8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 95

Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей. Перевод: Хвалебная песнь Давида, когда созидался дом после плена, не надписан у евреев. Такое надписание предлагают нам 70 толковников - в еврейской Псалтири оно отсутствует. Составителем псалма они называют Давида, и это авторство подтверждает 16 гл. Паралипоменона. Прот. Григорий напоминает: поставив скинию на Сионе, пророк написал особую богослужебную песнь. В нее вошли стихи из 104, 95 и 105 Псс.

Пред нами – хвалебная песнь: «Хвала песни Давиду». Хвала не сочиняется, а изливается из сердца: Давид – от лица всего творения - воспевает Единого Бога (прикровенно - в Трех Лицах) и Воплотившегося Сына. Слава Господа Иисуса Христа открывается ему в славе двух Его Пришествий: псалом «предвозвещает и первое, и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий Суд, и дарованное уже язычникам спасение» (ФК). Давид не изображает сами события, но мы видим их отраженными на радостном лице пророка. Его дух ликует о спасительных плодах этих двух Богоявлений: человек и все творение станут причастниками Божественной Славы – Давид созерцает ее, он весь освещен ее Светом. Пророк воспевает Божество Христа (преимущественно Спасителю усваивается в псалме именование Господь), однако, через Него Давид возводит нас и к Единому в Трех Лицах. Главные смыслы псалма – пророческие, мессианские, богословские, эсхатологические. Дух Святой сообщил пророку откровение о Пришествиях и дал наставление для пастырей и народов - о Боге и духовной жертве. Поэтому псалом не только хвалебный и пророческий, но и учительный.

Взгляд пророка устремлен к Славе Спасителя - слово же его обращено преимущественно к современникам времен Благодати: Апостолам, святителям, пастырям, - хотя к исповеданию призываются все: «Давид сим псалмом побуждает христиан воспеть Богу стройную песнь благодарения» (ЕЗ). Израиль первым должен быть готов встретить Мессию, принять Его слово и воспеть жизнью и устами новую песнь – проповедовать Евангелие. Это исполнят Апостолы. Псалом просвещает и тех ветхозаветных, которые при жизни не дождутся Мессии. Если они прославят Единого доброй жизнью, то в шеоле узрят Лик пришедшего за ними Мессии и воспоют Ему на просторах рая.

Повеления Святого Духа образуют смысловой стержень псалма. Бог (устами пророка) призывает и повелевает: «воспойте», «благословите», «возвестите», «принесите», «рцыте» и т.д. Эти глаголы повелительного наклонения всегда начинают фразу; на них падает логическое ударение, на них держится величественный ритм - они делают псалом монолитом. Но это гранитное русло несет на себе огненный поток сердечных славословий и радостных пророчеств - радостных, потому что Дух Святой обращается не к грешным, а к праведным. Он призывает святой Израиль, чтобы он, встретив Спасителя, воспел Богу новую песнь (1-2 стт.) и проповедовал о Едином в Трех Лицах язычникам (3 ст.). А затем Он перечисляет основные мысли проповеди, и одновременно этими же словами Давид, уста Божии, хвалит Бога (4-6 стт.). Далее та же последовательность повторяется: Дух Святой повелевает людям последних времен о жертве и поклонении Богу (7-9 стт.) и о благовествовании народам (10 ст.). В конце Он устами Давида поясняет главное: Первое и Второе Пришествие Господа, о которых прикровенно говорит псалом, – события бесконечно радостные для тех, кто исполняет Божественную волю (11-13 стт.). Однако пророк называет эти Пришествия судом (10, 13 стт.), потому что отношение к Пришедшему разделит человечество на принявших и отвергнувших Спасителя.

«Историческая» часть надписания («внегда дом созидашеся по пленении») относит песнь ко временам Ездры и восстановления Второго Храма (после Вавилонского плена), т.е. к ветхозаветной истории, о которой в псалме вообще не говорится: песнь обращена к грядущей Благодати. Поэтому блж. Феодорит справедливо сетовал, что эту часть надписания составил не пророк, «но кто-нибудь другой, вероятно, не глубоко вникнув в смысл псалма» (ФК). Отцы трактуют это надписание как метафору о Боговоплощении и Христовой Церкви. 1. Домом для Бога Слово стала воспринятая Им человеческая природа: «В высшем значении под строением дома разумеется устроение восприятия человечества, в каком поселился Сын… после того плена, который взял было диавол» (ЕЗ). Человек был пленен диаволом, грехом и смертью, но Христос вернет тот плен на определенную Израилю землю – в Град мира, в Иерусалим Небесный. Свт. Григорий Нисский скажет об этом (у Зигабена) словами Давида: «Возшел еси на высоту, пленил еси плен» (Пс. 67, 19). Та новая песнь, о которой повелевает Дух Святой, будет звучать, когда будет построен дом, т.е. когда родится Христос (ЕЗ).

2. Созидание храма – это устроение, «составление Церкви, которую, по словам Евсевия, построил великий и премудрый Строитель – Сын Божий» (ЕЗ). Его Крест пошлет на Апостолов, собравшихся в Сионской горнице, Дух Святой, а те призовут ко спасению все концы земли. Надписание пророчествует «о призвании язычников, по окончании мысленного их плена, когда в целой вселенной основана будет Церковь» (АВ).

3. В Церкви человек становится храмом для действующего в нем Христа, Который очищает, обновляет, преображает и освящает Свое жилище - человека. Этот дом наш созидается Таинствами, в которых действует Святая Троица.

Стт. 1-2. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля, воспойте Господеви, благословите имя Его, благовестите день от дне спасение Его. Перевод: Воспойте Господу песнь новую! Воспой Господу, вся земля! Воспойте Господу, благословите имя Его, возглашайте всяк день, что в Нем спасение наше! «Воспойте Господеви песнь нову». В конце дней мира Христос скажет о Себе: «Се, творю все новое!» (Отк. 21, 5). Господь и в Первое пришествие будет творить новое, но совершенства своего этот Его труд над нами достигнет в вечности Нового Иерусалима - ее откроет Его славное Второе Пришествие: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр. 21, 1-5). Благодать Церкви Христовой и совершенство Небесного Иерусалима – вот две дали, две перспективы, которые открываются для принимающих наставления 95 Пс. Благодать, пришедшая в мир, спасение Христово - плоды Первого Пришествия. Второе проведет воскресшего через Суд и возведет спасенного в Небесный град. Это «новое» творит Христос. Златоуст поясняет: «В самом деле, вместо земного Иерусалима, мы получили вышний престольный град; вместо чувственного храма узрели храм духовный; вместо каменных скрижалей получили плотяные; вместо обрезания – крещение; вместо манны – тело Владычне; вместо воды из камня – кровь из ребра; вместо жезла Моисеева или Ааронова – крест; вместо обетованной земли – Царство Небесное; вместо бесчисленных иереев – Единого Архиерея; вместо агнца бессловесного – Агнца духовного. Представляя все эти и подобные блага, (апостол) и сказал: «все новое»» (Злат. в ОП).

Почему нужна новая песнь? Потому что она будут свидетельствовать: человек преобразился, обновился: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5, 17). Это новое Божественное дело требует новой песниответа души на обретенное спасение, свободу и жизнь в Боге. Примите их и воспойте! Первым воспел ее Давид: он ответил на Благую Весть Духа «новой песнью» - радостью 95 Пс. - и призвал к обновлению весь мир. Однако призыв Духа обращен к современникам Благодати. Новая песньЕвангелие: «Дух повелевает Апостолам петь новую песнь, т. е. народам целой вселенной возвестить Новый Завет» (АВ, то же у Кирилла и Диодора в ЕЗ), а за ними эту новую песнь воспоет весь мир. Здесь не только призыв к проповеди, но и повеление о внутреннем преображении. Человек поет эту песнь преимущественно не устами, а духом и жизнью, когда следует за Христом и слушается слова Евангелия. Заметим, что храмовая песнь (1Пар. 16 гл.), составленная Давидом из трех псалмов, не включала в себя слов: «Воспойте Господеви песнь нову». Цитата там начиналась со следующей фразы: «воспойте Господеви вся земля». Левиты пели ее людям ветхозаветным, которые еще не могли исполнить повеления, предназначенного для обновленного духа: «Евсевия: Все стало во Христе ново, и древнее прошло, и на нас исполнились слова псалма: обновится, как у орла, юность твоя. Ибо мы обновились во Христе, свергнув с себя ветхого человека, тлеющего в похотях прелести и облекшись в нового, обновляемого по образу Создавшего его» (в ЕЗ). Та песнь подобает хранящим волю Божию, но ее поют и те, кто припал ко Христу в покаянии.

В чем еще новизна той песни? 1. К славословию приглашается вся земля, все народы, а не только иудеи, знающие Единого: «воспойте Господеви вся земля». «Вся земля» - 1) люди всех стран, принявшие проповедь Апостолов; 2) в более широком смысле, все творение, ибо все оно предназначено к обновлению во Христе. Творение поет, когда живет по данному Богом закону. Эту песнь воспевают восходящие от греха к святости: она свидетельствует о полученной Благодати. Человек поет Богу добрыми мыслями и благочестивыми делами, а затем уже и устами славословит. О последнем образе пения говорил свт. Афанасий: «песнь нова» объединяет в себе все «песни, которые сочинили христиане и поют во святых Христовых церквах» (АВ). Песни эти вдохновлены Духом Святым, сошедшим на Церковь. Они – от Бога, но петь их должна «вся земля». Впрочем, первыми воспели ту новую песнь не люди, а Ангелы Рождества: она – с Неба и означает также «то славословие, которое пели Ангелы, то есть: слава в вышних Богу и на земли мир (Лк.2:14). Когда же они воспели ее? Когда построен дом; когда, по словам безыменного истолкователя, родился Христос» (ЕЗ). Теперь эту песнь поют с ними люди.

2. О Ком и о чем эта песнь? Предмет пения отчасти нов для ветхозаветного человека, который привык воспевать Единого. Новизна эта выражена прикровенно. 1. Трехкратное «Воспойте Господеви» славит Триединого Бога, показывая, «что Единый Бог должен быть прославляем в Святой Троице, что в Трех Лицах Одно Божество, почему и одно поклонение и одно песнопение должно быть воздаваемо Святой Троице» (ЕЗ). 2. Господом и спасением назван Христос, Ему воздается Слава: «Воспойте Господеви, благословите имя Его». «Славьте, говорит, имя Иисуса, как спасительное. Ибо Иисус значит Спаситель. Или (славьте), потому что оно всесильно для употребляющих его с верою» (ЕЗ). Не от земных врагов, не от временного плена, египетского или вавилонского, спасет воспеваемый Господь: псалом возвещает о победе над врагами древними и всесильными. «А такою песнию и будет песнь о спасении, которое уготовано чрез Сына Божия, для "всех народов" (Лк. 2:31)» (ГР).

3. Новая песнь – песнь мира: человек во Христе примиряется с Богом: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5,). Христианин живет в мире с Богом, своей совестью и другими людьми.

Святой Дух велит Апостолам и христианам не только петь Богу (1-2 стт.), но и благовествовать человечеству (2-3 стт.): «Благовестите день от дне спасение Его» - Спасителя, посланного Отцом, и спасение Его, которое устроит Крест. Евангелие – это Святое Благовествование. Обращаясь к Апостолам и последующим святым благовестникам, священникам и мирянам, Святой Дух велит: ст. 3. Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его. Перевод: Возвещайте племенам славу Его, всем народам чудеса Его! Дух Святой призывает возвещать в народах («во языцех» = «во всех людех») славу чудесных Божественных дел Спасителя, сквозь которые видится Слава Святой Троицы. Слава Бога и чудеса Его не одно и то же: не все дела Господа нарушают естества чин, но все они несут печать Славы.

«Слава Его». 1. Слава = Благодать Божия, которая изливается не только в видимых чудесах, но - преимущественно - в невидимом преображении и обновлении человека, в таинственном просвещении его. Благодатью живо слово святых отцов и церковные песнопения. Благодать – сила Таинств церковных. 2. Слава Христа – Его Крест, Его спасительное дело: «Возвестите, говорит, народам славу вочеловечения Бога-Слова и страдание Его за нас, ибо страдания для спасения рабов своих есть для Господа слава. Равным образом возвещайте и те чудные дела, которые Он произвел, обращаясь с людьми» (ЕЗ). В основе Его спасения, Его Креста не чудо, а Любовь, которая не пожелала, как ей советовали, чудесным образом сойти с Креста.

Бог призывает к проповеди и свидетельству. Кого? Кто сам принял Благую Весть и видел славу Христа – славу Бога – и чудеса Его. Призываются только свидетели славы и чудес, которые, познав их, уже воспели «песнь нову». Во-первых, это Апостолы, поставленные Господом для благовещения и свидетельства Его славы, «которые с дерзновением могли говорить о себе "Мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Ин. 1:14), и которые действительно пронесли эту славу и это благовестие о спасении по всей земле» (ГР). Их глаза видели исцеления, умножения хлебов, воскресшую отроковицу, а затем – Умершего на Кресте и Явившегося к ним в вечер Воскресения. Их уши слышали глаголы жизни и пророчества, последние возгласы на Кресте и голос Идущего в Еммаус, от которого горело сердце. Уста их вкушали умноженный хлеб и пили вино, которое только что было водой. И обоняние подтверждало то, что ощущал язык. Руки их осязали умершее Тело и смогут коснуться Воскресшего. Поэтому Святой Богослов и писал: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни… И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 1-5). Свет – образ Славы = Благодати. Апостолы возвестят в народах и явят Славу Господа, Евангелисты расскажут о чудесных делах Божиих и тех событиях, которые устроили спасение мира. Воскресший Господь даст ясное повеление Апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). А здесь Дух Святой предвосхищает Христово повеление: Он посылает лик Апостолов проповедовать язычникам («во языцех»), а принявшим проповедь - нести Благую Весть далее - всем людям («возвестите» «во всех людех»).

Во-вторых, свидетелями славы и чудес Спасителя являются сонмы Святых, которые словом и жизнью проповедуют Победу Христа Воскресшего. Долг свидетельства распространяется на всех, кто наблюдал дела Божии, стал свидетелем Славы и Силы Господа. Свидетельствовать можно только о виденном – очами плоти и очами духа, которые открывает Христос. И свидетели эти – Апостолы, преподобные, мученики - «до скончания мира не престанут возвещать нам тайны Нового Завета» (АВ). Мученик – это свидетель Христов (др.-греч. μάρτυς, μάρτῠρος — свидетель, лат. martyr — свидетель), который засвидетельствовал кровью не только свою веру, но и полученную от Господа Благодать. Итак, все эти святые свидетели должны словом и жизнью нести народам Благую Весть о пришедшем в мир Спасителе.

«Возвестите» - повелевает Дух Святой в 3 ст., а далее предлагает саму Весть, само Откровение (4-6 стт.). Он говорит, Каким открывается Бог из дел Его: ст.4. Яко Велий Господь и хвален зело, страшен есть над всеми боги. Перевод: Ибо велик Господь и прославлен Он, грозен для всех богов. Здесь говорится и о Едином, но особый смысл появляется тогда, когда эти эпитеты «Велий», «хвален зело», «страшен» исповедник относит ко Христу, прославляя Его Божество. Возвестите о Божественной славе Иисуса Христа и о делах Его, потому что («яко») Величие Его несравненно и превосходит славу самых великих царей, судей, пророков и героев. Их нередко называли «богами», как принявших частицу Божественной власти. Христос превыше всех их, Он – «над всеми боги» - в силу абсолютной человеческой святости и по причине соединения с Божеством Слова. Он достоин высшего поклонения («хвален зело»). Ему предстоят в трепете Ангелы; Он страшен для демонов, возомнивших себя богами. Задача человека - за явлениями славы и чудесами Божественных дел (3 ст.) увидеть Самого Господа, Который есть Свет и Любовь.

Христос Истинный Бог и воплощенная Истина. Кто обратится к Истине, должен оставить ложных богов, которым поклонялся, так как они – бесы, служащие отцу лжи. Ст. 5-6. Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори. Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его. Перевод: Ибо все боги язычников бесы; а Господь небеса сотворил. Славословие и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его. «Яко вси бози язык бесове». Их боги («бози язык» = боги народов) = 1) бесы, демоны, 2) идолы. Бесы требуют себе высшего поклонения и внушают ставить им идолов, в которых и вселяются. «Еллины называли их демонами, как сведущих, по их мнению, в добре, производя их имя от «δαιω», «знаю». А мы, христиане, называем их демонами, как сведущих во зле» (ЕЗ). Кто поклоняется им, извращает свой разум, и он становится безумным, а воля устремляется к самым отвратительным грехам. Так зло подчиняет себе человека. Многие из таких, "называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца" (Рим. 1, 22-23, 25)» (ГР). И в другом послании: «"Мы знаем, что идол в мире ничто" (1 Кор. 8:4). Но люди, поклоняющиеся идолам, под видом последних, поклоняются диаволу, который отвращает людей от Бога» (ГР). Идол, хоть и ничто, но становится посредником злой, лукавой силы и дверью в погибель. Если человек спасителем своим считает кусок металла или дерева, то исповедует собственное безумие и противление Живому Богу.

Превратные представления о Боге извращают нравственные обычаи человека, и Давид возвращает к здравию, прежде всего, разум идолопоклонников. Он начинает с очевидного и - для вменяемых - бесспорного: «Господь же небеса сотвори». Не падший дух, не кусок металла сотворил вечное и прекрасное небо, а Бог. Почему из всего творения Давид упоминает именно о небесах? Потому что «небеса суть творения, превосходящие своим великолепием и изяществом все прочие» (ЕЗ). Звезды прекрасны и высоки: к ним прикасается только Божественная десница. Они лучше сохранили печать изначальной гармонии, ибо удалены от зла. Они кажутся вечными; движения их подчинены премудрым постоянным законам. Под небесами мы можем понимать невидимый ангельский мир и звездное небо, но здесь имеется в виду, скорее всего, последнее, как наблюдаемое всеми. Очевидная мысль (Бог сотворил небеса) превращается в радостное исповедание, потому что содержит в подтексте: сотворил эти совершенные небеса Тот, Кто придет сначала для спасения мира, а затем для Суда (разделения). Бог будет действовать премудро и не ошибется - только не ошибся бы человек, которому предстоит узнать в Воплотившемся Сына Божия. Иисус же явит удивительную власть над стихиями - даже на Кресте: «Ибо во время вольного Его страдания не только омрачилось солнце, и распались камни, и катапетасма (закров) храма разорвалась, но и силы небесные поколебались, и, кратко сказать, все угрожало разрушением, видя Носящего все висевшим на Кресте» (Феодорит в ЕЗ).

Затем Святой Дух через Давида открывает нам то, что находится за пределами человеческого познания и принадлежит Небу. Что видят Божественные очи Отца, Сына и Святого Духа? Утешитель открывает: «Исповедание и красота пред Ним». 1. Божественные очи всегда видят пред Собой Свое Царство – небеса небес – совершенный мир, который в своей святости и красоте отражает Славу Творца. Он исповедует = славит своим совершенством Того, к Кому обращен. Этот мир предстоит Богу, значит, Утешитель говорит не о Блаженстве Лиц Святой Троицы, а о духовной красоте творения - о мире Святых Небесных Сил, которые созерцают высший Свет и несут Его в себе. Они блаженны, их славословие Богу («исповедание») естественно, искренно и не умолкает.

2. Тот высший Свет отражают собой святые люди, так как всегда обращены к Нему - как зеркало к солнцу, поэтому они прекрасны и названы «красотой». Они всегда «пред Ним»: 1) пред судом Его, пред очами Его; 2) созерцают Славу Творца и поклоняются Славе Креста, поэтому славословят (исповедуют) от сердца, и дело их названо «исповеданием». Святые стоят пред Богом, потому что подошли к Нему близко своей милостью и чистотой. Они видят славу Божию и исповедуют ее. Здесь возможна метонимия: «Посредством свойств Давид указывает здесь на имеющих свойства, называя исповеданием исповедающихся во грехах своих, а красотою – сделавшихся прекрасными по душе, потому что они очистились покаянием» (ЕЗ).

«Пред Ним» - пред Господом: Бог видит = усваивает Себе духовную красоту святых: душа каждого из них становится для Бога красотой. Есть красота в чистоте, милости, смирении и сознании своего недостоинства. «Слова Евсевия: Что значит: пред Ним? Бог, говорит, не удостаивает воззрения того, кто не имеет в уме и сердце своем духовной красоты…» (в ЕЗ). Давид говорит о тех, кто еще на земле, и пророчествует о самой дальней перспективе: о радости Нового Иерусалима, о вечном предстоянии Святых. Вот прекрасный плод сотворения мира - человек в преображенной воскресшей плоти будет пребывать с Богом на Его Небесах. Сначала на высоту взойдет Богочеловек, а за Ним – Его последователи, Его Церковь.

3. Пред НимСвятыня и великолепие Его Церкви, которая объединяет Ангелов и людей, - Ее красота, Ее исповедание.

«Святыня и великолепие во святиле Его». 1. Пред Ним – Его святилище: «Святило Его» - это Невеста Христова, Его «Церковь; она и свята, и велелепна; ибо украшение Церкви возвышенно» (АВ). Она Едина, но живет во множестве храмов: «Святилище Бoжиe суть поместные храмы, т. е. церкви; поелику они освящаются Богом и освящают приходящих к ним с верою. Итак, в сих, говорит, святых церквах пребывает святыня и великолепие, т. е. чистота и дела, приличные великим и святым мужам» (ЕЗ).

2. «Святило Его», Христа, – «небо небесе», место Престола Отчего. Там все свято и великолепно, ничто нечистое, несовершенное туда не восходит. Там вечно и неизменно пребывает Слово, туда по Вознесении взойдет Богочеловек.

3. Красота, святыня и великолепие присущи человеческой природе Господа. В Иисусе Человекево святиле Его») невидимо, словно в Храме, пребывает Божество СловаСвятыня и великолепие»): «Слова Феодорита: Святилище есть восприятое человечество, чрез которое, явившись людям, Бог освещает их зарями Своего великолепия и приводить всех к поклонению» (ЕЗ). Люди видели Человека, но некоторые благоговейные очами духа созерцали в Нем «святыню и великолепие» Божества Слова.

Христос принес Жертву как Человек. Как Бог, Он достоин нашего жертвоприношения. Святой Дух (через Давида) повелевает пришедшим ко Христу Апостолам и народам земли, чтобы принесли дары, и объясняет, какой жертвы ожидает от них Господь. Не овнов, не тельцов – требуется духовная жертва. Ст. 7-9. Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени Его, возмите жертвы и входите во дворы Его. Поклонитеся Господеви во дворе святем Его: да подвижится от лица Его вся земля. Перевод: Принесите Господу дары, отцы племен, воздайте Господу славу и честь! Воздайте славу имени Господа! Возьмите жертвы и входите во дворы Его! Поклоняйтесь Господу во дворе святом Его! Да поколеблется пред лицом Его вся земля! «Принесите Господеви, отечествия язык». «Отечествия язык» - это обращение, а не прямое дополнение. «Отечествия язык» - главы народов и отцы Церкви: «пaтpиapxи, apxиepeи, священники и учители» (ЕЗ), «иереи и предстоятели» (АВ).

Кому приносится духовная жертва? Единый Бог будет явлен как Святая Троица, и в троекратном «принесите Господеви» Зигабен видит прикровенную проповедь о Трех Божественных Лицах. И во Христе Бог будет явлен как Слово, Сын Божий, поэтому троекратное «Господеви» может быть отнесено и к Его Лицу. Противоречия нет: Святая Троица постигается нами через Воплотившегося Сына. Пришедший к Сыну станет причастником Духа и, если сохранит Благодать, обретет Отца на Небесах.

Какого рода должна быть жертва Богу – Святой Троице и Христу? «Принесите Господеви славу и честь». После Креста будет не нужна кровь агнцев и тельцов: она служила прообразом уже совершившейся на Голгофе Жертве. Принесите Господу славу и честь, отцы народов и отцы Церкви! Воздайте Христу Божественную славу и честь Единосущного Отцу - они принадлежат Ему по праву. Приносите свои духовные и словесные жертвы. Это нужно не Богу, у Которого все есть, а человеку, земле, чтобы стал он Небом. Воспойте Его в сердце, слушайтесь и любите Его: «Славою называет прославление песнями; а честьюхранение заповедей Христовых. Ибо если, по словам Апостола, ты, христианин, преступлением закона бесчестишь Бога (Рим.2:23), то явно, что хранением заповедей воздаешь честь Богу» (ЕЗ). Христос желает, чтобы к ближним мы являли милость (ср. : «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13)) и поклонялись Богу в духе и истине (Ин. 4, 23).

«Принесите Господеви славу имени Его». Какие у Господа имена? Слово, Сын Божий, Иисус (Спаситель), Христос (Мессия), Истина, Свет, Путь, Учитель, Пастырь Добрый. Относитесь к Воплотившемуся как к Спасителю вашему, как к долгожданному Мессии, как к Богу (Слово, Сын Божий). Слава Христа – Крест Его (в ЕЗ). Не ищите иного спасителя, учителя, отца, ибо тот другой - не Живой Бог, а творение, и не он взошел за вас на Крест. Абсолют достоин абсолютной веры и полного послушания. Давид призывает христиан «прославлять имя Христово славным или похвальным житием» (ЕЗ).

«Возмите жертвы и входите во дворы Его». «Возьмите, говорит, христиане, жертвы духовные и идите в церкви Божии. Ибо Бог, говорит, есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине (Ин.4:24). А духовные жертвы суть добродетели, и дворы Божии суть поместные церкви» (ЕЗ). Или: жертвы – дела, наполненные любовью, дворы – просторы рая. Жертва – это, например, мир кроткого духа, который терпит, но не теряет света; это самоотверженность матери, забывающей о своих интересах; это послушание монаха, отказавшегося от своей воли. Это смерть воина и мученика или поступок ученого, сжигающего свой гениальный труд, которым человечество могло бы распорядиться во зло себе. Такие жертвователи войдут во дворы Царства. Причина жертвы одна – любовь к Богу и к заповедям Его.

Выше говорилось о «дворах», а здесь «о дворе»: «Поклонитеся Господеви во дворе святем Его». Православных храмов много, а Церковь Христова одна. Слова эти «указывают на единство вселенской Церкви Христовой, при устроении которой силою и действием благодати Божией придет в движение вся земля» (ГР).

Что станет следствием жертвоприношения и поклонения? Преображение и обожение нашей природы, которую Давид сравнивает с землей. Пророк желает этой перемены: «Да подвижится от лица Его вся земля». Где начало этого преображения? «Можно сказать, что сии слова исполнились во время страдания на кресте, когда поколебалась вся земля при сотрясении всего миpa, сверх того исполнились тогда, когда Господь явился чрез вочеловечение свое» (ЕЗ). Мир изменится вследствие Его Первого пришествия: земля подвигнется в сторону Неба. Человек, земля, преобразится и войдет в открытый Рай: «Дидима: Истинным движением земли может быть изменение ее в небо и облечение наше в образ небесного, и отложение плотской и земной расположенности и вocпpиятиe духовного и небесного навыка» (в ЕЗ). Христос преобразит и освятит человека, и тот станет способен петь «песнь нову» на земле и в вечности, «потому что проповедь будет слышима в целой вселенной, и земля как бы подвигнется с места прежнего своего стояния» (АВ). Об этом потрясении пророчествовал Аггей: «еще однажды Я потрясу небом, и землею, и морем, и сушею, и потрясу все народы вместе (Агг.2:7)… Ибо тогда потряслись все племена и смутились все народы по причине евангельской проповеди» (ЕЗ).

Святой Дух после повеления о жертве и поклонении Христу в храмах Его (7-9 стт.) благословляет Апостолов идти на проповедь к язычникам, как делал это выше, в 3 ст.: «Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его»: ст. 10. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию. Перевод: Скажите народам, что Господь воцарился; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она; судить будет Он народы по правде Своей. «Рцыте во языцех». «Почему говорит: у народов? Потому что евреи не хотят слушать. Почему Павел и Варнава сказали им: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете оное, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то мы теперь обращаемся к язычникам (Деян.13:46)» (в ЕЗ).

«Яко Господь воцарися» - вот предмет проповеди. Сын Божий – всегда Бог и Царь, но до Креста люди подчинялись Его власти невольно. Но когда Воплотившийся Бог совершит Свое спасительное дело, люди добровольно склонятся пред Его волей и словом - по любви к Распятому и по вере в Воскресшего. Тогда власть Его будет полной. (блж. Феофилакт в ОПТ). Воскресший Христос примет полноту власти – и как Человек. Он скажет: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28,18). На небе и на земле будут господствовать «одно Евангелие, одна власть, одна Истина, одна Жизнь, один Закон, одна Церковь. Эта всевласть, а перед ней - всемогущество по дару воскресшего Богочеловека становится достоянием Церкви и ее представителей: Святых Апостолов и их наследников» (Прп. Иустин (Попович) в ОПТ). Эта власть проявилась в том, что «с тех пор в разных странах земли стало быстро распространяться Евангелие Христово, умножаться число верующих, и стали утверждаться вера и благочестие между людьми» (ГР). Христос воцарится, победив диавола, смерть и грех, которые царствовали прежде.

«Господь воцарися, ибо исправи вселенную». «Вселенная» - 1) обитаемая часть земли и 2) те люди, в которых вселился Господь, т.е. Церковь. «Под именем вселенной, по мнению св. отцов Церкви, нужно разуметь здесь Церковь Христову, которая распространена по всей вселенной, и, как основанная "на камне", она пребудет непоколебимою, не подвижится, так что и "врата ада не одолеют ея" (Мф. 16:18)» (ГР). Господь исправил, т.е. привел в лучший порядок жизнь человека, утвердил людей на спасительном пути, который Сам и явил. Господь воцарился, и об этом говорит преображенная (исправленная) Им вселенная – Его Церковь. Господь утвердил Ее - Духом Святым - на Камне, т.е. на Себе Самом – Боге и Человеке, поэтому она «не подвижится». И врата адовы не одолеют ее. Ибо «Сам Господь Христос остается в Своей Церкви со всеми Апостолами и их святыми наследниками «во все дни до скончания века» (Мф.28, 20)» (Прп. Иустин (Попович) в ОПТ). И не только Христос: в эту вселенную вселился «и живет на ней Отец и Сын и Святый Дух» (Тимофей в ЕЗ). Эта вселенная = Церковь стала домом Святой Троицы. Небо сошло на землю и не уйдет с земли; то Небо - Царство Христово, «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Оно войдет в сердца людей вместе со словами Апостольской проповеди и Благодатью Таинств; оно поселится и «не подвижится» в Церкви.

Со Креста Господь призвал к Себе все человечество, и оно - в лице лучших своих представителей – с любовью припало к Распятому. Человек во Христе стал новым творением: дивно отразился во святых лик Божий. Они взошли за Христом на Его высоту и стали подтягивать за собой других чад Церкви, и языческий мир полюбил благочестие и обратился к Спасителю. Воцарение Иисуса Христа и проявилось в исправлении падшей человеческой природы, в очищении души, в укреплении духовных сил.

Заметим, что в 9 ст. Давид молил и пророчествовал о том потрясении, духовном перевороте, который принесет Первое Пришествие Спасителя: «да подвижится от лица Его вся земля». Земля, т.е. человек, должен будет подвигнуться – до Неба богообщения. А теперь пророк видит и радостно исповедует открывшееся ему: преображенная вселенная – Церковь Христова - стоит твердо («не подвижится») на камне веры, потому что Христос устроил, утвердил Свою Церковь. Или: «да подвижится» к Небу человек, когда он «земля», и «не подвижится» в благочестии тот, в кого вселился Христос, так как эту вселенную исправил Вселившийся в нее. И о душе христианской можно сказать: когда к ней прикасается Господь, она должна покаяться = измениться, приняв Христа: «да подвижится»! И одновременно с этим непрерывным восхождением она должна неподвижно стоять на Камне веры. Для духа возможно то, что невозможно для плоти: тело или стоит, или идет, а дух святого неподвижен во благе, но претерпевает изменения. Возможно, этим «не подвижится» Святой Дух называет цель пути человека и Церкви: он обретет неизменную Благодать Нового Иерусалима. Зигабен вспоминает слова пророка Исайи: «будет небо новое и земля новая, которые Я творю, чтобы (неподвижны) были предо Мною, говорит Господь (Исаия 66, 17)» (в ЕЗ).

Новую Землю заселят воскресшие люди. Они будут приведены в Небесный Иерусалим призывом Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Спасенные услышат это на Страшном Суде. О суде пророк и говорит далее: «Судит людем npaвocmию». Это «судит» имеет две перспективы: 1) последнюю (Страшный Суд) и 2) ближайшую (Первое Пришествие). Судом Креста Христос победит врагов человека – грех, диавола, ад и смерть. Такой приговор Правды Судия вынесет о нашем деле, нашей тяжбе с древним врагом. Поэтому Господь сказал накануне страданий: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12,31). И свт. Афанасий сказал о Христе: «Ибо пришел и рассудил прю нашу, и изгнал лукавых мучителей, разумею нечистых демонов» (АВ). Или здесь говорится также о постоянном суде Промысла Божия, которым Бог устраивает судьбу народа, Церкви и человека: «И Господь Иисус Христос, Глава Церкви, судит людем правостию; это значит, что Он, Царь неба и земли, управляет миром праведно, или правосудно» (ГР).

Давид не раскрывает последовательно, каким будет Царство или суд, но приглашает все творение к радости (11-13 стт.). И что радость эта имеет прямое отношению к суду, об этом прямо говорит последний (13) стих псалма. Праведный суд Господа Иисуса Христа, который совершился (на Кресте), совершается (в устроении Промысла) и завершится в последний день мира, - это событие радостное и спасительное для доброго творения, которое исполняет данный ему закон. Поэтому Давид призывает его к радости: ст. 11. Да возвеселятся небеса, и радуется земля, да подвижится море и исполнение его. Перевод: Да возвеселятся небеса, и да радуется земля! Да поколеблется море и все сущее в нем! 1. Да возрадуются стихии воздушные, водные и земля, когда придет и воцарится Христос, ибо в Первое Пришествие Он освятит их, во Второе – все творение взойдет на высоту вслед за воскресшим человеком, своим господином. Небеса (воздушная стихия) возвеселятся, потому что Бог пройдет сквозь них при Вознесении. Земля возрадуется, потому что Христос будет ступать по ее дорогам и холмам, море – потому что услышит слово, обращенное Творцом к нему, словно одушевленному: «И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Мк. 4:39). Море «подвижится», чтобы умолкнуть. Или: оно поколеблется перед тем как отдать чудесный улов будущим Апостолам.

2. Небеса – это Ангелы: «Ибо небесные силы, радуясь исправлению вселенной, взывали: слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк. 2,14)» (АВ). «Ибо, если о едином кающемся грешнике радуются Ангелы, то, конечно, большее ощущают веселие при изменении всех людей» (ФК). Земля – люди; «море» - народы: «Морем обозначает здесь множество народов. Оно и подвиглось, т. е. возбуждено к принятию проповеди» (АВ). «Исполнение его» (моря) - христиане, уловленные в сеть апостольской проповедью. «Вся жизнь человеческая, уподобляющаяся морскому волнению, приимет глас Божественных проповеданий» (ФК). Давид «в конце псаломской песни своей призывает к общей радости и торжеству и небо, и землю, разумея под небом всех ангелов и всех святых небожителей, а под землею - всех живущих на земле; и не только небо и землю побуждает к радости, но и море, и даже неодушевленные твари заставляет радостно предстать пред лицем грядущего Господа: "да возвеселятся небеса, и да торжествует земля; да плещет море и все, что наполняет его; да скачет поле и все, что на нем; да ликуют тогда все дерева дубравы пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю" (по пер. с евр.)» (ГР). Давид пророчествует: ст. 12. Возрадуются поля, и вся яже на них, тогда возрадуются вся древа дубравная… Перевод: Возрадуются поля и все живущие в них; тогда возрадуются все деревья дубравные пред лицом Господним«Тогда» - в Первое и Второе Пришествие Господа. Господь, благословляя, будет проходить мимо зеленеющих и золотых полей, их колосья будут растирать руки проголодавшихся учеников. Он будет беседовать с ними под простертыми ветвями старых дубов. И люди, и бессловесное творение будут благоговейно слушать вечные глаголы. Еще более они возрадуются Его Второму славному Пришествию. Свт. Афанасий, считавший, что море обозначает множество народов, и здесь видит олицетворение: «полями и древами называет святые души, которые возрадовались о спасении мира» (АВ).

Последний стих ясно указывает на Источник той высокой радости, которая охватит Ангелов, людей, все пространство земли и неодушевленные стихии. Причина радости – Пришедший на Суд Господь; она: (ст. 13)…От лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли, судити вселенней в правду, и людем истиною Своею. Перевод: …Ибо Он идет, идет судить землю, судить вселенную праведно и народы – по истине Своей. «От лица Господня» логичнее было бы отнести к 12 ст. «Два раза повторенное слово "идет" (яко грядет, яко грядет), по мнению св. отцев, означает два пришествия Христовы: Первое - для совершения дела спасения рода человеческого» (ГР). Второе – для Страшного Суда: повторное «грядет» «с последующим за ним словом «судити» - указывает на Второе пришествие Христа во славе Отчей… Причем последние слова: судити людем истиною Своею, - могут означать напоминание о частном суде, до открытия всеобщего суда, и что этот суд, как суд Божий, Господь производит людям истиною Своею» (ГР). «Судити», употребленное дважды, можно толковать различно. 1. «Судити земли» - это об устроении спасения и суде над диаволом в Первое пришествие: человек – земля, которая должна приблизиться к небу. «Судити вселенней в правду, и людем истиною Своею» - здесь говорится о тех, в кого уже вселился Господь, о Церкви, в которой человек перестает быть землей. Говорится об устроении спасения – Крестом и постоянным Промыслом. 2. Оба «судити» говорят о Страшном суде, но один суд будет «земле» - тем, кто не захотел стать небом, другой – людям, вселенной, в которых Господь пребывает. 3. Или все три слова («земля», «вселенная», «людие») – контекстуальные синонимы: стих говорит о суде над людьми, которые по плоти земля, но в них вселилась (или могла вселиться и пребывать) Благодать. Псалом радуется только о праведных: их после Суда ожидает Новое Небо и Новая Земля.

 

Литература

 

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

ПСАЛТИРЬ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ СЪ ГРЕЧЕСКАГО ТЕКСТА LXX, СЪ ВВЕДЕНІЕМЪ И ПРИМѢЧАНІЯМИ. П. Юнгеровъ. Казань. Центральная Типографія. 1915. http://www.odinblago.ru/psaltir 

 

Толкования:

Антоний Сурожский, митрополит. Проповеди. - http://www.pravmir.ru/velikaya-sreda-tolkovaniya-propovedi-pesnopeniya-audio

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt95.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

 

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

 

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

 

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (*   ).