8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 90

Надписание: Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей. Перевод: Хвалебная песнь, не надписан у евреев. В еврейском подлиннике псалом не надписан. Надписание: «Хвала песни Давидовы» принадлежит LXX; они, движимые Духом Святым, назвали пророка Давида составителем 90 Пс. (Нисский в ЕЗ). «Псалом 90-й принадлежит к самым изящным, к самым задушевным во всей Псалтири. Он представляет выражение спокойной уверенности, какую праведник может иметь, находясь под всемогущею защитою Божиею; и краткое содержание его таково: "если Бог за нас, то кто (или что) против нас?"» (ИО). Псалом живет святым упованием, происходящим от любви и веры, и нас он утверждает на этой радостной тверди. Без теплого доверия к Богу невозможно стяжать мир Христов, сопротивляться страхам и караулившему нас мраку. Недоверие, погружение в страхования и постоянная настороженность делают из чад Божиих лукавых рабов, подозревающих во всем зло. Если нет упования, то нет ни любви, ни веры, ни молитвы, ни богообщения, ни света.

Псалом хвалебный и учительный. Давид хвалит Бога и радуется человеку, возложившему на Бога все свое упование. Псалом учит Церковь на примере мудрости и веры праведника: он блажен, подобно мужу, удаляющемуся от зла и живущему в Законе Господнем, о котором пел 1 Пс. Акцент 90 Пс.: этот муж жив Божественной помощью и своей надеждой на Бога: «Живый в помощи Вышняго». «Здесь пророк учит о том, что надежда человека на Бога имеет непреодолимую силу» (ГР). Пророк показывает плоды его святой надежды – покров под сенью Божественных крыл и благодатное общение с Богом. Они становятся семенем для упования еще более крепкого, живого, благословенного, когда человек становится другом Божиим. Как и вера, надежда имеет ступени - степени совершенства, – здесь запечатлена высшая.

Некоторые толкователи видят в уповающем царя Езекию, который «в надежде на Бога истребил войско Ассириан» (блж. Феодорит в ЕЗ). Однако никакой образ, никакая деталь не помогает нам угадать в уповающем определенное историческое лицо. Псалмопевец сознательно избегает подобной конкретизации и предлагает обобщенный образ праведника (как и в 1 Пс.). Единственное конкретное лицо, которое, однако, все время прячет себя за обобщениями, - это сам праведный Давид. Он в совершенстве познал и блаженство упования, и плоды его, «отсюда тождество его личности со всеми другими, надеющимися на Бога, неожиданная замена одной (*личности) другими» (ИО). «Особенность сего псалма составляет быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства» (ГР). Иногда пророк ведет речь, как кажется, от себя: то он рассуждает пред Богом (1 ст.), то обращается с радостным словом к праведнику (3-12 стт.). Говорит же он от Духа Святого: Его Силой пророк исповедует свое упование, Его Откровение он передает нам. Личный духовный опыт Давида только вторит обетованиям Святого Духа. Радостное, торжественное перечисление их составляет основную часть псалма. Эти обетования относятся только к праведному человеку, как ветхозаветному, так и новозаветному. Давид предоставляет слово и праведнику (2 и 9 стт.), а в конце глаголет Господь (14-16 стт.): Он обещает явить уповающему вечное спасение. Все эти голоса вместе составляют гармоничную возвышенную песнь о синергии Бога и человека - о любви человека к Богу и любви Бога к человеку. Возможно, во времена Давида несколько хоров участвовали в этом спасительном и радостном многоголосии.

Псалом соединяет праведника с Богом - на земле и в вечности «под кровом Бога Небесного» - и противопоставляет его противнику невидимому. Враги мысленные «именуются различно: (5) «страхом нощным», «стрелою, летящею во дни», (6) «вещию, во тьме преходящею», «срящем» и «бесом полуденным», (7) «тысящами» и «тьмами», (13) «аспидом» и «василиском», «львом» и «змием». И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу» (АВ).

Давиду было поручено дело Божественного посланника, и он радостно возвещает Церкви: ст. 1-2. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Перевод: Живущий помощью Всевышнего, под кровом Бога Небесного водворится. Святой Дух, глаголющий устами Давида, возглашает в первом стихе драгоценнейшее из Своих обетований: Он обещает уповающему вечное спасение. Вышний, Бог НебесныйЕдиный Бог (Святая Троица) или Христос. Изложено это обетование как пророчество и духовный закон. 1. Кто жив Богом (на земле), тот в свое время водворится в Его Царстве: «Но само собою разумеется, что это в будущей жизни он будет сожитель Божий и будет обитать в одних и тех же обителях с Творцом неба» (в ЕЗ). Для кого предназначено обетование? Для того, кто жив. Кто из нас жив? Уповающий, потому что он живет Богом: Его словом, Его волей (заповедью), «на Нем утверждается в деле своего спасения» (АВ). Он имеет жизнь в Боге, и жизнь эта не может не быть вечной. Он навсегда водворится в Небесных чертогах («в крове Бога Небеснаго»), ибо там место живых. Он войдет в Царство Отца как сын по Благодати - для вечного богообщения.

2. Кто живет упованием на Всевышнего, тот навсегда водворится под Его покровом. «Кров Бога» обозначает не только Дом Царства, но и спасительное покровительство на земле. Таков акцент еврейского текста: «"Живущий под покровом Всевышнего (в крове Бога Небесного) в тени Всемогущего почивает". Кому покровительствует Бог, тот отдыхает от зноя в Его тени» (ГР). Бог Собой заслоняет праведника от огня невыносимых скорбей и злобы сопротивных. Душа его имеет мир и покой совести, а плоть не страдает и не утруждается чрезмерно: он защищен от врагов видимых и невидимых. Ветхозаветный праведник, наряду с духовной помощью, всегда надеялся и на мирское благополучие, а христианин, оставив это последнее Божественному произволению, избирает в качестве предмета упования просвещающую и освящающую Благодать и помощь в противлении греху, - на этом сосредоточено его благочестие.

Давид предоставляет слово уповающему: ст. 2. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Перевод: Скажет он Господу: «Заступник мой, Прибежище мое, Бог мой! Уповаю на Него!». И тот говорит Господу речет Господеви») - сейчас и всегда, словами, верой и добрыми делами, далекими от суеты: «Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него». Он исповедует Бога своим Заступником, который не дает торжествовать злодеям и защищает праведника, а также Целью своих устремлений, своего пути. Он - Неприступный Бог и Помощник Господь, которому человек может сказать «Бог мой».

И пророк Давид, обращаясь к уповающему, сообщает ему радостные обетования Духа (3-13 стт.), объясняет, как именно Бог будет хранить его: ст. 3-4. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Перевод: Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от слова мятежного; плечами Своими оградит Он тебя, под крылами Его безопасен будешь; шитом покроет тебя истина Его. Той (Вышний, Господь, Христос) избавит тебя от невидимой сети ловчих: «Яко Той избавит тя от сети ловчи». Ловцы – сопротивные силы (АВ). Их сети - злые нападения, недобрые внушаемые желания и разжигаемые ими страсти (ЕЗ). Или: сети – «образ всякой опасности, причиняемой хитростью» (ИО).

Бог избавит «и от словесе мятежна» - от лжи еретиков и «от всякого враждебного слова, могущего привести тебя в смятение (от словесе мятежна), вообще от всякой клеветы и заговора против тебя» (ГР). Лукавое слово вызывает в чистой душе протест, мятеж против него, а в лукавом человеке, принявшем слово, мятеж против Бога. Ложь сеет вражду и отнимает мир. Что значит «избавит», если сети невидимых ловцов всегда расставлены, а губительные слова не умолкают? Бог не закрывает уши праведнику, и тот может слышать клевету и ложь нечестивых. Он не попаляет огнем еретические книги, не удаляет препятствия с пути – искушения и испытания, но таинственно учит побеждать в них. Бог дает дары веры и рассуждения, просвещающие Таинства и книги святых отцов. Податель духовных сил посылает мысли спасительные, вразумляет через брата или Сам таинственно, касаясь сердца, удостоверяет в Истине. Иногда к избранникам Своим Он приходит явно: так Он явился в храме пятнадцатилетнему Арсению, будущему старцу Паисию, когда юноша противостоял лжи, которую ему доказывал уважаемый взрослый человек, - что Христос не Бог. Христос явился в свете с Евангелием в руках и сказал, что Он есть Воскресение и Жизнь. Так «Той» - Бог и Заступник - избавил уповающего на Него от «словесе мятежна».

Святой Дух через Давида обещает праведнику: «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися». «Он прикроет тебя, будет осенять или охранять как бы плечами своими (плещма Своима осенит тя), и ты будешь иметь надежду, что под покровительством Его пребудешь в безопасности (и под криле его надеешися). В первом выражении образ речи заимствован от тех воинов, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, а во втором выражении подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов» (ГР). Христос сравнивал Себя с наседкой, закрывающей крыльями птенцов своих (Мф. 23, 37). У Бога есть великие Силы, которыми Он, словно невидимыми мощными плечами или великими крыльями, заслоняет от зла и покрывает прибегающих к Нему: «А плечи Божии суть сила Его охраняющая, называемая еще и крылами Божиими» (ЕЗ). Или: «…Крылами называет действия Промысла» (в ЕЗ). Бог – впереди всех и над всеми. Место человека – позади Бога: «А кто идет позади Бога, тот с правоты не совратится, если всегда смотрит вслед Идущего вперед» (Нисский в ЕЗ). Богочеловек первым безгрешно прошел наш путь, и Сам Он есть Путь и Истина. Наша задача – уподобиться Христу, Который идет впереди каждого из нас. Чем совершеннее подобие и точнее последование, тем благодатнее защита от плеч Идущего впереди и от Небесных крыльев. Бог защищает праведника Собой – Своей Благодатью.

Бог становится для нас не только щитом, но и мечом. Истина Его (Христос и слово Божие) имеет некое оружие: «Оружием обыдет тя истина Его». Истина Божия не только защищает праведного от всякой неправды, но и поражает невидимых врагов. Божественное слово – «меч обоюдоострый» (Евр.4:12-13). В руках Воплощенной Истины – Христа – этот меч поражает ложь и отца лжи, отсекает грех и зло, ибо «Господь крепок и силен, Господь силен в брани» (Пс. 23, 8). Он придет на землю победить смерть, диавола, грех, и разделить человечество по отношению к Истине Своей. Эта Истина имеет многообразное всепобеждающее оружие, и нам дает от него – слово и крест. «Согласно с Афанасием можно сказать и иначе, что Христос окружит и сохранит крестом как оружием тех, которые живут в помощи Его. Ибо истина Отца есть Христос, как сам Он сказал: видевший Меня видел Отца (Ин.14:9)» (ЕЗ). Если Истина Божия станет твоей истиной, то она же станет главным оружием против невидимых врагов: «Итак, Давид говорит к живущему в помощи Бога человеку, что если ты истинен в слове и деле, то истина будет окружать тебя, как оружие, т. е. со всех сторон хранит тебя» (ЕЗ). Что значит: со всех сторонобыдет тя»)? Со стороны мыслей, слов и дел.

Упование соединяет праведника с Богом («под кровом Бога Небесного») и делает его недоступным для врагов. Бог возводит некую невидимую стену между человеком и его древним противником. Тот существует и действует, но к праведнику приблизиться не может. Далее (5-6 стт.) Давид перечисляет разные виды бесовских нападений, но уповающий не убоится, ибо защищен Истиной (4 ст.) и ее оружием – Крестом и Божественным словом. Пророк обещает, повторяя обетования Духа: ст. 5-6. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Перевод: Не убоишься страха ночного, стрелы, летящей днем, беды, во тьме приходящей, недуга и беса полуденного. «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни». Уповая на Бога, ты не убоишься никакого зла, которое приходит ночью и днем, во тьме и при свете, – когда бы ни приходило. Оно, может быть, и придет, но ты не убоишься его, и оно не заставит тебя согрешить, потому что ты с Богом, под Его крылами, - и зло не поразит тебя. Или Давид противопоставляет тайное и явное зло: «Страх нощной» заключает в себе «тайные опасности. «Стрела, летящая во дни», должна означать явные опасности» (ИО).

Не убоишься «от вещи во тьме преходящия». «Вещь» во тьме – образ беды, нечто непонятное или порождение тьмы (грех или бес). По словам Дидима: «вещь, преходящая во тьме, есть всякий грех и неведение и производящие оное злобные духи заблуждения» (в ЕЗ). Темной вещью Зигабен называет страсть, а свт. Кирилл неприметный грех, из которого рождается погибель или зло для людей. Или: ты не убоишься злодеев, которые любят ходить во тьме ночи: воров, убийц, поджигателей и т.д. Ты не убоишься ни тьмы, ни того что во тьме, потому что уповаешь на Бога. Бог - твой Свет. Он говорит через слово Писания, слово священника или таинственно. Многое приходит к нам «во тьме» (в нашей тьме), и мы не понимаем, с какой стороны эта вещь послана. Когда человек с Богом, то просвещается Им изнутри. Бог показывает ему плод той вещи – и становится понятна ее природа. Поэтому да не убоимся. Бог покроет уповающего крылами Своими, и не коснутся его лукавые силы, бесы, ходящие в своей тьме: они не имеют власти ввести тебя в грех.

Не убоишься «от сряща»: «от опасной "встречи" и от всякой случайности, неожиданной при встречах (от сряща, т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно)» (ГР). Не убоишься и «беса полуденного». Некоторые «под именем беса полуденного разумеют солнечный зной, сильно жгущий в Палестине и бывающий смертоносным для путников» (ГР). «Бесом полуденным называет духа лености» (АВ). Этот бес заставляет лежать после обеда, вызывает ненависть к делам, расслабляет волю. Некоторые имеют в виду «демона гнусных и плотских помыслов, а никоторые - демона невоздержания, так как все таковые демоны воюют против людей в полуденное время, когда насытится и обременится яствами чрево» (в ЕЗ)

Ст. 7-8. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Перевод: Падет возле тебя тысяча, и много тысяч вокруг тебя, тебя же ничто не коснется; но ты будешь смотреть очами твоими и воздаяние грешникам узришь. «Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе». «Словом «страна» означает собственно левую сторону, и справедливо; потому что с этой стороны, как говорит, злоумышляют тысячи, а с правой (*«одесную») - десятки тысяч» (АВ). «Ибо «тьма» (μυριας) значит десять тысяч» (ЕЗ). Что же измеряет Давид тысячью и тьмой? Кто «падет» с левой и правой стороны от уповающего на Бога? 1. Слева «падет тысяча стрел, а с правой стороны его падет десять тысяч стрел» (ЕЗ), к уповающему ни одна из стрел даже не приблизится.

2. «Вокруг него будут погибать нечестивцы (ст.7), он же останется невредимым» (ИО).

3. Или: падет = нападет на тебя множество врагов. Почему справа нападают сильнее? «Ибо, что право в делах наших, что крепко и чудно в добродетелях, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил» (АВ). Явный грех, нарушающий заповедь (грех слева), понятен, и от него боящийся Бога обычно уклоняется. Грех справа рядится в одежды добродетели: он лукав и прячет свое зло. Чтобы его разглядеть, нужно смирение и чистое око совести.

«К тебе же не приближится». Ни стрелы, ни убийцы – видимые и невидимые, покушающиеся на плоть и на душу, - к тебе без попущения Божия не приблизятся. Когда же любящий Бога испытывается приближающимся злом, то ему помогает Господь: защищает, вразумляет и побеждает в человеке. «Стрелы, говорит, врагов не приближатся к тeбе, живущему в помощи Божией» (ЕЗ).

«Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши». 1. Ты своими глазами увидишь то воздаяние, которое получают грешники еще на земле: «И ты не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам увидишь воздаяние им от Господа (обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши). Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим Сеннахирим, царь ассирийский, тогда Езекия молитвенно возопил ко Господу Богу, возложив все упование на Него. И Господь вскоре избавил Езекию от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян (2 Парал. гл. 32)» (ГР). В злом конце нечестивых Бог открывает гнев Свой: они терпят муки и погибают не тайно в безвестности, но при свидетелях, так чтобы потомки учились страху Божию. И такой подтекст: не ты, праведник, воздашь злодеям, а Я. Не Давидов меч поразил Саула, не его стрела убила Авессалома, но Бог не стал мешать самоубийце и останавливать руку Иоава. И не сокрыл Он от современников и потомков образ смерти врагов Давида.

2. Очами твоей воскресшей плоти ты увидишь, как Суд Божий отправляет грешников в тот мрак, который они избрали еще при жизни. Ты будешь смотреть на это как бы сквозь невидимую стену: непричастный к злодеяниям не будет находиться среди принимающих то воздаяние, но будет свидетелем его.

Почему уповающий избежит погибели? Потому что его упование драгоценно для Бога. И Давид, чтобы еще раз указать причину Божественного заступления, цитирует в несколько сокращенном варианте слово недавнего исповедания: «Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него» (2 ст.): ст. 9. Яко Ты, Господи, упование мое… Перевод: Ибо ты сказал: «Господи, Ты упование мое!» Ты избавишь меня «от сети ловчи», покажешь лукавство смертоносного слова, покроешь от зла крылами Своими, и я не убоюсь ни беса, ни злодея-человека, - ибо на Тебя, а не на мир и сокровища его я возлагаю все упование. И Давид подтверждает истинность упования праведного. Да: Вышняго положил еси прибежище твое. Перевод: Всевышнего избрал ты прибежищем твоим. В твоем святом уповании соединились вера и любовь, а в слове исповедания – истина духа и дело жизни. Да, воистину Господь твое упование, поэтому «не приидет к тебе зло» (10 ст.). «Дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога» (АВ). Зигабен предлагает читать данную фразу (2 ч. 9 ст.) вопросительно: «Давид здесь, ответствуя живущему в помощи Божией, говорит: ты сказал, что Господь упование твое, и ты Всевышнего сделал своим прибежищем? Итак, знай, что никакое искушение к тебе не приблизится. Ибо надобно читать вопросительно слова: ты Всевышнего сделал прибежищем своим? А слова, не придет к тебе зло – в виде ответа, так как это есть ответ на оные» (ЕЗ).

Далее (10-13 стт.) псалмопевец продолжает перечисление Божественных обетований: ст. 10-12. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою… Перевод: Не постигнет тебя зло, и язва не приблизится к шатру твоему; ибо Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнется о камень нога твоя. «Не приидет к тебе зло». Свт. Афанасий заметил, что злое приходит извне, а «добродетельные качества имеют основание внутри нас» (АВ). Чуждое тебе зло, в какой бы вид оно ни задумало облечься, к тебе не подойдет. Зло не поразит душу, а рана не лишит сил тела: «И рана не приближится телеси твоему». Однако мученики и преподобные терпели множество ран и болезней, часто – добровольно: «Приличное изъяснение находится у Златоуста, что если человеку Божию приключаются немощи и раны и другие подобные искушения, то они составляют для него подвиг и испытание и умножают венцы, а для грешника они делаются действительно ранами. Ибо много, говорит тот же Давид, ран грешному (Пс.33,20)» (в ЕЗ). Все исходящее из рук Божиих для праведника не зло, но причина терпения и спасения, даже если ему дается болезнь, нищета или изгнание. Для него смерть не смерть и рана не рана.

Каким образом Бог хранит человека? В том числе и через Ангелов: «яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою…». Ангелы получают от Бога повеление хранить уповающих и праведных. Поэтому, когда появится на пути жизни камень - искушение, злодей, стечение обстоятельств, страшные последствия которых не видны праведному, - Ангелы возьмут тебя на свои сильные руки. Они не дадут праведному упасть (ни в прямом, ни в духовном смысле): вразумят о соблазне, поддержат на скользкой дороге. Они перенесут тебя над бедой, над пропастью, и ты не всегда будешь знать, что вот сейчас был спасен. «Слова Диодора: Как отцы по плоти, видя путь жестким и непроходимым, берут своих детей на руки, чтоб они не повредили нежных ног своих, будучи не в состоянии ходить по острой дороге; так и разумные силы не попускают страдать сверх силы тем, которые не могут еще переносить страдания, как имеющие некоторым образом детский ум, но избавляют от всякого искушения, дабы они чрез нерадение не пади под ноги сатаны» (в ЕЗ).

Слова 11-12 стт. (с пропуском «во всех путех твоих») использовал сатана для искушения Господа. Вот Ты чтишь Писание, так яви веру и упование: бросься вниз с высоты храма, ведь Бог обещал праведному, что сохранит его через Ангелов. Господь премудро ответил другими словами Писания: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4. 7). «Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему, не тщеславному или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде» (Диодор в ЕЗ). Для сатаны радость – сделать из доброй вещи злую: из добродетели он всегда пытается сотворить ее противоположность. Он предлагает человеку, чтобы тот строил упование не на любви и вере, а на гордыни и своеволии. Достаточно отнять смирение, и упование станет ложным, безумным, гибельным (то же и с другими добродетелями). Обетования 90 Пс. даются праведнику. И если человек надеется, что его подхватят ангелы, когда он самовольно, искушая Бога, падет с высоты, то, значит, уверен в свой исключительности и праведности. Что поможет прельщенному понять ошибку? Ум? Смирение и кроткая мысль: а кто я такой, чтобы Ангелы заботились обо мне?

Давид продолжает: ст. 13. …На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Перевод: На аспида и василиска наступишь, и попрать будешь льва и змея. «Здесь образно выражена та мысль, что для человека, охраняемого Ангелами, ничто вообще, хотя бы и самое ужасное, не может быть опасным» (ГР), а все названные в 13 ст. животные «служат образом неотвратимой опасности или злейших врагов» (ГР). Отцы различают и опасности, и врагов. «Аспид» и «василиск» – это род пресмыкающихся, змей, причем смертельно опасных, коварных и сильных. Они символизируют враждебные, губительные силы. «Аспид», как мы помним, затыкает уши, чтобы не слышать заклинателя-человека (Пс. 57,5-6): он всегда противится высшему существу. Диавол и грешники тоже не желают слышать Бога. «Под аспидом можно разуметь клевету, которая, наподобие аспида, изрыгает яд в уши людей» (ЕЗ). О «василиске» говорили, что он убивает взглядом, и поэтому символизирует грех, связанный со зрением - зависть: «Не менее страшен василиск (очковая змея): его огненные глаза имеют опасное влияние на животных. Яд его смертелен, и животное, им ужаленное, умирает вскоре. По непобедимому могуществу и как бы по власти жизни и смерти над другими животными, василиск в древности был символом страшного, царского могущества» (в ГР). «Лев» – символ гордости, жестокой силы. «Змий» = дракон – образ диавола-человекоубийцы или яростной силы.

«По словам Евсевия: Противные силы разделяются на четыре вида: на начальства, власти, мироправителей и духов злобы, изображаемых четырьмя животными: львом, драконом, аспидом и василиском» (в ЕЗ). И каждый «демон также есть аспид, василиск, лев и дракон; потому что все таковые вредные действия, производимые сими зверями, имеет в себе и он» (ЕЗ). «Слова Нисского: Кто попирает ярость, тот попирает льва – cиe яростное животное, а кто попирает удовольствия и другой порок, тот попирает аспида, василиска и дракона; так как плотское удовольствие и всякое житейское зло прилично уподобляется пресмыкающимся и ползающим по земли» (ЕЗ).

Заключительное слово – Господне. Он Сам произносит Свое обетование о уповающем: ст. 14. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Перевод: «На Меня (Господа) уповал он, и Я избавлю его; осеню его, ибо он познал имя Мое». Господь обещает, что избавит («избавлю и») уповающего на Него от нападений врагов и опасностей, покроет («покрыю и») его крылами попечения Своего. Потому что он воистину уповал только на Меня («яко на Мя упова»), а не на мир и славу его, потому что он позналяко позна имя Мое») Меня (имя Мое = Меня) любовью своей и чистотой. Уповал, потому что познал Благость Божию, познал, потому что любил. Или: «Заметь, читатель, почему Бог сказал: за то что он познал имя Мое; это потому что естества Божия никто не может познать. А познает имя Божие не тот, кто знает вообще, кто таков Бог, но тот, кто ведет себя в отношении к Богу достойно Бога» (ЕЗ).

Глаголет Господь: ст. 15-16. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Перевод: Воззовет ко Мне, и услышу его; посещу его в скорби, извлеку его из бед и прославлю его; долголетием одарю его и явлю ему спасение Мое! Праведник воззовет устами или сердцем – Я услышу его. В чем проявится это слышание – ведь всех и всегда слышит Бог? Услышу = отвечу помощью, заступлением: «самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу» (ГР). Бог не всегда отнимает причину скорби, но всегда пребывает со страдающим человеком: «с ним есмь в скорби». Он всегда растворяет наши беды в Своей любви. Изымает Он нас («изму его») из внешних несчастий не часто, но всегда помогает сопротивляться невидимым врагам и грехам. Защищает нас, но так чтобы не лишать духовной борьбы и венцов Царства, чтобы мы явили веру и усилия при восхождении к Богу и могли участвовать в славе Иисуса Христа («прославлю его»). «Долготою дней исполню его». Долгота земных дней будет дана некоторым ради полноты покаяния и продолжения их служения: «Если, говорит, надеющийся на Меня будет просить и долголетней жизни, Я дам оную ему. Или долготою дней называет вечную жизнь; потому что вечная оная жизнь, называемая долготою дней, есть один день по причине бесконечности и непрерывности ее» (ЕЗ). Венцом благочестивой жизни будет явленное Богом спасение: «явлю ему спасение Мое». Отец пошлет в мир Спасителя и явит в Его Церкви спасение Свое: преображение и обожение человека: «А спасение это - сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним» (АВ). Христос примет уповающего в Свое Царство.

 

 

Литература

 

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

ПСАЛТИРЬ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ СЪ ГРЕЧЕСКАГО ТЕКСТА LXX, СЪ ВВЕДЕНІЕМЪ И ПРИМѢЧАНІЯМИ. П. Юнгеровъ. Казань. Центральная Типографія. 1915. http://www.odinblago.ru/psaltir 

 

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt90.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

 

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

 

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

 

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (*   ).