибо народами в настоящем месте назвал не по различиям языков, но жизни» (Исихий в ЕЗ). Пророк уточняет: наследие Христово не все человечество, а его лучшая часть. Он наследует не народы, а верующих в Него «во всех языцех». «А наследство Христово суть те, которые уверовали в Него из всех народов» (ЕЗ), - боги по Благодати, которые услышали и узнали Бога Истинного.

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt81.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. - http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/10

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Лопухин – А. П. Лопухин.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).