8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 92

Надписание: В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду. Перевод: В день перед субботой, когда населилась земля, хвалебная песнь Давида. «По свидетельству блж Иеронима, Евфимия Зигабена и др., этого надписания нет в еврейской Псалтири, и внесено оно в Библию или LXX толковниками, или позднейшими переводчиками для того, чтобы показать, что в иудейской синагоге псалом сей употребляли для пения в день, предшествовавший субботе» (ГР). Иудеи пели этот псалом «в пятницу во время утренней жертвы, и теперь в иудейских молитвенниках он стоит как утренняя молитва в пятницу» (ИО). В пятницу, шестой день недели, они вспоминали заключительный шестой день творения. За шесть великих дней – периодов времени, которые длились миллионы и тысячи лет, - Бог сотворил мир видимый и невидимый, а в седьмой день Он почил от дел Своих (Быт. 2, 2). А для человека Он установил: «Шесть дней делайте дела, а день седьмый должен быть у вас святым, - суббота покоя Господу» (Исх. 35, 2). Предыдущий 91 Пс. предназначался для пения в день седьмой, субботний: он славил дела Бога.

О чем же поет славословие предсубботнего, шестого дня? Что произошло в тот день? Тогда населилась земля («внегда населитися земли»), было «закончено сотворение мира и всех живущих на земле» (ГР). И псалом поет о Творце и творении, ликующем при виде Творца. Давид радостно славит Единого: «Господь воцарися». В шестой день был сотворен человек, но первые люди не исполнили заповеди и пали, поэтому песнь не о них. Она не о ветхом, а о Новом Адаме, Который пришел ради нашего спасения и был распят в шестой день, в пятницу. И тогда для человека открылось Небо, ад был разрушен, сатана повержен, смерть лишилась жала. Иисус, Новый Адам, сохранил послушание Богу и чистоту Святости до конца - до крестной смерти, последовавшей в «предсубботний» день. В лице Господа Иисуса Христа воспевается Творец, Бог Слово, и совершенный Человек. Пред нами не только «хвалебная песнь Богу» (ГР), но и сокрытое в образах мессианское пророчество - о плодах Первого Христова Пришествия: «Очевидно же, что день предсубботный есть первое Его пришествие, когда и земля населена, т. е. когда в целой вселенной основана Церковь святыми Апостолами и Евангелистами, возвестившими на земле слово о Христе» (АВ). После Креста Христос примет власть на Небе и на земле, создаст Церковь, возводящую на Небо. Давид исповедует о Воскресшем: «Господь воцарися». Давид славит не только красоту малого «царства» (сотворенного мира), не только власть Христа в Его Церкви, но и дивное совершенство Небесного Иерусалима. Там власть Царя Славы и совершенство человека достигнут всего задуманного Богом величия: «Установление Царства Божьего во всей полноте совершится после Второго Пришествия Христова» (в ст. «Царство Божие (Небесное)). И пророк пишет об этом величии: «Господь воцарися». Спасительное дело Первого Пришествия обретет полноту и завершенность во Втором: Невеста-Церковь войдет в Небесный Град. В этом ликующем, светлом псалме мессианские и эсхатологические смыслы прикрыты образами и символами. Постараемся их прочитать.

Ст. 1. Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Перевод: Господь воцарился, красотою облекся; облекся Господь силою и препоясался; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она. «Господь воцарися». Псалом полифоничен, и образы его многозначны: три гласа, три смысла проходят одновременно от начала до конца текста. Первый голос поет о Едином, второй и третий – о Христе. 1. Единый Бог воцарился, когда сотворил мир, малое «царство». 2. Богочеловек Иисус Христос воцарился в результате Своего Первого пришествия, когда претерпел Крест и воскрес. 3. После славного Второго пришествия Его власть достигнет совершенной полноты и силы.

1.«Господь воцарися» - в творении.

Господь – Единый Бог, Святая Троица. Разум недоумевает о «воцарися». Бог всегда Царь, ибо Всесилен, тогда почему сказано, что Бог воцарился, словно до воцарения Он не был Царем? Бог безначален, вечен и неизменен в Своих свойствах. Тогда почему избран глагол («воцарися»), который показывает результат некоего процесса? Изменение произошло, но только не с Неизменным. Бог «воцарился», когда создал «царство» – видимый и невидимый мир, а в конце - человека, Адама. Тот должен был признать над собой абсолютную и спасительную власть – власть Царя и Бога, власть Любящего Отца, а затем войти в Его вечно пребывающее Царство - Царство Отца, Сына и Святого Духа. Вечное не имеет начала, здесь же говорится о воцарении, начале царствования – над сотворенным миром, который имеет начало: «"Господь на небеси уготова престол Свой, и Царство Его всеми обладает". Оно существует вечно, без начала (Пс. 89:3), как вечен и безначален Сам Бог: от века Ты еси» (ГР). Бог «воцарился», когда стал Творцом, Промыслителем, Строителем, Учителем и Судьей нашего тварного царства. Его власть из вечности пришла во время.

Бог невидим – царь, с которым Давид сравнивает Бога, видим, и Невидимый облекся в совершенную красоту сотворенного Им мира: «в лепоту облечеся». «Величественное Его царское облачение есть творение, в котором Он непрестанно открывает Свою славу (лепоту) и Свою власть (силу)» (ИО). Он облекся в творение, словно в ризу: мы не видим Его Существа, но видим одежду дел и по ее красоте догадываемся о Силе Творца. И можем познавать Его свойства (Благость, Премудрость, Любовь) - через творение. Мы любуемся цветами, разглядываем диковинных морских созданий, наблюдаем за высшими животными и восхищаемся Премудростью, Силой и Любовью Творца. Только при этом мы не должны забывать: одежда Творца – это не Сам Творец.

Бог открывается не только в красоте творения, но в многообразных силах, которые чаще не подвластны человеческому разуму: «облечеся Господь в силу и препоясася». Венцом сотворенного мира был человек, Адам: его дух был чист и свят и видел Бога, а плоть еще не знала тления. Он принимал Божественные силы и, видимо, преуспел в понимании их. Сила Божия величественна, абсолютно добра и проста, лишена нашей сложности и раздвоенности. Она исключает насилие над волей человека, так как уважает ее. Диавол же насильно вторгается в жизнь человека, чтобы подчинить себе его мысли, сердце и волю. Он лукав и прячет зло: человекоубийца постоянно решает свою главную задачу – оторвать человека от Бога. И тот через грехопадение отпал от первозданной «лепоты»; следствием этого стали: смерть, закрытый рай, мрак ада, болезни и немощь плоти: человек был отлучен от прямого богообщения и стал слабым. Враг (смерть, диавол и грех) взял власть над ним, и Бог препоясался силой - для битвы за творение.

Итак, Творец воцарился над творением и облекся сотворенной Им красотой, потому что силой, в которую облекся, Он уже утвердил вселенную на незыблемом основании духовных и физических законов: «ибо утверди вселенную, яже не подвижится». Вселенная постоянно меняется, но по существу неизменна, так как неизменны законы, которые определил для нее Творец.

2. Давид говорит: «Господь воцарися» - о Христе, о плодах Его Первого Пришествия.

Когда воцарился Христос? 1. Когда воплотился, ибо родился Царь. Волхвы спрашивали о Младенце: «Где родившийся Царь Иудейский (Мф.2, 2). Невидимый Бог Слово воплотился, Вечный пришел во время и этим воцарился. И Царство Его было не от мира сего (Ин.18, 36). Иудеи должны были по пророчествам и делам узнать в Пришедшем Царя Неба и земли. «Господь воцарися», чтобы снова подчинить род человеческий Своей Божественной державе (АВ), вернуть чад Отцу. Он пришел, чтобы одеть лепотой Благодати и спасения все возлюбившее Его человечество, вернуть человеческой природе ее красоту, а для этого - взойти на Крест, воскреснуть Плотью и вознести человеческую природу на Небо, проложив путь Своим последователям.

2. Христос воцарится = примет власть по Воскресении. Иудеи распяли своего Царя и Мессию, но Воскресший скажет ученикам: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф. 28,18). Власть Божества Слова неизменна – Христос послушанием крестным обретет абсолютную власть как Человек. Океанские и речные гласы будут воспевать восходящего на Престол Славы. Особенно чудесно, дивно и сильно власть Христа явит себя в Его Церкви: «Он основал Церковь Свою на земле, или - что то же - приобрел Себе Царство непоколебимое и вечное» (ГР). И члены Церкви Христовой - подданные Царства - признают в Иисусе Христе своего Царя и Бога: «Господь воцарился, т. е. признан за царя» (Феодорит в ЕЗ).

Он «в лепоту облечеся». 1. Бог воплотился, облекся в чистую – от Пречистой - Плоть (в ЕЗ). Св. Иоанн Дамаскин писал, что, рассуждая о двух природах Господа, «мы говорим не о человеке, обоготворенном, а о Боге – Вочеловечившемся». Но как раскаленное железо принимает свойства огня, так и Иисус облекся в «лепоту» и «силу» Божества Слова.

2. Бог облекся в Плоть – она же и была распята, мучима и умерщвлена. «По воскресении Своем Он оделся в благолепие и несравненную красоту нетления» (ГР).

3. По мысли свт. Афанасия: «Лепотою же Божиею именует спасение рода человеческого». В Личности Христа все подчинено Любви и желанию спасти человека.

4. Господь облекся в красоту святых, над которыми воцарился совершенно.

После страдания и Воскресения в нетлении Христос обрел полноту высшей власти: «Облечеся Господь в силу и препоясася». Он облекся силой и препоясался силой: «препоясася» = приготовился, «ибо препоясание чье-либо есть знак приготовления» (ЕЗ). Богочеловек занял Свое место одесную Отца, а затем послал на рождающуюся Церковь Дух Святой, создал Ее, стал Ее Главой и Спасителем всех пришедших к Нему. До конца бытия земли Христос Господь будет Своей Силой спасать, наставлять, вразумлять, исцелять и прощать обратившихся к Нему. Или: Господь препоясался против бесов (АВ) или нечестивых (Григорий Богослов в ЕЗ).

Иисус облекся в силу Воскресения и получил власть, чтобы утвердить вселенную: «Ибо утверди вселенную, яже не подвижится». Вселенная - заселенная народами часть земли (букв. смысл). 1. Христос через Апостолов привел к Отцу языческие страны: так как «вселенная колебалась от заблуждения идолопоклонства, то посему Господь утвердил ее истиною богопознания, почему она не колеблется более от заблуждения, как утвержденная на камени веры» (ЕЗ).

2. Новой вселенной была Церковь Христова. После того, как Крестом были поражены древние враги человека, «Господь на камне создал Церковь, которой не одолеют и самые врата адовы» (АВ). Церковь – преддверие Царства и Вселенная, куда вселяются любящие Христа люди. Эта вселенная утверждена на недвижимом Камне, который есть Христос, на слове Его, которое не изменится, поэтому она «не подвижится».

3. И каждый человек есть вселенная, предназначенная, чтобы вселился в нее Христос и слово Его. И Царство Его умещается в верующей душе: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17, 21), и на земле оно усилием берется. Свт. Иннокентий Аляскинский писал: «Царством Божьим называется действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке» (цитируется по ст. «Царство Божие (Небесное)). Без Христа человек не найдет опоры в преходящих состояниях и собственных «истинах», которые будут меняться ежедневно, и не одна не насытит ищущего. Митр. Антоний Сурожский писал: «Евангелие говорит нам, что Царство Божие, прежде всего, внутри нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя. Когда первый космонавт Гагарин возвратился из «космоса» и сделал свое знаменитое заявление, что Бога в небесах он не встретил, один московский священник заметил, что «если Вы не встретили Его на земле, Вы никогда не увидите Его на небесах». Если я не могу соприкоснуться с Богом, так сказать, под собственной кожей, в том маленьком мире, которым я являюсь, то очень маловероятно, что, даже встретив Его лицом к лицу, я Его узнаю» (там же).

4. Вселенная Господа - это Царство Божие, куда войдут души спасенных, это Небесный Иерусалим, где воскресший праведник будет жить вечно. Ни Царство, ни праведник «не подвижится», потому что там власть Царя совершенна, ибо побеждено зло, а творение слушается и чтит своего Владыку.

3. Давид говорит: «Господь воцарися» - о Христе, о плодах Его Второго Пришествия.

Давиду, очевидно, была открыта самая дальняя перспектива слов: «Господь воцарися». В Небесном Иерусалиме Христос совершенно воцарится над воскресшим и преображенным творением. «Лепота», красота людей и Ангелов, в которую облачится Господь, и явленные на них силы Его – за пределами понимания человека. Эта власть проявится в полном торжестве блага, в обожении человека. Там святые будут соцарствовать со Христом.

Престол Царя Славы был готов Тебе, Иисусе Христе, от вечности, когда мира и времени еще не было, но Ты – по Божеству - уже существовал: ст. 2. Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси. Перевод: От начала уготован Престол Твой, вечен Ты. 1. Престолсимвол власти Христа (Царя, Судии, Великого Архиерея) в Церкви Его. Этот Престол приготовленготов») = предопределен от вечности («оттоле» = «от века») - на Предвечном Совете. «Сказано это, потому что от сложения мира предопределено будущее спасение Им человеческого рода» (АВ). Еще говорят «от начала», но это выражение означает не временное начало, «но вечность и непрерывность. То же… значит и от века» (ЕЗ). От вечности было решено о сотворении мира и человека, о Жертве Спасителя и славе Церкви Его, а также - о торжестве Его Царства. Свт. Афанасий говорит о Престоле Судии, который будет поставлен в день Победы Господа – в день Христова Воскресения, «чтобы судить утеснителей наших - демонов». Этим престолом Давид «означает воскресение Единородного». «От века» был готов Промысел о Церкви, Главой которой будет Богочеловек. О власти Мессии предрешено от вечности, но дана будет она Иисусу Христу во времени – после Голгофы.

2. «Престол Твой» - это Твое неизменное, вечно существующее Царство – Царство Отца, Сына и Святого Духа. Оно ждет и готово принять Невесту-Церковь. В свое время Церковь войдет в вечность Нового Иерусалима.

3. Престол для Божества Слова – человеческая природа Иисуса. И готов был этот престол «оттоле», т.е. от того времени, когда сотворен был человек, хотя решено было об этом от вечности: «Слова безыменного: Ибо еще тогда, созидая человека, произвел его по Своему образу, положив на нем царскую печать, зная, что надлежало его некогда воспpиять» (в ЕЗ). Или: Твое Божество – от вечности («от века»), а человеческая природа«оттоле», от времени творения, от шестого дня.

Престол – символ власти Единого в Трех Лицах Бога и \или Иисуса Христа. Над кем власть? Над творением. Бессловесная природа послушна Господу и законам Его. Вот океанские и речные гласы воспевают Победителя смерти, Который восходит на Престол Славы: ст. 3-5. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя, возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Перевод: Восшумели реки, Господи, возвысили реки голос свой; вздымают реки волны свои, слышен глас вод многих. Дивны высокие волны морские; дивен в высях Небесных Господь.

Ближайший смысл образов.

Давид воспевает скромное величие и послушание Богу Его бессловесного творения. Кажется, какую молитву, какое славословие оно может принести Единому? Оно просто живет по законам, принятым от Творца, и тем славит Его, отражая в себе Его Свет. Вот река шумом вод своих поет Создателю своему. И Давид говорит, что реки вознесли воздвигоша») к Богу голоса своих вод: «Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя». Они - «от гласов вод многих», но Бог распознает каждый из голосов. «Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих». Реки вместо жертвы или подарка берут («возмут») и приносят Богу «сотрения своя»: 1) волны свои или 2) проложенные ими русла рек, т.е. свой труд. В буквальном смысле, «сотрение» - стирание, разрушение, истребление (СС). Что на водах постоянно разрушается и вновь созидается? Волны и потоки: они в непрестанном движении, в них преломляется небесный свет, они рождают голоса. Глас реки – от движения волн, от «сотрений», «от гласов вод многих». Реки меняют русла и берега, но их направляет Господь. Давид любуется волнами или просвеченными глубинами: «Дивны высоты морския». «Высоты морския» = морская бездна, глубина (или высота огромных волн). И Господь – Владыка этой необъятной бездны: Он дивен во всем творении Своем: «Дивен в высоких Господь». Почему из всего творения выбраны реки и моря? Давид противопоставляет: Бог вечен и неизменен, а творение постоянно меняется и тленно. Какая стихия самая подвижная, изменчивая и, в то же время, она хорошо видна (в отличие от ветра) и несет жизнь (в отличие от огня)? И еще она способна преломлять в себе солнечный свет и отражать небо – как душа человека; у нее свой голос. Воды образуют моря и океаны, поэтому в Псалтири они весьма часто символизируют народы земли.

Смысл пророческий (эсхатологический и мессианский).

Но всмотримся в образы, и окажется, что те реки и моря, которые возносят ко Господу свои гласы, все это сияющее, ликующе пространство океана – это спасенные народы, стоящие пред Творцом и Спасителем своим в Небесном Иерусалиме. Здесь все святые, праведные или просто жертвенные, любящие, которые шли, падали, получали прощение. Их символом псалмопевец делает воды, вечно текущие, изменяющиеся (изменение ума = метанойя = покаяние), имеющие глас и отражающие в себе небо. В Евангелии вода - символом Духа Святого. Человек станет частью вечного, сияющего пред Престолом Царя моря, когда примет Святой Дух. В 92 Пс. не лазурная бездна вод, а духовная глубина и высота святых дивно просвечена Божественным светом – в них являет Себя Бог: «Дивен в высоких Господь» (5 ст.) = «Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67,36). Вот образ Царства Божия, заселенного святыми людьми («внегда населитися земли»). Его открытые двери - плод Креста Пятницы, шестого дня.

Но отцы слышат те благодарные гласы и в Церкви на земле. Реки – апостолы и святые проповедники, святители, преподобные, которые имеют голоса чистые и духоносные: «Реками называет здесь святых Апостолов и Евангелистов, которые и Божию Церковь возвеселили духовными потоками. Ибо им сказано: реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7, 38)» (АВ). Пророк радуется о тех, чей голос несет свет Божества. Голоса их – писания, поучения, глаголы истины, просвещающие мир. Голоса происходят от «сотрений» при встрече тварного духа человеческого с Духом Святым, когда их синергия создает единые, гармоничные звуки, когда Божие побеждает человеческое (с согласия человека). «Другой говорит: сотрениями можешь назвать учения, как стирающие и разрушающие противников. Ибо одними и теми же истинами учения Апостолы Церковь напояли, а противников стирали и уничтожали» (в ЕЗ).

Гласы рек - «от гласов вод многих» – от Духа Святого. Дух Святой при сошествии напоминал Апостолам шум ветра. От Него – возьмут Апостолы и свои голоса, и свои речения, и свои проповеди. Реки Духа Святого имеют своим руслом сердце, мысль и волю Апостола; они проходят через них своей светлостью и изливаются в мир апостольским духоносным словом. Эти реки устремляют свои голоса вверх – к Богу («воздвигоша»). Много этих живых, святых голосов… Они разные и говорят по-разному: просто и сложно, радостно и с печалью о грехах и мире, излагают истину прямо и через образы, ясно и прикровенно. Но все их живое многообразие сливается в единую реку животворящей и светоносной воды, которая возводит на Небо («воздвигоша») принимающих ее. Эта вода была обещана Самарянке, как и полнота истины, которая утоляет духовную жажду: «Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,14). Вот куда вознесли Апостолы Свои голоса, вот куда они приведут тех, кого уловят в спасительную сеть – в жизнь вечную.

«Дивны высоты морския», потому что дивно являет Себя в них Бог: «Дивен в высоких Господь». «Высоты» = «высокие». 1. «Высоты» = «высокие» - святые Церкви. Реки собираются в моря (там гласы вод многих), а святые – в Царство, но прежде - в Церковь, его преддверие. Там в мыслях и душах святых открываются высоты и глубины, где царствует Бог и торжествует Царство Божие. Давид умел в духовной красоте человека увидеть отражение Божественного Лика: «Дивен в высоких Господь». «Дидим: Высокими Божиими, в которых Он высок, можно назвать мужей божественных, возносящихся чрез веру и прочие добродетели. Или называем высокими и небесных ангелов, и архангелов» (ЕЗ).

2. «Высоты» = «высокие» - христианские народы. Свт. Афанасий говорит, что высоты морские – это народы, обратившиеся ко Христу. Они сделались дивными благодаря Таинствам Церкви, Апостольской проповеди и «струям Евангельским»: «Под морем же разумеет множество уверовавших народов, которых высоты, т. е. возвышенность мудрствования, соделались дивными, потому что не малое и низкое что-либо, но высокое и дивное мудрствуют о Боге» (АВ). Псалмопевец радуется здесь не победе над противящимися, а синергии Бога и преподобных. Дивно творение, которое свободно и радостно принимает волю Дивного Бога. Оно обретает Его глубину и отражает в ней Его Свет. Давид не сравнивает Бога с Его творением по силе и власти, но восхищается тем, как Он действует и являет Себя в творении – неодушевленном и еще более дивно – в одушевленном и разумном.

Разумное творение должно жить по Законам Божиим и понимать их значимость для спасения. О них и говорится далее: Твое слово, Твои заповеди, Твои обещания достойны веры: ст. 6. Свидения Твоя уверишася зело, дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Перевод: Откровения Твои воистину верны. Дому Твоему присуща святость, Господи, на бесконечные дни. «Свидения Твоя уверишася зело». «Свидения» - 1) разнообразные откровения (ветхозаветные и новозаветные): истинность и спасительная сила их удостоверялась постоянно всем ходом истории; 2) свидетельства о Христе, которые пророки получали от Духа Святого, «все оказались истинными из самых дел и событий» (ЕЗ). Пророк исповедует истину и предупреждает: пророчества о Христе достоверны – не пройдите мимо спасения своего, поверьте откровениям и узнайте Воплотившегося, когда Он придет. И будьте святы, потому что в Его Дом = в Его Царство ничего нечистое не входит. Освятитесь Таинствами Христовой Церкви.

«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». 1. «Дом Господень есть Церковь, а ей подобает быть святою: потому что в ней вселится Тот, Кто Един есть Свят» (АВ). Она «для того и основана на земле, чтобы приводить людей ко спасению (Евр. 5:25-27). Она есть Дом Божий, предназначенный для того, чтобы быть Ему "столпом и утверждением истины" на вечные времена (1 Тим. 3:15); в ней пребывает Своею Благодатию Святейший Святых (Мф. 28:20), и потому сему дому Божию подобает (принадлежит) святыня в долготу дний» (ГР).

2. Таким домом Божиим должен быть каждый христианин: «Павел сказал: Или вы не знаете, что вы храм Бога, и что Дух Божий живет в вас? Если кто храм Божий растлит, то того растлит Бог; ибо храм Божий свят; а таковой составляете вы (2Кор.3:16). Ибо тому, кто сделался домом Божиим, поистине прилична святость и освящение» (в ЕЗ). «А святость, по изъяснению божественного Дионисия, есть совершенная чистота и непричастность никакой скверне (гл. 12, О Божиих именах)» (в ЕЗ).

Свет радости вечной пришел на землю до Христа вместе с откровением о Нем, он прикрыт до времени образами и символами, но сияет сквозь них в стихах 92 Пс. Полнота блаженства святых и красота Царства откроются совершенно и дивно в вечности Нового Иерусалима после Второго пришествия. Та наша вечность зависит от отношения к Первому пришествию Господа: поверим ли, примем ли спасительные плоды его. Церковь и Царство имеют в основании Любовь Креста Пятницы – шестого дня. Без него не могла бы населиться «вселенная» – Небесный Иерусалим. Пророк видит творение поющим, глаголющим и возносящим гласы к Божественному Престолу. Духовная глубина и высота святых, словно лазурная бездна моря, вся просвечена Божественным светом – в них являет Себя Бог: «Дивен в высоких Господь» (5 ст.). Да возрадуемся вместе с творением о воцарении Богочеловека, вознесем Ему гласы сердца и примем Его Свет и живую воду Духа Святого.

 

Литература

 

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

ПСАЛТИРЬ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ СЪ ГРЕЧЕСКАГО ТЕКСТА LXX, СЪ ВВЕДЕНІЕМЪ И ПРИМѢЧАНІЯМИ. П. Юнгеровъ. Казань. Центральная Типографія. 1915. http://www.odinblago.ru/psaltir 

 

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt92.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Царство Божие (Небесное). http://azbyka.ru/carstvo-bozhie-nebesnoe

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

 

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

 

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (*   ).