8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 82

Надписание: Песнь псалма Асафу. Перевод: Песнь, псалом Асафа. «Песнь псалма» сначала исполнялась инструментально, затем пелась голосом (ЕЗ); она представляет собой молитву. Кратким славословием псалмопевец восходит к Богу (2 ст.) и возносит Ему беду: народы, ненавидящие Тебя, уже объединились, чтобы погубить нас (3-9 стт.). За изложением проблемы следует просительная молитва о помощи (10-19 стт.): низложи их так, как Ты делал это прежде, например, во времена Судей. Пусть они постыдятся, покаются, познают имя Твое, ибо в противном случае они погибнут. Возможно, это Давид пророчествует о грядущей скорби: он обращает мысль одновременно вперед в будущее и назад, во времена Судей: он вспоминает о чудесной помощи Бога Своему народу. Или один из потомков Асафа, например, левит Иозиил (Лопухин, ИО, ГР), говорит о современных ему врагах Израиля и возводит нас к спасительным обобщениям. В обоих случаях «книжником-скорописцем» является Дух Святой, а пророк – трость Его (Пс. 44, 2): «В виде же молитвы излагается пророчество Божественного Духа, научающего воюемых, как должно им умилостивить Бога» (ФК). Дух Святой представил конкретные исторические события псалма как взаимосвязанные и закономерно повторяющиеся: за угрозой сильных врагов будет следовать молитва верного народа и Божественная победа, которую обещают прошлые случаи Божественной помощи. Так было, и так будет во все времена: диавол будет объединять народы ненавистью и прельщать корыстью, чтобы погубить тех, кто хранит живую веру. Поэтому «этот псалом приличен и тем христианам, которые бывают гонимы за Христа» (ЕЗ). И сейчас пришли времена исполнения его угроз и его молитв. Псалом учит мудрости и молитве; он исторический и пророческий, хотя мессианского подтекста не содержит. В своих надеждах псалом опирается на конкретную историю времен Судей – она известна. Враги перечислены, но нам остается неясным: когда они объединились для нападения, в каких событиях явит Господь Свою победу? В толкованиях нет единого мнения. Одни относят эти события к жизни самого Давида (2 Цар. гл. 8, 10 и 12), «другие (*АВ) - к ассирийскому нашествию при Сеннахериме; иные (Василий В., Феодорит, Зигабен и др.) - ко временам злоумышления самарян против возвратившихся из плена иудеев (ср. Неем.4:7 и д.); еще иные - к Маккавейскому периоду (1Мак.5:1 и д.); большинство же (*в том числе ГР, ИО и Лопухин) - к войне царя Иосафата против союзных идумеян, моавитян, аммонитян и т.д. (2Пар.20)» (ИО).

При Иудейском царе Иосафате (9 в. до Р.Х.), - а царь этот сокрушал идолов и повернул иудеев к благочестию, - многие соседние народы составили союз против Иудеи. Народы вторглись неожиданно (2 Пар. 20,11-12). Нашествие было многочисленным, страшным: племена объединились для совершенного истребления Иудеи. Когда царю донесли, что на него идет великое войско, он не стал, подобно своему отцу Асе, искать земных союзников, а сразу обратился к Небесному. Он установил пост и собрал в храме всю Иудею, и детей малых: «Сознавая собственное бессилие, иудеи: мужчины, женщины и дети, вместе с царем Иосафатом, - собрались в храме для молитвы о помощи Божией против врагов. Тогда Дух Господень, среди собрания, сошел на левита Иозиила, одного из потомков Асафа (2 Парал. 20:14), который в речи своей, обращенной к народу и самому Царю, успокоил иудеев уверением в близкой помощи Божией...» (ГР, то же у ИО). Иозиил сказал иудеям, что это не их война, а Божия, и Бог велит им выступить завтра утром, но не для сражения, а чтобы стать свидетелями дела Божия: «Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам» (2 Парал. 20,17). Писание говорит: «И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стал Иосафат и сказал: послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам. И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его! И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены: ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая и истребляя их, а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга. И когда Иудеи пришли на возвышенность к пустыне и взглянули на то многолюдство, и вот - трупы, лежащие на земле, и нет уцелевшего» (2 Пар. 20, 20-24). Возможно, певцы шли с молитвенной песнью 82 Пс.: «Весь псалом проникнут твердой надеждой на Бога и представляет молитвенную песнь пророчествовавшего тогда Иозиила, которою певцы хвалили Господа, выступая вперед Иосафатова войска, навстречу неприятелям, к пустыне Фекойской (2 Парал. 20:20-21)» (ГР).

Особого внимания заслуживает та мысль отцов, что безбожные народы объединились против богоизбранного народа именно тогда, когда этот народ вернулся к былому благочестию. Так было не только при Иосафате, но и после Вавилонского плена, когда вернувшийся народ стал восстанавливать храм: «По словам Феодорита, этот псалом написан от лица евреев, возвратившихся из вавилонского плена в Иерусалим. Ибо, по возвращении их в Иерусалим, соседственные с ними народы, видя, что они начали строить второй храм и город, поднялись все единодушно и, собрав другие варварские народы, воевали против иудеев, но были побеждены последними при вожде их Зоровавеле и при помощи Божией» (ЕЗ). И во времена Маккавеев Иудея переживала духовный подъем: «Некоторые думают, что то, о чем пророчествует сей псалом, получило исполнение с победою Маккавейскою, поелику о Маккавеях написано следующее: случилось, что когда услышали окрестные народы, что уже построен жертвенник и по-прежнему возобновлено святилище, то разгневались сильно, вследствие чего пожелали истребить род Иакова, живший среди них (Мак. 5, 2)» (ЕЗ). Иногда со страной происходит то же, что и с душой: если народ восходит к Богу и это шествие неуклонно, то на него ополчаются такие злобные силы, которые жаждут только совершенной погибели богоносного народа. Такие нападения – знак успеха народа, и попущены они для испытания его веры. Все перечисленные события (при Иосафате, Зоровавеле или Маккавеях) доказывают общее правило, исполнение которого мы все наблюдаем также и теперь (2014-2016 гг.) – в возрожденной России. Россия явила силу, которая в Боге и в правде, вернулась живым искренним исповеданием ко Христу, преуспела в строительстве своего Храма, - вот и ополчились на нее все, кто окрест. От нас Бог ожидает веру, молитву и дела правды, и мы станем свидетелями того, как одни враги устыдятся и покаются, а безумные поступят безумно, обратив гнев друг на друга.

Ст. 2. Боже, кто уподобится Тебе? Не премолчи, ниже укроти, Боже! Перевод: Боже, кто уподобится Тебе? Не безмолвствуй и не пощади врагов, Боже! «Боже, кто уподобится Тебе?» Псалмопевец не вопрошает Бога, а восхищается Его несравненным величием, так как не нашел ни на небе, ни на земле никакого подобия для описания Божественной Силы и Премудрости: «Давид удивляется в сих словах тому, что Бог не имеет подобия и равенства ни с чем» (ЕЗ). Чтобы удивиться Богу и делам Его, надо видеть верой Его несравненное совершенство и знать о Его делах. Молитве предшествует созерцание: пророк видит величие Кроткого Бога, склоняется пред Ним благоговейно: «Боже, кто уподобится Тебе?» И восходит к Нему молитвой: «Не премолчи, ниже укроти, Боже!».

Уподобиться Богу по существу невозможно - возможно подобие «по качеству», как заметил Дидим. И в этом втором смысле Богу могут уподобиться «те, которые совершенны, как и Отец Небесный совершен. Почему и сказано: когда откроется, будем подобны Ему» (Дидим в ЕЗ), и преподобие это достигнет предела в Царстве Славы. На земле святые стараются подражать Христу в правде, любви, мудрости, а затем сподобляются обожения Царства. Учитывая логику 2 ст., свт. Афанасий (также Дидим и Исихий) полагает, что Давид рассуждает не о свойствах Бога вообще, а делает акцент на одном из них, ставя вне подобия долготерпение Божие. Молчанием отвечает Кроткий Бог на беззакония человека и безумие народов: «Никто, говорит, не будет Тебе подобен в непамятозлобии и в долготерпении к неправдам. Но умоляю Тебя - не премолчать при этих несправедливых вражеских на нас нашествиях» (АВ). Или: кто уподобится Тебе в Правде и Силе? «И все собранное вкупе естество Ангелов и человеков не может сравниться с Твоею силою» (ФК). Ты можешь поразить мгновенно всех врагов Твоих, и Единственный, Кто может противостать Тебе, - это Ты Сам, Твое уважение к воле человека и промыслительное бездействие = молчание. Мы молим Тебя: «Не премолчи, ниже укроти, Боже!». «Не премолчи» в бездействии, не укрощай гнева Своего! Так молится народ, ожидающий последней смертельной битвы – битвы за то, что считает для себя ценностью – жить с Богом на данной Им земле, в Иерусалиме земном, хотя за ним всегда видится Иерусалим Небесный.

Псалмопевец возносит Богу свою беду – беду его народа: вот, посмотри, Господи, что случилось (3-9 ст.). И образами он передает события: ст. 3-4. Яко се, врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя. Перевод: Ибо враги Твои восшумели, подняли голову ненавистники Твои. На народ Твой замышляли злое, совещались, как погубить святых Твоих. Пророк видит страшное зло, с которым ни он, ни народ справиться сам не может. Это зло активно, лукаво, безбожно и отвратительно. Зло – враг добра, а творцы зла – враги Божии, враги Его заповеди, и враги Божиих людей, живущих по заповедям. Не молчи, «яко се, врази Твои возшумеша, и ненавидящии Тя воздвигоша главу». Кроткий Бог молчит, а те «возшумеша». 1. Языческие народы «восшумели» грохотом колесниц и военных приготовлений. 2. «Восшумели, то есть, что питавшие к нам прежде вражду втайне, ныне объявили нам войну вслух и открытую по причине дерзости и гордости своей» (ЕЗ). 3. Певчие воспели Богу, а враги устроили шум. В этом шуме нет гармонии, мира, разумности, но есть бунт, мятеж против Бога и безумие: «враги Твои подняли страшный шум, обнаруживая ненависть свою против нас, народа Твоего, они возненавидели Тебя Самого и, вообразив себя сильными и непобедимыми, возгордились против Самого Царя мира, горделиво подняли голову» (ГР).

«Воздвигоша главу» - жест гордости и презрения – к Богу и народу Его. С этим шли против Иосафата союзные войска язычников – с той же гордыней и ненавистью объединяются против христианских стран силы сопротивных, возбуждая на войну послушные им народы. Они враги Божии и враги святых. В своей победе будут уверены иудеи, распявшие Господа. Они «воздвигоша главу», чтобы поразить в пяту (т.е. в плоть) Сына Человеческого. Они забыли, что Семя Жены непременно поразит их предводителя и их самих в голову, которую они подняли для нападения: «Другой говорит: Это сказано, как о змеях и аспидах: подняли голову. Ибо как змеи, желая ужалить, тихо от земли приподнимают голову, так противоборствующие славе Христовой поднимают голову, но вдруг падают; падают от Него, ибо Он сокрушает главы змей» (в ЕЗ). Пророк молит, чтобы Сам Бог ответил на это зло. Вражеское войско огромно, и естественный ход вещей не оставляет надежды святому народу. Поэтому пророк взывает к Тому, Кто сверх нашего естества.

«На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя». «Люди Твоя» = «святыя Твоя». Против них лукавые силы и враждебные страны составляли советы, против них выстраивалась хитроумная ложь. Ради святых помилуй народ: «Упоминает о святых, прося, чтобы за них помиловал весь народ, против которого враги с заботливостью тайно составляют некие умыслы и хитро производят совещание. Симмах вместо «на святых Твоих», перевел «против сокрытого Твоего», сказывая это о недоступных частях храма, или, по словам Феодорита, о Христе, имевшем произойти от иудеев. Не только, говорит, против нас употребляют хитрости, но дерзают свирепствовать и против Сокрытого у нас: ибо когда посечен будет Корень, откуда произрастет плод?» (в ЕЗ).

Что же постановили враги видимые и невидимые на общих совещаниях своих? Cт. 5. Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево ктому. Перевод: Сказали: «Придите, искореним их из среды народов, да не помянется впредь имя Израиля!» 1. Истребим народ Божий до конца, чтобы и памяти о нем не осталось. 2. Желание врагов Божиих содержит более тонкое и опасное зло: святой народ должен перестать быть святым народом. Пусть растворится среди нас и станет как мы. «От язык - здесь гебраизм; чтобы он перестал быть народом, был далек от того, что называется народом; но этим не исключается существование его εν διασπορα» (ИО, то же в ЕЗ). Израиль представляет опасность только как Божий народ, единый в Боге Своем. Иначе он – население, послушное нечестивым царям и бесам.

Далее псалмопевец перечисляет нападающих на Святой Израиль. Это его обычные противники, но сейчас они действуют все вместе: ст. 6-9. Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша: селения Идумейска и Исмаилите, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире, ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым. Перевод: Ибо держали они единодушно совет, союз заключили против Тебя: селения Идумейские и Измаильтяне, Моав и Агаряне, Гевал, Аммон, Амалик и другие иноплеменники, вместе с жителями Тира; и Ассур явился с ними; все они встали на защиту потомков Лота. «Яко совещаша единомышлением вкупе». «Итак, он говорит: враги Твои, Господи, соединились против нас в одной мысли и в одном месте» (ЕЗ). «На Тя завет завещаша». Точнее: «все они, на общем собрании (вкупе) единодушно совещались и составили заговор против Бога (на Тя завет завещаша), как верховного Правителя и Судии иудейского народа» (ГР). Конечно, «предпринимать совет или намерение против Бога, недоступного не только для очей, но и для мысли, никто не может. Но Бог усвояет Себе то, что относится к надеющимся на Него; потому-то совещания против них принимаются за совещания против самого Бога, как Отца и попечителя подвергающихся злоумышлениям. Ибо злоумышляющие против святых злоумышляют против славы Божией» (Дидим в ЕЗ), против достояния Его, против воли Его.

Кто же оказался в числе врагов Божиих – врагов Его народа? Какие-то дальние дикие племена, которые не могли знать о благочестии Израиля и о Его Боге? Нет, это были те, кто всегда находился рядом и соприкасался с Израилем, более того, главные и самые ожесточенные враги когда-то вышли из того же корня Авраамова, но потом отпали от благочестия патриарха: «Селения Идумейска и Исмаилите, Моав и агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире: ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым». «Это были: идумеяне (селения Идумейска), т.е. жители Идумеи, или народ идумейский, происходивший от Исава (сына Исаака), прозванного Едомом ("красный", слав. - чермен, см. Быт. 25:25, 30; 36:1, 19). Идумея лежала к юго-востоку от Иудеи. Исмаилите, т.е. измаильтяне, происходившие от Измаила, сына Авраамова, рожденного от рабыни его Агари. Они жили в каменистой Аравии, на юг от Палестины, потомки их - нынешние бедуины. Моав и агаряне. Моавом названы здесь моавитяне, народ, происходивший от Моава, сына Лотова, племянника Авраамова, и обитавший к востоку от Палестины. Агаряне - это потомки Агари, рабыни Авраамовой, которая, по изгнании из дома Авраама, вышла за другого мужа, от семени которого и произошли агаряне, названные впоследствии сарацинами, потомки их нынешние турки, живущие в Малой Азии, отчасти на Балканском полуострове Европы и по Аравийскому полуострову Азии, и частию в Египте. Гевалом, по всей вероятности, названы гевалиты, по блж. Феодориту, жившие в соседстве с Идумеею. (*Или имеется в виду финикийский город, который не имеет отношения к одноименной горе возле Сихема, с которой было заповедано произносить проклятия на преступников Моисеева Закона) Амманом названы здесь аммонитяне - народ, происходивший от сына Лотова Аммона и живший на восток от иудейской земли. Амаликом называются амаликитяне, потомки Исава, происходившие от внука его Амалика (1 Парал. 1:35-36) и жившие на юго-восток от Мертвого моря, близ пустыни Аравийской. Иноплеменниками и в псалмах (35:1; 59:10, 86:4), и в других местах Писания (1 Цар. гл. 17 и др.) называются филистимляне (палестиняне), окружившие с юго-западной стороны Палестину и составлявшие как бы часть Палестины, но в то же время представлявшие собою иное племя, особое и отличное по всему от племен народа израильского и даже всегда враждебное последнему. Тир - это известный приморский город в древней Финикии, в Малой Азии, на северо-западе от Иудеи, а потому выражение: живущие в Тире - значит то же, что финикияне. Ассур - так назывался ассирийский народ, происшедший от Ассура, внука Ноева, от сына его Сима и обитавший к северо-востоку от Палестины. Ассирияне на сей раз пошли на Иудейское царство в защиту (в заступление) сынов Лотовых - потомков Лота, т.е. моавитян и аммонитян (Быт. 19:36-38» (ГР). Страны-захватчики подробно перечисляются, и это создает впечатление, что псалмопевец говорит о современных ему врагах Иудеи. Так полагает большинство толкователей, однако, пророческая перспектива псалма не подлежит сомнению. Эти народы можно воспринимать как совокупный образ противника Святого Израиля. Он произошел от Авраамова корня, но продал первородство ради богатства и земного благополучия, как Исав; он дерзок и презирает святость - так Измаил в отрочестве презирал Исаака и смеялся над ним; враг этот в духовных началах своих отпал от Бога, он словно родился в грехах, как сыны Лота.

Псалмопевец перечислил врагов, и теперь он молит Всесильного о низложении их (10-19 стт.). Он напоминает Господу о Его делах во времена Судей: ст. 10-11. Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове. Потребишася во Аендоре, быша яко гной земный. Перевод: Сокруши их, как Мадиама и Сисару, как Иавима при потоке Киссове! Истреблены они были в Аендоре, стали будто прах земной. Медиам – народ, семь лет угнетавший Израиль, и войско его. Медиам с повозками, верблюдами и шатрами шел лавиной на Израиль и грабил землю, уходил и потом вновь возвращался. Он действовал как саранча. «Войско сие, покрывшее своим множеством землю, истребил Гедеон посредством трех сот воинов (притом безоружных), имевших в своих руках только трубы, светильники и кувшины, как повествует о том книга Судей в главе 7-й» (ЕЗ). Воины Гедеона окружили ночью вражеский стан, затрубили в трубы, разбили кувшины и закричали: «Меч Господа и Гедеона!» Враги в темноте стали поражать друг друга. Эта победа целиком принадлежала Богу, но не силе оружия или знаниям воеводы. От народа требовались вера и послушание.

Следующие имена напоминают совсем другую историю. Сисара - военачальник ханаанского царя Иавима, который двадцать лет угнетал Израиль, но Господь внял молитвам народа и велел Девворе, пророчице и судье, призвать воина Варака. Она велела Вараку взять 10 000 воинов и обещала, что Бог предаст в его руки Сисару со всем войском и 900 колесницами, на которые тот так надеялся. И будет это у потока Киссона. Сам Господь пойдет впереди Варака. Вот Варак сошел с Фавора, и войско Сисары пришло в замешательство от действия Божия, и не осталось никого живых в войске ханаанском. Гордый Сисара сошел с колесницы и побежал пеший, и убежал, но вскоре принял смерть от руки женщины. Погиб и царь Иавим. Случилось это в Аендоре, близ потока Киссона (Суд, гл. 4). Все погибшие «оставались непогребенными, гнили на поверхности земли и представляли собою гниющие навозные кучи, быша яко гной земный» (ГР). Псалмопевец молит: сотвори нашим врагам поражение такое же полное и бесславное, какое имели народ Мадиама, царь Иавим и воевода Сисара.

Дай князьям, зачинщикам войны, печальную участь, потому что они покусились на Святое, на Твое. Псалмопевец возвращается к истории Гедеона: ст. 12-13. Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их, иже реша: да наследим себе святилище Божие. Перевод: Низложи князей их, как Зива и Орива, Зевея и Салмана, тех князей их, которые сказали: «Завладеем святилищем Божьим!» «Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана». «…Пророк упоминает здесь о злосчастной участи князей мадиамских Орива и Зива, а также о царях их Зевее и Салмане, которые все погибли от руки Гедеона, судии израильского (Суд. гл. 8)» (ГР). Низложи сегодняшних врагов, как Ты низлагал вчерашних, потому что они покушаются на Твое достояние – «святилище Божие»: на землю народа, на храм и на сам народ: «Святилищем Божиим названа здесь вся иудейская земля с городом Иерусалимом и его храмом, как местом селения живого Бога, - вся населенная иудеями Палестина, как посвященная Самим Богом для обитания в ней избранному народу Божию» (ГР, то же у ИО). ««Возьмем себе во владения селения Божии» - завладеем и поселимся в стране народа, которому покровительствует Бог. Богатая добыча, которая досталась Иосафату после гибели врагов, указывала, что движение их на Иудею было переселением со всем своим имуществом и семьями. Очевидно, враги были уверены в победе и стремились не только к завоевательным целям для расширения своего политического влияния и обогащения, но и к полному уничтожение Иудейского царства» (Лопухин). Такими врагами могли быть соседние народы, постоянно нападавшие на строителей второго Иерусалимского храма. Его начали возводить сразу после возвращения из Вавилонского плена, и строители не выпускали из рук оружия, чтобы отражать постоянные вылазки самарян. Враги, «завидовавшие возобновлению Иерусалима, сказали: возьмем в наследство, т. е., завладеем святилищем, иначе храмом Божиим, в котором Бог освящает народ, не из чести и уважения, но из желания похитить священные сосуды, редкости и находившиеся в нем драгоценные пожертвования» (ЕЗ). И Антиох Епифан пожелает наследовать себе землю, души человеческие и святилище Храма, чтобы посвятить свое достояние Зевсу. Так будет и во всех других случаях, когда диавол ополчится на святилище Божие.

Предмет молитвы (низложение врагов Божиих) далее не меняется, только более образной, аллегорической становится речь пророка: ст. 14-16. Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра. Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы, тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я. Перевод: Боже мой, уподобь их колесу, влекомому в пыли, соломе, гонимой ветром! Как сжигает огонь дубравы, как пламя опаляет горы, так прогонишь их бурею Твоею, гневом Твоим приведешь их в смятение! «Боже мой, положи я яко коло». «Коло» 1. Колесо. Толкователи отдают предпочтение этому значению: «…Быстро движущееся колесо - образ беспокойства, непрочности врагов» (ИО), безысходности, суетности. Оно крутится в придорожном прахе, как жизнь без Бога. 2. «В евр. "как пыль в вихре"» (ИО). Пусть Твои враги разделят участь вихря, крутящегося на дороге, и сухой травы в нем: «…Пророк просит, чтобы Господь Бог обратил их в пыль, воздымаемую ветром и вертящуюся в воздухе наподобие колеса» (ГР). 3. «Коло» - перекати-поле, не имеющее приюта, покоя и жизни: колесом оно носится по пустыне, словно игрушка ветра. Так душа носима бывает страстями и волей бесов.

Образ перекати-поля соответствует «однородному» с ним образу соломинки – тростинки на ветру: «яко трость пред лицем ветра». Ветер носит по пустыне перекати-поле и клонит к земле стебель травы: страсти прибивают к праху душу человека, и она поклоняется, служит собственной плоти, теряет устремленность в небо. Пророк молит, чтобы враги Израиля «сделались как слабая трость или соломина (с евр.), колеблющаяся и повергаемая на землю от дуновения ветра, чтобы Бог поставил их в положение лесной чащи, пожираемой огнем, и чтобы они представляли собою вид гор, опаляемых пламенем огня» (ГР).

Ты, сжигающий великие дубравы, сметешь и эти тростинки огнем гнева Своего. Пожги их, «яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы». Чей этот огонь? Их собственный, обращенный Богом против разжигателей ненависти: «Да изведают, говорит, того огня, который сами зажгли; и этот огнь да пояст их, как чувственный огнь поядает дубраву. Подобно же это сказанному: се ecu вы огнь раждизаете: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте (Ис. 50,11). Яко пламень пожигаяй горы. Речь приточная. Как огнь, ниспав на горы, пожигает их, так да будут и они попалены наказанием, какое Ты пошлешь на них, и которое Псалмопевец, по тяжести и стремительности, уподобил буре» (АВ). У Бога нет огня ненависти: буря Божия («бурею Твоею» = «гневом Твоим») посеяна ими же, Господь только направил эту бурю на ее источник: «тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я». Или здесь образ Суда: «Когда Бог идет на суд, то Он приближается в буре» (ИО), и буря несет огонь. Пророк «сравнивает этот гнев с бурею, которая все встречающееся ей на пути стремительно гонит (поженеши) и нещадно разрушает (смятеши я). Боже мой, говорит он, да будут они как солома пред ветром, как пыль в вихре. Как огонь сожигает лес и как пламя опаляет горы, так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение» (ГР). Здесь более пророчество, чем молитва; пророк говорит о жатве, о конце: Ты пожнешь эти плевелы не серпом, а бурею огненного гнева.

А далее молитва: Ст. 17-18. Исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи. Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. Перевод: Покрой лица их бесчестием, и да призовут они имя Твое, Господи! Да постыдятся они навеки, придут в смятенье, посрамятся и погибнут! «Исполни лица их безчестия». Пусть потерпят поражение – этого требует правда. Враги Израиля, хоть и жили рядом с богоизбранным народом во времена его славы, когда Бог чудесно помогал ему, - не познали Бога и презирали Его достояние. Они не вошли в число боящихся Бога, поэтому свет Его славы не отразится на их лицах. На них проступит бесчестие. Впрочем, пророк и для врагов ищет блага: «Это говорит в том смысле, что наказания обратятся им в пользу. Сказано же «взыщут» вместо «познают»» (АВ). Через свое поражение и чудесную помощь Израилю они, если захотят, смогут познать зло собственных дел, гнев Божий и величие Его. Тогда они: «И взыщут имене Твоего, Господи». Если вчерашние враги взыщут имени Истинного Бога, а взыскать его можно в покаянии и делах добрых, то не постыдятся: обретут основу для спасения и не погибнут. Если урок Божий ничему их не научит, если останутся при гордыне своей, тогда исполнится то, что предвидит пророк: «Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут». «Век века» - это век будущий. Сами они без Божественной помощи не избавятся от стыда, смятения и погибели, - так и уйдут с ними в вечность. Пророк молится, чтобы исполнилась Божественная справедливость, - вовсе не желая зла врагам своим, но любя правду.

Пророк не хочет завершать псалом словом о погибели, но продолжает мысль, начатую в 17 ст.: «Исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи». И тогда: ст. 19. И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты Един Вышний по всей земли. Перевод: И да познают, что имя Тебе - Господь, Ты Единый, Всевышний над всей землей! Последнее слово - о спасении врагов: кто взыщет Бога (17 ст.), тот познает Его как Бога Великого, Истинного и Единственного. Или: кто взыщет Бога, тот познает Его во Христе. «Просят они врагам своим добра, хотя и терпят от них, ибо молятся о них, чтобы вместо наглости покрылись стыдом, а чрез стыд пpиoбpели себе познание о Боге и освободились от заблуждения идолопоклонства, дознав самым опытом, что Он один и Бог, и Владыка, живущий на высотах и призирающий на смиренных, и Правитель, и Попечитель всей твари, для которой приобрел спасение, Он Бог от Бога, Единородный Сын, по непостижимом воплощении Своем. Заметь, читатель, что чрез стыд, который имеют они получить, они познают всемогущество Божие» (Феодорит в ЕЗ). Они познают, что безумно идти против Бога и благочестивого народа, познавшего величие Всевышнего.

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt82.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Лопухин – А. П. Лопухин.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).