8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда

Псалом 104

Надписание: Аллилуиа. Еврейский текст не содержал надписания: оно появилось у LXX. Пред нами хвалебный псалом: «Аллилуиа значит «хвалите Сущего», т. е. Господа» (ЕЗ). «Аллилу означает хвалу, содержащую молитву к Богу, a иa есть одно из имен Божиих» (свт. Григорий Нисский и Евсевий в ЕЗ). «Говорят, что этим словом восхваляют Бога ангелы, как херувимы словами: свят, свят, свят. И это предали святые Отцы, сами слышавшие ангельское пение, как Исаия слышал серафимское» (АВ). Пс. 104 первый из числа других, которые имеют надписание «Аллилуиа»: «Много таковых надписей сделано на последних особенно псалмах книги сей (т. е. в 5-й книге псалмов); из чего можно видеть, что тем, которые достигли совершенства добродетельной жизни, прилично хваление Бога и пребывание в том, в чем, как мы верим, состоит и занятие естества Ангельского. Ибо мы знаем, что их занятие есть не другое какое-либо, как только хваление Бога. И совершенные в добродетели ни о чем другом не стараются, как только о сделании жизни своей хвалою Богу» (свт. Григорий Нисский и Евсевий в ЕЗ).

Давид хвалит Бога за премудрость и милость Его спасительных дел: хвала опирается на историю, поэтому 104 Пс. не только хвалебный, но и исторический. Давид предлагает величественное повествование о том, как Бог вел свой народ через времена и события, уча вере, упованию и милости. Псалмопевец, опираясь на Книги Бытия и Исход, показывает, как именно Господь исполнил обещание, данное Патриархам. В чем оно заключалось? Земля Ханаана станет их землей, число их потомков уподобится множеству звезд небесных. Как Бог исполнил то, так исполнит в свое время последнюю часть обетования: среди чад Авраама родится Спаситель, через веру в Которого благословятся все народы земли.

104 Пс. вспоминает о событиях от Авраама до начала пути из Египта, а в родственный ему 105 Пс. повествует о следующем периоде – от исхода до обретения Обетованной земли, хотя в нем найдут отражение и последующие падения Израиля. Пс. 104 – светлый и ликующий, потому что делает акцент на делах Божиих, а 105 Пс. обличает неверие народа, перечисляет отступления его, поэтому величие псалма одето скорбью. Давид не повторяет всей истории, предполагая, что читатель хорошо помнит содержание Книг Бытия и Исхода. Он отмечает ключевые события - иногда более подробно, но чаще несколькими словами. Он всегда держится хронологического порядка, и событийная линия (от Авраама до исхода) весьма четко очерчена. Обозначены начало пути еврейского народа и благополучный конец его: начало находим в обетовании Бога Аврааму (8-10 стт.), а конец – в радости обретения обещанной земли: «и даде им страны язык, и труды людий наследоваша» (44 ст.). А между этими событиями: промыслительное и спасительное для народа рабство Иосифа (16-22 стт.), пребывание Израиля в Египте (23-25 стт.), избрание Моисея (26-27 стт.), «казни египетские» (28-36 стт.) и чудеса начала исхода: облачный покров, перепела, манна и вода из камня (37-41 стт.). И в конце, опустив сорокалетнее странствие, псалмопевец говорит о радости обретения Обетованной земли.

Давид сосредотачивает наше внимание на двух событийных центрах, выделяя их особо для сравнения и противопоставления. Вот судьба Иосифа, а вместе с ним - его народа и мудрого фараона, который из уважения к Богу возвысил Его пророка. А вот то, что произошло при Моисее: ожесточившийся в гордыне фараон не послушал слово человека Божия. Иосиф и Моисей едины в святости, они исполняют одно дело Божие: через них Бог устраивает пути народа. Судьбы современных им царей противоположны, потому что фараон, почтивший Иосифа, исполнил заповедь: «Не прикасайтеся к помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте» (15 ст.). Он возвысил того, кого превознес Господь. Фараон же при Моисее впал в безумие от своей гордыни: презирал, ненавидел, обманывал пророка и Бога, пославшего его. О благополучии первого фараона и поражении второго говорят известные всем Книги Писания. Давид показывает в своем псалме, как Бог действует в истории, а действует Он через человека и через стихии, «встраивая» страсти и подвиги человеческие, которые предвидит, в цепь промыслительных и спасительных событий, в Свой Промысел. Бог не молчит, но говорит с народом, врагами народа, пророками и патриархами – Сам или через посредников.

Псалом можно назвать еще и учительным. Иудеев псалом учит вере, благодарности и благочестию; христиан, помимо этого, он наставляет на упование: как Бог привел евреев в обещанную землю, так приведет их в Царство Свое, только бы они хранили путь веры. Его Промысел человеку не всегда понятен и приятен, но уповающим и верным Бог дарует великое и через них устраивает славное и спасительное для народов. Псалом учит о Боге, что Он верен слову, творит дивные чудеса пред народами и царями, побеждает любых врагов и неизменно милует уповающих на Него.

«105 Пс. является по своему содержанию продолжением 104 Пс.; если же к этому прибавить, что и язык, слог обоих псалмов одинаков, то писателем должно быть признано одно лицо» (Лопухин). Составителем этого псалма, бесспорно, является царь и пророк Давид: «По свидетельству книги Паралипоменон (1Пар.16:8 и д.), часть этого псалма (ст.1-15) пели левиты при перенесении Давидом кивота завета на Сион» (ИО). Текст дал им царь: «В этот день Давид, в первый раз, дал псалом для славословия Господу через Асафа и братьев его» (1Пар.16,7). Стихи этого славословия должны были напомнить шествующему на Сион народу о Путеводителе Боге и о праведных путях избранных Его.

Мы недавно говорили: Давид созерцал Господа, облаченного «во исповедание и в велелепоту» (Пс. 103, 1) - в славословия Святых и красоту сотворенного мира. Если 103 Пс. был сосредоточен на дивной «велелепоте» природы и разумности мироустройства, то в 104 Пс. Давид говорит об иной одежде Господа – о святом исповедании (исповедание = славословие): Господь облачен в славословия святых. И Давид в 104 Пс. учит нас исповеданию, призывает к нему и предлагает нам его образец. Что стало предметом исповедания Давида? Дивные дела Господа, которые Он совершал в народе Своем. Дела эти были столь многообразны, спасительны, премудры и чудесны, их Божественная природа была настолько очевидна нелукавому сердцу, что воистину, они могли являть Бога, став той Его ризой, которую может наблюдать человек.

В начале псалма - во вступлении (1-7 стт.) - Давид призывает Израиль к такому славословию, которое способно просветить язычников. Хвала эта зиждется на благочестии славящих и на их крепкой памяти о делах Господа. Ст. 1-3. Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его, возвестите во языцех дела Его. Воспойте Ему и пойте Ему, поведите вся чудеса Его. Хвалитеся о имени святем Его, да возвеселится сердце ищущих Господа. Перевод: Прославляйте Господа и призывайте имя его, возвестите народам деяния Его! Воспойте Его и пойте Ему; поведайте чудеса Его! Хвалитесь именем святым Его! Да возрадуется сердце ищущих Господа! «Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его». Господь. Иудеи славят Единого, а христиане знают: Единый Бог - Святая Троица - являл Себя древним праведникам и народу через Сына, имеющего воплотиться. Но так как сам текст не различает Божественные Лица, то и мы будем говорить преимущественно о Едином.

«Исповедайтеся Господеви здесь значит то же, что "прославляйте Господа"» (ГР). Славит Бога тот, кто с верой и упованием призывает Его, а не на себя или мир надеется, поэтому: «Призывайте имя Его». Славит Бога тот, кто возвещает дела Его = чудеса Его народам, не ведающим Бога, поэтому: «возвестите во языцех дела Его»; «поведите вся чудеса Его». Особенно славит Бога тот, кто поет Ему милосердием, верой и чистотой, поэтому: «Воспойте Ему и пойте Ему». Воспойте («άσατε означает стройное пение одним только голосом» (ЕЗ)) и пойте («глагол ψάλατε означает такое же пение с бряцанием на псалтырном орудии» (ЕЗ)). «Всякими возможными способами пойте о Нем: и устными песнопениями, и на музыкальных инструментах, и ораторской речью, или проповедью, - повествуйте о всех чудесах Его» (ГР). Славит Бога мудрый, который видит на всем руку Божию и не приписывает себе славы, поэтому: «Хвалитеся о имени святем Его». Пусть такой продолжает искать волю Божию и с трепетом постигать дело Его, и найдет, и возвеселится: «да возвеселится сердце ищущих Господа». «К ищущим Господа принадлежит всякий, кто старается о том, чтобы, прежде всего, исполнить святую волю Его, чтобы иметь Его всегда благосклонным и покровительствующим во всех делах и начинаниях своих. Всякий, кто так ищет Господа, найдет Его в сердце своем и возвеселится» (ГР).

Дух Святой велит Израилю через пророка: «исповедайтеся», «призывайте», «возвестите», «воспойте», «пойте», «поведите», «хвалитеся». Эти действия в совокупности и составляют первое из их ряда - святое исповедание, т.е. приятное Богу славословие. Оно возвеселит сердце и самого исповедника. Исихий слышит в «исповедайтеся Господеви» призыв к Таинству покаяния – для новозаветных: «Исихия: Не напрасно советует сперва исповедаться, а потом призывать, но для того, чтобы, очистившись чрез открытие тайн, мы могли приносить хвалу чистым орудием» (в ЕЗ). Новозаветные смыслы в этом историческом псалме не подчеркнуты, хотя некоторые призывы и смыслы христиане могли бы отнести к себе, например, призыв проповедовать народам: «В этом псалме Дух Святой повелевает святым Апостолам, чтобы народу новому из язычников соделали явными все чудотворения, совершенные Господом в пришествие Его» (АВ).

Ст. 4. Взыщите Господа, и утвердитеся, взыщите лица Его выну. Перевод: Ищите Господа и укрепляйтесь, ищите Его непрестанно! Как искать Невидимого? Как обрести Владыку мира? Став рабом Божиим, творя волю Его. Бога ищут благочестием, верой и жертвенной любовью, утверждаясь в них. Формальным исполнением дел Закона невозможно прийти ко Господу и увидеть Лик Его. Дух Святой требует от человека искреннего искания, которое происходит во внутреннем нашем храме, хотя всегда проявляется и в делах видимых. Движущей силой такого искания является любовь к Богу и та жажда Его благословения, которая не оставляла патриарха Иакова. «Взыщите Господа», - велит Дух Святой, предвидя мертвенность фарисейского благочестия. А Златоуст обращается к новозаветным: «Что значит искать Господа? Мыслить о том, что относится к Нему, думать о Нем, постоянно иметь Его в мысли, никогда не переставать беседовать с Ним посредством молитвы и добрых дел» (Злат. в ЕЗ).

Но далее пророк добавляет: «взыщите лица Его выну». Разве может человек видеть Божественный Лик? Ведь даже Моисею в этом был отказано (Исх. 33, 20). 1. «Златоуста: Лицом здесь называет явление, промысел, попечение, помощь, содействие, разум Его» (в ЕЗ). Или: «лицо Бога есть познание Его» (Исихий в ЕЗ).

2. Как и в Пс. 103, 29, лицом Господа является Божественная милость – благословение, несущее в себе помощь и жизнь. Когда Бог отвращает лицо Свое, творение мечется и приходит в смятение, ожидая беду. Тогда с особой силой ищите и просите Бога: «Не раз и не два, но в продолжение всей жизни надлежит искать помощи свыше и пожинать от сего пользу, потому что ищущие сего будут неодолимы и непобедимы. Сие обетовал и Господь, изрекая закон: «просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Мф.7:7–8)» (ФК).

3. Это повеление особым образом относится к современникам Христа и вообще к людям новозаветным, которые должны увидеть в Сыне Отца, в Человеке – сокрытое Божественное Лицо. Во Христе верующие увидят не грозного Господина, а Лик Милости и Истины - своего Спасителя, тогда как Моисей увидел из расселины скалы, куда поставил его Бог, «только отблеск Божественной славы: «увидишь Меня сзади»» (Лопухин).

Что значит «утвердитеся»? И в чем? 1. В поиске: «И не только искать Господа Бога убеждает пророк, но и утвердиться в сем искании Бога, или, что то же, в вере в Него» (ГР). Или: «Утвердитеся некоторые принимают = будьте крепки в искании Господа» (ИО).

2. Найдите опору в Самом Боге, в слове Его, воле Его.

3. «Утвердитеся» в слове совести, в чистоте, любви, уповании и иных добрых основаниях, Им заповеданных.

Это все и есть Небесная твердь, которая прочнее всех земных и осязаемых твердынь. До конца дней не оставляйте поиска Бога - поиска Его благословения, милости, богообщения, осмысления и исполнения воли Его. Этот поиск Невидимого человек ведет внутри себя – в мире, где плотскому разуму не на что опереться. Но разум духовный в предыдущем псалме уже восхищался, когда нашел нашу землю, висящую в пустоте, крепко утвержденной. Бог основал землю «на тверди ея» (Пс. 103, 5). Твердь – это Божественная воля и Его сила, которые обычно проявляются в естественных законах, но следующий стих скажет, что особенно дивно они обнаруживают себя и в нарушении их. Вера находит себе твердь в слове Божием и святых созерцаниях своих, однако, и на память о делах Божиих она постоянно опирается.

Пророк глаголет Израилю: ст. 5. Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его, и судьбы уст Его. Перевод: Вспоминайте чудеса, сотворенные Им, знамения Его и приговоры уст Его! В 4 ст. Дух Святой велел Израилю: «Взыщите Господа», - а здесь Давид, по мысли Златоуста, «указывает путь, по которому можно искать и находить Бога. Какой же это путь? Непрестанно иметь в памяти чудеса Его, и законы, и заповеди» (в ЕЗ): «Чудеса Его и судьбы уст Его». Помните дела Господа – все они чудесны по своей премудрости и могут наименоваться чудесами, даже если не нарушали естества чин. Помните и «судьбы уст Его» = суды уст Его. 1. Это решения Божии, которые еще не стали делами. Это «судебные приговоры Божии, произнесенные над язычниками ко благу народа Его» (ИО). Бог возглашает их устами пророков или Сам, таинственно, как царю Авимелеху, - во сне. Иосиф объявит их виночерпию и хлебодару, а затем и фараону через толкование их снов. И Моисей стал устами Божиими и для своего народа, и для не желавшего признать это фараона.

2. «Судьбы уст Его» - это, по мысли блж. Феодорита, те же чудеса, например, «казни египетские», которые знаменовали праведный суд и волю Бога: в них, как в некоей книге, читались Божественные приговоры. Поэтому Дух Святой велит Израилю, чтобы помнил «чудеса, которые были знамениями (τερατα) для Израиля и язычников» (ИО).

3. Законы и заповеди Божии: «А судами здесь, кажется, называет законы на небе и на земле. Ибо по истине не один человек только получил закон, но все видимое: море, чтобы не выступало из берегов; горы, чтобы были крепки; земля, чтобы стояла; солнце, чтобы совершало течение; луна получила свой чин; разнообразный лик звезд; естество телесных, растений и все прочее» (Злат. в ЕЗ).

Свт. Афанасий распространяет призывы Духа и на новозаветных: они должны помнить не только бывшее при Аврааме и Моисее, но знамения и чудеса Спасителя и заповеди Его: «Чудесами называет совершенные Им чудотворения, каковы: хождение по морю, воскрешение мертвого и прочее, а судьбами уст Его - или слова, какие изрекал, изгоняя из людей нечистых демонов, или заповеди Нового Завета» (АВ). Пророк обращается и к Апостолам, и учителям Церкви Христовой, потому что к ним особенно приблизится Лик Спасителя. На них особая миссия передать точным благодатным и чистым словом память о делах Христа и Его Учение.

К кому повеления Духа? К кому слово пророка? К чадам Авраама: ст. 6-7. Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его. Той Господь Бог наш, по всей земли судьбы Его. Перевод: Потомство Авраама – верные рабы Его, сыны Иакова – избранники Его. Он Господь Бог наш; вершит Он суд по всей земле. Церковь ветхозаветная и Церковь Христова – кровные и духовные чада Авраама, Исаака и Иакова - должны помнить дела и постановления Божии. Чада Церкви сподобились высшей чести – быть избранными Богом, но кротко исповедуют себя не хозяевами жизни, а рабами Господа: «раби Его» = «избраннии Его». Они избраны для служения. По отношению к Патриархам, великим участникам древних чудес и судов, народ Израиля есть семя их: «семя Авраамле», «сынове Иаковли». Их изберет Господь для Своего посещения и проповеди; из них Апостолы. По мысли свт. Афанасия, Давид к ним преимущественно и обращается. Однако пророк объясняет всем поколениям Израиля Ветхого и Нового: «Той Господь Бог наш». 1. Возможно, он пророчествует о Христе, указывая, что Он по Божеству и есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, его, Давида, и современников его, Израиля Ветхого и христиан, всех, кто служит Господу и избран Им. 2. Или Давид собирает все поколения Израиля для исповедания и служения Единому.

Давид указывает человечеству на избранных служителей Господа и предупреждает противников их: «По всей земли судьбы Его». Приговоры Божественного суда и их грозное исполнение совершаются по лицу всей земли – никто не сокроется, если прикоснется к помазанным Его.

И для Израиля Ветхого, и для Израиля Нового пророк предлагает величественное историческое повествование (8-45 стт.) о том, как Бог вел Свой народ через времена и события, уча упованию, вере и милости. И начинает с завета, т.е. обетования о земле Ханаанской, которое Господь дает Аврааму, Исааку и Иакову: ст. 8-12. Помяну в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящи родов, еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку. И постави ю Иакову в повеление, и Израилю в завет вечен, глаголя: тебе дам землю Ханааню, уже достояния вашего, внегда быти им малым числом, малейшим и пришельцем в ней. Перевод: Вовеки помнит Он завет Свой, слово, что заповедал Он тысячам родов, что завещал Он Аврааму, в чем клятву давал Исааку; и вменил Он клятву Свою Иакову в повеление, Израилю – в завет вечный, говоря: «Тебе дам землю Ханаанскую, удел и наследие твое». Когда были они еще в малом числе, в малых силах, были пришельцами на той земле… «Помяну в век завет Свой». Всегда помнил («помяну» - аорист, форма прош. вр.) и никогда не забывал Бог завет Свой. Заветом названо обетование Господа патриарху Аврааму. Бог обещал ему, пришедшему по Его призыву в Ханаан, что вся земля, которую Патриарх видит вокруг себя, навеки станет принадлежать ему, т.е. роду его, - и это исполнится на его потомках. А число чад бездетного в то время старца будет так велико, как песок земной (Быт. 13, 15-17). После того, как Авраам явил удивительную веру и был готов отдать Богу долгожданного и любимого сына Исаака, Бог уточнил Свое обетование. Он ответил на жертву праведного человека прикровенным обещанием послать на землю Сына Своего, Который по плоти произойдет от Авраама, и через веру в Него обретут Божие благословение, т.е. спасение, все народы земли: «благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт.22,18). Апостол заметил: «Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3, 16). Это обетование Бог заповедал для тысячи родов потомков Авраама, т.е. для великого множества людей: «слово, еже заповеда в тысящи родов, еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку». «И далее пророк говорит, что все обетования сии были повторены и неоднократно подтверждены при сыне Авраама Исааке и при Иакове, сыне Исаака, которому они даны как повеление, а народу израильскому в завет вечный» (ГР).

«И постави ю (*клятву) Иакову в повеление, и Израилю в завет вечен, глаголя». Когда угроза со стороны семьи Лавана, тестя Иакова, стала реальной, Бог не попустил зла, но велел Иакову оставить Месопотамию и вернуться в его землю: «Возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (Быт. 31, 3). Господь предвозвестил ему это возвращение еще много лет назад, когда Иаков, спасаясь от гнева Исава, только направлялся в Месопотамию. Во время сна он увидел Господа на верху лестницы, касающейся неба. И Владыка обещал Иакову, что та земля, на которой тот спит, будет принадлежать ему и потомкам его, что в нем и семени его благословятся все племена земли (Быт. 28,12-15). И Давид цитирует слова Господа: «тебе дам землю Ханааню, уже достояния вашего». «Уже - мерительная веревка, а затем и то, что ею отмеривается, следовательно - участок; уже достояния = наследственная часть» (ИО). По завету «земля Ханаанская отдана в вечное владение сему народу, как бы отмеренная ужем (…веревка, землемерная цепь), отмежеванная: уже достояния вашего» (ГР).

Бог дал обетование Аврааму и повторял его Исааку и Иакову, когда род Авраама был малочисленным и не имел никакой власти: «Внегда быти им малым числом, малейшим и пришельцем в ней». «Когда Господь Бог назначил Аврааму и его потомству жить в земле Ханаанской, они были в малом, незначительном числе: сначала Авраам с женою Саррою и племянником Лотом, потом сын его Исаак с женой и малой семьей его, затем сыновья Исаака - Исав и Иаков, тоже с небольшими их семьями; и все они были люди незначительные, малоизвестные (малейшим и пришелцем в ней)…» (ГР). Когда евреев было мало, Бог обещал умножить число их, как звезды. Когда они были бесправными пришельцами и странниками, обещал отдать Палестину потомкам их во владение вечное. Почему тогда? «Дабы чрез это открылось могущество Обещавшего» (Злат в ЕЗ). И чтобы открылась совершенная вера Патриархов.

Патриархи жили верой. Апостол Павел писал о них, а блж. Феофилакт пояснил слова Апостола об Аврааме: «Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах (Евр. 11, 9). Он населил землю настолько ему чужую, что не имел даже собственного дома, но жил в шатрах, что свойственно пришельцам, кои, не имея собственного участка, переходят с одного места на другое. С Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования (Евр.11, 9). И Исаак, и Иаков, говорит, жили на ней также как на чужой. Исааку завидовали филистимляне, и слуги Авимелеха отняли у него колодцы и его жену, и потом он переходил с одного места на другое (Быт.26). Иаков же не только был гоним со страхом пред Исавом, но и на обратном пути из Месопотамии купил место, где поставил палатку, и то переходил в Вефиль, то в Ефрафу, не останавливаясь на одном месте, как пришелец (Быт.35). Между тем, и они были наследниками обетования, как и их отец. Ибо сказано: «дам тебе и потомкам твоим» землю (Быт. 17:8). Однако они не были неверующими. Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог (Евр, 11. 10)» (блж. Феофилакт). Да, те шатры, в которых жили Патриархи, не имели долговечных оснований, но их это не заботило, так как они «ожидали небесного града с истинными основаниями, всегда твердыми и никогда не гибнущими. Почему и Бог, видя, что они презирают обетования земных благ, отложил их, уготовляя им лучшие, как достойным таких, а не земных» (блж. Феофилакт). Они не молили Бога о достоянии видимом, земном, действительно не искали его, и Бог видел это. Он знал, какая земля им нужна, - ее, Землю Царства, Он и подаст им в свое время.

Итак, Патриархи чувствовали себя на земле странниками, уповая на Отечество Небесное. И Господь не допускал, чтобы в земле странствий кто-то обижал Его избранных служителей: ст. 13-14. И преидоша от языка в язык, и от царствия в люди ины. Не остави человека обидети их, и обличи о них цари. Перевод: …И переходили от племени к племени, от одного царства к другому народу, никому не давал Он их в обиду и обличал царей, угнетателей их… «Они переходили от одного народа к другому (преидоша от языка в язык), из царства к иному племени… И везде Господь Бог хранил и покровительствовал им: не остави человека обидети их, т.е. не допускал, или никому не позволял обижать их, и обличал за них царей» (ГР). Бог не оставлял праведника один на один со злодеями и говорил в явлениях Своих: «Я буду с тобою». Он хранил Иакова от злобы Исава и завистливого Лавана.

«И обличи о них цари». Когда наступил голод, Авраам с Саррой перешли в Египет. Патриарх знал деспотичный характер фараона и пророчески предвидел будущее, поэтому договорился с Саррой, что та будет выдавать себя за его сестру. Иначе его просто убили бы, как здесь нередко случалось. Авраам все предвидел верно – и действия фараона, и помощь Бога. Так только фараон взял Сарру в свой дворец, чтобы приготовить к браку, Бог поразил его и весь дом его такими тяжкими ударами, что фараон, выяснив подлинное положение дел, отпустил супругов, опасаясь еще большего гнева Божия. То же повторилось позже в Гераре, когда «сестру» Сарру забрал царь Герарский Авимелех. Бог и здесь не допустил царя прикоснуться к ней, сказав ему во сне, что тот погибнет, если не вернет жену мужу ее: «Теперь же возврати жену мужу: ибо он пророк, и помолится о тебе, и ты будешь жив» (Быт. 20,7). Наверное, потому и предложил Авраам Сарре назваться сестрой, что, как пророк, знал последствия разных вариантов своих решений, вот и выбрал самый для всех благополучный. Или он получил прямой совет от Бога. Самое главное, он уповал на помощь Господа, который тайно и явно хранит людей Своих.

Далее следует Божие повеление к народам об избранных: ст. 15. Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте. Перевод: «Не прикасайтесь к помазанникам Моим, и пророкам Моим не делайте зла!» Эти слова и есть суды уст Божиих, «судьбы уст Его» (5 ст.), которые действуют «по всей земли» (7 ст.). Это повеление образует смысловой центр псалма: от исполнения или неисполнения этой заповеди зависят судьбы людей и народов. И дальнейшее противопоставление событий, произошедших в Египте сначала при Иосифе и затем при Моисее, зиждется на противоположном отношении владык страны именно к этому повелению. «Помазанными» и «пророками» здесь названы, в первую очередь, святой Иосиф и пророк Моисей, о служении которых речь пойдет далее. Но повеление Божие о неприкосновенности Его избранников объясняет и предшествующее повествование. По мысли отцов, помазанниками и пророками Бог называет здесь именно Авраама, Исаака и Иакова, родоначальников еврейского народа. Но когда и как они были помазаны? Не елеем, как позднейшие цари, первосвященники и пророки, но Духом Святым. Бог называет их помазанниками, «как помазанных Святым Духом, а пророками, как много пророчествовавших» (ЕЗ), т.е. находящихся в постоянном предстоянии Богу и прозревающих смысл многих событий. Помазание - знак избрания, отличия, отделения: «Нарек же помазанными не как помазанных елеем, но как соделавшихся избранными» (ФК). «Они названы здесь помазанниками, как лица, особо освященные Богу, отделенные от мира и посвященные на служение Богу. В том же смысле они названы и пророками, как Авраам, о котором Сам Господь Бог говорил Авимелеху: "Он пророк и помолится о тебе" (Быт. 207). А Исаак и Иаков в собственном смысле предсказывали будущую судьбу своих сыновей (Быт. 27:28; 49:1-28)» (ГР). Они были предназначены для высшей встречи: «Помазанные суть Авраам и подобные ему, потому что сподобились в видениях узреть явление Бога Слова» (АВ). Заповедь 15 ст. дана на все времена: она относится не только к современникам Патриархов и Моисея, но ко всем, кто вознамерится совершить зло против людей Божиих – ветхозаветных и новозаветных. Кто нарушит заповедь, с ним произойдет то, что не успело произойти с фараоном и Авимелехом при Аврааме и произошло с народом Египта и фараоном при Моисее.

Бог спасает народ и человека не только тогда, когда защищает от бед, но и тогда, когда попускает их, устраивая ими Свой Промысел. Таким промыслительным событием стал голод, а еще раньше – предательство братьев и рабство Иосифа - любимого сына Иакова: ст. 16-17. И призва глад на землю, всяко утверждение хлебное сотры. Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф. Перевод: И призвал Он голод на землю их; всякий хлебный злак истребил. Послал пред ними человека; в рабство продан был Иосиф. Тот голод был от Бога: «И призва глад на землю, всякое утверждение хлебное («укрепляющий хлеб» (ЕЗ)) сотры («истребил» (ЕЗ))». Мало какая беда может сравниться с голодом, но пришла необходимость послать на землю именно такое наказание. Однако от голода страдают все – правые и виноватые, безбожные и верующие. Тогда Бог берет избранных Своих за руку и выводит из земли смерти в землю, которую благословил и устроил. Так он вывел Авраама из земли упорного язычества, Лота из Содома, Иакова из опасности в Месопотамии, а теперь его же семейство - из голодающего Ханаана. Бог избрал Египет тем местом, где семья Иакова должна была превратиться в многочисленный, сильный и сведущий народ. Но разве могло произойти такое с горсткой чужестранцев в стране, где с подозрением относились ко всем пришлым людям и с презрением – к пастухам? Бог сделает невозможное возможным, если человек, через которого Бог устраивает Свой Промысел, выдержит испытание своей веры, чистоты, смирения, любви и всепрощения. Чем жестче экзамен, тем величественнее награда - благословение Божие, которое распространится на многие поколения потомков того праведника.

Зигабен полагает, что Бог избрал голод средством «приготовить Иакова к отшествию в Египет, когда семь лет изобилия уступили место семи другим летам бедствия и голода, и Бог истребил всю крепость от пищи и всю твердость, которую может доставлять сердцу человека хлеб» (ЕЗ). Чтобы отправить Иакова в Египет, было бы достаточно одного слова Божия, чтобы внук Авраама поднял всех детей своих и перешел в указанное место. Испытание голодом нужно было, чтобы явить Иосифа пророком Единого Истинного Бога, спасителем Египта и своего семейства и прообразом Христа. Голод (необходимость защиты от него) стал тем ключевым промыслительным событием, которое сначала возвысило Иосифа (он толковал сны о голодных годах), а затем явилось основой для утверждения его власти и силы, которые перейдут на весь его род. Голод призвал его братьев из Ханаанской земли в Египет, привел их к главному чиновнику, в руках которого была вся власть над хлебом. Они не могли не встретиться, а что дальше, - то зависело только от сердца Иосифа, который мог простить или не простить братьев. Но любовь его оказалась подобна Христовой: она созидает свой род, а не разрушает его, не изгоняет когда-то согрешивших, но прощает, видя покаянные слезы. Однако она есть любовь испытующая и зрящая сердце. Весь род Израиля спас один человек, и в этом Иосиф – прообраз Христа, но есть некоторая заслуга и спасаемых: они пережили истинное покаяние и воздали спасителю своему должную честь, а Богу - славу. Однако главный Спаситель – Промыслитель Господь: Бог спасает человека при условии его веры, терпения и жертвенной любви.

Итак, Бог послал Иосифа в Египет - для утверждения его рода в этой царственной и богатой стране, уровень цивилизации которой был несравненно выше, чем в земле кочевников. Трагедия в том, что любимый сын Иакова отправился туда в качестве раба: «Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф». Что значит: «пред ними»? Караван купцов-измаильтян привез Иосифа в Египет намного лет раньше, чем туда придут и там поселятся его отец, братья и семьи их. Каким образом Бог посылает («посла») человека, чтобы тот шел и сотворил волю Его? Иногда через прямое повеление, но чаще так, как показано здесь: через людей (братьев), которые действуют по собственным страстям, но Бог «встраивает» их страсти в Свой Промысел и использует во благо. Зачтется ли им это? Нет, как не зачтется другому любителю сребреников предательство, предреченное пророками: «Впрочем, Сын Человеческий идет, как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк. 14, 21). Грех братьев требует покаяния, и оно последует.

Братья от зависти возненавидели любимца отца и собрались убить Иосифа, но Бог не дал это сделать через заступничество Рувима. Но братья тайком от Рувима продали Иосифа купцам-измальтянам за 20 сребреников, а те перепродали юношу Потифару – начальнику телохранителей фараона. Таким образом, Иосиф «был послан туда прежде своего всего рода, т. е. предупредил их и приготовил для них вход в Египет, за которым последовало столько чудес. Таким образом, должно думать, что есть некоторые причины, для нас непостижимые, по которым Бог Своим премудрым Промыслом часто устрояет то, на что смертная (наша) природа обыкновенно, по своему неведению, негодует» (Исихий в ЕЗ). Страдания не озлобили юношу, но сделали Господа единственным его сокровищем: Бог постоянно являл помощь и благодатное присутствие. Святость Иосифа привлекала к нему симпатии людей. Он был разумен, честен и доброжелателен со всеми, успех следовал за каждым делом, к которому прикасались его руки, поэтому спустя некоторое время Потифар спокойно доверил такому способному управляющему все свое имение.

Но вот новый удар судьбы: клевета жены господина бросает юношу в темницу. Темница эта не была обычной: там содержались узники царя. Почему Бог не заступился за праведника своего? А каким еще образом и где чужестранец и раб мог бы познакомиться с приближенными фараона (виночерпием и хлебодаром), пусть даже опальными, чтобы потом предстать пред самим фараоном? И вот оковы смирили ноги его, но более плоти страдала его прекрасная душа, не знающая за собой никакой вины. Ст. 18-19. Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его: дондеже прииде слово Его, слово Господне разжже его. Перевод: Сдавили оковы ноги его, железо вонзилось в тело его. Но вот сбылось толкование его; слово Господне озарило его. «Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его». В переводе с еврейского: «железом стягчена была душа его». Здесь «железо» – образ злобы и насилия мира; оно сковало и ноги, и сердце. Св. Симеон, возвещая Пресвятой Деве скорбь Голгофы, употребит подобные слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). И Она будет сострадать Невинному. Но Господь был с Иосифом и смягчил сердце начальника темницы, и тот сделал юношу распорядителем и первым своим помощником. Господь давал успех всякому делу праведного узника.

Гнев фараона привел в темницу царских слуг - виночерпия и хлебодара. Иосиф служил им с вниманием и состраданием. Как-то, видя печаль на их лицах, он спросил о причине. Те рассказали юноше свои странные сны, и тот принял от Бога их истолкование и поведал узникам. Через три дня сны сбылись: виночерпий вернулся к царскому столу, а хлебодар был казнен. Через два года приснился сон фараону: семь тучных коров были съедены семью тощими; семь здоровых колосьев были уничтожены семью сухими. И тут виночерпий вспоминает об Иосифе - заключенного зовут к фараону. Фараон повторяет пред ним рассказ о снах и желает теперь испытать искусство толкователя. Но Иосиф ответил, что толкование, которое он сейчас даст, не от человеческого искусства и не его, но от Бога: на смену семи тучным годам придут семь лет голода. И тут же он предлагает план спасения страны - собирать в специальные житницы пятую часть всего урожая и беречь до тяжких времен.

О каком слове говорит Давид? «Дондеже прииде слово его, слово Господне разжже его». «Слово Его» = «слово Господне». 1. Это слово пришло от Бога, им Иосиф истолковал сны. Страдания Иосифа продолжались «до тех пор, пока Господь не одарил его Своим словом (дондеже прииде слово Его) - словом мудрого снотолкователя» (ГР). Это слово он услышал, как пророк, внутри себя, оно объясняло сны слуг фараоновых и самого фараона. И святой Иосиф, когда слышал и передавал слово Господне, видимо, чувствовал то же, что Лука и Клеопа, внимавшие поучению Спасителя: сердце горело в нем от прикосновения Всевышнего. «Разже» = очистило огнем, или воспламенило» (ИО). Слово Божие освятило Иосифа своей преображающей и животворящей силой.

2. Или словом названо промыслительное решение Господа об Иосифе. Его он не услышал внутри себя, а понял через всю цепь событий, случившихся с ним. Раньше Бог словно молчал, а теперь ответил избавлением: «По словам Исихия, словом называет слово о нем, которое Бог положил в своем домостроительстве. Ибо устраивая все словом, он усваивает некоему слову изменение и прекращение (конец) наших искушений, каковое (слово) мы узнаем уже из события, хотя прежде его и не знали» (ЕЗ).

Итак, фараон почувствовал в словах Иосифа силу высшей мудрости, т.е. увидел Бога, стоящего за Иосифом, поэтому не только освободил, но и возвеличил праведника. Фараон дал ему вместе с перстнем, дорогими одеждами и златой цепью полную власть над народом и князьями. И стал Иосиф вторым человеком после фараона. Ст. 20-22. Посла царь и разреши его: князь людий, и остави его. Постави его господина дому своему, и князя всему стяжанию своему, наказати князи его яко себе, и старцы его умудрити. Перевод: Послал царь слуг расторгнуть цепи его, властитель народа освободил его. Поставил его правителем дома своего и начальником над всеми владениями своими, чтобы вразумлял Иосиф вельмож царя, как вразумил его самого, и чтоб старейшин его умудрял. Иосифу было тридцать лет, когда фараон «"поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе (яко себе), и старейшин его учил мудрости" (по пер. с евр.). Испытав лично на себе опыты глубокой мудрости Иосифа, царь, без сомнения, уверен был, что "в нем был Дух Божий" (Быт. 41:38)» (ГР). Царь дал власть Иосифу именно потому, что склонился пред Богом, Который действовал через избранника Своего, иначе он ограничил бы свою благодарность только дорогими подарками. И еще фараон возлюбил то благочестие, которое открылось ему в сыне Иакова, и надеялся, что его вельможи научатся от начальника (или будут вынуждены) поступать в духе его праведности и мудрости. «Не столько для собрания в хранилища плодов Иосиф возведен на начальство, сколько для душевной пользы тех, которые имели быть умудряемы и наставляемы им. Ибо сей юноша вразумлял старцев, и сему молодому еврею дано было повеление исправлять много хвалившихся своею мудростию, и рабу – свободных» (Евсевий в ЕЗ).

Иосиф блестяще выполнил намерение фараона: собрал в житницы столько зерна, что и считать перестал от избытка. В числе других за хлебом приехали и его братья. Он не открыл себя, но подверг братьев испытанию: оставил у себя Симеона и потребовал привезти Вениамина, оставшегося с отцом. Хлеба дал и велел слугам незаметно вернуть серебро – плату за хлеб. Как ни боялся Иаков отпустить от себя Вениамина, но зерно кончилось, а странный податель хлеба требовал к себе именно младшего сына Иакова. Тогда Иуда взял на себя все полноту ответственности за него. И вот испытания, кажется, позади: чиновник был милостив, вернул Симеона, обрадовался Вениамину и велел наполнить мешки. Но главный экзамен ждал их впереди: Иосифу было необходимо узнать, что за люди его братья? Он устроил проверку не какому-то иному свойству, но их любви: чем они могут пожертвовать друг для друга и для отца? И вот правитель велит подложить в мешок Вениамина свою серебряную чашу. Догнавший их слуга, быстро определивший «вора», требует на суд одного Вениамина, любимца отца, – остальные могут ехать к семьям. Но те не оставляют брата, но следуют в дом правителя: Иуда выходит вперед и просит считать его рабом вместо Вениамина. И только тогда Иосиф и открывается братьям, и в ответ на их искренние покаянные слезы он велит не скорбеть о случившемся, но говорит: «Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт.45, 5). Бог дал Иосифу власть и славу для спасения рода Иакова, и Сын Человеческий войдет в Иерусалим во славе Царя-Христа - для спасения человечества. Иосиф победил терпением и любовью, и Христос – Крестом. Иосиф сохранил чистоту, честность, веру и самую душу – ничто не смутило ее мира. За это и принял награду от Бога - она не в мирской славе и богатстве первого чиновника, а в уверенности: Бог с ним и благословляет праведника Своего.

Иосиф послужил замыслу Божию – привести род Иакова в Египет: ст. 23. И вниде Израиль во Египет, и Иаков пришельствова в землю Хамову. Перевод: И вошел Израиль в Египет, Иаков поселился на земле Хамовой. «А земля Хама и Египет есть одно и то же, так как Египет, от которого получил название Египет, был внук Хама; почему и сама земля сия имела два имени – Египта и Хама» (ЕЗ). «Патриарх Иаков, получивший от Самого Бога назначение владеть Ханаанскою землею, когда получил от сына своего Иосифа приглашение прийти и переселиться со всем семейством в Египет, недоумевал, не нарушится ли вышеназванное назначение Божие о Ханаанской земле, и можно ли ему идти в землю Хамову, как бы вопреки воле Божией» (ГР). Но после жертвоприношения в Вирсавии Патриарху явился в видении Господь и сказал: «Не бойся идти в Египет; ибо там произведу из тебя народ великий, Я пойду с тобой в Египет; Я и выведу тебя обратно» (Быт. 46, 3-4). После этого стотридцатилетний «Иаков со всем домом своим, со всеми рабами и домочадцами перешел на временное жительство (пришельствова) в землю Хамову» (ГР).

Фараон, возвеличивший избранника Божия, получил свою награду от Бога. Вместо трагедии семи голодных лет, он получил изобилие: его страна ни в чем не нуждалась, но кормила соседей. Окрестные народы несли в качестве платы за зерно деньги, золото, серебро, потом – скот. Они продавали фараону свои земли и сами стали зависеть от него, но власть эта осуществлялась через сострадательного Иосифа, который давал зерно в долг. «И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону»; «И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю; когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим. Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону» (Быт. 47,20; 23-25).

Сыны Израилевы умножились и усилились чрезвычайно, и «наполнилась ими земля та» (Исх. 1,7): ст. 24-25. И возрасти люди Своя зело, и укрепи я паче врагов их. Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его. Перевод: И приумножил Господь народ Свой, и стал он сильнее врагов своих. Склонил Он сердце египтян возненавидеть народ Его, коварство учинить рабам Его. «Господь Бог весьма размножил народ Свой в Египте (и возрасти люди Своя зело) и сделал его сильнее врагов его, т.е. египтян, которые, видя быстрое размножение израильтян, стали опасаться их и враждовать против них» (ГР). Бог взрастил народ: «приращение зависело не от природы, но от обетования Божия» (ЕЗ). И Он же попустил испытания, когда «преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его». Бог никогда не всевает ненависть, но иногда позволяет человеку или народу поступать по собственным страстям. Египтяне возненавидели народ Божий, а фараон жестоко и коварно поступал с евреями, усиливая их бремя. Зигабен писал, что Бог попустил фараону ожесточиться, чтобы евреи захотели оставить Египет, ставший местом рабства и страданий. Презрение египтян к евреям помогло последним избежать смешения с этим языческим народом. Фараон и люди его не исполнили заповедь: «Не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте» (15 ст.). Все несчастья и «казни» египтян, о которых пророк напомнит далее, будут наказанием за эту ненависть к народу Божию и за ожесточение против Божественной воли.

Писание и Священная Библейская история архиеп. Вениамина говорят, что евреи жили в Египте 430 лет – с 17 по 13 в. до Р. Х. Но в 1522 г. до Р.Х. закончилось правление фараонов-гиксосов, которые были семитами и чужестранцами, как и род Иакова. В Египет вернулся род исконных владык, и положение евреев изменилось: «С почтением и уважением относились египтяне к Иосифу и единоплеменникам его, пока жив был сам Иосиф и тот царь, который возвысил и помнил заслуги Иосифа, но когда его не стало и когда воцарился новый фараон в Египте, то скоро были забыты все заслуги Иосифа, и египтяне не только стали враждебно относиться к евреям, но и совершенно возненавидели их» (ГР). Евреев изнуряли работами: те строили Египту города – Пифом и Раамсес, делали кирпичи, обрабатывали поля. Но их становилось все больше, тогда фараон приказал повивальным бабкам убивать родившихся мальчиков, но те боялись Бога и не исполняли приказа, и Бог за это устраивал добрую жизнь в домах их. Тогда люди фараона стали силой отбирать родившихся мальчиков и бросать их в Нил, но народ все равно возрастал и укреплялся. Евреи были лишены главного: возможности спокойно воспитывать детей, распоряжаться своим временем, быть свободными. Народ страдал и терпел, но не бунтовал. Они «сделались страшными для египтян: рабы – для своих господ, гонимые – для гонителей, пришлецы для коренных граждан, безоружные – для вооруженных. Ибо сколько, говорит, смирял (угнетал) их, столько они умножались и сделались весьма сильными» (Злат. в ЕЗ). Теперь Израиль мог идти в определенную ему Богом землю, потому что достаточно усилился, чтобы защищать ее, возделывать ее, строить свои города. За 430 лет евреи взяли все лучшее, что могла дать им цивилизация Египта, но теперь они должны были идти, чтобы строить жизнь по высоким Божественным заповедям - отдельно от язычников. Им предстояло получить Закон и утвердиться в благочестивых обычаях. Бог был на стороне страдающего и кроткого народа, и будет Сам вести его, но не без посредника.

Нужен был человек, который бы имел достаточно веры, духовной силы и послушания Богу, чтобы стать вождем и пророком - посредником между Богом и народом Его. И рождается Моисей, брат Аарона. Эти святые избранные Богом братья и посылаются к Израилю, чтобы собрать народ для исхода, и к фараону, чтобы словами и знамениями потребовать у него отпустить народ: ст. 25-27. Посла Моисея раба Своего, Аарона, егоже избра Себе. Положи в них словеса знамений Своих, и чудес Своих в земли Хамове. Перевод: Послал Он Моисея, раба Своего, Аарона, избранника Своего; поведал им о грядущих знамениях Своих и чудесах на земле Хамовой. «Посла Моисея раба Своего, Аарона, егоже избра Себе». «Всем известна исполненная промыслительных чудес Божиих обстановка рождения и воспитания пророка Божия Моисея. "Взятый из воды" дочерью царя и воспитанный и проживший при царском дворе до сорокалетнего возраста, Моисей оставил ничтожную мирскую славу и ушел в Мадиамскую землю» (ГР). Там ему была явлена Неопалимая Купина, там Бог призвал его «идти к фараону, египетскому царю, чтобы предстательствовать пред ним и ходатайствовать об освобождении народа израильского от рабства» (ГР). Бог велел Моисею: «Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, [Бог] Исаака и [Бог] Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед» (Исх.3:16-17). Моисей беспокоился, что народ не поверит, что с ним действительно говорил Бог, и тогда Господь дал пророку силу совершать знамения: его посох превращался в змею, а затем принимал прежний вид; рука покрывалась проказой, а затем становилась здоровой; вода же превращалась в кровь. Господь обещал вразумлять Моисея на верное слово, а так как тот был косноязычен, то назначил Аарона быть его устами, когда будет необходимо говорить к народу. Аарону Бог внушил идти навстречу брату своему. И встретились у горы Божией: Моисей рассказал будущему первосвященнику о повелении Бога и знамениях. И пришли в Египет, собрали старейшин, показали знамения – те поверили и поклонились Единому.

Не своей силой говорили и творили чудеса святые братья: «Итак, они были только служителями; а все совершал Он и был вождем народа. Они двигали язык и давали Богу взаймы уста свои и произносили слова, а вся сила, обитавшая в них, была от Него» (Злат. в ЕЗ). Господь «положи в них словеса знамений Своих, и чудес Своих в земли Хамове». В переводе с греческого: «Вложил в них слова о знамениях Своих и чудесах Своих в земле Хама». Они знали волю Божию = слово Его о знамениях и чудесах, «казнях египетских». Они шли и просили, чтобы фараон отпусти народ на три дня пути, дабы принести жертву Богу, и почти каждый раз называли ему следующий род «казни» - знамения Божия, которое последует за его отказ. Фараон не хотел знать Бога и говорил «нет», далее следовало обещанное несчастье: тогда фараон просил пророка прекратить его, обещая отпустить народ, но когда Бог миловал, сердце царя ожесточалось. Он не выполнял обещанного, лукавя не только пред евреями, но и пред Богом.

Знамения и чудеса. «Некоторые думают, что знамения и чудеса одно и то же; а другие знамениями называют то, что происходило и вредило по природе, какова была болезнь на египетский скот; а чудесами (τέρατα) то, что было не по природе, каково было изменение воды в кровь» (ЕЗ). Каждое чудо Божие есть знак Его воли, а каждое дело Его чудесно по премудрости, даже если оно не нарушает законов природы. Все «казни египетские» были сверх естества: они начинались и прекращались по воле Божией, по слову пророка, а не по естественным причинам; они поражали только ту землю, где жили египтяне, а не Гесем, отданный Израилю. Какая сила могла объяснить песьим мухам, саранче, граду и огню, где они должны были поражать, а где не должны? Только Бог. Против Него все усилия языческих жрецов были бессильны.

Псалмопевец перечисляет далее сами «казни египетские» - знамения и чудеса, предшествовавшие исходу: ст. 28-35. Посла тьму и помрачи, яко преогорчиша словеса Его. Преложи воды их в кровь, и измори рыбы их. Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. Рече, и приидоша песия мухи, и скнипы во вся пределы их. Положи дожди их грады, огнь попаляющ в земли их, и порази винограды их и смоквы их, и сотры всякое древо предел их. Рече, и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа. И снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их. Перевод: И навел Он тьму и мрак на египтян, ибо отвергли они слова Его. Обратил воды их в кровь и уморил рыбу в них. Вскипела земля их жабами, проникали они даже в сокровищницы царей. Повелел, и налетели песьи мухи и вредные мошки во все пределы их; наслал на них вместо дождей град и огонь, опаляющий землю их; и поразил виноградники их и смоковницы их, и сокрушил все деревья в пределах их. Повелел, и появились саранча и гусеницы, не было им числа; и съели всю траву на земле их, и пожрали все плоды земли их.

«В этих стихах перечисляются те чудесные знамения, которые Моисей и Аарон, по повелению Божию, совершили пред лицом фараона в наказание за его упорное сопротивление воле Божией (яко преогорчиша словеса Его). Все эти страшные наказания Божии, в течение почти целого года поражавшие египтян и не касавшиеся нисколько домов и поселений еврейских, известны в истории под именем десяти казней египетских. Порядок этих казней, следовавших одна после другой, по изложению псалмопевца, не соответствует, особенно в начале, тому порядку, в каком они изложены у бытописателя в книге Исход (гл. 7-12). Так, например, в книге Исход первою казнию описывается то чудо, когда Моисей, по повелению Божию, "ударил жезлом своим по воде реки", и вода мгновенно "превратилась в кровь", так что всякого рода рыбы, бывшие в реке, вымерли, и нечего было пить египтянам, потому что вода сделалась кровью не только в реке, но и во всех источниках водных, и даже в тех запасах воды, какие имелись в домах. У псалмопевца же эта казнь занимает второе место (*«Преложи воды их в кровь и измори рыбы их»), а на первом стоит: посла Бог тьму и помрачи. А у бытописателя эта трехдневная тьма по всему Египту, кроме домов и жилищ еврейских, описана как девятая казнь (Исх. 10:22-23)» (ГР). Книгу Исход писал очевидец «казней египетских», который считал долгом свидетельствовать об их последовательности точно, буквально. Автор псалма, не покушаясь на истину всем известных событий, подчеркнул определенный духовный смысл. Слова Божии, которые отверг фараон и его народ, есть свет, и ненавидящий их обретает тьму. Тьма – образ безблагодатного состояния, которое попускается врагам праведных и врагам слова Божия. Сердце фараона было помрачено с самого начала, до первой казни, когда вода превратилась в кровь, это и сказал псалмопевец. «Воплотился» же этот духовный мрак во время 9 казни. Эта тьма была необычной – «осязаемой», «густой» (Исх. 10, 21-22). И местное верховное божество – бог солнца Ра – ничем не помог народу. «Слова Златоуста: Весьма странное дело было, что тогда как свет сиял везде, в Египте видима была тьма, притом и не во всем Египте, но только там, где были египтяне» (в ЕЗ).

Безумие фараона и его слепота, следовательно, и «казни», имели причиной то упорное противление Божественной воле, которое явил фараон и народ его. Бог послал тьму, потому что египтяне презрели Божественное повеление: «яко преогорчиша словеса Его. «Преогорчевати» - упрямиться, противиться, упорствовать. Бог ожесточил сердце фараона, т.е. не смягчил его, чтобы явить всю силу слов Своих – для всех последующих поколений и народов.

«Поскольку египтяне, оставив Творца, служили твари; то и наказал их посредством твари, т. е. воздухом, огнем, землею и водою» (АВ), и низшие презираемые всеми животные входили в число палачей: «Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их». В книге Исход это вторая казнь, а здесь - третья. «По повелению Божию, данному чрез Моисея, Аарон "простер руку свою на воды" Египетские, и вышли жабы, и покрыли землю египетскую в таком множестве, что проникли даже "в сокровищницы (сокровенные жилища, спальни) царей", т.е. родственных лиц царствующего дома» (ГР). Египетская богиня - «гонительница жаб» - не помогла жрецам справиться с проблемой, и тогда фараон просит о прекращении несчастья Моисея.

Вслед за жабами пришли насекомые: в книге Исход это третья и четвертая казни. Господь устами Моисея «рече, и приидоша песия мухи и скнипы во вся пределы их». «Песия мухи, т.е. собачьи мухи, очень язвительные насекомые, которые быстро и со свистом налетали и безотвязно уязвляли, а скнипы - тоже разного рода насекомые, в том числе и мошки, и вши, размножившиеся по всем местам земли Египетской. Погибала земля от песиих мух и насекомых (Исх. 8:24)» (ГР).

О падеже скота (пятая казнь), язвах и нарывах (шестая казнь) псалмопевец не упоминает, но переходит к седьмой казни, которая пришла с неба: «Положи дожди их грады, огнь попаляющ в земли их: и порази винограды их и смоквы их, и сотры всякое древо предел их». «По переводу с еврейского, "вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их"; а по сказанию книги Исход (9:23), Господь "произвел гром и град, и огонь разливался по земле"» (ГР). Вместо долгожданных дождей египтяне получили от Бога огонь, разливающийся по земле, и необычной величины и силы град. Эти стихии поражали сады, скот и людей, причем Бог через пророка заранее предупредил фараона о таком бедствии, и кто поверил слову Моисея, сохранил рабов и животных. Отцы же говорят, что град и огонь пришли одновременно, являя чудо: «… С градом сыпались громы и молнии, и противные по своей природе вещи – вода и огонь - одна другой не истребляли: ни огонь не растоплял замерзшей в граде воды, ни вода не погашала пламени, но, отложив естественное несогласие друг с другом, совокупно причиняли Египтянам наказание» (Феодорит в ЕЗ). Господь хотел показать, что упорное сопротивление Божественной воле и жестокость, явленные египтянами, противны естеству человека.

Далее псалмопевец пишет о восьмой казни: «Рече, и приидоша прузи и гусеницы, имже не бе числа, и снедоша всяку траву в земли их, и поядоша всяк плод земли их». Бесчисленные гусеницы «съели всю траву на земле их и пожрали плоды, какие оставались от прежнего поражения на полях их. После каждой из описанных казней фараон, как бы раскаиваясь в своем ожесточении, изъявлял свое намерение отпустить израильтян в просимую ими пустыню, но затем опять ожесточалось сердце его, и он опять противился воле Божией» (ГР).

Ст. 36-38. И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их, и изведе я с сребром и златом, и не бе в коленах их боляй. Возвеселися Египет во исхождении их, яко нападе страх их на ня. Перевод: И поразил Он всякого первенца на земле их, начатки всех трудов их. И вывел народ Свой, обогащенный серебром и золотом; и не было в их коленах больных. Обрадован был Египет уходом их, ибо страх пред ними напал на него. «И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их». «Словами 36-го стиха пророк выразил десятую казнь на Египет. Своим ожесточением против дел Божиих, явно клонившихся к покровительству и защите израильского народа, фараон довел себя и народ свой до того, что долготерпеливый Господь Бог поразил в одну ночь всех первородных египетских - начатки всей силы их. По всему Египту поднялся тогда плач. Фараон, испугавшись гнева Божия, призвал Моисея и велел ему немедленно идти из Египта со всем народом еврейским» (ГР). Только эта единственная казнь подействовала на египтян, «дошла до сердца, и побудила их выслать иудеев» (ЕЗ). Фараон – образ сатаны, который будет побежден Пасхой Христовой и отпустит последователей Господа из рабства греху и смерти. Слово «Пасха» переводится как «проходить мимо» или «переходить». Фараон был побежден после того, как Ангел собрал души первородных у египтян, пройдя мимо домов евреев и других, поверивших слову пророка и начертавших на косяках знак для Ангела. Евреи после этого перейдут Чермное море, радуясь свободе и поражению фараонова войска.

Бог вывел народ из Египта, и не с пустыми руками, как и обещал Моисею (Исх. 3, 22): «И изведе я с сребром и златом». Евреям через Моисея «еще накануне того дня внушено было тайно, чтобы каждый у ближнего своего, и каждая женщина у ближней своей, выпросили "вещей серебряных и вещей золотых" и одежд. И дал Господь милость народу Своему в глазах египтян, и "они давали ему" (Исх 11:2-3)» (ГР). Если Бог так повелел, то только по справедливости: так как «Египтяне не позволяли Евреям брать и своей собственности, то сверх собственности взяли они и богатство Египтян, как бы в некую плату за тяжкое рабство, уносили с собой золото и серебро. И Бог не вопреки справедливости повелел быть сему, но для вразумления обижавших и в утешение обиженным» (ФК). Египтянам были оставлены дома и вся утварь, которую было невозможно взять в дорогу.

«И не бе в коленах их боляй». Вышедший из Египта Израиль насчитывал 600 тысяч мужчин, способных носить оружие, а число стариков, женщин, детей и примкнувших иноплеменников, которых никто не считал, многократно увеличивало эту цифру. И никакие внешние причины не могли задержать семью в Египте: «Никто, говорит, из евреев не нашелся больной или немощный, когда вышли из Египта; и это было по Божию промышлению, чтобы не остался никто в Египте по причине болезни» (ЕЗ).

Жестокосердных невозможно ни уговорить, ни умолить: египтяне послушались только своего страха. «Возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня». «Но Египтяне до того устрашены были всякого рода наказаниями, что освобождение Евреев почли благодеянием для себя самих» (ФК). Они радовались тому, что Бог Израиля больше не будет их наказывать, ведь они исполнили Его волю – отпустили народ в пустыню на три дня пути. Когда Египет понял, что навсегда потерял своих рабов, фараон и колесницы его отправились за евреями в погоню, но сомкнувшиеся воды поглотили их. Горе Своего народа Бог обращает в радость, а веселье его врагов – в скорбь о потере. Фараон, возвысивший Иосифа, посланника Божия, был возвышен Богом и получил сверх желаемого, такой же владыка при Моисее, пережив многие потрясения, потерял сына-первенца и лучшую часть войска.

Далее пророк вспоминает события знаменательные и радостные - из той же книги Исход: Давид радуется о Боге, Который покрывает народ милостью и просвещает. Он творит чудеса, чтобы дать все необходимое людям Своим: ст. 39-41. Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию. Просиша, и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я, разверзе камень и потекоша воды, потекоша в безводных реки… Перевод: Распростер Господь облако, как покров над ними, и послал огонь, да светит им ночью. Просили они, и налетели перепела, и хлебом небесным насытил Он народ Свой; разверз Он камень, и потекли воды воды, потекли пустыне безводной реки…«Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию». Тот, Кто есть «простираяй небо, яко кожу» (Пс.103, 2), простер над Свои народом покров облака, в котором шел Сам, указывая путь. Ночью в облаке том являлся огонь и освещал дорогу. Бог являл себя как Путь, Покров и Свет. «Он не повел народ по прямой дороге к земле Филистимской, которая была близка, а повел дорогою пустынною к Чермному морю (т.е. Суэзскому заливу). Господь шел пред народом днем в "столпе облачном" (распростре облак в покров им), а ночью - в столпе огненном, чтобы освещать и указывать им путь (еже просветити им нощию)» (ГР). «Слова Златоуста: Видишь ли безбедную жизнь? Видишь ли удивительное и преславное дело? Видишь ли, как творение употреблено на службу? Когда солнце беспокоило их днем своими пламенными лучами, облако сделалось для них покровом; и столп рассеивал для них тьму, служа им в одно и то же время и светом и руководителем. Ибо столп облачный заслонял их днем, и столп огненный светил им ночью, и оба вместе указывали им путь» (в ЕЗ).

Псалом ничего не говорит о грехах народа, о его ропоте и неверии, но только - о милости и делах Бога, которые чудесны. Давид делает акцент на благодеяниях Бога, их он перечисляет, не отвлекаясь на память о немощи человеческой: «Рассказав кратко о язвах, наведенных Богом на египтян, Давид теперь обращает слово к благодеяниям, оказанным Богом евреям, т. е. что днем Он покрывал их облаком, а ночью столбом огненным; что дал им перепелов и манну, которую называет здесь хлебом небесным; что из камня извел воду и напоил жаждущих, где реками называет разные потоки воды, которые, по Феодориту, текли из камня, в безводных, разумеется, местах, где, по словам Златоуста, нельзя найти и влаги…» (ЕЗ).

Люди «просиша, и приидоша крастели». Вечером землю вокруг стана в пустыне Син покрыли перепела (Исх. 16, 13), а утром люди впервые увидели небесный хлеб, обещанный Богом накануне, - манну. Она будет насыщать народ на протяжении всего пути: «и хлеба небеснаго насыти я». Манна была даром Небесного Бога и «образом того небесного хлеба, который дан в церковном Таинстве» (Исихий в ЕЗ). Вот как народ в первый раз увидел свой новый хлеб: «А на следующее утро был "слой росы" вокруг стана, и когда роса поднялась, то вот на поверхности пустыни что-то круглое, мелкое и белое, как иней на земле, и на вкус оно было, как лепешка с медом. Когда они увидели это, сказали: "Ман-гу? что это?" Моисей сказал им: "Это хлеб, который дал вам Господь с неба" в пищу» (ГР).

Не Моисей, а Господь «разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки». Когда народ был в Рефидиме, близ горы Хорив, народ страдал от жажды. Господь повелел Моисею ударить жезлом по скале – из сплошного камня хлынули потоки, подобные рекам. Бог нарушал привычные человеку законы, чтобы насытить идущих за Ним.

Бог всегда помнил Свое обетование Аврааму и потомкам его, когда творил чудеса и устраивал спасительный Промысел: ст. 42-45. …Яко помяну слово святое Свое, еже ко Аврааму рабу Своему. И изведе люди Своя в радости, и избранныя Своя в веселии. И даде им страны язык, и труды людий наследоваша, яко да сохранят оправдания Его и закона Его взыщут. Перевод: …ибо Он помнил слово святое Свое, сказанное Аврааму, рабу Его. И вывел Он народ свой в радости, избранников Своих в веселии. И даровал им земли язычников, плоды труда народов унаследовали они, чтобы сохраняли повеления Его и закон Его соблюдали. «Яко помяну слово святое Свое, еже ко Аврааму рабу Своему». «А слово это заключалось в том обещании, данном от Бога Аврааму, что Он умножит потомство его, как звезды небесные и как песок на берегу моря (Быт. 22:17), и отдаст сему потомству во владение всю землю Ханаанскую, т.е. Палестину» (ГР). Вот Господь исполнил начало своего спасительного дела: «И изведе люди Своя в радости, и избранныя Своя в веселии». «Далее пророк говорит о радости и веселии, - тех чувствах, какие люди Божии, избранные его, восчувствовали в сердцах своих по чудесном изведении их из Египта. И как было не радоваться и не веселиться тому народу, который так недавно стенал под тяжким игом рабства, а теперь увидел и почувствовал себя совершенно свободным? В таких чувствах радости и веселия Моисей и все сыны Израилевы воспели Господу Богу благодарственную песнь: "Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море" (Исх. 15:1 и пр.). Услышали о погибели фараона народы и затрепетали. Тогда Мариам, сестра Ааронова, взяла в руку свою тимпан, за нею вышли и все женщины с тимпанами и воспели такую же благодарственную песнь Богу» (ГР). В подтексте евреи должны были читать: как извел Господь народ Свой из Египта, так выведет духовных чад Авраама из рабства диаволу, греху и смерти и возведет их в Царство. И радость вторых превзойдет веселие первых.

Господь завершит то спасение, начало которому положил исход: «И даде им страны язык, и труды людий наследоваша». Бог дал евреям цветущую землю Палестины. «После того, опустив 40-летнее странствование евреев по пустыне, дарование Закона на горе Синае, устроение скинии и многие чудеса, …пророк кратко упоминает о том, что Господь Бог отдал во власть евреев страны языческих народов и все то, что эти народы приобрели трудами рук своих» (ГР). «Он даровал не пустую и непроходную землю, но тучную и изобильную и хорошо возделанную, чтобы не изнемогали от земледельчества» (в ЕЗ). Бог дал Ветхому Израилю Палестину, а Церкви даст землю Царства.

Дал Господь людям Своим земное, чтобы те сохранили небесное: «Яко да сохранят оправдания Его и закона Его взыщут». Манна, вода из камня, перепела – это и дары Бога, и испытания от Него. Тем более свойства дара и испытания сочетают полученная свобода и земля, обещанная потомкам. Бог дарует и смотрит на сердце человека, на его ответ: ищет ли сердце, принявшее милость, как исполнить волю Бога, любит ли оно прощать, миловать и слушает ли совесть? Если люди не сохранят, не исполнят Божественного Закона, то не сохранят и дара – он отнимется. Евсевий пишет об иудеях первого века: «Евсевия: Поскольку, удостоившись стольких благодеяний, они не сохранили того, что содержалось в законе; то посему и отнята у них благодать, так что они не только потеряли землю, но и лишились Бога и сделались рабами язычников и рабов» (в ЕЗ). Бог являет Себя, и милость Свою, и чудеса Свои, «чтобы они, потомки Авраама, соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (ГР), «чтобы искали закона Его, каковое искание выражает любовь к Нему; потому что ищут того, к чему имеют расположенность» (ЕЗ). Храните Божие, и тогда обретете и не потеряете свое.

 

Литература

 

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. - Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

 

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. Честь 1. Ветхий Завет. Часть 2. Новый Завет. – СПб, 2006. – СБИ

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm - ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. - М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856ИО.

Терновский С. Г. Толкование особых изречений в Псалтири. – М.: «Лествица», 2000

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. - http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/lopuhin/psaltir/txt104.html - Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. - http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на послание к Евреям -https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-evrejam/11

 

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. - http://www.slavdict.narod.ru/ - ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

 

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блаж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

 

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (*   ).