8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 93

Надписание: Псалом Давиду, в четвертый субботы. Перевод: Псалом Давида, в четвертый день недели. 93 Пс. не имеет надписания в еврейской Псалтири: оно внесено LXX толковниками и говорит, «что евреи пели сей псалом в синагоге в 4-й день седмицы, или, что то же, в среду, "в четвертый по субботе"» (ГР). 91. Пс. пели в субботу, напоминая иудеям о шести днях творения и его цели, 92 Пс. – в пятницу, и вспоминали о человеке, венце творения. Таинственно псалом пророчествовал о Новом Адаме, Который исполнит замысел Божий о человеке и будет послушен Отцу до смерти - до Креста Страстной Пятницы. Та Пятница будет устроена событиями Страстной Среды. И свт. Григорий Нисский считает четвертым днем недели (субботы), о которой говорит надписание 93 Пс., именно Страстную Среду, когда Иуда предал Господа. Состоялся совет синедриона, на котором было решено хитростью и тихо схватить Мессию и осудить Его на смерть (Мф. 26, 3-5). В Вифании, в доме Симона прокаженного, некая жена возлила миро на главу Спасителя, словно готовя Его к погребению (Мф. 26, 6-13; Мк. 14, 3-9). Иуда снова, как и при помазании Господа Марией, сестрой Лазаря (Ин. 12, 3-8), вознегодовал на «безрассудную» трату драгоценного мира. Сребролюбие зажгло ненависть, сердечная любовь жены – приступ злобы: сатана взял полную власть над ним, и тогда Иуда пошел к начальникам иудейским, чтобы предложить услуги предателя. В церковной службе Великой Среды прославляется та жена и порицается, проклинается сребролюбие и предательство Иуды. В ту Среду началось восхождение на Крест, которым Господь поразит сатану и смерть. В Среду положено начало Победе Воскресения: «Господь, когда иудеи уже начали составлять против Него совет, начал совершать суд над смертью и торжествовать над нею, открыто и смело выступил на дело мщения за нас диаволу» (свт. Григорий Нисский в ЕЗ). Господь сделает Страстную Пятницу днем Своей Победы, хотя будет казаться, что восторжествовала тьма. Псалом не изображает событий (беззаконный суд, предательство Иуды), но передает реакцию на них пророка: мы слышим молитву и рассуждение святого и по его гневу догадываемся о полученном им откровении. Чтобы обозначить присутствие огня, художнику не обязательно писать само пламя: достаточно показать его отсветы на лице сидящего у костра человека.

Свт. Григорий заметил необычную для кроткого Давида «ярость»: тот не только пророчествует, но и внятно молится о погибели нечестивых. Бог открыл пророку злодеяния, которые по лукавству и зверству превосходили все известные ему: Кровь Мессии требовала отмщения. И пророк взывает к «Богу отмщений» и просит, «чтобы Смирившийся для нас вознесся и воздал гордым достойное мщение» (в ЕЗ). Только ли бесы названы здесь гордыми? Сама история говорит, что псалом этот грозит людям-богоотступникам. Сначала - в наказание за нечестие - Иудею поработит Вавилон, халдеи: «В Талмуде сообщается также, что левиты пели этот псалом в храме в день разрушения Иерусалима халдеями, и вторгшимися врагами были прерваны на заключительном стихе» (ИО). Разрушение Иерусалима халдеями (Вавилоном) – прообраз событий 1 века, когда город и Храм будут повержены Римом. И знамение повторится: «Слова Досифея в двенадцатокнижии: Когда псалмопевцы пели в Иерусалимском храме сей стих: и воздаст им Господь беззакония их, и по лукавству их истребит их Господь Бог, в то самое время римляне бросили огонь и сожгли храм (и город Иерусалим); и таким образом за ужасное yбиeниe Владыки Христа богоубийцы-иудеи получили воздаяние, быв истреблены за свое лукавство» (в ЕЗ). Псалом грозит лукавым, беззаконным судьям синедриона, фарисеям и подобным, которые будут жить в иные времена; он называет беззаконие безумием и утешает кротких. Главные темы псалма: грех человека - возмездие за него, преступление народа - последующее наказание, Суд Божий - суд человеческий. Псалом учительный и пророческий.

Не много псалмов, где Давид обращается к Господу как к «Богу отмщений», как к Судии, выносящему приговор и воздающему «воздаяние гордым»: ст. 1-2. Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Вознесися судяй земли, воздаждь воздаяние гордым. Перевод: Бог воздаяний, Господь, Бог воздаяний открылся нам. Восстань, Судия земли, соверши возмездие гордым! «Не обинулся есть». «Обиноватися» – «колебаться, опасаться» (СС). «Не обинутися» – «смело поступать без опасения, смело говорить, не отступать» (СС). В чем Бог не усомнился и от чего не отступил? Чтобы явиться как Мститель, как Праведный Судия. Сравним с переводом греческого текста: «Бог отмщений Господь, Бог отмщений явился». Бог без колебаний явил Себя Богом отмщения = воздаяния. Или: явился для «воздаяния гордым».

Как является Невидимый? 1. Во-первых, через дело – отмщение. Пророк узнал от Духа о наказании убийцам Господа и воскликнул: «Явился Бог отмщений!» = «не обинулся есть». Давид радуется, когда видит, что Правда Божия еще на земле наказала злодея и наградила праведного. Давид не различает здесь Лиц Троицы, но некоторые толкователи видят в Боге-Мстителе Сына, потому что Ему Отец отдал весь суд: «Кто Бог отмщений, как не всеобщий наш Судья, т.е. Христос. Так Он говорит: Отец не судит никого, но весь суд отдает Сыну» (безымянный толкователь в ЕЗ). Однако в Свое Первое пришествие Он явится не судить (выносить приговор о вечности человека, воздавать), а спасать мир, дабы покаявшийся и принявший Благодать получил добрый ответ на Последнем Суде: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него, верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3, 17-18). Осуждают же люди на погибель себя сами, сами готовят гнев Божий, когда избирают волю сатаны, а не волю Спасителя: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19). Ненавидя Спасителя, Воплощенную Любовь, такие уже на земле приготовили себе осуждение Последнего Суда: «Как убийца, хотя бы и не был осужден приговором судии, уже осужден по самому свойству своего дела, так и неверующий. И Адам умер в тот самый день, в который вкусил от древа… Но он еще жил и после того» (Злат. Толкование Евангелия от Иоанна). Все земные наказания - ради вразумления и покаяния тех, кто может покаяться; они встраиваются в Промысел, Источником которого являет Отец, ибо Он говорит Сыну: «положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109, 1). Во все времена от Рождества до Страшного Суда Христос – Спаситель.

2. Свт. Афанасий видит Последний Суд: «А словом: не обинулся есть - указывает на тот приговор, который (*Христос) произнесет на Божественном Суде, когда скажет нечестивым: идите от Мене проклятии (Мф. 25, 41)» (АВ). В последний день истории Христос явится во всей Своей Славе, чтобы судить воскресшие народы. Господь без колебаний произнесет Свой приговор. Он приведет милостивых, возлюбивших Свет, в Небесный Иерусалим, а любители тьмы пойдут сообразно с волей своей злобы. Таким образом, Давид в 1-2 стт. радуется Правде Последнего Суда.

1 стих содержит в себе поучение: отмщение не человеку принадлежит, но Богу: «…Апостол Павел дает верующим такое наставление: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Рим. 12,19). И тем самым Он научает, что во всем мире Один только есть Верховный Судия и Отмститель всех злодеяний и беззаконий, - это Господь, Бог отмщений, Который будет судить за все преступления не только народы, но и самих судей, начальников и всех царей земных» (ГР).

Давид радуется явившемуся «Богу отмщений» и молит Его: «Вознесися судяй земли, воздаждь воздаяние гордым». 1. Давид молит Единого, чтобы Тот вознесся Правдой над неправдами мира и воздал нераскаянным = гордым людям. Он просит, чтобы ради торжества Правды и вразумления согрешивших Бог явил эту Правду и тем обличил тех, кто клевещет на долготерпение Божие и принимает его за неведение и слабость.

2. Пророк молит Христа, вознесенного на Крест, вознестись на Небо и занять Свое место одесную Отца. Он просит, чтобы судом Промысла была устроена судьба гордых, которые уподобились восставшему на Бога сатане, - первосвященников, фарисеев, иудеев, кричавших «распни Его». Будет им отмерено время на покаяние и назначен день, когда гнев Божий разрушит стены Иерусалима и погребет под ними гордыню их. Но Спаситель уже на Кресте воздал злодеям Своим: всех, в том числе и распинателей Своих, Он покрыл Любовью и привлек к спасению: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Но те не захотят прийти и покаяться, поэтому привлекут к себе самое страшное осуждение и гнев Единого. Этот гнев разрушит Иерусалим и всю их благополучную жизнь. И еще Давид молит, чтобы Христос лишил силы и власти невидимых гордецов: «миродержателей тьмы века сего», «духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).

3. Давид говорит о Славе Второго пришествия и обращается к Тому, Кто вознесется над миром для Последнего Страшного Суда. Так вознесись во славе Судии: взойди на Престол не для временного, а для вечного для воздаяния гордым (нераскаянным)! Так молится Давид.

Итак, 1-2 стт. можно рассматривать как некое вступление: Давид взывает к явившемуся для отмщения Богу. О Божественном ответе мы узнаем из последнего 23 ст.: «И воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог».

Давид пред Богом рассуждает о нераскаянных. Звучит его горестное «доколе»: ст. 3-4. Доколе грешницы, Господи, доколе грешницы восхвалятся? Провещают и возглаголют неправду, возглаголют вси делающии беззаконие? Перевод: Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? Говорить будут и разглашать неправду, говорить будут творящие беззакония? «Доколе грешницы восхвалятся?». Доколе грешники будут благоденствовать, хвалясь собой и грехами своими, и особенно - безнаказанностью? Доколе беззаконные будут лгать, доколе «провещают («будут говорить с дерзостию» (ИО)) и возглаголют неправду»? До тех пор, пока в них будет торжествовать сатанинская гордость, которая смеется над праведностью и Богом, враждует к Его Правде, держится за грех и любит его. Гордость заставляет разум лгать, а совесть – молчать, душу – быть довольной собой и бежать покаяния. Когда любой грех сочетается с гордостью и ложью, то становится неисцельным. Нераскаянный человек изгоняет из сердца Бога – Удерживающего, и тогда беззаконие не находит себе преград и умножается. «С самого начала бытия человеческого сожительства, грешники начали притеснять праведных, как Каин - Авеля и допотопные исполины - современников своих, Исав - Иакова, Иосифа - братья его. Таким образом, следя по временам, можешь увидать, что в каждом роде грешники восставали на праведных. Итак, доколе, Господи, это будет, что грешники хвалятся нечестивыми своими делами и не молчат о своих делах?» (безыменный в ЕЗ). Доколе будет торжествовать = хвалиться собой зло (сатана)? Это риторический вопрос, в его подтексте - молитва ко Христу: приди Воплощением, ибо земля переполнена беззакониями, и не видно ни в ком покаяния, потому что на суде совести лукавство оправдывает каждый грех. Давид обличает гордость и лукавство как причину нераскаянности, т.е. погибели. Он рассуждает и о своих современниках, но более - о тех, в ком эта пагуба достигнет самого ужасного результата, – об убийцах Господа: Он пострадает от тех, кто знает закон, но хвалится грехами, клевещет на Бога и ведет себя как безбожник.

В чем преступление тех беззаконных? Ст. 5-7. Люди Твоя, Господи, смириша и достояние Твое озлобиша. Вдовицу и сира умориша и пришельца убиша… Перевод: Народ Твой, Господи, унизили они, достоянию Твоему причинили зло; вдову и сироту умертвили, и пришельца убили они. Их грех вопиет к Богу, как кровь праведного Авеля. Они согрешают против «людей Твоих» = «достояния Твоего» - благочестивых и кротких, которые следуют Закону Твоему, содержащемуся в Писании и \ или в их совести. Нечестивые злодействуют над слабыми: вдовой, сиротой и пришельцем. Те требуют особой защиты, поэтому Давид называет их людьми Божиими люди Твоя»), ибо Милосердие Милостивого на их стороне. «Под именем пришельца, по толкованию блж. Феодорита и др., разумеются люди, обратившиеся к вере иудейской и пожелавшие жить по законам Божиим, иначе - "прозелиты" (перешедшие из язычников)» (ГР). О них иудеи должны были иметь особое попечение. Беззаконные угнетают («смириша») кротких и слабых самым разнообразным злом («озлобиша»). Кого-то они смиряют оскорблениями и незаслуженными оковами, отбирают последнее имущество у вдовы и сироты, и те умирают от голода, кого-то они убивают. Давид обличает и еретиков будущего: «Вдовицу - душу и пришельца - ум убивает тот, кто превратно толкует Божественные Писания. А сирый есть ум, лишенный Небесного Отца. (АВ).

В подобных грехах Господь обвинит фарисеев. Вот как Он обличал «поедающих домы вдов» (Мф. 23, 14): «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то́ примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случается, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. (…) Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23,13-15; 25-26). В своих желаниях они едины с человекоубийцей-сатаной, а волю Мессии они отвергнут: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 32, 37-38). Это Божественный приговор. Иудеи превратят Храм в вертеп разбойников, замышляющих убийство Неповинного, Иерусалим станет местом страданий и смерти Мессии, - поэтому Бог оставит и Храм, и Святой Град. Дом этот без Бога будет пуст: уйдет оттуда Удерживающий, и язычники уничтожат иудейский мир.

Если люди грешные сознают грех, ходят пред Богом, ставят себя пред Правдой Его, то Удерживающий не оставляет их, как не оставил согрешившего Давида, но обращает к покаянию. Такой падает и поднимается. Причина нераскаянности и погибели - лукавство, а причина лукавства – гордыня. Силу им дает отец лжи, и та концентрируется в идеях, открывающих врата всем страстям и демонам. Вот одна из них: ст. 7. …И реша: не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль. Перевод: И сказали: «Не узрит Господь, не уразумеет Бог Иаковлев». Здесь ложь пред Богом и ложь о Боге. Беззаконные редко произносят это вслух, но поступают сообразно с этим тайным «исповеданием». Если выразить его словами, то безумие и кощунство сей тайной мысли становятся очевидными. Давид вытаскивает ее из их подсознания и озвучивает ее. Вот их «вера», и она так сильна, что руководит их жизнью: «Господь, о Котором говорит Писание, ничего не видит, не слышит и не знает». Говоря так в сердце, они «злословят Высочайшее Существо» (в ЕЗ). Неверие и кощунство лежат в основе всякого беззакония. «Хотя неправедные часто и не говорят сих слов языком, но в духе своем говорят. Ибо если бы в мыслях своих того не имели, что Бог будто не видит и не знает делаемых ими неправд, то, без сомнения, не дерзнули бы на несправедливые поступки против своих братьев» (ЕЗ). Почему «разумные» люди принимают и тайно исповедуют такую ложь? Человекоубийца подчиняет себе людей через грехи. Отец лжи через беззакония делает сильный ум превратным и лукавым: вся сила такого ума направлена, чтобы удобно и удачно творить свою волю и не оставлять этого пути, чтобы договариваться с совестью. Для этого нужна ложь, которая зло назовет благом, и разум «не заметит» подмены. Такой ум служит погибели и делает всего человека безумным, и тот со временем утверждается во лжи и дорожит ей, словно она истина. И вот те лукавые «в своем нечестии дошли до такого безумия, что стали отрицать высочайшее всеведение Творца Бога и Его право Верховного Судии вселенной» (ГР).

Что делает Давид? Он обращается не к спящей совести, не к ожесточившемуся сердцу, а к разуму, которым многие из тех безбожных хвалятся, считая его безупречным. Вот теперь пусть он примет простую, нелукавую, спасительную мысль, которая призвана вернуть ему, разуму, и всему человеку Удерживающего: ст. 8-10. Разумейте же безумнии в людех и буии некогда умудритеся. Насаждей ухо, не слышит ли? Или создавый око, не сматряет ли? Наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму? Перевод: Образумьтесь же, безумные люди, несмысленные, умудритесь! Ужели не слышит Сотворивший ухо? И не видит злодеяний ваших Создавший око? Ужели не обличит вас Наставник народов, поучающий человека разуму? Давид обращается к иудеям и ко всем забывшим Бога, он «произносит огласительное слово (первоначальное детское)» (Диодор в ЕЗ). Псалмопевец объясняет им, как детям, простые вещи, но если ум извращен и искривлен, то простая мысль в него войти уже не может. Вот, вы убиваете, грабите, предаете, лжете, сеете ненависть, и делаете вы это спокойно, потому что ни земного, ни Высшего Суда не боитесь. Примите мысль: Давший вам глаза, уши и разум Сам видит, слышит и обладает Премудростью. Он не может не увидеть злых дел, непременно услышит и мысли, и слова, и движения духа. В этом простом и здравом исповедании живет и действует добрый страх Божий – начало Премудрости. Пока это не страх-любовь, а страх наказания Божия, но он достаточен, чтобы удержаться от страшных смертных грехов, которые перечислил выше псалмопевец. Этот страх и веру можно назвать силой «удерживающей»: она не дает нам согрешить делом, будит совесть, исправляет кривизну мыслей. И человек начинает понимать: «Тот, Кто сотворил человека с ухом, с глазом и с умом, Кто есть самый справедливый ценитель сотворенных вещей, Тот ужели не услышит, не увидит, не узнает и не рассудит? А если Он не имеет ни ушей, ни глаз, ни знания и потому не вникает в дела человека и не судит преступлений людских, - так кто же и зачем дал людям понятливость, мудрость, остроту ума?» (ГР) Все иудеи знали, как Бог смирял, вразумлял враждующие с ними народы. И Давид спрашивает нечестивых: так неужели Он для вашей пользы не накажет и вас (и этим обличит совесть и научит спасительным вещам): «Наказуяй языки не обличит ли, учай человека разуму?» Простая мысль, что Бог все видит и знает, возвращает человека к реальности.

И знает Он не только дела, но и помышления человеческие: ст. 11. Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна. Перевод: Господь знает помышления человеческие, видит, что суетны они. «Помышления человеческая» - планы, замыслы о делах, мысли, идеи, тайные мотивы, в которых перемешано доброе и злое. Вот Его приговор им: «яко суть суетная». Даже когда они не содержат явного греха, они вращаются вокруг тленных вещей, служат потребностям плоти или эгоизма: они напрасны для спасения. Все эти замыслы, идеи могут казаться миру многосложными, великими, значительными; о них спорят, им посвящают жизни, - но они не выполняют главной функции: они не приводят к Богу, но могут увести от Него. Бессмертная душа чувствует пустоту мыслей и преходящих состояний. Истины, которые не от Живого Бога, ее не насыщают, дела, которые не служат заповеди любви, кажутся бессмысленными.

Люди, живущие в Боге, принимают от Него замыслы, спасительные мысли, истины, и они не суетны, а служат спасению. Но здесь не о них речь, а о порождениях такого ума, который не привык искать Бога, но замкнут на «человеческом». Помышления суетного суетны. «Помышления человеческая» суетны, т.е. «недостойны человека и никогда не удовлетворяют его, потому что заключаются в земных предметах (Флп. 3:19), в стремлении к почестям (Лк. 20:46; Есф. 5:11), в мечтах о богатстве (Пс. 72:12), о земном благополучии (Иов. 21:9-12), о суетных удовольствиях и проч…» (ГР). Суета - от мрака и уводит во мрак тления, но стоит встать под Солнцем Христа и принять замыслы от Него, тогда и земное становится небесным, и хлопоты о ближних дают душе мир. Свет Христов изнутри освещает и судит помышления наши, и совесть открывает нам этот суд. Свт. Василий учит о Божественном Всеведении: «Посему должно знать, что хотя один говоришь, ты говоришь в слух Его (Бога); что хотя наедине что-либо делаешь, не будь в неведении, что подробно видит cиe (Бог); что хотя помышляешь что, будь уверен, что (Бог) надзирает движения сердца. Ибо, говорит, сделает ли кто в тайне что, и не узнаю ли?» (в ЕЗ).

Суетно все, что не от Бога, а от Бога и наказание спасает. Более того: ст. 12-13. Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его, укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма. Перевод: Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и научишь закону Твоему. Да сохранит он кротость во дни бедствий, доколе грешник не падет в яму. Наказание = научение («накажеши» = «научиши»). Первое – средство, второе – цель; наказывает Бог – принимает научение человек, так что здесь труд взаимный. Непосредственными учителями того блаженного человека становятся скорбные обстоятельства и слово Закона: «и от закона Твоего научиши его». И прот. Григорий связывает как необходимые и спасительные: вразумление от скорбей и наставления от Закона: «Благо тому, кто даже среди страданий, во время торжества над ним нечестивцев, смотрит на свои страдания как на Божественные наказания (блажен человек, егоже аще накажеши, Господи), посылаемые для его блага, и почерпает мужество и надежду в законе Божием (и от закона Твоего научиши его)» (ГР). Закон (писанный и закон совести) с особым успехом учит наказанного, т.е. покаявшегося. Зигабен отождествляет наказание с научением от Закона: «Блажен, говорит, тот человек, которого Ты, Господи, научишь закону Твоему, чтобы был кроток и терпелив во дни злые, во время искушений, и не оскорблялся ж, не досадовал на искушения, по словам Кирилла и Афанасия» (ЕЗ). Свт. Кирилл возводит от Закона к Благодати, которая открывает духовные очи и являет преображающую Силу Божию: «А истинно те блаженны, которые совершаются во Христе» (в ЕЗ).

Бог наказывает согрешившего, чтобы «укротити его от дний лютых». Чему же должен он научиться (от скорби лютых дней и от Закона)? Кротости, которая с миром принимает волю Божию, т.е. попущенные Богом скорби, болезни и раны, которая вникает в Закон Божий и не отмахивается от Его заповедей = от Его воли. Эта кротость и в скорбях не теряет любви к Богу и получает от Него просвещающий свет и прощение грехов. Такой блажен и на земле, окруженный бедами.

В Великую Среду Церковь вспоминает не только предательство Иуды, но и ту жену, которая помазала главу Господа миром. Она научилась смирению и любви к Богу. Писание (Мф. 26, 6-13 стт.; Мк. 14, 3-9 стт.) не называет ее «грешницей», отличая ее от той, что помазала Господа в доме Симона фарисея (Лк. 7, 36—50), - но отцы иногда относят и к ней этот эпитет. Не в том дело, мал или велик был ее грех, а в том, что она не обманывала себя мыслью, что Бог не знает о нем, но пришла к Богу Воплощенному и молча, ибо душа ее была уверена в Его Всеведении, принесла свое покаяние и любовь. Блажен не безгрешный, а смиренный - с миром принимающий наказания от Отца. Блажен не тот, кто избежал наказания, а кто принял его во спасение, явив кротость и послушание Богу. Помышления такого – не суетны: от Бога научился он знанию спасительному и ненапрасному благодаря своему терпению, смирению и любви. Покаявшийся и обретший мир с Богом блажен: его пророк не называет «грешным».

В еврейском тексте акценты иные: Бог наказывает сына и учит его от Закона (12 ст.), «чтобы дать ему покой во дни злые, пока изроется яма нечестивому» (ГР). Здесь: «укротити» = дать покой. Бог иногда наказывает праведника, но кротко, по его силам, а в дни невыносимых, лютых страданий (голода, войны), которые могли бы погубить его душу и жизнь, спасает от них, а нечестивого не спасает. Или: наказывая доброго человека здесь, на земле, Бог дает ему покой в вечности, спасая от гнева последнего Суда. Праведники во время войн, голода и других бедствий страдали не менее беззаконных, а то и более, но были с Богом и «лютость» дней смягчалась.

Все согрешают, но кротких, кающихся, ходящих пред Богом, которые не доводят духовных немощей до беззаконий, Давид называет блаженными, а безбожных, замкнутых в своей гордости, которые не имеют в себе Удерживающего, – грешниками (3, 13 стт.), безумными (8 ст.). Лютые дни даются доброму человеку для венца, для явления своих лучших свойств (кротости, любви к людям и доверия к Богу) или, как Петру, для доброго покаяния. Лукавой, жестокой душе те же лютые дни роют могилу: «Дондеже изрыется грешному яма» = «пока грешник не пойдет в уготованное ему мучение» (АВ). Диавол уловляет его страстями, более всего – гордостью и отчаянием. И тот гибнет, как погиб Иуда. «Дондеже» лучше переводить словами не «доколе», «пока не», но «тем временем» или «а». Здесь противопоставление судеб покаявшегося (принявшего наказание) и нераскаянного. Первый обретет мир, а второму искушениями «дний лютых» будет изрыта такая яма, из которой тот без помощи Божией не выберется.

Чтобы Бог спас, надо вернуться к Нему покаянием, явить смирение и искренность (в противоположность гордыне и лукавству), войти в Его достояние. Ст. 14-15. Яко не отринет Господь людий Своих, и достояния Своего не оставит, дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем. Перевод: Ибо не отринет Господь народ Свой, достояние Свое не оставит, доколе правда не восторжествует на суде и те, что привержены ей и праведные сердцем.

«Яко не отринет Господь людий Своих, и достояния Своего не оставит». Люди Божии = достояние Его – это праведные, «правые сердцем» люди. Текст псалма присоединяет к достоянию Божию покаявшихся и страдающих (вдову, сироту, пришельца): они страданием и упованием пришли к Богу. Их «Он избрал из всех народов, освятил и присвоил их, как сокровище (Втор. 7:6; 1 Петр. 2:9), как достояние Свое, которого Он не оставит, т.е. не лишит Своего благоволения» (ГР). Он будет хранить, защищать людей Своих, руководить ими – до Второго пришествия, пока Правда Божия не потребует Последнего Суда, пока не придут на него держащиеся Правды. «Дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем». На том Суде будет торжествовать Божественная Правда. «Когда, говорит, Христос придет во Второе Свое Пришecтвиe, тогда станут подле Него все правые, т. е. праведники, став одесную Его во время суда Его над всеми людьми Его» (ЕЗ вслед за АВ). Праведные будут спасены не своей силой, а Христом: Его премудростью, Его освящением, Его Крестом: «Ибо Он, бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1 Кор. 1, 30). Рядом с Ним будут «чистии сердцем», поэтому они и увидят своего Бога: «Вси правии сердцем - не то же ли это, что и "чистии сердцем", которых Сам Христос Господь именует "блаженными", и говорит, что они "Бога узрят" (Мф. 5:8)?» (ГР). «Дондеже» указывает на день Суда как на некий предел в истории человечества, но не ограничивает Божественную Милость. Ясно, что и после Суда Милость Божия не оставит верных, напротив, настанет вечность полного и совершенного богообщения.

Давид, царь и судья, ревнуя о правде, словно обращается к «правым сердцам» из своего окружения: ст. 16-17. Кто востанет ми на лукавнующыя? Или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие? Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. Перевод: Кто ополчится со мной на коварных? И кто восстанет со мной на делающих беззакония? Если бы Господь не помог мне, уже вселилась бы во ад душа моя. Он не требует, но призывает и вопрошает совесть своих и наших современников: кто из вас пожелает встать вместе со мной против извращающих правду? Кто примет сторону Удерживающего и разделит дело Его? Такие найдутся во все времена. Но, скорее всего, здесь нет призыва, а только риторический вопрос: кто в состоянии помочь мне победить лукавые силы и злых людей? Ответ очевиден: только Бог может помочь человеку противостоять «лукавнующим» демонам и людям, творящим беззакония. «Слова Аполлинария: В сих словах пророк возвещает нам о весьма сильной и неослабной брани против злых сил и почти Павловыми словами говорит: наша брань не с кровью и плотью, но с начальствами, властями и проч.» (в ЕЗ). Сила злобы бесов и злодеев такова, что она и чистую душу может ввести в невыносимые скорби и грех («во ад»), если не будет Божественной помощи. Тогда «под адом можно разуметь мысленный род греха» (ЕЗ). Пророк противостоит злу, которое соблазняет, убивает души.

Давид вспоминает: ст. 18-19. Аще глаголах, подвижеся нога моя, милость Твоя, Господи, помогаше ми. По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою. Перевод: Когда говорил я: «Поколебалась стопа моя», милость Твоя, Господи, помогала мне; когда скорби терзали сердце мое, утешения Твои радовали душу мою. «Аще глаголах: подвижеся нога моя, милость Твоя, Господи, помогаше ми». Когда пророк с болью сознавал, что принял помысел, и нога уже направлялась в сторону греха, то милость Господа возвращала его на путь правды. Таким образом, нога – наш нравственный выбор или действие воли: «стремление разума и желание души, которым мы побуждаемся ко всякому делу» (в ЕЗ). Нога моя уже направилась (мысленно или делом) в сторону греха, но Удерживающий сотворил милость: закрыл тот путь, поставил на лучший. Милостью Давид назвал и причину своего спасения, и те способы, которые применяет Бог для того, чтобы оттащить нас от пропасти. Они разнообразны: когда слово Писания, когда совет мудрого, когда болезнь, когда потеря, когда явное наказание.

«По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою». Есть греховные болезни: ненависть, зависть, тщеславие, - но не о них говорит праведный Давид. Он имеет в виду благочестивое болезнование души: отцы причисляют к этим естественным болезням память собственных грехов, страх за души близких, боль сердца от чуждых всеваемых мыслей, от неправд мира. «По той мере, говорит, как умножались в сердце моем мучения, умножались и утешения, которые дарованы были мне от Бога, и которые увеселяли душу мою. Посему чем больше и сильнее были скорби и печали сердца моего, тем больше и сильнее, по мере оных, были и утешения от Бога» (ЕЗ).

Праведник не боится спасительных скорбей и промыслительных болезней: Кто их попустит, Тот и утешит – на земле и в грядущем Царстве. Чего он не хочет? Чтобы торжествовало зло. Ст. 20-21. Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление. Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят. Перевод: Да не устоит пред Тобой царство беззаконных, причиняющим людям скорбь, вопреки воле Твоей! Преследовать будут они праведника и кровь неповинную осудят. Здесь молитва о торжестве Божественной Правды на земле. «Престолом же беззакония наименовал диавола; потому что престол правды есть Христос, Который противится диаволу» (АВ). Да не будет (не прибудет) при Тебе (Тебе) действовать и тем более побеждать власть сатаны (престол беззакония), в ответ «на повеление» которого в жизнь общества входят нестроения, вражда, скорби (труд). А в согрешившей душе поселяются: окамененное нечувствие, забвение Бога, обманы, самообманы или муки совести, уныние, отчаяние – другого рода «труд». Не попусти, чтобы в нас и вокруг нас воцарилось беззаконие, чтобы, взойдя на престол и приняв власть, оно повелевало скорбями нашими. Таков общий смысл.

1. Смысл мессианский. Давид видит беззаконный суд над Кротким Спасителем и ужасается, и молит: да не будет этого Тебе. Да не войдет в Твою жизнь («да не прибудет Тебе») этот «престол беззакония», это судилище, возложившее на Тебя удары бичей, поругания и Крест (т.е. труд = скорби) – по повелению сатаны. «Судьи» того престола («престола беззакония») - по повелению сидящего на нем - «уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят». Они пожелают уловить душу Спасителя, но Он добровольно предаст Себя на распятие. Им будет нужна только смерть Иисуса – не менее, потому что их волей руководит человекоубийца. Диавол и синедрион осудят «Кровь неповинную», а Иуда, исполнивший повеления того «престола», скажет его служителям словами 93 Пс.: «Согрешил я, предав Кровь неповинную» (Мф. 27, 4). Гордость – сатана на престоле – не пустит его вернуться ко Христу, и тот послушается, как всегда слушался, и погибнет. У судей и сатаны одна логика, одна неправда, одни сети, одни хитрости и приемы для осуждения праведного – как Христа, так и святого последователя Его. Никто из нераскаянных не избежит осуждения на Суде Вседержителя.

2. Смысл пророческий. Прот. Григорий полагает, что Давид восстает на «лукавнующих» судей, которые выносят «такой приговор, который возлагает тяжкое, обременительное наказание, не вытекающее из буквы или духа закона (созидаяй труд на повеление). Это такой престол, или такое седалище, о котором говорит Господь Иисус Христос в обличительной речи своей против книжников и фарисеев (Мф. 23:2-4 и след.), которые связывали "бремена тяжелые и неудобоносимые" и возлагали их на плечи людям, а сами не хотели и перстом коснуться их» (ГР).

3. Смысл духовный. Да не будет, чтобы зло пришло и поставило свой престол в Твоем малом Царстве – в человеке. «Кирилл под престолом разумеет начальство и власть, а под беззаконием – сатану» (в ЕЗ). Человек может вознести на престол сердца как Бога, так и его противника, тогда его сердце станет «престолом беззакония». Каждый послушник сатаны создает для него престол (престол беззакония) в своем сердце. И тот повелевает («на повеление») с престола, чтобы послушник его творил всякое зло ближним («созидаяй труд»), создавал неразрешимые проблемы, мучил, искушал, сеял зло, заставляя других согрешить. И по повелению сидящего на нем, тот несчастный будет мучиться сам и мучить других. Или: да не восторжествует зло в кротком, да не уловят бесы в погибель душу, которая прежде искала правду, и не осудят на скорби наказаний кровь некогда неповинную. За Твое вечное Царство, за Церковь, которую не победят врата ада, беспокоиться не стоит. Твое Царство живет по законам абсолютного Добра и Любви; беззаконие (грех, зло, ненависть или сатана) – вне его врат. Там нет нашего смешения добра со злом, туда ничто нечисто не входит, там Царство Твоей Победы: «кто, говорит, так несведущ и несмыслен, чтобы подумал, что в царстве Твоем участвует престол беззакония, т. е. начальство и злая власть диавола, чего быть не может» (в ЕЗ). Нет второго центра власти – вся власть на Небе и на земле принадлежит Тебе.

4. Зигабен читает: да «не присутствует при Тебе, Господи, диавол во время Твоего суда и да не обвиняет людей и не клевещет на них» (ЕЗ).

За Крестом последует Победа Спасителя. В ней будет участвовать каждый верующий и праведный, потому что еще на земле соединился с Богом в Таинствах, а по смерти он взойдет на Небо богообщения. И Давид исповедует от лица ветхозаветных и новозаветных: ст. 22-23. И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помощь упования моего. И воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог. Перевод: Но был мне Господь прибежищем, помощь надежную явил мне Бог мой. И воздаст им Господь за беззакония их, за лукавство их погубит их Господь Бог. Давид говорит о Едином Боге, Который всегда был Прибежищем пророка, и о Христе. Тот Осужденный – это мой Господь и Бог, Цель моего пути, Предмет упования. Для любящих Его Он станет Прибежищем и Спасителем. Давид сначала свидетельствует о Христе, а затем пророчествует о нераскаянных врагах Его: о судьях синедриона, фарисеях, иудеях и обо всех судьях неправедных, а также о невидимых врагах. Бог воздаст им за беззакония, а за лукавство отлучит от жизни вечной: «Господь, говорит, подвергнет невидимых врагов осуждению и приличному наказанию за беззакония их, и истребит их, иначе удалит их с глаз, так что они не будут более видимы, потому что погрузятся в уготованный им огонь. Могут также вышесказанные слова относиться и к злым людям; например: не будет при Тебе, т. е. не приблизится к Тебе, Господи, начальник беззаконный, который налагает труд и не дает нам совершить повеления Твои. (…) А воздаст Господь злым наказанием в будущем веке и истребит их в настоящем погибелью и смертью» (ЕЗ).

 

Литература

 

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

ПСАЛТИРЬ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ СЪ ГРЕЧЕСКАГО ТЕКСТА LXX, СЪ ВВЕДЕНІЕМЪ И ПРИМѢЧАНІЯМИ. П. Юнгеровъ. Казань. Центральная Типографія. 1915. http://www.odinblago.ru/psaltir 

 

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 – Злат.

Иоанн Златоуст, свт. Толкование Евангелия от Иоанна. – М., Правило веры, 2008. Беседа 28.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt93.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

 

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

 

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

 

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (*   ).