8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 97

Надписание: Псалом Давиду. Перевод: Псалом Давида.

Псалом хвалебный, пророческий (мессианский и эсхатологический) и учительный; он, как и 96 Пс., развивает мысли 95 Пс. Псалом 96 говорил о Божественной и Человеческой власти Спасителя; он раскрывал смысл пророчества: «Господь воцарися» (Пс. 95, 10; Пс. 96, 1). А 97 Пс. учит, как следует встретить пришедшего Господа, и призывает мир к обновлению. Псалом радуется спасению, которое принесет в мир Господь, и требует от христиан новой песни – новой жизни: «Воспойте Господеви песнь нову» (1 ст.). Так же начинается 95 Пс., и последние стихи 97 и 95 Псс. тоже совпадают. Псс. 95 – 97 пророчествуют о Первом и Втором явлении в мир Господа, имеют общие образы-символы, один духовный настрой – ликующую радость: они целиком обращены ко временам Благодати. В трех родственных текстах устами Давида глаголет Дух Святой.

Здесь Он призывает людей принять милость спасения – оно дивно («дивно сотвори Господь») и возвещено народам («сказа Господь спасение Свое»). Святой Дух учит: приняв верой Христа, человек - на земле и затем в вечности - должен воспеть Богу «новую песнь», песнь обновленного духа и новой жизни. Призыв прийти к Христу обращен ко всему миру, поучение о новой песни - к христианам, к тем, кто уже встретился со Христом, к тем, кто познал на опыте чудо преображения, принял спасительное Учение и Благодать, т.е. спасение, которое Бог откроет перед языками (2 ст.) и пред Иаковом-Израилем (3 ст.). Вне Церкви Христовой такое пение невозможно. Однако радость поющих новую песнь должна обратить ко Христу весь мир. Поэтому свт. Афанасий пишет «Псалом побуждает все народы воскликнуть победную песнь, сложенную от лица их» (АВ). Эта песнь, которую свт. Афанасий назвал победной, должна прозвучать на земле, когда человек силой Христовой будет побеждать грех, но совершенной радости и красоты она достигнет в Иерусалиме Небесном.

Давид пророчествует, что «вси концы земли» (3 ст.) увидят «спасение Бога нашего» - Правду, Милость и Истину. Поэтому Дух Святой повелевает: «воспойте, и радуйтеся, и пойте» (4 ст.) – и таинственно говорит о свойствах этого пения (5-6 ст.). Спасаемый мир возрадуется, если подвигнется к Небу вместе с морем, реками и горами, которые узнают Творца своего (7-8 стт.). Радуйтесь, потому что вы познаете Спасителя и спасение, ибо грядет Судия Христос (9 ст.), чтобы избавить покаявшихся от вечной смерти и осудить древних врагов человека - в Свое Первое Пришествие. «И этот псалом изображает первое пришествие Господа и веру в Него всех народов, дарованную им по обетованиям, какие возвещены были отцам» (АВ). Но, «говоря о первом пришествии Христа, пророк касается отчасти и последнего пришествия Его для всемирного Суда» (ГР). Веселитесь, потому что во Второе Свое Пришествие Господь введет Церковь воскресших во врата Иерусалима Вечного, а невидимые злодеи найдут себе место в огненном озере (вместе с подобными им людьми) (9 ст.). Давид радуется о плодах явлений Господа, но не описывает сами события. Плоды Первого Пришествия созреют и явят себя во всей полноте по воскресении праведных и в день Второго Пришествия, поэтому оба явления друг от друга неотделимы.

За рамками псалма - в предыстории - осталось само Откровение о событиях, которыми устроится спасение наше. Давид не говорит: когда, как и где он получил его от Духа. Но он видит плоды двух Пришествий, поэтому и восклицает в радости, передавая нам повеление Духа: ст. 1. Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Спасе Его десница Его, и мышца святая Его. Перевод: Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь; Спасла народ десница Его, рука святая Его. «Воспойте Господеви песнь нову». «Песнь нова» - ответ человека, обновленного Благодатью, на спасительное дело Христа и на Промысел о нем Единого. Здесь ГосподьЕдиный, Отец и/или Христос. Воспойте, «яко дивна сотвори Господь». Что «сотвори»? «Спасение Свое» (2 ст.), т.е. все - от Воплощения до ликования воскресших в Новом Иерусалиме. «Сии дивные дела Господни, как пророку, ему открыты были Духом Святым еще за многие столетия, и он не мог не говорить о них, хотя бы в общих чертах. В самом деле, если представим себе всю жизнь Господа Иисуса Христа, от Его рождения до вознесения на небо, то увидим, что вся она - эта жизнь - состояла из одних чудных дел. Бог - Слово Отчее - воплотился и сделался человеком, сожительствующим с человеками, - не чудно ли это? Явившись на проповедь Евангелия, не только учил словом, но и в примерах смирения, терпения, кротости и великодушия, …в подвигах труда и нестяжательности, по которой не имел, где главы преклонити, но показал такие образцы жизни, о которых до того времени не имели люди и понятия. "Не дивна ли вся сия во очию нашею" (ср. Мф. 21:42; Пс. 117:23)?» (ГР). Христос есть тот краеугольный Камень, который отвергли строители, но Он – от Отца, «от Господа бысть сей, и есть дивен в очесех наших» (Пс. 117, 23). «Наконец, Его крестные страдания за грехи людей, Его смерть и воскресение из мертвых не служат ли свидетельством, с одной стороны, - Его неизреченной любви к роду человеческому, а, с другой, - Его всемогущества, которым Он сохранил Себя невредимым от смерти, а с Собою вместе и весь род человеческий искупил от греха и смерти, от власти диавола и от ада» (ГР). Этот ряд дел Спасителя можно продолжить: дивными были и Вознесение Господа, и устроение Церкви Духом Святым, и укрепление Святых, и забота Пастыря о спасении каждой овцы. Дивными будут последние события мира, а еще более изумительной – жизнь будущего века. И все это «сотвори Господь» - Единый в Трех Лицах Бог и Христос, воплотившееся Слово.

И спасение то дивно (1 ст.): оно настолько возвышенно и не похоже на все известное человеку, что причастник его вольно и невольно поет в восхищении сердца новую песнь (1 ст.). Новая песнь – от новой жизни, которая принята во Христе, ее поет обновленная, преображенная личность: она поет словами и без слов, движениями духа и делами милости. Лучше всего ее поют Святые. Что бы ни делал Святой, от его слов, дел и молчания исходит благодатный свет, надмирная музыка. Эта песнь – плод Первого Пришествия, и в песнопениях Церкви, и в жизни праведных мы слышим ее небесные звуки. Без спасительного дела Христа и вне Его Благодати она невозможна. Благодать новой песни вполне сочетается и со страданиями, болезнями этой жизни: она благословляет, освящает и смягчает их. Только с грехом она не сочетается. Время жизни на земле наполняет покаянный труд, поэтому здесь та песнь поется чаще таинственно, ликования почти не слышно, и только Пасха возводит нас к торжеству вечному, неотъемлемому. Во весь голос, в полноте ликования ее споют воскресшие уста. И поется та песнь «перед Царем, Господем» (6 ст.), пришедшим вторично. Если христианин положит начало пению при жизни, то смерть будет не в состоянии прервать это пение - его продолжит душа. Когда Общее Воскресение даст той праведной душе преображенную и духоносную плоть, тогда эту новую песнь будет петь устами, духом и делами весь воскресший человек. Вслушаемся в ликование 97 Пс. - нет на земле таких песен. Она принадлежит обновленному человеку, который очами духа видел Крест и Воскресение, прошел мыслью огонь Суда, воспринял от того огня Нетварный Свет, вошел в Новый Иерусалим и познал такую жизнь, о которой только то и мог сказать: «дивно сотвори Господь». Давид знал, о чем радовался, и ответил на Откровение несколькими псалмами 13 кафизмы.

Итак, причина новой песни = новой жизни – спасительные дела Единого Бога и Воплотившегося Сына. Какие? Дух говорит прикровенно: «Спасе Его десница Его и мышца святая Его». 1. Святой Дух таинственно указывает на Воскресение Христово. Ветхозаветный человек, читающий Псалтирь, не смог бы принять идею смерти и воскресения Богочеловека. Даже ученики не верили, пока Сам Воскресший не пришел и не встал пред ними. Чтобы не смущать ветхозаветных, Дух говорит прикровенно. Все три местоимения «Его» указывают на Спасителя. Божество есть «десница Его и мышца святая Его», Христа; Оно совершает чудесное: Божество Слова воскресит человеческую плоть Иисусаспасе Его»). То-то и дивно, что Иисуса спасет от смерти, ада и возведет на Небо соединенное с Ним Его Собственное Божество.

2. Десница и мышца Отца (Его) – Сын. Он спас человека (человечество): «Спасе его». «В некоторых списках читается: Спасла его (αυτον) десница Его, т. е. погибшего человека; так как и это удивительно, что Владыка всего спас Своими страданиями преступника и погибшего раба» (ЕЗ).

3. Десница и мышца ОтчаяСын - спасла не «его», а «Ему» (Отцу). «У Феодорита, Кирилла, Афанасия, Евceвия и Евфимия пишется: спасла Ему, а у других: спасла его» (в ЕЗ). Кого спасла? Ст. 2-3 отвечают: многих язычников («пред языки откры правду Свою») и чад ИзраиляПомяну милость Свою Иакову»), - поэтому: «видеша вси концы земли спасение Бога нашего». «Христос - Отчая Десница, потому что не имеет нужды в человеческой помощи, всю поднебесную приводит к Отцу Своему» (АВ). Или: «И еще Кирилл: Всеукрепляющая десница Отца спасла для Него и для Отца; что же спасла? Явно, что всю поднебесную» (в ЕЗ).

В следующих двух стихах, словно в малом свитке, помещаются дела тысячелетий: Бог Слово, воплотившись, «сказа… спасение Свое» (2 ст.), а в последний день мира Спасение = Спасителя увидят все воскрешенные Им – от Адама (3 ст.). Спасение завершится в Небесном Иерусалиме, и Правда Божия откроется там до конца. Что скажет Слово, то исполнит. Вот начало: ст. 2. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою. Перевод: Поведал Господь нам путь спасения; открыл народам правду Свою. «Сказа Господь спасение Свое». 1. Отец (Господь) через воплотившееся Слово явил («сказа») спасение, обещанное Адаму - человечеству. «Спасением и правдою называет Христа; ибо Бог Отец и спас нас чрез Него и в Нем» (свт. Кирилл в ЕЗ).

2. Христос (Господь), Воплотившийся Бог Слово, «сказа» = совершил «спасение Свое». Совершил как Бог и как Человек. Как Человек Он пострадал на Кресте, как Бог Он имел такую же волю, силу и честь, что Отец и Дух. Его всесильное слово творило дивное. Он назван здесь Господом - в Нем Самом Спасение. И это Спасение видели очи праведного Симеона Богоприимца: «яко видесте очи мои спасение Твое (Лк. 2, 30). Спасение = Спаситель; спасение = вочеловечение: «Словом «спасение» означает пришествие Господне во плоти» (АВ).

3. Христос (Господь) явил жизнью и проповедовал устами спасительный путь, ведущий в жизнь вечную, путь Правды – «спасение Свое». Через уподобление Христу человек приходит к Отцу: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14,6). Учением, Евангелием, Крестом, Воскресением и Вознесением Господь проложил, устроил дорогу христианам. О чем бы ни говорил Спаситель, что бы ни делал, Он учил спасению: оно в псалме - предмет Откровения и радости.

Кому «сказа Господь спасение Свое»? Языческому миру. Во-первых, устами Апостолов Он «пред языки откры правду Свою». Его Крест вознесся над всем миром, весь мир видел ночь, опустившуюся на землю во время Его страданий. Всемирной была Апостольская проповедь, Всемирной – Церковь.

Во-вторых, еще ранее во Христе обрел долгожданную Милость и Истину святой ветхий Израиль, к которому и пришел Господь: ст. 3. Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву, видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Перевод: Вспомнил милость, что оказал Он Иакову, истину, что поведал Он дому Израилеву. Увидели все концы земли спасение, посланное Богом нашим. «Помяну» (помянул). Как можно приложить это «помянул» к Тому, Кто ничего не забывает? Помянул - дал, явил Милость и Истину. Уже в первых обетованиях – Адаму (о Семени Жены) и Патриархам - Бог обещал рождение Спасителя, т.е. приход в мир Божественной Милости и Воплощенной Истины. Патриархам «Аврааму, Исааку, и Иакову, и божественному Давиду обетовал Бог всяческих, от семени их по плоти воставить Христа и чрез Него даровать спасение всем людям» (ФК). И вот Христос пришел, был предан своими и распят язычниками. Но лучшие из Израиля последовали за Ним, стали Апостолами, возглавили Церкви, обошли весь мир, проповедуя Царство Божие язычникам, поэтому: «видеша вси концы земли спасение Бога нашего». 1. Здесь пророчество об Апостольской проповеди - не о ее начале, а об ее полноте и успехах. Апостолы, равноапостольные святые, простые христиане словом и жизнью несли Благую Весть, и вся земля в лице верующих увидела (мистически, таинственно) Самого Спасителя и познала опытом жизни «спасение Бога нашего». Не было народа или человека, который был бы отвержен Богом и не допущен Им к Откровению. Господь желает, чтобы все концы земли, все люди вошли в Его Царство, и в этом смысле говорит свт. Афанасий, хотя в его время целые континенты не знали о Христе: «Нет места на земле, которое бы не имело части в Царстве Христовом» (АВ). Только свободная воля человека может лишить себя этой части, ответив на Благую Весть неприятием или равнодушием. Итак, Христос – Спасение, Милость и Истина – будет явлен народам мира через проповедь.

2. Если «видеша» понимать буквально и относить ко всему человечеству без исключения, то «Спасение Бога нашего» - это Спаситель, пришедший во Славе. Давид пророчествует о Втором славном пришествии Господа, которое увидят все от Адама: и святые, и грешные, и принявшие Христа, и оставшиеся при своих сокровищах.

Как должен встретить Спасителя Иудейский мир времен Первого Пришествия? Как должны откликнуться на Благую Весть все последующие поколения людей? Как встретят христиане Пришедшего во Славе? Святой Дух велит встречающим: ст. 4. Воскликните Богови вся земля, воспойте, и радуйтеся, и пойте. Перевод: Воззови к Богу, вся земля, воспойте, и радуйтесь, и пойте! Дух Святой обращается ко всем, живущим на земле. Он велит: «Воскликните Богови вся земля, воспойте, и радуйтеся, и пойте». Пришедший есть Бог, Господь и Царь ваш. Воскликновение – победная песнь. Пусть ответом вашей жизни на приход Спасителя будет победа над грехом и радость о Победителе Христе. 1. Дух Святой призывает к радости о Первом Пришествии Спасителя. Побеждайте Христом свой грех, отражайте Крестом нападения сопротивных, радуйтесь полученной Благодати, пойте Того, Кого видите любовью сердца. Все народы и люди («вся земля») предназначены для спасения: все призваны искать Бога, жить правдой и милосердием, - только такие и могут иметь чистую радость, которая уйдет с ними в вечность. Спаситель пришел ко всем, - все призваны и нет отвергнутых, не допущенных к слышанию. Даже нечестивый царь Ирод был возвещен волхвами о Родившемся и имел возможность поклониться Ему и принести свои дары (Мф. 2,1-2). Вместо этого он, в ответ на Весть, совершил самое страшное свое преступление: повелел избить 14 000 младенцев. Как принял официальный Иерусалим весть о рождении Мессии? Обрадовались и, вспомнив повеление 97 Пс., пошли в Вифлеем с пением псалмов? Нет, смутились, испугались: «Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (2,3). Иерусалим духовно был «с ним», с Иродом, с его опасениями потерять привычную благополучную жизнь. Не поверили? Нет, книжники согласились, что Христос должен родиться примерно в это время и верно назвали место: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф. 2,5). Они остались с Иродом, потому что им не был нужен Мессия.

Заповедь о радости во Христе дается всем, но исполнят ее те, кто увидит во Христе спасение и Спасителя. К ним в Церкви придет Сам Христос, и в Таинствах они соединятся со Святой Троицей. Грехи будут побеждены, и святые возрадуются Тому, Кто спас их. «Итак, восхвалите, говорит, все сущие на земле христиане Бога победными песнями, как победившего диавола; и воспойте Ему песнь новую за произведенные Им новые вещи» (ЕЗ): открытый Рай, разрушенный ад, бессилие смерти и сопротивных, Благодать Духа Святого, сошедшего на Церковь, силу Таинств и красоту Святых. Слово Духа обращено ко всем, но исполнит его Церковь Воинствующая.

2. Слово Духа обращено ко всем народам Новой Землик гражданам Небесного Иерусалима, чадам Церкви Торжествующей. В них победит Христос, Которого они приняли, поэтому и участвуют в Его Победе. Их тела воскреснут во славе, они увидят Бога Своего очами воскресшей плоти, а также возлюбленных братьев и сестер своих, и спасенных близких. «Воспойте, и радуйтеся, и пойте»: Святой Дух призывает их к самому естественному для их высоты делу.

Ст. 5-6. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте. В трубах кованых и гласом трубы рожаны вострубите пред Царем Господем. Перевод: Пойте Господу, играя на гуслях и воспевая псалмы! Трубами кованными и роговыми вострубите пред Царем Господом! Следующие образы велят тем ликующим: кто как может, умеет и хочет, – гласом труб, гуслей и псалмов – пойте Господу, вострубите пред Царем! Разделите дело с Ангелами! Отцы видят символы: «Под гуслями в приложении к высшему значению мы должны разуметь деятельную добродетель, а под голосом псалма – созерцательную. Итак, прославьте, говорит, христиане Христа, по изъяснению божественного Кирилла, деятельностью и созерцанием» (ЕЗ). Прославьте Его на земле, и тогда по воскресении плоти ваше духовное делание и созерцание обретут совершенство. Или: «Гуслями называет согласие души и тела» (АВ).

Далее пророк велит вострубить пред Господом в трубы: «В трубах кованых и гласом трубы рожаны вострубите пред Царем Господем». Трубы у иудеев «были двоякого рода: одни были выкованы из меди, а другие сделаны из рога животных или тоже из меди, но отличались формой от первых, которые были длинны, а последние - закругленной формы» (ГР). Что символизируют трубы? 1. Евангелия – Благую Весть. «Вострубите, говорит, христиане, трубами, то есть голосами святых Евангелий, которые называются трубами во множественном числе, как четверочисленные, и в единственном – трубою, потому что …составляют одно Евангелие, по словам Исихия», а выкованы они Духом Святым (в ЕЗ). «Вострубить» = проповедовать Христа словом и жизнью: «Блж. Феодорит под трубами разумеет апостолов, пророков и учителей» (ГР). 2. Свт. Афанасий различает: «Трубами коваными означает всевоспламеняющую и неослабевающую силу евангельской проповеди, а трубою рожаною - царское достоинство, потому что цари помазуемы были из рога, и сверх того, рожаною трубою провозглашалось их воцарение» (АВ). Пусть дела ваши говорят, что в вас воцарился Христос.

Последние стихи 97 Пс. подобны тем, которые завершают 95 Пс. (11-13 стт.) и 92 Пс. (3-5 стт.). Святой Дух, пророчествуя о Втором пришествии и Суде (9 ст.), призывает все творение к преображению – его начало на земле (7-8 стт.): ст. 7-9. Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются. От лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли, судити вселенней в правду, и людем правостию. Перевод: Да поколеблется море и все сущее в нем, вселенная и все живущие в ней! Реки да восплещут руками, горы да возрадуются пред лицом Господним, ибо Он идет, ибо идет Он судить землю, судить вселенную праведно и народы – по правде Своей! 1. Хотя здесь присутствует олицетворение, но все же Давид говорит именно о море, реке, горах, которые узнают своего Творца и не останутся безучастны, но возрадуются, словно одушевленные, подавая пример человеку. Прот. Григорий видит здесь мечту пророка: тот желает, чтобы все творение достойно встретило Мессию: «Сам, воодушевленный радостию и веселием, пророк желал бы, чтобы и все, как живые, так и неодушевленные твари, подобно ему, возрадовались и возликовали общею радостию, чтобы и море шумело (лат. moveatur mare), чтобы и реки, подобно людям, произвели рукоплескание (реки восплещут рукою), и горы возрадовались в ожидании грядущего Мессии (горы возрадуются от лица Господня), чтобы все они возрадовались и от радости содрогнулись, или, как выражено в другом псалме - вострепетали: "радуйтеся Ему с трепетом" (2:11)» (ГР). Или иной акцент: когда творение (земля, море, человек, народ) увидит Пришедшего к нему Бога, оно не должно оставаться прежним, быть только плотью, но должно преобразиться, подвигнуться навстречу Спасителю. Человек должен принять Его в дом свой, в сердце свое и все исправить, как то сделал мытарь Закхей. Море с его жителями и суша, т.е. вселенная, место обитания людей, зверей и птиц, - это и есть весь мир земли. И он изменится, когда изменится человек. Эти изменения начнутся с Рождества в Вифлееме, а завершатся Общим воскресением, за которым последуют Второе Пришествие и Суд. В ночь Рождества Ангелы воспоют славу Богу, прославят мир (Бога с человеком) на земле и возрадуются благой воле человека: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Бессловесное творение в Первое и во Второе пришествие узнает своего Творца и, сообразно своей природе, радостно и мирно поприветствует Его. Реки, словно живые восторженные души, восплещут Воплотившемуся Творцу руками своих волн: «И бездушные реки почти будут радоваться в пришествие всемирной радости – Христа» (ЕЗ). Потому что Господь, когда войдет для Крещения во Иордан, освятит все водное естество: «вкупе» все реки, ручьи, озера и моря. И ныне на Крещение, после православного молебна, Иордан течет некоторое время вспять, помня о той радости, как разумный. Прп. Исхий говорит: «чувственные реки стали рукоплескать и торжествовать по принятии Иорданом, во время крещения, Христа. Ибо это была совокупная радость рек и всех вод» (в ЕЗ). Или: реки возрадуются «вкупе» с небом, солнечным светом, прибрежными травами и горами, которые отражаются в их глади. И «горы возрадуются. От лица Господня». Горы, на которых Христос будет учить, Фавор, который станет свидетелем Его преображения, Елеон, с которого Господь вознесется, - все они возрадуются Его сияющему Божественному Лику. Тварный мир изменится, когда преобразится его венец - человек: это доказывает кротость льва прп. Герасима и незлобие медведей, приходящих к прпп. Сергию и Серафиму Саровскому. В подтексте: люди, в отличие от рек и гор, могут ответить вопреки своей природе: злобой, равнодушием, а также смятением и ужасом.

2. Море, вселенная, река, горы – эти образы имеют значение метафорическое или символическое. Море = народы земли = вселенная (обитаемая часть земли); «исполнение его» (моря) = все живущие во вселенной. Все во вселенной должно измениться, подвигнуться к Богу, когда придет Спаситель в Первое Пришествие. В 96 Пс. вселенная – образ Церкви, в которую вселился Бог, такое же значение возможно и здесь. Человек Церкви должен покаянием, верой и любовью подвигнуться к Небу Богообщения. Или: Море – языческие народы, живущие в суете и не знающие света жизни вечной: «Морем означает настоящую жизнь, по причине горьких в ней забот. Поэтому она подвигнется с места прежнего своего стояния, т. е. идолослужения» (АВ).

«Реки восплещут рукою вкупе». Реки живой воды изольются из сердца того, кто примет Христа: «Исихий: Реками можем назвать действия Духа; они называются рукоплещущими» (в ЕЗ). Для мира Святые – источники воды живой: «По словам Кирилла, в высшем значении реки сии суть учители, которые, по Феодориту, источают годную к питью воду своим учением. О них-то сказал Христос: кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живыя (Ин.7:38). Или реками называет собрания христиан, которые ежедневно все вместе наподобие рек текут, по словам Дидима, в церквах» (ЕЗ). По мысли свт. Афанасия, реки – это святые Тайновидцы, которые действуют согласно с Духом Святым и друг со другом «вкупе».

«Горы возрадуются». Горы – святые или Ангелы. «В высшем значении горами, по словам Исихия, называются пророки, по высоте зрения их; пророки будут радоваться, потому что увидят пророчества свои исполнившимися на Христе» (ЕЗ). Они возрадуются открывшейся Благодати или совершенству Нового Иерусалима – вместе с Ангелами. По мысли свт. Афанасия, горы – это Ангелы.

Чему же возрадуются реки и горы, пророки и Ангелы? Приходу Господа: «яко грядет, яко идет судити земли, судити вселенней в правду, и людем правостию». По мнению блж. Феодорита, «грядет» и «идет» прикровенно указывают на два Пришествия, так как «первое явление доставило людям божественное познание, а второе будет иметь предметом своим суд о делах» (ГР). Первый раз Господь придет спасать по суду милости, а во второй раз – судить, спасая по Правде. Суд будет зависеть от отношения личности к милости и правде, к Спасителю и слову Его. Милостивые и праведные пусть радуются и ликуют, потому что встретят на высоте грядущего к ним Господа: Суд Его будет правым, и Правда Его оправдает их. Повторяющееся «судити» также указывает на два Пришествия: Первое осудит диавола, Второе завершит этот Суд приговором в озере огненном – там будут демоны и уподобившиеся им люди. Земля, вселенная, люди – эти образы могут обозначать одно и то же – человечество, но могут и отличаться акцентами смысла: стих говорит о суде над людьми, которые по плоти земля, но в них вселилась (или могла вселиться и пребывать) Благодать. Или: вселенная – люди Церкви, в которых вселился и пребывает Бог. Все пройдут через огонь Божественного Суда, но спасенные обретут в нем жизнь и свет. Опять, как и в последних двух псалмах, история спасения свернута в свиток образов и заключена между двумя событиями – Первым и Вторым Пришествием Господа.

 

Литература

 

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

ПСАЛТИРЬ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ СЪ ГРЕЧЕСКАГО ТЕКСТА LXX, СЪ ВВЕДЕНІЕМЪ И ПРИМѢЧАНІЯМИ. П. Юнгеровъ. Казань. Центральная Типографія. 1915. http://www.odinblago.ru/psaltir 

 

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt97.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

 

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

 

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

 

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (*   ).