8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 94

Надписание: Хвала песни Давиду, не надписан у еврей. Перевод: Хвалебная песнь Давида, не надписан у евреев. Надписание это внесено «LXX толковниками, которые по характеру и содержанию первой части псалма (до ст. 8) назвали его хвалебною песнию» (ГР). Она воспета Давидом, и Апостол Павел, цитирующий этот псалом в Послании к Евреям (Евр. 3 и 4 глл.), говорит: Дух Святой глаголет «через Давида» (Евр.3,7; 4,7).

Пророк славит Бога от лика святых и одновременно, исполняя повеление Духа Святого, призывает всех верой и благочестием прийти к Единому и ко Христу: «Приидите, возрадуемся Господеви» (1 ст.). Речь пророка адресована не Богу, как это бывает в славословии, а человечеству, что свойственно пророческому учительному слову. Наречие «днесь» (7 ст.) обозначает тот день, когда человек слышит призыв и слово Спасителя мира; оно делит жизнь человека на две части - «до» и «после» слышания Благой Вести. Тот, кто примет слово и не ожесточит сердце лукавством, из света «днесь» в свое время перейдет в блаженство (покой) вечности. Ожесточившие себя неверием требуют особого наставления, и Господь «днесь» Сам напоминает им о судьбе иудеев Исхода: «Вводится лице и самого Святого Духа, повелевающего непокорным не подражать неверию отцов» (АВ). Без веры они не войдут в Покой Царства. Сначала (1-8 стт.) Дух Святой глаголет через Давида, а в конце (9-11 стт.) Он Сам - от первого лица - грозит неверующим.

Бог призывает к Себе всех, ибо всем желает спасения. Иудеи дохристианского мира были уверены, что пророк обращается именно к ним: у них псалмы, их отцы искушали Бога в пустыне, дети тех отцов вошли «в покой» Обетованной земли. Этот псалом мог бы воспеть в конце своего странствия Моисей, и благочестивый Езекия - после победы над Сеннахеримом, и царь Иосия, сокрушавший идолов: «Псалом сей составлен от лица царя Иосии и священников Божиих, когда он убил жрецов идольских и разрушил их жертвенники и кости умерших жрецов идольских сжег и, собрав весь народ, советовал покаяться и умилостивить Бога, и таким образом с радостью и восклицанием петь настоящий псалом об освобождении от нечестия» (Феодорит в ЕЗ). Время нечестия кончилось: придем к Единому Истинному Живому Богу, возрадуемся и больше никогда не уклонимся от Него, не повторим ропота и неверия иудеев Исхода! Св. Апостол Павел возводит нас от образа Истины к Самой Истине: он открывает нам новозаветные смыслы призывов Давида: придите, возрадуемся и припадем к Христу Воскресшему! Он Посланник Отца и Первосвященник (Евр. 3, 1), Который уже взошел с Кровью Своей на Небо, чтобы искупить нас, плененных грехом. Он более Моисея (Евр. 3, 3), а мы – дом Его, в котором Он поселяется, и причастники Ему, «если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» и не оставляем веры (Евр. 3, 6-14). Апостол обращает свое послание к христианам, пришедшим к Спасителю от иудейской веры. Он убеждает их не терять обретенной Благодати и следовать Божественному слову, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12). Псаломское слово - таинственно, апостольское – явно призывает верных «твердо держаться исповедания нашего» (Евр. 4, 14), не отходить от Христа, чтобы войти в покой Его Царства. Псалом призывает ко Христу и тех иудеев, которые удалены от Спасителя неверием, и для язычников его призывы спасительны. Пророк и Апостол убеждают слышащих слово не уподобляться жестокосердным иудеям Исхода, но узнать в Иисусе Христе Бога и Спасителя своего. Псалом мессианский, учительный и хвалебный.

Иногда толкователи придают псалму более общий смысл, видя в нем призыв слушаться Закон Божий и не согрешать. Они полагают, что псалом поет о Едином, - и противники Господа, фарисеи, не стали бы спорить с этим. Сокровенный акцент псалма все же на Христе, именно этот смысл ненавистен для врагов Господа: та истина, что распятый ими Христос есть их Творец и Судия, а они превзошли нечестием своих неверующих предков, жжет невыносимо. Именно мессианское прочтение могло бы указать им спасительный путь: придите, возрадуемся Воскресшему, поклонимся Ему, как Богу, припадем к Нему, как к Спасителю и Отцу, и восплачемся о былом неверии своем. Христос, «Велика Совета Ангел» (Ис. 9, 6), возвестит людям тайну домостроительства спасения. Он для того и послан, чтоб люди Божии пришли к Воплотившемуся: только Он может привести Своего последователя к Отцу. Итак, главная мысль псалма – мессианская, а главный призыв – узнать своего Спасителя и послушаться Его слова. Наиболее последовательны в таком прочтении свт. Афанасий и Зигабен. Прот. Григорий считает, что псалом написан ради субботней службы. На ней исполнялись особые песнопения «хорами избранных из левитов певцов. Таковы все псалмы, в которых прославляется великое и святое имя Творца и Вседержителя мира» (ГР). Однако, напомнив об истории, прот. Григорий возводит нас ко Христу, предлагая мессианское толкование священного текста: «в лице Того, голоса Которого слушать (аще глас его услышите) побуждают нас и пророк, и апостол, должны видеть, конечно, не иное лицо, как Того Пророка-Учителя, о Котором, вблизи горы Синайской, сказал Господь Иегова, чрез Моисея, народу еврейскому: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу" (Втор. 18:18-19)» (ГР).

Пророк Давид взывает от Духа Святого: ст. 1-2. Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. Перевод: Придите, в радости воспоем Господа, воззовем к Богу, Спасителю нашему; предстанем пред лицом Его со славословием и в псалмах воззовем к Нему! Господь, Бог Спаситель – это и Единый, и Христос, но акцент на Воплощенном – только Его Лик («лице Его») явлен очам человеческим. Чтобы войти в радость Царства Святой Троицы, стать жителем открытого Крестом Рая, надо прежде на земле прийти ко Христу.

Святой Дух призывает к радости: «Приидите, возрадуемся Господеви». Радости («возрадуемся») предшествует путь («приидите»). Куда? Ветхозаветные люди приглашаются в Храм Иерусалима, чтобы возрадоваться пребывающему там Богу, чтобы предварить сердечным славословием и пением псалмов «лице Его», т.е. явление Его милости, помощи или Пришествие Мессии. Таков ближайший смысл.

Мессианский смысл. Святой Дух повелевает современникам Благодати (ср.: «Святые повелевают непокорным» (АВ)): придите к Пришедшему, когда Он будет проповедовать на горах, у моря и в хижинах рыбаков, и следуйте за Ним. Волхвы, пастухи, Апостолы последуют этому призыву. Придите ко Христу Воскресшему те, кто жил среди язычников, удалитесь от нечестия, чтобы принять Истину совершенную и живую. Вдали остались стоять неверующие во Христа иудеи, но слово обращено и к ним: «ибо глагол приидите идет не к присутствующим, но к находящимся вдали. Итак, Израиль отделился мысленно своею непокорностью», поэтому пусть придет ко Христу верой (Феодор в ЕЗ). Давид указывает иудеям на Христа - «Спасителя нашего».

Придите в Его Церковь, чтобы в Ее Таинствах очиститься и причаститься Божества, войдите в Царство, которое «внутрь вас есть», чтобы в свое время стать гражданами Небесного Иерусалима. Святой Дух призывает в путь тех, кто удален от Спасителя самыми разнообразными грехами: они примут от Него прощение. Придите к Господу те, кто удален от радости скорбями, потерями, немощью, и страдания обретут спасительный смысл и превратятся в радость Царства. Придите ко Христу праведные и блаженные! Как они приходят? Подвигами благочестия, чистотой и святым созерцанием. Зигабен считает, что Давид призывает христиан, своих: «Приидите, говорит, христиане, и возрадуемся о Владыке нашем, Христе» (ЕЗ). Господь – драгоценность для верующего, предмет святой, чистой радости. Придите к Нему, чтобы возрадоваться в покое царства внутреннего и в мире Небесного Иерусалима.

Причина радости - Победа Спасителя, и человек, побеждающий грех Христовой силой, участвует в ней, поэтому пророк призывает пришедших и ликующих: «воскликнем Богу Спасителю нашему». «…Воскликновение есть победная песнь, или, что то же, громкая, единодушная песнь о поражении врагов» (ГР). Он, «вступив за нас в брань с противными невидимыми силами, низложил врагов наших и предоставил последователям Своим воспользоваться плодами сей победы» (ГР). Святые будут побеждать Им: «особенно лик Апостолов и мучеников, справедливо воссылает Богу победную песнь» (Феодорит в ЕЗ). Воскликнем Воскресшему и Вознесшемуся на Небо. Ср.: «Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования» (Пс. 46,2). Там, одесную Отца, завершится путь Иисуса и наступит полнота Славы Спасителя.

Нельзя предварить в чем-то Безначального, а Давид призывает ветхозаветных людей и нас: «предварим лице Его во исповедании». Значит, пророк говорит о том, что во времени: 1) о приходе в мир Иисуса Христа или 2) о Суде Его. Слово «исповедание» может обозначать: открытое признание, славословие и откровение грехов. 1. Человечество должно предварить выход Господа на проповедь (явление Лица Его) добрым исповеданием. Оно предполагает знание и соблюдение Закона, но живо оно любовью к Богу, смирением и чистотой милующего сердца. Многие поколения иудеев и боящихся Бога предварят Его приход в мир своим добрым исповеданием, и среди современников Господа найдется много тех, кто сделает свое сердце доброй землей, готовой принять семя Божественного слова. В подтексте: пусть наша вера и любовь будут готовы встретить Воплотившегося, узнать Мессию и последовать за Ним, уподобляясь Апостолам. Некнижные рыбаки в простоте нелукавого сердца стяжали доброе исповедание и, узнав в Иисусе Мессию, тут же последовали за Призывающим их.

2. Да сохранят христиане – до самого Второго Пришествия (оно явит «лице Его» во Славе) - доброе святое исповедание: нерушимые догматы Церкви, дела милости и добродетели. Покаянием «предупредим, говорит, второе пришествие Христово, т. е. до второго явления Христова будем исповедоваться пред Ним» (ЕЗ). «Прежде нежели воссядет на Суд» (АВ), успеем обрести прощение и прославить Спасителя.

Или Давид призывает Церковь Христову к псалмопению (исповедание = славословие): «И во псалмех воскликнем Ему». Обретя веру, «воскликнем Ему в победных псалмах, согласно с Его словами: Мужайтесь, Я победил мир (Ин.16, 33) (ЕЗ). Победим оружием слова Божия нападающих на нас (2 ст.), потому что Велик Бог (3 ст.).

Какой верой, каким исповеданием должны предварить люди Первое и Второе пришествие Христа? Ст. 3-5. Яко Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли. Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть. Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте. Перевод: Ибо велик Бог наш, Господь, царь Великий на всей земле; ибо в руках Его пределы земли, и вершины гор подвластны Ему. Ибо Ему подвластно море, и Он сотворил его, и сушу руки Его создали. «Давид с радостью продолжает изъяснять величие, и власть, и силу Христа» (ЕЗ). Спаситель наш Господь (Христос) есть Великий Бог и Великий Царь - Владыка всей земли, ее Творец и Промыслитель, равный Отцу: «Яко Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли».

«Яко в руце Его вси концы земли». «Вси концы земли» - «в пер. с евр.: "глубины, или преисподняя, земли"» (ГР). Бог Слово отмерил глубины пропастей и высоту гор земли: «и высоты гор Того суть» (по вертикали). Его Голгофа - выше Эвереста, Он сошел в глубины ада и вывел его пленников - как Имеющий на то власть. «Концами земли» называют также ее просторы или стороны света (по горизонтали). Христос обнимал их с высоты Креста, и, приняв полноту власти, взял «вси концы земли» «в руце» Свои, в те руки, которые были распростерты на Кресте, - на них навсегда останутся следы язв гвоздиных. Божественные действия, направленные по горизонтали и вертикали, образуют Крест Христов, спасающий и хранящий вселенную.

По Воскресении Господа все творение Божественных рук – море и суша – будут принадлежать не только Единому или Слову, но и Человеку Иисусу: «Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте». Слово с Отцом и Духом сотворили мир – Христос приведет его к спасению. Свт. Кирилл, видящий в 3-5 стт. славословие Святой Троице, считает этими руками Отца Сына и Святой Дух (в ЕЗ). «Руце Его» – это «промышляющая о всем сила Его», Бога, которая содержит и носит тело земли и всех живущих на ней (свт. Василий в ЕЗ). «Сих концов просил у Отца Спаситель и получил оные, как сказано: проси у Меня, и Я дам Тебе народы в достояние Твое, и во владение Твое – концы земли» (Евсевий в ЕЗ). Для чего просил? Для спасения их. Отцы предупреждают: в спасающей руке Божией «находятся те только, которые своим образом мысли и жизни отделяются от земли, почему и никто не может их похитить, как находящихся в руке Отца и в руке Сына» (Дидим в ЕЗ). По мысли свт. Григория Нисского, «земля» – созданный из земли Адам, а «концы земли» – полное число человечества, известное Богу; оно «находится во всесодержащей Его руке» (в ЕЗ). Если толкователи относят эти стихи к славе Единого Бога, то не исключают из нее и Христа.

Ни мертвый идол, ни другой человек, который сам нуждается в спасении, ни ты сам, немощный и тленный, ни идея не должны занять место Живого Бога – Он превыше всего. И пророк Давид, глаголющий от Духа Святого, дает всему человечеству повеление: как оно должно принять Вознесенного на Крест. Причем говорит «мы», причисляя и себя к чающим спасения. Давид говорит именно о Христе: Его послал Отец для спасения мира. Чтобы мир увидел Невидимого, пришел к Бесконечному, припал к ногам воплощенной Любви и заплакал пред Тем Единственным, Кто прощает грех. Ст. 6-7. Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас: яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити Его, и овцы руки Его. Перевод: Придите, поклонимся и припадем к Нему, и восплачем пред Господом, сотворившим нас! Ибо Он Бог наш, и мы, как овцы на пастбище Его, овцы, которых пасет Он. «Приидите» ко Христу верой и любовью – Он Цель пути. «Поклонимся» Ему как Богу и долгожданному Мессии, потому что Бог достоин поклонения. Для поклонения подойдет всякое место, и ничто земное, видимое не может помешать ему: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4,23). У иудеев, имеющих множество обрядов и действий, совершаемых плотью и оставляющих дух праздным, воспитывалось плотское поклонение - неистинное. Главный совершитель поклонения – дух человека. Через него Бог соединяется со всем составом человека. Истина есть Христос. Истинный поклонник облекается во Христа, следует Его слову, уподобляется Ему в жертвенной любви и смирении. И этим поклоняется Небесному. Поэтому все чувственные действия: обряды, церемонии, все то, что связано с местом, временем, – все это вторично и должно отойти на второй план.

«И припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас». «Припадем Ему» в молитве, как к Спасителю своему, «восплачемся» о нашей немощи, как дети. Потому что Христос - Отец наш: Бог, Творец и Промыслитель спасения нашего. Сравним: «Приидите, возрадуемся Господеви» (1 ст.), а здесь: «приидите», «и восплачемся». Иногда говорят так: радоваться будут святые, а плакать – грешные: «Сей псалом призывает верующих во Христа к радости, а неверующим иудеям советует обратиться и припасть к Нему, доколе имеют время покаяния. Давид и себя причисляет к верующим во Христа и к неверующим иудеям: к первым - как своим по благочестию, а вторым - как своим по родству» (ЕЗ). Однако оба призыва могут относиться к одним и тем же людям – верующим и кающимся, осознавшим нужду в Спасителе: возрадуемся о Немвосплачемся о своей немощи. И кто больше плачет о грехах, как не святые?

Ко Христу, когда придет, можно будет подойти, поклониться и припасть, как то и будут делать слепые и бесноватые, грешные и праведные. Одни – страданием, другие – чистой жизнью очистили сердце (духовное око) и, подойдя к Учителю, могли почувствовать, что пред ними – Господь, «сотворший нас». Поэтому такими искренними будут слезы женщины, которая накануне страданий придет помазать миром главу Господа. Свт. Антоний Сурожский так говорил о ней в своей проповеди на Великую Среду: «Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много… Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся …со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу, как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир…» Та жена говорила со Христом без слов, потому что чувствовала: «яко Той есть Бог наш».

Христиане блаженны верою, которая растворена любовью: верой они приходят, покланяются, припадают к ногам Спасителя и исповедуют: «Мы людие пажити Его и овцы руки Его». Он – Пастырь Добрый, а мы - Его овцы (послушные души). Принимаем пищу – в жизнь вечную - на пажитях Его: в Его Церкви и из Его Евангелия, – из Его рук (через Апостолов и священников). Христиане называются народом, «по Евсевию, как принадлежащие Царю, а овцами - как принадлежащие Пастырю; и народом паствы Его - как питаемые и пользующиеся Промыслом Божиим, а овцами руки Его - как управляемые и направляемые Богом» (ЕЗ).

Давид передает нам главное повеление Духа: ст. 7-9. Днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни, воньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя. Перевод: И ныне, когда услышите глас Его, не ожесточайте сердец ваших, подобно тем, кто вызывал гнев Его во дни испытания в пустыне! «Там искушали Меня отцы ваши, искушали Меня и видели деяния Мои». «Днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших». «Слова Кирилла: Что значить: ныне? В настоящее время, в которое Единородный стал Человеком. Ибо тогда мы все услышали голос Его» (в ЕЗ). Человек не имеет никаких естественных оправданий для своего неверия в Пришедшего Спасителя, поэтому, ожесточив свое сердце, выдумывает ложные. Ложь закрывает дорогу к спасению - вера делает сердце открытым, и туда входит Господь. Опасно медлить у запертых дверей, и Святой Дух велит: ответьте верой на глас Христов «днесь» (ныне) - в тот же день, как услышите его. С одной стороны, «днесь» - тот конкретный день, час, минута, когда человек слышит Благую Весть и Божественный призыв следовать за Собой. Слышит «днесь» - и «днесь» должен ответить на него. Призыв этот будет исходить от Того, Кто есть Путь и Пастырь для пути. С другой стороны, «это «ныне» распространяется на каждого во всю жизнь его» (в ЕЗ). «Ныне означает всякое время» (ЕЗ). Апостол Павел просил братьев наставлять друг друга каждый день, «доколе можно говорить «ныне»» (Евр. 3,13), чтобы не свернул кто на путь греха. Если не услышать призыва «днесь», то можно опоздать: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще останется обетование войти в покой Его, не оказался кто из нас опоздавшим» (Евр. 4, 1). «Доколе можно говорить «ныне»» (Евр. 3,13), т.е. пока человек на земле, во времени, он может (по Божественному обетованию) верой и покаянием прийти к Спасителю и стяжать мир. Бог обещает прощение покаявшемуся «днесь», но не обещает завтрашнего дня. За чертой смерти откроется вечность, и тогда изменить себя будет невозможно. «Ибо многие и почти большая часть из нас это «ныне» отвергают и пропускают чрез свою праздность и леность, отлагая и обещаясь утром заниматься добрыми делами, и, таким образом, все дни своей жизни неприметно теряют и исходят из жизни без одеяний добродетельных, переплывая легкою ладьею без всякого груза» (в ЕЗ).

Святой Дух повелевает: только узнайте Бога-Спасителя, когда придет! Когда услышите Его живой человеческий голос (в тех иудейских селениях или теперь со страниц Евангелия), то узнайте в нем голос своего Бога, - как узнал его Савл на дороге в Дамаск. В кротких и простых словах Его будут жить Божественная Любовь и Божественная власть. Что может помешать вере? Бог сделал все, чтобы ничто не помешало: пророчества говорили о Христе и времени Его пришествия вполне ясно, были народные учителя, которые должны были растолковать эти пророчества народу, были ученые богословы, происходили знамения, но иудеи (в том числе те учителя и богословы) все силы ума употребили на то, чтобы не увидеть очевидного. Наконец, Сам Отец ясно говорил о Сыне: «Три раза с неба Отец Небесный свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, побуждая тем человеческий род "послушать гласа Его": после Крещения (Мф. 3:1; Мк.1:11; Лк. 3:22), после Преображения (Мф. 17:5; Мк. 9:7) и после торжественного Входа Спасителя нашего в Иерусалим (Ин. 12:28,30). И Спаситель наш учил людей истине, свидетельствовал об "истине" (Ин. 18:37), и кто "от истины", тот слушал и "слушает гласа Его", как Сам Он сказал (Ин. 18:37; ср.10:16). Таким Он даст жизнь вечную и доставит им покой вечный (Мф. 11:28-29), а отвергающий Его и не принимающий слов Его имеет судию себе: слово, которое Он говорил, оно будет "судить" такового "в последний день" (Ин. 12:48-50)...» (ГР). Причина неприятия Мессии – в сердце, ожесточенном гордостью и лукавством: позавидовали, не захотели менять жизни, возненавидели истину, которая свидетельствовала против них. Лукавый разум – безумный разум, потому что ведет хозяина своего в погибель.

Господь будет уверять, что Его овцы знают голос своего Пастыря и не спутают его с иными голосами: «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10, 4). Если вы, благочестивые Израиля, услышите на холмах или над гладью Галилейского озера этот голос – Бога и Человека, - «не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни». И вы, принявшие верой Христа, если услышите в Церкви или прочтете в Евангелии повеление Господа, не ожесточайте себя лукавством, не отворачивайтесь от Его воли, но исполняйте ее по совести. Некоторые толкователи придают словам общий смысл: «всякий раз, как вы услышите глас Божий, призывающий вас на поклонение Ему, вы не ожесточайте сердец ваших» (ГР). Но псалом призывает узнать Явленного Спасителя, Который придет лично к каждому и будет ожидать ответа на Свой призыв.

Сначала (1-8 стт.) - по внушению Духа - пророчествовал, призывая ко Христу, Давид (в 7 ст.: «глас Его» - глас Спасителя); с 9 ст. Дух Святой принимает лицо Говорящего, и речь Его завершит псалом. Эта перемена лиц происходит внутри одной сложной синтаксической конструкции, незаметно, без «стыка» и столкновения смыслов или стилей. И все это потому, что и в призывах Давида (до 9 ст.), и от Себя (после 9 ст.) глаголет Тот же Дух Святой (Евр. 3,7-11). Итак, Святой Дух, напоминая о событиях Исхода, велит через Давида не ожесточать сердец, как это было в пустыне (8 ст.). А далее Он говорит от Первого Лица: «воньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя» = в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, хотя и видели дела Мои. Он учит современников Господа и нас. Иудеи, не уподобляйтесь предкам, но поверьте Посланному Отцом. Христиане, не уподобляйтесь древним иудеям: не ропщите, не лукавьте, не будьте неверными. «Отцы ваши, говорит псалмопевец от лица Божия, видели дела Мои с того дня, как Я вывел их из Египта. Видели, как в пустыне, чрез которую Я вел их в землю обетованную, в тот раз, как не было воды, Я извел им воду из камня. Видели, как горькую воду Я услаждал для них чрез положенное Моисеем дерево; они видели, как Я дал им Закон чрез Моисея на горе Синай, как устроил для них храм (скинию), как неоднократно защищал их от врагов, нападавших на них во время путешествия их в пустыне, как подавал им пищу и все для них потребное, - видели все Мои благодеяния и пребывали неверными, грубыми и неблагодарными, ожесточали сердца свои, все время оставаясь "жестоковыйными" (Исх. 33:5) и непослушными велениям Господа Бога Своего, чем премного искушали Его и возбуждали против себя гнев Его. В таком именно смысле принимает сии псаломские изречения и св. апостол Павел, приводя их в Послании к Евреям (3:7-11)» (ГР).

Ст. 10-11. Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий Моих, яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой. Перевод: «Сорок лет негодовал Я на этот народ и сказал: непрестанно заблуждаются они сердцем, и не познали путей Моих; посему поклялся Я в гневе Моем, что не войдут они в покой Мой». «Сорок лет, - говорит Господь, продолжали искушать Меня (искусиши Мя) отцы ваши, четыредесять лет негодовах (Я был раздражаем) рода того, неблагодарного, жестоковыйного и необузданного. Самое сорокалетнее странствование по безводной пустыне было определено им в наказание за их строптивость и непослушание. За все это время продолжительного блуждания они испытывали (искусиша Мя) Мое долготерпение, а потому Я вознегодовал (сильно разгневался) на них и рех (т.е. после всего Я сказал): непрестанно они заблуждают сердцем: потому что не познали путей Моих. Я поставил и дал им в путеводителя пророка Моисея; посредством многочисленных знамений и чудес Я вывел их из Египта; в самой пустыне Я дал им Закон и сотворил для них многие чудеса, и при всем том тии не познаша путий Моих. Значит, сами они были причиною того, что Я поклялся: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой, то есть - они не войдут в обещанный им покой, или, что то же, в обетованную землю» (ГР).

«Аще внидут в покой Мой», как и «аще Давиду солжу» (Пс. 88, 36), – оборот речи, отражающий свойства еврейского языка: «Аще внидут - гебраизм = не внидут» (ИО, то же в ЕЗ и у прот. Григория). Здесь нет условного значения, но есть клятва: «И клятва сия в точности исполнилась: все вышедшие из Египта, за ожесточение и неверие, не вошли в покой обетованной земли» (ГР). «Покой Мой». «По учению Священного Писания, от начала мира существуют три покоя. Первый - плотской - субботний, по установлению ветхозаветной иудейской Церкви. Второй - вход в землю обетованную, в которой Иисус Навин упокоил иудеев от 40-летнего блуждания по пустыне. И третий - покой небесный, блаженство вечной жизни, которая уготована всем верующим и любящим Бога и которую разумеет здесь апостол (Евр. гл. 3 и 4)» (ГР). На земле - «днесь» – от нас требуется исполнение услышанного слова, тогда в вечности нас будет ожидать покой от трудов своих (страданий, борьбы, болезней).

«Итак, увещание и страшная угроза, заключающаяся в последних стихах 94-го псалма, относятся не к одним только неверным иудеям, они еще более относятся к нам - христианам, вкусившим благ мирно-благодатного Царства Христова. Не избавило ветхого Израиля от отвержения Богом имя иудеев, как народа Божия, или же имя "чад Авраамовых", которым они любили хвалиться (Мф. 3:9). Не спасет и нас от вечного наказания носимое нами имя христиан, если мы, "соделавшись причастниками Христу, не сохраним начатой (благочестивой) жизни твердо до конца" (Евр. 3:14). Ибо, по слову апостола Петра, "лучше бы нам не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной святой заповеди" (2 Петр. 2:21). Будем же внимательно, усердно и благоговейно слушать и исполнять голос Иисуса Христа - слова Святого Евангелия Спасителя нашего и глаголы возлюбленных учеников Его, пока еще длится наша жизнь, пока еще можно слышать нам: "Ныне (днесь) не ожесточите сердец ваших, обольщаясь грехом..." (Евр. 3:13), пока еще, в случае падения, возможно покаяние и обращение к Богу, - и Господь дарует нам жизнь вечную - блаженную, доставит нам "покой Божий" (Евр. 4:10)» (ГР).

 

 

Литература

 

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

ПСАЛТИРЬ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ СЪ ГРЕЧЕСКАГО ТЕКСТА LXX, СЪ ВВЕДЕНІЕМЪ И ПРИМѢЧАНІЯМИ. П. Юнгеровъ. Казань. Центральная Типографія. 1915. http://www.odinblago.ru/psaltir 

 

Толкования:

Антоний Сурожский, митрополит. Проповеди. - http://www.pravmir.ru/velikaya-sreda-tolkovaniya-propovedi-pesnopeniya-audio

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt94.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

 

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

 

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

 

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (*   ).

 

 

 

 

/