8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 99

Надписание: Псалом Давиду во исповедание. Перевод: Псалом Давида, хвалебный. В еврейской Библии псалом не имеет надписания, оно пришло «или от LXX толковников, или от других, позднейших, переводчиков и толкователей псалмов» (ГР). Псалом хвалебный, мессианский и учительный. Он завершает собой группу самых светлых псалмов Псалтири (92, 95-99 Псс.). Радость их надмирна: ничто обычное и земное не может быть ее причиной. Последняя обозначена кратко и емко: «Господь воцарися» (92,1; 95,10; 96, 1; 98,1 Псс.). Дух Святой в Своем таинственном Откровении показал пророку плоды Первого и Второго явления в мир Господа Иисуса Христа, результаты Его спасительного дела и благой конец пути спасенного человечества. В шести псалмах открывается грядущая Благодать – Христа и Царства, и пророк не отрывает взгляда от увиденного там: ни настоящее, ни история не переключают его внимания. Читатель видит не грядущие события, а свет от них, отразившийся сначала на лице Давида, а затем - в образах и ритме его псалмов. В этих текстах царит радость о Благодати открытого Крестом Царства. Давид ни о чем не повествует и ничего не описывает: он передает народам повеления Духа, рассуждает пред ними и пред Богом, возносит Ему хвалу и прикровенно, через образы, пророчествует о Мессии. В этих псалмах поучение чередуются со славословием, молитва - с исповеданием. Хотя они и прошли через сердце Давида, но Книжником-скорописцем является Дух Святой, а пророк – трость Его.

В 99 Пс. Дух Святой перечисляет Свои повеления. Они радостны, потому что обращены к народам просвещенной земли, к христианам: побеждая, восклицайте Богу, работайте Ему в радости и входите в Его вечные дворы. Он приглашает работающих Богу войти в радость Царя и Господа своего: «Внидите пред Ним в радости» (2 ст.); «Внидите во врата Его во исповедании» (4 ст.).

Дух Святой повелевает, а не пророчествует. Вот Его воля: Ст. 1-2. Воскликните Богови, вся земля, работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости. Перевод: Воззови к Богу, вся земля! Служите Господу в веселии, предстаньте пред Ним в радости! Никто не отвержен: Бог желает спасения всей земле – к ней и обращается с повелением: «Воскликните Богови вся земля». Святой Дух «повелевает искупленным воспеть победную песнь; а искупленные - весь человеческий род. Ибо землею называет живущих на земле» (АВ). В Псалтири воскликновениепобедные возгласы или победная песнь. Бог призывает человека к победе только тогда, когда тот может победить. Побеждаем же мы Христом, а не сами собственными усилиями. Но прежде Он должен прийти в мир, победить на Голгофе наших древних врагов и обрести в Воскресении полноту власти. Сначала побеждает Он, а затем – мы следуем за Победителем, и Он побеждает в нас – врагов наших. Он вводит нас в Свою Победу, когда в Крещении пред нами открывается вечность, омывается грех, когда мы причащаемся человечеству и Божеству Господа. Поэтому призывы Духа могут быть исполнены в полной мере только современниками Благодати: теми из них, кто уже принял Христову веру, в которых Господь воцарился по Воскресении. Бог через Давида обращается к Церкви Своей. К победе призываются все, но победит не «вся земля». «Воскликните Богови, вся земля, т.е. все вы, которые почитаете истинного Бога и которые находитесь по всей вселенной, хвалите Бога. Всех призывает пророк к восклицанию и прославлению Бога, и добрых, и злых, потому что и те, и другие находятся во вселенной, все смешаны, как плевелы с пшеницей и как лилии с шипами» (ГР). Злые призываются не к славословию, а к покаянию. Пусть грешник победит Христом свой грех, тогда и он радостно воскликнет Богу. Нераскаянные не сумеют исполнить это: уже первое повеление Духа остановит их, став непреодолимой преградой, и далее они не пойдут. Итак, «воскликните Богови». Побеждая, славьте Победителя Христа – Совершенного Бога. Пойте Христу, потому что Он все сделал для вашей победы: Он победил смерть и демонов, Он уничтожил ваш грех. Он ждет этого победного воскликновения от всей земли.

Войдя в Христову Победу Крещением, на протяжении всей земной жизни: «работайте Господеви в веселии». Имейте своим единственным Владыкой и Господином Бога, станьте людьми Его и носите с честью имя рабов Божиих. Тот, кто желает служить только себе, на самом деле служит своей гордыне, а через них – сатане, поэтому идет к погибели и является самому себе первым врагом. Работа своим страстям, т.е. бесам, производит мрак, скорбь и тяжкий плен: «Феодорита: Царство Бога и Спасителя нашего не имеет, говорит, сходства с горьким владычеством диавола, но оно есть кроткое и человеколюбивое владычество Его» (в ЕЗ). Поэтому: «Работайте Христу, освободившему вас от работы и плена демонского» (ЕЗ). Бог – единственный абсолютный наш Владыка, а служение человека человеку (род, качество и мера служения) определяется той же Божественной волей, Его заповедью, Его Промыслом, и в этом смысле оно вторично. Верный раб преступника сам становится преступником, если исполняет волю земного господина. Совесть сознает неправду такого рода служения, поэтому: «Порабощение людям производит тлетворный страх, а порабощение Господу - страх непорочный, от которого душе бывает веселье» (АВ).

Радость прилагается к праведному служение, как дар и следствие, и заповедуется доброму работнику. Кто работает Господу по совести и заповедям Его, тот пребывает в мире и радости – таков дар Бога слуге Своему. «По словам Евсевия, служение Ему подобно служению свету, жизни, истине, правде и освящению; ибо всем сим называется Господь. Итак, не почитайте служение Ему мрачным, ни печальным и болезненным, напротив того, оно исполнено радости и веселия. Итак, с радостью приступайте к сему служению; а если, говорит Евceвий, кто не служит Ему с веселием, тот да не дерзает представляться пред лице Его, входя в церковь Его с неумытыми ногами» (в ЕЗ). Радость служения говорит, что служащий свободен во Христе, что его воля действительно совпадает с волей Божественной. И освобождает его любовь: «Работайте, повинуясь Богу не по принуждению, а добровольно, не с огорчением, как рабы и продажная собственность, но с радостию, как свободные. Важнейшая же причина того, почему Богу нужно работать в веселии, есть та, что самая главная заповедь Божия состоит в любви, и нет ничего приятнее и сладостнее любви. А потому и выходит, что работа, или служение, Богу полезна нам, а не Богу, и сопровождается радостию, и понятно, что работающие Богу ходят пред Ним в радости» (ГР). Доброе служение  «водворяет, таким образом, в душу работающего благодать и милость Божию, и в этой душе пребывает тогда "Царствие Божие", которое, по слову того же апостола Павла, "есть праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17)» (ГР).

Итак, работайте Богу, исполняя Его слово и созидая тем внутреннее Царство, ибо «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17,21). Входите в него еще на земле, и ходите там пред Господом, а не пред людьми: «внидите пред Ним в радости». «Слова Дидима: Вхождение пред лице Господа противоположно отхождению от лица Его. Итак, как Каин, отшедши от лица Господа, не место переменил, в котором было лице Бога, и перешел на другое место, но удалился от правых мыслей о Боге, и, таким образом, удалился от лица Его, возлюбив безумие и безбожие, так что уже не имел представления или мыслей о явлении Бога: так и вшествие ко Господу означает умное представление Его присутствия, как написано: жив Господь, пред лицем Которого я предстал ныне (слова Илии)» (в ЕЗ). Без побед («воскликните») и работы всех сил человека («работайте») хождение пред Богом невозможно.

Итак, воскликните, приняв Крещением Христову Победу. Воскликните, когда ваша вера получит дивные и нечаянные доказательства и дары. Работайте Богу всю жизнь и входите в Царство, которое внутри вас и объективно существует. На земле вы трудились с радостью – с ней же и войдете в обители Неба, а потом - с воскресшей плотью – в Небесный Иерусалим. Опять, как и в некоторых последних псалмах: начало спасения, вся последующая жизнь и конец в вечности – словно свернутый свиток, где начало смыкается с концом.

Если христиане будут служить Богу и побеждать Им, ходя пред Христом свято, значит, радостно, то непременно исполнят следующее Божественное повеление. Святой Дух обращается к нашему разуму, и Давид открывает, как бы от лица христиан, что именно за свою жизнь непременно должен познать человек: ст. 3. Уведите, яко Господь Той есть Бог наш, Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его. Перевод: Познайте, что Господь – воистину Бог наш! Он сотворил нас, а не мы сотворили Его (*?); мы народ Его, овцы на полях Его. «Уведите, яко Господь Той есть Бог наш». За опытом благочестивой жизни последует знание: вы познаете, что Тот Господь, о Котором говорили пророки и благовествовали Апостолы, к Которому вы обращались в молитвах, с Которым соединялись в Таинствах, - «Той есть Бог наш». Христос есть Бог Вечный, Непостижимый, Творец, Промыслитель и Судия наш. Здесь говорится именно о Христе: многие называли Его Господом, но не все они видели в нем Бога. Здесь Святой Дух призывает христиан, чтобы их вера (Господь Иисусу Христос не только Человек, но и Бог) превратилась в знание, как то бывает у Святых, имеющих опыт богообщения.

Христос есть Бог, а, значит, Создатель и Устроитель мира: «Той сотвори нас, а не мы» (сотворили себя). 1. Творец. «Сей Господь, кровию Своею искупивший всю землю, есть и Создатель наш. Ибо не случайно произошли мы, но Его рук мы дело. Потому мы - и людие Его, и овцы Его» (АВ). Хотя рождает чадо мать, но творит его плоть, душу и дух Господь: не человек творит человека – «не мы». «Хотя, говорит, и родители производят, или рождают, детей своих, но это Бог творит; Он виновник их, а родители суть содействующие только причины, как служащие первоначальному повелению Божию» (ЕЗ). «Слова Евсевия: И Иов, и Давид, несмотря на то, что они рождены от отца и матери, оба говорят: руки Твои сотворили меня и создали меня. И к Иеремии Бог говорит: прежде нежели Я создал тебя во чреве, знаю тебя. Кирилла: Кто имеет естественную власть над всем, тот есть Бог: ибо ничто из тварей не имеет, как я сказал, естественной власти, но все рабски служит Сотворившему, и мы не сами себя создали, и не само по себе появилось на земле разумное животное, но создано от Бога» (в ЕЗ).

2. Промыслитель. Бог сотворил из нас Святой Израиль – Ветхий и Новый: «Той сотвори нас относится не к творению, но к избранию: Он сделал нас тем, что мы теперь, - народ Его, обладатели Его страны (пажити)» (ИО). Христианин скажет больше: Христос – причина нашего обновления, прощения, очищения и рождения свыше. Он выслушивает наше покаяние и Сам омывает грехи, Он лечит, исправляет больные души, преображает их и наделяет Благодатью. Никто из разумных не считает себя причиной своих добрых перемен. И те, кто будет восходить в Царство, скажут, что не они сотворили все доброе и свои души, которые теперь сияют чистотой: «Той сотвори нас, а не мы».

А кто мы по отношению ко Христу, Которому мы работаем и пред Которым предстанем? Мы Его люди, Его слуги, и более того – мы овцы Пастыря, Который Сам стал Агнцем ради нас, овец Своих. «Мы же людие Его и овцы пажити Его». «Слова Феодорита: Он не только Владыка наш, но и Пастырь, доставляющий нам хорошую пажить. А мы народ Его, как Царя, и овцы, как Пастыря» (в ЕЗ). Давид говорит от лица спасенных христиан: Он дал нам новую жизнь, новый разум, новое сердце, родил в жизнь вечную («сотвори нас»), потому что мы словами и делами исповедовали Его Богом и Господом своим, на самом деле были людьми Его. Каждый человек несет на себе образ Божий, а «люди Его» - те, кто последовательно стремится стяжать подобие. Что значит «стяжать подобие»? Стать «как боги», прельстившись сатанинской гордостью? Нет, это значит уподобиться Спасителю в послушании, смирении и любви. «Люди Его» смиряются пред словом Господа и уподобляются в послушании Агнцу Божию, за Ним следуют, как овцы – за Пастырем. «Исихия: Чьи мы овцы? Знай что Единородного, как говорящего: овцы Мои слушаются голоса Моего; мы народ Того, который пророческим гласом говорит нам: и будете Мне в народ и Я буду вам в Бога (Иep. 11, 4)» (в ЕЗ). Мера принадлежности Христу определяется послушаем Его слову: мы люди в той мере, в какой следуем этому слову, в какой мы овцы Божественного Пастыря. Человек несамодостаточен: он реализует свою природу, если уподобляется Христу. Для этого он следует за Ним, слушается Его, не мыслит своего существования отдельно от Него, отдает себя в полную Его власть и не ищет пищи иной, но только из рук Пастыря, на Его пажитях. «Пажить Его». В буквальном смысле, это холмы и луга с родниками, куда пастырь водит овец своих; в духовном - это хлеб Евангельского слова и Святые Дары, а также деятельное исполнение воли Бога. Мы должны уподобляться Христу, который говорил о Себе: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34). Христос открывает нам Свою волю и дает силы исполнять ее. «Люди Его» – это «овцы пажити Его», которые от Пастыря и от Его земли (а земля та есть Небо) принимают все необходимое для вечной жизни. Они не знают иного источника Истины, Блага и Правды.

Свт. Афанасий видит здесь противопоставление: «И те из нас люди, которые разумные, а те овцы, которые остаются еще в ряду бессловесных и не изведали Божественных словес, по сказанному: заблудих, яко овча погибшее (Пс. 118, 176)… Одни - люди Его, это - совершеннейшие; другие - овцы пажити Его, это - стоящие на низшей степени. Впрочем, как Бог и Творец всех, Он всех зовет и приусваивает Себе; ибо человеки и скоты спасает Господь (Пс. 35, 7), - одних, как людей Его, других, как овец пажити Его» (АВ).

Верный последователь Христов будет там же, где Пастырь и Господь его – в Его Царстве, но прежде он войдет в преддверие этого Царства – в Церковь. Святой Дух обращается к словесным «овцам пажити Его»: Ст. 4. Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его. Перевод: Входите во врата Его со славословием, во дворы Его с песнопением! Славьте Его, восхваляйте имя Его! Святой Дух велит людям: войдите во врата Христовой Церкви! Как? Послушанием и любовью, верно исповедуя догматы, прося прощения за грехи и хваля Бога. А в конце войдите во дворы Небесного Иерусалима – там нужно только пение духа. Врата и дворы Его. 1. Церковь и Царство. «Вратами Господними называет Церковь земную» (АВ): там начинается очищение, преображение – путь к Богу, там человек учится благодарить Его и петь Ему. Давид призывает их «принести благодарение за то, что уже соделано» (АВ). «Хвалить и прославлять Бога мы должны на всяком месте, но есть и особенное место для торжественной хвалы и благодарения Богу - это место есть храм Божий, предназначенный для молитвы и богослужения, где и мы созерцаем Бога, невидимо присутствующего в священных тайнах, равно как и Он Сам зрит и выслушивает молитвы наши, как изрек Он, явившись нощию царю еврейскому Соломону: "Ныне очи Мои будут отверсты, и уши Мои послушне к молению места сего: и ныне избрах и освятих дом сей, да будет имя Мое ту даже до века, и будут очи мои и сердце Мое ту вся дни" (2 Пар. 7:12,15-17). По объяснению блж. Феодорита, "вратами и дворами Божиими пророк называет здесь церкви (христиан), потому что они дают доступ к Нему"» (ГР). Другие отцы разделяют: вратацеркви на земле, а дворы Божииобители Его на Небесах. Там душа станет жить тем благом, которому научилась на земле: она преумножит духовное пение и славословие. Некоторые отцы говорят, что и врата, и дворы принадлежат Иерусалиму Небесному.

2. Врата и дворысимволы реалий внутреннего мира. Стяжите добродетели и утвердитесь в них (это врата), чтобы войти в созерцание и богообщение (во дворы Неба): «Слова Дидима: Врата Господа суть различные добродетели, о которых и в других местах сказано: отворите мне врата правды, дабы пройдя врата Его, мы могли благодарно исповедоваться Богу и в дворах Его, т. е. вошедши в богословие посредством песней» (в ЕЗ). Или: врата – покаяние, дворы – славословие: «По словам Евсевия, во-первых, входят во внешние врата дома, а потом уже в дворы Его; так, во-первых, должно исповедоваться во грехах своих, потом воспевать Бога, дабы чрез исповедание очистился язык, и таким образом приносил чистую песнь Богу» (ЕЗ). Таким образом, «исповедание» обозначает: 1) осознание греховности (прохождение врат), 2) «благодарение, воздаваемое с хвалением» (АВ) (вхождение во дворы), 3) исповедание веры.

Что требуется для входа – в Церковь и Царство? Радостное духовное пение, которое бывает, когда дух побеждает плоть и скорби от грехов и нестроений, имеет спокойную совесть и видит Бога. А еще необходимо сознание, что всякое благо Богом устроено: Его Истина, Милость и Благость абсолютны (5 ст.). Ст. 5. Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его. Перевод: Ибо благ Господь, вовеки живет милость Его, из рода в род истина Его. «Тут же указывает и причины, или основания, по которым должно воздавать благодарственное исповедание Господу Богу: первое - то, что Он Благ: яко благ Господь; второе - что Он милостив: в век милость Его и третье - что Он истинен: даже до рода и рода истина Его» (ГР). Благость, Милость и Истина – свойства Божественного Существа, которые Бог не может не являть постоянно, и человек не может не видеть их и не радоваться им, как при жизни, но особенно - вместе с Ангелами в Иерусалиме Небесном. Поэтому пение духа и хвала Богу естественны для праведной души.

 

Литература

 

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

ПСАЛТИРЬ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ СЪ ГРЕЧЕСКАГО ТЕКСТА LXX, СЪ ВВЕДЕНІЕМЪ И ПРИМѢЧАНІЯМИ. П. Юнгеровъ. Казань. Центральная Типографія. 1915. http://www.odinblago.ru/psaltir 

 

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt99.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

 

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

 

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

 

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (*   ).