8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 84

Надписание: В конец, сыном Кореовым, псалом. Перевод: В конец, сынов Кореевых, псалом. Прот. Григорий полагает, что автором псалма является один из потомков Корея, а воспет он был «по возвращении иудеев из плена вавилонского (ст. 2)» (ГР) от лица всех возвратившихся. По мысли Зигабена, псалом составлен Давидом и передан сынам Кореевым для исполнения в храме. 84 Пс. содержит молитву, благодарственную (2-4 стт. ) и просительную (5-8 стт.), и пророчество(9-14 стт.). Сначала псалмопевец благодарит Бога за прощение и возвращенное благоволение, затем указывает на теперешние угрозы и просит помощи, а потом «утешается надеждою» и «пророчески созерцает наступление тех благодатных дней спасения», дней явления в мир Спасителя, когда «милость и истина встретятся на земле, правда и мир облобызаются» (ГР). На пророческий план указывает и надписание «в конец».

Псалом отражает две реальности, предусматривает два плана: историю вернувшихся из плена евреев (при авторстве Давида – это историческое пророчество, для пророка из рода Корея – размышления о сегодняшнем дне) и освобождение от плена греха, диавола и смерти всех боящихся Бога, совершенное Христом. «Псалом сей предвозвещает вместе и сень и истину, потому что Бог всяческих в том, что было с Израилем, предызобразил спасение всех человеков. И Израильтян освободил Он и от рабства египетского, и от рабства вавилонского, а весь человеческий род избавил от преобладавшего диавольского мучительства и от тления. Посему псалом предрекает и возвращение Иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной» (ФК). Свт. Афанасий, наряду с вестью о призвании язычников, слышит пророчество о покаянии иудеев, которое последует в самом конце времен. Пророчество о Мессии и Новой Благодати звучит сначала прикровенно, а с 11 ст. - вполне ясно. Псалом пророческий и мессианский. Грядет Тот, в Ком встретятся и гармонично совпадут в проявлениях своих свойства Божественные и человеческие: милость и истина, правда и мир. Бог подаст Благодать спасения, а люди Божии, добрая земля, примут ее и принесут плод, годный для Царства, - если уподобятся Мессии в правде, милости и мире.

Благодарственная молитва. В 2-4 стт. псалмопевец благодарит Бога за милость и перечисляет Его дела, в которых Он явил Свое полное прощение согрешившему и покаявшемуся народу. Какая история стоит за этим? В наказание за отступничество Вавилон победил Иудею и отвел евреев на равнины чужой им земли, и те провели «на реках Вавилонских» около 70 лет. Это было в 6 в. до Р.Х. В плену Израиль покаялся, возненавидел былое нечестие и возлюбил закон: для него Бог, Иерусалим и Храм снова стали святынями, он мечтал только об одном - припасть к камням разрушенного Храма. Бог принял это покаяние и положил на сердце великому царю Киру отпустить евреев, и царь издал соответствующий указ, вернул сокровища Храма, потому что чтил Единого Истинного Бога. Были собраны большие средства на дорогу и восстановление Святилища. В Святую Землю захотели вернуться далеко не все – только те, для кого Господь оставался Живым Богом и высшей Ценностью (42 тыс.). Они оставили привычную, налаженную и для многих весьма безбедную жизнь и отправились через пустыни, опасности и лишения в родной, но разоренный край. Их вели: первосвященник Иисус, князь Зоровавель и 12 старейшин. Они много претерпели от соседних народов, но восстановили Храм и Иерусалим, - потому что Бог снова благоволил к ним.

Псалмопевец благодарит Избавителя, радостно перечисляя дела Божественной милости: ст. 2-4. Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. Перевод: Ты оказал благоволение, Господи, земле Твоей, вернул из полена сынов Иакова. Простил беззакония народа Твоего, изгладил грехи его; умерил гнев Твой, укротил гневную ярость Твою. «Благоволил еси». Благоволение Твое – Твоя благая воля - стоит в начале бытия мира и радостных дней Божия народа. 1. Историческое толкование. Бог Своим благоволением вернул Иакова в Обетованную землю: «Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль». «Земля Твоя» - Обетованная земля; Бог вернул земле ее народ. Или: «Земля Твоя» = «плен Иаковль» = «людие Твои». Псалмопевец кротко называет землей себя и народ, претерпевший наказание Божие. Когда народ впал в нечестие, отверг Небо, то стал землей, но теперь вновь стяжал Божие благоволение. Поэтому «земля наша даст плод свой» (13 ст.) - плод веры и благочестия. Она примет слово Божие.

2. Мессианское толкование. Зигабен, начиная с первых слов псалма, толкует его образы в духе мессианского пророчества: Пророк видит дело Спасения как совершившееся, поэтому избирает формы прошедшего времени: «По пророческому закону, будущее представляет уже как совершившеесяПод Иаковом… разумеет народ христианский» (ЕЗ). Свт. Афанасий, как и блж. Феодорит, видит здесь двойное пророчество: «и о возвращении сынов Израилевых из Вавилона, и о спасении вселенной» Господом (АВ). Как был возвращен из плена Иудейский народ, так и человечество, принявшее Христа, будет выведено из плена греха, диавола и смерти. Свт. Афанасий вспоминает проповедь Господа в синагоге Назарета, когда Иисус обещал иудеям «что искупит многих от постигшего их духовного плена» (АВ). «Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4, 17-21). Обетованная земляобраз Небесного Царства, обещанного смиренным, чистым и праведным. Бог благоволит к чистому верующему сердцу, и оно становится доброй землей для семени слова (АВ). «Умственными очами» (ЕЗ) пророк видит благоволение Божие и Его примирение с человеком, землей. Образ земли - символ творения Божия: она была проклята за грех Адама («проклята земля в делех твоих» (Быт.3:19)). Но Христос уничтожит клятву и вернет «плен Иакова»: возвратит человеческой личности достоинство и свободу. Плен Иаков – это также томившиеся в аду ветхозаветные праведники – «люди Твои», которых Христос выведет в Великую Субботу.

Бог простил иудеев Вавилонского плена - Христос смоет Крещением беззакония людей Своих и покроет в Таинстве Покаяния грехи их: «Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их». «Люди Твои» - уповающие, возлюбившие Бога и волю Его: иудеи плена, восстанавливающие Храм, и христиане, созидающие в себе храм внутренний. Свт. Афанасий причисляет к людям Божиим обратившихся ко Христу язычников. Не зная Спасителя, они были в плену нечестия, но покаянием, верой и Крещением Ты спас их, освободил: «Оставил ecu беззакония людей Твоих, т. е. чрез веру соделавшихся Твоими людьми. Разумеет же обратившихся из язычников, по сказанному пророком Захарией: в той день прибегнут ко Господу языцы мнози, и будут Ему в люди (Зах. 2, 11)» (АВ) «Этот народ в другом месте в Пс.31-м назвал блаженным, говоря: «блажени ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси»» (ЕЗ). На Кресте будет уничтожен грех, и, следовательно, прекратится гнев Божий на него: «Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея». Время гнева – время плена кончится – Адам будет возведен на просторы рая, обретет свободу во Христе и блаженство. Благоволение Твое к людям Твоим вечно, а гнев - на время.

Итак, пророк в 2-4 стт. радуется о возвращении пленников Вавилона и о спасении верующего во Христа человечества.

Просительная молитва. Далее (5-8 стт.) псалмопевец с сердечной болью просит Бога о народе, на который обрушился Божественный гнев: Ты возвратил плен Вавилона – возврати и нас: ст. 5-9. Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. Перевод: Возврати нас в землю нашу, Боже, спаситель наш, и отврати ярость Твою от нас! Ужели вовеки гневаться будешь на нас? Или гнев Твой продлится из рода в род? Боже, Ты обратишь к нам взор и вернешь нам жизнь, и народ Твой возрадуется о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, спасение Твое даруй нам! О каком народе молится пророк? С каким народом он себя объединяет? 1. Прот. Григорий пытается решить проблему в чисто историческом ключе. Он полагает, что к Богу взывают те же бывшие пленники Вавилонские. Они получили свободу, но, вернувшись, они «в своем родном отечестве продолжали еще испытывать на себе остатки гнева Божия: помимо крайней скудости во всем, они весьма много бедствовали, частию от собственных внутренних нестроений, а главным образом от враждебных отношений к ним соседних языческих народов (1 Ездр. 4:1-24; Неем. 2:19; 4:1-23). На эти бедствия свои в опустошенном отечестве иудеи смотрели, как на доказательство того, что гнев Божий еще не совсем прошел. Вот почему псалмопевец и молится, чтобы милосердый Господь совсем оставил гнев Свой и даровал рабам своим совершенное спасение» (ГР). С идеей прот. Григория сложно согласиться. Первые стихи ясно говорят: псалмопевец считает тот гнев совершенно исчерпанным, а грехи покрытыми без остатка. Пророк не объединяет себя с иудеями плена, но отделяет себя от них самих и их благополучия. О них (или, при мессианском прочтении, об освобожденных Христом) псалмопевец говорил отстраненно – «они» (2-4 стт.): возвращенный Иаков стяжал отечество земное, припавшие ко Христу язычники обретут Небесное, те и другие – свободу и прощение. А этот страдающий народ ощущает себя плену и принимает наказания: Бог не с ним, поэтому и народ не на родине у себя. Но именно с этим народом псалмопевец разделяет скорбь, наказание и веру («Боже спасений наших»). С ним он объединяет себя, от его имени молится, говорит «мы»: «нас», «ны», «нам» и т.д. Заметим частоту употребления подобных местоимений. История освобождения из Вавилонского плена осталась в 2-4 стт. Далее это событие присутствует только как метафора Божественной милости и прощения: Ты простил их – прости и нас.

2. Зигабен полагает, что здесь иудеи молят Отца о вочеловечении Сына. Пророк говорит от лица тех из них, кто осознал плен и горечь первородного греха и видит себя погибающим. Да, народ Иудеи освободился от плена Вавилонского, но продолжает страдать от тирании диавола, греха и смерти. Благочестивому и праведному этот плен невыносим, такие и молят Отца об Освободителе: «Это и следующее нужно разуметь о Христе. Пророк от лица верующего народа молит Бога Отца, чтобы явился Христос, ибо Его называет милостью Божиею и спасением Божиим. По милосердию Своему Он вочеловечился, чтобы спасти нас, потому что Он милостив и Спаситель. «Милость Твою и спасение Твое», потому что милость у Тебя и спасение у Отца Твоего. Ты дашь нам просимое, так что мы некогда с пророком будем петь: «отроча родися нам, и сын дадеся нам» (Ис.9:6) (ЕЗ). Спаситель придет в ответ на сердечное сокрушение и мольбу благочестивого народа. Этот народ пока лишен Божественного благоволения: он страдает, но верует в Истинного Бога, уповает на Его помощь и Его милость.

3. По мысли свт. Афанасия, пророк говорит сейчас от лица покаявшихся иудеев, которые когда-то не узнали в Иисуса Мессию, но теперь верой и любовью обратились к Нему: «Возврати нас, Боже спасений наших. Начинает воссылать молитву от лица народа иудейского, который просит и его сподобить Благодати» (АВ). Уведенным в Вавилон Ты все простил совершенно, покрыл их грехи, возвратил плен – возврати и нас, верующих в Тебя как в Спасителя нашего. Неужели навсегда Ты прогневался на нас? Звучит голос народа, который считает себя Божиим народом («Боже спасений наших», «людие Твои»), который сейчас находится в плену обстоятельств, скорбей, врагов, заблуждений (отсюда: «возврати»), а плен тот стал следствием былого неверия народа и гнева Божия. Поэтому народ молит и вопрошает в скорби: «Отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род?». Мы в лице отцов наших предали Пришедшего Спасителя, да и сами не верили в Него и ненавидели Его, разделяя грех отцов. Мы оставили себя без Сына и, следовательно, без Отца. Отсюда – «ярость Твоя»: все зло мира и невидимых сил обрушилось на оставивших Тебя. Мы вернулись к Тебе - обратись к нам: «Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о тебе». Ты Жизнь, поэтому «оживиши ны», Ты Радость, поэтому дашь ее людям Твоим. Мы станем мертвыми для зла и живыми для блага (ЕЗ). «Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое дождь нам». Покаявшиеся иудеи новозаветного времени (от апостольских – до антихриста) просят милости у Воплощенной Любви и спасения у Спасителя. Такая молитва не может остаться без ответа: народ примет мир от Бога и познает Славу сошедшего с Небес Слова.

Пророчество (9-14 стт.). Пророк готовится принять пророчество (9 ст.), принимает его (диапсалма) и пересказывает то откровение о Христе, которое только что услышал от Духа Святого (10 - 14 стт.). Ст. 9. Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему. Перевод: Услышу сердцем моим, что скажет Господь Бог: как возвестит Он мир народу Своему, праведникам Своим и обратившим сердца к Нему. «Услышу, что речет о мне Господь Бог». «Чувствуя Божественное вдохновение, пророк приготовляет себя к слушанию. «О мне» или «во мне», говорит, показывая, что не вовне будет говорить, но внутри, в уши души» (ЕЗ). Пророк получает только ему понятное внутреннее извещение, некое предчувствие: сейчас в нем и о нем (следовательно, и о народе, от лица которого он молился в 5-8 стт.) будет говорить Господь.

Здесь должна быть диапсалма: знак молчания о состоявшемся Божественном посещении: ««Услышу, что речет о мне Господь Бог». И Пророк, кончив молитву, в безмолвии ожидает ответа этого от Духа» (АВ). И тут же говорит о мире, который только что принял от подавшего этот мир Господа, ибо Он «речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему». То есть посещение состоялось: первым Божественным ответом на упование скорбящего народа был мир. Или то благословение миром пророк только надеялся услышать: услышу, что скажет Бог и как возвестит нам мир. Тогда диапсалма предваряет пророчества 10 ст.

План истории. Бог благословляет миром иудеев, трудящихся над восстановлением Второго Храма. Они названы преподобными не по причине безгрешной жизни, а в силу святости предназначения: они святы, отделены от мира, «как люди, посвященные на служение Богу. Это посвящение совершилось при Синае, когда Господь Бог избранный народ Свой - евреев - назвал "царством священников и народом Святым" (Исх. 19, 5-6)» (ГР). Возводя стены Иерусалима, евреи восстанавливали иудейский мир и заповеданное Богослужение, при этом они очень нуждались в мирных днях, потому что страдали от бесконечных нападений соседей. И такой мир обещает им Господь через пророка-псалмопевца: миром же «у евреев означалось всякое благополучие, счастливый успех во всех делах» (ГР). Псалмопевец был, по мысли прот. Григория и А. П. Лопухина, современником пророков Захарии и Аггея: «А пророк Захария, утешая евреев, терпевших крайнюю во всем нужду, по возвращении из плена в свое разоренное отечество, между прочим, говорил от лица Божия: до сего времени у вас не было успеха ни в чем и нигде вы не имели покоя, но не так будет после: Я пошлю вам мир и плодородие земли, как доселе вы были под гневом, так тогда будете под Моим благоволением (Зах. 8:10-15). Эти-то утешительные обетования и разумеет псалмопевец, говоря здесь, что Бог изрекает мир на люди Своя и на преподобныя Своя» (ГР).

Мессианский план. Податель мира - Мессия. Над историей (обещанием благоденствия строителям Иерусалима) возвышается пророчество о мире, который принесет Богомладенец: тогда будет «на земли мир и в человецех благоволение». «Так пророк Аггей, ободряя евреев, которые помнили великолепие храма Соломонова и скорбели о сравнительной бедности второго Храма, построенного ими по возвращении из плена, говорит между прочим, что, несмотря на видимую бедность, Храм сей славою своей превзойдет славу храма Соломонова, потому что в нем именно будет дан мир каждому, намекая на явление в этом храме Самого Мессии, подателя мира (Агг. 2:7, 9)» (ГР). Это тот спасительный мир, которым живет Церковь Христова, или тот, который наступит за пределами видимого бытия. И в Церкви воинствующей, странствующей и в Церкви торжествующей Бог подает мир людям Своим. Этим миром Своим Он их приветствует, благословляет, утешает и спасает. Кто эти «люди Своя»? Это христиане: «преподобныя Своя» - ближайшие, «посвященными Ему» (ЕЗ), уже стяжавшие дух мирен, а также «обращающия сердца к Нему» - они еще не достигли преподобия, но утвердились в его началах: сердечной любовью и упованием они устремлены вслед Божественной воле. Они неуклонно идут к тем вершинам, которые для ветхозаветного человека неразличимы. Церковнославянский текст (перевод с греческого) словами «обращающия сердца к Нему» указывает христианам путь и цель, а еврейский текст «да не впадут они снова в безрассудство» пытается удержать иудеев от их греха против Спасителя. Еврейский текст содержит «предостережение евреям, получившим обетование мира, чтобы они "не впали снова в безразсудство", как это случалось прежде, и чрез то не лишились изреченного обетования» (ГР). Святой Дух подает истину как бы в двух вариантах: один полезен для христиан, другой - для евреев.

Ст. 10. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Перевод: Воистину близится спасение к боящимся Бога, вселится слава в землю нашу! Господь говорит далее о спасении: но не о том непрочном, которое от людей или собственных усилий, а которое от Бога – о «спасении Его»: «Обаче близ боящихся Его спасение Его». «Обаче» - однако, впрочем, только, подлинно (СС). Люди должны знать о своем спасении, что оно не безусловно, как и обещанный мир. «…Все это дано народу иудейскому под условием, если нуждающиеся в помощи Божией искренно веруют в Него и имеют страх Божий и надлежащее благоговение к Нему» (ГР). Спасение Божие далеко от гордых, лукавых и безбожных, но «близ боящихся Его», т.е. имеющих святую благоговейную любовь, которая боится огорчить Отца, удаляется от лукавства, страшится принять даже малый грех и грязь. Боящиеся Бога – это благоговейные люди, искренне ищущие спасения. Боящимися Бога иудеи называли также тех, кто пришел к Единому из языческого мира: они чтили закон Моисея и допускались в особый двор Храма для поклонения и молитвы. Во времена Благодати ищущие Бога язычники, просвещенные Апостолами, обратятся ко Христу. И Спаситель будет близ обращенных.

Христос – Спасение Израиля: Он не отойдет, и всегда будет близ благоговейного христианина: «Бог готов быть близ всех, если только возлюбят страх Божий» (АВ). Только («обаче» - ограничительная частица) близ боящихся Бога спасение Его: чтобы приблизиться к спасению надо стяжать святой страх Божий. Он – начало Премудрости и страж нашего спасения. Или: во времена Благодати только чистый, благоговейный узнает Спасителя и увидит в нем Бога, только страх Божий попалит страсти и победит страх человеческий пред людьми и смертью. Если избрать для «обаче» значение «подлинно, истинно», то смысловые акценты несколько сместятся: текст говорит не столько о значимости страха Божия, сколько о близости времени спасения. Это мы видим в русском переводе: «Воистину близится спасение к боящимся Бога, вселится слава в землю нашу!» По мысли Зигабена, ««обаче» (однако) здесь излишне, или же стоит вместо «вполне»» (ЕЗ).

Спаситель придет, чтобы «вселити славу в землю нашу»: чтобы Божественная Слава поселилась на нашей земле – земле Иудеи и земле этого мира. Исторический смысл: Бог будет с верным Израилем, народом Своим, и слава Его (мир, благословение, помощь) поселится вновь на Святой Земле.

Мессианские смыслы. 1. Бог прикровенно обещает приход в мир Спасителя: «Вселиши славу в землю нашу. Этим означает домостроительство Единородного во плоти. Ибо Он был нам от Бога Отца правда, и мир, и милость, и истина (1 Кор. 1, 30). Он, помиловав нас, научил истине, соделал праведными, умиротворив всяческая в Себе, аще земная, аще ли небесная (Колос. 1, 20)» (АВ). Бог Слово, Спаситель, воплотившись, поселит на земле («в землю нашу») Небесную славу – Благодать и мир: «Близко Христос, чтобы поселить в земле Иерусалимской славу, милость и честь, или потому что Он Сам был славою, «бывши плотию и вселившись среди нас» (Иоан. 1, 14), или потому что после воплощения Спасителя и доселе земля оная славна и для всех вожделенна» (ЕЗ). Христос низведет к людям Небо (славу) уже тем, что будет ходить по нашей земле.

2. После вознесения на Крест и на Небо Христос пошлет на Церковь Свою Дух Святой, и та примет Благодать - Славу Божию.

3. Христос придет для спасения, а спасение – это обожение, которое являет Благодать - Славу Божию. Поэтому спасти – это значит: вселити славу в землю нашу. Возлюбившие Бога будут пребывать в славе Царства – новой земле нашей: «С возлюбившими же его будет то, что вселятся в славе» (АВ).

4. Возможно, существует также более узкая цель – вселить славу в землю Иудеи. Ей могут послужить благоговейные евреи последних времен, если примут спасительный страх Божий, оставят неверие и обратятся к Спасителю. В 20 в. к ним вернулась земля, не для того ли, чтобы они прославили на ней Пришедшего к ним и Неузнанного прежде? Возможно, здесь прикровенно выражена мысль о грядущем покаянии евреев.

Христос – Бог Славы – сойдет на землю. В чем явит себя эта Слава – Слава Бога и Человека? Ст. 11-13. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче. Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Перевод: Милость и истина встретились,правда и мир облобызались; истина от земли воссияла, а правда с Небес приклонилась; ибо Господь дарует нам благо, и земля наша принесет плод свой. Явление будущей Благодати показано как состоявшаяся реальность, поэтому избраны формы аориста: «Здесь глаголы: сретостеся, облобызастася, возсия, приниче, выраженные по-славянски в форме прошедшего времени, для лучшего уразумения смысла всей речи нужно читать в будущей форме: сретятся, ..приникнет и проч., как они и выражены в переводе с еврейского, и согласно с глаголами-сказуемыми последующих стихов: даст.., предыдет» (ГР).

Слава Мессии, о которой до сих пор пророк говорил прикровенно, теперь проповедуется ясно: «Милость и истина сретостеся». Бог есть Любовь и Истина: их нельзя разорвать и даже установить между ними иерархию. Милость и истина «сретостеся», то есть «составили одно, т. е. соединились в одном лице» (ЕЗ) – в Лице Бога и Человека Христа. В Нем открылись Божественная Милость, всесильная и чудотворная, которая прощает человеческий грех и устраивает всем спасение, и милость Человека, которая возвела Спасителя на Крест. Христос сказал: «Аз есмь истина» (Ин.14,6). И пророк «ясно проповедует (*эту) Истину, воссиявшую миру от Богородицы и Приснодевы. Ибо Христос есть Истина, хотя и родился от Жены» (АВ). Глубины всеведения и вершины Истины были явлены в слове Учителя: Божественное - в человеческом. Или «в этих стихах исчисляются те добродетели, которые явились во Христе, именно, что в Нем сошлись милость и истина. Милость Христос показал в исцелении больных, а истину в учении и проповеди» (ЕЗ). У людей часто милость не служит истине, а ум исследователя «истины» нередко горд и лукаво оправдывает свое жестокосердие к людям, но во Христе Истина не противостоит Любви, но спаяна с ней неразрывно. Во Христе нет конфликта между умом и сердцем. И святой познает Истину = Христа и всякого человека любовью своей, и просвещается он от Бога в ответ на милость сердца. Дух человека может утешить только истина, а безумие наказывает человека. Прикоснувшись к жизни святого, милующего сердца, хочется воскликнуть: вот в этой жизни и есть истина.

«Правда и мир облобызастася». Люди ради торжества своей частной, эгоистичной и лукавой «правды» постоянно воевали и воюют. Их «правда» противостоит Божественному миру и тихой кроткой жизни. И, наоборот, их равнодушие, «кротость» к неправдам мира восстает на Правду Божию, которая требует жертвенности и терпения.

Но во Христе правда и мир радостно встретились и приветствовали друг друга: «Но в Нем же сошлись правда и мир, ибо это значит: «облобызастася». Правда же Христова открылась в правом суде, когда Он лукавых обличал и добрым выражал похвалу, а мир – в кротости» (ЕЗ). Иисус имел нерушимый и святой мир с Отцом и волей Божественного Слова, так как ничем не согрешил против правды, но говорил ее, сотворил ее и пострадал за нее. До явления Христа была непреодолимая пропасть между неправдой постоянно согрешающего человека и абсолютной праведностью Бога, из-за этой пропасти не могло быть мира грешника с Богом. Но пришла Истина и была вознесена неправедными и мятежными на Крест: Она искупила наши неправды и показала правый путь. «Тогда и правда Божия, т.е. оправдание верующих, сошло на землю, а вместе с сим оправданием совершилось примирение грешного рода человеческого с оскорбленным и прогневанным правосудием Божественным, на земле явился мир, на грешных человеков снизошло благоволение Божие (Лк. 2:14)» (ГР). Истина выслушала убогую правду человека, отверзла дверь покаяния и подала силы поступать праведно. Человек примирился с Богом: он обратил сердце к Господу или даже достиг преподобия (9 ст.).

Или: Истина – Сам Христос, правда и мир – Божественные дары человечеству, которые станут постоянными свойствами духа святых, а также плоды Крестаоправдание и примирение. Христианин понимает: имеет мир с Богом и блажен тот, кто смиряется пред Богом, плачет, алчет и терпит – за Христа и правду Его. Ради этого мира он готов оставить славу мира сего и богатство, терпеть изгнания и скорби, плакать о грехах. Бог желает, чтобы правда и мир встретились и облобызались радостно в человеке. Но прежде правда и мир встретились и облобызались во Христе.

«Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче». Здесь таинственно говорится о двух естествах Спасителя: Он – Истина и Правда – воссиял от земли, как Человек, но пришел с Небес, как Бог. Истина – Божественное свойство, и она воссияла явно для всех на земле, когда Господь воплотился, творил дела Божии, осветил мир Любовью Креста и воскрес. Правда Его абсолютна, она имеет Небо Своим Источником: «Подобно сему сказанное Деве: Дух Святый найдет на тя (Лк. 1, 35) и пр.» (АВ). Пророк таинственно говорит о Боговоплощении: «Бог Истина - Слово, воплотившееся от Девы, будучи Светом от Света, - от земли возсия, т.е. на земле, говорит пророк, явится свет трисиянного Божества, возникнет истина и правда Божия, которая, в лице обетованного Мессии Спасителя, покроет все грехи людские; с небесе приниче, говорит далее пророк, т.е. эта правда не от земли, Она имеет жительство на небесах и потому приникнет на землю с небес» (ГР).

Бог пошлет спасение и Спасителя, а земля (человечество) их примет, о принятии будет свидетельствовать добрый плод благочестия: «Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой». «Отец даст людям Сына своего, Который есть благость. «Никтоже благ», говорит Он, «токмо един Бог». И Симмах перевел: «Ибо Господь даст «благаго»». «Земля» же «даст плод свой», означает апостолов и других верующих, происходивших из Иудеи» (ЕЗ). Благость Сына оденет Церковь Благодатью Духа Святого, и она произведет чистый цвет и добрый плод святости.

Ст. 14. Правда пред Ним предыдет, и положит в путь стопы своя. Перевод: Правда пред Ним шествовать будет, направит в путь стопы свои. Господу, Подателю Благодати, «предыдет» правда. Его правда явится раньше Его Самого. Многие чистые и жертвенные люди, жившие до Христа, познавали Его правду в слове своей совести, потому что были просвещены Божеством Слова. Правда, как праведный Предтеча, шествует впереди Спасителя (впереди – по времени явления) - в самоотверженности Маккавеев, в правде пророков, в Псалмах Давида. «Он будет всюду водворять правду. По мнению толковника Евфимия Зигабена, правдою псалмопевец называет здесь Предтечу Господня Иоанна, как соблюдшего всю законную правду и как праведно жительствовавшего. О нем сказано и то, что он приготовит путь пред лицем Грядущего Мессии (Мал. 3:1). А по сказанию евангелиста, он был "глас вопиющаго в пустыне: приготовые путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (Мк. 1:2-3)» (ГР). Правда пойдет впереди Христа и не остановится в шествии.

Божество Слова предварит грядущего в мир Иисуса: «правда Христа, или Его Божество, предшествует нам, т. е. прежде принятая плоти, как некий наилучший вождь. И поставил на путь стопы своя, по написанному: «предзрех Господа предо мною выну» (Пс.15:8)» (ЕЗ). Иисус явил нам и правду, и путь ее: «А когда Он, Спаситель наш, придет, говорит псалмопевец, то Сам положит в путь стопы своя, т.е. те стези правды, по которым поступал и действовал Сам, положит, или сделает, нашею дорогою. Он есть путь (Ин. 14:6), и как Сам шел путем правды, того же потребует и от людей (Ин. 13:15)» (ГР). Стопы правды остановить невозможно: она будет всегда в пути – на Небо. Правда приведет Богочеловека к Отцу, и Его святой последователь пойдет по Его стопам - стопам правды: «Этот путь есть путь правды и мира, и для всех, с верою в Бога идущих по сему пути, помощь Божия близка во всякое время: близ боящихся Его спасение Его, говорит псалмопевец» (ГР).

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt84.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Лопухин – А. П. Лопухин.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).