8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 102

Надписание: Псалом Давиду. Перевод: Псалом Давида. Прот. Григорий назвал 102 Пс. «хвалебно-благодарственным гимном». Пророк благословляет, благодарит и воспевает Благость Божию. Причиной этого благодарения стало Откровение, возможно, то же самое, что нашло отражение в пророчествах 101 Пс. Отцы указывали на родство псалмов: «Псалом сей, по-видимому, состоит в связи с предшествующим, и того же с ним содержания» (ФК). В них Господом Давид называет Христа: Благость Отца являет Сын. Откровение было дано в ответ на скорбь пророка (Пс. 101, 4-12) и его моление (Пс. 101, 2-3): он воздыхал о тленности и смертности человека. Дух Святой открыл Давиду грядущее: Господь Сам придет к человеку, чтобы спасти его от этих тяжких последствий падения. Вот, Он «приниче с высоты святыя Своея» (Пс. 101,20), чтобы освободить узников греха и пленников смерти. Господь созиждет Церковь-Сион и «явится во славе Своей» (Пс. 101,17), чтобы привести спасенных на обновленные Небеса, где уже не будет ни греха, ни смерти. Давид видел славу Царя, Царства и Церкви Его. Пророк был озарен величием славы Божией, словно пред ним развернули картину спасения мира. Словно ему показали образ совершенного миропорядка и открыли сокрытые смыслы событий, так что он познал Премудрость Устроителя и замысла Его. Прот. Григорий писал об Откровении, что Давид созерцал величие «премудрости, всеведения, благости, правосудия и других бесконечных совершенств Божественных в управлении миром нравственным, в истории избранного народа и, в частности, в высоком совершенстве богодарованного ему Закона, а также в опытах собственной жизни псалмопевца».

Пс. 102 – ответ на то же Откровение: в нем – радостное потрясение и благодарность Богу. Дух - высшее - принял Откровение, и теперь он поучает душу, чтобы и та прониклась радостью и благодатью и благословила Господа Своего (1-5 стт.). Затем пророк обращается к человечеству (6-9 стт.), потом – к Ангелам, а в конце (22 ст.) призывает все творение, всю природувся дела Его») благословить Владыку, Создателя, Промыслителя и Спасителя - всей душой, песнопениями и добрым бытием своим. Пророк начинает и завершает псалом словами благословения: «Благослови, душе моя, Господа». Пред нами – песнь и одновременно воззвание, обращенное к миру Небесному и миру земному. Псалом благодарственный и учительный, но благодарение и поучение опираются на пророчество о милости спасительных дел грядущего Господа. Мессианские смыслы выражены прикровенно.

Ст. 1. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Перевод: Благослови, душа моя, Господа, благослови, сердце мое, имя святое Его! Кто повелевает душе? Тот, кто принял Откровение: не только увидел образы грядущего, но и сочетался с Благодатью. Дух (духовный разум) обращается к душе и велит, чтобы «все способности и силы души, все помышления и все чувствования славословили и прославляли святое имя Господне» (ГР). Дух еще пребывает в созерцаемом мире, как бы вне плотского человека, и наставляет низшее – подверженную переменам, настроениям, слабостям душу: «…Душа берется за среднее нечто между телом и духом. И тело влечет душу вниз к своим похотям, низводя ее с известной высоты; и дух также влечет ее вверх, возводя ее на известную высоту к Богу, и убеждает благословить Его» (Евсевий в ЕЗ). Душа моя и все, что есть во мне, да благословит Господа! Здесь и молитва о преображении души и плоти, и повеление им. Пророк отождествляет себя с духом, и хотя душа «и вся внутренняя моя» принадлежат ему, но все же «я» - это дух, духовный разум, который соединяется с Богом и принимает Его слово, Его волю, Его Откровение. Или: «вся внутренняя моя» - «все мое существо, в противоположность прославлению одними устами» (ИО). Благословлять Бога прилично только тому, кто удаляется от греха. Только чистое око видит Бога и радуется правде Его – нераскаянный благословляет только устами.

Ст. 2 говорит, что душа приняла Благодать, а далее (4-5 стт.) Давид перечисляет эти принятые духом и душой Божественные воздаяния: стт. 2-5. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Перевод: Благослови, душа моя, Господа и не забывай даров благих Его! Очищающего от беззаконий тебя, исцеляющего все недуги твои, избавляющего от погибели жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами, исполняющего благие желания твои. Обновится, подобно орлиной, юность твоя! «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его». Благослови Бога за то, что приняла от Него, и не забывай о милости Дающего. Благодарное сердце помнит о благодеяниях Божиих: как прощал, терпел наши слабости, не наказывал, спасал явно, как подавал спасительные мысли, как удерживал от грехов, как устраивал спасительные обстоятельства и разорял опасные. У души есть своя память и долг помнить все доброе, что дал ей Бог. Однако вчитаемся в перечень Божественных воздаяний: Давид благодарит Господа не за обычное благополучие, даже не за пророческое просвещение (вернее, не только за них), а за Благодать, не известную ветхозаветному праведнику. Давид обращается к очищенной, преображенной душе и велит ей, чтобы помнила и не забывала об этой милости Господа. Нельзя забыть то, что никогда не помнила, не имела и не принимала, следовательно, душа - хотя бы отчасти (мера этого приятия неизвестна) - приняла то, что Давид перечислит далее. Господом назван, как и в 101 Пс., Христос Спаситель.

Вот те воздаяния Божии, о которых пророчествует Давид. Милость Божия очищает («очищающаго вся беззакония твоя»), врачует («изцеляющаго вся недуги твоя»), возводит от тления («избавляющаго от истления живот твой»), венчает в Царстве («венчающаго тя милостию и щедротами») – все благие желания праведного там исполнятся («исполняющаго во благих желание твое»). «Вот каковы воздаяния нам Божии: во-первых, Бог установил очищение грехов наших; во-вторых, уврачевал немощи наши; в-третьих, избавил жизнь нашу от истления, изгладив грех; в-четвертых, явив свойственное Ему человеколюбие, и милость, и щедроты, увенчал нас дарованием сыноположения; в-пятых, исполнил нас духовных благ, даровав нам Себя самого — истинный хлеб жизни» (АВ). Давид увидел беззакония, которыми согрешила его душа, и то, как очистил ее Господь очищающаго вся беззакония твоя»). Ветхозаветные обряды не очищали от грехов, а Давид познал и грехи свои, и очищение: он свидетельствует, что милость Господа очищает беззакония. Так и будет происходить в Таинствах Церкви Христовой, а перед этим – в дни Первого Пришествия Господа: «Сего сподобился расслабленный; потому что в одно время сказано ему: «отпущаются тебе греси»; и: «возми одр твой, и иди в дом твой» (Мк.2:9, 11). Так сподобились отпущения грехов и жена грешница, и разбойник, и мытари, и все уверовавшие» (ФК).

Благослови, душа, «Изцеляющаго вся недуги твоя»! Очищая грех наш, Бог нас исцеляет – возвращает нашему внутреннему человеку целостность, совершенство: недуги – это «не телесные болезни, но вообще немощи и слабости, составляющие следствие и наказание греха» (ИО). За тлением греха следует тление ада, но Спаситель искупит верующих. И такой не умрет для Бога, но будет возведен от тления и смерти в жизнь вечную. Бог показал Давиду плоды Крестного Древа. Зная о нем, благослови, душа моя, Господа! И не забывай Милосердного, «избавляющаго от истления живот твой»! Этого требует правда человеческая и Божественная.

Мы спасаемся – входим в свет Царства - милосердием Бога, «венчающаго тя милостию и щедротами». «Он увенчает тебя милостию и щедротами, – так как никто не оправдывается и не увенчивается за одни свои добродетели, ибо «у Господа милость, и многое у Него избавление» (Пс. 129:6), и Он Один спасает и раздает венцы нетления» (ГР). Это венцы нетления и «сыноположения» (АВ): раб Божий становится сыном Божиим по Благодати и вводится в Дом Отца. И Отец жалеет сына, который, хотя и несовершенен, знает Его волю и благоговеет пред ней: «Он увенчает тебя, когда окончишь путь добродетели, и сохранишь веру неповрежденною… Ибо Бог, соединяя человеколюбие и милость свою с добрыми делами каждого, восполняет недостаток добрых дел, которые надлежало ему иметь, и таким образом спасает его» (ЕЗ). Венец милости, которым Бог увенчает сына в Царстве Своем, – это нетление, блаженство в Духе Святом, богообщение и совершенство в явлении любви к Богу и человеку, это обожение. Нам ненавистны злодеяния, ложь, пороки, разрушительные болезни, потери, смерть – их там не будет. Таким образом, в Царстве Его исполнятся все благие желания наши, в том числе и желание ветхого Адама уподобиться Богу. Обожение начнется на земле, но не через похищение запретного плода, а через уподобление Христу и Таинства Церкви воинствующей: «Некоторые, в числе которых и Исихий, разумели здесь под желанием благ желание обожания, которого пожелав, Адам поспешил насытить таковое свое желание» (ЕЗ). В Царстве Славы обожение человека достигнет полноты. Итак, здесь обетования новозаветным: «Отведенных в Вавилон пленников, хотя освободил Бог от рабства, но не избавил от тленной жизни. А нам даровал надежду воскресения, дал залог Духа, облек нас в ризу бессмертия» (ФК).

Давид завершает перечисление Божественных воздаяний образом воскресения: «Обновится яко óрля юность твоя». Орел, «по древним воззрениям, через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным» (Лопухин). В этом аллегорическом образе следует видеть нечто большее, чем обновление телесных сил. 1. В день общего воскресения Бог даст праведнику своему нетленное тело, которое будет обладать новыми благодатными силами и не узнает болезней и смерти. Человеческая природа вернется к своему царственному величию, и увенчана она будет по милости и щедрости Господа. Плоть больше не будет отделять человека от духовного мира: он собственными очами будет видеть Ангелов и Господа, уподобившись орлу, который имеет дар смотреть на солнце. Бог обновит «юность нашу, как орлиную. Этим Давид указывает нам на дарование воскресения. Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц, и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние» (АВ). Орел – образ Царя Христа: праведник воскреснет подобно тому, как воскрес Иисус: «этот орел есть Христос. …Невозможно мне постигнуть следов орла летящего, так как Божеское естество недоступно для разума» (Евсевий в ЕЗ).

2. Обновление начнется на земле – в Христовой Церкви. Образ пророчествует о действии всесильных Таинств Церкви, о чем говорил блж. Феодорит и другие: «И сие обновление в святом Крещении даровал нам также Владыка и, отсекши ветхость греха, из состаревшихся соделал юными. Согласно с сим говорит Бог чрез Пророка Исаию: «терпящии» Меня «изменят крепость, окрылатеют аки орли» (Ис.40:31)» (ФК). При сотворении человек принял Божественные и царственные черты, а потом помрачил их грехом. И теперь «пророческое слово обещает нам восстановление царского достоинства, потому что орел есть царственная птица, и ему вверено царство пернатых. Открывает же нам Пророк и самый образ Божественной щедрости» (ФК). Крещение, Покаяние, Евхаристия возвращают человека к чистоте ребенка и райской царственности, и тот еще на земле становится новым творением. Пред ним - вся жизнь, и жизнь эта есть вечность со Христом. По смерти обновленная душа взлетит от земли, чтобы пребывать «в крайнем свете» (Евсевий в ЕЗ).

3. С радостной вестью обращается Давид к своей душе – душе ветхозаветного праведника: «Обновится яко óрля юность твоя». Когда же обновится, словно орлиная, юность ее, если на земле она не войдет в Церковь Христову? Стт. 2-5 говорят нам, хотя и прикровенно, что душа Давида причастилась обновлению, в некоторой мере познала Благодать людей новозаветных, узрела венцы Святых. Она получит обновление более совершенное в день Великой Субботы, когда, подобно орлу, устремится за Спасителем, возводящим ее - через пространства Неба - в Царство Свое. В день Общего Воскресения обновится и плоть.

Итак, Давид познал, как милует Бог: «за великие грехи, содеянные нами, воздал Он нам благостию, милостию, щедротами» (АВ). Поэтому: «Благослови, душе моя, Господа»! Бог вложил такую великую силу в это повеление пророка душе, что призыв его прочитывается и далее, распространяясь уже на все человечество (6-19 стт.). Давид радуется Милости и Благости Спасителя и обращает к Нему народы. Вот Какого Бога они должны принять и благословить: Ст. 6-7. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя. Перевод: Творит милость Господь и правый суд всем обиженным; открыл пути Свои Моисею, сынам Израилевым – веления Свои. «Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым». Христос милует по состраданию, а не по заслугам помилованного, а правду творит - по верному и нелицеприятному Суду Своему. Господь совершенным образом сочетает милость с правдой: Он милосердствует, воздавая по правде тем, кого обидел мир, кого мучает, теснит зло этого мира и князь его: «…видя, что нас обижает враг истины, Он отверз нам источники милости, а на него произнес праведный суд» (Феодорит в ЕЗ).

Милость Господа проявляется также в устроении Промысла для верующего народа. И Он не молчит о замыслах Своих, о спасительных путях, которые Он предусмотрел для человека. Как теперь Он открывает их Давиду, так и раньше - Моисею: «Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя». Бог дал Израилю Закон на Синае. Он открыл пути Свои = волю Свою о путях жизни Израиля: «Бог, говорит, открыл Моисею посредством данного ему закона пути Свои, т.е. хотения Свои, по которым, как по пути, можно идти к Богу» (ЕЗ). Бог «торжественно и всенародно объявил, чтобы все люди знали и исполняли сей объявленный Им Закон, чтобы согласно с ним проводили жизнь свою и чрез то научились познавать и любить Бога» (ГР).

Господь все Тот же: Он являлся Моисею на Синае, Давиду – в Откровении. И псалмопевец возрадовался о путях милости Господа и перечислил их (2-5 стт.): Господь очищает беззакония, исцеляет, сообщает целостность нашему внутреннему человеку, дарует вечную жизнь и венчает в Царстве Славы. В свое время Он придет во плоти и явит в Самом Себе Путь, Правду и Милость, даст учение об этих путях, которые должны стать путями человека, - это пути милости и правды. «Сей Господь, по милости Своей даровавший нам все теперь исчисленное, есть Тот самый, Который древле судил праведный суд, избавил сынов Израиля из Египта, Моисею и всему народу дал ведение заповедей Своих» (АВ). Воплотившийся Господь даст заповедь христианам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34). Эта заповедь ставит нас на путь жертвенной любви. Выбор нами этого пути составляет главное желание Господа.

Пути Христа и те, что Господь определил для нас, «сказал» нам, определяются свойствами Личности Господа. Какой у нас Господь? Ст. 8. Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Перевод: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив… И Моисей исповедовал: «Господь, Господь, Бог Человеколюбивый и Милосердный, Долготерпеливый и Многомилостивый и Истинный, Сохраняющий милость в тысячи родов…» (Исх. 34, 6–7). Среди этих Его свойств нет вечного гнева.

Бог указывает путь и судит на пути. Каков суд Божий? Он растворен милостью: милость Его суда исходит из вечных и абсолютных свойств Бога. Однако беззакония человека в мыслях, словах, делах заслуживают гнева, но вот он - путь этого праведного гнева Божия: Стт. 9-10. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Перевод: …не вечно гневается Он и неприязни Своей полагает конец. Не по беззакониям нашим сотворил Он нам и не по грехам нашим воздал нам. Бог гневается не «до конца», не «во век», воздает не полной мерой за наши беззакония, и даже более того: «не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам». Он отвечает на наши беззакония Своей милостью, за что Давид благодарил Господа, «Очищающаго вся беззакония твоя» (3 ст.). Милость всегда побеждает праведный гнев, потому что именно она, а не гнев присуща Владыке: «Если бы с беззакониями и грехами нашими соразмерял Он Свои наказания, то никто не устоял бы против суда Его (Пс. 129:3)» (ГР). Грехи наши заслуживают больших наказаний, чем мы имеем.

Что говорится о человеке, распространяется и на человечество в целом: «Хотя и прогневался за преступление Адамово, и род наш осудил на смерть: однако же, не до конца простирает гнев Свой; потому что в последние времена воссиял Он «во отметание тления» (* «для уничтожения греха») (Евр.9:26)» (АВ). Отец «послал Единородного Своего Сына для избавления нас oт тления, потому что не может иметь продолжительного гнева Тот, Кто, как снисходительный к кающимся, говорит: когда гнев ярости Моей кончится, я опять уврачую (Ис. 7, 4)» (в ЕЗ). Пророк осознает свою человеческую ограниченность и греховность, но псалом дышит миром: Давид спокойно и полностью предал себя святой воле Вседержителя и живет радостью богообщения. Потому что видел и знает: путь Божественного гнева преграждает Милость Его.

А далее пророк говорит о путях Милости Божией: Ст. 11-12. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Перевод: Как высоко небо над землей, так велика милость Господа к боящимся Его; как далек восток от запад, так удалил Он от нес беззакония наши. Давид сравнивает милость Господа к людям благоговейным с неизмеримой высотой небесной бездны. «Если бы Пророк нашел расстояния более далекие, то, конечно, их и представил бы на среду, стараясь показать беспредельность Божией благости. Но человеческий помысл не нашел ничего, что было бы выше неба, и имело более далекое расстояние, чем восток от запада» (ФК). Господь утвердил милость Свою дивными делами, теми, которые были явлены Давиду в Откровении: 1) делами устроения нашего спасения (воплощением, учением, Крестом, воскресением, созданием Церкви и благодатью Таинств – о них пророчествует 101 Пс.) и 2) преображением каждого конкретного человека, - о чем говорил Давид в 2-5 стт. Почему утверждение милости начинается не с Неба, а «от земли»? Потому что «от земли» воссияет Крест Христов и откроет, словно ключом, Царство Божие. Царство же Божие внутрь вас есть (Лук.17, 20-21), т.е. оно в человеке, живущем на земле. Милость Господа уводит благочестивого на Небо, но начинается на земле, утверждается там Таинствами, чтобы потом утвердить помилованного на Высшей Тверди. Вертикаль, возносящаяся в Небо, дополняется горизонталью – восток – запад: «елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша». «Востоком назвал добродетели, как светлые, а равно западом грехи, по темноте их. Итак, кто сблизился с оным востоком, тот имеет беззакония удаленными от себя, так как пороки от добродетели далеки» (Дидим в ЕЗ). Горизонталь, пересекающаяся с вертикалью, образует символ креста; они пересекаются в человеке и знаменуют направления Божественных сил. Милость Господа – Таинствами - не только утверждает нас во благе, но удаляет от нас злое, губительное. Как далеко? Так далеко, как даль запада удаляется от небесного пространства востока.

Еще Давид учит, что милость Божия не слепа: она, хотя подается всем, но утверждается не на всех, а на благодарных (1-5 ст.), страдающих невинно от зла мира (6ст.) и – «на боящихся Его». 1. Это те, кто, несмотря на некоторые грехи («беззакония наша»), имеют чуткую совесть, живую веру и действующий страх Божий. Они ненавидят грех и сопротивляются ему, поэтому, встретив, узнают и полюбят Христа, ухватятся за ризы Его, придут к Нему от иудейской веры и от язычества. 2. Именование «боящиеся Бога» Псалтирь часто усваивает прозелитам - вчерашним язычникам. Поэтому и здесь можно усмотреть пророчество об их спасении в Церкви Христовой. Давид объединяет себя с «боящимися Бога» – и в добром, и в злом. Он благоговеет пред Богом и согрешал пред Ним, - поэтому: «беззакония наша». Стт. 1-5 говорили нам, что Бог воздает спасительными дарами благодарным, которые помнят и свое недостоинство, и многообразные случаи уже совершенной милости Божией. Помнят и благодарно перечисляют, как сделал это Давид. Поступая так, душа творит правду. Бог одаривает тех, кто может во спасение принять Его дар. Однако в конечном счете воздаяния Божии изливаются на нас не по нашим заслугам, «а единственно по благости Божией, как говорит Господь Иисус Христос в Святом Евангелии: «Яко Той благ есть на безблагодатныя и злыя» (Лк. 6:35)» (ГР).

Давид нашел на земле только один род милости, который напоминает несравненное милосердие Господа к любящему Его человеку: ст. 13-14. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Перевод: Как милует отец сыновей, так помиловал Господь боящихся Его. Ибо Он знает творение Свое, помнит, что мы прах земной. Человека, боящегося греха и любящего Бога, Господь милует, как отец сына своего. В страхе Божием есть правда, и, видя ее, Бог возводит сына, имеющего ее, от тления и смерти, которым поражена человеческая природа, к жизни вечной. Господь щедр к благоговейным, и всех Он жалеет, как больных детей. Земной отец, когда согрешат дети, вразумляет их, «перенося грехи их, советуя, умоляя; устрашая, долготерпя, наказывая, врачуя и употребляя всякие средства для исправления и спасения их. …Бог несравненно более соболезнует и милосердствует о боящихся Его и хранящих заповеди Его» (ЕЗ). Бог долготерпит и милует нас, во-первых, по любви, во-вторых, потому что знает: «мы сотворены из земли, и хорошо помнит, не забыл, что мы перстные, яко персть есмы» (ГР). Или: «Создатель знал немощь нашего естества, знал, из чего мы созданы, и опять куда пойдем» (ФК). Господь взял Себе нашу плоть, когда «воплотился и сделался подобным нам человеком; почему и Павел сказал: ибо как Он Сам претерпел искушения, то может помогать и искушенным (Евр. 2, 18)» (в ЕЗ).

Следующие образы развивают мысли (о нашей тленности) 14 ст. и исповеди Пс. 101, 4-12: ст. 15-16. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Перевод: Человек! Как трава, дни его, как цветение полей, отцветет он; ибо дух отлетит от него, и не станет его, и уже не узнает он селения своего. Прот. Григорий предлагает перевод с еврейского: «Дни смертного – как трава; как цвет на поле, так он цветет. Пронесется над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (ГР). А далее он поясняет разночтения, связанные с толкованием слова «дух»: «Жизнь травы скоро проходит, скорее проходящего лета, а жизнь цветка полевого еще короче: она кончается с дуновением на него ветра (дух пройде в нем, и не будет). Так слово «дух» понимают и объясняют иудейские раввины. Но отцы Церкви, и вообще христианские толковники, под словом «дух» разумеют здесь душу человеческую» (ГР). Дни цветения души, т.е. дни ее пребывания в теле, кратки, как время жизни полевых цветов. Их лепестки срывает и уносит осенний ветер, и не будет их, и не найдет ни один из цветов своего прежнего места. Смерть оторвет от родного тела смятенную душу, и человека, как целостного существа, уже не будет: «Кирилла: А мы, несчастные, хотя и созданы нетленными, но, подобно тени и полевой зелени, на краткое время и едва только отцветши, неожиданно падаем в землю, как в мать, имея ее питательницею и гробом» (в ЕЗ). Исполняя Божественный закон, душа христианина оставляет обреченную на тление плоть и, если будет спасена, возносится ко Христу. И не найдет душа обратной дороги к своему телу, не соединится с ним. В день Общего Воскресения душа, очевидно, не сразу узнает место прежнего обитания своего, но примет его с радостью, потому что тело станет нетленным, с новыми свойствами.

По мысли свт. Василия, Давид сравнивает с цветением полей славу человеческую: «Тот, кто ныне телом цветет и имеет цветущую красоту, завтра жалок, ибо или увядает от времени, или отощается от болезни. Такой-то знаменит по причине славы и богатства, но потом нечаянно похищается и погибает, и слава его оказывается сновидением, почему и прилично употреблено пророком уподобление славы человеческой самому слабому цвету» (в ЕЗ).

Время, плоть, слава человеческая – перестают быть, а Бог вечен, как Милость и Правда Его, но спасенные участвуют в Его вечности: ст. 17-18. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Перевод: Милость же Господня во все века на боящихся Его, и правда Его на сыновьях сынов, тех, что хранят завет Его, помнят заповеди Его и соблюдают их. Милость Господа будет вечно покрывать «боящихся Его», сначала – на земле, затем – в Царстве: «от века и до века». Кто боится Бога, тот и сам хранит завет Его, и учит этому сынов своих. Боящиеся Бога – это и есть те сыны по Благодати, которые хранят завет, т.е. исполняют Божественную волю, «поскольку где страх Божий, там, по словам Григория Богослова, и соблюдение заповедей» (ЕЗ). На них же правда и исполнится: «Милость же Господня и правда Его пребывают вечно с теми людьми, которые, имея веру и страх Божий, хранят завет Его, помнят заповеди Его и стараются исполнять их (помнящих заповеди Его творити я). Долготерпеливый и многомилостивый Господь Бог никогда не перестанет миловать боящихся Его. Он и здесь освобождает их от различных бедствий настоящей жизни, и там освободит их от будущих вечный мучений. Правдою Божией пророк называет здесь воздаяние за подвиги в добродетели тем праведникам, которые, боясь Бога, помнят и хранят заповеди Святого Евангелия, чтобы свято исполнять их» (ГР).

Давид возводит взор от дел на земле к Небу и видит Престол, приготовленный для Грядущего Спасителя, Который скажет: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28,18). Ст. 19-21. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Перевод: Господь на Небесах воздвиг Престол Свой, и Царству Его все подвластно. Пророк «говорит как бы так: помни и не забывай, душа моя, что Господь Бог на небе поставил (уготова) Престол Свой, и оттуда царственная сила и власть Его распространяются по всей вселенной (и Царство Его всеми обладает), т.е. во власти Его состоят не только израильтяне и все народы земли, но и все Ангелы и все Воинства Небесные» (ГР). Власть Господа распространяется на всех, но блажен тот, кто достоин ее: «Хотя почивает в горних духах, однако же и земное недалеко от Царства Его, потому что, как Бог, властительствует Он над всем. И царство Его всеми обладает. Сказано же «всеми обладает», а не «царствует над всеми», потому что не все достойны Его царства. А потому, Небесное Царство обетовал Спаситель преуспевающим в Евангельской жизни, и державствует Господь над достойными» (АВ). Господь царствует над теми, кто относится к Нему как к Царю, кто признает Его своим Царем.

Престол окружают Святые Ангелы, и пророк обращается к ним. Он призывает их к тому же, к чему прежде призывал свою душу и человечество: ст. 20-21. Благословите Господа, вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Перевод: Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силой Его, внемлющие гласу Его и творящие волю Его! Благословите Господа, все Небесные силы Его, слуги Его, творящие волю Его! «Поскольку Давид выше упомянул о Престоле Божьем, то посему необходимо теперь говорить здесь об Ангелах, предстоящих Престолу Его» (ГР). Они сильны Божественной крепостью сильнии крепостию»), так как с любовью творят слово Его («творящии слово Его»). И слово это они слышат непосредственно от Самого Бога: они сильны «услышати глас словес Его», поэтому Давид не предлагает им никакого поучения, но зовет участвовать в общем хоре Церкви. «Говорит также, что Ангелы сильны и благомощны, поскольку сила их не подлежит старости и тлению, почему и называются Силами, как имеющие силу, и совершают повеления Святого Бога, ибо они исполняют слово или повеления Божии, как только услышат голос слов Его, который слышен для них» (ЕЗ). Давид «называет их Ангелами, как служащих Божественным повелениям и передающих слова Божии другим; и Силами, как способных к исполнению повеления и получивших от Творца соответственную силу» (ФК). Они вестники, силы и слуги Божии.

Ст. 22. Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа. Перевод: Благословите Господа, все, сотворенное Им, повсюду, где владычествует Он! Благослови, душе моя, Господа!  «Благословите Господа, вся дела Его». Давид призывает все творение славить Бога. Дерево, цветок, звезды, холмы, озера, звери славят Бога уже своим существованием, потому что несут на себе печать Премудрости Творца. Они употребляют «вместо гласа вид, красоту, величественность, местоположение и цвет свой, а равно и все прочие природные и чудные свойства свои, которые показывают и выражают творческую премудрость и силу Божию» (ЕЗ). «Взирая на эти дела Божии, удивляясь и поражаясь им, люди невольно восторгаются к хвалению и прославлению Бога. И так как все в природе видимой принадлежит ко власти и владычеству Бога, то пророк призывает свою душу на всяком месте хвалить и благословлять Господа, и заканчивает сей хвалебный псалом теми же словами, какими и начинает его: на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа» (ГР).

«На всяком месте владычества Его благослови, душе моя, Господа». «И какое место не принадлежит владычеству Божию? Без сомнения никакое. Следовательно, в каком бы месте мы ни находились, без различия и без наблюдения мы должны благословлять и славословить Господа» (ЕЗ). «Исихия: Хотя бы тебе случилось находиться на торжище, хотя бы в бане, хотя бы в темнице, хотя бы в царском доме, вспомнив, что ты ходишь по земле, принадлежащей владычеству Божию, непрестанно благословляй Творца, чтобы каждое место было для Тебя церковью Божией, собранием Ангелов и соседством Неба» (в ЕЗ). Это повеление не может быть адресовано иудеям, «потому что, когда пленившие их повелевали воспеть «от песней сионских», поступая законно, сказали они: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей» (Пс.136:4)? А нам божественный Апостол предписывает «молитвы творя на всяком месте, воздевать преподобныя руки» (1Тим.2:8). Сие и Владыка Христос сказал Самарянке: аминь, аминь глаголю тебе, «жено, яко грядет час, и ныне есть, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонятся Отцу». Ибо «Дух есть Бог: и иже кланяются Ему, духом, и истиною достоит кланятися» (Ин.4:21, 24)» (ФК). Все это утверждает нас в мысли, что Давид в 102 Пс. благословляет и прославляет преимущественно грядущую Благодать, которую познал и к которой приобщился таинственно во время посещения Духа. «Давид говорит сии слова, пророчествуя о евангельском и новом богослужении народов, которое и предпочитает древнему и подзаконному» (ЕЗ).

 

Литература

 

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

 

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Терновский С. Г. Толкование особых изречений в Псалтири. – М.: «Лествица», 2000

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt102.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

 

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

 

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блаж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

 

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (*   ).