8-960-88-000-22
г. Волгоград, пр. Столетова, д. 4
Южное благочиние г. Волгограда
Главная Воскресная школа О Воскресной школе

Воскресная школа «София»

Воскресная школа «София» родилась при храме Рождества Пресвятой Богородицы в 1997 году.

Духовный попечитель школы – настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иаков Дергилев.

Предметы, изучаемые в нашей воскресной школе и преподаватели этих предметов.

Храмоведение — Рогожина Татьяна Дмитриевна.
Евангельское чтение, Литургика — Рогожин Юрий Владимирович.
Жития святых — Сильчева Татьяна Вениаминовна.
Ансамбль «Звонница» — Сергеева Ирина Васильевна.
Церковнославянский язык — Морозова Екатерина Арсентьевна.
Творческая мастерская «Орнамент»
— Войтова Ксения Владимировна.
Церковное пение, Уроки благочестия
— матушка Дергилёва Светлана Витальевна.
Сольфеджио, Теальральная студия «Анима»
 — Литвинова Екатерина Олеговна.
Гусли
— Игорь Данилович.

Самое главное в нашей школе – совместная молитва. Когда мы все вместе (дети, родители, преподаватели) стоим у Креста Господня и просим, чтобы Господь помог нам во всем, чтобы все устраивалось во славу Божию, во спасение наших душ и на пользу церкви.

Доброй традицией нашей школы является подготовка и проведение праздников Рождества Христова, Пасхи и нашего престольного праздника – Рождества Пресвятой Богородицы.

Каждое лето, во время Успенского поста, с 14 по 28 августа в нашей воскресной школе действует детский трудовой лагерь, в котором дети молятся, читают святое Евангелие, трудятся на благо Церкви.

Особенно радостным и долгожданным событием в жизни школы бывает паломническая поездка по святым местам, которая очень объединяет и сплачивает всех детей и преподавателей.

Важным является то чувство, что мы одна большая и дружная семья и мы на корабле спасения – в Церкви Христовой, где есть все необходимое для нашего спасения – Таинства Церкви. Самое главное – чтобы дети (мы) любили Господа, любили Богослужение, любили читать Слово Божие, любили друг друга и стремились участвовать в благодатных Таинствах Церкви – исповеди и святом Причащении. Важно, чтобы дети чувствовали жизненную необходимость в этом, хотели жить по Божьим заповедям. Тогда наши дети будут счастливы и в этой жизни и в будущей. Ведь Православие – это не система запретов, а жизнь, наполненная ЛЮБОВЬЮ к Богу и к людям.

Спаси всех Господи!


Дети в храме….. Это великое счастье. Сам Господь Иисус Христос говорит: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. Но это еще и великая ответственность на нас взрослых: родителях, педагогах воскресной школы. Так как дети, приходящие в храм на Богослужение должны тоже учиться вести себя благоговейно и не мешать молящимся. Но что мы наблюдаем на практике:

  1. Родители требуют от детей беспрекословного подчинения стоять по стойке смирно и не разговаривать.
  2. Родители сами молятся, не обращая внимания на поведение своих детей, думая что они в храме и всё нормально. Дети бегают, шумят немного, ничего страшного, они же дети.

И здесь две больших опасности:

  • В первом случае, в силу физиологических особенностей детей, которым хочется все время двигаться и познавать мир, стоять неподвижно в течении долгого времени очень сложно, к тому же они мало что понимают из церковно-славянских текстов и смысла происходящего. Божественная литургия продолжается около 2 часов. Да, некоторых детей это приучает к терпению, а для некоторых это очень мучительно и они после таких долгих стояний не хотят идти в церковь. И вместо того, чтобы привить любовь к Богослужению получаем отвержение.
  • Во втором случае, когда мы даем детям полную свободу в храме, они начинают чувствовать вседозволенность, начинают наглеть, теряют благоговейное отношение к Дому Божию, к службе, теряют страх Божий, что также недопустимо и очень страшно.

Как руководителя воскресной школы и как маму меня всегда мучил этот вопрос. Всегда хотелось помочь детям.

Мы придумывали «Облако спасения»: стелили большой ковер и всей воскресной школой стояли на нём всю службу и молились, объяснив заранее как необходимо трудиться над собой и быть воином христовым. Мы на службе, как на посту, на страже своей души. Какое-то время это помогало. И потом Господь вразумил: детям нужно дело, ответственное, важное. Они должны принимать активное участие в Богослужении. И тут всем нашлось применение. Открылись три основных пути их деятельного участия:

  1. Церковное пение — клирос.
  2. Прислуживание в алтаре.
  3. Помощь на подсвечниках.

Господь нас всех создал премудро и у каждого свои дарования. И вот, каждый может потрудиться для Бога на том месте, где он нужен. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя нужным. Дети очень любят Бога и для них потрудиться для Него — это великое счастье. Дети должны быть всегда заняты делом. И всё сразу встало на свои места: некоторые дети усердно помогают в алтаре, другие нашли себя на клиросе, а те кто не поют, с удовольствием трудятся у подсвечников.

Мне хотелось бы, как регенту детского хора подробнее остановиться на клиросном послушании. Все начиналось с малого. Мы пели с детьми на службе только «Тело Христово»… во время причастия. И это было для нас великое счастье, великое доверие. Постепенно стали изучать Божию Литургию, разучивать новые песнопения, тропари двунадесятых праздников. Задача регента не просто выучить песнопение, а объяснить детям смысл его (суть праздника или житие святого. тогда они поют осмысленно, с душой. Важно петь «едиными усты, единым сердцем». Кроме спевки есть предмет:»Православное Богослужение: где детям объясняем смысл происходящих священнодействий.

Вывод. Привлечение детей к церковной жизни включает два момента.

  1. Активное участие в Богослужении.
  2. Глубокое понимание происходящих на Богослужении священнодействий.

Это системная работа. Теперь дети поют на клиросе каждое воскресенье антифонно (попеременно) со взрослым хором. Это воспитывает их ответственными людьми. На службу нельзя опаздывать. Они научились приходить немного заранее, не все, правда. некоторые до сих пор опаздывают. Но мы молимся за них и надеемся, что и они приучатся к порядку.

Один раз пели «детскую литургию», т.е. пел всю литургию только детский хор. Но здесь нас тоже подстерегает опасность: гордость и тщеславие. Этого никак нельзя допустить в своё сердце. Важно объяснить детям необходимость думать о себе скромно и всё делать во славу Божию, а не напоказ.
«Пойте Богу нашему пойте, пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно». Здесь очень помогает пример фарисеев. Люди, хотя и служили Богу, а Христа не узнали, не увидели самого главного. Их ослепило самодовольство, гордость и зависть. Поэтому, самое главное научить детей духовной работе над собой.

Нам всем нужно просить у Бога трудиться во Славу Божию и для пользы близких. «Пою Богу моему дондеже есмь…»

Матушка Светлана