8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 86

Сыном Кореовым, псалом песни. Перевод: Сынов Кореевых, псалом, песнь. Сыны Кореевы, по мнению одних толкователей, - составители 86 Пс., по мнению других – его исполнители. По мысли Зигабена, надписание «псалом песни» указывает на то, что пению псалма предшествовала игра на музыкальных инструментах.

Псалом воспевает град Божий Иерусалим и сердце града – храм Сионский, обещает рождение Спасителя («в Церкви воссияет Единородный по домостроительству воплощения» (АВ)) и призвание язычников (АВ, Феодорит, Зигабен). Псалом возвещает странное: Сион (образ Церкви Христовой) станет матерью всех народов. И за все это псалом хвалит, благодарит Бога. Он жив пророческими смыслами и устремлен к новозаветной Благодати. Псалом хвалебный и мессианский. Хотя исторические ссылки присутствуют, текст не содержит ни намеков, ни прямых указаний на обстоятельства его написания.

Из всех селений земли Бог избрал и благословил селения Иакова – землю Обетованную, а из всех селений Иакова Бог возвысил Иерусалим, а в Иерусалиме – Сионский Храм, который назван в псалме вратами Сиона. Они вводят входящих ими в благочестивую жизнь. Над буквальным смыслом возвышается пророчество о Церкви Христовой, радости Великой Субботы и Сионе Небесном. Основания грядущего спасения - на горах святых: Ст. 2-3. Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Перевод: Основания града на горах святых; любит Господь врата Сиона более всех селений Иаковлевых. Славное было сказано о тебе, град Божий! «Основания его на горах святых». Образ многозначен. «Основания» - это 1) фундамент, основа чего-то (града); 2) то, что было основано (Богом), поэтому в некоторых комментариях читаем: «основания Его».

1. «Основания его» (града, народа, Церкви). 1. 1. «Основания его» - основания града Божия, ибо к нему обращает пророк свое слово: «Преславная глаголашася о тебе, граде Божий». Основания земного Иерусалима – на горах его: город основан Богом на невысоких холмах, среди которых самые значимые – горы Сионские и Мориа. Город, который избрала Божественная любовь, – это, прежде всего, святой народ, в нем проживающий, ибо не стены любит Бог. Поэтому: «Основания его» - «народа, призванного чрез веру» (АВ). Твердыня и основание жизни иудейского народа – Господь и Храм - место Его таинственного пребывания. Это место – на Сионе = «на горах святых». Святые горы = «основание его» (града, Храма, народа, Церкви). Входящие во дворы Сионского Храма иудеи составляют Церковь ветхозаветную.

1. 2. Пророк таинственно говорит о Христовой Церкви. «Основания его» - основания града-Церкви. На каких основаниях зиждется Церковь? Каков смысл образа: «на горах святых»? 1. 2. 1. Церковь странствующая и Церковь торжествующая имеют своим основанием спасительное дело Иисуса Христа. Оно совершалось на горе Сион (в Храме и Горнице Сионской), на Голгофе и на горе Елеонской.

1. 2. 2. Те основания, на которых стоит град-Церковь, и те святые горы - это святые люди: апостолы, пророки, преподобные, святители. «На сих святых горах Владыка Христос водрузил основания благочестия» (ФК). «Разумеют же, что народ из язычников (*вошедший в Христову Церковь) основан на основании Апостолов и Пророков» (АВ). Это бесспорное, на первый взгляд, толкование требует уточнения. Никакой святой «не может быть признаваем первоначальным и незыблемым основанием Церкви, хотя, впрочем, он и может, и должен быть признаваем вторичным основанием, на Христе утвержденном и во Христе только непоколебимом, но в этом положении уже не один, а со всеми апостолами и пророками: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:20). Потому и Петр положен в основание Церкви не прежде, как он положил в ее основание Христа. Прежде Петр сказал Господу: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Потом уже Господь сказал Петру: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». «Ты — Христос, Сын Бога Живаго», — сказал Петр, — и открылось основание Церкви Христианской» (свт. Филарет Московский, ТЛ). И «не на Петре, человеке, каков ты, но на Камне, который ты исповедал, «на Мне Самом, как Сыне Бога Живаго» (толкование блаж. Августина), на той истине, которую ты выразил, Я СОЗДАМ ЦЕРКОВЬ МОЮ, общество всех верующих в Меня… Я Сам буду той скалой несокрушимой (Деян. 4:11), на которой первым камнем возляжешь ты, а с тобою и все вы, Мои апостолы, — Я буду тем краеугольным Камнем, «на котором соединятся, как две стены, два народа, приходящие — один от обрезания (верующие иудеи), другой — от необрезания (верующие язычники), соединятся в одной вере, в одной надежде, в одной любви» (блаж. Августин)» (ТЛ). Истины Церкви имеют своим основанием истину Боговоплощения: «В самом деле, разве уже из слов Самого Иисуса Христа не видна эта нерасторжимая связь между истиной Церкви и Истиной Его Богосыновства? Симон Пётр сказал: «Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). Тогда Иисус сказал ему: «И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сём камне (т.е. на истине Боговоплощения, которое исповедовал Пётр) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)» (сщмч. Иларион). Никакое зло, даже его начало (врата), не победит в Церкви Христовой, ибо «любит Господь врата Сионя». Человек побеждает только в Церкви и с Церковью. Чем крепче он врос в Церковь, тем более недоступен для адских врат: «Не сказал Он Петру, следовательно, не сказал и никакому преемнику Петра: «врата ада не одолеют» тебя. Но сказал о Своей Церкви: И ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЕЕ, хотя бы многократно одолели того или другого человека» (митр. Филарет Московский)» (ТЛ). Христос положил в основание Церкви и спасения нашего Самого Себя – Бога и Человека: «Заметьте, — говорит наш святитель Филарет Московский, — апостол (*Павел) не только признает Иисуса Христа первоначальным и незыблемым основанием Церкви, но и отрицает возможность другого подобного основания; и так как он пишет свое послание, между прочим, против тех, которые говорили: «я Кифин» (1 Кор. 1:12)» (ТЛ).

1. 2. 3. Итак, тот краеугольный Камень, положивший Себя в основание Церкви (Мф. 21:42; Мк. 12:10; Лк. 20:17), та величайшая Гора есть Христос. Где же она, та Святая Гора? Она на Небе и на земле («Дана Мне всякая власть на Небе и на земле» (Мф.28,18)), но основанием своим имеет Небеса: «Основания земные, — говорит блаженный Августин, — всегда роются в земле, потому что здание, которое они должны поддерживать, находится также на земле. Что касается того Иерусалима, к которому мы идем, то он строится на Небе, вот почему Христос, Сам будучи основанием Небесного Иерусалима, предварил нас вознесением на Небо. Он есть вместе наше основание и Глава Церкви. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11)» (ТЛ). Те горы, на которых основана Церковь, имею своим основанием, своей твердью Небеса – Царство Бога и Самого Бога.

2. «Основания Его» (Единого, Христа) - то, что основано Господом: Храм, Церковь, Учение. ««Основания Его» = Его нужно относить к Богу = Его (Божие) основание» (ИО). У Зигабена: «Кого это «Его»? По словам Евсевия, Христа» (ЕЗ). Основания принадлежат Тому, Кто основал, и мы читаем далее: «Той основа и Вышний» (5 ст.). Тот, Всевышний, основал град-Церковь. Христос основал Единую, Святую, Соборную, Апостольскую Церковь, а Сионобраз Ее и Небесного Иерусалима. На чем утвердил Спаситель Церковь Свою = основание Свое? На Себе – Боге и Человеке, Горе Святейшей, а также на слове Своем - на возвышенном Учении: заповедях, догматах, истинах Нового Завета и Христовой Церкви. «Основания Христовы суть истины учения о Нем; так они суть основания и корень веры во Христа» (ЕЗ). Христос послал в мир Апостолов, чтобы те словом и жизнью свидетельствовали об Истине и приводили людей к Учителю и Спасителю. На них возложена миссия – свидетельствовать о Христе и Царстве Его, нести Благую Весть; в них с особой силой действует Дух Святой. Апостолы утверждены Христом, поэтому тоже могут (вместе с Церковью и Учением) быть названы «основаниями Его» - и основаниями Церкви: Апостолы названы «основаниями потому, что из Апостолов составились начала и первые здания Церкви Христовой, а Христовыми (* «основания Его», Христа) потому, что Апостолы положены Христом в основание Церкви» (ЕЗ), - основания в основание. Каждый святой есть тот град, который не может укрыться на вершине горы. Скорее, он и есть та святая гора: она не может укрыться от мира, так как держит на себе, возносит над собой град Истины и Правды Христовой – «основания Его». «Сии-то основания положены, по словам Феодорита и Кирилла, на Апостолах, коих назвал здесь святыми горами, горами потому, что Апостолы были тверды в вере, возвышались над всяким земным и низким мудрованием и склонностью и приосенялись многочисленными добродетелями, подобно тому как и горы тверды, высоки и осеняются частыми деревьями» (ЕЗ). Великих святых называют столпами Церкви, а стоят эти столпы на краеугольном Камне - на Иисусе Христе, Который – по Благодати - и делает их таковыми. Если горами названы пророки, то на вершинах этих Бог утвердил несколько иные основания – «пророческие предсказания о Христе» (ЕЗ), которые были положены в начало веры нашей. И эти горы святы, так как в них действовал Дух Святой.

«Любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих». 1. Ветхозаветное прочтение. Божия любовь избрала из всех народов Святой Израиль, а в земле его – Иерусалим и храм Сионский. Любить врата – любить входить в них, т.е. посещать: Бог любит посещать милостью, знамениями, помощью, пророчествами град Свой и жителей его. Или тут синекдоха: если Господь любит врата Сиона (часть), то тем более – сам Сион (общее). «Врата Сионя - это весь город Иерусалим (Пс.9:15), и селения Иаковля - прочие города Палестины, населенные потомками патриарха Иакова» (ГР, то же у ИО).

2. Пророчество о Церкви Христовой. Свт. Афанасий: «врата Сионя» - учение Христовой Церкви, а селения Иакова - подзаконное служение: «Поэтому говорит, что евангельское житие приятнее Богу служения подзаконного» (АВ). Любит = защищает, поэтому враги не войдут во врата Града = врата Церкви: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18). В Церкви – врата, ведущие в Небо, «в горний Сион. Сии-то врата, т. е. поместные церкви, Господь любит и предпочитает всем городам израильского народа» (ЕЗ). Вратами в Небесный Сион для нас является та церковь, в которую мы ходим на службы. А Сионом назван Небесный Иерусалим: «А какой это Сион, истолковал божественный Павел: «приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов и Церкви первородных на небесех написанных» (Евр.12:22)… Из сего научаемся, что есть некий небесный град, именуемый Иерусалимом, не имеющий ни столпов, ни оград, не сияющий блеском камней, но славящийся ликами Святых и украшаемый ангельским житием. И не погрешит, кто вратами сего града назовет сущие на земли Церкви; потому что ими можно войти в град. В них наставляемые и упражняемые научаемся жительству оного града. О сих-то вратах изрекло пророческое слово, что они возлюблены Богом всяческих и предпочтены селениям иудейским» (ФК).

«Преславная глаголашася о тебе, граде Божий». Кто говорил это преславное? Новозаветные смыслы. Дух Святой говорил пророку нечто преславное о граде Божием. 1. «Град Божий»Иерусалим. Пророк услышал в сердце голос Святого Духа: «Бог явится в Иерусалиме и будет обращаться с людьми», и град тот - Божий, потому что «был предназначен Христу для страданий Его в нем, и гроба, и воскресения Его» (ЕЗ).

2. «Град Божий» - это Церковь: «Град есть Церковь. Что же преславное изглаголано о ней кроме того, что в ней вселится Единородный?..» (АВ). Святой Дух открыл Давиду то чудное и славное, что будет происходить в Христовой Церкви: преображение и обожение через Таинства, дивную благость святых. Слава Церкви – Христос Победитель, красота Церкви – Крест Господень («Крест – красота Церкви» (Из службы на Воздвижение Креста)). Дух Святой возвестит пророкам и Апостолам о Небесном Иерусалиме.

3. «Град Божий» - Пречистая: «А по словам божест. Иоанна Дамаскина, под городом Божиим должно разуметь всякого прославления достойную Богородицу, о Которой преславное сказано то, что в Ней соединено девство с рождеством чрез соединение Бога с человеческою природою; Сущий от Нее происходит; Создатель созидается; и Ее девственные врата, как чистые, зиждительное Слово возлюбило: и вшедши в оные врата и изшедши (из оных) оставило их затворенными» (ЕЗ).

План истории. Возле врат Иерусалима, по обычаям востока, собирались старейшины, почетные и обычные граждане и судили о событиях, странах, городах: о своем городе славные жители его говорили славное. Еп. Ириней и прот. Григорий полагают, что «этот псалом написан при Езекии после поражения Сеннахерима» (ИО). Чудесное спасение города утвердило псалмопевца в мысли, что Иерусалим – град Божий, «горы, над которыми Он царит, суть святые горы, что этот Иерусалим Бог любит, как Свой город больше всех других городов Палестины (ст.2)» (ИО). Прот. Григорий напоминает о той славе, какую явит Бог в поражении Сеннахеримова войска под стенами Иерусалима. Она будет возвещена во всех народах и, конечно, в ближайших: «Эти-то народы и были, без сомнения, первые из тех "многих", которые тогда приносили в Иерусалим дары Господу и другие подарки Езекии, царю иудейскому (2 Парал. 32.23), и рассказывали потом другим о славе и богатстве Иерусалима. А это, в свою очередь, вероятно, и дало вдохновенному псалмопевцу повод назвать их в числе чад будущего благодатного Царства Мессии, о чем сказано в следующем стихе» (ГР).

Преславное говорили о Божием народе и Боге Его благоговейные иноплеменники, и теперь Сам Господь от Своего Лица помянет их. Его «псалмопевец в ст. 4-м вводит Говорящим» (ИО). Или, по мысли Лопухина, Иерусалим обещает помнить чтущих его: ст. 4-5. Помяну Раав и Вавилона ведущим мя: и се, иноплеменницы и Тир и людие ефиопстии, сии быша тамо. Мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и Той основа и Вышний. Перевод: Напомню о Египте и Вавилоне людям, знающим меня. Иноплеменники, жители Тира и народ Эфиопской посетили Сион. Матерью своей назовет Сион всяк человек, ибо Человек родился в нем, и основал его Всевышний. «Помяну Раав и Вавилона ведущим мя». Варианты прочтения: 1) помяну о Раав и Вавилоне знающим Меня: открою пророкам и апостолам Свою волю обратить к Себе языческий мир; 2) помяну эти народы «в числе знающих Меня» (ЕЗ). Господь обещает помянуть во благо, благословляя, даруя Благодать, языческие народы. Почему мы решили, что это поминание будет без гнева и принесет великую радость тем народам? Потому что они, приняв благословение и духовные дары, станут называть Сион Матерью: придя в Церковь Христову, они познают Ее мир и Милость Бога. Познают = сотворят сообразно с познанным.

Почему Бог поминает как знающих Его именно Раав и Вавилон? План истории. 1. Раав – жительница Иерихона – представляет народ хананейский. Или: «Раав есть Египет, так называемый вследствие своей упорной гордости (по евр. Rahab)» (ОИ). Вавилонобраз смешения добра и зла, образ мира, противостоящего Богу. Вавилон представляет народ халдейский. Раав и Вавилон (вместе с упомянутыми далее Тиром и Эфиопией) обозначают все языческие народы (не только хананейские и халдейские). Бог обещает, что помянет бывшие нечестивые языки не для наказания, а для спасения их. Он и прежде поминал их во благо. Об этом свидетельствует история Раав, язычницы времен Иисуса Навина, которая из восхищения пред Богом Израиля спасла еврейских разведчиков (соглядатаев). Она приняла спасительное внушение от Бога и говорила: когда мы услышали, «как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря», о победах над Сигоном и Огом, то «ослабело сердце наше, и ни к ком из нас не стало духа против вас, ибо Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Иис. 2, 10-11). Она хранила в сердце память о Боге, и Бог сохранил Раав и ее близких: она не погибла под развалинами Иерихона. Более того, она вышла замуж «за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида и Христа Спасителя (Мф 1:5). Вера Раав засвидетельствована два раза в Новом Завете, именно в соборном послании Иак 2:25 и в послании ап. Павла к Евр 11:31. "Раав блудница, пишет ап. Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?" И ап. Павел пишет: "Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными"» (Библейская Энциклопедия). Ее жизнь учит: вера должна являть себя в благих делах и быть их добрым основанием. Вавилон также узнает величие веры ветхозаветных праведников Сиона и пророков его. Если Раав – прошлое для Давида, то Вавилон – грядущее. На реках Вавилонских будет жить плененный народ, и Вавилоняне узнают его веру. Персидский царь Кир Великий своим указом освободит пленников Вавилонских, вернет им священные сосуды храма и отпустит восстанавливать Иерусалим. Но прежде его рождения пророк Исайя запишет имя Кира в пророчествах (Ис. 44,28) – так его помянет Бог.

2. Новозаветные смыслы. Когда придет время Благодати, Бог помянет халдейскую землю (Вавилон) и звездой приведет волхвов с дарами для поклонения Господу. А затем обратит взгляд на Раав = Египет и пошлет туда Святое Семейство, сберегая Младенца Христа от гнева Ирода. В числе других Господь исцелит дочь хананеянки и похвалит женщину за веру и кротость (Мф. 15:21-28). Образы - Раав и Вавилон – служат той же истине, что и ясное слово предыдущего псалма: «вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое: яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог Един» (Пс. 85, 9-10 стт.). «Помяну Раав и Вавилона ведущим мя» = «в числе знающих Меня» (ЕЗ), Христа. «Сии слова, по изъяснению божествен. Кирилла, сказаны от лица Христа Спасителя и содержат пророчество о том, что Церковь Его имеет составиться из многих народов, притом из самых нечестивых» (ЕЗ). Причем: «Знающими называет верующих» (там же). Господь помянет во Царствии Своем тех, кто сохранил, несмотря на прошлые грехи, чистоту и благородство сердца, кто готов узнать, подобно Апостолу Павлу, голос своего Бога и пойти за ним: «Добрую, говорит, сохраню память о тех, которые обращаются ко Мне, хотя прежде без меры предавались сластолюбию и служили идолам. Ибо это дает разуметь Псалмопевец, именуя Раав и Вавилон» (АВ).

Многие паломники из языческих стран знали Святой Сион: «И се, иноплеменницы и Тир и людие ефиопстии, сии быша тамо» - во дворе Храма, предназначенном для пришедших от язычников, согласно ветхозаветному прочтению. «Слова Феодорита: Именем беззаконнейших народов выразил и других. Ибо Раав была хананеянка и блудница, Вавилон был зверообразный и нечестивый; а иноплеменники, т. е. Филистимляне, суеверные и беззаконные. В рассуждении Тира Иезекииль оплакивает нечестие и сладострастие его. Народом Ефиопским в сих пророческих словах названы не только сами Ефиопляне», но и все «перешедшие в благочестие и отвергнувшие черноту нечестия» (в ЕЗ). Они были нечестивыми, но пришли в Иерусалим земной, по двор Храма, и стали «боящимися Бога», обрели Его покров.

Новозаветное прочтение. Они жили во мраке, но вошли в Церковь Христову и познали Бога. Тогда «все племена и народы обратятся к истинному Богу и сделаются чадами духовного Сиона (сии быша тамо, а по пер. с евр. - там родились), т.е. Святой Церкви Его» (ГР). Они будут помянуты Богом и приведены к Сыну. Эти языческие народы родятся Крещением и станут гражданами Церкви Христовой, чтобы войти через эти врата в Небесный Иерусалим. Возможно, пророк (или Бог его устами) утверждает, что видел их спасенными в Небесном Сионе: и эти были (будут) там!

Не о прозелитах Закона радуется пророк, а – преимущественно - о пришедших ко Христу. Это позволяет понять следующий стих, пунктуацию которого мы изменим на более привычную: «Мати Сион!» - речет человек. И человек родися в нем, и Той основа и Вышний». Пророк передает слово человеку из этого обращенного ко Христу и облеченного во Христа народа - для него уже не важны земные различия: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 27-28). И что скажет каждая возрожденная душа? «Maтu Сион!» - исповедует в радости человек (представитель множества обращенных народов). Почему он назвал Церковь-Сион матерью? 1. Потому что верит, что родился Крещением для вечной жизни. Так и говорит о себе, хотя и в 3 лице: «человек родися в нем», т.е. в Сионе = Церкви. Церковь дала ему подлинную жизнь, родила Его причастием Духа, простила и защитила – как мать. «По словам Афанасия, мать есть Церковь, с одной стороны, потому, что духовно рождает святым Крещением верующих, как мы сказали выше; с другой, поколику она питает рожденных христиан учением веры о Христе, причащением Божественных тайн, Тела и Крови Христовой. Или церковь называется матерью потому, что она вожделенна и возлюбленна для чад ее, ибо нет ничего вожделеннее матери» (ЕЗ). Крещением Бог вернул человеческой природе ее высокое достоинство. Возможно, язычник, обратившийся к Закону Моисея, мог назвать Сион матерью, но все же это была бы скорее метафора, чем исповедание нового рождения, поэтому здесь восклицает христианин.

2. Чтобы в Небесный Сион вошли народы, родился Спаситель. «Maтu Сион!» - речет человек из Египта, Тира или Эфиопии. – «Человек родися в нем», «то есть в Сионе, названном матерью» (АВ), родился Христос. «В сих словах содержится пророчество о рождении Христа, т. е. что в пределах (странах) чувственного Сиона истинно родился Человек Христос, который сохранил достоинство человечества» (ЕЗ). В народе Сиона «обитал во плоти Владыка Христос и освятил места его пребыванием Своим в нем; а в умственном Cиoнe, т. е. Церкви, невидимо обитает и ходит Христос, и в нем совершаются Божественные Таинства Христовы» (ЕЗ). И основал его и»), Сион, Тот Всевышний, Который родился, как Человек: «и Той основа и Вышний». Или проще, в ближайшем смысле: ««Сам Всевышний укрепил его», т. е. Иерусалим» (Лопухин). Творец вод, огня и земли сотворил гору Сион, Его Промысел позаботился о городе Иерусалиме и Храме Сионском. «Вышний основал Иерусалим, и поэтому не только на время, но навсегда он будет матерью городов» (ИО). На Сионе Бог воздвиг Храм - на краеугольном Камне, на Христе, будет стоять Церковь.

Господь не забудет никого, кто жил в Его Граде – Церкви: ст. 6. Господь повесть в писании людий и князей, сих бывших в нем. Перевод: Господь поведает в Писании о народах и князьях, посещавших град Его. 1. Каждый город имел книги, в которых вписывались имена его граждан, почетных гостей, но Книгу о народах и князьях, живших в Граде Божием, будет вести Сам Господь. О каком же Писании говорит Давид? «Не о написании ли на небесех, о котором Сам им поведает, сказав: радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк. 10, 20)?» (АВ). «Писание» - это та Книга Жизни, в которую будут вписаны граждане Небесного Сиона: мирские дети Церкви и Ее преподобные князья. Эта Книга о «сих бывших в нем», что аналогично: «сии быша тамо» (4 ст.). Они еще при жизни на земле духовно пребывали в Сионе-Церкви, в славном граде Божием («в нем»). Там они родились «чрез веру во Христа Спасителя» (ГР). Там «пребывают» = живут Таинствами, трудами и любовью.

2. Возможно, люди и князья – это составители Писания, пророки: Христос «будет учить о Себе из Писания, - разумеются пророческие» (ЕЗ). Святой Дух откроет ветхозаветным пророкам грядущее спасение, все основные события жизни Спасителя, силы Христовой Церкви и красоту Царства, и весть о них запечатлеет прикровенное слово Писания «людий и князей, сих бывших в нем». Пророки и апостолы восхищались в Небесный Сион и таинственно пребывали «в нем». «Таковое писание пророческих слов Давид назвал писанием народов и начальников их» (ЕЗ).

Кто жив тобою, Церковь-Сион, кто обитает там духовно, тот имеет подлинную радость: ст. 7. Яко веселящихся всех жилище в тебе. Перевод: Ибо ты, Сион, обитель всех вкушающих радость! Через пророков и святых, которые своей чистой жизнью устроили себе жилище в Граде Божием, Господь поведает о радости в Церкви земной и торжестве – в Сионе Небесном. Кому же знать об этой радости, как не им, никогда не оставляющим Сиона-Церкви: «Они еще в жизни земной будут удостоены божественной Благодати (источников), и им, кроме того, как верующим в Бога истинного и по вере располагающим жизнь свою, будет принадлежать небесное, вечное блаженство. Так, поистине Церковь Христова (Иерусалим, Сион) есть жилище веселящихся (и поющих, и играющих), ибо в ней все источники божественной благодати» (ГР).

Заключение. «О, если бы и нам, православные христиане, отмеченным уже в переписях народов христианами, удостоиться того, чтобы наши имена Господь написал и в книге спасенных, в книге небесной, и ввел нас в жилище истинно веселящихся, даровав нам вечное блаженство... (Лк. 10:20) Но, братие, Бог спасти нас без нас не может. Значит, после жертвы Голгофской, спасение наше зависит от нас... Спаситель наш сказал: "Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех; а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех" (Мф. 10:32-33). Ученики Христовы всецело выполнили то, что требует Христос от Своих истинных последователей. Никакие соблазны, никакие казни, никакие мудрования человеческие не заставили их отречься от Христа. Везде и всегда в слове и на деле они являлись истинными христианами, поэтому Небесный Учитель, ведая их тогдашнюю и будущую жизнь, и сказал им: "Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех" (Лк 10:20; Мф. 5:12). Постараемся и в настоящие годы лжемудрований человеческих быть истинными христианами, верными последователями Христа, подражая апостолам, тогда и наши имена написаны будут в книге небесной, Христос исповесть и нас пред Отцем Своим и нашим Небесным» (ГР).

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, священномученик. Христианства нет без Церкви. - http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/khristianstva-net-bez-tserkvi/

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt86.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Лопухин – А. П. Лопухин.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).