8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 96

Надписание: Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у еврей. Перевод: Псалом Давида, когда земля его устраивалась, не надписан у евреев. Псалом «не надписан у еврей». «В еврейской Библии сего надписания нет, и, следовательно, оно внесено прежде в греческую, а потом и в нашу славянскую Псалтирь или LXX толковниками, или кем-либо из позднейших переводчиков» (ГР). Давида они назвали автором вполне справедливо, поскольку этот псалом родственен предшествующему, а там авторство пророка бесспорно. Даже может показаться, что 95 и 96 Псс. представляют части единого текста: у них подобная стилистика, система образов, мессианская и эсхатологическая направленность, тот же радостный ритм и высочайшее богословие. Пс. 96 имеет общие образы («Господь воцарися», Престол Господа) также с 92 Пс.

На первый взгляд, надписание связывает образы псалма с устроением Давидова царства: «егда земля его устрояшеся». Однако, как и в 95 Пс., взгляд пророка устремлен только во времена Благодати, следующие за Крестом и Воскресением Спасителя. В надписании Давид – прообраз Христа, и земля Его, Христа, не только Иудея и Израиль, но весь мир. Землянароды и Тело Церкви Христовой – христиане. И они должны устроиться («устрояшеся»), чтобы быть пригодными для ликующего восхождения на Небеса. Этот «псалмом предвозвещает и первое, и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, Богопознание у язычников, и будущий суд» (ФК). В результате Первого Пришествия Устроителя лик земли и островов покроют церкви. Устроится возвышенное богослужение, так что видящие его не будут знать: на небе или на земле они пребывают. Будут приведены в систему богословские науки, а отцы дадут миру образцы практики благочестия. Для чего устраивается земля? Чтобы стать Небом и взойти на высоту Небесного Иерусалима. История здесь (новозаветная) - словно свернутый свиток, в котором оказались близко начало спасения (Рождество, Крест, Вознесение во славе) и конец его - в Небесном Иерусалиме. Его радость устремлена к Правде, которая пришла в Лице Мессии (в Первое пришествие), собрала плоды свои со всей земли и со всех времен, а со дня Второго Пришествия восторжествует нераздельно в вечности Царства. Псалом этот – хвалебный и пророческий (мессианский и эсхатологический). Святой Дух (через Давида) призывает людей к радости и благочестию и пророчествует о Богоявлении. Псалом содержит и нравственное поучение, но доминируют богословские смыслы. Образы текста еще более неясны, многозначны и прикровенны, чем у родственного 95 Пс. Как и там, пророк называет Господом Христа.

Давид глаголет Духом Святым, не привнося ничего от своего человеческого опыта. С пророчества и начинает, с той Вести, которую Дух Святой велел принести народам в предыдущем псалме: «Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, ибо исправи вселенную, яже не подвижится» (Пс. 95, 10). Там Дух Святой повелевает Апостолам, а здесь Давид от их лица передает Весть народам, но Источник пророчества – Один. Вот та Весть: ст. 1. Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози. Перевод: Господь воцарился, да радуется земля, да веселятся острова многие! «Господь воцарися» - вот основание для святой радости, во-первых, о Господе, принявшем полноту власти, во-вторых, о «земле», человеке, который станет Небом. Пророк призывает землю к радости, так как – Духом Святым - увидел победу Сына Божия и Сына Человеческого. Воцарится Христос. Воскресший примет полноту властикак Человек. Он скажет: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28,18). А далее толковники справедливо говорят, что Божественная власть была у Сына Божия всегда – и до воплощения и после. Да, Бог всегда Царь, имеющий власть над творением. Однако здесь может делаться акцент не на факте власти Бога над людьми, а на свойствах этой власти. Полнота и совершенство ее зависит не от Того, Который Велик и Всесилен всегда в равной мере, но от тех, кто должен добровольно и радостно эту власть признать и послушаться повелений Господа своего. Человек сотворен свободным, поэтому может выбрать не только добро, но и зло, которого Господь не желает, и тогда уделом его станут страдания - от самих грехов и от посланных Богом вразумлений, а затем – от ада и геенны. Над грешником Бог не властвует так, как хочет, потому что ни наших мук, ни геенны для нас Он не желает. Поэтому власть Бога над грешником нельзя назвать совершенной, а Бог стремится к совершенству. Совершенную власть Он являет над святыми, преподобными, поэтому и стремится привести человека к святости, к любви – для этого и приходит, восходит на Крест и воцаряется, победив диавола, который себя почитал князем мира. Христос лишает жала смерть и грех, которые царствовали прежде, Он разрушает крепость ада. Сын Божий выкупает рабов, чтобы дать им свободу – она в Нем. Для христиан Христос - Царь и Бог, и Он действительно воцаряется в тех, кто сам отдал себя под Его начало. Совершенно Господь воцарится в гражданах Небесного Иерусалима.

Таким образом, Давид пророчествует о радостном: «Господь воцарися», - т.е. человечество склонится пред Божественной Любовью и Величием Христа, признав в Распятом и Воскресшем Бога, обетованного Мессию, Воплощенную Истину. Христиане ответят любовью на Любовь, послушанием на Послушание Сына Отцу – до смерти крестной. На небе и на земле будут господствовать «одно Евангелие, одна власть, одна Истина, одна Жизнь, один Закон, одна Церковь. Эта всевласть, а перед ней - всемогущество по дару воскресшего Богочеловека становится достоянием Церкви и ее представителей: Святых Апостолов и их наследников» (Прп. Иустин (Попович) в ОПТ). Эта власть проявилась, в частности, и в том, что «с тех пор в разных странах земли стало быстро распространяться Евангелие Христово, умножаться число верующих, и стали утверждаться вера и благочестие между людьми» (ГР). Он воцарился, и кто воистину признает Его Царем и Богом, тот сможет участвовать в Его Славе, поэтому – да возрадуется!

И Давид приглашает к радости «землю» и «острови мнози». 1. Смысл буквальный. Давид возглашает радость для земель известных и неизвестных островов: «то есть жителям не только всех стран известного современного ему мира, но и всем живущим на морских островах» (ГР).

2. Смысл метафорический, пророческий. ЗемляЕдиная Церковь, островацеркви поместные. Или: земля, материки, - православные государства, острова – большие и малые православные общины внутри языческого, мусульманского и пр. окружения. «Или просто: под островами должно понимать души верующих, как изъясняет тот же Кирилл, а под землею – новую тварь» (ЕЗ). Во всех этих толкованиях образы («земля» и «острова») соотносятся как общее и частное. Еще «земля» – наша тленность, которую победит Христово нетление, и обновленная возвеселится: «Мы все земля Божия, мы, которые прежде не устояли в добре и посему находились под клятвою; после, избавясь от клятвы, опять получили непоколебимость в добре» (свт. Григорий Нисский в ЕЗ). Земля станет твердью, обретя свойства вечного Небо, – пусть возрадуется! Когда Господь воцарится в нас, с Ним вместе воцарится Его вечность, жизнь, любовь, мир, истина – всякое благо.

Далее богословие восходит на такую высоту, что нуждается в образах, которые не только бы открывали истину о Божественной власти Христа, но и прикрывали ослепительный свет этой истины. Пророк через образы и символы говорит о том, что в основе власти (Престола) воцарившегося Христа, а что «окрест». В основании Престола – Его Божественная Правда – Правда Его Судов и Законов. Она попаляет врагов и освещает вселенную = Церковь. Дела этой Правды увидеть можно, но наблюдающий их должен знать, что они – не Сам Бог, а то, что «окрест Его». Самого же Бога (Святую Троицу и Божество Христа) увидеть никак нельзя. Ст. 2-5. Облак и мрак окрест Его, правда и судьба исправление Престола Его. Огнь пред Ним предыдет, и попалит окрест враги Его. Осветиша молния Его вселенную: виде, и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли. Перевод: Облако и мрак окрест Него; правда и закон – основание Престола Его. Огонь пред Ним воспылает, истребит всех врагов Его. Осветили Его молнии вселенную; увидела и содрогнулась земля. Горы, как воск, растаяли пред лицом Господним, пред лицом Господа всей земли. Бог Слово – Абсолют, Истина, Свет, почему тогда: «Облак и мрак окрест Его»? Что, по мнению отцов и учителей Церкви, обозначают эти символы? 1. Непостижимость Божества Воцарившегося. Господь, Который воцарился (1 ст.), не земной владыка, но Бог, Непостижимый в Своей Сущности. «Словами: облак и мрак, по толкованию блж. Феодорита, почтительно указывается на неудобозримость, невидимость Божеского естества. Как нельзя видеть того, что закрыто облаком и мраком, так нельзя видеть и Бога в существе Его, и потому святой Евангелист Иоанн говорит: "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1:18)» (ГР). Христос есть Истина, ясное Небо, и Свет такой силы, какой наши духовные очи воспринять не могут, поэтому Он окружает Себя неким небесным покровом, облаком. Таким облаком была Его человеческая плоть, притчевая форма изложения истины. Облако появляется на Фаворе и при Вознесении - на границе мира видимого и Неба духовного, – оно-то и служит этой границей. «Облако – это граница между духом и материей, между небом и землей, между конечным и бесконечным, между человеком и Богом. Оно разделяет тверди небесные. Облако – это граница между видением и верой. Поэтому оно присутствует во всех великих тайнах и символизирует глубину тайн, не могущих вместиться в уме человеческом» (архим. Иакинф (Унчуляк)).

2. Воцарившийся Господь Тот же, что был на Синае, когда люди видели над горой мрак грозовых облаков и огонь молний. «Но те же самые облак и мрак напоминают Того, Который еще на горе Синайской показал Свое явление при даровании Закона (см. Втор. 5:22) народу еврейскому» (ГР). Ветхий и Новый Закон имеет единый Источник.

3. «Окрест» Божества Слова – плоть Иисуса: «По словам Дидима, облака и мрак есть восприятая Богом Словом плоть, как скрывающая в себе, по словам божественного Кирилла, Божество. И это место согласно с сим: и положил тьму вместо покрова для себя, вокруг Его жилище Его (Пс.17:12)» (ЕЗ).

4. Давид мог обозначить этими образами прикровенность Первого Пришествия: «Означает этим прикровенное снисшествие Господа к людям, когда явился в зраке раба» (АВ).

Если Божественный свет нам кажется мраком, но это не мрак Бога, а наш мрак: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1,5). «Облак и мрак окрест Его» - между нами и Им. Наш мрак - наша природная ограниченность и наша нечистота – не дает нам увидеть Фаворский Свет и Бога как Он есть. На Фаворе Господь на минуту снимает покров – с Себя или с глаз учеников? Господь обычно прикрывает для нас сияние Божества, словно облаком, щадя наши очи, поэтому облако сокрыло возносящегося к Отцу Спасителя. Поэтому: «Облак и мрак окрест Его». От людей Господь просил только веры, чистоты духовного зрения: она одна может раздвинуть облачный покров плотской ограниченности человека, чтобы принять Свет, который осветит наш мрак.

«Облак и мрак» - дела Божественного гнева и те решения Промысла о спасении нашем, из-за которых мы страдаем, которые как бы скрывают Милосердие Божие. Вера, проникающая своим оком сквозь мрак страданий, утверждает: скорби вразумляют грешных и куют златые венцы спасения праведным.

«Облак и мрак» - это наши вопросы: о торжествующей на земле неправде, о попущенных злодеяниях, о болезнях детей и т.д. Этот мрак мы размещаем «окрест Его». Из того, что «окрест» Бога, но не Бог, мы не вправе делать выводы о Существе Бога, Который есть Свет, Истина и Милость. Их видит вера сердца и указывает на них разуму, и тот, если следует за откровением веры, освещается и просвещается Богом.

Далее следует прямое Откровение Духа – о Божественной власти Спасителя. Символом ее является Престол: «Правда и судьба исправление Престола Его». «Судьба» - суд, постановление, закон и пр. «Исправление» - устройство, утверждение, основание и пр. Власть Мессии утверждена на Правде и Законе, на Высшем определении Единого: «И тут же намекается ясно на силу и власть Господа Иисуса Христа, Которые Он проявил в Пришествии Своем на землю и в основании Церкви Своей, когда воцарился и совершил праведный суд Свой, по которому победил мучителя диавола, чтобы освободить от него находящихся во власти его людей» (ГР). Божественная Правда обвинит отца лжи и человекоубийцу диавола в насилии и тирании, этот суд и Крест лишат его власти. Кающихся, имеющих сокрушенные сердца, Бог оправдает, т.е. увидит их правду – она в раскаянии: «То и было причиною отпущения грехов, что рассудил Он прю нашу, какая была у нас, очевидно, с лукавыми и сопротивными силами» (АВ).

Пока мы на земле, «облак и мрак» не дадут разуму проникнуть в Существо Божие, и только вера знает, что Бог есть Истина, Милость, Свет и Любовь. Во время Второго пришествия они будут сокрыты уже не «облаком», а огнем Божественного гнева: «Огнь пред Ним предыдет, и попалит окрест враги Его». Тот огонь не Бог (как и мрак не Бог), но будет идти пред Богом, чтобы попалить врагов Его. Кто эти враги, которые «окрест»? Злые невидимые силы и послушные им люди: «А враги Христовы суть все те, которые покорны диаволу: окрест же Его, значит: со всех сторон» (ЕЗ). «А затем, в следующих стихах (3-4), делаются ясные указания на знамения Второго Пришествия Христова, для всемирного Суда. Упомянув о правде и суде как лучших принадлежностях Царства (престола) Божия, пророк далее говорит, что когда настанет время всеобщего Суда, то огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его. Почти то же самое открыто было в видении пророку Даниилу, который говорит: "Река огненная текла пред Ним" (Дан. 7:10). "Божественною Своею силою попалит Он всякое лукавое и сопротивное действование", - так говорит св. Афанасий Александрийский» (ГР) Этот попаляющий огонь мрачен, не содержит света, но жжет, потому что не имели света и те страсти, которыми жили враги Божии. И здесь Святой Дух открывает: тот огонь гнева не есть Бог, но принадлежит к тому, что окрест, - идет «пред Ним».

Отцы говорят, что все люди пройдут через один и тот же огонь, но злые воспримут от него муку, жжение, а добрые – свет: «Действие огня двояко: он может не только жечь, но и освещать. Но одним насладится лик Святых, а другое испытают жившие в беззаконии» (ФК). Бог есть тот огонь, который Свет, но злодеям он принесет муку. И пророк Исайя глаголет: «Свет Израиля будет огнем, и Святый его – пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день» (Ис. 10, 17). Писание называло Бога «огнем поядающим»: Бог обещал Израилю, вошедшему в Землю Обетованную, что будет идти пред ним «как огнь поядающий», истребляя многочисленных и великорослых врагов его (Втор. 9,3). Огонь – образ не только грозной силы, но и Божественной Славы: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24,17). В Новом Завете огонь стал символом преображающей Благодати Духа Святого и Христа, который будет крестить «Духом Святым и огнем» (Мф.3,11). Тот Огонь нес человеку не смерть, а жизнь, истину и преображение. Но никуда не уйдет и образ геенны огненной. И здесь огонь – символ возмездия за грех.

Бог есть Свет, и Давид избирает образ, который выражает всю силу действия этого Света: молнии осветили вселенную = Церковь: «Осветиша молния Его вселенную: виде, и подвижеся земля». «Молния Его». 1. Здесь образ Второго Пришествия Христова. Тогда Свет Христов, освящающий и просвещающий, явится во всей силе и славе вместе с Самим Спасителем. Тогда Церковь узрит Истину – Бога как Он есть, и воскресшие праведники, тела которых отдаст земля, устремятся навстречу Христу. «Итак, от кого может осветиться мир, как не от молнии пришествия Господня. Причем глагол: осветили, принимается в значении будущего времени вместо: осветят, по обыкновенному употребление у пророков» (ЕЗ). Блж. Феодорит заметил, что и Христос сравнивал Свое Пришествие во Славе с молнией: "Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает до запада, так будет пришествие Сына Человеческого"(Мф. 24,27). «Евсевия: Огонь предходит Ему по причине врагов Его, а ради благочестивых и боголюбивых мужей молнии Его, истекающие из Его света, будут освещать вселенную вместо солнца, ибо солнце тогда смутится, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, по учению Спасителя; как же иначе будет освещаться мир, если не от Него? поелику для праведников Господь будет вечным светом» (в ЕЗ). Из Света Божественного Существа будут происходить те молнии, которые несут просвещение и преображение.

2. Молнии – Апостолы, посланные для проповеди во дни Первого Пришествия, чтобы мир достойно встретил Второе. Апостолы, принявшие свет истины Христовой, освещают им мир, как молнии – ночь. Они сами становятся молниями. «А св. Афанасий говорит: "Св. апостолы и евангелисты Христовы суть молнии и подобно свету озарили поднебесную". Они, как причастники света Христова, и сами возоблистали в мире и сделались для него светом, как и Сам Христос назвал их: "Вы свет мира" (Мф. 5:14). Сияние сего света не могла не видеть земля со всеми живущими на ней: виде и подвижеся земля, т.е. живущие на земле люди увидели апостолов-проповедников нового благотворного учения, и от радости подвигнулись, произошло между людьми движение от заблуждения к истине, и от тьмы идолобесия к свету истинной веры» (ГР). Давид избрал образ молнии, чтобы подчеркнуть силу воздействия проповеди: слово Божие, какое несут Апостолы, не ослепляет поверившего, а освещает для него все вокруг. И слышится глас Божий, потрясающий все существо и совесть. И человек изменяется, преображается - тогда проповедь достигает цели: «виде, и подвижеся земля». Душа перестает быть землей и подвигается к Небу. Итак, в толкованиях встретились две равно справедливые идеи: молния – это, во-первых, образ апостольской проповеди (начало спасения) и, во-вторых, символ Второго Пришествия (конец спасения).

Земля подвигнется к Небу, а горы растают, увидев Пришедшего во Славе: «Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли». Когда мертвые восстанут, «тогда и холмы растают, как воск, поелику стихии изменятся» (ЕЗ). Поменяет свои свойства живая и неживая материя. Кроткие возвысятся, а гордые обратятся в ничто. После Креста силы невидимых врагов растают, а Пришедший снова Судия бросит их в озеро огненное. «Горы иносказательно суть, по словам Афанасия и безыменного, бесы, по причине гордого… мудрования их и по причине бесплодной, жестокой и гибельной воли их. И в 67-м псалме сказано: как тает воск от огня, так погибнут грешники от лица Божия (Пс.67:3)» (ЕЗ). Блж. Феодорит относит образ гор к владыкам земным, на которых особая ответственность пред Судией: «Не одни подвластные, но и сами владычествующие и царствующие, подобно воску, приближающемуся к огню, как бы уничтожатся от страха» (ФК).

Ст. 6. Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его. Перевод: Возвестили Небеса правду Его, и увидели все народы славу Его. Правда родилась в Вифлееме. Тогда «небеса», т.е. Ангелы, возвестили о Рождестве Спасителя (Правды) только нескольким пастухам. Та Правда победила - стяжала Славу - на Голгофе, и о Воскресении Его (Славе) Ангелы возвестили лишь нескольким Мироносицам. Даже если небесами названы Апостолы, которые пренебрегли плотью, землей, и уподобились Ангелам, то их проповедь изменила не всех: не все люди пожелали поверить в Воскресшего. Здесь же говорится о Той Правде (она придет для Суда), о той Славе, которую увидят «вси людие», даже те, которые при жизни отрицали ее: «И видеша вси людие славу Его». Не души, а воскресшие люди. В тот День вострубят святые Ангелы, возвещая о Втором Пришествии Господа, они же будут сопровождать Пришедшего во Славе. Итак, здесь речь идет только о событиях Второго Пришествия: все воскресшие – добрые и злые – увидят Сына Божия, грядущего во Славе на облаках небесных.

Вот Святой Дух открыл пророку, а пророк – человечеству Славу Христа, Воплотившегося Истинного Бога, поэтому пусть постыдятся те, кто пренебрегает пророческим словом и обращается за милостью к мертвым идолам, за которыми непременно стоит начальник греха и смерти, поверженный Христом: ст. 7. Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих, поклонитеся Ему вси Ангели Его. Перевод: Да посрамятся все, кто кланяется истуканам и похваляется идолами своими! Поклонитесь Богу, все Ангелы Его! «Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих». «Истукан - то же, что и идол; а потому и все поклоняющиеся идолам,.. воздающие им честь и славу, принадлежащую Единому истинному Богу, совершают дело постыдное и безумное, не свойственное человеку, как существу разумному, созданному по образу и по подобию Божию» (ГР). Призыв Духа Святого постыдиться относится к идолопоклонникам всех времен – от современников Давида до поверивших антихристу. Поэтому стыд им будет во спасение, но стыдиться они будут не только того, что поверили лукавым духам, презрев Бога Истинного, но что по их внушению впали в страшные и позорные грехи, оставив себя без Спасителя и Целителя. Еп. Ириней видит в псалме поэтическое описание Божественного суда над врагами Израиля, который проображает суд над невидимыми: «Поражение, какое потерпели враги ветхозаветной теократии вследствие нисхождения Божия для наказательного суда, было типом того страшного поражения, которое должны были потерпеть враги Царства Божия, сатана и его силы, во время пришествия Господа на землю» (ИО).

Святой Дух противопоставляет ложное поклонение язычников поклонению истинному, которое совершают Святые Ангела. Они исполнят повеление Духа: «Поклонитеся Ему вcu Ангели Его». Они поклонятся Христу, Богочеловеку. Если бы шла речь о поклонении Единому, то не было бы повода напоминать о самом привычном ангельском деле, но тут Дух Святой велит воздать Божественное поклонение Мессии, только что принявшему царскую власть – после Креста: «Благодарите за то, что совершено Им для поднебесной» (АВ). Св. Ап. Павел отнес это повеление Бога Ангелам ко времени Воплощения: «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии»» (Евр. 1, 6). «Поклонитесь, говорит, Христу все Ангелы, одни - прославляя Его за рождение Его в плоти и поя песнь: слава в вышних, а другие - раболепно служа Ему после искушения в пустыне: и се, говорит, пришли ангелы, и служили Ему (Мф.4:11), и иные - предшествуя в виде оруженосцев и взывая: возьмите врата, начальники, ваши (Пс.23:7)» (ЕЗ). Зигабен относит повеление о поклонении и ко Второму пришествию Господа: «Тогда же, когда придет судить, все народы увидят славу Христа, который придет во славе Отца Своего, как Сам сказал. …Тогда и все поклонятся, бесы и люди, так как, по выражению Апостола, пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп.2:10)» (ЕЗ).

Дух Святой пророчествует устами Давида: ст. 8-9. Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския, судеб ради Твоих, Господи, яко Ты Господь Вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги. Перевод: Услышал и возвеселился Сион, и возрадовались дочери Иудейские о праведных судах Твоих, Господи; ибо Ты, Всевышний, Господь всей земли, и высоко превознесен над всеми богами. «Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския, судеб ради Твоих, Господи». 1. Что услышит Сион - Святой ветхий Израиль? Благую Весть, что «Господь воцарися» на земле и на Небе после Креста, что Свет Его и молнии слов Его осветят вселенную (4 ст.). Сион в лице своих лучших представителей примет весть от Апостолов и обратится ко Христу. Тысячи войдут в Церковь и будут пребывать как одна семья. Туда придут кающиеся и праведники, «чающие утешения Израилева» (Лк. 2,25). А до этого рыбаки услышат друг от друга: пришел Тот, Кого ждал Израиль! Потом они услышат слово Господа, и дела Его увидят, и возрадуются их души («дщери Иудейския»), что так рассудил о них Бог. Сион возвеселится, когда Апостолы примут Дух Святой – в Сионской горнице: «Сион есть Церковь. Что же слышал, как не евангельскую проповедь? Она даровала Церкви веселье… Дщерями иудейскими именует преподобные души, которые исповеданием сочетались с Богом и возрадовались судеб ради Божиих, когда увидели, что мучительствовавшие изгнаны, а содержимые в рабстве изведены на свободу» (АВ). Или: «Пророк общий состав благочестивых назвал Сионом, а дщерями Иудейскими именует собрания верующих в городах и селениях, и в местах уединенных» (ФК).

2. Сион – Церковь Христова – возвеселится, когда услышит трубы Ангелов и будет вознесена к Пришедшему во Славе. Невеста-Церковь войдет в эту Славу: человек обожится и будет пребывать со Христом. Его Второе Пришествие, подобное молнии, полностью искоренит зло: «попалит окрест враги его» (3 ст.). Тогда великие предрассудки и заблуждения растают, словно ледяные горы, словно воск, не оставляющий остатка. Все благовестники, великие и малые, вместе с Ангелами поклонятся Христу.

Текст вновь соединяет времена: Сион услышит Благую Весть (начало), а все совокупное человечество увидит славу Грядущего на облаках (конец).

И все это «судеб ради Твоих, Господи». По приговору Суда Твоего, который в Первое Пришествие осудит диавола, грех и смерть, а во Второе – еще и нераскаянных и жестокосердных людей. Сначала Победитель лишит своих невидимых врагов власти – потом совершенно покончит со злом. Суд Правды сейчас продолжается: «Суд над антихристианскими силами начался уже с первым пришествием Христовым (на это пришествие указывают восточные отеческие толковники псалма), продолжает же совершаться, более или менее открыто, в течение века сего - αιώνος τούτου, но окончится при втором пришествии Господа…» (ИО).

По судам той же Правды Иисусу Христу присуждается Победа: «яко Ты Господь Вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги». Пророк, «сказав о земле, частью он назвал всю тварь» (безымянный в ЕЗ). В уничижении крестном Иисус Человек превознесся над всеми героями, царями и судьями, над всеми «великими» мира дольнего и мира горнего, над добрыми и злыми. Это произошло в определенное историческое время и - духовно - продолжает происходить в душах возлюбивших Его. Ложные боги (бесы, боги язычников) «вознеслись чрез заблуждение и невежество людей, а Ты вознесся чрез истину и всемогущую силу Свою. Итак, сколько превышает заблуждение истину, столько и Твоя высота, Господи, превышает высоту ложных богов» (ЕЗ). Давид не сравнивает Бога и творение, а говорит о господстве над ним. Христос – Бог Слово, Всевышний, Господь над всем творением – во все времена. С другой стороны, Христос, как Человек, превознесся («превознеслся еси») на Кресте в конкретное историческое время.

Святой Дух, который ранее произнес повеления грешникам и Ангелам (7 ст.), обращается теперь к праведным: ст. 10. Любящии Господа, ненавидите злая, хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешничи избавит я. Перевод: Любящие Господа, возненавидьте зло! Хранит Господь души праведников Своих, и от руки грешника избавит их. Святой Дух велит тем, кто желает принять Его повеления, для кого Бог и Христос – Царь и Господь. Если они любят Господа, пусть возненавидят зло: «Любящии Господа, ненавидите злая». Любовь к Богу предполагает ненависть к собственному греху - он главное наше зло. Идущий ко Христу должен удаляться «от грешника, который собственно есть диавол, как виновник всякого зла» (ЕЗ и свт. Афанасий). Тогда и Господь «из руки грешничи избавит я». Цель человека – стяжать преподобие, «чтобы подобное соединилось с подобным» (ЕЗ), и будет сохранен для вечного спасения, ибо: «хранит Господь души преподобных Своих». «Если желаете быть достойными Его Царства, вы должны возненавидеть (ненавидите злая) всякое зло, всякий грех. Вы любите Господа, а Господь есть Высшая Благость, Высочайшая Святость, с Которою не может иметь общения никакое зло, никакой грех. "Что общаго у света со тьмою?" (2 Кор. 6:14). Грядущее Царство Мессии (ст. 2) имеет благость и правосудие в основании Царства Своего, или, как говорит яснее св. апостол Павел: "Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" (2 Тим. 2:19)» (ГР). Зигабен заключает: «Вот какую пользу мы получаем от чистой любви к Богу: мы делаемся преподобными и имеем стражем величайшего имущества – души нашей - самого Бога, так что мы не находимся под рукою врага» (ЕЗ). И если добрый человек впал по неосторожности в грех, попал под власть невидимых, Господь избавляет покаявшегося от их тирании. Христос освобождает праведника и от власти нечестивых людей, но это не всегда заметно. Иногда больной не исцеляется, заключенный остается в темнице, но он обретает свободу и радость, так как общение со Христом делает незаметными тюремные решетки. В Боге – свобода, а во грехе – плен.

Ст. 11-12. Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселитеся, праведнии, о Господе и исповедайте память святыни Его. Перевод: Свет воссиял праведнику, и веселие – тем, кто чист сердцем. Веселитесь, праведные, о Господе, помните и восхвалите святыню Его! Как летний дождь, так и невещественный свет Христов изливается на праведных и неправедных, но только праведные принимают его во спасение и радуются ему. Зигабен приводит мысль свт. Василия: как солнце сияет «не для летучих мышей и не для других бродящих ночью», так и Господь есть Свет не для добровольных слепцов, «но для взирающих внимательно на сияния Его. Ибо, по словам Феодорита, не все люди желают наслаждаться светом, и не все принимают веселье чрез веру» (в ЕЗ). И прот. Григорий делает очень ценное замечание: «Праведнику воссиял не тот свет, который дают человеку науки и искусства, и который получается вообще от внешнего мирского образования и просвещения, а тот, который происходит от Бога, Света истины, и проявляется в добрых делах человека. Это тот свет, о котором Господь наш Иисус Христос говорил Своим ученикам и окружавшему Его народу такими словами: "Вы свет мира. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:14,16). Свет сей осиявает человека, когда он возлюбит Господа Бога и возненавидит вся злая (ст. 10), когда будет "удерживать язык свой от зла и устне свои, еже не глаголати льсти", будет "уклоняться от зла и творить благо" (Пс. 33:14-15). Тогда "очи Господни" обратятся "на праведные", и "уши Его в молитву их" (там же, ст. 16). Тогда Сам Дух Святой вселяется в души праведных; настроенные духом правда и добродетели и исполненные благодати Святого Духа, праведники чувствуют в своем сердце покой и мир душевный, который дает им сознание соделанной правды, и тогда является у правых сердцем веселие. После того становится вполне понятным ответ Господа Иисуса Христа фарисеям, вопрошавшим Его о том, когда придет Царство Божие, что нельзя сказать: "вот оно здесь", или - "вот оно там", - нет, "Царство Божие внутрь вас есть" (Лк. 17:21), или: оно есть, по объяснению апостола Павла, "праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17). А отсюда становится понятным и блаженство праведников, которое состоит в непрестанном веселии и радости о Господе: веселитеся, праведнии, о Господе. И Сам Господь наш Иисус Христос, заканчивая свою речь о блаженстве праведных, выразил это блаженство теми же словами: "Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех" (Мф. 5:12). Как нечто добавочное к сему блаженству праведных будет для них то, что они, радуясь и веселясь о Господе, будут, вместе с тем, благодарно прославлять Бога (исповедовать память святыни Его), или, как выражено по переводу с еврейского, "будут славить имя святое Его"» (ГР).

 

Литература

 

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

ПСАЛТИРЬ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ СЪ ГРЕЧЕСКАГО ТЕКСТА LXX, СЪ ВВЕДЕНІЕМЪ И ПРИМѢЧАНІЯМИ. П. Юнгеровъ. Казань. Центральная Типографія. 1915. http://www.odinblago.ru/psaltir 

 

Толкования:

Антоний Сурожский, митрополит. Проповеди. - http://www.pravmir.ru/velikaya-sreda-tolkovaniya-propovedi-pesnopeniya-audio

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иакинф (Унчуляк), архим. Панегирик на Вознесение Господне. http://www.pravoslavie.ru/79424.html

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt96.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

 

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

 

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

 

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (*   ).